Как обрести свободу личности и зачем это делать: советы профессиональных психологов


Вы помните, когда вы впервые услышали про выбор? Я не про ситуации «что тебе подарить, конструктор или плюшевого мишку?» и не про школьные задачки в духе «выбери из этих слов глаголы» – естественно, с минимальным выбором мы знакомимся еще в детстве. С тем, что есть такое слово.

Но я спрашиваю о том, когда вы услышали о выборе как об основополагающей категории вашей жизни? О вашей базовой свободе? В пятнадцать? Двадцать? Тридцать? А может быть, вы до сих пор об этом не слышали?

Вынужден признать, что несмотря на знание этих слов русского языка, множество людей понятия не имеет ни о выборе, ни о базовой свободе. Потому что большинство стало жертвами той самой привычной лжи, которой подменили свободный выбор.

Что такое свобода личности

Свобода личности – это сложное многогранное понятие, определить которое однозначно очень сложно. Если максимально упростить, то свобода личности – это отсутствие зависимости от чего бы то ни было: других людей, вредных привычек, психологических комплексов, общественного мнения и т. д.

Свободный человек уверен в себе, знает, чего хочет от жизни, и действует исходя из своих интересов. Это помогает ему добиваться успеха в жизни и занимать высокое место в социальной иерархии.

Представление о свободе менялось на протяжении веков. К современному пониманию человечество пришло совсем недавно. Примерно с начала XIX века люди стали воспринимать свободу как свое незыблемое право и начали активно отстаивать ее. Под свободой стали подразумевать следование своим стремлениям, реализацию внутреннего потенциала личности, осуществление самостоятельного выбора личного пути.

Очень важно понимать, что свобода не бывает абсолютной. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Это очень тонкий философский вопрос. Прежде чем начать работать над развитием внутренней свободы, нужно сформировать морально-этический стержень личности. Без него свобода может превратиться в произвол и привести к антисоциальному поведению.

Проверенная стратегия как обрести внутреннюю свободу

Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге «Бегство от свободы»). При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё, что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надёжно и жёстко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.

Как говорил по этому поводу Гёте, «самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным» («Избирательное сродство»). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по «чекушке», искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь «культурно выпивают».

Первый шаг к свободе

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле — раб. В первую очередь, раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д., и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие, он не делает, потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живёт он, в принципе, не хуже других.

«Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мёртвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней».

Эрих Фромм.

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет, и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.

Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…».

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надёжной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, что именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, как именно «выдавливать из себя раба», как повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И, возможно, я его разочарую, сказав, что как — это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники, но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?

На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролёром или надсмотрщиком. Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я — название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста — не выпускать вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то, о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее, и тому подобное. Поскольку вы не осознаёте факт того, что вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете вы, что это ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе — это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и не нужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит, и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе, по сути, есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика, нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьёзного, взрослого личностного роста.

В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что, несмотря на весь прогресс общественных отношений, человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона — за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьёзный шаг, надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще — решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других — мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей — внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и приручённые человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других — это всегда мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека — это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.

Внутренняя свобода — основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень — это «кака», копаться в ней «неприлично», как-то неудобно на вопрос окружающих — «чем ты занимаешься?» — отвечать «в плесени копаюсь». Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! И сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем, чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение, выстроив свои отношения с миром так, как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы — это вопрос глотка кислорода. Без всяких «или-или».

Для чего нужно развивать свободу личности

А так ли нужна индивиду свобода личности? Может, лучше жить своей обычной жизнью, не замахиваясь на столь глобальные цели? Каждый человек сам делает свой выбор. Главное, чтобы он был осознанным.

Свобода – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Она неразрывно связана с ответственностью и самоограничением.

Да, вы не ослышались, именно с самоограничением. Свобода не даст права делать все, что вам вздумается. Она поможет стать центром собственной жизни и начать действовать исходя из своих интересов. Но взамен вам придется отказаться от чужой опеки над собой и стать по-настоящему взрослым.

Итак, что вам даст внутренняя свобода:

  1. Вы сможете принимать решения без оглядки на мнение окружающих.
  2. Чужая критика не будет нервировать и расстраивать вас.
  3. Вы перестанете быть рабом своих негативных эмоций, комплексов, страхов.
  4. Люди начнут уважать ваши интересы, и вы сможете эффективно взаимодействовать с ними.
  5. Вы почувствуете себя настоящим творцом собственной жизни, а не бревном, покорно плывущим по течению.
  6. Ваши таланты и способности смогут реализоваться на 100 %, потому что никакие внутренние ограничения не будут им мешать.
  7. А главное – ваша жизнь будет полна счастья и гармонии, которыми вы сможете делиться с близкими людьми.

Компоненты и составляющие .

У каждого они могут выглядеть по своему, попробуем их подытожить. Что же такое свобода? Мы должны осознать её, познать необходимость стать свободным, отпечатать это в своём разуме и душе. Только после этих размышлений мы поймём, свободны ли мы по-настоящему или нам срочно требуется действовать, для того чтобы почувствовать этот сладкий запах. Как быть свободным человеком и жить легкой жизнью?

Возможность и право каждого из нас следовать по тому пути, по которому мы хотим. Многие из нас не обращают на этот пункт внимания и не получают самостоятельности. Все мы можем быть независимыми, мыслить так как хотим, иметь право выбора в своей жизни, без чьего-то влияния и предрассудков. Наличие выбора есть у каждого, в любой жизненной ситуации. Не может быть только одного пути развития событий. Мы всегда вольны выбирать, действовать или бездействовать. Это правило и никак не может быть иначе, пока Вы не поймёте этого, Вы не увидите пути.

Смелость – один из главных спутников свободы. Смелость толкает нас, заставляет сделать марш-бросок, решительный шаг, на который мы долго не могли решиться, перед которым долго собирались духом. Свобода – удел смелых людей.

Борьба и саморазвитие – компоненты, которые помогают нам двигаться вперёд, побеждать свои страхи и сомнения, которые лезут из тьмы нашего сознания и пытаются тормозить нас, оказывают давление.


Желание жить и сила духа — то, что даёт нам энергию на каждый день. Просыпаюсь с утра, мы говорим, доброе утро, мой любимый мир. Он отвечает Вам свободой.

Какой урок извлекается из успеха

Итак, ученик учится через страдания и трудности. Но!

Ученик также учится и через успех. Успех — это другой урок судьбы, который дается нам во время удачи, которая приходит в нашу жизнь. В чем же здесь урок?

Он очень интересный. Он состоит в том, чтобы также не потерять невозмутимость. Это означает — не попасть в то качество сознания, которое говорит: «Я — причина этого успеха. И я наслаждаюсь тем, что происходит».

Невозмутимость — это когда я принимаю то, что мне дается. Но что означает невозмутимость?

Это полное отсутствие ложного эго. ЭГО — это та деталь характера, которая обрывает связь с Абсолютом и не позволяет воспринимать руководство жизни.

Невозмутимость — это когда я принимаю, чтобы отдать другим. При этом я сам — просто прозрачная среда.

Ученик независим также и от успеха. Он не становится стереотипным и не хочет его повторить. Он понимает, что его просто обучают. Ему даются какие-то возможности, чтобы он применил их в служении другим.

В духовном смысле это также настроение благодарности Абсолюту. «Я не считаю себя причиной происходящего. Я просто благодарю за то, что я получаю. И отдаю это другим». (Читайте как правильно благодарить?) И это также свобода. Почему?

Потому что нас не сковывает это. Мы являемся частичкой Вселенной. Мы находимся в гармонии с жизнью, законами судьбы и законами мироздания. Мы — прозрачная среда.

Сознание ученика — всегда позитивное. Он понимает, что реальность не заканчивается этим миром, внешней оболочкой происходящего. За пределами этого мира есть высшая энергия любви. С которой он связан, которая дает руководство и направляет его жизнь.

  • Действительно позитивное мышление

Что такое сознание ученика или Как стать свободным человеком

Сознание Ученика — это сознание человека, личности, всегда открытого к высшему руководству жизни, которое проявляется как через успехи, так и через проблемы, через страдания.

Нас обучает счастье. И нас обучает страдание. Ученик при этом не теряет своей внутренней невозмутимости.

Потому что очень часто именно страдания несут в себе очень глубокие уроки судьбы.

Мы можем вспомнить свою жизнь. Когда у нас были трудности, были какие-то потери, какие-то испытания… Подумайте, вспомните сейчас что-то свое. И какая-то очень глубокая работа требовалась от нас, чтобы их преодолеть. Но затем, когда через какое-то время все кончалось, у нас внутри оставалась некая реализация.

Позиция Ученика: «Случаются трудности в моей жизни — я учусь. Я развиваю свой характер, формирую какие-то качества. Я накапливаю внутренний опыт, который возникает во мне и которому я открываюсь».

Это полная независимость от внешнего мира.

Обратите внимание. Ученик — это не раб обстоятельств. Не нужно смешивать эти понятия. Ученик — это не что-то унизительное. Потому что ИМЕННО УЧЕНИК — свободен.

Внешний мир дает какую-то неудачу, внешний мир дает какие-то трудности, боль — но я учусь. Это означает, что я нахожусь в позитивном опыте. Означает, что я независим от этой фактуры жизни.

Однако, самое интересное в другом. Быть свободным человеком — это далеко не самая главная цель в жизни. Потому что главная цель жизни — она в другом. Как думаете, в чем? Небольшой намек есть здесь. Продолжим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]