Воля — это… Понятие, в чем выражается, волевые характеристики и проявление силы воли

  • 4 Апреля, 2019
  • Психология личности
  • Наталья Балагурова

Психологи и философы давно пытаются сформулировать, что такое воля. Это понятие считается одним из наиболее сложных для восприятия среди всех психологических. Принято рассматривать явление в качестве психологического процесса, одновременно термином можно обозначать один из аспектов процессов, протекающих в психике человека. Это еще и явление, формирующееся в качестве уникальной личностной возможности контролировать действия, совершаемые персоной.

Как все начиналось

Впервые, как доподлинно известно из надежных источников, о том, что такое воля, начали задумываться древнегреческие мыслители и философы. Так, до наших дней дошли рассуждения Аристотеля, посвященные этой теме. Он считал волю базой человеческой нравственности, а также усмотрел тесные связи между волеизъявлениями и этичностью, присущей человеку. Аристотель впервые высказал уверенность в том, что именно персона – тот, кто несет ответственность за ее благополучие, то есть индивидуум полностью определяет свою судьбу сам. Он назвал человека действующей силой, определив в качестве начала любого действия именно волю. В равной степени с нее начинается и плохое, и хорошее. Любой человек добровольно меняет действия. Намерения также меняются добровольно. Основываясь на таких рассуждения, Аристотель посчитал, что лишь от персоны зависит, насколько плохой или хорошей она будет. В его рассуждениях добровольность представляет собой свободу выбирать желаемое, ориентируясь на цели, достижение которых оправдано разумными доводами.

По мере развития психологии мыслители стали все чаще задумываться о том, что такое воля. Это размышление было базой работ многих известных психологов, благодаря чему даже зародилось специальное направление, названное волюнтаризмом. В его рамках волю считают автономной энергией, определяющей психическое действие. Такая научная позиция не допускает сведение волевого акта к конкретному процессу психики. Считается, что именно воля определяет их течение и развитие.

Взгляды на волю в психологии

Несмотря на то, что попытка определения и рассмотрения воли имеет долгую научную историю, в психологии XX века эта категория не считалась одной из главных для изучения. Более того – при резком спаде интереса ученых к ней (40-е годы XX века и дальше) во многих учебниках психологии отсутствовала глава, посвященная проблемам воли. Причина была проста – для объяснения функции порождения действий уже были найдены новые структуры, такие как мотив и потребность [15]. Однако сейчас мы наблюдаем вторичную волну интереса к данному вопросу – теперь уже не просто как к одной из тем психологии человека, но как к одному из основополагающих образований нашей психики, нашей личности, наряду с сознанием [16].

  1. Зигмунд Фрейд. Психоаналитическая концепция — «Оно», «Я», «Сверх-Я».

В психоанализе под волей понимали биологическую энергию, лежащую в основе всех человеческих поступков. В качестве такой энергии выступало либидо, энергия полового влечения, нарушения которой чреваты психическими расстройствами [17]. Большую роль в поступках и поведении человека в данной концепции играет жизнеутверждающая сила Эрос, окультуренная посредством сублимации и позволяющая человеку выплескивать ее в иное русло. Также большое влияние на человека, по мнению психолога, оказывала борьба с подсознательным стремлением к смерти (Танатос) [18].

Фрейд выделял три составляющих психики, которые также оказывают огромное влияние на волю и волевое усилие:

  • Оно (Ид) – по существу, представляет собой наследственное бессознательное человека, в котором нет категорий добра и зла, нравственных и моральных устоев. Эта структура – биологические желания и несдерживаемые потребности в чистом виде.
  • Сверх-Я (Супер-Эго) – волевое подавление бессознательных влечений. Структура, осуществляющая функцию самоконтроля, совести, морали и нравственности. Так же, как и Оно, относится к бессознательному – однако является приобретенным в процессе жизни.
  • Я (Эго) – сознание человека, посредник между структурами «Оно» и «Сверх-Я». По мнению Фрейда, теоретически может быть волевым и подвижным, однако его борьба с «Оно» похожа на усилия всадника, который пытается обуздать коня, значительно превосходящего его по силе [19].
  1. Уильям Джеймс (Джемс). Образ действия.

Американский психолог придерживался волюнтаристского взгляда на волю – то есть, приписывал воле основную роль в развитии человека и общества. Джеймс рассматривал вопрос роли волевого усилия в принятии решений. Выбор осуществляется из двух или более побуждений на основе целенаправленного сосредоточения внимания на объекте, которое и является в данной концепции волевым актом [3].

В механизм любого такого акта включался и элемент «Да будет!» как согласие на свершение определенного действия [20]. Однако этот элемент в работах психолога описан весьма нечетко, а его роль порой не столь определена – в простейших действиях согласие не требуется, так как они свершаются по принципу идеомоторного акта, описанного Уильямом Карпентером: мысленный образ движения побуждает само движение, и включение воли здесь не требуется [9].

  1. Н. Н. Ланге. Неосознаваемое волевое усилие.

Взгляды отечественного ученого на вопросы воли во многом были сходны с взглядами Уильяма Джеймса, так как Ланге находился под большим впечатлением от его работы «Принципы психологии». Воля понимается исключительно как импульс к действию. По его мнению, действию предшествует некое «влечение» (потребность), а волевое усилие («хотение») «есть именно только импульс к действию» [21, С. 318]. Под этим импульсом понималось волевое решение и усилие, которое выражается в решении «Я это сделаю» — здесь, как мы видим, тоже прослеживается определенное сходство с теорией Джеймса о решении «Да будет!».

Сведя волю к импульсу иннервационной природы, следующим шагом психолог решительно заявляет, что человек не имеет власти над этим импульсом – по крайней мере, сознательной. Осознаваться нами могут только уже выполненные действия – и уже их сопровождает сознательное волевое усилие [21].

  1. Л. С. Выготский. Принятие решений и воля.

По мнению Л. С. Выготского, воля относится к высшим психическим функциям человека, наряду с мышлением, речью, памятью и др. Им же в волевой акт включается операция создания вспомогательного мотива, который мало связан с желанием человека, однако создает дополнительное побуждение к запланированному действию [22]. Отечественный психолог выделял в волевом акте два процесса:

  • Принятие решения – создание новой мозговой связи как функционального аппарата.
  • Исполнительный – действия человека по выполнению решения [9].

Также Лев Семенович затронул тему выбора в затруднительной ситуации безразличных (не оказывающих особого влияния при выборе) и «равновесных» мотивов у ребенка. Он отмечает, что выходом здесь является жребий – как, опять же, особый вспомогательный мотив при затруднениях выбора. В работах психолога подчеркивается важность определенного намерения для актуализации воли и связанного с ней выбора. Поведение человека, так или иначе, находится во власти внешней ситуации, окружающих его вещей. И только посредством подчинения себе этого влияния, которое внешний мир оказывает на поведение, человек постепенно вырабатывает в себе волю в ярчайшем ее проявлении.

По его мнению, следующей проблемой в исследованиях воли – а именно, как происходит формирование свободы воли – должны заняться ученые-генетики. Им необходимо «…отыскать в развитии ребенка линии, по которым происходит вызревание свободы воли. Перед нами стоит задача представить постепенное нарастание этой свободы, вскрыть ее механизм и показать ее как продукт развития» [22, С. 290].

  1. Х. Хекхаузен и Ю. Куль. Модель Рубикона

Хекхаузен и его коллеги понимали волю как психологический контроль за действием и разрабатывали его общую схему, получившую второе название «Модель Рубикона» [23, 24]. Окончательно оформилась она в трудах ученого к 1980 г. Этапы психологического контроля таковы:

  • Стадия пред-решения (подготовительная) – определение того, какое именно действие будет совершаться. Принять это решение подчас нелегко (словно перейти Рубикон), нужно многое обдумать и взвесить. Однако решение все же придется принять – это действие перехода на вторую стадию.
  • Стадия до-действия (преакциональная) – с окончательно оформленным решением человек начинает предпринимать шаги и формировать условия для его выполнения. Переходом к третьей стадии является психологическая подготовка к реализации намерения. Чаще всего человек испытывает затруднения именно на этапе перехода от второй к третьей стадии и порой не может решиться на действие. Хекхаузен сравнивает его со скованным страхом парашютистом, которого инструктор должен слегка подтолкнуть, иначе сам он не осуществит прыжок.
  • Стадия действия (акциональная) – собственно, осуществление задуманного.
  • Стадия после-действия – этап оценки и самооценки. Здесь человек раздумывает о том, что было сделано хорошо, что выполнить не получилось и почему. Необходимо отметить, что в случае неоправданных надежд на третьей стадии переход с нее на после-действие также может пройти не слишком гладко [23].
  1. Отечественная психофизиология. И. М. Сеченов, И. П. Павлов о воле.

Психофизиологи, такие как И. М. Сеченов, И. П Павлов, выступали против волюнтаризма и свободной воли, отмечая детерминированность воли от безусловных рефлексов. Первым эту точку зрения высказывал И. М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» (его концепцию называют естественнонаучной теорией психического регулирования). Он подчеркивал, что просто так, безыдейно, воля не возникнет из ниоткуда и «сама по себе действовать не может, а действует лишь во имя разума или чувства» [25, С. 260]. Воле нужно «хотение», мотив, который всегда стоит рядом с нею, определяя ее направленность (однако воля не сможет заставить человека делать то, что он не умеет [26]).

Здесь, правда, возникает вопрос, какой именно из множества мотивов может оказать на волю побуждающее действие, если мотивы эти порой многочисленны и разнонаправленны, если не противоположны друг другу. Сеченов отвечал на этот вопрос так: среди побуждений непременно находится то, которое пересиливает все иные мотивы. Именно оно и побуждает волю к действию, остальные желания уходят на второй план. Но и эта точка зрения также встречает много возражений [27]. К примеру, люди, страдающие любой зависимостью (табачной, наркотической, алкогольной), идя ей навстречу и повинуясь сиюминутной потребности (принять наркотики или алкоголь, выкурить сигарету), тем самым демонстрируют, напротив, крайне безвольное поведение.

И. П. Павлов считал произвольные действия условно-рефлекторными, подчиняющимися всем законам высшей нервной деятельности [9]. Он же трактовал саму волю как определенный рефлекс (а именно, «рефлекс (инстинкт) свободы» [28]), который срабатывает в момент встречи человека с определенными препятствиями на пути. Инстинкт свободы может точно так же побуждать к деятельности, как голод или опасность. В иерархии потребностей воля выполняет функцию подавления второстепенных и стимулирования важнейших, однако на этом ее действие на личность человека не заканчивается. Воля способна стимулировать самоутверждение личности, проявлять характер (от умения постоять за себя до другого полюса – самопожертвования по имя чего-либо) [29].

Психофизиолог считал, что если бы не было этого рефлекса, любое препятствие на пути прерывало бы движение. Однако следует указать на то, что в качестве примера он привел собак, на которых Павлов и изучал функционирование волевого процесса. И. П. Ильин говорит о том, что, безусловно, «у человека управление своим поведением намного сложнее и касается не только произвольных движений, но и познавательных процессов» [9, С. 70]. Ильин же отмечает, что в настоящее время взгляда на волю и произвольные действия как условно-рефлекторные недостаточно, и необходимо искать конкретные физиологические предпосылки тех реакций, которые мы называем произвольными.

Попытка обобщения и анализа представлений о воле в данной статье весьма наглядно продемонстрировала, что вопросы воли стоят перед исследователями и по сей день. Несмотря на обилие философских, психологических и психофизиологических концепций, разрозненность описанных взглядов бросается в глаза и подтверждает, что в этой сфере еще есть что исследовать и открывать. А. Р. Лурия высказался достаточно красноречиво (и этими словами хотелось бы закончить): «Можно с уверенностью сказать, что ни одна из проблем психологии не скрывает в своей истории столько ошибок, как именно эта проблема. Поистине история изучения воли является историей заблуждений, а инвентарь современных психологических представлений о воле – грандиозным кладбищем ошибок, неясно поставленных проблем и свидетельство легкомыслия исследователей» [30, С. 476].

Автор: Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованных источников:
  • 1. Cookman L. Westworld. // Philosophy Now. — Issue 120: June/July 2022. — p. 46-47.
  • 2. Jern A. What HBO’s Westworld gets wrong (and right) about human nature. [Электронный ресурс] / Jern Alan. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://theconversation.com/what-hbos-westworld-gets-wrong-and-right-about-human-nature-67286, свободный.
  • 3. Аристова И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. Учебное пособие. — Владивосток: ДВГУ, 2003 г. — 71 с.
  • 4. Методологические проблемы социально-гуманитарных наук. / Под ред. Т. В. Науменко. — М.: Научная библиотека, 2013. — 316 с.
  • 5. Августин А. О свободе воли. — М.: Директ-Медиа, 2009. — 100 с.
  • 6. Бачинин В. А. Мартин Лютер о свободе и рабстве воли. К интеллектуальной истории Реформации. // Свободная мысль. — №3-4, 2012. — с.130-139.
  • 7. Терешина Е. А. История конфликтологии. — М.: Проспект, 2015. — 266 с.
  • 8. Авксентьевский И. И. Классические учения и тексты в курсе философии: Учебное пособие. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. – 108 с.
  • 9. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2013. — 364 с.
  • 10. Торубарова Т. В., Меркулова Н. А. Г. В. Лейбниц о нравственной свободе человека // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №3 (31).
  • 11. Фейербах Л. А. История философии. Собрание произведений в 3 томах. Т. 1. Бенедикт Спиноза. — М.: Наука, 1995. — 502 с.
  • 12. Кандаурова А. В., Хабибулин Р. Г. Философия мировой воли (А. Шопенгауэр) // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2017 г.
  • 13. Шичалина Ю. А. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.). — М.: Греко-латинский кабинет, 1999. — 448 с.
  • 14. Маклаков А.Г. Общая психология: [учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин]. — СПб.: Питер, 2012. — 582 с.
  • 15. Иванников В. А. Воля. // Национальный психологический журнал. — 2010. №1. — С. 97-98.
  • 16. Ефимова Н. С. Основы общей психологии. — М.: Инфра-М, 2009. — 288 с.
  • 17. Фрейд З. «Я» и «Оно». — М.: Экс­мо-Пресс, 2022. — 864 с.
  • 18. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 232 с.
  • 19. Лейбин В. М. Психоанализ: учебное пособие. — СПб.: Издательство Питер, 2008. — 592 с.
  • 20. Сидоров К. Р. Развитие представлений о воле в психологической науке // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2009. №2. — с 61-73.
  • 21. Ланге Н. Н. Психический мир [естественнонаучный и генетический подходы]: избранные труды. – Воронеж : МОДЭК ; Москва : ИПП, 1996. – 368 с.
  • 22. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  • 23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  • 24. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под ред. Дружинина В.Н. — СПб.: 2009. — 656 с.
  • 25. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М.: Издательство Академии медицинских наук СССР, 1952. — 230 с.
  • 26. Прядеин В. П. Воля и внушаемость как предмет психологического и психофизиологического исследования: индивидуальные различия волевой активности и внушаемости (типологические предпосылки). — М.: Директ-Медиа, 2014. — 449 с.
  • 27. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 214 с.
  • 28. Павлов И. П. Рефлекс свободы. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
  • 29. Рогов Е. И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с
  • 30. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — М.: Когито-Центр, 2002 г. — 527 с.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Психологи и объект их исследования

Воля – это функция психики, затрагивающая все аспекты человеческой жизни. Она определяет упорядоченность и стремление к конкретной цели. От воли зависит сознательность деятельности конкретной персоны. Волевое действие, как определял Рубинштейн, представляет собой целенаправленный поступок, за счет которого индивидуум осуществляет некоторую определенную себе цель. Благодаря воле, как можно узнать у Рубинштейна, импульсы подчиняются контролю со стороны сознания, а персона имеет возможность корректировать мир, в котором живет, ориентируясь на собственный замысел и идею.

Воля – это еще и способность персоны регулировать свое поведение. Считается, что она является инструментом самодетерминации. Благодаря этой психической особенности индивидуум освобождается от обстоятельств, давящих на него извне. Благодаря воле жизнь получает субъективный аспект.

Определение

В современном научном мире понятие воли считается одним из самых сложных и многогранных. Ведь, рассматривая его, приходится учитывать, что воля может выступать самостоятельным процессом, непременным аспектом тех или иных действий, а также умением личности подчинять и контролировать свои действия и эмоции.

Если ссылаться на терминологию психологии, то можно сказать, что воля – это умение личности регулировать свое поведение путем преодоления ряда трудностей и препятствий. Данный процесс протекает осознанно и обладает рядом функций и признаков. Воля в этом случае предстает как определенное свойство психики человека. Ведь для достижения своей цели личность должна не просто преодолеть ряд препятствий, но и приложить для этого все свои эмоциональные и физические силы. Поэтому трудно представить себе человеческую деятельность без волевого аспекта.

Хочу, могу, творю

Воля – это психическая особенность, явление, благодаря которому персона преодолевает встречающиеся на ее жизненном пути сложности, реализуя запланированные действия. Когда человек сталкивается с проблемами, он может отказаться от своей линии. Альтернатива – приложить больше усилий, дабы барьер остался в прошлом. Психологи расценивают преодолением барьера совершение некоторого исключительного действия, не вписывающегося в изначальные рамки: цели, которые персона поначалу для себя определяла, не включали таких методов. Особенное действие сопровождается сменой побуждения для его совершения. Персона осознанно пользуется дополнительной мотивацией, в построении которой во многом участвует творческая сущность, способность воображать, предсказывать развитие ситуации. Создание нового мотива во многих случаях обусловлено способностью представить, какими последствиями будет обладать действие.

Воля в жизни человека – это непроизвольный формат активности. Ее необходимо инициировать, для стабилизации нужно прикладывать усилия, а также тормозить определенные стремления. Воля возможна лишь в случае, если персона готова работать с побуждениями и стремлениями, мотивацией. Она требует от индивида организации системы активности, дабы таковая позволила добиться желаемого. При детальном исследовании ситуации можно видеть селективный волевой функционал. Речь идет о повседневных конфликтах мотивов, между которыми персона должна выбирать.

Развитие ситуации

Сила воли в жизни человека – это не только психическая функция, имеющая селективный подтекст. Предположим, человек оказался в ситуации, когда перед ним есть несколько вариантов развития событий, каждый из которых влечет за собой некоторые последствия. Определив, какой вариант наиболее предпочтителен в текущих обстоятельствах, персона активизирует инициирующий волевой функционал. Он заключается в приложении ряда усилий для реализации определенного сценария. Поскольку еще не ослабли все альтернативные мотивы, с которыми пришлось встретиться на этапе реализации селективной волевой функции, приходится прикладывать усилия для устранения всех тех побуждений, в пользу которых решения принято не было.

Человек с сильной волей реализует запланированное, четко придерживаясь составленного изначально плана. Он определяет для себя конкретные действия, маршруты и последовательности, строго соблюдая их в жизни, не допуская отклонения в пользу сиюминутного желания. В психологии это называется стабилизирующей волевой функцией, благодаря которой можно придерживаться определенного уровня активности, невзирая на возникающие проблемы и сложности. Нередко персона, занимаясь определенным действием, представляет разнообразные ситуации, которые могут последовать, формирует планы, осуществление которых пойдет на пользу. Это называется произвольным регулированием процессов психики и действий, происходящих внутри личности персоны и во внешнем мире. Если удастся определить дополнительный мотив, сформулировать, для чего нужно действие, которое было выбрано на селективном этапе, если получится сформулировать для себя действительно важный итог, к которому персона готова стремиться, при изменении мотивации и дополнении ее новыми пунктами, сформированными, исходя из воображения, говорят об изменении роли реализуемого действия в человеческой жизни за счет волевого усилия.

Проявление воли

Каждая личность обладает теми или иными качествами. Многие из них являются четким отражением воли:

  • Настойчивость. Ее можно интерпретировать как умение собрать все силы и сконцентрироваться на поставленной задаче.
  • Выдержка. Подчинение и сдерживание ума, эмоций и действий ради одной-единственной цели.
  • Решительность. Стремление к наиболее быстрому принятию решения и претворению в жизнь плана действий.
  • Обязательность. Выполнение всех действий в срок и в полном объеме.

Конечно, это далеко не все качества личности. В реальности их гораздо больше, однако уже из этого небольшого списка становится понятно, что воля буквально пронизывает всю деятельность человека, его мысли и мечты. Без нее личность не смогла бы реализовать ни одну из возникших идей. В этом полностью раскрывается воля и волевые процессы.

Функции и процессы

Человек с сильной волей имеет развитый высочайший метод регулировании своей психики. Воля важна относительно эмоционального статуса, способности концентрировать внимание и мотивировать себя на действия. Три ключевых функции процессов воли – угнетающая, стабилизирующая, инициирующая. Инициация также именуется побуждением. Такая функция имеет тесную связь с факторами мотивации и направлена на начало действия. Она определяет особенности поведения и позволяет человеку быть активным. За счет инициирующей волевой функции преграды (объективные, внутренние) преодолеваются.

В качестве стабилизатора воля связана с усилиями, за счет которых деятельность сохраняется на достаточном уровне, несмотря на помехи извне и внутри персоны.

Ингибирующая – заключительная важнейшая функция, которой определяется роль воли в жизни человека. Она направлена на замедление иных желаний, поведенческих сценариев и паттернов, противоречащих определенной цели. Угнетающая волевая функция обуславливает способность персоны отказаться от некоторого действия, из-за которого самая значимая ценность может оказаться в ущербном положении. Торможение – один из ключевых и важнейших аспектов регулирования человеческих поведенческих шаблонов.

Стабилизирующая

Определение функций воли невозможно без описания стабилизирующей функции. Она выполняет свою, очень значимую роль в развитии и становлении личности. Благодаря ей поддерживается необходимая степень активности при столкновении с препятствиями. В тот момент, когда человек осознает ряд проблем, которые ему придется преодолеть для достижения поставленной цели, и уже готов отступить, именно стабилизирующая функция не дает активности снизиться и мотивирует личность на продолжение борьбы.

Признаки воли

Психологи, выясняя и определяя, что такое воля человека, сформулировали три присущих этой психической особенности признака. Первый – это осознание собственной свободы. Человек понимает, что он волен творить любые действия. Он осознает, что нет предопределенности в принципе, только лишь он сам устанавливает, какими будут поведенческие реакции.

Признак воли – детерминированность действия. Таковая должна быть объективной. Ее наличие обязательно. Признак обязан присутствовать в любом действии, даже если со стороны кажется совершенно свободным.

Вместе с тем волевое поведение – это целостное явление, затрагивающее все личностные аспекты. Персона выражает себя через такие психические особенности явно, полностью. Регулирование поведения за счет воли считается самым высоким уровнем контроля со стороны психики.

Волевой акт

Раскрыть признаки воли и функции можно только через понимание волевого акта. Этот процесс является крайне сложным, он включает в себя несколько последовательных этапов, которые можно представить следующим образом:

  • потребность, выполняющая мотивационную функцию;
  • осознание возникшей потребности;
  • внутреннее определение мотивов, побуждающих к действию;
  • подбор вариантов для реализации потребности;
  • первые шаги к цели;
  • контроль за процессом реализации продуманного плана.

Примечательно, что каждый этап сопровождается напряжением воли. Она участвует во всех вышеописанных процессах. Психологи считают, что каждый раз свое действие личность сверяет с нарисованной в голове картинкой, принятой за идеал. Реальный план корректируется и вновь запускается в действие.

Все пункты нашего списка специалисты еще называют «волевыми действиями» и считают, что именно в них личность раскрывается наиболее полно, а также выходит на новый этап развития.

Психический феномен

Специалисты в сфере философии и психологии, пытаясь определить, что такое воля человека, предложили назвать ее уникальным феноменом регулирования персоной собственной деятельности. Во многом именно за счет этого аспекта возможна векторная ориентация сознания и его состояний на неопределенную цель. Воля позволяет сконцентрировать усилия, дабы добиться желаемого. Характерная особенность воли – невозможность сведения феномена к конкретному предметному аспекту. Ее нельзя назвать чистым внепрактическим сознанием. Воля представляет собой связь между поступком, объектом, предметом, импульсом, потребностью.

Изучение воли и деятельности человека позволяет с уверенностью говорить, что эта психическая функция предполагает объективацию субъектом и легитимацию желания, селекционирование такового в цель. В некоторой степени воля – это итог рефлексивных рассуждений о потребностях персоны, одновременно она является прогностическим анализом того, что может стать результатом поступка. Воля – это соединение желания и ощущения долженствования в сочетании с концентрацией усилий, которые нужно приложить для реализации сформулированного. Воля одновременно – это способность человека осознать доминирующую цель, выделить ее из всех других и отказаться от альтернатив, препятствующих достижению цели. Ядро акта воли – осознание ценности цели и значимости ее реализации для персоны. Психологи обращают внимание: воля всегда сопряжена со способностью человека оценить соответствие сформулированной цели и внутренней шкалы ценностей.

Многосторонняя и важная: воля необходима человеку

Этот феномен с давних пор вызывает удивление у исследователей человеческой психики. Воля – это способность человека балансировать между торможением и побуждением. При этом, активируя конкретное действие и блокируя иные, ориентируясь на оглашенную заранее цель. Акт воли – это формулировка решения, определение метода борьбы, мобилизация сил для достижения желаемого.

Волевой феномен обусловлен субъективным тезаурусом, артикуляцией информации с учетом смысла действия для конкретного индивидуума. Воля связана с установками личности и ее предрасположенностью к некоторым конкретным действиям. Во многом именно от них зависит скорость реакции на обстоятельства, состояние готовности персоны. Как известно из социальной психологии, воля задает субъективную человеческую ориентацию на некоторую общественную ценность.

Творить и развиваться

В психологии воля человека – это качество, благодаря которому творческая персона организует жизнь, несмотря на проблемы окружающего мира. Человек, которому присуща эта особенность психики в выраженной форме, способен бороться со сложностями и преодолевать их. Некоторые называют волю умением существовать, несмотря на необходимость бороться, а другие говорят, что само напряжение уже можно назвать волей. Если его нет в жизни, именовать персону волевой неправильно. Чтобы развить это качество, необходимо проявлять мудрость и стремиться к цивилизованности. Волевой человек – тот, кто может и готов сотрудничать и посредством этого делать свою жизнь эффективнее. За счет организации жизненной ситуации с учетом перспектив и собственного вытуренного богатства волевая персона приходит к успеху. В некоторой степени именно рассматриваемая психическая функция обеспечивает возможность развития и является способом, которым оно происходит. Она формируется и совершенствуется, наиболее ярко проявляет себя в условиях отрицательной мотивации, то есть ситуации, когда персона четко понимает, какой она быть не хочет, и готова прикладывать все силы, дабы избежать становления таким человеком.

Характер и воля человека – психические особенности индивидуума, совершенствующиеся и развивающиеся с течением лет. Специализирующиеся на этих вопросах психологи призывают развивать волю, прикладывая для этого усилия в рамках разумного. Перегружая себя, персона не получит никакого положительного итога. Волевые нагрузки нужно сочетать с позитивными мотивами, учитывая, что воля в некоторой степени является силой, но отражающей не мускульную массу и ее тренированность, а особенности характера. Для грамотного распоряжения своими ресурсами нужно быть мудрым, уметь правильно анализировать происходящее, прикладывать усилия рационально. Воля позволяет персоне двигаться к труднодостижимой цели, но она же может быть инструментом, посредством которого творческий поиск альтернативного пути становится эффективнее и проще.

Побудительная

Многие научные деятели считают именно ее главной функцией воли. Она обеспечивает активность человека, причем произвольную и осознанную. Примечательно, что данную функцию часто путают с реактивностью. Однако между ними существуют серьезные отличия, которые заметны даже новичкам в психологии. Реактивность вызывает действие в ответ на ту или иную ситуацию. К примеру, идущий человек практически всегда оборачивается на окрик, а дразнилка однозначно вызовет обиду и негатив. В отличие от этого процесса побудительная функция выражается в действии, вызываемом определенными состояниями внутри личности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда необходимость в каких-либо сведениях вынуждает человека окрикнуть и начать разговор с приятелем или однокурсником. Именно это в первую очередь отличает основную функцию воли, как ее называют, от описанной реактивности.

Примечательно, что активность, вызванная побуждением воли, дает личности возможность подняться над ситуацией. Действие может быть тщательно продумано заранее и выходить за рамки происходящего сию минуту.

Стоит иметь в виду, что побудительная функция часто провоцирует личность на активность, которая не является обязательной. Ее никто не ждет от человека и не осудит его за невыполнение каких-либо действий. Но, несмотря на это, план действий выстраивается и реализуется.

Побудительная функция способствует мобилизации всех сил даже тогда, когда потребности в активности сию минуту не существует. К примеру, выпускнику школы бывает сложно усердно заниматься каждый день в течение года, но мысли об итоговом экзамене и поступлении в заветный вуз, заставляют его мобилизоваться и приступить к занятиям.

Развиваем: нужно ли?

В некотором смысле для человека воля – качество, которое можно тренировать, равно как мышечную силу, разве что упражнения для этого нужны другие. Если вести занятия правильно, можно освоить управление своими асоциальными реакциями и поступками, дабы удавалось эффективнее достигать поставленных целей. Чем качественнее получится отточить волю, тем проще будет справляться со слабостями, присущими любому индивидууму, а также привычками, отрицательно влияющими на жизнь. Воля становится сильнее, если человек дает себе соответствующие нагрузки, но только в ограниченном формате. Причины, почему люди заинтересованы в тренировке воли, от случая к случаю разнятся. Некоторые просто хотят научиться контролировать свою жизнь, другие – улучшить собственное мнение о себе как ценной личности. Тренировка воли помогает стать устойчивее к стрессовым факторам, оставить в прошлом вредоносные привычки. Проводились исследования, призванные изучить значение воли человека и ее тренировок. Они позволяют с уверенностью говорить о существовании результативных стратегий укрепления этой психической личностной особенности.

Самый простой вариант начала тренировок – отработка режима жизнедеятельности и четкая регламентация периодов сна и поглощения пищи. Необходимо выбрать для себя диету с четырьмя или пятью трапезами в сутки, определить временные рамки. Это позволит держать тело в хорошей форме. Важно исключить из рациона любые вредные продукты. Одновременно ставят рамки по сну. Классический вариант – сон с 11 вечера до семи утра. Соблюдение таких рамок позволяет привнести в свою жизнь четкую временную организацию. Чем раньше персона встает, тем проще для нее начать работать над важными делами, избегая соблазна отложить их на поздний срок. Еще один аспект такой тренировки: человек должен делать то, что должно быть сделано, не отказываясь от задачи лишь из-за нежелания работать над ней. Совершая такие поступки, можно наработать волевые качества и сделать свою личность сильнее.

Воля и привычки

Во многом формированию воли помогает упражнение, связанное с отказом от вредных привычек и наработкой полезных. Вредоносные есть у любой персоны, даже если человек о них не говорит; в глубине сознания есть желание оставить их в прошлом. Кто-то желает отказаться от табачной продукции или спиртного, кто-то стремится скорректировать рацион. Кстати, некоторые считают, что от курения можно отказаться, держа при себе всегда пачку с сигаретами. Такое мнение ошибочно. Ограничение провоцирует еще более сильное желание, а вот в отсутствии ограничения деятельность полностью определяется волевыми усилиями.

Формирование новых привычек также сопряжено с приложением усилий: привычка представляет собой неосознанно совершаемое действие. Однажды сформировав ее для себя, нужно ввести ее в повседневность и настолько часто прибегать к действию, что оно станет неотъемлемой частью личности. Должно пройти некоторое время – лишь тогда совершаемое войдет в повседневность органичной частью, не требующей дополнительных усилий. Если получится этого добиться, можно с уверенностью говорить об успешной тренировке силы воли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]