HR-Шпаргалка 6. Командный менеджмент — новая реальность управления бизнесом.


Говоря о командообразовании, профессионалы утверждают, что зачастую командные проекты постигает неудача еще на ранних стадиях. Причиной тому служит непонимание того, что такое команда, как она формируется и как функционирует. Ситуации, когда один человек преуспевает в выбранной деятельности, можно, грубо говоря, пересчитать по пальцам. Быть талантливым и умелым во всем, что касается проекта, может далеко не каждый – потому-то и создаются команды, в которых работают самые разные специалисты. Если организация работы коллектива выстроена правильно, команда может свернуть горы там, где одиночка и шага не сможет сделать.

Но, несмотря на серьезные выгоды, которые сулит командообразование, есть и определенные риски. Например, если неудача постигает одного человека, потери минимальны, ведь они касаются только его, а он, скорее всего, заранее был готов к тому, что может потерпеть фиаско. А когда речь идет о командном проекте, результаты касаются всех его участников. В итоге проект гибнет в муках на всеобщем обозрении.

Конечно же, это всего лишь пример, ведь есть огромное количество команд, которые достигают поставленных целей. Внутри таких коллективов царит полное взаимопонимание и поддержка, уважение и доверие. Результатом и становятся успешные реализации проектов. Но в чем же дело? Этим командам везет или они нашли свой «философский камень», превращающий что угодно в золото?

На самом деле все обстоит намного проще, и научиться правильно организовывать работу коллектива может практически каждый. Все дело в командообразовании, построенном на здравом смысле, осознанности и профессиональном подходе. Давайте же разберемся, что такое настоящая команда, что нужно, чтобы ее построить, и как поддерживать ее жизнь и работу.

Создать сильную команду может только профессионал в создании команд

Всем и так понятно, что для создания классного маркетинг-плана или сногсшибательного блокбастера необходимо быть профессиональным маркетологом или режиссером. Невзирая на это, многие команды формируются людьми, понятия не имеющими о том, как это делать правильно; людьми, не имеющими ни опыта, ни навыков.

Создание команды является умением, и в командообразовании оно значительно важнее любых технических, маркетинговых и каких бы то ни было других умений. К формированию команды нужно подходить с умом, почтительностью и уважением. Если вы не знаете, как подбирать для команды людей, как ставить задачи и достигать целей, как разрешать конфликты на работе и что делать при низкой продуктивности, первым вашим шагом на пути к формированию команды станет овладение именно этими навыками.

Овладевать же ими нужно точно так же, как и любыми другими – используя вспомогательные инструменты, такие как тематические статьи и книги, видеокурсы, аудиосеминары, интернет-сайты. Также стоит изучать опыт других команд и даже встречаться с их руководителями и простыми участниками.

Чтобы научиться создавать команды, нужно проявить изрядную долю терпения и выдержки. Информация-то есть, но перед применением ее нужно осмыслить и закрепить. Представьте себе хирурга, постоянно заглядывающего в учебник или просящего подсказки у ассистента во время операции – как вы считаете, он профессионал? Точно так и здесь: не усвоив основных навыков и не сформировав нужных качеств, за формирование команды браться опасно.

Можно попробовать метод проб и ошибок, и все постигать на практике. Но применение такого метода для развития командных навыков чревато потерей репутации и выставлением себя же в невыгодном свете. Нередко люди портят жизнь себе и другим, относясь к командообразованию халатно. Некоторые действуют наобум, думая, что обучатся всему уже на деле. Но это аналогично отправлению в море в шторм, чтобы поучиться плавать. Если повезет, вы останетесь живы, а если нет – потопите себя и потянете за собой остальных.

Поэтому мы советуем изначально самостоятельно основательно поработать над собой и понять, что такое командообразование. Тренинг, который вы проходите, станет первым шагом. Дальше можно прочесть несколько книг из списка, приведенного во введении, и ознакомиться с прочими материалами. Так вы сформируете базу для дальнейшего обучения. Но помните, что учиться нужно будет даже тогда, когда вы сформируете свою первую команду. Повышение квалификации – обязанность любого руководителя, лидера и человека, стремящегося к развитию.

А чтобы узнать, готовы ли вы к практическим действиям, можно использовать так называемое «правило большого пальца». Если вы сами считаете, что с удовольствием присоединились бы к команде с лидером наподобие вас, значит, вы готовы. Но если у вас возникают сомнения по поводу работы в такой команде, это говорит о том, что создавать свой коллектив еще рано. Обращайте внимание на нюансы, которые вызывают наибольшие опасения, и прорабатывайте их. Не стоит думать, что это преувеличение, ведь опыт профессионалов показывает: управлять командой может только всесторонне развитый и уверенный в своих знаниях человек.

Сначала формируется команда, а уже потом разрабатывается проект

Достаточно частое явление – когда люди выбирают интересные им проекты, разрабатывают планы, собирают кипы бумаг и только потом начинают создавать проектную команду. На первый взгляд этот подход кажется правильным, но в реальности все обстоит иначе.

Пока нет команды, выбрать осуществимый проект очень и очень сложно. Общая идея, конечно, нужна, т.к. указывает направление, но детали должны определяться только после того как сформирована команда. Чтобы не быть голословными, рассмотрим два варианта развития событий.

Давайте представим, что мы пошли по первому пути, где сначала создается проект, а затем формируется команда. Работа идет, идея вдохновляет, рассматриваются разные нюансы проекта, уточняется потребность в конкретных специалистах. Вроде бы все готовы и мы начинаем формировать команду. Например, мы решаем создать компьютерную игру, и, обладая некоторыми познаниями, берем на себя функции проектировщика и разработчика, и подбираем еще двух спецов – художника и программиста. Музыкальное и звуковое сопровождение будет лицензировано. Сам проект вполне прост – обычный 3D-action. Мы свято верим в успех новой игры, а спецификации наглядно показывают достижимость результата. По нашим подсчетам новинка будет готова через полгода.

Вполне разумный план, не правда ли? Но это иллюзия. Поначалу план кажется реальным, и множество разработчиков выбирают подобную стратегию из года в год. Бывает, конечно, что успех достигается, но это скорее исключение, нежели норма. А что же мы видим в действительности?

Месяц за месяцем нам приходится искать толкового 3D-программиста, который согласится работать на наших условиях, но мы так его и не находим. Все, что у нас есть – 2D-программист, начинающий осваивать 3D. Наш художник не может нарисовать качественную текстуру, даже если мы пригрозим ему 16-тимиллиметровым пулеметом. Он, конечно, хорош в своем 2D, но сногсшибательная новинка изрядно пострадает.

В итоге нам приходится кое-как пытаться делать конфетку из того, что имеется. Наши профи, сколько бы ни старались, не могут сделать 3D. На экране что-то маячит, но движок глючит, а игра хуже допотопного «Принца Персии» (не в обиду ценителям). Видя все это, наша команда уже перестала даже пытаться уложиться в сроки и следовать оговоренному в самом начале дизайну. У каждого есть свои идеи, которые он хочет воплотить. К тому же никто всерьез не воспринимает проектную документацию.

Мы решаем брать быка за рога: по полочкам раскладываем, кому, что и как делать, даем массу детализированных инструкций и задач. Но каждый член команды продолжает видеть игру по-своему, отчего в коллективе нет никакого единства. Его отсутствие затормаживает проект и срывает сроки. Наши программист и художник создают видимость работы, на самом деле уже не веря в успех проекта. А потом мы узнаем, что один из них вообще приобщился к стороннему проекту, и наш для него стал совсем не важен. Финал – полный провал проекта и разочарование в своих силах.

Так в чем же была ошибка нашего тимбилдинга? Дело в том, что мы сделали ставку на проектирование качественного продукта для геймеров, посчитав его достаточным условием для достижения успеха. Но в командных проектах такое, как говорится, не прокатывает. Чтобы реализовать командный проект нужно правильно подобрать людей в команду. Неправильная команда приводит к необходимости постоянного контроля. В правильной команде такой потребности не возникает, ведь индивидуальная ответственность становится нормой для всех.

Еще один недостаток первого подхода состоит в том, что неоптимально используется потенциал членов команды. Было бы намного эффективнее, если бы игра разрабатывалась с опорой на способности наших людей. Специалисты выкладываются по полной программе, когда делают то, что им под силу. Команда является в некоторой степени ограничивающим фактором, поэтому проект должен подстраиваться под нее.

Теперь мы стали умнее и пошли по второму пути, где сначала формируется команда, а потом создается проект. Общая концепция замысла у нас есть, но детали мы пока не обсуждаем. Наша первостепенная задача – построение команды, по причине чего мы вкладываем свое время в выбор лучших людей для реализации задумки. Выбор участников не ограничен никакими рамками, т.к. детали мы еще не конкретизировали. Основное внимание мы уделяем тому, что ближе узнаем людей, и потом выбираем тех, кто, на наш взгляд, отлично сработается с другими. Когда команда в полном составе, мы устраиваем тот же мозговой штурм, продумываем особенности и архитектуру игры, опираясь на возможности коллектива.

Независимо от характеристик проекта и области, к которой он относится, его успех обусловлен преданностью людей команде и общему делу. И члены команды будут намного преданнее, если у них будет возможность внести свой вклад в концепцию, а также шанс максимально применить свои умения. Все члены команды осознают, что их работа будет заметна, ощутима и ценна. Финал в этом случае – рост проекта, всеобщий энтузиазм, преданность людей делу, высокая вероятность успеха. Вполне возможно, что такая команда будет работать над другими проектами и в будущем.

Понятие «команда», «командная работа».

Команда– это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи. При этом, участники группы имеют личную заинтересованность в успехе всей группы. Такие группы стали возникать очень давно в истории развития человечества. Одним из примеров может служить группа охотников, загоняющих дикого зверя. В случае командного взаимодействия происходит комбинирование вклада отдельных участников в единое целое.

Команда -это не просто сумма отдельных частей. Работающие вместе люди могут произвести работу, которая может количественно превосходить или качественно отличаться от работы, которую могут выполнить отдельно трудящиеся индивидуумы. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она должна обладать определенной структурой.

Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды, которые должны быть четко определены. Участники должны разделять поставленные задачи и нести за их выполнение ответственность. Часто решение поставленных задач связано непосредственно со служебными обязанностями. В их распоряжении могут быть отработанные процедуры взаимодействия и координации работы.

Участники команды должны быть открытыми и честными друг с другом, готовы к противостоянию возникающим трудностям и внутригрупповым конфликтам, связанным с тем, что члены группы обладают различным мировосприятием. Границы команды должны быть явно установлены.

Команда должна обладать определенной автономией в управлении процессами, происходящими внутри ее. Необходим способ взаимодействия с внешними объектами, в том числе и с руководством. Выполнение этих условий позволит создать внутри команды«здоровую» атмосферу взаимодействия, группа будет постоянно развиваться.

Командная работа(Teamwork)– это совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща. Её эффективность во многом зависит от того, насколько каждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы в целом, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия своих коллег.

Команда должна состоять не менее, чем из трех человек – это нижняя граница размера команды. Верхняя граница может доходить до 12 человек и даже более. Команды, состоящие из малого количества участников (трех – четырех) работают быстрее, чем большие команды. Однако, команды состоящие из пяти – девяти человек могут быть более эффективными. Это связано с тем, что они более функциональны и обладают большими ресурсами: творческими, интеллектуальными и тд.

Стоит отметить, что чем больше команда, тем больше требуется затрат на сыгровку ее частников для эффективного. Наиболее важными для успешного командообразования считается определение способов распределения командных ролей и непосредственно связанная с этим оценка личностных особенностей членов команды для выстраивания эффективных композиций.

При работе в команде люди объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справить с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку. Компетенция – базовое качество человека. Оно имеет причинное отношение к эффективному исполнению обязанностей, возложенных на члена команды.

Компетенция является устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве самых разнообразных ситуаций. Различие способностей, особенностей выполнения рабочих заданий приводят к тому, что в команде можно заметить достаточно четкую ролевую дифференциацию.

Для того, чтобы команда была успешной, она должна обладать сбалансированным ролевым составом. Если команде не хватает исполнителя какой-нибудь определенной роли, команда будет работать менее эффективно. Соответственно, эту функцию на себя должен взять кто-то другой.

2. Особенности командного взаимодействия.

К огромному сожалению менеджеров, невозможно взять и моментально собрать хорошую команду. Для этого группа совместно работающих людей должна пройти в своем развитии ряд важных этапов. Вот как происходит организация команды:

1. Адаптация – происходит взаимное информирование и анализ задач. Люди осторожно общаются друг с другом, образуются пары и тройки. Они как будто бы проверяют друг друга и вырабатывают нормы и принципы взаимоприемлемого поведения, следствием чего является некоторая настороженность в коллективе. Эффективность командной работы на данном этапе низкая.

2. Группирование – создаются небольшие подгруппы по симпатиям и интересам. Выявляются несовпадения личной мотивации и целей командной работы. Члены команды могут противодействовать требованиям задачи – таким образом определяется уровень дозволенной эмоциональной экспрессии. Например, секретарь швыряет бумаги и смотрит, как на это отреагируют.

3. Кооперация – члены команды осознают свое желание работать над решением задачи. Это открытое и конструктивное общение впервые возникает вместе с местоимением «мы».

4. Нормирование деятельности – разрабатываются нормы и принципы взаимодействия в команде. Возникает ощущение доверия, межличностное общение находится на высшем уровне.

5. Функционирование – это стадия принятия решений для конструктивного решения задач. У каждого появляется своя роль. Команда открыто проявляет и разрешает конфликты. Теперь уже можно говорить об истинной команде, имеющей единые для всех членов коллектива цели, совместную деятельность по достижению этих целей, наличие хорошей и адекватной организационной структуры, хороший психологический климат. Организация эффективной командной работы на этом этапе может считаться успешно завершенной.

Психологи описывают ряд феноменов, возникающих в группе и имеющих отношение к эффективности командной работы:

· эффект объема – результаты деятельности зависят от численности группы (эффективность очень маленькой или очень большой группы будет наименьшей).

· эффект качественного состава группы – результаты командной работы зависят от однородности-разнородности состава (лучше всех сработается группа, члены которой разного пола и возраста, но практически одинаковы по социальным характеристикам).

· конформизм – поведение или убеждения членов группы изменяются в результате реального или воображаемого давления группы. Роль общественного мнения весьма высока для каждого члена команды, и каждый уважает принципы, выработанные общими усилиями.

· деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки в ситуациях анонимности, которые не концентрируют внимание на конкретном человеке.

· феномен сдвига риска – группа принимает или наиболее, или наименее рискованное решение, нежели принимали бы по отдельности ее члены.

· «огруппление» мышления – все члены группы заняты исключительно поиском устраивающего всех решения и отбрасывают достаточно реалистичные варианты.

· социальная леность – если ответственность делится на членов группы, то все начинают работать «спустя рукава».

Можно говорить о некоторых признаках организации хорошей команды. В ней участники считают себя частью рабочей группы. Соблюдается баланс между эффективной командной работой и сотрудничеством. Члены группы чувствуют себя компетентными, выполняют задания самостоятельно и несут ответственность за их выполнение. Между ними идет непрерывная дискуссия для улучшения сотрудничества и повышения эффективности командной работы. Каждый человек свободно предлагает свои идеи и критикует других.

Члены команды знают о заданиях друг друга и имеют представление о талантах и способностях каждого, что означает интерес и уважение друг к другу. В воздухе царит атмосфера открытой и конструктивной коммуникации, все идут на открытый диалог. Информация постоянно, быстро и целенаправленно передается друг другу. Имеют место открытость внешнему миру и организация конструктивного сотрудничества с другими командами.

В хорошей команде каждый ее член ощущает соответствие между тем, что он дал группе и тем, что он от нее получил. Это достигается за счет того, что каждый человек занимает свое оптимальное место в команде. Выполняя свою функцию на этом месте, он ощущает баланс между тем, что он может, и тем, что он хочет.

Исследования доказали, что для организации наиболее эффективной командной работы в группе должны присутствовать девять ролей. Их не обязательно должны играть девять человек – некоторые члены команды могут совмещать выполнение определенных функций, играя не одну роль, а две или больше. Вот эти роли:

1. «Рабочая пчелка»

Это дисциплинированный и очень надежный человек. Он добросовестен в межличностных обязательствах благодаря постоянному внутреннему контролю. Он практичен, доверчив и терпим по отношению к коллегам, консервативен и внутренне бесконфликтен. Работает на команду, не сосредотачиваясь на своих целях. Действует по принципу: «работа – это моральный долг». Именно «рабочие пчелки» превращают принятые решения и стратегии командной работы в конкретные задачи – сортируют цели и выстраивают логику их достижения. Но принципы организации эффективной командной работы таковы, что команды, состоящие целиком из «рабочих пчелок» (даже если у них очень высокий уровень интеллекта) не добиваются результатов выше средних, т.к. у них нет ценных идей и они не обладают гибкостью – попадают в тупик при необходимости изменений.

2. «Руководитель»

Это эмоционально устойчивый, спокойный и уверенный в себе человек. Для него характерна организация разработки стратегического видения, интегрирует и координирует усилия команды по достижению целей. Способен найти для каждого соответствующую роль в команде. Он может без предубеждения выслушать, рассмотреть и оценить достоинства всех предложений, в результате чего формируется мнение всей группы. Вместо творческого мышления у него сильный характер.

Он сильно мотивирован на достижение результата, имеет средний уровень интеллекта (116-132), т.к. люди, обладающие слишком высоким интеллектом, уходят в излишнюю рефлексию. Хорошо видит сильные и слабые стороны остальных, хороший коммуникатор, умеет слушать. В качестве его недостатков можно отметить то, что он склонен попадать под влияние других людей или может быть негибким в оценках. Он не умеет заражать энтузиазмом и эффективно руководит лишь в стабильных условиях.

3. «Мотиватор»

Это очень энергичный, «бегающий вприпрыжку» человек. Он не очень ладит с руководителями, и когда ему становится скучно, его «съедает начальник». Он беспокоен, склонен к доминированию, динамичен, обладает напором и смелостью для преодоления препятствий (они его тонизируют). Для него жизнь – это вызов.Если руководитель – социальный лидер командной работы, то «мотиватор» – лидер целевой, отвечающий за отдельный проект. Он быстро усваивает информацию, лишен застенчивости и робости, склонен к разочарованиям. В качестве недостатков можно отметить его раздражительность, нетерпеливость, склонность к недовольству.

4. «Генератор идей»

Это креативный, одаренный богатым воображением, способный решать сложные задачи творческий человек. Его больше волнует образ целиком, нежели его детали. Ему подвластна организация разработки новых проектов, но вот пути реализации этих проектов будут разрабатывать другие. Такие люди доверчивы и незащищены от нападок социума.

Они могут совершать глупые ошибки, поскольку много времени уделяют творческой энергии, идеям, но не учитывают потребности группы или вообще не способствуют достижению целей команды. Ему требуется поддержка руководства. Если «генератора идей» критикуют, он может вообще отказаться от сотрудничества. В этом и есть его недостаток – организация эффективного сотрудничества не слишком его заботит.

5. «Снабженец»

Это исследователь ресурсов, экстраверт, полный энтузиазма. Он коммуникабелен, хорошо развивает контакты и использует других людей в своих интересах, умело направляет деловой разговор к полезному для себя завершению. Он уходит из группы и приносит информацию, идеи, материалы, нужные для группы.

Его недостатки: в одиночной работе он неэффективен, ему нужен восторг окружающих. Может тратить время на дела, не относящиеся к цели. Он не трудоспособен в монотонных и однообразных ситуациях. Именно поэтому он часто ссорится с «рабочими пчелками». Он предохраняет командную работу от застоя и дает группе ощущение реальности.

6. «Критик»

Это человек, который осуществляет мониторинг и анализ происходящего. Для него важнее правильная организация труда, важнее задача, чем люди. Он очень рассудителен и разумен, хорошо прогнозирует ситуацию. Его критика не обижает людей, поскольку строится по принципу «ничего личного». Это человек стратегически мыслящий и проницательный, он рассматривает все варианты и делает безошибочные выводы. Его основная функция – это оценка идей. Он способен обосновать свою позицию и видит сильные и слабые стороны любого проекта.

7. «Аналитик»

Учитывает все факторы и ведет команду к принятию правильного решения. Его недостатки состоят в том, что он мало внимания уделяет людям и не способен мотивировать, в нем отсутствуют теплота и сердечность. Из-за повышенного внимания к деталям он может утратить стратегическую цель. «Аналитики» не проявляют себя ярко, поэтому их не стоит собирать вместе. Лучше всего они взаимодействуют с «руководителем», с «мотиватором» и с «генератором идей», поэтому организация их работы должна идти именно в этом направлении.

8. «Вдохновитель»

Это человек-«душа компании», командный игрок. Отзывчивый, спокойный, восприимчивый, дипломатичный, способен выслушать другого. Он предотвращает трения, регулирует конфликты, успокаивает – в общем, обеспечивает хорошее моральное состояние команды. Он способен оказать деликатное воздействие на конфликтующих, найти точки соприкосновения для спорящих, дать команде дополнительные силы в период кризиса.

Всем членам команды легко с ним взаимодействовать, т.к. сами «вдохновители» любые проблемы относят к издержкам работы. В качестве недостатков можно о нерешительны, плохо способны к действиям и подвержены влиянию других людей. Для них задача – ничто, главное – команда. Не способны руководить, лучше всего работают с мотиватором.

9. «Контролер»

Это доводчик, «завершитель» проектов. Он организован, добросовестен, дисциплинирован, переживает за результат. Умеет доводить любое дело до полного завершения. «Контролер» способен к напряженной эффективной работе в течение длительного периода.

Плохо, если его деятельность сопровождается перфекционизмом – тогда завершение может надолго откладываться. «Контролер» может быть придирчивым по отношению к другим. Он неохотно делегирует полномочия. Хорошо работает со «снабженцами», «генераторами идей» и «мотиваторами» – те предлагают идеи, а контролеры воплощают их в жизнь. Пользуются уважением у «рабочих пчелок». Хуже всего взаимодействуют с «аналитиками».

10. «Специалист»

Это член команды, обладающий редкими знаниями и навыками. Эксперт в какой-либо узкой профессиональной области. Нужен команде при решении очень специализированной задачи. Другими воспринимается критично, т.к. кажется занудой. Организация труда этого человека характерна тем, что он может увлекаться мелкими деталями в ущерб главной цели.

Все это не значит, что в команде обязательно должны быть представлены все девять человек. Но в зависимости от решаемой задачи нужен определенный набор ролей, который позволит избежать конкуренции между схожими ролями и добиться результата с минимальными затратами.

Команда– это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи. При этом, участники группы имеют личную заинтересованность в успехе всей группы. Такие группы стали возникать очень давно в истории развития человечества. Одним из примеров может служить группа охотников, загоняющих дикого зверя. В случае командного взаимодействия происходит комбинирование вклада отдельных участников в единое целое.

Команда -это не просто сумма отдельных частей. Работающие вместе люди могут произвести работу, которая может количественно превосходить или качественно отличаться от работы, которую могут выполнить отдельно трудящиеся индивидуумы. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она должна обладать определенной структурой.

Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды, которые должны быть четко определены. Участники должны разделять поставленные задачи и нести за их выполнение ответственность. Часто решение поставленных задач связано непосредственно со служебными обязанностями. В их распоряжении могут быть отработанные процедуры взаимодействия и координации работы.

Участники команды должны быть открытыми и честными друг с другом, готовы к противостоянию возникающим трудностям и внутригрупповым конфликтам, связанным с тем, что члены группы обладают различным мировосприятием. Границы команды должны быть явно установлены.

Команда должна обладать определенной автономией в управлении процессами, происходящими внутри ее. Необходим способ взаимодействия с внешними объектами, в том числе и с руководством. Выполнение этих условий позволит создать внутри команды«здоровую» атмосферу взаимодействия, группа будет постоянно развиваться.

Командная работа(Teamwork)– это совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща. Её эффективность во многом зависит от того, насколько каждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы в целом, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия своих коллег.

Команда должна состоять не менее, чем из трех человек – это нижняя граница размера команды. Верхняя граница может доходить до 12 человек и даже более. Команды, состоящие из малого количества участников (трех – четырех) работают быстрее, чем большие команды. Однако, команды состоящие из пяти – девяти человек могут быть более эффективными. Это связано с тем, что они более функциональны и обладают большими ресурсами: творческими, интеллектуальными и тд.

Стоит отметить, что чем больше команда, тем больше требуется затрат на сыгровку ее частников для эффективного. Наиболее важными для успешного командообразования считается определение способов распределения командных ролей и непосредственно связанная с этим оценка личностных особенностей членов команды для выстраивания эффективных композиций.

При работе в команде люди объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справить с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку. Компетенция – базовое качество человека. Оно имеет причинное отношение к эффективному исполнению обязанностей, возложенных на члена команды.

Компетенция является устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве самых разнообразных ситуаций. Различие способностей, особенностей выполнения рабочих заданий приводят к тому, что в команде можно заметить достаточно четкую ролевую дифференциацию.

Для того, чтобы команда была успешной, она должна обладать сбалансированным ролевым составом. Если команде не хватает исполнителя какой-нибудь определенной роли, команда будет работать менее эффективно. Соответственно, эту функцию на себя должен взять кто-то другой.

2. Особенности командного взаимодействия.

К огромному сожалению менеджеров, невозможно взять и моментально собрать хорошую команду. Для этого группа совместно работающих людей должна пройти в своем развитии ряд важных этапов. Вот как происходит организация команды:

1. Адаптация – происходит взаимное информирование и анализ задач. Люди осторожно общаются друг с другом, образуются пары и тройки. Они как будто бы проверяют друг друга и вырабатывают нормы и принципы взаимоприемлемого поведения, следствием чего является некоторая настороженность в коллективе. Эффективность командной работы на данном этапе низкая.

2. Группирование – создаются небольшие подгруппы по симпатиям и интересам. Выявляются несовпадения личной мотивации и целей командной работы. Члены команды могут противодействовать требованиям задачи – таким образом определяется уровень дозволенной эмоциональной экспрессии. Например, секретарь швыряет бумаги и смотрит, как на это отреагируют.

3. Кооперация – члены команды осознают свое желание работать над решением задачи. Это открытое и конструктивное общение впервые возникает вместе с местоимением «мы».

4. Нормирование деятельности – разрабатываются нормы и принципы взаимодействия в команде. Возникает ощущение доверия, межличностное общение находится на высшем уровне.

5. Функционирование – это стадия принятия решений для конструктивного решения задач. У каждого появляется своя роль. Команда открыто проявляет и разрешает конфликты. Теперь уже можно говорить об истинной команде, имеющей единые для всех членов коллектива цели, совместную деятельность по достижению этих целей, наличие хорошей и адекватной организационной структуры, хороший психологический климат. Организация эффективной командной работы на этом этапе может считаться успешно завершенной.

Психологи описывают ряд феноменов, возникающих в группе и имеющих отношение к эффективности командной работы:

· эффект объема – результаты деятельности зависят от численности группы (эффективность очень маленькой или очень большой группы будет наименьшей).

· эффект качественного состава группы – результаты командной работы зависят от однородности-разнородности состава (лучше всех сработается группа, члены которой разного пола и возраста, но практически одинаковы по социальным характеристикам).

· конформизм – поведение или убеждения членов группы изменяются в результате реального или воображаемого давления группы. Роль общественного мнения весьма высока для каждого члена команды, и каждый уважает принципы, выработанные общими усилиями.

· деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки в ситуациях анонимности, которые не концентрируют внимание на конкретном человеке.

· феномен сдвига риска – группа принимает или наиболее, или наименее рискованное решение, нежели принимали бы по отдельности ее члены.

· «огруппление» мышления – все члены группы заняты исключительно поиском устраивающего всех решения и отбрасывают достаточно реалистичные варианты.

· социальная леность – если ответственность делится на членов группы, то все начинают работать «спустя рукава».

Можно говорить о некоторых признаках организации хорошей команды. В ней участники считают себя частью рабочей группы. Соблюдается баланс между эффективной командной работой и сотрудничеством. Члены группы чувствуют себя компетентными, выполняют задания самостоятельно и несут ответственность за их выполнение. Между ними идет непрерывная дискуссия для улучшения сотрудничества и повышения эффективности командной работы. Каждый человек свободно предлагает свои идеи и критикует других.

Члены команды знают о заданиях друг друга и имеют представление о талантах и способностях каждого, что означает интерес и уважение друг к другу. В воздухе царит атмосфера открытой и конструктивной коммуникации, все идут на открытый диалог. Информация постоянно, быстро и целенаправленно передается друг другу. Имеют место открытость внешнему миру и организация конструктивного сотрудничества с другими командами.

В хорошей команде каждый ее член ощущает соответствие между тем, что он дал группе и тем, что он от нее получил. Это достигается за счет того, что каждый человек занимает свое оптимальное место в команде. Выполняя свою функцию на этом месте, он ощущает баланс между тем, что он может, и тем, что он хочет.

Исследования доказали, что для организации наиболее эффективной командной работы в группе должны присутствовать девять ролей. Их не обязательно должны играть девять человек – некоторые члены команды могут совмещать выполнение определенных функций, играя не одну роль, а две или больше. Вот эти роли:

1. «Рабочая пчелка»

Это дисциплинированный и очень надежный человек. Он добросовестен в межличностных обязательствах благодаря постоянному внутреннему контролю. Он практичен, доверчив и терпим по отношению к коллегам, консервативен и внутренне бесконфликтен. Работает на команду, не сосредотачиваясь на своих целях. Действует по принципу: «работа – это моральный долг». Именно «рабочие пчелки» превращают принятые решения и стратегии командной работы в конкретные задачи – сортируют цели и выстраивают логику их достижения. Но принципы организации эффективной командной работы таковы, что команды, состоящие целиком из «рабочих пчелок» (даже если у них очень высокий уровень интеллекта) не добиваются результатов выше средних, т.к. у них нет ценных идей и они не обладают гибкостью – попадают в тупик при необходимости изменений.

2. «Руководитель»

Это эмоционально устойчивый, спокойный и уверенный в себе человек. Для него характерна организация разработки стратегического видения, интегрирует и координирует усилия команды по достижению целей. Способен найти для каждого соответствующую роль в команде. Он может без предубеждения выслушать, рассмотреть и оценить достоинства всех предложений, в результате чего формируется мнение всей группы. Вместо творческого мышления у него сильный характер.

Он сильно мотивирован на достижение результата, имеет средний уровень интеллекта (116-132), т.к. люди, обладающие слишком высоким интеллектом, уходят в излишнюю рефлексию. Хорошо видит сильные и слабые стороны остальных, хороший коммуникатор, умеет слушать. В качестве его недостатков можно отметить то, что он склонен попадать под влияние других людей или может быть негибким в оценках. Он не умеет заражать энтузиазмом и эффективно руководит лишь в стабильных условиях.

3. «Мотиватор»

Это очень энергичный, «бегающий вприпрыжку» человек. Он не очень ладит с руководителями, и когда ему становится скучно, его «съедает начальник». Он беспокоен, склонен к доминированию, динамичен, обладает напором и смелостью для преодоления препятствий (они его тонизируют). Для него жизнь – это вызов.Если руководитель – социальный лидер командной работы, то «мотиватор» – лидер целевой, отвечающий за отдельный проект. Он быстро усваивает информацию, лишен застенчивости и робости, склонен к разочарованиям. В качестве недостатков можно отметить его раздражительность, нетерпеливость, склонность к недовольству.

4. «Генератор идей»

Это креативный, одаренный богатым воображением, способный решать сложные задачи творческий человек. Его больше волнует образ целиком, нежели его детали. Ему подвластна организация разработки новых проектов, но вот пути реализации этих проектов будут разрабатывать другие. Такие люди доверчивы и незащищены от нападок социума.

Они могут совершать глупые ошибки, поскольку много времени уделяют творческой энергии, идеям, но не учитывают потребности группы или вообще не способствуют достижению целей команды. Ему требуется поддержка руководства. Если «генератора идей» критикуют, он может вообще отказаться от сотрудничества. В этом и есть его недостаток – организация эффективного сотрудничества не слишком его заботит.

5. «Снабженец»

Это исследователь ресурсов, экстраверт, полный энтузиазма. Он коммуникабелен, хорошо развивает контакты и использует других людей в своих интересах, умело направляет деловой разговор к полезному для себя завершению. Он уходит из группы и приносит информацию, идеи, материалы, нужные для группы.

Его недостатки: в одиночной работе он неэффективен, ему нужен восторг окружающих. Может тратить время на дела, не относящиеся к цели. Он не трудоспособен в монотонных и однообразных ситуациях. Именно поэтому он часто ссорится с «рабочими пчелками». Он предохраняет командную работу от застоя и дает группе ощущение реальности.

6. «Критик»

Это человек, который осуществляет мониторинг и анализ происходящего. Для него важнее правильная организация труда, важнее задача, чем люди. Он очень рассудителен и разумен, хорошо прогнозирует ситуацию. Его критика не обижает людей, поскольку строится по принципу «ничего личного». Это человек стратегически мыслящий и проницательный, он рассматривает все варианты и делает безошибочные выводы. Его основная функция – это оценка идей. Он способен обосновать свою позицию и видит сильные и слабые стороны любого проекта.

7. «Аналитик»

Учитывает все факторы и ведет команду к принятию правильного решения. Его недостатки состоят в том, что он мало внимания уделяет людям и не способен мотивировать, в нем отсутствуют теплота и сердечность. Из-за повышенного внимания к деталям он может утратить стратегическую цель. «Аналитики» не проявляют себя ярко, поэтому их не стоит собирать вместе. Лучше всего они взаимодействуют с «руководителем», с «мотиватором» и с «генератором идей», поэтому организация их работы должна идти именно в этом направлении.

8. «Вдохновитель»

Это человек-«душа компании», командный игрок. Отзывчивый, спокойный, восприимчивый, дипломатичный, способен выслушать другого. Он предотвращает трения, регулирует конфликты, успокаивает – в общем, обеспечивает хорошее моральное состояние команды. Он способен оказать деликатное воздействие на конфликтующих, найти точки соприкосновения для спорящих, дать команде дополнительные силы в период кризиса.

Всем членам команды легко с ним взаимодействовать, т.к. сами «вдохновители» любые проблемы относят к издержкам работы. В качестве недостатков можно о нерешительны, плохо способны к действиям и подвержены влиянию других людей. Для них задача – ничто, главное – команда. Не способны руководить, лучше всего работают с мотиватором.

9. «Контролер»

Это доводчик, «завершитель» проектов. Он организован, добросовестен, дисциплинирован, переживает за результат. Умеет доводить любое дело до полного завершения. «Контролер» способен к напряженной эффективной работе в течение длительного периода.

Плохо, если его деятельность сопровождается перфекционизмом – тогда завершение может надолго откладываться. «Контролер» может быть придирчивым по отношению к другим. Он неохотно делегирует полномочия. Хорошо работает со «снабженцами», «генераторами идей» и «мотиваторами» – те предлагают идеи, а контролеры воплощают их в жизнь. Пользуются уважением у «рабочих пчелок». Хуже всего взаимодействуют с «аналитиками».

10. «Специалист»

Это член команды, обладающий редкими знаниями и навыками. Эксперт в какой-либо узкой профессиональной области. Нужен команде при решении очень специализированной задачи. Другими воспринимается критично, т.к. кажется занудой. Организация труда этого человека характерна тем, что он может увлекаться мелкими деталями в ущерб главной цели.

Все это не значит, что в команде обязательно должны быть представлены все девять человек. Но в зависимости от решаемой задачи нужен определенный набор ролей, который позволит избежать конкуренции между схожими ролями и добиться результата с минимальными затратами.

Правильность выбора людей определяет успешность команды

Если мы обратимся к любой книге по топ-менеджменту, мы сразу увидим, что выбор людей для команды является наиболее важным и критичным процессом. Если при формировании команды был использован неверный подход, даже лучший менеджер на свете не сможет спасти ее от развала и гарантировать эффективную работу в коллективе. Если же команда распадается, толковый специалист убирает из нее «лишних» людей и заменяет их новыми – более подходящими.

Ни в коем случае не следует брать в свою команду любого, кто заинтересован в этом. Нередко на отбор наилучших людей уходят месяцы. Для этого и создаются отделы кадров, скрупулезно изучающие каждого кандидата. Основным же ограничивающим фактором здесь является ваша способность найти, привлечь и подобрать максимально подходящих для вашей команды людей. Если сформировать команду не получается, реализацию проекта стоит отложить. Кстати, узнать во всех деталях и подробностях об управлении проектами вы можете здесь, а мы не будем заострять на этом внимания и детальнее расскажем о том, чем руководствоваться при выборе людей для командной работы.

Залог успеха команды – только командные игроки

В построении успешной и эффективной команды нужно руководствоваться самым важным принципом отбора людей: в команде должны быть командные игроки, а не одиночки. И вот вам отличный пример: на Зимних Олимпийских играх 1980-го года американская сборная команда по хоккею победила команду СССР со счетом 4:3 и взяла золото, произведя фурор в мире спорта. Удивительно то, что еще до Олимпиады команда СССР разгромила команду США со счетом 10:3. После Игр тренера американцев спросили, как он добился победы. Отвечая, он сказал, что провел в своей команде несколько психологических тестов, выявил эгоцентричных игроков и отобрал только тех, кто поддерживает командный дух.

Суть в том, что командные игроки, принимая, понимая и уважая индивидуальные различия, стремятся к достижению общего результата, а не своего собственного. Им, безусловно, приятны похвала и всеобщее признание, но их амбициозность касается командной цели, а не своего эго. Командные игроки на сто раз перепроверят свою работу и внесут в нее тысячу изменений – лишь бы проект удался и команда оказалась в выигрыше. Вспомните человеческое тело: в нем так много клеток, органов и систем, но все они работают ради общей цели – поддерживать здоровье и жизнь организма.

Другой плюс командных игроков в том, что они по собственной инициативе и охотно берут на себя ответственность за достижение нужного результата, и их работа не требует жесткого контроля и управления. Ни одна проблема не останется без внимания, т.к. командные игроки найдут любой недочет и устранят его. А мотивацией для них служит тот факт, что они ПРИЧАСТНЫ к проекту – это ИХ проект.

Даже самая яркая индивидуальность дает слабину под силой характера. Командная игра – это личное достоинство и полная ответственность за все, что касается коллектива. Командная игра – это честность и полное отсутствие недоверия и подозрительности. Командная игра – это командные игроки, которые ценят уважение и которым чужды конфликты на работе. Советуем также ознакомиться с нашим материалом на тему управления командой проекта, личной и командной эффективности, откуда вы сможете почерпнуть массу полезной практической информации.

Блог

Закон Миллера

Исследования памяти Джорджа Миллера показали, что кратковременная память человека способна помнить от 5 до 9 бессвязных элементов, не пытаясь создать для них отдельной группировки по различным принципам и характеристикам. Именно из этого исследования появилось правило «7 человек на один проект». В общем формате, закон выглядит как и правило скрама 7-+2. И уже эти подходы позволяют заметить общую закономерность, что максимальное количество участников не превышает 9-ти человек.

Рекомендация Джеффа Сазерленда

Как настоящий «отец» скрама и первый человек, который смог повторить успех Тойоты, Джефф Сазерленд настоятельно рекомендует держать размеры команд в пределах до 7-ми человек, поскольку именно такие команды чаще достигают эффекта гиперпродуктивности, работая в 8 раз эффективнее стандартной команды.

Исследование колледжа Хенли

В книге Реймонда Мередит Бейблина «Команды менеджеров. Как объяснить успех или неудачу» описано исследование оптимального размера команды, которое проводилось в колледже административного персонала в Хенли. Результаты исследования показали, что наилучшие показатели достигались командой из 6-ти человек, хотя изначальные гипотезы предлагали 8 или даже 11 членов команды, объясняя данные числа исторически сложившейся практикой. К сожалению, преимущество более маленьких команд стало очевидно, как только появились существенные ограничения по времени и потребность в согласованиях. Более того, такой размер команды максимально эффективен в процессе совещаний, поскольку существует достаточное количество мнений, идей, разнообразия в опыте и знаниях, для полноты картины, но, в то же время, отсутствует продолжительное состояние пассивности, поскольку участники процесса могут занимать ведущую роль практически 17% времени без ущемления потребности в активности товарищей по команде.

Вопрос индивидуальной производительности

В своей книге «Хороший рост – плохой рост: Масштабируйте возможности, а не проблемы» Роберт Саттон собрал информацию по исследованиям Брэдли Стаатса, Дженнифер Мюллер и Ричарда Хэкмана, которые отдельно друг от друга проводили исследования влияния размера команды на личную эффективность каждого участника. Результаты не заставили себя долго ждать и каждый раз приводили к одинаковым выводам: даже если более крупная команда окажется эффективней «оптимизированной», индивидуальные результаты каждого участника в крупной команде будут значительно ниже тех же показателей в маленьких рабочих группах. Время, затрачиваемое на коммуникацию, внутренние конфликты и проблемы и управлением растут в геометрической прогрессии, пропорционально росту размера команды. Идеальный вариант решения предложил Брэд Смит (СЕО Intuit), создав правило двух пицц: размер команды не может превышать количество людей, которых можно накормить двумя пиццами. Во всех этих случаях идеальный размер команды варьируется от 4 до 6 человек.

Таким образом, большинство подходов говорят нам примерно об одном: размер команды всегда должен стремиться к идеальному числу 6.

Что делать с большими отделами, значительно превышающими этот показатель? На самом деле, всё безумно просто — никто не может запретить вам сделать несколько команд в рамках отдела и подразделения. Принцип деления может быть любым, главное, чтобы он относился к работе и соотносился с функциональными обязанностями сотрудника. Наша цель – создать максимально эффективные группы в рамках одной глобальной команды.

Залог успеха команды – только один лидер

Команда сродни стае, в которой есть вожак. И как в стае есть только один вожак, так и в команде должен быть лишь один лидер, причем каждый член команды должен четко понимать, кто именно им является. Руководитель служит примером для всех остальных, и он просто обязан быть уважаем своим коллективом. В случае, когда члены команды не уважают лидера, любой проект сразу же катится по наклонной. Уважение же людей нельзя купить, к нему нельзя принудить, ему нельзя заставить – его можно и нужно заработать.

Как лидер может заслужить уважение своих людей? Ответ предельно прост: нужно использовать все преимущества единства и ставить потребности команды во главу угла. Лидер – пример для всех и каждого в частности. А потому он должен обладать такими качествами как честность, уравновешенность, порядочность и объективность. Если лидер что-то пообещал, он в лепешку разобьется, но сдержит слово. Руководитель команды – это живое воплощение командных стандартов, независимо от того, в какой степени соответствуют этим стандартам другие члены команды.

Основная задача лидера – помочь команде достичь успеха и реализовать проект. Как вы и сами прекрасно понимаете, это работа не для слабых духом, ведь требует огромнейшей ответственности. Руководитель берет во внимание мнения каждого своего подопечного, но окончательное решение принимает только сам. Помните и о том, что эффективная команда – это такая команда, где не оспариваются решения лидера, пусть даже эти решения расходятся с убеждениями, мнениями и планами отдельных людей.

Что такое работа в команде

Команда — это четко отлаженный механизм. Где каждый человек занимает свое определенное место. Все члены группы, как винтики, приводят механизм в движение.

В нее входит не более 15 человек. Почему не больше? Ответ прост. Потому что довольно сложно объединить большое количество человек одной целью. Работа участников сплоченная. Они решают задачу по плану, но каждый выполняет определенные обязанности.

Если раньше это слово употребляли лишь в области спорта и соревнований, то сейчас оно становится все более уместно в рабочей среде. Как только вы запутаетесь с определением понятий «коллектив» и «команда», немного пофантазируйте. Представьте перед собой группу людей, которые участвуют в соревнованиях. Их общая цель — дойти первыми до финала. План действий есть. Каждый выполняет свои задачи: один бегает, другой прыгает, третий сдает норматив с мячом. Вот такое сравнение должно быть в вашей голове, чтобы без труда определить, что перед вами.

Сплоченность – важнейший фактор в жизни и работе команды

Организация работы команды всегда должна выстраиваться с оглядкой на сплоченность. Результаты, которых достигает коллектив, – это прямое следствие качества ее деятельности как единого организма. Очень важно достичь состояния единства всех людей, т.к. только в нем достигается эффект синергии и все отдельные элементы работают сообща, реализуя самые непосильные задачи. Если же сплоченность в команде отсутствует, результаты будут посредственными, а сам проект может застрять на месте при малейших проблемах.

Если вы являетесь руководителем, вы должны обращать максимум своего внимания на то, сплочен ли ваш коллектив. Если по какой-то причине человек отказывается принимать ваши правила игры и присоединиться к команде по полной программе, вы должны не медля разобраться, в чем дело, уладить этот вопрос или заменить игрока. Аналогичным образом обстоит ситуация и с боевым духом команды: если он упал, его нужно сразу же поднять, иначе динамика движения команды начнет теряться.

Ко всему прочему сплоченность – это один из наиболее важных факторов, влияющих на микроклимат коллектива. Проще говоря, чем дружнее будут ваши люди, тем ниже будет вероятность возникновения конфликтных ситуаций, а решение конфликтов станет вопросом пяти минут. Имейте это в виду в обязательном порядке. Но в любом случае пополните свои знания и умения информацией из нашего курса по конфликтологии и управлению конфликтами и статьи «Конфликты и стратегии поведения в них».

Один из лучших способов достичь сплоченности команды – заниматься всем вместе чем-нибудь, что никак не связано с работой. Можно, например, устраивать корпоративы на природе, играть в футбол или пейнтбол, ходить на дискотеки или в кино, играть в ролевые игры. А для случаев, когда члены команды находятся в разных местах страны или мира, прекрасно подходят групповые чаты, онлайн-игры и даже совместные поездки и путешествия. Когда между членами команды завязываются дружеские отношения, работать вместе становится намного приятнее и интереснее, а энтузиазм бьет через край.

Эффективная и успешная команда нуждается в постоянной обратной связи

Грамотное командообразование диктует нам еще один постулат: чтобы команда была активна и процветала, ей нужно постоянно давать обратную связь. Но это означает, что члены коллектива должны не просто вовремя информироваться о состоянии проекта и актуальных новостях. С ними нужно постоянно общаться, консультироваться, интересоваться ими и их жизнью.

Простой способ поддерживать связь – собирать команду хотя бы раз в неделю, чтобы делиться новыми сведениями, обсуждать общие трудности, рассказывать о коллективных и индивидуальных достижениях. Такой подход, во-первых, позволит всем быть в курсе прогресса, а во-вторых, станет прекрасным способом поднять боевой дух, повысить сплоченность и разрядить обстановку.

Иногда бывает так, что люди не могут встретиться физически в одном месте. В таких случаях рекомендуется использовать мессенджеры, электронную почту, форумы или приватные разделы корпоративного сайта для общения с членами команды. Точно так же, кстати, можно решать и рабочие вопросы, пересылать документацию и важные файлы, распределять задачи и т.д.

Однако не забывайте, что лучшее общение – это общение живое – без всяких гаджетов, почт и телефонов. Берите во внимание и невербальную составляющую коммуникации – умение видеть и самому передавать окружающим невербальные сигналы многократно повышает эффективность общения и делает жизнь и работу намного интереснее.

Каждый член команды должен вознаграждаться по заслугам

Оплата работы членов команды – вопрос разносторонний. Лучшим для эффективной работы коллектива является вариант, при котором каждый участник получает процент от коммерческой реализации проекта. Человек должен чувствовать, что его труд оценивается по достоинству, а также четко понимать что любая «переработка» пойдет в зачет ему и его кошельку.

Однако и материальная составляющая не исчерпывает тему вознаграждения, ведь для некоторых людей моральное удовлетворение означает намного больше, чем финансовое. Исходя из этого, имена людей, причастных к достижению цели, должны быть как-то отображены: если это компьютерная игра – указаны в титрах, если выполнение плана – озвучены на общем собрании, если победа в состязании – вписаны в грамоту и т.д.

Похвала – очень мощный инструмент для поддержания позитивного настроя и энтузиазма. Ясное дело, что каждый и так знает, что он участвовал в проекте. Но грамотный руководитель сделает так, чтобы это отметить, причем публично и при помощи искренних слов, а не отговорок типа «Отличная работа, Василий!» или «Так держать, Петька!». Сравните с этим: «Евгений, вы проделали просто невероятную работу над проектом. Без ваших навыков туго пришлось бы всей команде. Сайт работает превосходно, а дизайн вообще выше всяких похвал. Вы замечательно потрудились, Евгений! С вами мы точно не пропадем!» Согласитесь, что вкупе с хорошими премиальными эти слова поднимут на седьмое небо, пожалуй, каждого.

Стройте доверительные отношения в команде

Доверие в коллективе — один из ключевых элементов комфорта. Чтобы его добиться, можно использовать разные способы, например программы наставничества для новых сотрудников, тимбилдинги, внерабочие встречи.

Но важно, чтобы члены команды хотели участвовать в таких мероприятиях: принуждение к походу в верёвочный городок или играм вроде «Верю / не верю» вряд ли приведёт к чему‑то хорошему. Поэтому в первую очередь нужно узнать мнение сотрудников. Поможет в этом простой опрос, а чтобы никто не боялся высказаться, сделайте его анонимным.

Доверие проявляется и в контроле за выполнением задач. Необходимо чётко обозначить цели, установить дедлайны и обеспечить сотрудников всем необходимым для работы. Но не нужно стоять у них над душой и проверять процесс каждый час.

Ведение записей – неотъемлемая часть командной работы

Командная работа предполагает высокий уровень ответственности, в особенности, когда это касается руководителя. Если вы лидер коллектива, принимаете участие в его жизни и управляете его работой, вам в обязательном порядке необходимо вести записи. Прагматичные люди говорят об этом так: «Самый тупой карандаш лучше, чем самая острая память». Можно, конечно, запоминать абсолютно все, но мы советуем быть более практичными.

Все, о чем вы договариваетесь со своими людьми, должно быть записано в вашем ежедневнике. Договариваться устно, несомненно, проще, но записи помогают быстрому обнаружению несогласованностей и упущений. В дополнение к этому записи позволяют анализировать положение дел не только по рабочим вопросам, но и по поводу ситуации в команде в целом.

Размышляя, планируя, пробуя предугадать развитие событий, записывайте свои мысли – это поможет вам быть готовым к непредвиденным обстоятельствам. Кто может выбыть из команды? Кого можно привлечь к работе? Как лучше распределить вознаграждение? Ответы на эти и другие вопросы помогут найти записи.

И еще один момент касаемо записей: все, что касается официальных вопросов (размер оплаты труда, обязательства, права на интеллектуальную собственность, дедлайны и т.д. и т.п.), должно быть оформлено документально, включено в контракты, заверено, проштамповано и подписано. Многие вопросы сложно решать, когда нет «бумажки», где написано, что, как и почему – это нужно учитывать, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.

Особенности и значение командной работы

Роль командной формы работы или организации труда оказывается настолько большой, что ряд ученых говорит о своего рода революции в организации производства. Например, известный теоретик менеджмента Р. Дафт писал, что в корпоративной Америке началась «тихая» революция. Она характеризуется тем, что все большее количество компаний переходят к использованию командных принципов организации труда.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Концепция командной работы стала определять новый облик организаций, Так, было проведено исследование 200 журнала Fortune. Результаты опубликовали в статье под красноречивым названием «Команда как главный герой», где убедительно доказывались преимущества командной работы перед суммарными усилиями одного человека, даже если он квалифицирован и трудолюбив.

Командная форма организации труда является настолько эффективной, что начинает вытеснять великое изобретение Генри Форда (конвейер в массовом производстве). Например, в автомобильном гиганте Volvo вместо сборочного конвейера весь цикл сборки автомобилей теперь осуществляют специальные сборочные команды. В этом случае результат перестает быть безликим, поскольку в паспорте изделия указывается конкретная команда, которая его собрала.

В команде не должно быть неэффективных людей

Командообразование – деятельность практическая и в определенной степени жесткая. Как бы неприятно это ни звучало, иногда приходится убирать из команды слабых игроков. И делать это нужно, иначе под угрозой может оказаться весь проект, ради которого команда создавалась.

Если один из членов команды не справляется со своими задачами, он подводит остальных. Для начала стоит попытаться исправить ситуацию, объяснив человеку, что от него требуется, чего от него ждут и почему это важно. Для большего эффекта можно не ограничиваться устной беседой, а отправить ему официальный документ. Если же никаких изменений в работе такого игрока не произойдет, он в мгновение ока потеряет доверие и поддержку остальных. А это отрицательно сказывается на сплоченности, командном духе и производительности всего коллектива. К тому же отсутствие изменений говорит о том, что человеку нет никакого дела до команды и общих целей.

В любой подобной ситуации лучшим выходом станет устранение неэффективного игрока и его замена. Слезы, клятвы и обещания исправиться в расчет не идут – нужно смотреть только фактам в глаза. Несмотря на это, многие руководители в силу мягкости характера, неопытности или каких-то других причин проявляют к отстающим членам команды излишнюю снисходительность, спуская им все с рук. Такая организация работы коллектива никуда не годится. Давать шанс на исправление – это одно, но чрезмерная бережность к людям, подрывающим эффективность всей команды – это уже совсем другое.

Безусловно, выгонять человека из команды может быть и жестоко, но тимблилдинг – это не детский сад, и слабым здесь не место. Так что оценивайте своих людей критически и объективно, давайте отстающим время на восстановление, но если ничего не меняется – без сожалений идите дальше, но уже без таких людей в команде.

Второй урок нашего курса ставил перед собой задачу сформировать у вас общее представление о том, по каким правилам и принципам формируется успешная команда, и на что следует обращать внимание при управлении ею. Руководствуясь этой информацией, вы сможете существенно приблизиться к созданию такого коллектива, который станет для вас второй семьей. А чтобы эта семья со временем только крепчала и набиралась сил, нужно учиться сплачивать людей друг с другом.

В третьем уроке мы рассмотрим основные вопросы, связанные со сплочением команды. Вы узнаете о том, когда и почему необходимо создавать сплоченный коллектив, каковы условия формирования сплоченности и чем интересен этот процесс. Также мы дадим ряд эффективных рекомендаций на эту тему и приведем примеры мероприятий на сплочение команд.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]