Виды привязанности у взрослых
Что такое привязанность? Это чувство близости, основанное на глубокой симпатии, любви, преданности кому-либо или чему-либо. В 60-х годах прошлого века психологи начали изучать ее в рамках отношений между ребенком и родителями — основоположниками этой теории привязанности стали Джон Боулби и Мэри Эйнсворт.
Однако спустя 20 лет после них, в 1980-х, Синди Хазан и Филлип Шейвер решили применить эту концепцию к взрослым, которые находятся в романтических отношениях. Они выделили четыре основных типа привязанности:
- надежный (характеризующийся способностью легко формировать безопасные отношения);
- тревожный (характеризующийся неуверенностью в отношениях);
- избегающе-отвергающий (характеризующийся эмоциональной недоступностью);
- тревожно-избегающий (сочетание тревожного и избегающего стилей привязанности).
Поэтому, когда речь заходит о том, как убрать привязанность к человеку, обычно подразумеваются последние три модели, поскольку первая (надежная) лежит в основе доверительных, здоровых и гармоничных отношений, и избавляться от нее людям чаще всего не хочется.
Другое дело в случае с остальными тремя, из-за которых человек из раза в раз может терпеть неудачу в попытке начать здоровые отношения или быть несчастным, вступив в них. Ниже поговорим о том, как можно изменить негативные модели привязанности на позитивные.
Проблемы привязанности и реактивное расстройство привязанности
Привязанность — это глубокая связь между ребенком и тем, кто его воспитывает. Она глубоко влияет на развитие ребенка и его способность выражать эмоции и строить отношения. Если вы — родитель ребенка с расстройством привязанности, то, возможно, вы уже изнурены попытками найти взаимопонимание с ним. У ребенка с небезопасной привязанностью или нарушением привязанности не хватает навыков для создания глубоких отношений. Однако с помощью приведенных здесь инструментов м здоровой дозы терпения и любви вы сможете решить проблемы с привязанностью.
Суть проблем привязанности и ее нарушений
Дети с нарушениями привязанности или другими проблемами привязанности сталкиваются с затруднениями в налаживании отношений с людьми и управлении своими собственными эмоциями. Это приводит к отсутствию доверия и самоуважения, страху стать кому-то близким, гневу и желанию все контролировать. Ребенок с расстройством привязанности чувствует себя одиноким и не ощущает себя в безопасности.
Так почему же у одних детей развиваются расстройства привязанности, а у других — нет? Ответ лежит в процессе формирования привязанности, который опирается на взаимодействие обоих родителей и ребенка.
Расстройства привязанности — это результат негативного опыта отношений. Если дети постоянно чувствуют себя брошенными, изолированными, беспомощными или ненужными по какой-либо причине, они понимают, что не могут полагаться на других и что мир — это опасное и страшное место.
Что вызывает реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности?
Реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности возникают, когда дети не могут наладить стабильную связь с родителями или теми, кто их заменял. Это может произойти по многим причинам:
- Ребенок плачет, но никто не реагирует на это или не создает комфортные для него условия.
- Ребенок, будучи голодным или мокрым, остается без внимания в течение нескольких часов.
- Никто не смотрит, не разговаривает, не улыбается ребенку, поэтому малыш чувствует себя одиноким.
- Маленький ребенок получает внимание только при демонстрации экстремальных форм поведения и чрезмерно сильных эмоций
- Ребенок подвергается жестокому обращению или насилию.
- Иногда потребности ребенка удовлетворяются, а иногда нет. Ребенок никогда не знает, чего ожидать.
- Младенец или маленький ребенок попадает в больницу или разлучается со своими родителями.
- Младенец или маленький ребенок передается от одного опекуна к другому (может быть в результате усыновления, потери одного из родителей).
- Родитель эмоционально недоступен из-за депрессии, болезни или наркотической зависимости.
Как видно из примеров, иногда обстоятельства, которые вызывают проблемы привязанности, неизбежны, но ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что произошло и почему это произошло. Он просто чувствует, что никто не заботится о нем, и в результате он теряет доверие к людям, и мир становится небезопасным местом.
Ранние предупредительные признаки и симптомы небезопасной привязанности
Проблемы привязанности представляют собой спектр проблем от относительно простых форм до наиболее тяжелых, как, к примеру, реактивное расстройство привязанности (РРП).
Несмотря на то, что никогда не бывает слишком поздно, чтобы лечить такие проблемы привязанности, как реактивное расстройство привязанности, чем раньше вы заметите симптомы и примете к ним меры, тем лучше. При раннем обнаружении вы можете избежать более серьезных проблем. Появившись в младенческом возрасте, проблемы привязанности часто легко исправить при квалифицированной помощи и поддержке.
Признаки и симптомы небезопасной привязанности у детей раннего возраста:
- Избегает зрительного контакта
- Не улыбается
- Не тянется, чтобы подобрать предмет
- Отвергает ваши попытки успокоить, утешить и сблизиться
- Кажется, что не замечает или не волнуется, когда вы оставляете его одного
- Безутешно плачет
- Не лепечет или не издает другие звуки
- Не следует взглядом за вами
- Не интересуется интерактивными играми или игрушками
- Проводит много времени укачивая или успокаивая себя
Важно отметить, что ранние симптомы небезопасной привязанности похожи на ранние симптомы других проблем, таких как СДВГ и аутизм. Если вы заметили какие-либо из этих предупредительных признаков, немедленно обратитесь к вашему педиатру для профессиональной диагностики проблемы.
Утешение плачущего ребенкаКак правило, многие чувствуют разочарование, беспокойство, и даже гнев, когда сталкиваются с плачем ребенка, особенно если он плачет в течение нескольких часов подряд. В таких ситуациях вы должны быть спокойными и сосредоточенными на том, чтобы понять, что происходит с вашим ребенком и как лучше всего успокоить его или ее.
Признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности
Дети с реактивным расстройством привязанности настолько травмированы в начале жизни, что их будущие отношения также протекают с нарушениями. Они испытывают трудности в отношениях с другими людьми и часто отстают в развитии. Реактивное расстройство привязанности часто встречается у детей, которые подвергались жестокому обращению и которые часто меняли приемные семьи, жили в детских домах, или были разлучены с их первичным опекуном после установления связи.
Общие признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности
- Отвращение к прикосновением и физической привязанности. Дети с реактивным расстройством привязанности часто вздрагивают, смеются или даже говорят «ой» при прикосновении. Вместо того, чтобы вызывать положительные чувства, прикосновения и ласки воспринимаются как угроза.
- Проблемы контроля. Большинство детей с реактивным расстройством привязанности сохраняют большую дистанцию в отношениях, чтобы сохранить контроль и избежать чувства беспомощности. Они часто непослушны, дерзки и умеют хорошо аргументировать.
- Проблемы гнева. Гнев может выражаться непосредственно в виде истерик или отыгрывания, а может — через манипуляции и пассивно-агрессивное поведение. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны скрывать свой гнев под социально приемлемыми действиями, например, сильно «давать пять», что причиняет боль, или же слишком сильно обнимать кого-то.
- Сложность в выражении подлинной заботы и любви. Например, дети с реактивным расстройством привязанности могут быть слишком ласковыми с незнакомыми людьми, но совсем мало или вообще не проявлять привязанность к своим родителям.
- Слаборазвитая совесть. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны вести себя так, будто не имеют совести. Они не выражают вины, сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.
Подавленная форма реактивного расстройства привязанности и расторможенная форма реактивного расстройства привязанностиПо мере того, как дети с реактивным расстройством привязанности становятся старше, их симптомы часто развиваются либо по типу подавления, либо по расторможенности.
- Симптомы подавленной формы расстройства реактивной привязанности. Ребенок эмоционально отдален и невосприимчив к утешениям. Ребенок осознает, что происходит вокруг, он даже сверхбдителен, но не реагирует и не отвечает. Ребенок склонен отталкивать других, игнорировать их или проявлять агрессию, когда другие пытаются приблизиться.
- Симптомы расторможенной формы реактивного расстройства привязанности. Ребенок не отдает предпочтения родителям среди других людей, даже незнакомым. Ребенок ищет комфорт и внимание со стороны практически каждого человека, не делая никаких различий. Он крайне зависим, ведет себя намного младше своего возраста и склонен к хронической тревожности.
Воспитание ребенка с реактивным расстройством привязанности: что нужно знать
Воспитание ребенка с небезопасной привязанностью или реактивным расстройством привязанности нередко сопряжено с утомлением, разочарованиями и эмоциональным затратам. Трудно чувствовать себя хорошим родителем при отсутствии любящей связи с ребенком. Иногда у вас может возникать вопрос, стоят ли чего-то ваши усилия, но будьте уверены, что стоят. Со временем при условии терпения и согласованных усилий с другими участниками воспитания нарушения привязанности будут устранены. Ключ в том, чтобы оставаться спокойными, но твердыми при взаимодействии с ребенком. Это покажет ребенку, что он в безопасности и что вам можно доверять.
Ребенок с расстройством привязанности уже испытывает большой стресс, поэтому крайне важно, чтобы вы умели управлять своими собственным уровнем стресса, прежде чем пытаться помочь ребенку.
Советы по воспитанию ребенка с реактивным расстройством привязанности или ненадежной привязанностью
- Выстраивайте реалистичные ожидания. Помощь ребенку с расстройством привязанности — нелегкий труд, занимающий много времени. Фокусируйтесь на небольших продвижениях вперед и радуйтесь каждому продвижению к успеху.
- Терпение существенно важно. Процесс не будет таким быстрым, как вы хотите, и вы непременно столкнетесь с трудностями на этом пути. Но сохраняя терпение и сосредотачиваясь даже на небольших улучшениях, вы создаете атмосферу безопасности для ребенка.
- Поощряйте чувство юмора и радость. Радость и юмор помогут в решении проблемы привязанности и наполнят вас энергией даже в разгар трудного периода. Найдите такую работу и хотя бы пару таких людей, с которыми можно посмеяться и почувствовать себя хорошо.
- Заботьтесь о себе и управляйте стрессом. Урежьте дела, отнимающие ваше время, и уделите его себе. Отдых, хорошее питание и перерывы в воспитании детей помогут вам расслабиться и зарядиться энергией, а это даст возможность уделить необходимое внимание ребенку.
- Найдите поддержку и попросите о помощи. Положитесь на друзей, семью, учреждения, обеспечивающие временный присмотр. Лучше обратиться за поддержкой до того, как это станет необходимостью, чтобы избежать стресса предельного уровня. Также рассмотрите вопрос о том, чтобы присоединиться к группе поддержки для родителей.
- Оставайтесь позитивным и не теряйте надежды. Отнеситесь с вниманием к факту, что дети реагируют на ваши чувства. Если они чувствуют, что вы в отчаянии, это приведет к отчаянию и их самих. Когда вы чувствуете себя подавленным, обращайтесь к другим людям за утешением.
На заметку родителям усыновленных детей или приемным семьям с детьми с реактивным расстройством привязанности
Если вы усыновили ребенка, возможно, вы не знали о реактивном расстройстве привязанности ребенка. Гнев или безразличие вашего нового ребенка могут отзываться с вас болью и быть трудными для понимания. Постарайтесь помнить, что ваш усыновленный ребенок ведет себя так не из-за отсутствия любви к вам. Его жизненный опыт не подготовил его для связи с вами, и он пока не может распознавать вас как источник любви и уюта. Ваши усилия полюбить ребенка обязательно повлияют — просто это может занять некоторое время.
Лечение реактивного расстройства привязанности: рекомендации о том, как помочь ребенку почувствовать себя в безопасности
Безопасность является основной проблемой для детей с реактивным расстройством привязанности и другими проблемами привязанности. Они отчуждены и недоверчивы, потому что не чувствуют себя в безопасности в этом мире. Они продолжают сохранять бдительность, чтобы защитить себя, но это же мешает им и принимать любовь и поддержку. Поэтому, прежде всего, важно создать у ребенка чувство безопасности. Вы добьетесь этого путем установления четких ожиданий, правил поведения и последовательных реакций. Таким образом, ваш ребенок будет знать, чего ожидать, когда он ведет себя определенным образом.
- Установите ограничения и границы. Последовательные любящие границы делают мир более предсказуемым и менее страшным для детей с проблемами привязанности, такими как реактивное расстройство привязанности. Очень важно, чтобы они понимали, какого поведения от них ожидают, что является и приемлемым, а что нет, и каковы будут последствия, если они пренебрегут правилами. Это также научит их, что в их руках больше контроля над тем, что с ними происходит, чем они думают.
- Отвечайте, но при этом оставайтесь спокойными, когда ребенок расстроен или поступает неправильно. Помните, что «плохое» поведение означает, что ваш ребенок не знает, как обращаться со своими чувствами и что он нуждается в вашей помощи. Оставаясь спокойным, вы показываете ребенку, что чувствами можно управлять. Если он целенаправленно ведет себя вызывающе, идите до конца со всеми заранее установленными последствиям в прохладной прозаичной манере. Но никогда не воспитывайте ребенка с расстройством привязанности, когда вы находитесь в эмоционально нестабильном состоянии. Это заставит ребенка чувствовать себя небезопасно и может даже усилить плохое поведение, так как ему станет ясно, на какие кнопки можно давить.
- Будьте готовы немедленно воссоединиться и быть доступным после конфликта. Конфликт вызывает особенно сильную тревогу у детей с небезопасной привязанностью или расстройством привязанности. После конфликта, в котором вы дисциплинировали своего ребенка, будьте готовы к восстановлению контакта, как только ребенок будет готов. Это усилит вашу последовательность в воспитании и чувство любови, и поможет ребенку развить доверие к вам.
- Признавайте свои ошибки и работайте над ними. Когда вы позволяете разочарованию или гневу брать над вами вверх или делаете что-то, что, как вы понимаете, отличается равнодушием и безразличием, как можно быстрее исправьте ошибку. Ваша готовность брать на себя ответственность и возмещать ущерб усилит привязанность и узы между вами и ребенком. Детям с реактивным расстройством привязанности или другими проблемами привязанности нужно узнать, что, хотя вы неидеальны, вы любите их, несмотря ни на что.
- Старайтесь поддерживать предсказуемый режим и расписание. Ребенок с расстройством привязанности не способен инстинктивно полагаться на близких, и может чувствовать угрозу при изменениях и противоречиях, например, во время путешествия или во время школьных каникул. Привычный режим или график обеспечит комфорт во время перемен.
Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как помочь ребенку почувствовать себя любимым
Ребенку, который не был связан с родителем в начале жизни, будет трудно принять любовь, особенно физические ее проявления. Но в ваших силах помочь ему со временем научиться принимать любовь, при условии последовательности в воспитании и воспроизведении одних и тех же паттернов. Доверие и безопасность приходят, когда ребенок снова и снова видит любящие действия, слышит успокоительные слова, чувствует комфорт.
- Подберите, что нравится ребенку. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через укачивания, объятия и держание на руках — тот опыт, который ребенок не получил раньше. Но будьте внимательны, чувствует ли ребенок себя хорошо и комфортно. В случаях, если ребенок пережил насилие и травмы, вам придется двигаться достаточно медленно, потому что ребенок, как правило, сопротивляется физическим прикосновениям.
- Реагируйте в соответствии с эмоциональным возрастом ребенка. Для детей с нарушениями привязанности характерно поведение, присущее более младшему возрасту, как в социальном, так и в эмоциональном плане. В связи с этим вам придется обращаться с ребенком так, как если бы он был намного младше, чаще используя невербальные методы успокаивания и утешения.
- Помогите ребенку определять эмоции и выражать свои потребности. Дети с нарушениями привязанности могут не знать, что они чувствуют или как попросить то, что им нужно. Укрепите в ребенке идею, что испытывать любые чувства — нормально, и покажите ему здоровые способы выражения эмоций.
- Слушайте, говорите и играйте с ребенком. Выделите время, когда вы в состоянии дать своему ребенку все свое внимание таким образом, который будет комфортным для него. Может показаться трудным все бросить, устранить все отвлекающие факторы и просто присутствовать в настоящем моменте, но время, проведенное вместе, дает прекрасную возможность ребенку открыться вам и почувствовать ваше внимание и заботу.
Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как поддерживать здоровье ребенка
Здоровая пища, режим сна и регулярные физические упражнения всегда важны, но для детей с проблемами привязанности — особенно. Здоровые привычки значительно повлияют на снижение уровня стресса у ребенка и выровняют перепады настроения. Когда дети с нарушениями привязанности расслаблены, хорошо отдохнули и чувствуют себя комфортно, им будет намного проще справиться с проблемами в жизни.
- Питание. Убедитесь, что в рацион ребенка входит цельное зерно, фрукты, овощи и мясо. Сократите потребление сахара и добавьте много полезных жиров, которые содержатся в рыбе, семенах льна, авокадо и оливковом масле для оптимального здоровья мозга.
- Сон. Если ваш ребенок устает в течение дня, то для него будет крайне сложно сосредоточиваться на изучении новых вещей. Сделайте его график сна (время отхода ко сну и время подъема) последовательным.
- Упражнения. Упражнения или любой тип физической активности — отличное противоядие от стресса, разочарования и накопившихся эмоций, так как вырабатываемые в процессе тренировки эндорфины вызывают у ребенка положительные чувства. Физическая активность особенно важна для ребенка, испытывающего злость. Если ваш ребенок малоактивен, попробуйте несколько разных спортивных или других секций, чтобы подобрать что-то, что покажется ему привлекательным.
Любая из этих рекомендаций — о питании, отдыхе или упражнениях — способна превратить трудный день с ребенком с нарушением привязанности в счастливый. Эти основы создадут фундамент для здорового развития мозга ребенка, а его самого сделают готовым идти на контакт.
Профессиональное лечение реактивного расстройства привязанности
Если ваш ребенок страдает от серьезной формы нарушений привязанности, в частности реактивного расстройства привязанности, обратитесь за профессиональной помощью. Дополнительная поддержка обеспечит более быстрые позитивные изменения в жизни ребенка, и чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше.
Если вы подозреваете, что ребенок борется с проблемами привязанности, начните с консультации с вашим педиатром и специалистом по развитию детей.
Виды лечения реактивной расстройства привязанности
Лечение реактивного расстройства привязанности, как правило, включает в себя сочетание психотерапии, консультаций и воспитания детей, призванные обеспечить ребенку безопасную среду обитания, развивать положительное взаимодействия с воспитателями, а также улучшать отношения со сверстниками.
Медикаментозное лечение иногда используется для лечения сопутствующих проблем, таких как депрессия, тревога, или гиперактивность, но не существует быстрого решения в лечении реактивного расстройства привязанности. Ваш педиатр порекомендует план лечения, который включает в себя:
- Семейная психотерапия. Типичное лечение для проблемы привязанности включает в себя как ребенка, так и его родителей или опекунов. Психотерапия часто включает в себя увлекательные и полезные активности, которые усиливают привязанность, а также помогают родителям и другим детям в семье понять симптомы расстройства и принять эффективные меры.
- Индивидуальное психологическое консультирование. Психотерапевты могут работать с ребенком наедине или вместе с родителями, выступающими в качестве наблюдателей. Это рассчитано на то, чтобы помочь ребенку непосредственно научиться контролировать эмоций и поведение.
- Игровая терапия. Она поможет ребенку освоить навыки взаимодействия со сверстниками и поведения в других социальных ситуациях.
- Услуги специалиста в образовательном учреждении. Специально разработанные программы в школе вашего ребенка помогут ему усвоить навыки, необходимые для академического и социального успеха при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
- Курсы для родителей и воспитателей. Это специальные курсы для родителей и воспитателей детских учреждений, на которых вы узнаете о расстройствах привязанности, а также о необходимых навыках воспитания таких детей.
Переведено и адаптировано с разрешения HelpGuide International Оригинал статьи: https://www.helpguide.org/articles/secure-attachment/attachment-issues-and-reactive-attachment-disorders.htm Авторы: Мелинда Смитс, Джоанна Сайсанн, Джин Сигал, к. ф. н. Перевод: Мария Корж
Ключ к «перепрограммированию» своей модели привязанности
Модели привязанности довольно стабильны, и, согласно исследованиям, около 70-80% людей не испытывают значительных изменений в типе привязанности с течением времени. Это отличная новость, если тебе свойственен надежный тип, но что если ты входишь в число тех, чья модель привязанности мешает построению здоровых и счастливых отношений?
Увы, перейти с одного стиля на другой за один день не получится, однако ситуация отнюдь не безысходная. Однако прежде чем мы дадим тебе советы о том, что нужно делать, давай поговорим об инструменте, который предстоит использовать. А именно — о мозге.
- FAQтыПрофессиональный шахматист раскрыл 3 способа воспитать уверенность в себе Возьми на заметку, это тебе обязательно пригодится.
Ты когда-нибудь слышал, что мы задействуем только 10% нашего мозга? Что ж, это явная ложь. Большую часть времени мы используем его целиком. На самом деле это утверждение означает, что относительно небольшая часть нашего мозга непосредственно вовлечена в то, что мы считаем сознательной обработкой информации.
Большинство процессов в мозге автоматизированы и осуществляются за пределами нашего сознания. Например, если кто-то бросит мяч тебе в голову, рука автоматически поднимется в попытке поймать или уклониться от него без необходимости сознательно планировать это движение.
Физиологические компоненты эмоциональных систем также действуют за пределами осознания. Человеческие эмоции, по большей части, управляются областью мозга, называемой лимбической системой.
Однако не будем вдаваться в анатомию — скажем только, что наши эмоциональные системы реагируют на поступающие данные, но при этом не заботятся о том, откуда они берутся — из реальности или воображения.
Из-за этого эмоциональные переживания могут быть намеренно изменены с помощью мыслительных образов и твоего собственного внутреннего голоса с негативных на позитивные. Новые воспоминания и эмоции буквально перестраивают мозг — к счастью, он очень легко приспосабливается.
Те связи, которые ты часто используешь, укрепляются, а невостребованные — обрезаются и ослабевают. Таким образом, если ты застрял в цикле воспоминаний о болезненных отношениях в прошлом или воображений о несчастной любви, эти цепи будут активизироваться при попытке пообщаться с симпатичной девушкой, мешая тебя сблизиться с ней.
Пришло время обратить эту тенденцию вспять, укрепив позитивные пути и ослабив негативные, вызывающие тревогу. Повторяемое позитивное воображаемое переживание в сочетании с положительными эмоциями заложит новые воспоминания и активизирует центры удовольствия в твоем мозгу.
Итак, с теорией разобрались, теперь переходим к практике.
Как простить и отпустить
Иногда мы чувствуем, что должны были что-то сказать или сделать в отношениях, но не получилось, и не можем отпустить человека. Как избавиться от привязанности? Разобраться, почему отношения сложились именно так, а не иначе.
Что делать, если человек, наоборот, чувствует, что объект привязанности что-то ему должен: не уделил внимания, оскорбил или унизил? Человек не может простить его, с мазохистским наслаждением думает о своей привязанности снова и снова. Тут не поможет даже решение высказать обиды в лицо. Нужно понять саму природу поведения объекта привязанности, разобраться, в чем его вина на самом деле. Мы никогда не можем с уверенностью сказать, что движет в отношениях другим человеком. А когда пытаемся объяснить себе его поступки, только путаемся еще больше.
«На самом пике событий мне было сказано: ты только не влюбись в меня, мы стали слишком часто видеться. Сейчас пишу и готова разреветься… очень тяжело, еще день назад я летала и порхала оттого, что у меня есть кого любить… А со вчерашнего вечера я ползаю еле-еле, пришибленная простыми словами» (текст взят с форума тут).
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы понимаем, что человек всегда говорит о себе, даже когда кажется, что о других. Системно смысл фразы «Ты только не влюбись в меня» переводится почти как признание. «Я так боюсь в тебя влюбиться…», — говорит девушке объект ее привязанности. Не стоит принимать все на свой счет.
Чтобы отпустить прошлое и избежать болезненных привязанностей в будущем, нужно глубже взглянуть на привязанность. Тогда вы сможете сказать объекту привязанности спасибо просто за то, что он был в вашей жизни, и на душе станет спокойно. Если вы чувствуете к нему благодарность, значит, вы на правильном пути и можете создать новую привязанность с новыми людьми вместо отжившей старой.
Сильная привязанность к человеку: как сменить минус на плюс
Ниже мы приводим советы Хэла Шори — доктора философии, который является профессором клинической психологии в Университете Уайденера.
Напиши позитивные аффирмационные утверждения на карточках
Аффирмационное утверждение — это короткое позитивное высказывание, например: «Я привлекателен для девушек» или «Вокруг меня полно хороших людей». Вначале не имеет значения, веришь ли ты в это или нет.
Если ты похож на многих людей, то в течение долгих лет в твоей голове постоянно проносится поток негативных мыслей. Эти пессимистичные «мелодии» играют на заднем плане, как назойливая болтовня: «Я неудачник», «Все девушки одинаковы», «Любовь — это страдания».
- М+Ж5 ошибочных представлений о любви у мужчин, от которых стоит избавиться Некоторые из них токсичные и нездоровые.
Часто читая карточки с позитивными утверждениями, ты просто переписываешь эту «фоновую музыку».
Если ты не веришь, что это работает, попытайся вспомнить случай, когда у тебя в голове весь день играла песенка из дурацкой рекламы, хотя ты совершенно не хотел запоминать ее. Случалось такое? Причина одна: повторение. Что ж, пришло время записать новый джингл!
Стань своим мотивационным коучем
Многие из нас годами безудержно критикуют себя или думают об окружающих с негативом. Когда ты делаешь это, то усиливаешь в мозге негативные, вызывающие тревогу пути. Поэтому постарайся начать осознавать эти моменты и пресекать отрицательные высказывания внутреннего голоса.
Практикуйся говорить себе такие вещи, как: «Я смогу это сделать и все получится просто отлично», «Счастье уже не за горами» и «Завтра будет просто прекрасный день». Исследователи обнаружили, что люди, которые с оптимизмом смотрят в будущее, используют позитивный разговор с самим собой, занимаясь сложными задачами.
- FAQтыКак стать оптимистом: 10 советов, которые помогут начать радоваться жизни Полезные рекомендации, как изменить образ мыслей и настроиться на позитив.
Научись разговаривать сам с собой как с другом, а не подчиненным, который вечно все делает не так, и это поможет не только в изменении модели привязанности, но и в улучшении твоего общего психологического благополучия.
Поработай с зеркалом
Предупреждаем, следующее задание от доктора Шори может прозвучать немного странно. Он предлагает уединиться в комнате, посмотреть на себя в зеркало, прямо в глаза, и как можно искреннее сказать: «Я люблю тебя».
Как вспоминает психолог, когда он сделал это в первый раз, то не мог сохранить серьезное лицо или удержаться от смеха. Однако спустя некоторое время стал говорить это с неподдельной искренностью и чувствовать себя совершенно естественно. Попробуй и ты!
Помни, что твоя эмоциональная система принимает только входящие данные. Ей плевать, откуда они берутся. Главное, что в этот момент она распознает, что кто-то смотрит на тебя и говорит: «Я люблю тебя».
- ЛайфстайлКак принять себя и полюбить: руководство по заботе о классном парне по имени «ты» Чем вредно отсутствие любви к себе и советы психологов, помогающие принять и ценить себя.
У людей бывает широкий спектр реакций на эту задачу, и некоторые клиенты Шори говорили ему, что никогда не смогут заставить себя сделать это. Но он предлагает взглянуть на ситуацию так: если это бессмысленно и глупо, то почему тебе так трудно это сделать? Мы обещаем, что никому не расскажем.
Почему от привязанности необходимо избавляться?
Когда привязанность переходит черту и становится нездоровой, с ней необходимо бороться. В противном случае она способна разрушить вашу жизнь.
Возможны следующие последствия привязанности:
- Негативное влияние на личную жизнь. Построить хорошие отношения с такой проблемой не получится. Вы просто замучаете вторую половину постоянным желанием быть рядом, ревностью, неспособностью обходиться без него.
- Развитие депрессивного состояния. Если любовь оказалась неразделённой, то привязанность может перерасти в депрессию, которая, в свою очередь, способна вызывать различные психические отклонения. При сильном нарушении требуется помощь специалиста.
- Неуважение к себе. Нередко люди, психологически зависимые от кого-то, теряют чувство собственного достоинства. К примеру, часто жёны много лет терпят измены своих мужей, потому что привязаны к ним. Это мешает женщинам поставить точку в одних отношениях и попробовать начать новые. В результате шанс на счастливую семейную жизнь становится всё меньше и меньше.
- Низкий шанс на женское счастье. Не избавившись от привязанности, вы теряете возможность построить новые отношения с другим мужчиной.
Подобные последствия мешают нормальной жизни, поэтому нужно постараться избавиться от эмоциональной зависимости.