Функции самооценки
В психологии самооценку считают важным компонентом личности, обладающим рядом функций.
Регуляторная
Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений.
Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.
Защитная
Она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность.
Развивающая
Человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается.
Отражающая
Самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт.
Эмоциональная
Обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками.
Адаптационная
Самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру.
Прогностическая
Благодаря этой функции регулируется активность человека в начале его деятельности.
Корригирующая
Позволяет обеспечить контроль в процессе жизни.
Ретроспективная
Человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути.
Мотивирующая
Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия.
Терминальная
Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Самосознание бывает устойчивым и сохраняет особенности независимо от влияния внешних раздражителей.
Уверенность в себе и восприятие личности зависит того, какие притязания имеет человек, и насколько действительность им соответствует.
Что такое самооценка
В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.
Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.
Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.
Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:
- Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
- А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».
Процесс формирования самооценки
Начало осознания себя как личности закладывается в детстве. Ребенок учится осознавать суть сравнений, развивается самооценка. Родители должны осторожно высказываться по поводу успехов своих детей, если говорить им, что другие учатся лучше, это не мотивация.
Подросток не должен думать, что близкие любят его только, если он перегоняет ровесников. Он нуждается в поддержке и вере. Но и захваливание не помогает сформировать адекватное самомнение. Если взрослые воспитывали ребенка на похвале, то после завершения пубертатного периода он не будет развиваться и искоренять недостатки.
Чрезмерное количество комплиментов и лести способствует тому, что в зрелом возрасте человек будет нелюдимым. Такое поведение — результат сочетания действий родителей и суровой реальности.
Проблемы с самооценкой возникают под влиянием окружения, материального положения, образования. Становление низкой уверенности происходит в школе. Если в подростковом возрасте человека травили в учебном заведении, он всю жизнь будет бороться с комплексами и фобиями.
Неуверенность в себе усугубляет сравнение материального положения с успешными людьми. Но самооценка – это показатель, который не сохраняется на всю жизнь, а постоянно изменяется.
Структура самооценки
Самооценка мужчины и женщины состоит из нескольких компонентов.
Когнитивный компонент
Самооценка в психологии включает когнитивный компонент. Это убеждения человека, его способ ориентироваться в мире, широта суждений, способность выражать мнение о себе. С помощью этого компонента человек отображает то, что знает о себе.
Эмоциональный компонент
Этим термином обозначают эмоции, которые человек испытывает к оценочным характеристикам, переживания по этому поводу. Этот компонент отображает отношение личности к себе.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Оценивая собственные умения и качества, личность соединяет оба компонента самооценки, отделить их друг от друга невозможно. Индивидуальные знания о себе человек получает во время общения с другими, тогда проявляются эмоции в зависимости от того, сколько это общение значит для личности.
У каждого человека компоненты формируются по-разному. Психологи утверждают, что они могут быть развиты на:
- Высоком уровне. Ребенок составляет мнение о себе по реальными качествам.
- Среднем. Для среднего уровня характерна склонность к непоследовательным проявлениям реалистичных самооценок. Человек ориентируется в этом на мнение окружающих, анализирует конкретные факты и ситуации.
- Низком. Это состояние сопровождается неадекватной оценкой личности своих способностей.
Нестабильные параметры самооценки приводят к нарушению самоуправления, ухудшению самоконтроля.
В возрасте от 5 до 9 лет формируется самооценка. Сначала на нее влияют родители, позже – учителя в школе. Но в дальнейшей жизни, находясь под воздействием социума, стремления к лучшему, происходящих событий, отношения окружающих она может колебаться.
Это заметно в коммуникативных процессах, человек не может наладить контакт с другими, часто провоцирует конфликты.
Как самооценка влияет на поведение человека
Основная функция самооценки — определять, какое количество энергии и куда направить мозгу, чтобы получить желаемый результат. Этот механизм описывает взаимосвязь самооценки личности и мотивации.
К примеру, человек захотел научиться рисовать. В один из дней у него получился хороший рисунок для его уровня. Он подумал: «Я молодец». Его самооценка повысилась. Буквально одна мысль, ощущение «я молодец» после удачно завершенного дела вызывала прилив энергии. А энергия — это удовольствие. Мозг связывает рисование с удовольствием. Человек хочет посвящать рисованию больше сил и времени.
Мы чувствуем себя хорошо, когда достаточно энергии. В этом смысле главная цель работы с психологом — выстроить такую структуру личности, чтобы она добывала достаточное количество энергии для стабильно хорошего самочувствия.
В другой день рисунок вышел неудачным, и человек подумал, что из него ничего не выйдет, что руки у него из одного места выросли. Его самовосприятие понизится. «Я — лох», подумает он и впадет в уныние, будет злиться, переживать, расстраиваться. Мозг поймет, что этот проект доставляет только страдания, и не будет давать энергию. Мотивация к рисованию упадет.
Так самооценка влияет на поведение человека.
Если ему это не нравится, и он вмешивается в механизм, то в его жизни начинается медленный спуск в ад. Вместо того, чтобы работать над ростом навыка, искать способы создавать более красивые и качественные картины, он может решить, что его произведения прекрасны сами по себе. А те, кому они не нравятся — завидуют и ничего не понимают. Отношения с окружающими портятся. Он начинает искусственно завышать самооценку, чтобы выжать из мозга хоть немного энергии и ломает механизм.
Из-за того, что самооценка так явственно влияет на настроение и самоощущение, большинство людей превращают ее из рабочего инструмента в предмет культа. Ставят термометр под жгучее солнце. Ломают ее сущность. Настоящие убийцы самооценки.
Это основная проблема самооценки — так она уже ничего не может нормально оценить, и человек, опираясь на показания неисправного термометра, выходит в трусах на мороз, вызывая смех и собственное обморожение. Получается конфликт неадекватной самооценки.
Правильная адекватная самооценка помогает самосовершенствованию. Играет важную роль в формировании и развитии сильной личности. Помогает ориентироваться в мире и знать свое место в нем. Более того, принимать это место, радоваться ему. Быть счастливым в процессе проживания собственной жизни. Там, где он есть. С тем, что имеет. Зная, что приложенные усилия со временем принесут заслуженные плоды.
Самооценка тесно связана с достижениями человека. Это миф, что высокая самооценка позволяет добиться большего. Зачастую, чем хуже обстоят реальные дела у человека, тем сильнее он стремится повысить свою самооценку. Тем чаще он выносит свой термометр на солнце.
Адекватная самооценка позволяет добиться многого. Потому что она обеспечивает стабильный поток энергии и мотивации.
Только способность трезво оценить текущее положение вещей, себя, своих возможностей и способностей позволит изменить ситуацию к лучшему. Реальные достижения будут растить самооценку и уверенность в себе естественным образом, что позволит достичь еще больших результатов. Главное, увидеть реальную ситуацию и потихоньку раскрутить этот маховик.
Единственные полезные манипуляции, которые можно совершать с самооценкой — приводить ее в адекватное состояние. Не искать фильмы, песни, книжки, медитации для ее повышения.
Уровни самооценки
Классификация выделяет три уровня.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
Они демонстрируют степень любви к себе, способность сбалансировать положительные и отрицательные черты характера:
- Низкая. Эта проблема возникает при неправильном, властном или чрезмерно опекающем воспитании. У человека ярко выражена самокритичность, неуверенность, стеснительность. Такие люди легко обижаются, безынициативны, им трудно общаться с другими. Это приводит к формированию комплексов, развитию депрессии. Из-за внутреннего дисбаланса человек отрывается на окружающих,становится причиной скандалов среди членов семьи и коллег на работе. Походка нерешительна, голова втянута в плечи, а при разговоре он отводит глаза в сторону. Избавляться от этого пытаются тренингами, соблюдением рекомендаций психологов.
- Нормальная самооценка говорит об отсутствии проблем с психикой. Человек прислушивается к внутреннему голосу, адекватно анализирует поступки, шутит о себе. Но он защищает свои права, не допустит оскорблений. Это оптимальный уровень, к нему следует стремиться. Такие личности правильно соотносят собственные силы с поставленными целями. На выработку такой самооценки влияют мысли, структура восприятия, оценка окружающих, успехи на работе или в школе.
- Высокая самооценка. Главный признак этого состояния – личность идеализирует себя и преувеличивает значимость для окружающих. Такое самомнение выражается в высокомерности, чрезмерной активности. Если уверенность зашкаливает, то нужно исправлять ситуацию. Неадекватная самооценка требует признания превосходства. Человек отрицает неудачи, не обращает внимания на чужое мнение. Если у него не получается достичь успеха, то он относит это к влиянию внешних обстоятельств, но не к своим ошибкам. Критику не воспринимает, считает ее завистью других, ставит перед собой недостижимые цели. Такая личность имеет характерную внешность: держит прямую осанку, высоко ставит голову. При общении смотрит прямо в глаза, надолго задерживая взгляд, привык командовать, поэтому прослушиваются командные нотки в голосе.
Причина неадекватной самооценки в неблагоприятных условиях проживания, воспитании и окружении. Но если есть желание, с недочетами можно бороться. Есть много примеров того, как низкая самооценка женщины и мужчины менялась, и человек превращался в раскрепощенную и сильную личность.
Неправильное оценивание себя нарушает самоуправление и приводит к потере контроля. Это просматривается во время общения, когда личность с высоким или недостаточным самомнением провоцирует конфликты. Если человек считает себя лучше других, то он пренебрегает другими и не проявляет уважения, позволяет себе грубо и необоснованно критиковать, нетерпим к мнениям, высокомерен и проявляет зазнайство. Низкий уровень критичности приводит к тому, что человек даже не замечает, как оскорбляет других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженном мнении о себе личность становится чрезмерно критичной. Она проявляет требовательность, не прощает ошибок и промахов, обращает внимание на недостатки других людей. Хоть делает он это из лучших побуждений, это вызывает конфликты, так как не все могут терпеть систематические указания и критику. Постепенно он вызывает в других только негативные эмоции.
Как повысить самооценку
Теперь поговорим о том, как исправить ситуацию и поднять низкую самооценку. Есть семь популярных и действенных способов:
- Сменить окружение. Понятно, что вы не можете выбрать родителей, с проблемами в семье бороться сложнее всего. Но друзей то выбираете вы сами! Пусть это будут люди, с которыми вам комфортно, с которыми хочется идти вперед. В коллективе тоже предпочитайте общаться с успешными коллегами, здоровыми карьеристами, нацеленными на повышение доходов. С оптимистами жить проще, согласитесь. Нытики, неудачники не привлекают внимание и не вызывают желания повторить встречу.
- Читайте книги, смотрите фильмы, повышающие самооценку. Литературы по этой теме очень много, поищите. Кинолент, в которых главные герои добиваются своего, несмотря на трудности, тоже немало, у вас есть выбор. На следующем этапе можно записаться на специализированный семинар или тренинг, чтобы под руководством специалиста поработать над своей самооценкой.
- Выйдите из зоны комфорта. Под этим термином психологи понимают не просто место, а занятие, которое затягивает, не дает двигаться вперед, развиваться. Остаетесь на одном месте, боитесь сделать шаг по карьерной лестнице, отказываясь от повышения? Вечера проводите под телевизором с бутылкой пива? Пора что-то менять! Понемногу, например, поехав в цирк с ребенком вместо «диванного вечера». Или отправившись в горы вместо привычного пляжа. Или резко поменяв место работы, согласившись на давнее предложение, которое казалось рискованным. И жизнь заиграет новыми красками, самооценка поднимется, ведь вы меняетесь сами и меняете окружающий мир.
- Перестаньте себя критиковать. Да, у вас есть слабые стороны. А у кого их нет? Окружающие сами вам на них укажут, поверьте. Не нужно сосредотачиваться на собственных ошибках, лучше проанализировать их причины и пойти дальше. Самоедство еще ни к чему хорошему не приводило. Неудача должна стать просто опытом, таким же, как и остальные события, а над ошибкой грустить больше часа непозволительно!
- Займитесь спортом. Да-да. Наше физическое состояние очень влияет на эмоциональное. Выходя после часа плавания в бассейне чувствуешь себя намного счастливее, чем провалявшись весь вечер на диване. А час тренировки в фитнес-центре заставит вас сказать: «Я ведь молодец!». И это прекрасное ощущение. Кроме того, будете чувствовать себя крепче, здоровее, стройнее. Это тоже немаловажно для повышения самооценки.
- Не забывайте о своих победах. Они есть у всех. Даже домохозяйка, например, мать семейства, может сказать себе: «Молодец», — по самым разным поводам. Сделала уроки с младшим, выслушала старшую дочь и помогла ей выбрать платье на свидание, приготовила полезный ужин, который понравился всей семье, сходила в супермаркет, купив продукты на неделю… Мелочи, да, но именно они заставляют нас чувствовать себя нужными, полезными. Сделал и сдал отчет? Продал партию товаров? Получил заслуженную премию? Похвалил начальник? Собрал деньги на отпуск? Накопил на квартиру? Это ли не победы! Помните о них в моменты неудач, знайте, что вы способны на большее.
- Программирование. «Я самая обаятельная и привлекательная», — помните фразу из знаменитого советского фильма? Ну вот, возьмите на вооружение! Почему нет. Каждое утро говоря себе, что вы прекрасный человек, отличный папа, муж, специалист, уверенный в себе, со временем легко на самом деле стать таковым.
Методы повышения самооценки есть, в большинстве своем они достаточно просты. Не зацикливаться на неудачах и идти вперед, любить себя, не критиковать, а хвалить — ведь это не так сложно, согласитесь.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Причины низкой самооценки кроются еще в детстве, на нее влияет ряд факторов.
Социальные
Еще с младенческого возраста появляются первые задатки будущей самооценки. Порой дети растут в окружении, которое не соответствует требованиям педагогики и психологии. Во время воспитания в семье и учебных заведениях мало внимания уделяют индивидуальным и возрастным особенностям, не учитывают, что ребенок должен составить собственную оценку о мире.
Представления в социуме искажены, поэтому не получается достичь полноценного культурного и социального развития.
Если на самоуважение личности влияет отношение других людей, то на нее повлияет и положение в обществе. Его оценивают исходя не из достижений конкретного человека, а глядя на статус семьи. Поэтому в юном возрасте для становления собственной ценности для человека имеет значение, что о нем думают родственники, друзья и соседи.
Личностные
В составлении мнения о себе личность руководствуется собственным поведением, внутренними стандартами и ценностями. Чем больше расхождений с эталонным представлением мира, тем самооценка ниже.
Хоть люди себя и других людей оценивают по одинаковым критериям, к себе они более строги. В формировании самооценки участвуют внутренние переживания, к которым не имеют доступа другие.
Серьезные изменения самооценки личности наблюдаются в подростковом возрасте. Дети начинают больше внимания обращать на внешний вид, прислушиваются к мнению других. Они начинают критически относиться к себе, подмечая малейшие недостатки, выделяя достоинства. Возрастные особенности мешают адекватно оценить себя и сделать правильные выводы. Обнаружить проблемы с самооценкой поможет тест на самооценку для подростков. Родители и педагоги должны принимать меры психологического воздействия, чтобы подросток не превратился в неуверенную и безынициативную личность.
От отношения к себе зависит жизнь. При недооценке своих способностей личность склонна к пассивности, менее популярна, постоянно ищет подтверждение собственной неполноценности, становится зависимой от постороннего мнения. Такие люди не верят комплиментам и часто остаются одинокими. Диагностика проблемы поможет подобрать методы и технологии ее решения.
Семейные
Самооценка формируется в семье.
Психологи убеждены, что структура личности составляется в течение первых пяти лет жизни.
В это время ребенок ощущает уязвимость и эмоциональную привязанность к семье. Поэтому родители должны обеспечить помощь и понимать, какие последствия возможны при неправильном обращении с ребенком.
Низкая самооценка возникает, если требуют послушания, учат подстраиваться под других людей и быть опрятными, бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Если ребенку многое запрещают, не учитывают его право на собственное мнение, то это вызывает неадекватную оценку. Если родители говорят, что у него ничего не получится, он недостаточно образован и тому подобные вещи, то постепенно ребенок будет думать, что так и есть, ведь кто лучше мамы знает, как правильно.
Подобное общение с детьми, попытка поставить их в подчиненное положение приводит к психологической надломленности. Это разрушает доверие ребенка, он враждебно воспринимает окружающий мир и не считает себя ценным для него. Чтобы поднять самооценку, родители должны меньше требовать от детей, а больше поддерживать и позволять самостоятельно принимать решения.
Средняя самооценка формируется, если родители принимают по отношению к ребенку снисходительную и покровительственную позицию. Они терпимы к поведению детей, но не дают им самостоятельно действовать и принимать решения, так как это вызывает беспокойство. Приобрести самостоятельный опыт и раскрываться вне дома ребенку мешают.
Следующая по шкале — высокая самооценка. Она появляется, если ребенок проживает в ы нсплоченной и солидарной семье, где поддерживают и уважают друг друга. В глаза ребенка родители успешные, мать позитивно относится к себе и мужу. В таких семьях дети с готовностью следуют заданным им образцам поведения, ощущают уверенность в своих силах. Они не подвергаются стрессам, доброжелательны, живут по принципу реалистичной оценки себя, воспитывают сильные и слабые стороны.
Дети, склонные завышать самооценку, идут только вперед, они ставят цели и любыми методами пытаются их достичь. Привыкшие занижать возможности предпочитают скромные цели и не уверены, что достигнут их.
Чтобы избежать синдромов низкой самооценки, обеспечить ребенку уверенность в себе, родители должны проявить готовность воспринимать его таким, как он есть, но объективно, без чрезмерного снисхождения. Дисциплину следует построить на принципах справедливости, устанавливать ясные и достижимые стандарты поведения для ребенка, предоставить ему систему ценностей, которая позволит стать личностью с надежными ориентирами, способной дифференцировать успешные действия от неуспешных.
В воспитании нужно использовать общие принципы, а не давать разрозненные указания, которые сбивают с толку. В дальнейшем это обеспечит уверенность в поступках, создаст благоприятные условия для составления мнения о себе.
Если родители обеспечат внешний контроль на должном уровне, это сформирует способность контролировать свои поступки. Социальное окружение для ребенка будет упорядоченным, и в мире он почувствует себя уютно, будет доверять окружающим. Это научит регулировать отношения с другими личностями.
Но при размытости и непоследовательности социального подкрепления самооценке наносится урон.
Если очертить образы и правила поведения, этот способ позволит создать Я-образ у ребенка. Исследования показывают, что уже на ранних этапах своего развития человек учится понимать разницу между собой и другими людьми, понимает, как желания отличаются от реальности.
Требования родителей доказывают родительскую заботу о благополучии. Поэтому если сказать ему: «Делай что хочешь, только отстань от меня» — это показать, что он не стоит заботы.
Выявить ее уровень помогают тесты на самооценку. Тесты проводят в подростковом возрасте, поскольку в этот период ярче проявляются отклонения в формировании личности.
Принципы «самости»
Самооценка деятельности по принципу «самости» называется еще интериоризацией чужих оценок. Это теория зеркального «Я». Такие сдвиги бывают устойчивыми и вместе с главными самооценками меняются те, которые не были затронуты оценкой социума. При получении завышенной групповой оценки постепенно возрастает уровень притязаний, который выходит за пределы качеств, считающихся положительными.
Более глобальные метаморфозы под влиянием внешних оценок наблюдаются, если личность думает, что такого мнения о ней все товарищи. Но стоит помнить, что темперамент и чувствительность к чужим мнениям у людей отличаются. Есть люди, которым безразлично мнение других. Но существуют и личности, пытающиеся соответствовать ожиданиям окружающих и перестраивающие себя под их желания. Они болезненно воспринимают негативные суждения о себе.
Этот показатель определяет степень развития самоуважения, собственной ценности и позитивного отношения к своему «Я». Если будут выявлены симптомы низкой уверенности, нужно выяснить, как повысить самооценку. Для этого применяют множество методик, поэтому можно подобрать подходящую для каждого конкретного случая и избавиться от проблемы.
Исправлять личностные проблемы необходимо, так как впоследствии человек будет ограничивать общение с другими, ограждать себя от эмоций. Он станет одиноким отшельником, что в сочетании с неуверенностью и убеждением в собственной бесполезности превратит жизнь в настоящий ад.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
Роль самооценки в развитии личностистатья по психологии на тему
Роль самооценки в формировании личности.
В жизни мы постоянно выражаем свое отношение к окружающему: нравится или не нравится, красиво или некрасиво, дёшево или дорого и т.д. Это и есть оценка — определение ценности, установление качества, степени, уровня, значения чего-либо или кого-либо. В основе оценки лежит сравнение с каким-то образцом, примером. А оценивали ли вы когда-нибудь себя? Свои качества, достоинства и недостатки? Совпадала ли ваша оценка себя с оценкой другими?
Давайте рассмотрим критерий, может быть, самый решающий в становлении личности ребенка, критерий, определяющий его уверенность в себе, его эффективность проявления самостоятельности, но не всегда верный (объективный) — это оценка вас окружающими. Ваши собственные Я, есть не что иное, как превращённые (обращённые) представления, мнения о вас окружающих людей. И не дай Бог, если эти мнения негативные, злые, — вы и сами можете стать злыми. Вот как такие превращения происходили с лермонтовским «героем нашего временю» Печориным:
«Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
Оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой. Однако формируется она под воздействием различных факторов, к числу которых относится и оценка окружающих…
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической. Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется коррегирующей. Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной.
В нашем теоретическом материале мы рассматриваем самооценку как интегративное качество личности, формирующееся в процессе деятельности и проявляющееся в критическом отношении личности к себе, своим возможностям, своим личностным качествам и своему месту среди других людей. Следует исходить из того, что в основе развития самооценки лежит процесс установления в сознании человека связей между его поведением и качествами личности.
1) У взрослых могут обнаруживаться все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
2) Самооценка ребенка динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения.
3) Огромную роль в формировании самооценки школьника играет оценивание его учебной деятельности учителем, а также соотнесение собственных успехов с успехами своих одноклассников.
Этапы формирования самооценки |
Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. На формирование самооценки большое влияние оказывают положительная (отрицательная) оценка своего внешнего облика в сознании ребенка, а также в суждениях окружающих людей, особенности типов семейных систем, своеобразие взаимоотношений родителей с ребенком, оценки учебных способностей ребенка значимыми другими. Развитие самооценки проходит 4 этапа. 1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе. 2 этап — от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой. 3 этап — от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. 4 этап — школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком — либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике. Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль. |
Психика ребенка — своего рода лист бумаги. И если качество этой «бумаги» определяется наследственностью, то текст, который на ней будет написан, целиком зависит от окружения ребенка.
Свои «автографы» на его психике оставляют родители, родственники, друзья и знакомые, воспитатели и учителя. Пройдет немало лет, прежде чем ребенок научится различать, какие внешние влияния нужно воспринимать, а каким необходимо сопротивляться. Но к тому времени «лист бумаги» уже испещрен разного рода пометками и чувство вины за то, что ты не так хорош, как Вася и Петя, прочно засело в подсознании. Результат — заниженная самооценка, ощущение враждебности внешнего мира и окружающих людей, чувство одиночества. Есть и другое проявление неуверенности, неадекватной самооценки – завышенная самооценка. Люди с такой самооценкой не сутулятся. Наоборот, с осанкой у них все в порядке. Высокомерный взгляд и презрительная усмешка (или вовсе непроницаемое лицо) дополняют их внешний облик. Они сумели приспособиться к этому миру, так и не решив своих внутренних проблем, а просто уверовав в формулу: чтобы тебя любили, нужно быть лучшим или, по крайней мере, казаться таковым. Жизнь «приспособившихся» — вечная погоня за самым лучшим, модным, престижным и дорогим: от одежды до должности, от автомобиля до спутника жизни. Воистину для них нет ничего невозможного. Кроме, пожалуй, одного. Счастье им неведомо, психологический комфорт недостижим.
Оценка ребенком и взрослым самого себя является частью его Я — концепции. Она представляет внутреннее, порой неосознанное суждение человека о своей собственной ценности. Только наличие положительной оценки создает у людей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.
Формирование правильной самооценки личности должно быть одной из целей управления воспитанием и самообразованием. При неадекватной самооценке это со-житие с социумом становится не только трудным, но и невыносимым для ребенка, а затем и для взрослого. Судьба ребенка в этом случае напрямую будет зависеть от ряда случайных обстоятельств: соседей, друзей, внешней среды, знакомых и т.д. В результате социальная адаптация, формирование самооценки, навыков поведения и требовательности к себе и другим будут определяться случайными причинами.
Младший школьный возраст Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда.
Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества.
Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что сказывается на общей направленности его личности, переживаниях, представлениях. В младшем школьном возрасте изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной (ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не проявлять определенные эмоции («не плачь, ты же мальчик!» и т.д.). В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает школьника, как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах. В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д. определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быт осмеянным и т.п.
Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в данный период развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его личности.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.
Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не хочу быть злым и т.п.
В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности (а их у младших школьников много, и школьных, и домашних), нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели — учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные процессы этой цели. В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то, что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать двоек… Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.
Подростковый возраст
Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых.
В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно переживает если он находит себя хуже других.
В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот девочкам нужно спокойствие и скромность.
Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается «меланхолией» или агрессивным поведением.
В ответах можно встретить противоречия. Допустим, то они хотят добавить скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности. Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью. Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство индивидуальности». Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу «настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины». Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности. Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Исследования обнаруживают, что дети с аффективными ‘переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают соответствующими аффективными формами поведения.
Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования таких черт часто относится именно к подростковому возрасту. Появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются ‘притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию. Формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации. Подростковый возраст — завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя. Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.
В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.
Четыре основных источника оценочных суждений, способных оказывать значительное влияние на самооценку – это семья, школа, референтная группа и интимно-личностное общение.
Роль самооценки в самовоспитании старших школьников
- Направленность личности у старшеклассников.
- Формирование самооценки.
- Самосознание: «открытие Я».
- Самовоспитание старшеклассников.
- Взаимоотношения со значительными взрослыми — родителями.
- Взаимоотношения со значительными взрослыми — учителями.
- Взаимоотношения со сверстниками.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.
Самооценка — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.
Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я — концепция») — сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?». Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Как показывают исследования, уже младшие школьники могут охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так: «Петя мне рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать, как мы в лес ездили». Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками. Характерна мотивировка следующего рода: «Я боюсь темноты, стараюсь прыгать через «коня», потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается ситуативным.
Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе.
Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:
1. Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;
2. Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);
3. Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
4. Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.
Учение — ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей». Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит своё поведение, всё чаще находятся вне её. Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:
- замена родителей;
- власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
- авторитетный источник знаний в определённой области;
- старший товарищ и друг.
В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок. Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним — двумя учителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными. Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его отношений с учителями. Но это одна из сторон, с помощью которой формируется самооценка. Другая — это окружение сверстников юноши, которое в этом возрасте играет особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди таковых даже любовь. В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого, себя другим и самораскрытие.
Изучение самооценки школьников проводится по следующим параметрам:
- степень осознанности и целостности восприятия своих познавательных и коммуникативных возможностей;
- наличие диапазона и степень объективности оценочной шкалы;
- уровень регуляции познавательной деятельности;
- поведение в ситуации выбора;
- проявление эмоций в ситуации успеха и неудачи;
- степень и форма выражения критичности к себе и своим поступкам;
- отношение к оценке своей деятельности окружающими; уровень социальных притязаний;
- степень согласованности внутренних требований личности к себе с внешними условиями; уровень личностной и ситуативной тревожности.