Испытание скукой: отчего нам бывает скучно и что с этим делать

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту (James Danckert) было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на своём автомобиле в дерево. Его извлекли из покорёженного кузова с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, не обошлось и без черепно-мозговой травмы.

Период реабилитации был очень долгим и сложным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил музыку. Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не возникло совершенно никакого желания взять в руки палочки и начать играть. Это занятие больше не приносило ему удовольствия.

Раз за разом Пол жаловался своему брату на то, что ему безумно скучно. И дело было не в приступах посттравматической депрессии. Просто теперь вещи, которые он раньше любил всей душой, не вызывали в нём абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.

Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. В ходе обучения он обследовал около двадцати человек, которые получили черепно-мозговые травмы. Думая о своём брате, Данкерт расспрашивал их о том, ощущают ли они скуку. Все двадцать человек, принимавших участие в исследовании, ответили положительно.

Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. Сейчас он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо, расположенном в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь учёные впервые начали заниматься серьёзным исследованием скуки.

Научное сообщество и скука

Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» пока не выведено. Скука — это не просто разновидность депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.

Учёные предпочитают давать слову «скука» следующее определение.

Скука — это особое психическое состояние, пребывая в котором, люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.

Как правило, такое состояние имеет отрицательные последствия для психического здоровья человека, а также заметно отражается на его общественной жизни.
Проводилось немало исследований, посвящённых скуке. К примеру, выяснилось, что именно она является одной из причин, провоцирующих переедание, наряду с депрессией и повышенной тревожностью.

Ещё одно исследование было посвящено изучению взаимосвязи скуки и поведения человека за рулём. Выяснилось, что люди, подверженные скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Кроме того, они медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.

Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждало, что им частенько бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки были более склонны к тому, чтобы в раннем возрасте начать курить и употреблять наркотики и алкоголь. Исследования коснулись и вопросов образования.

Успеваемость учеников напрямую связана с тем, испытывают они скуку или нет. Скука — это проблема, требующая повышенного к себе внимания.

Дженнифер Фогель-Волкатт (Jennifer Vogel-Walcutt)

подростковый психолог

Учёные пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, каким образом сказывается на психическом здоровье и как влияет на наш самоконтроль. «Необходимо основательно изучить явление скуки, прежде чем делать какие-то конкретные выводы», — уверен Шейн Бенч (Shane Bench), психолог, занимающийся исследованием скуки в лаборатории Техасского университета.

Людей, интересующихся вопросами скуки, становится всё больше и больше. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться для того, чтобы совместно работать над её изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал порядка десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.

Откуда приходит скука — и что с этим делать?

Фильм «Барышня-крестьянка»

Когда скучно, полезно вставать из постели, умываться и начинать смеяться!

Скука — тягостное эмоциональное состояние, вызываемое отсутствием дела или по причине утраты интереса ко всему, что происходит вокруг.

Скука — не врожденная эмоция, а чисто выученная эмоция: изначально детям присущ интерес ко всему. Зачем дети выучивают и осваивают скуку? Им это изначально интересно (новое выражение лица, новое ощущение), а самое главное — это иногда оказывается выгодным.

Рассказ: Собираемся мы семьей на пикник. Шура был всегда наивней. А дети, действительно, бывают разные, и то, что я рассказываю – это не про всех детей. Есть дети, которые скорее ловят то, что делают окружающие и честно, наивно повторяют. Шура был, скорее, наивным ребенком, и особо не выпендривался.

А Ванька был всегда творческой натурой. И всегда искал, выдумывал, находил, творил. В этом плане – личность еще та. Если мы собираемся идти куда-то, то мама просит Шурку что-то собрать, Шура шел и собирал. А Ваня делал немного усталое лицо и говорил: «Знаете, я думаю, что мне там будет неинтересно. Мне там скучно, я бы лучше дома остался, книжку почитал». Любая нормальная мама начинает говорить: «Ванечка, там будет интересно, там будет то-то, там будет так-то, мы тебе вот это купим, там будет хорошо». Он говорит: «Нет, все-таки как-то неинтересно, лучше книжку почитать». Я смотрю на этот спектакль – так интересно. Взрослые ведутся. Если ребенок видит, что взрослые ведутся, то ребенок освоит скучающий вид: «Знаете, взрослые, все-таки то, что вы предлагаете как-то не бодрит. Маловато предлагаете». Это классная игра, иногда ситуативная, иногда становится чертой личности. И этот человек живет несколько десятилетий со скучающим лицом «Что-то в этом мире смыслов недостаточно; этот поверхностный позитив без такой-то глубины – это не мое. Для моих возвышенных поисков должно быть что-то более серьезное. Мало даешь, Жизнь». А начинается в 3-4 года, и на ближайшие 40 лет или больше будет длиться.

Также правда, что скука у детей рождается тогда, когда умирает игра. Игра же умирает, когда ребенок становится пассивным

потребителем развлечений, подаваемых ему через организованный досуг и телевизор. У детей, потребляющих телевизор, не развивается самостоятельность, интересы, фантазия. Сплошь и рядом дети, предоставленные сами себе, маются от скуки.

Скука, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими: внутренним текстом, мимикой и телом, картинкой-ситуацией:

  • Мимикой и телом: скучным лицом (скучающими глазами), вялыми движениями, монотонной интонацией, усталыми плечами, повисшими кистями и шаркающими ногами,
  • Внутренний текст: обесцениванием ценностей («Все фигня!»)
  • Картинка-ситуация: перекрашиванием мир в серые тона, где ничто существенно не отличается от другого. Все — одно…

Для человека нормально развиваться или хотя бы пребывать в некоторой разумной нагрузке. Когда человек не получает должной нагрузки или когда с ней не справляется, он делает себе скуку. Состояние скуки возникает, в том числе, и при отсутствии цели. Когда человек скучает о ком-то или о чем-то — это еще не так страшно. Но когда приходит скука от бесцельной жизни — это серьезный сигнал.

Как совладать со скукой? Снятие скуки достигается двумя путями: деструктивным и конструктивным. Деструктивный путь — это притупление мозга и разума (всякого рода «балдеж»: тяжелый рок, алкоголь, наркотики и т.д.)

Как честно сказал один подросток: «Если мне скучно, врубаю музыку. Если очень скучно — сижу в инете. Если совсем скучно — сплю».

Конструктивный путь — повышение активности. Если график жизни очень плотный, то скучать некогда. Распиши свой график максимально плотно и следуй ему. Поставь себе цель. Творчество — приветствуется!

История изучения скуки

Своеобразным началом изучения скуки можно считать 1885 год, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) опубликовал небольшой доклад, посвящённый тому, как беспокойно и невнимательно вели себя слушатели, присутствовавшие на научном собрании.

С тех пор прошло уже довольно много времени, а темой скуки интересуется сравнительно небольшое количество людей. Джон Иствуд (John Eastwood), психолог из Университета Торонто, убеждён, что так происходит потому, что скука кажется всем довольно тривиальной вещью, на которую не стоит обращать пристального внимания.

Положение вещей начало меняться, когда в 1986 году Норман Сандберг (Norman Sundberg) и Ричард Фармер (Richard Farmer) из Орегонского университета показали всему миру способ, с помощью которого можно измерять скуку. Они изобрели особую шкалу, с помощью которой можно было определять уровень скуки, не задавая испытуемым вопроса «Вам скучно?»

Вместо этого необходимо было подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: «Кажется ли вам, что время течёт слишком медленно?», «Чувствуете ли вы, что задействуете не все свои возможности, когда работаете?» и «Легко ли вы отвлекаетесь?» Они были сформулированы Сандбергом и Фармером на основе опросов и интервью, в которых люди рассказывали о том, что чувствуют, когда им скучно. После того как опрашиваемые давали ответы, каждому выставлялась оценка в баллах, по которой и определялась степень подверженности скуке.

Шкала склонности к скуке Сандберга и Фармера стала отправной точкой, с которой начался новый виток исследований. Она послужила прототипом для возникновения других видов шкал, а также стала невероятно полезна и в других прикладных науках, помогая связать скуку с такими вещами, как психическое здоровье и успеваемость.

Однако у предложенной шкалы скуки имелись и существенные недостатки. По мнению Иствуда, этот показатель напрямую зависит от самооценки человека и поэтому очень субъективен, что портит чистоту эксперимента. Кроме того, шкала измеряет только уровень восприимчивости к скуке, а не интенсивность этого чувства. Неточность понятий и определений всё ещё создаёт некоторую путаницу среди учёных.

Работа над улучшением шкалы скуки идёт до сих пор. В 2013 году Иствуд занялся разработкой шкалы многомерного состояния скуки, которая включает в себя 29 утверждений о различных ощущениях. В отличие от шкалы Сандберга и Фармера, шкала Иствуда измеряет состояние опрашиваемого в текущий момент времени. С её помощью можно установить, что чувствует человек прямо сейчас.

Однако, прежде чем измерять уровень скуки, исследователи должны были убедиться, что участники эксперимента действительно её испытывают. А это уже совершенно другая задача.

Как бороться со скукой

Описываемое состояние зачастую сопровождается блуждающим вниманием, низким уровнем возбуждения, растерянным состоянием разума, которое нередко сочетается с нарушением физических, умственных способностей и усталостью. Для скуки из-за отсутствия интереса присущ низкий уровень энергии, из-за этого она нередко выступает предвестником депрессии.

Понимая, что скука – это отсутствие интереса, недостаток стимуляции, а также мотивации, необходимо действовать в этих направлениях.

Основным методом в борьбе с ежедневной скукой является определение и желание достичь цели(ей) в жизни. Цель должна иметь смысл для человека. Она поможет оживиться и позволит стремиться к лучшему в жизни. Цель не должна быть навязанной или успешно использованной уже кем-то другим. Определиться с целью поможет чтение книг, знакомство и общение с новыми людьми, путешествия.

Цели в жизни у каждого свои, поэтому в борьбе со скукой очень важно изучить себя изнутри и понять свои интересы. Для этого следует разобраться, чем человек готов заниматься всегда. Этот вид деятельности не должен надоесть через день, неделю и годы. Это может быть хобби, которое станет жизненной целью. Хобби это отдушина, которая поможет справиться со скукой и другими жизненными проблемами. Зачастую цель следует из мечты или одержимости, однако одного неудержимого желания мало, необходим ещё и труд.

Итак, чтобы побороть скуку, необходима цель, которая состоит из желания плюс осознанного решения действовать. Поставив её, следует определить задачи, которые помогут прийти к задуманному, добиться необходимого результата. Цель задач – это вырваться из оков повседневной жизни, познать что-то интересное или новое. Важно каждый день хотя бы час отводить себе для достижения своей цели. Она должна давать чувство удовлетворения и способна сделать скучный день осмысленным и счастливым. А поможет определить глубоко скрывающийся интерес и будущую цель честный ответ человека самому себе на вопрос, что ему больше всего нравится делать. Надо понять какое у него любимое дело и после этого следует начинать действовать.

Например, домохозяйка, скучая и рассматривая дизайн тортов, со временем может начать их печь на заказ или вести блог о приготовлении вкусных десертов; молодая мамочка вязать игрушки, выставляя их на продажу в социальных сетях; мужчины изучая информацию об автомобилях, могут стать в этом деле экспертами. Со временем хобби перерастёт в нечто большое и начнёт приносить заработок. Занимаясь любимым делом, можно побороть свою скуку, с которой всё и начиналось.

Самое скучное видео в мире

В психологии уже на протяжении многих лет одним из самых действенных способов создания у человека определённого настроения считается просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видео, которые стимулируют у человека возникновение таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд (Colleen Merrifield), занимаясь написанием своей диссертации, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей до слёз.

В видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не произнося ни единого слова, они берут одежду из огромной кучи и развешивают её на верёвки — куртки, рубашки, свитеры, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины развешивают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берёт прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают вешать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений — мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минуты.

Неудивительно, что люди, которым Меррифилд показывала видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попытаться изучить, как скука влияет на способность сосредотачиваться и фокусировать внимание.

Меррифилд просила участников выполнить классическую задачу на концентрацию внимания: необходимо было наблюдать за световыми пятнами, которые появлялись и исчезали на мониторе. Всё это специально длилось невероятно долго. Результат превзошёл ожидания: эта задача оказалась во много раз скучнее, чем самое скучное видео. Более половины испытуемых не смогли с ней справиться.

Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях учёные также просили участников эксперимента выполнять какие-то монотонные действия вместо того, чтобы смотреть видео. Для того чтобы человек начал скучать, его просили, к примеру, заполнять одинаковые бланки, выкручивать или закручивать гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, потому что отсутствовал единый стандартизированный подход к методам стимулирования скуки. Невозможно было выяснить, чьи результаты верны, а чьи — нет.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги — Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали статью, в которой попытались начать процесс стандартизации. Они выделили три группы действий, которые чаще других вызывают у людей скуку:

  • повторяющиеся физические задачи;
  • простые мыслительные задачи;
  • просмотр и прослушивание особых видео- и аудиозаписей.

Исследователи использовали шкалу многомерного состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько сильно каждая из выполняемых задач заставляла испытуемых скучать и не вызывала ли она у них какие-то ещё эмоции. Всего было шесть на редкость унылых задач. Самая скучная состояла в том, чтобы бесконечно кликать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные видео для того, чтобы вызывать у людей скуку, а использовать вместо этого обыкновенные поведенческие задачи.

Как избавиться от скуки?

Проанализировать ощущения.

Для начала достаточно прислушаться к своему телу и чувствам. Затем можно попробовать сменить физическое положение и понаблюдать за реакцией организма. Иногда простая удобная поза решает проблему, так как хорошо расслабляет. Скука превращается в релаксацию. Этот метод помогает, если нужно долго ждать, а ничего интересного вокруг не наблюдается. Длинные очереди, задержки рейсов — яркие тому примеры.

Есть возможность чем-то заняться? Отлично. Можно этим воспользоваться и проследить за изменениями. Под занятием подразумевается не только работа или учеба, но также хобби или полезные дела. Дальше ситуация будет развиваться по одному из двух сценариев:

  1. Благодаря занятости скука постепенно отступит, так как причиной подавленного состояния служило только безделье.
  2. Плохое настроение будет оставаться неизменным или усугубится.

Причинами второго варианта служат абсолютно разные проблемы. Одна из них заключается в полном отсутствии занятий. А вот энергии при этом может быть в избытке. Не имея возможности унять возбужденное состояние каким-либо делом, человек начинает скучать. Поэтому лучшим решением станет следующий шаг.

Успокоиться и попытаться расслабиться.

Эффективная релаксация помогает снизить эмоциональное возбуждение. Благодаря этому скука перерастает в отдых. Возможно, именно этого не хватает организму. Истощение вызывает упадок сил, который ложно принимается за лень и скуку. Несколько простых способов расслабиться:

  • медитация, желательно под тихую спокойную музыку, с приглушенным светом и аромапалочками или свечами;
  • поспать, обеспечив себе тишину и покой;
  • помечтать о будущих успехах, придумать, как их достичь;
  • отдохнуть на природе;
  • понаблюдать за аквариумными рыбками — они отлично успокаивают нервную систему;
  • сходить на йогу, массаж или любую расслабляющую процедуру.

Если проблема не в переутомлении, то релаксация не прогонит тоску и скучающее настроение. В таком случае пора переходить к третьему шагу.

Сфокусироваться на чем-либо.

Особенно на конкретном предмете или человеке. В первом шаге уже было предложено найти себе какое-нибудь занятие. Однако в ситуациях, где нужно просто ждать, сложно найти интересное дело. Прогулки по территории аэропорта во время задержки рейса быстро надоедают, а выйти из очереди, не рискнув своим местом, практически невозможно. Значит, можно попробовать удержать свое внимание на каком-то объекте.

Исподтишка подсматривать в книгу соседа или проглядывать строки газет около киоска, пока хозяин отвернулся, не особо весело. Хотя ценителям детективов подойдет. Остальным же лучше обратить внимание на окружающих. Можно ненавязчиво рассматривать человека и задаваться такими вопросами:

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Что он делает в этом месте, куда отправится потом?
  • Кто он по профессии?
  • Есть ли у него пара и дети?
  • Искренний ли это человек или что-то утаивает за улыбчивыми масками?
  • Что говорит о нем его одежда, аксессуары, сумки, походка, поведение?

Прежде скучающие игроки, которые глубоко проникаются таким занятием, удивляются, насколько близкими к действительности оказываются их догадки. Кроме того, эта игра способна подтолкнуть к новым знакомствам. А если объект наблюдения вдруг замечает за собой слежку, то психологи рекомендуют не отводить сразу же глаза, а просто улыбнуться.

Пройти тест на тип личности

Провести анализ последних месяцев.

Перечисленные методы не помогают? Тогда, возможно, причина скуки спрятана не в текущей ситуации, а где-то в прошлом? Если так, то желательно попытаться вспомнить свою жизнь за последние полгода. Отрицательную эмоцию могли вызвать:

  • сильное душевное потрясение, тяжелая психологическая травма;
  • рутина, сплошное однообразие в действиях;
  • отсутствие четкого понимания своих целей и желаний;
  • игнорирование собственных чувств, забота о ком угодно, но только не о себе;
  • ужасно нелюбимая работа или другая систематическая деятельность, которую совершенно не хочется исполнять.

Невозможно быть полноценно счастливым человеком, соблюдая чужие правила. Эти две истории тому доказательство.

Родители хотят, чтобы сын стал юристом, а не скрипачом, как он того желает. Чтобы не расстраивать близких и оправдать их ожидания, парень идет учиться в юридическую академию. Получает диплом, находит работу по специальности. Спустя несколько лет у него есть престиж, деньги, уважение родителей. А также скука, раздражение, ненависть к себе, неконтролируемые вспышки гнева. И очередная бутылка алкоголя рядом со сломанной скрипкой.

Молодой человек женится по любви. Жена — ангел во плоти. Единственный ее минус — она требует, чтобы муж ради нее отказался от еженедельных игр с друзьями в футбол. Мужчина обожает гонять мяч с приятелями, это его истинное хобби, но… Окрыленный остротой чувств, он соглашается на ультиматум супруги.

Спустя полгода скучающий парень предпринимает попытку поговорить с женой и все же пойти на футбол. Получает истерику, которая заканчивается только после его отказа от намерения. Еще через несколько месяцев благоверная начинает обвинять супруга в его пассивности к ней, домашним делам. Спустя год она застает его в постели с другой. Развод.

Изменить жизнь в соответствии с результатами анализа.

Если две описанные в предыдущем шаге ситуации, мягко говоря, не соответствуют ожиданиям, то пора действовать. Что можно сделать:

  • узнать больше о своих желаниях, амбициях, мечтах;
  • перестать игнорировать личные потребности, эмоции;
  • добавить в жизнь что-нибудь новое или, наоборот, избавиться от чего-то;
  • изменить способ выполнения обыденных задач;
  • учиться новому;
  • полюбить себя, выработать самоуважение.

В остальных случаях поможет следующий шаг.

Посетить кабинет психотерапевта.

Иногда это оказывается единственно верным и эффективным решением. Разговоры со специалистом — это открытие и принятие себя. Некоторые люди сталкиваются со стереотипами, останавливающими их на пути к профессиональной помощи.

Врач будет лезть в голову.

Нет, он не потребует рассказа чего-либо против воли самого клиента. Не станет давить. Подтолкнет? Конечно, потому что, поборов нерешительность, человек способен избавиться от десятка проблем. Но это помощь, а не давление.

Поход к доктору означает, что человек болен.

Пациенту действительно нужна помощь. Но, во-первых, почему никто не боится рассказывать о визите к терапевту, кардиологу, окулисту? Хотя они точно такие же врачи, как и психотерапевт — область лечения только разная. Во-вторых, психотерапевт — не психиатр. По сути первый решает проблемы, с которыми обращаются к психологу, только у него еще и медицинское образование есть.

Скука и самоконтроль

Многие учёные связывают возникновение скуки с дефицитом самоконтроля. Чем лучше вы умеете отвечать за свои поступки, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Именно поэтому исследователи часто связывают предрасположенность к скуке и склонность к таким вредным привычкам, как азартные игры, алкоголизм, курение и переедание.

Следует ли из этого, что скука и отсутствие самоконтроля — это взаимосвязанные вещи? Учёные пока не берутся ответить на этот вопрос. Приводя в качестве примера людей, у которых была черепно-мозговая травма, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошёл сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и зачастую обзаводятся уймой вредных привычек. Это учёный успел заметить, наблюдая за своим братом.

Однако на протяжении нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив свою любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самоконтроль могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.

Что такое скука?

Скука — это отрицательная эмоция, психически пассивное состояние, которое сопровождается отсутствием заинтересованности в людях, занятиях, окружении в целом. У человека с таким настроением снижается реакция, причем как на физическом, так и на психическом уровне. Сопутствующие ощущения — беспокойство, раздражительность, рассеянность, неудовлетворенность.

Физиология не влияет на скуку. А вот негативная эмоция способна вызвать физиологический дискомфорт. Причиной тому служит повышение уровня кортизола, или гормона стресса, в крови. В больших дозах при хроническом проявлении он может спровоцировать заболевания сердечно-сосудистой системы, инсульт или диабет. Учитывая риск, бороться с систематически возникающей скукой все же стоит.

Пройти тест на характер человека

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]