Ориентация в жизни, рефлексия, поступки и поведение человека определяются мировоззрением. Это довольно сложное философское понятие, которое охватывает психологическую, когнитивную, логическую и социальную сферы существования человека. Разные науки по-своему определяют это явление, философия стремится объединить все существующие подходы, создавая интегральное понятие.
Роль мировоззрения в жизни человека
Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.
Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.
Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.
Религиозное мировоззрение
На смену мифологическому миропониманию приходит религиозная картина мира. У них много общего, но религиозное мировоззрение – это более высокая стадия развития человека. Если мифологическое базировалось только на сенсорных образах и выражалось в мироощущении, то религиозное добавляет к чувственному восприятию логическое познание.
Основная форма существования религиозного мировоззрения – вера, именно на ней базируется картина мира верующего. Она дает человеку ответы на основные вопросы бытия, опираясь не только на эмоции, но и на логику. Религиозное мировоззрение уже содержит идеологический компонент, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями, поступками людей и миром.
Основные виды религиозного мировоззрения — иудаизм, ислам, христианство, буддизм — воплощают разные картины мира и идеалы. Религия, в отличие от мифа, не только объясняет мир, но и диктует определенные поведенческие правила. Религиозная картина мира содержит нравственные идеалы и нормы, это мировоззрение уже строится в ходе ответов на вопросы о смысле жизни и о месте и значении отдельного человека в мире.
Центральное место в религиозном мировоззрении занимает персона и идея Бога, он выступает источником всех явлений и главным объяснительным аргументом. Человеку предлагается единственная форма реализации религиозности – это вера, то есть, несмотря на наличие логики в религиозных текстах, все-таки строится картина мира верующего на эмоциях и интуиции.
Мировоззрение его виды и формы
Выделяют определенные компоненты мировосприятия:
- Знания
. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция. - Чувства
. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность. - Ценности
. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей. - Поступки
– положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи. - Убеждения
– тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни. - Характер
– воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.
Философское мировоззрение
Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.
Религиозное мировоззрение
Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.
Мифологическое мировоззрение
Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.
Научное мировоззрение
Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.
Обыденное мировоззрение
Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.
Историческое мировоззрение
В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.
Традиционные виды мировоззрений
Широкий взгляд на мир – это есть мировоззрение, оно на первых этапах может складываться стихийно, исходя из жизненного опыта, но обычно подвергается социальным факторам воздействия, в первую очередь важнейшее влияние оказывает семья.
Традиционно принято выделять такие виды мировоззрений как обыденное, философское, научное, историческое, религиозное, мифологическое. Также есть попытки выделить типы по различным основаниям, например, оптимистическое и пессимистическое мировоззрение, рациональное и интуитивное, системное и хаотическое, эстетическое. Таких примеров может быть бесчисленное множество.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
Признаки мировоззрения
При этом мировоззрение, несмотря на ярко выраженный субъективный характер, имеет исторический и социальный аспекты, поэтому данное явление выступает приметой человеческого вида в целом и имеет объективные, обобщенные признаки. Главная характеристика мировоззрения – его целостность, оно представляет собой сложнейшее образование, является формой общественного и индивидуального человеческого сознания. Также оно характеризуется обобщенностью, так как из опыта человек делает универсальные выводы, объясняя мироздание.
Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.
В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
— мифологическим
— религиозным
— философским.
Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.
Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.
Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.
Мироощущение мировосприятие и миропонимание
В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропониманиескладывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.
Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
Структура
Так как мировоззрение – сложное образование, то в нем выделяется несколько уровней, как минимум их два: это виды мировоззрений теоретического и практического порядка. Первые – результат абстрактного осмысления самых общих принципов существования мира, который обычно образуется в ходе обучения, философского и научного познания, вторые – это сформировавшиеся стихийно представления о порядке вещей в мире, они обусловлены индивидуальным опытом. Компонентами структуры мировоззрений являются знания, интересы, стремления, принципы, идеалы, стереотипы, нормы, верования.
Мировоззрение, его виды и формы являются результатом осмысления человеком окружающей действительности. Основными структурными элементами выступают мировосприятие и миропонимание как реализация двух базовых способов освоения действительности.
Мировосприятие – итог познания при помощи органов чувств, восприятия и эмоций. Миропонимание – результат логического, рационального осмысления фактов объективного и субъективного миров.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них
Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Преимущества обыденного мировоззрения
- Прежде всего, упрощенное отношение к жизни помогает человеку спрятаться от многих проблем. Создавая некий купол от внешней среды, человек находит время для себя, находит некую гармонию. Именно с помощью более простого отношения к жизни и проблемам можно сохранить свое здоровье.
- Стоит отметить, что такая позиция не является истинно верной. Постоянно прятаться от проблем также не стоит. Иногда лучше посмотреть страху в лицо и попытаться предпринять что-либо для улучшения ситуации.
- Обыденное мировоззрение наполнено стереотипами. Но кто сказал, что стереотипы — это всегда плохо? С помощью стереотипов из поколения в поколение передается опыт, накапливаемый десятилетиями. Отсюда идет все обычаи и традиции.
- Действуя под влиянием стереотипов человек социализируется, находит для себя круг общения и среду, которая будет ему наиболее комфортна.
- Еще одним аспектом обыденного мировоззрение является существование догмы. Догма представляет собой веру во что-то без требования доказательств. Положительная сторона догмы заключается в предоставлении человеку самостоятельного выбора.
Иерархическая структура мировоззрения
Человечество непрестанно накапливает знания, создавая культуру. Начиная с детства, личность формирует представление о мире под влиянием персональных особенностей восприятия, включая воспитание, темперамент, интеллект, местный менталитет и прочее.
Мироощущение — это иерархическая структура убеждений человека, состоящая из множества уровней. На каждой ступени этой пирамиды убеждения имеют относительно большую или меньшую степень доверия человека. Их можно представить в виде схемы, в основе которой располагаются проверенные личным опытом факты, уровнем повыше и менее «основательными» будут факты из жизни знакомых людей, а самый верх будет занят лишь теорией, предположениями о неизведанной сфере мира.
Научное мировоззрение
В ходе развития человеческой мысли появляются новые виды мировоззрения. Научное объяснение мира представлено в виде общих знаний о его организации и структуре. Оно стремится отвечать на главные вопросы бытия обоснованно и рационально.
Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним.
Так как мировоззрение всегда реализуется в виде ценностей и жизненных ориентиров, наука создает когнитивный запас, который становится базой для поведения.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
– мир материален;
– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Сложный процесс формирования
Человек не получает от рождения все виды мировоззрений, они могут только формироваться прижизненно. Социализация напрямую связана с формированием мировоззрения. Когда человек начинает задаваться общечеловеческими и философскими вопросами, тогда и начинает складываться мировоззрение. Это сложный процесс, который протекает в нескольких плоскостях одновременно. Человек накапливает опыт и знания, у него формируются интересы и умения, все это станет компонентами мировоззрения.
Главной точкой в формировании мировоззрения является поиск своего места в обществе, здесь важную роль играют самооценка и направленность личности. Постепенно система оценок мира и себя в нем закрепляется и переходит в разряд убеждений и представлений, которые и составляют основу мировоззрения.
Процесс формирования мировоззрения долгий, а возможно, даже бесконечный. Начинается он в детстве, когда закладываются базовые жизненные представления и формируются стереотипы. В юности появляется система принципов, которые будут основанием для поступков человека, и в зрелом возрасте происходит кристаллизация мировоззрения, его осознание и коррекция. Этот процесс может длиться всю жизнь. Важную роль играет образование. Разнообразные пути и виды формирования мировоззрения приводят к тому, что оно принимает многочисленные формы и варианты.
Мировоззрение современного человека
К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.
Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.
На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.
В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми
Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.
Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки
Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения
Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.
Философское мировоззрение
Размышления о смысле жизни, об основаниях бытия и предназначении человека приводят нас к возникновению философского мировоззрения. Оно постоянно развивается и расширяется, как и любое теоретическое знание, обогащается все новыми размышлениями. Характерной чертой философского мировоззрения, в отличие от мифологического и религиозного, является базирование на знании. Философия исходит из объективных знаний о мире, но интерпретирует их через субъективный метод – рефлексию. Также философской рефлексии свойственно опираться на законы логики, оперируя при этом своими категориями и понятиями. Философскому мировоззрению характерна систематичность, вместо чувственного переживания ведущим методом познания является размышление.
Философское мировоззрение прошло три эволюционных стадии становления:
- космоцентризм, когда велись поиски ответа на вопросы о возникновении мироздания;
- теоцентризм, первопричиной всего сущего признается Бог;
- антропоцентризм, когда на первое место выходят проблемы человека, этот этап длится со времен эпохи Возрождения и доныне.
Основные виды философского мировоззрения: идеализм и материализм. Они возникли еще на заре человечества. Идеалистическое мировоззрение главным началом мира считает идеальное: духовные, мыслительные, психические явления. Материализм, напротив, первичным началом именует материю, то есть вещи, предметы и тела. Таким образом, философия не только осмысляет вопросы о месте человека на Земле и его значимости, но и размышляет о первоисточниках мира.
Также выделяют другие виды мировоззрения в философии: агностицизм, скептицизм, и более частные: позитивизм, иррационализм и рационализм, экзистенциализм и другие.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Понятие мировоззрения
Сознание человека имеет сложную структуру, базовую часть которой составляет мировоззрение. Основные виды мировоззрения формируются по мере становления личности и являются ее неотъемлемой частью наравне с характером. Оно есть концентрированные представления личности о мире, ее опыт, когнитивный запас.
Мировоззрение – это обобщающая категория, обозначающая в философии обретение человеком теоретической основы в представлениях о жизни. В него включаются результаты осмысления личностью глобальных вопросов бытия: о смысле жизни, о понятии счастья, о том, что такое добро и зло, что есть истина и т. п. Это самые общие принципы существования отдельного человека.
Большой психологический словарь онлайн
А также мы предоставляем нашим клиентам широкий спектр услуг психологического профиля — психологическое консультирование, психотерапия, психодиагностика, психотренинг, трансформационные игры и пр. как для частных лиц, так и для организаций.
А также приглашаем Вас на наш новый сайтmvya.ru
☏ Тел. Viber и WhatsApp: +7 (985) 920-07-50. Получить консультации психолога, где бы Вы ни были, можно с услугой нашего Центра помощь психолога по скайпу.
Большой словарь по психологии, лучший психологический словарь и значения психологических терминов |
Добро пожаловать в психологический словарь, а также предлагаем новую услугу — бесплатная консультация и помощь для пенсионеров! Бесплатный визит к психологу для студентов ВУЗов!
Основные компоненты мировоззрения
Различные исследователи, в частности, профессор Радугин, выделяют такие компоненты мировоззрения:
- Познавательный — это «сборник» знаний, которые человек получает и при индивидуальной деятельности, обучении, и при постижении накопленных человечеством знаний.
- Ценностно-нормативный — здесь главную роль играют ценности, верования, нормы социума и т.д. Сущность этого компонента дополняют также представления о хорошем и плохом, добре и зле, счастье.
- Эмоционально-волевой. Сюда относятся все эмоции людей, их психические установки, реакции, личные предпочтения и верования.
- Практический — этот компонент регулирует способность человека в определенной ситуации действовать так, а не иначе. Пути формирования практического компонента зависят и от всех предыдущих элементов.
Деятельность людей неразрывно связана со всеми четырьмя компонентами, она черпает из них силу, но также и дополняет их новым опытом, знаниями и взглядами.
Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»
Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?
Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности — это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.
Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.
Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.
Мифологическое мировоззрение
Формировалось на таком историческом этапе, когда человечество постепенно отделяла себя от природы и противопоставляла ей. Возникали различные культы, пантеоны. Непростые явления социальной жизни находили свое отражение в мифах: подобно людям боги и герои устраивали войны, конкурировали между собой.Свойства мифологии:
- наделение природы человеческими чертами;
- взаимодействие реального с фантастическим;
- отсутствие логического анализа и рефлексии;
- практическая направленность на решение бытовых задач;
- сюжеты однотипны и поверхностны.
Архаический подтип
Это древняя форма представлений человека о себе, жизни и взаимодействии с природой. Для него характерно сосуществование реальности и фантазии. Оба этих понятия объединились однажды в различных вариациях верований: тотемизме, анимизме, фетишизме. Точно так же в рамках этого мировидения не существует деления на «Я» и мир. Все вокруг имеет жизненную энергию и требует к себе определенного отношения (ритуалов, поклонения).
Альбер Камю: «Человек — это абсурд»
Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?
У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.
Человек — абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле — в том, чего нет.
Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.
Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.
Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.