В последнее время психологическая наука развивается бурными темпами, обусловленными большим количеством теоретических и практических задач. Основные отрасли психологии — это одни из самых прогрессирующих научных направлений, объединенных единым предметом исследования, психикой. Поэтому их классифицируют в зависимости от того, чью именно психику исследуют, какие аспекты рассматривают и в каких условиях это происходит.
Основные отрасли психологии и разделы
Современная психология включает в себя несколько десятков самостоятельных отраслей. Причем новые появляются довольно часто. Это связано с огромной востребованностью психологической науки всеми сферами человеческой деятельности.
Статьи по теме
- Что такое профессиональный стресс, его главные признаки и виды 29.08.2021
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя как главные критерии его работы 13.08.2021
- Какова роль самооценки в выборе профессии 13.08.2021
- От чего зависит успех в бизнесе и как его не потерять 12.07.2021
Базисом можно назвать фундаментальные отрасли современной психологии, которые объединены едиными теоретическими принципами, понятиями и методами. Проблемы, которые решает прикладная психология, актуальны для всех научных направлений. Знания, полученные путем исследований, применяют в конкретных областях — спортивной, космической и многих других. Специальными отраслями изучаются отдельные вопросы, которые имеют большое значение для всей науки. Практическая психология нацелена на решение психологических проблем конкретных клиентов, ее специалисты проводят профилактическую и коррекционную работу.
Дифференциация психологии определяет ее разветвленность. Однако, несмотря на различие ее отраслей, их объединяет единый для всех предмет изучения — механизмы психики и их закономерности.
Схема отраслей психологии:
К теоретической психологии относят: общую психологию, генетическую, сравнительную, дифференциальную, историю психологии, моделирование психики, психофизиологию, экспериментальную.
Основные разделы современной научной психологии, их классификация и взаимосвязи
Психология
— это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер,темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:
- Фундаментальные
: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий.
- Общая психология
— наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.
- Психология развития
(
Возрастная психология
) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей: геронтопсихологии,детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
- Дифференциальная психология
— раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
- Клиническая (медицинская) психология
— раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия,семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.
- Педагогическая психология
или
психология образования
— раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
- Экспериментальная психология
— область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.
- Социальная психология
— раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме)
- Прикладные
: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология,психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие
Юридическая психология
— раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.
Акмеоло́гия
(от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Геронтопсихология
— раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста. Формирование как отдельной дисциплины отмечено во второй половине двадцатого века.
Нейропсихология
— междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин
нейропсихология
применяется как к
исследованиям с повреждениями
у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).
Патопсихоло́гия
(греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»
Психогене́тика
(греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики[1][2]. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения»
Зоопсихология
— наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в видовом и индивидуальном аспектах. В психической деятельности отражается восприятие мира животным и отношение к нему, проявляющееся во внешнем поведении, доступном наблюдению со стороны. Психическая деятельность предшествует наблюдаемому поведению и целиком обуславливает реакции живого существа на события во внешней и/или внутренней среде. В практическом плане под психической деятельностью можно понимать совокупность интеллектуальных процессов и эмоциональных состояний.
Специа́льная психоло́гия
(
Коррекцио́нная психоло́гия
) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.[1]. По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»[2] Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ
Общая психология
Основной отраслью психологии считают общую психологию. Основные ее понятия — это психические состояния, процессы и свойства, которые характеризуют особенности отдельной личности. Кроме психологий эмоций, мышления, женской психологии, к общей психологии относят и психофизику. В общей психологии проводят работу по систематизации полученных в результате экспериментов данных. Ведут разработку теоретических проблем, формулируют основные понятия, принципы и закономерности. Служит фундаментом для развития остальных отраслей науки.
Социальной психологией изучаются различные психические явления, которые появляются во время взаимодействия людей в группах.
В сферу интересов данного направления психологической науки входят:
- вопросы формирования межличностных отношений;
- психологической совместимости;
- внутрисемейные отношения;
- распространение слухов и вкусов.
Психологией личности человек рассматривается в целом. Выделяют определенную систему психических свойств, их структуру, взаимосвязи со средой.
Интерес для генетической психологии представляет изучение закономерностей человеческой психики и психики животных в течение всей эволюции.
История психологии рассматривает различные подходы и закономерности формирования взглядов на психику, изучает историю психологических исследований в различные эпохи. Ею используются для исследований такие методы как историко-генетический метод или генетическая реконструкция.
Для психофизиологии большое значение имеют процессы и механизмы высшей нервной системы и деятельность мозга, которые связаны с психикой.
Трансперсональная психология
Сформирована и развита С.Гроффом. В современной психологии трансперсональная, впервые приступила к открытому масштабному исследованию психологии человека, учитывая внутриутробный период жизни, а так же предшествующий ментальный (духовный) цикл существования. Психологическая терапия проводится методами, которые раньше были недопустимы в науке: медитативный транс, холотропное дыхание и многие другие паранормальные методы. Трансперсональные методы актуальны в лечении наркомании, алкоголизма, предрасположенностей к суициду, неврозов, психозов, а так же в тренингах личностного роста.
Научно-прикладная психология
Целью этого направления психологической науки является не только проведение исследований, но и практическое применение полученных знаний.
Различают несколько ее разделов, ориентированных на:
- вид деятельности человека и его поведение;
- психологические аспекты человеческого развития;
- определение критериев психических норм и патологий.
К этой же группе относят и юридическую психологию, занятую изучением проблем, связанных с реализацией правового поведения индивидов.
Гуманистическая психология
Гуманистической психологией именуют направление в западной (чаще это, конечно, в американской) психологии, которое признает своим главным принципом личность как целостную уникальную систему. Собой она представляет некую «открытую возможность» самоактуализации, которая присуще только человеку. В этом направлении основными предметами анализа являются ответственность, любовь, свобода, высшие ценности, автономия, межличностное общение, а также психическое здоровье. В качестве самостоятельного течения эта психология выделилась еще в начале шестидесятых годов двадцатого века. Она доказывает, что люди, являясь объектом исследований, должны быть изучены как субъект активный, который может оценивать какую-либо ситуацию и может выбирать требуемый способ поведения. Также это течение характеризует себя против построения психологии, используя образец естественных наук. Гуманистическая педагогика и некоторые направления психотерапии строятся как-раз-таки на основе гуманистической психологии. В работе психолога или психотерапевта лечебными факторами признаются поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, безусловное принятие клиента, подлинность, а также стимулирование осуществления выбора и принятия решений.
Так же гуманистическая психология это вклад в современную психологию, согласно которому человек с детства наделен непреодолимым желанием к самореализации и самоактуализации. Основателями данного направления психологии являются философы К.Роджерс, А.Маслоу и др. Особое внимание придается внутренним переживания человека и именно на них строится консультация у современного гуманистического психолога.
Практическая психология
Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.
В ее структуру входят следующие направления и службы:
- семьи и социальной защиты;
- системы здравоохранения;
- системы образования;
- управления, политической деятельности;
- практической юридической психологии и социологии;
- социально-психологической службы армии;
- практической психологии труда и профориентации;
- практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
- психологии и педагогике спорта.
Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.
Иные сферы, применяемые в отраслях психологии
С точки теории допустимо выделить любую отрасль, но практика показывает, что это не всегда возможно. В качестве шпаргалки можно запомнить краткий ряд подтипов.
- Космическая. В данном виде, изучают готовность к работе будущего космонавта, насколько человек подготовлен к будущему полёту. Помимо этого, устанавливают ряд советов, которые помогут быстро адаптироваться к работе. После полётов космонавт проходит курс психологической реабилитации, и другие, важные процедуры.
- Раздел авиации – работа с пилотами, диспетчерами, и иными служащими в авиации.
- Производственная и организационная отрасль психологии. В некоторых случаях к индустриальному виду добавляют другие ветви науки, например, область менеджмента, другими словами – частная деятельность.
- Отрасль психологии, направленная на медицину, и патопсихология. Главное действие – построение связи между работниками медицины и психологии, но чаще всего специалисты изучают больных, а не их врачей.
- Педагогика. Критерии и особенности обучения детей, и обучающих – взрослых. Последствия опережающего и постоянного образования. Например, школьный раздел.
- Изучение юриспруденции, правовая ветвь науки. Весьма серьёзная отрасль, так как в ней происходит изучение довольно трудных вопросов вне правового государства. Вершится борьба с коррупцией и вседозволенностью (правоохранительных органов тоже касается).
- Туризм. Наука, изучающая досуг человека.
- Спортивный раздел науки. Не так давно данная ветвь имела широкую популярность, особенно после олимпиады в СССР. Сейчас она сдаёт свои позиции, но отраслью быть не перестаёт.
- Научное исследование, направленное на рекламу, и массовое и воздействие.
- Тип изучения политики, набирающий в последнее время популярность. Особенно в период выборов.
- Военная отрасль имеет широкий сектор деятельности. Это может быть работа специалиста с военными в мирное время либо в точках военных действий. Её цель, моральная подготовка солдата на разные случаи жизни.
Ключевые принципы
Психология представлена двумя категориями принципов:
Общие. Использование данных положений нацелено на анализ структурного строения психики, её деятельности и развития. Все носители этого качества пригодны для его анализа;
Частные. Анализировать то, как устроена структура психики, как функционирует и развивается, можно исключительно у небольшой половины её носителей. На определение данной категории носителей имеет непосредственное влияние область, в которой проявляется активность гражданина общества.
Базовые положения:
Фактор отражения. Основой для работы данного принципа стали объективные характеристики реальности, состояние коры мозга наряду со здоровьем индивидуума. Положение нацелено на раскрытие сущности состояния, в котором пребывает психика, и определение уровня её развития у конкретного члена общества;
Фактор детерминизма. В его функции входит раскрытие причин, которые спровоцировали возникновение психики, представляющей собой продукт исследования. Это ещё и результат взаимодействия, наделённый биологическим и социальным характером, что способствует возможности развития;
Фактор активности. Он предназначен для выявления истоков психики, представленной, как динамический феномен, способствующий взятию во внимание обстоятельств, отражение которых происходит в человеческом сознании целенаправленно. Правильно понять психику можно только в случае, если рассматривать её в качестве результата взаимодействия между индивидуумом и окружающей его средой, полученного вследствие воспитания;
Фактор развития. Этим принципом руководствуются, когда прибегают к объяснению истоков возникновения такого динамического феномена, как психика, а все, потому что на грамотное её осознание непосредственно влияет итог взаимодействия между индивидуумом, социумом и природой;
Фактор взаимосвязи. Под данным принципом подразумевается проявление психического явления, что способствует убеждению в адекватном его осознании;
Фактор целостности. Системный подход предусматривает использование совокупности элементов, между которыми наблюдается связь, соответственно, они являются одним целым. Данная система связей подразумевает человеческое присутствие в своей структуре. Благодаря наличию множественного числа связей личность наделяется огромным количеством психических качеств, и действует в качестве целостного элемента (это и есть принцип целостности в психологии);
Фактор относительной самостоятельности. Он созвучен с принципом целостного подхода. Суть данного положения состоит в доказательстве своеобразности явления согласно тезисам закономерностей его функционирования;
Фактор учета ценностей. Личностные и общественные приоритеты граждан общества состоят из потребностей, талантов, отличительных черт характера, опыта и принадлежности к психологическому типу;
Фактор единства. В процессе ознакомления с манерами поведения и внутренними резервами, гарантирующими обеспечение успешности решения задач, положение нацелено на ориентировку специалистов к проведению анализа психики отдельной персоны с учётом определённых условий её существования. В ходе проведения работы с пациентов необходимо раскрыть его потенциальные способности, развить интуицию, творческие таланты, разбудить потенциал высшего сознания и ресурсов личности. На пути к достижению таких целей важно применять интегративную методологию, так как это направление психологически считается наиболее масштабным.
Термин «интегративная психология»
Суть генетической основы состоит в наличии нескольких направлений в развитии психики. Определение ветвей происходит в точках бифуркации. Именно они предназначены для выбора пути развития;
Основа обусловленности подразумевает функционирование пространственно-временных структур и бессознательных схем, между которыми внутри происходит возникновение такого явления, как энергоинформационное взаимодействие, являющееся определяющим фактором отношения между личностью и окружающей её средой;
Основа позитивности. Данный принцип состоит в концентрации внимания на положительном опыте психолога и клиента;
Основа соотнесенности. Действие принципа нацелено на проверку степени соответствия интенсивности воздействия и его характера уровню зрелости психики пациента и показателю её сензитивности;
Основа потенциальности. Учитывая понятие русской ментальности, здесь имеют место быть принципы духовного существования человека (бытие, свобода, волеизъявление), не стесненные скорбью мирской жизни;
Основа многомерности истины. Говорить о справедливости теорий и учений, концепций и житейских суждений относительно психической реальности можно говорить с определённой долей вероятности и исключительно при создании определенных обстоятельств. Идеи пациентов представляют собой стремление к структурированию и транслированию персонального внутреннего опыта.