Основные подходы к пониманию личности в современной психологии — Социально-психологический подход к пониманию личности


Социально-психологический подход к пониманию личности

С древних времен люди обнаружили зависимость своего поведения от окружающей социальной среды, а также от собственной психики, что заставило их приспосабливаться к условиям жизни, проявляя при этом способность к свободному выбору. Такая связь психики и внешних воздействий и стимулов отмечалась в истории психологии во многих предшествующих теориях и концепциях изучения проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ этой проблемы, основанный на психологических исследованиях и философских основаниях, является антропологическим, согласно которому человек — это прежде всего биологическое существо. Определяется их роль и место в обществе, берется за основу приоритет социальной среды в формировании развития личности.

Мы используем понятие «личность» — как выработанное для отражения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, обнаруживающего себя в контексте социальных отношений, общения и субъективной активности. При этом под этим понятием может подразумеваться либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как представителя сообщества или социальной группы. Однако сначала необходимо прояснить специфику понимания личности в социальной психологии.

Различные социально-психологические теории личности, рассматривая их в разных аспектах, исходят как из интересов личности, приоритета ее коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном развитии, ее знаний, стиля и культуры общения, так и из значения общества, социальных отношений в формировании личности. В зависимости от преобладающей стороны этого явления и происходит теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, определенной стратегии действий, других социально-психологических качеств и характеристик личности.

Сегодня многие научные теории, занимающиеся изучением психики человека, теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или прямым продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому ясно, что наши психические функции формируются в процессе нашего воспитания и развития в обществе, путем усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс ассимиляции является особой формой психического развития, которая может быть присуща только человеку. Здесь речь идет не только о высших психических функциях (абстрактное мышление, логическая память и т.д.), но и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), которые носят социальный характер и развиваются в течение жизни.

По мнению нашего самого известного психолога и основателя отечественной нейропсихологии А.Р. Лурии: собственно функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не появляются готовыми при рождении и не созревают самостоятельно, а формируются в процессе общения и предметной деятельности растущего человека. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; сборник лекций, СПб: Питер, 2006 г. — 320 с. В реальности не существует естественных программ социального поведения человека, поскольку сама социальная жизнь не является постоянной системой факторов, а меняется, часто гораздо быстрее, чем смена поколений.

Ряд психологов обосновывают социализацию личности как переход от чисто биологических к социальным стадиям развития и понимают социализацию как процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своими действиями преобразуют природные функции в социальные и ставят их на службу общественному развитию. При этом социальное не уничтожает природное, а объединяет его в новые системы контекстов и отношений, которые управляются качественно новыми законами социальной формы движения.

Концепция развития личности Эриксона

Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида.

Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.

Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона – это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности.

«Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному.

По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения.

Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия.

Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.

Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности.

Первая стадия – это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.

Следующая стадия – автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.

Следующая стадия– инициатива. В этой стадии появляется установка – «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.

Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).

Пятая стадия (от 6 до 11 лет) – школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».

Следующая стадия – это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».

Следующая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос – «Могу ли я иметь интимные отношения?».

Седьмая стадия – это взрослость. Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».

Восьмая стадия – поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.

Основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.

Социально-психологическая структура личности

Основной проблемой в изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из важнейших задач как социологии, так и социальной психологии. В частности, социально-психологические исследования проделали огромную работу по изучению социально-психологической структуры личности, которая имеет огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности — одна из актуальных в социально-психологической теории, в отличие от широко распространенного представления о структуре личности, она относится не к структуре личности вообще, а к различным подходам к ее построению и, соответственно, к двум качественно различным моделям структуры личности: статической и динамической.

Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, слои или компоненты психики индивида. Степень общности такой модели может варьироваться в широких пределах. Это зависит от того, какой инструментальный подход к статической структуре личности использует исследователь — аналитический или интегральный. Модель динамической структуры отражает основные компоненты психики индивида. Под динамической структурой личности мы понимаем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов и структурных слоев в психике индивида.

Структура человеческой личности, как очень сложного явления, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Каждая структура характеризуется определенной стабильностью и в то же время подвержена различным изменениям — прогрессивным и регрессивным — вплоть до дезинтеграции, которая характеризуется понятием разрушения. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, которые называют девиантным поведением. Характеризуя модель социально-психологической структуры личности, можно выделить два основных параметра. Во-первых, та, которая относится к определению природы самой модели, которая может быть статичной или динамичной, и, во-вторых, та, которая относится к определению инструментального подхода к исследованию, который может быть аналитическим или интегральным.

Универсальные психические характеристики индивида. Универсальным в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых невозможно говорить о психической деятельности индивида; Во-вторых, факт биосоциальной детерминации психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и характеристики личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности человеческой психики в отличие от психики животных.

Социально-специфический опыт. Помимо общечеловеческого опыта, необходимо выделить социально специфический опыт личности. Под этим понимаются все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к определенной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнической, классовой, политической, идеологической, экономической, профессиональной, национальной и т.д.). Общим для вышеперечисленных элементов социально специфического опыта индивида является то, что все они выполняют специфические функции, которые санкционируют, регулируют и направляют поведение индивида. Относиться именно к тем специфическим формам отражения индивидом социальной реальности, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности, символы).

Социальные нормы. Термин «социальная норма» широко используется в социологии и социальной психологии для обозначения правил или моделей поведения, санкционированных социальными группами и ожидаемых в фактическом поведении членов этих групп.

Предисловие

История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human
development,ninthedition)
объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.

Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.

Какими мы видим студентов сегодня

Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех, кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.

Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.

Хронологическая организация материала

При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее — ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая — о физическом и когнитивном развитии и вторая — о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.

Описание особенностей подачи материала книги, способствующих его изучению

На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных вставках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека»,

представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии.
«Мнения и факты»
рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец,
«Развитие в условиях современной жизни»
посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.

Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором»,

в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел
«Контрольные вопросы»,
включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно—ложно», и один содержательный
«Вопрос для размышления»,
для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются
«Резюме»,
в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном
«Глоссарии»,
расположенном в конце книги.

Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»
Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития»
находится по адресу www.prenhall.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда—ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе.
Учебные курсы он-лайн.
Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн,
PrenticeHall
предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в
WebCT,BlackBoard
и
CourseCompass
Пирсона, поддерживаемые
Blackboard.
Дополнительную информацию вы можете получить, посетив www.prenhall.com/demo.

Социально-психологические теории личности

Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые дают нам возможность говорить о ней как об индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом феномене. В социальной психологии не существует общей теории личности; это связано, главным образом, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века сложились четыре основных подхода к объяснению личности-социального поведения: необихевиористский, когнитивный, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого, соответствуют общим психологическим течениям, а последнее имеет социологические корни. Все они характеризуются общетеоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержат ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий средней стадии».

К числу наиболее известных на сегодняшний день социально-психологических теорий личности относятся, прежде всего:

  • Психоанализ (3-й Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);
  • Школа бихевиоризма (бихевиоризм);
  • Понимание личности с позиции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);
  • Изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;
  • Трансакционный анализ личности (Э. Берн);
  • Акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодалов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);
  • Стратегия проживания личности Абульхановой-Славской;
  • Cоциально-психологические концепции личности.

Давайте вкратце рассмотрим основные положения этих теорий.

Психоанализ. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, заложил основы одного из самых глубоких учений о человеческой личности. Психоанализ основан на двух доктринах:

Доктрина психического детерминизма. Это означает, что у каждого психологического явления есть причина;

Утверждение, что бессознательные процессы играют гораздо большую роль в формировании мышления и поведения человека, чем сознательные процессы.

Фрейд считал, что в бессознательном скрыты самые важные личностные детерминанты, что здесь находится главный источник психической энергии, влечений, инстинктов.

Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее сосуществования индивидуального бессознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит архетипы, специфические формы представлений, которые наполняются личным образным и эмоциональным содержанием на протяжении жизни индивида. Еще одна известная идея Юнга — интроверсия и экстраверсия. Юнг предложил типологию характера в соответствии с наличием преобладающих функций (мышление, чувство, интуиция) и ориентацией личности на внутренний или внешний мир.

Юнг также ввел такие термины, как интроверсия и экстраверсия, чтобы определить два контрастных типа личности. Экстраверты сосредоточены на внешнем мире, в то время как интроверты зациклены на своем внутреннем мире. На этой основе Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, чувства, интуиция) и двух установках личности (интроверсия и экстраверсия).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]