Что такое Аномия Дюркгейма?
Первым термин «аномия» ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм впервые упомянул понятие аномии в своей работе 1893 года «Разделение труда в обществе». Он также описал эту концепцию в своей работе 1987 года «Самоубийство». Если проанализировать понятие аномии во всех его работах, это понятие будет несколько двусмысленным и противоречивым.
Французский социолог и философ Давид Эмиль Дюркгейм
В «Разделении труда в обществе» он исследовал тему аномического разделения труда, феномена, который включает в себя неупорядоченное разделение труда, при котором некоторые группы больше не вписываются в него, как это было в прошлом. Дюркгейм объяснил это результатом индустриализации европейских стран и изменения характера труда наряду с развитием более сложного разделения труда. Он также использовал концепции механической солидарности и органической солидарности для объяснения аномии. Он также объяснил, что аномия не возникает в органической солидарности, поскольку это гетерогенная форма солидарности, которая позволяет разделению труда развиваться по мере необходимости, так что никто не остается в стороне и все люди играли значимую роль.
В своей работе 1938 года «Самоубийство» Дюркгейм также исследовал концепцию аномии. Он утверждал, что аномическое самоубийство является результатом того, что люди лишают себя жизни из-за нарушения социальных стандартов, необходимых для регулирования поведения. Кроме того, он пояснил, что всякий раз, когда социальная система находится в состоянии аномалии, общие ценности, этика или значения больше не являются действительными или приемлемыми, и новые стандарты или ценности ещё не были разработаны. В таком обществе многие чувствуют бесперспективность, отсутствие цели, отчаяние и эмоциональную пустоту. Это также может повлиять на разрыв социальных или общинных связей.
Социальная аномия
В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.
Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.
Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.
Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.
Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.
Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.
Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.
Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.
Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.
Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.
Что такое Аномия Мертона?
В 1938 году американский социолог Роберт Мертон связал понятие аномии с отклонением от норм и создал теорию структурной деформации. Она объясняет, как аномия приводит к отклонению и преступности. Согласно этой теории, когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, чтобы вырваться из норм и достичь своих целей. Например, если общество не предоставит достаточно рабочих мест, которые позволят людям нормально жить, многие из них превратятся в преступников или будут использовать незаконные методы заработка. Таким образом, согласно Мертону, отклонением от норм и преступность являются результатом аномического состояния беспорядка.
Американский социолог Роберт Кинг Мертон
Аномия в современном обществе
Современное российское общество тоже пребывает в состоянии нестабильности, в нем наблюдается деструкция ценностей. Люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, они не успевают адаптироваться к быстро меняющимся ориентирам и доминантным ценностям, испытывают финансовые трудности. Произошла та самая переориентация с моральных ценностей на физическое выживание. Деструкция ценностей приводит к профессиональной деградации людей, разочарованию в себе и жизни, своей работе, потере самоидентичности.
Мысли, которые беспокоят современных граждан, особенно молодежь:
- «надежды о лучшей жизни разрушены, не будет улучшения ее качества и уровня»;
- «мое будущее и будущее страны неясно, сейчас не стоит рожать детей»;
- «мне страшно жить, я не чувствую стабильности, безопасности»;
- «я чувствую себя уязвимым, я не знаю, что мне делать и куда идти»;
- «я не понимаю, кем мне быть, что делать, я не знаю, чего я хочу»;
- «я знаю, чего я хочу, но я не знаю, как достичь этого»;
- «все так неясно, такому простому человеку как я сложно разобраться в том, что происходит в стране»;
- «сейчас все обесценивается, важны только деньги, связи, личный успех»;
- «все живут одним днем, не думают о будущем»;
- «я ни в чем не уверен и никому не могу доверять, сейчас никому нельзя верить».
Хаос, апатия, смятение, рыночное и потребительское отношение, социальная инфантильность, неприкаянность, ненужность – так кратко можно охарактеризовать состояние современного общества и каждого отдельного человека. В итоге мы имеем уже три, так называемых, потерянных поколения. Представителям одного из них около 50 лет, но они все еще не понимают, как жить в этом мире. Самое молодое поколение отличается революционной, экстремистской направленностью. Некоторые из них четко понимают, чего хотят добиться в жизни, но при этом интересы страны, всего общества им не важны. Среднее поколение ориентировано на потребление, рыночные отношения. Однако его большая его часть погрязла в алкоголе и наркотиках, направило туда свою невостребованность в обществе.
Как бороться с аномией? Выяснить причину и конфликт, который ее породил, устранить его. Необходимо выбрать одну из систем, актуальных в данное время, или создать что-то совершенно новое, либо позаимствовать чью-то готовую систему, например, обратиться к прошлому.
В чем разница между Аномией Дюркгейма и Мертона?
Теория аномии Дюркгейма относится к ней как к ненормальности, так и к отсутствию социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения. С другой стороны, теория аномии Мертона является продолжением теории аномии Дюркгейма и описывает, как аномия приводит к отклонениям от норм и преступности.
Согласно Дюркгейму, аномия — это ненормальность, которая является результатом отсутствия социальной сплоченности и солидарности, которая обычно сопровождает быстрые социальные изменения. Однако, согласно теории аномии Мертона, большинство людей пытаются достичь культурно значимых целей. Когда общество не предоставляет людям законные средства для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, тем самым отходят от норм для достижения своих целей, что приводит к преступности и отклонению.
Теория аномии
Различные направленности по-своему понимают явление аномии. Однако все они описывают одно и то же. Простыми словами, под аномией понимается беззаконие и отсутствие норм. В качестве преступного явления она была рассмотрена в теории Дюркгейма. Он полагал, что общество без преступности просто не способно существовать и прогрессировать. Лишь тотальный контроль за поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в таком случае придется найти другие модели поведения, которые будут наказываться.
Поскольку нет одинаковых людей, их поведение тоже отличается. То, что нарушает свободу и жизнь окружающих, считается противозаконным. Все остальные поступки, причиняющие душевную боль окружающим, которые ожидали от людей конкретного поведения, называются аморальными.
Без отсутствия многообразия в поступках и мыслях человек не прогрессирует. Там, где возникают социальные нормы, неизбежно формируется социальная аномия. Таким образом, аномия по Дюркгейму является показателем здорового общества. Социальные нормы провоцируют определенные ожидания у людей, которые страдают, если они не оправдываются. Вместе с тем социальная аномия провоцирует прогресс общества, который должен найти такой устрой общества со всеми его моральными принципами, который будет удовлетворять потребности всех людей.
В теории психологии аномия понимается как потеря сопричастности человека с обществом. Индивид становится обособленной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию девиантного поведения, когда человек начинает пить алкоголь, впадает в депрессию, живет скучной жизнью и т. д.
Подобное развитие событий объясняется специалистами сайта психиатрической помощи psymedcare.ru как неспособность человека адекватно отреагировать на собственную отрешенность. Одиночество порицается обществом. На одинокого человека постоянно давят и негативно реагируют. Если человек поддается давлению извне, тогда он начинает саморазрушаться. Принятие собственного желания быть индивидуальным позволяет оградить себя от аномии.
Человек входит в состояние аномии, когда замечает, что в стране происходит кризис, перестройка или его личные желания не реализуются теми законными действиями, которые приемлемы в обществе. В данном случае:
- Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
- Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
- Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.
В медицинской теории аномией считается афазия и неспособность вспомнить определенные имена и названия предметов.
перейти наверх