Говорят, что бармены и таксисты – отличные психологи. Да, отчасти это так, но тогда уж житейские психологи. Они много общаются с разными людьми, большой жизненный опыт позволяет им лучше понимать социум, давать советы. Однако не всегда их советы, суждения справедливы с точки зрения науки. Нам с вами предстоит разобраться в житейской и научной психологии, их отличиях и взаимоотношениях, дать определение тому и другому типу.
Житейская психология: что это
Это знания, которые накапливаются, используются в жизни. Житейская психология включает в себя чьи-то рассуждения, наблюдения, умозаключения относительно конкретной ситуации. Например, дети отлично умеют манипулировать родителями, но они не знают, как делать это со всеми людьми.
Житейские психологические знания отличаются следующим:
- всегда конкретны;
- интуитивны;
- привязаны к определенным условиям, ситуациям, участникам.
Обычно этот тип называют мудростью.
Особенности житейской психологии, что ее характеризует:
- выводы часто бывают иррациональными;
- чаще всего возникает ошибочное обобщение;
- суждения основаны на страхах, личных переживаниях;
- суждения подвержены настроениям, моде, слухам;
- житейские знания основаны на случайных ситуациях, размышлениях;
- культурный уровень житейской психологии низкий, она приземленная, часто смешана с суевериями.
Еще одна специфическая характеристика житейской психологии в том, что люди подают свои “открытия” уверенно. Называют себя психологами, учителями, наставниками. Блогеры, инстаграмеры – самый яркий пример житейской психологии. Они уверены в своей правоте, нахватаются верхушек по дисциплине или придут к каким-то умозаключениям на основе личного опыта, а потом выдают это за истину в последней инстанции. Они дают готовые схемы и советы, которые помогают далеко не всем. Так что в следующий раз, когда наткнетесь на что-то подобное, рекомендую быть очень внимательным и не верить всему, что говорит «прирожденный психолог» или психолог-любитель. Яркость, новизна, приближенность к мнению большинства еще не говорит о том, что информация верна.
Уровни психологического знания
Психологическое знание представлено несколькими уровнями. На первом из них находятся «житейские» представления людей о психике. Они возникают в их реальной жизненной практике и в различных ее сферах. Примером может быть материальная, производственная деятельность, бытовая область, процесс воспитания и обучения, искусство. В основе всего этого лежит непосредственное отражение соответствующих сторон бытия и философии «здравого смысла».
На следующем уровне находятся психологические знания, которые выделяются в рамках мифологии и религии в качестве исторически первых форм познания мира и человека. Они отражают канонические требования разных типов культурного творчества человечества.
Еще один уровень психологического знания включает психологические знания, которые были накоплены в рамках художественно-образного наблюдения за окружающим миром (например, работы художника, архитектора, писателя).
Последний уровень психологического научного знания — это психологические знания, которые возникли на определенной стадии развития общества. Это происходит по причине выделения нового способа реконструкции действительности в виде науки. Уровень представлен целенаправленным процессом сбора и анализа психологических фактов, включая логические формы их объяснения и доказательства, переход от описательных стратегий и методов исследования к объяснительным (самому научному знанию).
В свою очередь, научное психологическое знание, которое зарождается первоначально в период античности, само проходит долгий путь эволюции. Сначала оно существует в основе другого научного знания (например, философского, исторического, естественнонаучного). Потом оно выделяется и в дальнейшем развивается в рамках самостоятельной научной дисциплины. Для психологии это время наступает во второй половине XIX века.
Научная психология: что это
Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.
Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:
- Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
- Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
- Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
- Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.
Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.
Основа психологического знания
Наука представляет собой особую деятельность по производству научного знания. У психологического знания особое место, поскольку в его основе лежат принципы, методы и средства познавательной активности индивида. Их продуктом становится научное знание.
В качестве предмета изучения выступает самый сложный предмет — человеческая психика. Она до сих пор исследована меньше, чем другие явления. Психологическое знание занимает центральное место среди различных наук, включая философию, общественные и технические науки. Их совершенствование происходит в соответствии с состоянием, в то же время, становясь основой развития.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Для психологического знания присущи некоторые особенности. В психологии совпадают субъект и объект познания, а существенная доля психологических феноменов и процессов может открываться субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции).
Скорость изменения психологических знаний более высокая, чем в других сложных системах (например, биологической, геологической). Полученная информация о конкретном индивиде устаревает раньше, чем психологи успевают ее использовать на практике. Психологические исследования способны вносить изменения в психологическую реальность. После исследования изменяется не только само испытуемое лицо, но и исследователь. Это связано с тем, что узнав что-то новое о другом человеке, он узнает новое и о самом себе.
Психология считается не только познающей, но и созидающей наукой. Психологи не только изучают людей, но и конструируют его. В целом психологическое знание несет огромную мировоззренческую нагрузку. Это связано со следующими феноменами:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Уровни научного психологического знания 420 ₽ Реферат Уровни научного психологического знания 230 ₽ Контрольная работа Уровни научного психологического знания 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Смысл жизни,
- Сущность личности,
- Природа человеческих ценностей и др.
Психологическое знание оказывает воздействие на общественное сознание, при этом его обнародование вызывает общественный резонанс. В реальности формируется большое количество гуманитарных парадигм, которые значимо сказываются на развитии социального мира.
Сравнение житейской и научной психологии
«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.
Различия между житейской и научной психологией
Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:
- Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
- Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
- Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.
Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.
Соотношение житейской и научной психологии (кратко)
Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:
- профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
- психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
- последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.
А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.
Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).
Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.
II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).
Основателем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся «явления сознания»: мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным методом изучения сознания выступал метод самонаблюдения. Однако это был субъективный метод исследования, который не давал возможности получить объективные научные сведения о явлениях сознания другого человека.
III этап – психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследований — эксперимент (1879 г.) Задача психологии состояла в том, чтобы стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания.
Житейская и научная психология: кратко связь и различия
Еще раз обобщим все вышесказанное в виде таблицы. Итак, вот чем житейская психология отличается от научной:
Критерий | Любительская | Академическая |
Абстрактность/точность знаний | Всегда конкретные, связаны с определенными ситуациями, людьми. | Выражаются в законах, понятиях и определениях, заметно стремление к обобщению. |
Характер знаний | Основаны на интуиции, пробах, ошибках. | Всегда научно оправданы, подтверждены экспериментально, рациональные и осознанные знания. |
Систематизация, накопление, передача информации | Знания умирают вместе с человеком, живут в народном творчестве. | Передаются из поколения в поколение через книги, записи, видео материалы, университеты и прочее. |
Как поступает информация | Через личные наблюдения, размышления. | В ходе наблюдений, размышлений, экспериментов. |
Объем информации, точность понятий | Знания ограничены, понятия размыты и многозначны. | Материал объемный, понятия точно определены. |
Типы имеют кое-что общее, но вместе с этим у них немало отличий. Любительский тип – это опыт человека или целого общества. Научный тип – это дисциплина, наука как она есть.
Актуальны две проблемы сравнения житейской и научной психологии. Во-первых, нередко наблюдается подмена понятий, люди пытаются выдавать свои наблюдения за научные законы и учить других жизни (блогеры, инстаграмщики, графоманы и т.д.). Во-вторых, профессиональные психологи теряют огромную часть тем для изучения. Научное рассмотрение ограничивает возможности изучения предметов и явлений, понятия создают жесткие рамки, за которые нельзя выходить.