Научная школа лидии ильиничны божович:история и современность


Биография

Доктор психологических наук (1967), профессор (1968). Окончила педагогический факультет 2-го Московского государственного университета (сейчас — Московский педагогический государственный университет) (1930). Ученица Л.С. Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспита­ния им. Н.К. Крупской и Украинской психоневрологической академии (сейчас — Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины) в Харь­кове. С 1948 по 1981 г. — сотрудница НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас — Психологический институт РАО), где защитила докт. дис: «Возрастные закономерности формирования личности ребенка». До 1978 г. возглавляла лабораторию форми­рования личности [1].

Черты характера (способности, характер, эмоции).

Способности — высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, навыкам и способностям, но объясняет их приобретение, консолидацию и использование. В настоящее время это определение принято и наиболее широко используется в бытовой психологии. Однако, это самый точный из всех.

У человека много разных способностей. Во-первых, необходимо различать элементарные и сложные способности.

Элементарными или простыми являются способности, связанные с работой органов чувств или относительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых моторных реакций. Эти способности обычно присутствуют в человеке с рождения, но могут быть улучшены на протяжении всей жизни и деятельности.

Сложные навыки называются способностями в различных видах деятельности, связанных с человеческой культурой, таких как технические, математические, музыкальные и т.д. Все эти навыки не являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.

Способности также делятся на общие и специфические.

Общие способности — это способности, которые доступны всем людям (но развиты в разной степени) и определяют успех во многих различных видах деятельности. К ним относятся, например, умственные или общие моторные навыки.

Особые способности присутствуют не во всех людях и определяют успех в единичных, специфических видах деятельности. Эти способности включают в себя музыкальные, литературные и т.д. Наличие общих способностей не исключает развития особых способностей, и наоборот.

Отмечаются также педагогические и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успех обучения, приобретение знаний, умений и навыков, тогда как вторые проявляются в создании человеческих объектов материальной и духовной культуры, производстве новых идей, открытий и изобретений, то есть творчестве в различных видах деятельности.

Наконец, есть коммуникативные и профессионально-активистские способности. Коммуникативные навыки — это навыки, которые включают в себя знания, навыки и умения, связанные с общением с людьми, взаимодействием с ними. Субъективно-активистские навыки проявляются в деятельности человека с неодушевленными объектами. Эти и другие способности дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетанию, человек получает возможность развиваться полностью и гармонично.

Характер — приобретенный в определенных социальных условиях, общий способ взаимодействия с окружающей средой, составляющий характер его жизненной деятельности. Характер действует как форма проявления личности, готовность к реализации в более или менее типичных ситуациях в определенных условиях тех или иных установленных форм/поведений.

На практике люди общаются друг с другом, их характер может проявляться в способе поведения, в способе реакции человека на действия и поступки других людей.

Характер имеет много различных качеств. С научной точки зрения их около 150. Но если мы не так строги, их больше 500. Чаще всего черты характера делятся на три группы: волевые, деловые и коммуникативные.

Волевые черты — это черты характера, которые связаны с волей человека. Они могут включать в себя решительность, настойчивость, настойчивость или противоположность им, такие как податливость и слабость воли.

Деловые черты характера — это черты характера, которые проявляются в работе человека, такие как трудолюбие, точность, ответственность, а также безответственность, лень и небрежность.

Коммуникативные — это черты характера, которые проявляются в общении с другими людьми. К ним относятся общительность, сдержанность, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.

Эмоции можно понимать как конкретный опыт, связанный с удовлетворением жизненно важных человеческих потребностей.

Основные типы эмоций: Настроение, простые эмоции, аффекты, чувства, страсть и стресс. Эмоции, особенно такие, как аффекты, чувства, страсти, неотделимы от личности человека.

Люди как личности эмоционально отличаются друг от друга во многих отношениях. В частности: в их эмоциональном возбуждении; в продолжительности и стабильности эмоциональных переживаний; в преобладании положительных и отрицательных эмоций.

Научный вклад

Одно из главных направлений ее работ — научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств («Личность и ее формирование в детском возрасте». 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности — мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен «смыслового барьера», суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан «аффект неадекватности», суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие «социальной ситуации развития». В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать ее и самого себя.

Термины «личность», «лицо», «индивидуум» и их взаимоотношения

Термины «человек», «индивидуум» и «личность» очень часто используются в повседневной и научной лексике. Они имеют в виду одно и то же или между ними есть разница? Чаще всего эти слова используются как синонимы, но если мы рассмотрим их более подробно, то обнаружим существенную разницу между ними.

С одной стороны, человек является биологическим существом, наделенным сознанием, языком, способностью работать; с другой стороны, человек является социальным существом, он должен общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность — это один и тот же человек, но рассматривается только как социальное существо. Говоря о личности, мы отклоняемся от ее биологически естественной стороны. Не каждый является личностью. При рождении ребенок еще не человек. Он всего лишь человек.

Чтобы стать человеком, человек должен пройти определенную стадию развития. Условиями такого развития являются: биологическое, генетическое, наличие социальной среды, мир человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность имеет набор внутренних качеств, характеристик, составляющих ее структуру.

Некоторые ученые считают, что человеческая психика биологически определена, что все аспекты личности являются врожденными. Например, характер, способности наследуются, такие как цвет глаз и волос.

Другие ученые считают, что каждый человек имеет определенные отношения с другими людьми. Эти социальные отношения и формируют человеческую личность, то есть человек учится принимать в этом обществе правила поведения, обычаи и нравственные нормы.

Но естественные биологические характеристики также необходимы для умственного развития человека. Мозг и нервная система человека необходимы для формирования на этой основе психических характеристик человека. Развиваясь вне человеческого общества, существо с человеческим мозгом никогда не будет развивать даже подобие личности.

Под индивидуумом понимается отдельная, конкретная личность, единый представитель человеческой расы.

Из-за существенных различий между терминами «человек» и «личность» иногда утверждается, что каждый человек является личностью. Например, одни утверждают, что только творческие люди — это люди; другие утверждают, что только люди с антисоциальным поведением (например, преступники, душевнобольные и т.д.) — это люди. Тогда говорят, что некоторые люди — просто личности, но не личности.

Личность может обладать, а может и не обладать творческими способностями, хотя каждый в той или иной степени обладает «творческим потенциалом», потому что без творчества, каким бы основополагающим оно ни было, человек не может решать жизненные задачи. Но каждая социальная личность является личностью, только вопрос о том, когда в процессе индивидуального развития начинает проявляться личность, является спорным.

Подводя итог: Индивидуум является единственным представителем вида «Homo sapiens» (разумный человек). Людей как индивидуумов отличает не только морфологическая характеристика (например, рост, телосложение, цвет глаз), но и психологическая характеристика (способности, темперамент, эмоциональность), в то время как понятие личности улавливает те характеристики, которые определяются принадлежностью индивидуума к обществу (социальное качество).

Индивидуальность — это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических характеристик.

Индивидуальность — это неповторимое сочетание черт характера и ментального строя, которое отличает одного человека от другого.

Термин «индивидуальность» имеет два тесно связанных, но разных значения. Одно из значений этого слова обозначает своеобразное сочетание характеристик человека в конкретной личности, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы, качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способности и т.д. Другое значение этого термина подчеркивает, чем конкретный человек как индивидуум отличается от других людей (индивидуумов).

Первое понимание термина может включать общие характеристики, присущие сравниваемым лицам, в то время как второе определение термина указывает только на то, что отличает одного человека от другого.

Термины «личность» и «индивидуальность» охватывают разные стороны, разные измерения духовного существа человека. Со словом «личность» обычно употребляются такие слова, как — сильная, энергичная, независимая. Индивидуальность называется «яркой», «уникальной», «творческой» и относится к качествам самостоятельной личности.

Божович Л.И. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

{«markers»:[{«pos»:[{«lat»:55.6579642,»lon»:37.4737832}]},{«pos»:[{«lat»:55.6579642,»lon»:37.4737832}],»title»:»\u003Cp\u003E2-\u043e\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:[{«lat»:49.9862773,»lon»:36.2831241}],»title»:»\u003Cp\u003E\u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438, \u043f\u0441\u0438\u0445\u0438\u0430\u0442\u0440\u0438\u0438 \u0438 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0410\u041c\u041d \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u044b)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:[{«lat»:55.753492,»lon»:37.6086113}],»title»:»\u003Cp\u003E\u041d\u0418\u0418 \u041e\u0438\u041f\u041f \u0410\u041f\u041d \u0421\u0421\u0421\u0420 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u041f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u0420\u0410\u041e)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»}],»bounds»:{«ne»:{«lat»:55.753492,»lon»:37.6086113},»sw»:{«lat»:49.9862773,»lon»:36.2831241}}}

Божович Лидия Ильинична

Структура личности

Структура личности — это сочетание и взаимодействие относительно стабильных компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические черты и характеристики, обычно называемые «чертами личности». Их много, но психологи пытаются объединить их в несколько подструктур.

Самый низкий уровень личности — биологически детерминированная субструктура, которая включает в себя возрастные, половые характеристики психики, врожденные характеристики типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные характеристики психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущения, мышления, способности, которые зависят как от врожденных факторов, так и от формирования, развития этих характеристик.

Кроме того, уровень личности — это ее индивидуальный социальный опыт, который включает в себя знания, умения, способности и привычки, приобретенные человеком. Эта подструктура формируется в основном в процессе обучения и носит социальный характер.

Высшим уровнем личности является ориентация, которая включает в себя устремления, желания, интересы, склонности человека, идеалы, взгляды, убеждения, его мировоззрение, черты характера, самоуважение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]