Бессознательное по Фрейду. Понятие и виды бессознательного

Имя австрийского ученого Зигмунда Фрейда, пожалуй, одно из самых известных в современном мире. Его знают даже те, кто ни разу не открывал его труды, не говоря уже о небольших статьях. Больше всего на слуху знаменитые оговорки по Фрейду, его имя любят припоминать при виде многозначительных продолговатых предметов, таких, как сигара или банан. Также часто вспоминают понятие бессознательного. Однако далеко не все с точностью могут объяснить его суть. В этой статье мы обсудим психологию бессознательного, его проявления, а также теорию его последователя Юнга.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т.д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Фрейд и общество

Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.

С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.

В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Теория Зигмунда Фрейда

Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.

Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.

Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.

Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней. Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми. Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.

В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.

Взгляд К.Г. Юнга на бессознательное

В отличие от 3. Фрейда К.Г. Юнг не только не противопоставлял бессознательное и сознательное, но считал, что сознание основано на слоях коллективного бессознательного, архетипах — идеях, сформировавшихся у человечества в далеком прошлом. Человек стремится к самореализации, основываясь на стремлениях подсознания, которые обусловлены коллективным бессознательным. Чувство, подсознание, а не мышление, не сознание, говорит нам, что для нас хорошо, а что плохо. Все наши непроизвольные реакции находятся под влиянием глубинных структур, универсальных образов (символов). Человек сталкивается с проблемой адаптации не только к внешнему миру, но и к своему внутреннему миру.

Вот что он пишет в своей работе «Воспоминания, сны, размышления»: «После разрыва с Фрейдом для меня наступило время внутренних колебаний. Как будто я потерял ориентиры и не мог больше найти землю под ногами. Но прежде всего мне пришлось выработать новое отношение к своим пациентам. Я решил полностью положиться на их рассказы и не связывать себя какими-либо первоначальными предубеждениями. Поэтому я оставил все на волю случая. Вскоре я обнаружил, что пациенты спонтанно рассказывают мне о своих снах и фантазиях, а я просто задаю вопросы типа: «А что вы помните об этом?» или «Как вы сами это понимаете?». Где вы его взяли?». Таким образом, объяснение исходит от самого пациента, рождается из его собственных реакций и ассоциаций. Я избегал всевозможных теоретических установок и просто помогал пациентам понять себя, объяснить свои бессознательные образы.

Вскоре я был твердо убежден, что иду по правильному пути, что сны нужно понимать именно так, как исходный материал для интерпретации бессознательных процессов. Конечно, мой новый метод таил в себе много сюрпризов. Все больше и больше я чувствовал необходимость в объективном критерии, я бы сказал, точке отсчета.

Юнг считал, что «бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново. Согласно этому, сознание — «лишь вторичный феномен, наложенный на основную психическую деятельность, которая является деятельностью бессознательного». Полагать, что сознание определяет отношение человека к жизни — ошибка. «Мы проводим значительную часть нашей жизни в царстве бессознательного; мы мечтаем и видим сны….. Во всех основных жизненных ситуациях наш сознательный разум опирается на бессознательный разум. В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и только потом обретает сознание. Если так называемое личное бессознательное состоит из «забытых, подавленных, репрессированных, воспринимаемых только бессознательно» элементов, происходящих из индивидуальной жизни, то коллективное бессознательное не обусловлено социальными или этническими влияниями, Оно является хранилищем реакций на универсальные ситуации, такие как страх, угроза, борьба с высшей силой, отношения полов, отношения родителей и детей, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть света и тьмы.

Г. Юнг отмечал, что одним из наиболее существенных свойств бессознательного является то, что оно способно компенсировать реакции сознательного разума. В нормальных условиях реакция сознательного разума специфична для конкретной личности и приспособлена к внешней реальности, тогда как бессознательное обеспечивает типичную реакцию, которая исходит из всего опыта человечества и гармонирует с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Бессознательное, таким образом, дает человеку возможность принять такое отношение, которое соответствовало бы конфигурации его психики в целом.

Приоритет бессознательного

Согласно Фрейду, человеческая личность подобна айсбергу. На поверхности находится видимая, осознанная часть, состояние Эго, а под водой скрывается глыба бессознательных влечений и желаний. И всегда есть риск того, что этот айсберг может полностью поглотить индивида.

Это идея была сильным ударом по признанной концепции человека. Ведь фактически это означало, что он не имеет власти над собственной личностью, которая подвержена влиянию чего-то неосознанного и неотрефлексированного.

Кратко о деятельности Фрейда

Только в великом труде австрийского доктора было открыто для человечества субъективно лежавшее на поверхности представление об открытом и осознанном, за которым должно скрываться неизведанное и скрываемое. Книга «Психология бессознательного» перевернула представление о многих вещах. Зигмунд Фрейд пришел к своему пониманию окружающего мира и природы человека через свою практическую деятельность.

Ему пришлось ежедневно сталкиваться в своей практике с искалеченной человеческой психикой и ее чудовищными трансформациями. И этому нельзя было найти объяснение только в физическом нездоровье или мозговых преобразованиях. Причины, на взгляд специалиста с большим практическим опытом, должны были иметь более сложное объяснение.

Отношение к бессознательному до него не исследовалось на практическом уровне никоим образом, потому что почти не существовало такого термина. Некоторые авторы в художественной литературе опосредованно высказывались о подспудных течениях в человеческом сознании, и отдельные философы вплотную подходили к пониманию его существования.

«Психология бессознательного» Зигмунда Фрейда была создана не только как теория, не имевшая практического значения. Обобщение его многолетнего опыта профессиональной деятельности открыло новое направление, в исцелении человеческого душевного нездоровья.

Связь между психикой и соматикой

Изначально бессознательное по Фрейду изучалось в рамках естественнонаучных теорий. Психоаналитик считал, что сможет найти прямую связь между нейрофизиологическими реакциями человека и движениями его психики. Основными этапами работы в начале становления его теории были следующие: поиск причины, вызвавшей болезнь (чаще всего ею становится некая травма, нередко она происходит в детстве), исследования последствий (то есть сбоев в работе психики) и лечение (необходимо обеспечить пациенту возможность психической разрядки). Постепенно Фрейд начал использовать терапию словом, и это уже выходило далеко за рамки естественнонаучной концепции.

Сущность бессознательного

Важно отметить, что бессознательное по Фрейду является продуктом вытеснения. Что подвергается такому воздействию и каким образом, здесь мнения различных исследователей могут расходиться. Но сам психоаналитик считал, что вытеснение может происходить исключительно в направлении Супер-Эго. Оно является своеобразным репрезентом общества в человеке.

В ходе детского развития различные нежелательные влечения постепенно переходят в область Сверх-Я, и извлечь их оттуда невозможно, кроме как методом свободных ассоциаций или гипноза. Нежелательными могут быть мысли и влечения, которые противоречат нормам, принятым в обществе, его морали, а также те влечения, которые чрезмерно нас тревожат.

В данном случае Супер-Эго является более сильным субъектом, который вытесняет некие слабые психологические силы, например детские впечатления, которые являются неприемлемыми для социума.

Фундамент концепции

Между сознательной и бессознательной частями человека возникают конфликты, выливающиеся в неврозы, психические расстройства, мешающие нормальной человеческой жизни. Это стало основной идеей концепции бессознательного по Фрейду. Болезненные и стыдные переживания вытесняются в Супер-Эго и проявляются в виде неприятных симптомов где-то на грани между соматическими и психическими проявлениями.

Соответственно, для того, чтобы уравновесить эти конфликты, нужно наладить баланс между Эго и Супер-Эго, чем и занимаются психоаналитики. В ходе долгого рассказа пациента о своих мыслях и чувствах он с помощью специалиста постепенно приходит к истинной причине своего невротического поведения. «По дедушке Фрейду», такой причиной, конечно, являются подавленные сексуальные стремления. По версиям современных психоаналитиков, причин может быть большое количество, и для каждого человека они индивидуальны.

Другие его известные теории

Благодаря Фрейду, человечество вооружилось разноплановыми теориями, основанными на практическом опыте и научных знаниях. Он обнародовал роль сексуальных переживаний и положил начало современной сексологии. Проявил и объяснил роль феноменов, которым раньше не придавали значения – детских душевных травм, чувства вины, защитных механизмов, с помощью которых сознание пытается компенсировать существующие противоречия. Это была настоящая революция в психологии, которая дала толчок развитию новых перспективных направлений в лечении человеческой психики.

Как проявляется бессознательное

По Фрейду, бессознательные стремления скрыты от сознательной части человеческой личности. Однако они могут разнообразно проявляться в реальности.

Так, это может проявиться в виде оговорок, случайных описок, неожиданных поступков, в которых человек не дает себе отчета. Собственно говоря, в этом и заключается идея фразы «оговорки по Фрейду». Кроме того, Ид и Супер-Эго отражаются во снах, преследующих человека. Психоаналитики очень много внимания уделяют сновидениям. Считают их посланниками бессознательного, наполненными важной символикой.

Таким образом, формы проявление бессознательного в повседневной жизни человека разнообразны. Но для того чтобы понять, действительно ли это дает о себе знать скрытая часть нашей личности, стоит все же обратиться к специалисту. К сожалению, со своей точки зрения человек далеко не всегда может судить о своей личности. Впрочем, на то оно и бессознательное.

Эрос

Эрос – это сексуальный инстинкт, это проявление либидо. Человек, будучи не в стаде, не может полноценно осуществить все свои половые стремления. Ему невольно приходится подавлять их, ограничивая себя. В благоприятной ситуации сексуальная энергия будет направлена на созидание, на творчество, в науку или политическую деятельность.

Другими словами, в любое русло, которое требует мощного вложения сил и проявления себя. Это вытеснение полового инстинкта в другую сферу Зигмунд Фрейд называл термином «сублимация».

Карл Юнг и его идеи

Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.

Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям. Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида.

Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.

Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.

Проблема бессознательного в философии З.Фрейда

Предмет:Философия
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:11.11.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем рефератов по философии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

К.Юнг и три его открытия
Теория потребностей А. Маслоу
Н.Ф. Федоров. Проблема жизни и смерти
Философские идеи Ф.М. Достоевского

Введение:

Психика человека сложна и разнообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в его глубины. Из простого люди переходили к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и все его действия ему подвластны. Сознание определяет желания, мотивы действий человека и т. д. Так считают представители классической психологии. бессознательное отношение фрейда

Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Даже древние философы пытались объяснить, откуда приходят сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, проскальзывает, как человек автоматизирует движения? «Всемогущее» сознание не смогло ответить на эти и некоторые другие вопросы. И тогда бессознательное появилось на сцене как некая копилка всех тайных и подавленных желаний и мыслей человека. Сознание недоступно для сознания, они сосуществуют отдельно, как будто в соседстве.

Бессознательное может быть проанализировано только психологическим методом, называемым психоанализом. Основателем этого метода является великий венский психиатр З. Фрейд (1856 — 1939). Он первым в науке признал и развил идею о том, что сознание — не единственное звено в психике человека, определяющее его поведение и деятельность. Он выдвинул и подтвердил научную гипотезу о том, что, помимо сознания, существуют бессознательные и предсознательные, которые сильно влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на человеческой сексуальности, которая является главной движущей силой в развитии личности, на преувеличении сексуального желания.

Бессознательное З. Фрейд

Изучение феномена бессознательного восходит к древним временам, оно было признано в своей практике целителями древних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой для создания теории познания, основанной на воспроизведении того, что находится в недрах человеческой психики. Познакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, получил оттуда некоторые идеи о бессознательном. Таким образом, маловероятно, что мысли Платона, связанные с проблемой бессознательного познания человека, не попали в его поле зрения.

З. Фрейд является центральной фигурой, вокруг которой сгруппированы почти все теории бессознательного после того, как ему была предложена полная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее основных образований — бессознательной психики, и это касается не только теорий которые следуют одна за другой, но также и теории, тоже одна за другой, идущие против него. Поэтому З. Фрейд остается ролью одного из основателей этой психологии как науки не только о психике человека — бессознательном и психическом, но и о человеке, его носителе.

Для З. Фрейда бессознательное — это, в основном, что-то экстрасенсорное, воспринимаемое только в связи с человеком. В отличие от других, З. Фрейд сделал анатомию сознания и ментального бессознательного научным фактом. Но он объяснил этот факт на основе только негативного понятия — бессознательной психики, понимаемой только путем отрицания атрибута сознания, стоящего за ней.

Известно, что основным регулятором поведения человека является сознание. З. Фрейд обнаружил, что за завесой сознания лежит глубокий, кипящий слой мощных личностных стремлений, побуждений, желаний, не осознающих личность. Как лечащий врач, он столкнулся с тем, что эти бессознательные переживания и мотивы могут серьезно ухудшить жизнь и даже стать причиной психоневрологических заболеваний. Это привело его к поиску способов избавления пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и скрытых, слепых, бессознательных импульсов.

Учение о бессознательном является основой, на которой основана вся теория психоанализа. Психоанализ (от греческого «душа-душа» и «анализ-решение») является частью психотерапии, метода медицинских исследований, разработанного З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. Затем он был преобразован З. Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой души.

З. Фрейд исходит из предположения о том, что допущение бессознательного необходимо в связи с существованием таких актов, для объяснения которых необходимо признать наличие других актов, которые не являются сознательными, поскольку в данные сознания. Только в этом случае, считает он, не нарушается умственная преемственность и становится понятна сущность познавательного процесса с его сознательными действиями.

Дофрейдовская психология как объект исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. З. Фрейд, как психопатолог, исследующий природу и причины невроза, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая остался за рамками предыдущей психологии. Он столкнулся с необходимостью изучать природу психического, внутреннего мира «я» и тех структур, которые не вписывались в «сознательное» человека, и пришел к выводу, что человеческая психика является своего рода конгломератом, состоящим из различные компоненты, которые по своей природе являются не только сознательными, но также бессознательными и предсознательными.

В общих чертах человеческая психика кажется З. Фрейду расколотой на две противоположные сферы сознания и бессознательного, которые являются существенными характеристиками человека.

Сознательное З. Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что это единственное значение термина «сознательный ». В фрейдовской структуре личности представлены обе эти сферы следующим образом: он рассматривал бессознательное как центральный компонент, составляющий сущность человеческой психики, а сознание — только как особую власть, основанную на бессознательном. Сознание, согласно З. Фрейду, обязано своим происхождением бессознательному и кристаллизуется из нее в процессе развития психики, поэтому, по мнению З. Фрейда, сознание — это не сущность психики, а только ее качество, которое может или не может присоединиться к другим ее качествам.

Детальный взгляд на структуру личности З. Фрейда можно найти в его работах «На стороне удовольствий» (1920), «Я и оно» (1923). Модель личности, созданная З. Фрейдом, представляет собой сочетание трех элементов:

«Оно»(Id) — самый глубокий слой бессознательных побуждений, психическое «Я», основа активного индивида, который руководствуется только «принципом удовольствия» независимо от социальной реальности, а иногда и противоречит ей;

«Я» (Ego) является сферой сознания, посредником между «Оно» и внешним миром, включая природные и социальные институты, соразмерными деятельности «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешним необходимость;

«Сверх — Я» (Super — Ego) — это внутриличностная совесть, своего рода цензура, критический авторитет, который возникает как посредник между «Оно» и «Я» из-за неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» к обуздать бессознательные импульсы и подчинить их требованиям «принципа реальности».

Пытаясь проникнуть в механизмы человеческой психики, З. Фрейд исходит из того, что его глубокий естественный слой («Оно») функционирует в соответствии с произвольно выбранной программой для получения наибольшего удовольствия. Но поскольку, удовлетворяя свои страсти, человек сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», пытаясь обуздать бессознательные побуждения и направить их в канал социально одобренного поведения. «Оно» постепенно, но властно диктует свои термины «Я».

Как смиренный слуга бессознательных побуждений, «Я» пытается поддерживать свое хорошее согласие с «Оно» и внешним миром. Он не всегда преуспевает, поэтому в нем формируется новая власть — «Супер-Я» или «Идеал-Я», которая господствует над «Я» как совесть или бессознательная вина. «Суперэго» — это как бы высшее существо в человеке, отражающее заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека «Супер-Я» призвано сублимировать бессознательные побуждения и в этом смысле солидарно с «Я». Но по своему содержанию «Суперэго» ближе к «Оно» и даже противостоит «Я» как защитнику внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, приводящей к нарушениям в психике человека.

З. Фрейд утверждал, что мужчина сексуален с момента рождения. Сексуальные переживания детства играют огромную роль в жизни взрослого человека. Ребенок, по словам психиатра, сексуально привязан к своим родителям. Следует отметить периоды детской сексуальности, которые З. Фрейд выделил в своей работе «Три очерка по теории сексуальности». Таким образом, родилась возрастная периодизация З. Фрейда .

Проблема огромной важности сексуальных побуждений в жизни человека оказалась камнем преткновения для всего психоанализа, и именно в этот момент было обнаружено серьезное расхождение между З. Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как С. Юнг. А. Адлер, В. Райх, К. Хорни, Э. Фромм. Все они отошли от своего учителя и создали свои теории бессознательного, представляющие огромное направление, называемое «неофрейдизмом».

Бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга

Одним из первых, кто подверг критике теоретические постулаты З. Фрейда, был швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), который до 1913 года разделял основные идеи своего учителя. Суть расхождений К. Юнга с З. Фрейдом сводилась к пониманию природы бессознательного. К. Юнг полагал, что З. Фрейд незаконно сводил всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как человеческие инстинкты являются не только биологическими, но и символическими. Он предположил, что символизм является неотъемлемой частью самой психики, и что бессознательное порождает определенные формы или идеи, которые являются схематичными по своей природе и образуют основу всех человеческих представлений. Выделенные формальные элементы психики К. Юнг дает специальное название «архетипы», которые присущи всей человеческой расе.

Архетипы, согласно К. Юнгу, представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых формируются конкретные образы, наполненные содержанием, которые в реальной жизни соответствуют стереотипам сознательной человеческой деятельности.

В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельной личности, К. Юнг провел четкое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер из-за забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, то, как они думали и чувствовали, как они постигли жизнь и мир, богов и людей. Коллективное бессознательное представляет собой скрытые следы памяти о человеческом прошлом: расовая и национальная история, а также недочеловеческое существование животных. Это универсальный человеческий опыт, характерный для всех рас и национальностей. Именно коллективное бессознательное является резервуаром, в котором сосредоточены все архетипы.

Одним из элементов аналитической психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые в бессознательной форме постоянно дают о себе знать. В бессознательном, по мнению С. Юнга, комплексы воспоминаний об индивидуальном прошлом всегда находятся наготове, в первую очередь родительские, детские комплексы, комплекс власти и другие. Комплексы — это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе бессознательного над сознательными процессами.

Основываясь на теории комплексов, К. Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимосвязи бессознательных и сознательных процессов психики, роль бессознательных побуждений в формировании поведения человека.

Подобно З. Фрейду и Ч. Юнгу, бессознательное является внутренним и необходимым ядром, формирующим ментальный мир человека. Наряду с такими примерами, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», он подчеркивает.

Занимаясь психоанализом, К. Юнг видел, что сны, фантазии, патологические явления являются продуктами бессознательного. Он признал, что неприятные события, переживаемые человеком чувства могут быть отправлены в бессознательное, чтобы сознание могло работать без помех. Кроме того, это включает в себя забывание некоторых неприятных для человека инцидентов, имен и т. д. Такое бессознательное содержание зависит от внешней среды человека, его социальной активности, сознательных переживаний и может стать доступным для сознания посредством психоанализа. Когда человек узнает значение своего бессознательного содержания, он сразу обнаруживает их связь с реальной жизнью и может заниматься самопознанием, которое позволяет вам понять себя, а не закрывать глаза на свои недостатки, что часто благоприятно влияет на поведение человека и мировоззрение.

Таким образом, можно сказать, что под индивидуальным бессознательным К. Юнг понимал бессознательный узнаваемый материал, имеющий явно индивидуальное происхождение. Содержимое этого типа бессознательного является индивидуальной собственностью или продуктами инстинктивных процессов, которые составляют личность в целом. Индивидуальное бессознательное также включает в себя, помимо забытого и подавленного содержимого, также содержимое творческого характера.

Однако К. Юнг не рассматривал вопрос бессознательного в одностороннем порядке с органической точки зрения З. Фрейда. К. Юнг сказал, что бессознательное ни в коем случае не является урной, в которой сознание просто выбрасывает все, что не допускает его цензуры. Напротив, он связывал бессознательное с морем, которое выплескивается в нижний слой нашей психики и в котором скрываются удивительные вещи, которые иногда просто легкомысленно объясняются только сексуальными влечениями и подавленными желаниями. К. Юнг считал, что есть еще один класс, в котором есть содержание мифологического характера неизвестного происхождения. Такое бессознательное содержание не принадлежит одному человеку, одному человеку, но оно принадлежит всему человечеству, передается из поколения в поколение, распространено и носит коллективный характер. Это открытие позволило К. Юнгу вывести совершенно новый термин в психологии: коллективное бессознательное.

Коллективное бессознательное — это самый глубокий уровень личности, который содержит воспоминания и образы, унаследованные от наших предков. Коллективное бессознательное — это такая психическая система, которая обладает коллективной универсальностью и безличной природой, одинаковой для всех людей. Коллективное бессознательное обязано своим существованием наследственности; оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально.

По содержанию коллективного воспитания С. Юнг выделил универсальные психические образы, которые получили название архетипов. Слово «архетип» происходит от латинского опечатки (печать, оттиск) и означает определенное образование архаичного персонажа, который содержит мифологический мотив. Архетипы также принадлежат не одному человеку, а всему человечеству. Каждая страна имеет свой собственный круг коллективного бессознательного в виде первоначальных «ментальных структур» (архетипов), которые происходят из глубин веков, и, следовательно, они хранят самый древний опыт человечества, обеспечивая априорную готовность к восприятию и постигая мир.

Вы должны почувствовать разницу между медовыми архетипами и инстинктами. Архетипы и инстинкты, несмотря на некоторое сходство, все еще являются совершенно разными понятиями и требуют четкого различия.

Инстинкт — это физиологический импульс, и он воспринимается через чувства. Архетипы, в отличие от инстинктов, не влияют абсолютно на человеческие чувства, но проявляются через воображение и раскрывают свое присутствие только через символические образы.

В чистом виде архетипы встречаются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. По отношению к человеку архетип выражается через субъективный опыт, а человек воспринимает их через символические архетипические образы. Архетипические образы в психике человека проявляются через определенные символы в снах, фантазиях, патологических явлениях и т. д. Встреча с архетипическими образами всегда оставляет глубокий след в душе человека, всегда очень эмоционально окрашена, дает человеку определенную силу и энергию , что в несколько раз превышает его индивидуальное эго.

Следует также отметить, что К. Юнг верил в существование так называемых пророческих, предупреждающих снов. В этом случае бессознательное на своем образном языке информирует человека о его будущем или непосредственной смертельной опасности. Здесь вы также можете привести яркий пример из богатой практики К. Юнга. Речь пойдет об одном из его друзей, который был очень рискованным любителем-альпинистом. Однажды этот человек рассказал С. Юнгу о своем сне, что сильно встревожило великого психиатра. Он сказал, что видел, что он поднимается на очень крутой горе, сначала это восхождение очень трудно, а затем легко, он, казалось, летел к этой вершине, впадая в великий экстаз. Однако, достигнув вершины, он внезапно теряет равновесие, переступает через вершину горы и падает в пустоту. На этом его мечта заканчивается. К. Юнг понял, что бессознательное предупреждает о скорой смерти этого человека в горах. Когда К. Юнг поделился этими мыслями со своим знакомым, что причиной его смерти станут горы, он не воспринял это всерьез и продолжил свои опасные восхождения. Однако предсказание мечты сбылось с поразительной точностью. Спустя шесть месяцев, спускаясь с одной очень опасной горы, он буквально упал в пустоту, толкая стоящего под ним горного гида, таща его за собой, и оба они рухнули на смерть.

Бессознательный ум С. Юнга в аналитической психологии является центральным, но далеко не уникальным. К. Юнг также затронул проблему различий в типах человеческого поведения. Почему одни используют свой разум по большей части, а другие используют свои чувства? Почему некоторым людям нравится быть в поле зрения и общаться со многими людьми, в то время как другие живут в своих раковинах, не первыми вступают в контакт, любят баловаться мечтами, мечтами, несколько оторванными от реальности? Аналитическая психология К. Г. Юнга отвечает на все эти вопросы.

Вывод:

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только благодаря изучению бессознательного вы сможете узнать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ основан на введении в бессознательное состояние пациента.

З. Фрейд является центральной фигурой, вокруг которой сгруппированы почти все теории бессознательного после того, как ему была предложена полная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее основных образований — бессознательной психики, и это касается не только теорий которые следуют одна за другой, но также и теории, тоже одна за другой, идущие против него. Поэтому З. Фрейд остается ролью одного из основателей этой психологии как науки не только о психике человека — бессознательном и психическом, но и о человеке, его носителе.

З. Фрейд дал мощный импульс изучению этой темы. Теперь никто не сомневается в достоверности того факта, что это бессознательное выражается в наших снах, оговорках и т. д. Однако это было не всегда так. З. Фрейд и Ч. Юнг прошли сквозь глухую стену непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но, как мы выяснили, сознание отнюдь не является доминирующим звеном, напротив, это лишь часть многогранной человеческой психики, которая контролирует многие процессы, но не все без исключения.

Проблема огромной важности сексуальных побуждений в жизни человека оказалась камнем преткновения для всего психоанализа, и именно в этот момент было обнаружено серьезное расхождение между З. Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как С. Юнг. А. Адлер, В. Райх, К. Хорни, Э. Фромм. Все они отошли от своего учителя и создали свои теории бессознательного, представляющие огромное направление, называемое «неофрейдизмом».

Итоги

Итак, бессознательное по Фрейду – это универсальный для каждого человека психический феномен, который во многом обуславливает его поведение. Оно же является источником психических расстройств.

Австрийский психиатр определил понятия и виды бессознательного – Ид и Супер-Эго. Второе оказывает значительно более сильное воздействие на конкретную личность, поскольку это его индивидуальное бессознательное.

В дальнейшем ученики Фрейда развили концепцию структуры личности. Стало ясно, что видов бессознательного значительно больше, чем предполагал первооткрыватель этого понятия. Постфрейдизм и неофрейдизм приобрели большое количество последователей – Юнг, Адлер, Фромм и т. д.

Теорию Фрейда обсуждают и критикуют до сих пор. Но невозможно отрицать, что она оказала масштабное влияние на развитие науки и философии XX и XXI века, и в частности на исследование психологии бессознательного.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. Левина

Основные положения разработал К. Левин.

Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.

Был близок к гештальтпсихологии.

Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.

Использовал понятия валентности поля.

Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.

Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.

Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.

К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:

К. Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта.

Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.

Виды конфликтных ситуаций:

(1) Конфликт «стремление – стремление».

Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.

имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.

(2) Конфликт «избегание – избегание».

Этот конфликт противоположен первому.

Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.

(3) Конфликт «стремление – избегание».

Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).

(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».

Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.

Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.

Величина поведенческой тенденции зависит от:

— величины валентности цели,

— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.

Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.

Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.

Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.

Чем меньше расстояние, тем больше отрицательная валентность; чем больше расстояние, тем больше положительная валентность

Соотношение этих сил представил в виде графика:

Миллер Д. 1944 г.

– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.

Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:

Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.

1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.

2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.

3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

Величина градиента зависит от силы влечения.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.

График соотношений градиентов:

Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.

По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]