Детство и юность
Психолог родился 7 февраля 1870 года в Рудольфсхайме, деревне на западных окраинах Вены, в Австро-Венгрии. Он второй из семи детей Паулины (в девичестве Бир) и Леопольда Адлера, евреев.
Опубликовано Alfred Adler Вторник, 27 ноября 2012 г.
Альфред Адлер в молодости
Биография Альфреда Адлера была сложной, полной трагедий и смертей с ранних лет. В младенчестве он страдал рахитом, из-за чего поздно научился ходить. В 3 года потерял младшего брата, который умер рядом с ним в кроватке. В 4 года подхватил такое серьезное воспаление легких, что доктора говорили: мальчик потерян. По воспоминаниям мужчины, именно эта цитата вдохновила его стать врачом.
Все изложенное в трудах Адлера основывалось на его личной жизни. В детстве психолог пользовался популярностью у сверстников, находил у них те чувства уважения и равенства, которые не давала семья. Позже он написал, что именно благодаря интересу со стороны общества человек может реализовать свой потенциал.
Стиль жизни
Это наиболее характерная особенность динамической теории личности Адлера, в первоначальном варианте носившая название «жизненный план». В концепции представлен уникальный способ адаптации к жизни, который с его точки зрения прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не поддается тотальным изменениям. Например, ребенок с плохой координацией свои компенсаторные усилия может сосредоточить на выработке атлетических качеств. Его поведение становится стилем жизни, направленной на преодоление неполноценности. Говоря другими словами, все то, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Каким сторонам жизни человек будет уделять свое внимание, а какие будет игнорировать, зависит от стиля жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, которая является врожденным бессознательным чувством. Это своеобразный стержень, держащий всю конструкцию стиля жизни, определяющий её содержание и направление. Чувство общности может остаться неразвитым и стать основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с ближайшим окружением ребенка и, прежде всего, с матерью. Систему представлений о себе и мире определяет уровень его развития.
Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.
Личная жизнь
В студенческие годы Альфред познакомился со своей будущей женой Раисой Тимофеевной Эпштейн, интеллигенткой и социалисткой из России, которая приехала в Вену по обмену. Свадьбу сыграли в 1897 году.
Alfred Adler With Son Kurt and Daughter Alexandra (1936, in California)
Опубликовано Alfred Adler Вторник, 27 ноября 2012 г.
Альфред Адлер с сыном Куртом и дочерью Александрой
В браке родились дети — Валентина (1898 г. р.), Александра (1901 г. р.), Курт (1905 г. р.) и Корнелия, или Нелли (1909 г.р.). В архивах сохранилось множество фотографий дружной семьи Адлер.
Средние дети, Александра и Курт, пошли по стопам отца и связали жизнь с психиатрией. Валентина избрала путь матери — стала троцкисткой, за что позже была репрессирована.
Научная деятельность
Врачебную карьеру Альфред Адлер начинал как офтальмолог, затем переключился на неврологию, но интерес к психологии все же взял верх. Его идеи оказались столь интересными, что в 1902 году Зигмунд Фрейд пригласил коллегу присоединиться к своему дискуссионному клубу Wednesday Society. По факту на этих собраниях зародился психоанализ.
Как и у многих людей, у Адлера отношения с Зигмундом Фрейдом не сложились. В 1911-м он вышел из Wednesday Society, а спустя год основал Ассоциацию индивидуальной психологии. Первоначально к нему примкнули те, кто считал идеи Альфреда более схожими с философией Фридриха Ницше, чем с психоанализом Фрейда.
Мыслитель преуспел в построении независимой школы психотерапии и теории личности. Своей основной целью он ставил развитие концепции, которая рассматривала бы психологическое благополучие человека в связке с его социальным положением. При этом Адлер грамотно делал упор не на лечение существующих проблем, а на профилактику их возникновения.
Ранние идеи мужчины описываются в книге «Невротический персонаж». Уже на этих страницах появляются понятия неполноценности и компенсации.
Психолог пишет, что бессознательное у свободного от ментальных проблем человека работает так, чтобы преобразовать имеющуюся неполноценность — физическую, моральную, психическую — в превосходство, то есть полноту. На пути у этого преобразования могут стоять только социальные преграды: воспитание, окружение, роль в обществе. Адлер также указывает на опасность «сверхкомпенсироваться». Человек, достигший этого, становится, как правило, жаждущим власти, агрессивным эгоцентриком.
В своей концепции Альфред отводит значительное место воспоминаниям из детства. В книге «Наука жить» психолог пишет:
«Воспоминания — это напоминания. Не бывает случайных воспоминаний. Из неисчислимого числа впечатлений, которые случаются с человеком в детстве, память предпочитает хранить только те, которые она считает объяснением психических проблем».
Интересовал Адлера и порядок появления детей на свет. Полагаясь на собственный опыт, он предположил, что первенец находится в благоприятном положении, поскольку единолично наслаждается вниманием родителей. Но с появлением второго и последующих детей он начинает чувствовать себя униженным. Развивается комплекс неполноценности.
Опубликовано Irene Giuntini Среда, 11 сентября 2019 г.
Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг
По мнению мыслителя, именно старшие дети чаще всего страдают от невроза и вредных привычек. Это компенсация за чрезмерную ответственность в детстве — например, необходимость присматривать за родственниками. Младшие дети, наоборот, растут избалованными, что ведет к слабой социальной эмпатии. А вот средние дети, которые не испытывали ни излишнего внимания, ни отсутствия такового, чаще всего вырастают в успешных людей.
Именно поэтому Адлер считал важным проводить терапию и тренинги не со взрослыми ментально нездоровыми людьми и даже не с детьми, а с теми, кто занимается воспитанием. В течение 25 лет психолог читал лекции в школах, больницах, общественных центрах. Он рассказывал родителям, соцработникам, учителям, как вырастить достойного члена общества.
Частично эти лекции зафиксированы в библиографии Адлера: «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека», «Понять природу человека», «О стремлении к превосходству».
Трудно оценить практический вклад в психологию, совершенный Альфредом Адлером. Не сосчитать, скольких он уберег от комплексов неполноценности и последующей болезненной компенсации.
Некоторые взгляды мыслителя нашли отклик в неофрейдизме, гештальт-психологии, они актуальны и сегодня. Его теории личности придерживаются в десятках стран: США, Канада, Австрия, Германия, Италия, Израиль, Япония и пр.
АДЛЕР, АЛЬФРЕД
АДЛЕР, АЛЬФРЕД
(Adler, Alfred) (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение в Колумбийский университет в Нью-Йорке.
Также по теме:
ПСИХОЛОГИЯ
В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных
(
Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe
). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».
С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был среди тех немногих психологов, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение (1902).
Также по теме:
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В отличие от Фрейда, Адлер не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве, оспаривал он и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности органов
(
Studie über die Minderwertigkeit von Organen
). В 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология»; в том же году был опубликован труд Адлера
О нервном характере
(
Über den nervösen Charakter
), где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг,
Человекознание
(
Menschenkenntnis
, 1927), представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.
Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является т.н. «маскулинный протест». Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.
Также по теме:
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии» («Zeitschrift für Individualpsychologie»), публикация которого была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил на русском фронте; вернувшись в 1916 в Вену, стал главным врачом военного госпиталя.
В 1921 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать и в настоящее время в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).
В 1922 был возрожден «Журнал индивидуальной психологии», получивший название «Международного журнала индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация вновь приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948. С 1935 под редакцией Адлера выходил журнал на английском языке (с 1957 – «Journal of Individual Psychology»).
Став приглашенным профессором Колумбийского университета в 1927, Адлер проводил летние месяцы в Вене, продолжая здесь преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
С приходом к власти нацистов деятельность Адлера и его учеников в Германии была прекращена, а в 1934 были закрыты все детские реабилитационные клиники в Австрии. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса в 1938 (возобновила деятельность в 1946).
Адлер читал лекции во многих учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии в апреле 1937 он, вероятно, перенес сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа.
Среди публикаций ученого: Практика и теория индивидуальной психологии
(
Praxis und Theorie der Individualpsychologie
, 1920;
Проблемы человеческой природы
(
Problems of Human Nature
, 1929),
Наука жизни
(
The Science of Living
, 1929),
Стиль жизни
(
The Pattern of Life
, 1930),
Социальные интересы
:
вызов человечеству
(
Social Interest
:
A Challenge to Mankind
, 1938),
Превосходство и социальные интересы
(
Superiority and Social Interest
, 1964).
Смерть
Альфред Адлер умер 28 мая 1937 года в Абердине, Шотландия. Причиной смерти стал сердечный приступ. Говорят, ему стало плохо на улице. Прохожие, подоспевшие на помощь, услышали имя, сорвавшееся с его губ: «Курт». В предсмертную минуту мужчина звал единственного сына.
Тело предали огню в крематории Warriston в Эдинбурге, но так и не передали родным. Долгие годы останки психолога считались утерянными, а в 2007 году были найдены в хранилищах крематория. В 2011-м урну с прахом перевезли в Вену для захоронения.
Творческое Я
Творческое «Я». Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека.
Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.
Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.
Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.
Интересные факты
- Первый кабинет Альфреда Адлера располагался напротив Пратера — парка развлечений в Вене, где часто разворачивался купол цирка. Среди пациентов встречались клоуны, акробаты, фокусники. Ходит суждение, что именно их изъяны заставили психолога задуматься над понятиями комплекса неполноценности и компенсации.
- Мыслителя часто называют учеником Фрейда, но это приуменьшение: они были коллегами. Открытка 1902 года подписана так: «Моему коллеге — доктору Альфреду Адлеру». Психолог передал ее копию в распоряжение газеты New York Herald в 1929 году, чтобы доказать: они делились идеями, а не воспитывали друг друга.
- Во время Первой мировой войны австралиец служил врачом на фронте Антанты.
- Адлер стал первым психологом, который отказался от кушетки в пользу стульев. Он хотел, чтобы врач и пациент находились в равных условиях.
- Индивидуальная психология мыслителя по-прежнему жива не только в науке, но и в творчестве. Так, Евгений Безбородов, режиссер фильма «Король комплексов» (2012), ставил своей основной целью проанализировать теорию личности и показать, насколько высказанные в XX веке идеи Адлера актуальны в современном мире.
Основные работы
Он основал «Ассоциацию индивидуальной психологии» Адлера, которая изначально имела название «Общество свободных психоаналитических исследований». В его работах преобладал целостный подход к изучению человеческой психологии и личности. Он определил несколько фиктивных целей, которые в большинстве своём бессознательны. Адлер был убеждён, что человеческая психология психодинамична и что её можно объяснить телелогически. Он также считал, что сознательное и бессознательное работают в паре, способствуя достижению фиктивных целей. Адлер полагал, что комплекс неполноценности крайне сильно влияет на определение развития личности человека. Он также думал, что комплекс неполноценности — один из основных факторов проблем с поведением у детей.