Парадигмы современной психологии и их виды простыми словами


Две фазы существования науки


Фото Yeshi Kangrang on Unsplash
Томас Кунт говорил, что есть всего две фазы, в которых может существовать наука:

  • революционная фаза;
  • нормальная наука.

В революционной фазе царит сильная динамика и полный хаос – делаются новые открытия, которые перечеркивают предыдущие знания, теории конкурируют друг с другом, а научные деятели вступают в дебаты, потому что их доводы зачастую полностью противоречат друг другу.

Потом какие-то теории принимаются большинством из научного сообщества и начинается фаза «нормальной науки».

В этот период, который является более длительным, чем революционна фаза, происходит систематизация научных знаний, их обобщение, растет доказательная база. Полученные знания структурируются и интерпретируются.

Потом совершается какое-то революционное открытие, прорыв, который полностью меняет представление о тех или иных явлениях, которые главенствовали в научном сообществе. И снова наступает революционная фаза.

Таким образом происходит постоянное развитие науки. Парадигмы напрямую связаны с фазой «нормальной науки».


Основные подходы и парадигмы в современной психологии

Этапы развития

0
Источник:

В научной концепции – это система средств, методов и суждений, которая проходит несколько этапов своего развития: Проявление каких-то трудно доказуемых аномальных явлений. Формирование определенного знания, последовательно раскрывающего суть явления (учебники, пособия). Формирование «нормальной» науки, ищущей новые доказательства известного знания. Развитие «экстраординарной» науки, приводящее к отвержению старой парадигмы, старого знания и рождению новых истин. Такое развитие парадигмы предложил американский физик и историк науки Томас Кун в начале двадцатого века. То есть, всегда существуют группы ученых, одна из которых поддерживает и доказывает известные истины, а другая – ищет что-то новое, неординарное. Это «новое» приводит к научно-технической революции и смене парадигмы. Это актуально и в наши дни.

Что такое парадигма

Парадигма – совокупность общих принципов познания, которые доминируют в данный момент времени и принимаются большинством деятелей, занимающихся данным научным направлением.

Парадигма выступает в качестве научного эталона. Важно понимать, что парадигма определяет:

  • что считать объектом и предметом исследования;
  • какие методы применять в исследовании;
  • что считать достоверным знанием;
  • теорию и законы науки;
  • доказательную базу;
  • практическое применение научных знаний.

Парадигма выражает общую логику научного познания.

Что такое парадигма и ее непреходящее значение?

Парадигма — это набор убеждений и предубеждений (как философских, так и иных), которые научное сообщество разделяет в данный момент. В широком смысле это означает точку зрения или фокус.

Этот термин начал использоваться в философии науки из работ Томаса Куна. «Структура научных революций» (1962), где была защищена диссертация о том, что в истории науки, как и в истории обществ и политики, мы можем найти моменты, в которых доминирует набор идей, моменты, в которых конкурируют несколько объяснительных моделей и моменты, когда новая точка зрения заменяет предыдущую.

В истории науки мы можем найти критические или революционные времена, когда одна теоретическая модель сменяется другой, как это очень ясно произошло в конце Возрождения с заменой средневековой физики современной или традиционной астрономической теорией (геоцентрической) новой астрономией Коперника и Галилея (гелиоцентрическая).

Томас Кун включил в понятие парадигмы элементы, которые не являются строго научными например, эстетические, религиозные и философские. Элементы, которые, тем не менее могут определять социальный успех теории.

Показывая, что нерациональные измерения науки, которые часто называют «контекст открытия», вместе с чисто объективным и научным измерениями «контекст обоснования», тезисы Куна привели философию науки к сомнению в объективности научного знания и к релятивистским или субъективистским позициям.

Характеристики

Характеристики психологических парадигм, общие для философов, для которых характерен поиск основополагающего принципа всех вещей. Например, первые философы: для Фалеса Милетского принцип – вода, для Эмпедокла – земля воздух, вода, огонь, для пифагорейцев числа, а для Платона – идеи. Психология души Аристотеля, как и все философские мысли о человеческой психике, от досократиков до, по крайней мере, эмпирической философии Юма в 18 веке, может быть включена в принципиалистскую парадигму, поскольку она пытается объяснить всю жизнь в целом из принципа или окончательного основания, которым является душа.

Парадигмы в психологии

В современной психологической науке принято выделять три основные парадигмы, которые определяют предмет психологии, методы ее изучения, принципы научного подхода, критерии ценности полученного знания и многое другое.

Виды парадигм в психологии:

  • естественно-научная;
  • гуманитарная;
  • практическая.

Естественно-научная парадигма

Эта парадигма предполагает строгий научный подход к изучению психологических явлений, главными принципами которого является объективизм, детерминизм, рационализм и результативность. Образцом для подражания служили науки эпохи Просвещения, механика Ньютона, эволюционная теория.


Giphy

Предметом изучения являются формы проявления душевной жизни – поведение, отношения, результаты деятельности человека.

Эта парадигма отличается номотетическим научным подходом, то есть психология должна стремиться к установлению общих, объективных и доказанных закономерностей развития и проявления психических явлений. Доминирует структурный подход, в котором целое это совокупность его частей.

Целью этой парадигмы является познание объективных законов психологии, их типологизация и установление логических связей. Доказательность этих связей должна определяться возможностью многократного повторения и математической статистикой.

Методы исследования должны быть объективными: наблюдение, эксперимент, теоретические гипотезы и конструкты. Сам исследователь должен быть беспристрастен, отстранен, а человек выступает лишь как объект исследования.

Гуманитарная парадигма

В конце 19-го века наступил серьезный кризис, выраженный в осознании, что нельзя изучать науки о душе и культуре с помощью методов, которые применяются в естественных и точных науках. Точные науки показали свою несостоятельность в исследовании некоторых аспектов психики.


Фото автора Alex Green: Pexels

Так появилась гуманитарная парадигма, во многом основанная на идеях Канта об ограниченности естественно-научного знания о душе и боге.

Предметом гуманитарной парадигмы стала выступать душевная жизнь личности, во всей ее целостности, уникальности и неповторимости, которая не может быть сведена к сумме отдельных проявлений. Целое всегда больше, чем совокупность его частей.

Для этой парадигмы характерен идеографический подход, который предполагает изучение индивидуальных особенностей, в нем есть много субъективности, системности, интуитивности.

Целью изучения становятся не объективные, статистически доказанные закономерности, а внутренний мир конкретного человека, его жизненный путь, индивидуальность и целостность.

Методы изучения тоже стали субъективными: эмпатическое слушанье, герменевтика, интуитивность, беспредпосылочность. Общение исследователя и испытуемого было равноправным, предполагая эмоциональную включенность и взаимодействие.

Гуманитарная парадигма оперирует такими понятиями как уникальность, неповторимость личности, ее духовное развитие, самоактуализация, ее личный опыт. Эта парадигма предполагает разные точки зрения на истину.


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Практическая парадигма

В основе этой парадигмы лежит не столько исследование психологических феноменов, сколько работа с ними. То есть психология, как наука, должна не только изучать психику, но и разрабатывать методы работы с ней, изменять и преобразовывать отношения, которые выстраивает личность, помогать ей адаптироваться и менять условия, в которой она живет.

Предпосылками к развитию практической парадигмы была психотерапия, педагогическая психология, психология аномального развития и многое другое.

Задача психологии заключается в практическом применении знаний о человеке. Как наука может помочь человеку изменить свои представления о мире, о себе, о своем месте в этом мире, а также о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Это и есть главная цель в рамках практической парадигмы.

Ведущие парадигмы и теории в познании личности.

Теории личности как основа индивидуального консультирования и психотерапии.

Теория личности в психологическом консультировании и психотерапии — теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента. Теория личности как методологическая основа консультирования выполняет следующие функции:

• обобщение всей накопленной информации в русле данного подхода в работе, что обеспечивает консультанта максимальным ко­личеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с раз­личными клиентами;

• разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволяет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;

• прогнозирование последствий поведения личности на основе по­лученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть результаты процесса консультирования;

• поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических методов и техник.

Использование той или иной теории личности в практике пси­хологического консультирования имеет следующие ограничения и правила:

• работа консультанта (психотерапевта) не может быть успешной без опоры на то или иное теоретическое представление о причи­нах возникшей у клиента проблемы, его глубинных конфлик­тов, проблем в межличностных отношениях и т. п.;

• консультант (психотерапевт) не должен слепо придерживаться объяснительных принципов только одной теоретической концеп­ции личности, так как ни одна, даже самая обширная, теория не в состоянии объяснить все феномены человеческой личности. Консультант должен вырабатывать гибкость мышления и про­фессионального поведения;

• консультант, строя свою работу на той или иной теоретиче­ской основе и используя определенные теоретические конст­рукты для объяснения и понимания личности и проблем клиента в целом, в то же время должен опираться на принцип уникаль­ности каждой личности. Это означает, что в работе с каждым конкретным клиентом должны использоваться те методы и техники, которые подходят именно для этого клиента, а также могут быть хороши на одной стадии и не работать на другой, даже если выбранная техника не будет в должной мере соот­ветствовать теории, на которую опирается консультант. Примером такого стиля работы может служить использование консуль­тантом (психотерапевтом), ориентированным на психодинами­ческое направление, метода самораскрытия, который не свой­ствен данному подходу, но может быть использован для кон­кретного клиента и именно с ним этот метод будет наиболее конгруэнтным (подходящим);

• ориентация на ту или иную теоретическую основу должна соот­ветствовать личности самого консультанта (психотерапевта) и индивидуальному стилю его работы. Важно, чтобы консуль­тант, используя определенную теорию, чувствовал себя в про­цессе консультирования и психотерапии уверенно и комфортно.

Современные тенденции в использовании теории личности в психотерапии и консультировании подразумевают эклектич­ность. Это означает, что высокопрофессиональный консультант и психотерапевт умеет интегрировать в своей работе с каждым конкретным клиентом различные теоретические позна­ния и обобщать их в свою собственную объяснительную систему.

Эклектическое консультирование и психотерапия означают интеграцию лучших сторон различных теоретических школ и не столько механическое использование методик различных на­правлений, сколько, прежде всего, выработку на основе прак­тических наблюдений гибкой, работоспособной и последова­тельной позиции.

Идеальные модели личности в контексте различных теорий.

Транзактный анализ.

Согласно Берну идеальная личность полноценно функционирует во всех трех эго-состояниях, без нездорового преобладания одного из них, а используя каждое «по своим прямым обязанностям», не вступает в симбиотические отношения.

Такая личность способна устанавливать глубокие интимные отношения (отказаться от игр, которые являются пагубными паттернам поведения, приносящих в конечном итоге страдание).

Такой человек обладает здоровой жизненной позицией «Я — Ок; Ты – Ок». Такая жизненная позиция предполагает уважение себя и других людей, отношение к себе, как и другим, как к достойными любви, уважения, понимания, признания. Он уверен в своих силах и способностях.

Сценарным содержанием такого человека является «победитель». Это сценарий успешного человека, достигающего поставленных перед собой позитивных целей. Важно заметить, что эта цель достигается достаточно легко и свободно. Совсем не обязательно, что Победитель просто везунчик, безусловно, он прикладывает усилия для достижения своей цели, но не опускает руки, когда на его пути встречаются какие-нибудь препятствия. Такой сценарий встречается достаточно редко, потому что для его осуществления необходима высокая самооценка, уверенность, решимость и самостоятельность.

Юнг

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни.

Фрейд.

Идеальный человек проанализировал все свои догенитальные фиксации и задержался на гениальной фазе. Такая личность любит без опальной фиксации, работает без анал ной фиксации и доволен собой без фаллического тщеславия. Он альтруистичен, социализирован и великодушен.

Экзистенциализм.

Такой человек аутентичен. Его существование наполнена смыслом и ценностью. Его жизнь основана на понимании человеческого положения и реализации собственных возможностей. Его бытие в мире соответствует данностям его натуры и мира. Он осознает свое я, окружающий мир, делает выбор и берет за него полную ответственность. Необходимо обладать мужеством чтобы осуществить выбор в условиях неопределенности, а так же осозновать, что в любой момент, приписываемый нами смысл нашей жизни может быть отвёргнут небытием ( смертью/изоляцией). Главная ценность, это оставаться честным даже перед лицом ничто.

Ведущие парадигмы и теории в познании личности.

Парадигма

в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени; совокупность наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того,
как
искать ответы на вопросы.Парадигма может пониматься как
общая логика
исследования. В данном случае (в психологии личности) парадигма – совокупность представлений о природе и свойствах личности, методов её исследования и терапевтического воздействия, а также представлений о психопатологиях и психическом здоровье личности.

Основные парадигмы в психологии личности: Интрапсихическая (парадигма сознательного-бессознательного)

– объясняет глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы. Представители: Фрейд, Юнг, Адлер, etc.

Экзистенциально-гуманистическая –

рассматривает личностные смыслы (смысл жизни, отношение к смерти, межличностные отношения, отношение к Богу и т.д.) и развитие и самоактуализацию личности как целостной психологической системы в течение жизни как приоритетный объект изучения в науке о личности. Маслоу, Роджерс, Франкл, тд.

Персонологическая

– наиболее комплексный, интегративный подход к изучению личности.

Диспозициональная

– объясняет индивидуально-психологические особенности личности и их развитие в онтогенезе. Представители: Олпорт, Кеттелл, Айзенк.

Бихевиоральная (биологическая

) – объясняет психофизиологические предпосылки индивидуально-личностных различий. Представители: Скиннер.

Когнитивная

– объясняет то, как разные люди воспринимают и обрабатывают информацию о внешнем мире. Келли.

Социально-когнитивная

– объясняет, как воспринимаем и перерабатываем информацию об общественных нормах и правилах. Бандура.

Культурная –

объясняет, как личность и культура влияют друг на друга.

Феноменологическая –

объясняет, как происходят субъективные переживания (рассматривает в личности прежде всего переживания). Роджерс.

Существуют и другие, более узко-специфичные парадигмы, вряд ли есть необходимость тут о них говорить.

Основные теории личности:

1) Классический психоанализ Фрейда

Структура личности:

Ид, Эго, Супер-Эго. Ид – первичные инстинкты и побуждения (врождённые). Накапливает психическую энергию, требующую разрядки через удовлетворение потребностей. Эго – сознательная структура, направляет поведение в условиях реальности (соблюдает принцип реальности). Исполнительная роль: составляет планы действий по удовлетворению потребности, работающие в реальном мире. Супер-Эго – внутренняя интерпретация принятых в культуре ценностей и правил. Развивается позднее других структур, посредством воспитания. Контролирует, запрещает, в общем и целом – совесть.

Динамика личности:

движущая сила – инстинкты. Инстинкт жизни – либидо — поиск еды, сексуальное желание. Инстинкт смерти – агрессия.

Развитие личности:

раннее детство, стадии психосексуального развития.

2) Психоанализ Юнга

Структура личности:

Я, личноебсз, коллективное бсз. Я – самосознающий ум: воспоминания, ощущения, мысли, чувства; личное бсз – элементы Я, когда-то вытесненные из сознания, но доступные припоминанию; коллективное бсз – скрытые унаследованные от предков воспоминания, общие для всех людей.

Динамика личности:

психическая энергия – обретается как извне (с пищей), так и изнутри – от личностных ценностей.

Развитие личности:

развитие как процесс индивидуации, т.е. дифференциации в себе различных черт и их развитие. Идеал развития – достижение самости.

3) Социально-психологические теории (Фромм, например) Основная идея в том, что на развитие личности неизбежно влияет общество. Соответственно, большое внимание при изучении личности уделяется межличностным отношениям, восприятию общественных ценностей. Фромм объяснял межличностные отношения как способ справляться с чувством одиночества, которое возникает, когда человек выходит из-под опеки родителей.

4) Человеко-центрированный подход Роджерса

Структура личности:

организм и «Я». Организм – совокупность всех опытов переживаний, т.е. всего, что доступно осознанию человеком в любой данный момент. В соответствии с этим выстраивается его индивидуальная система ценностей и ориентации в мире – феноменальное поле. Я – часть феноменального поля, которая со временем дифференцируется от него. Это представления о себе, о характеристиках себя и отношений с другими людьми.

Динамика личности:

основная движущая сила – тенденция к актуализации, утверждению, усилению себя. Определяет стратегии поведения человека.

Развитие личности:

происходит под влиянием общества при одобрении или неодобрении тех или иных действий. При этом может происходить замещение собственных ценностей ценностями, навязанными обществом.

5) Экзистенциальная теория

Основное понятие – dasein (бытие-в-мире, здесь-бытие). Осмысленность бытия человека в данный конкретный момент в данной конкретной ситуации как высшая ценность, к которой нужно стремиться. Если существование человека в здесь и сейчас не несёт для него личностного смысла, человек страдает, dasein не осуществляется. Динамика

существования – в осуществлении выбора того, как проживать свою жизнь.
Развитие
существования: развитие как становление. Становление – развитие, выход за свои границы. Главная цель – осуществить все возможности dasein.

Теории личности как основа индивидуального консультирования и психотерапии.

Теория личности в психологическом консультировании и психотерапии — теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента. Теория личности как методологическая основа консультирования выполняет следующие функции:

• обобщение всей накопленной информации в русле данного подхода в работе, что обеспечивает консультанта максимальным ко­личеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с раз­личными клиентами;

• разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволяет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;

• прогнозирование последствий поведения личности на основе по­лученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть результаты процесса консультирования;

• поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических методов и техник.

Использование той или иной теории личности в практике пси­хологического консультирования имеет следующие ограничения и правила:

• работа консультанта (психотерапевта) не может быть успешной без опоры на то или иное теоретическое представление о причи­нах возникшей у клиента проблемы, его глубинных конфлик­тов, проблем в межличностных отношениях и т. п.;

• консультант (психотерапевт) не должен слепо придерживаться объяснительных принципов только одной теоретической концеп­ции личности, так как ни одна, даже самая обширная, теория не в состоянии объяснить все феномены человеческой личности. Консультант должен вырабатывать гибкость мышления и про­фессионального поведения;

• консультант, строя свою работу на той или иной теоретиче­ской основе и используя определенные теоретические конст­рукты для объяснения и понимания личности и проблем клиента в целом, в то же время должен опираться на принцип уникаль­ности каждой личности. Это означает, что в работе с каждым конкретным клиентом должны использоваться те методы и техники, которые подходят именно для этого клиента, а также могут быть хороши на одной стадии и не работать на другой, даже если выбранная техника не будет в должной мере соот­ветствовать теории, на которую опирается консультант. Примером такого стиля работы может служить использование консуль­тантом (психотерапевтом), ориентированным на психодинами­ческое направление, метода самораскрытия, который не свой­ствен данному подходу, но может быть использован для кон­кретного клиента и именно с ним этот метод будет наиболее конгруэнтным (подходящим);

• ориентация на ту или иную теоретическую основу должна соот­ветствовать личности самого консультанта (психотерапевта) и индивидуальному стилю его работы. Важно, чтобы консуль­тант, используя определенную теорию, чувствовал себя в про­цессе консультирования и психотерапии уверенно и комфортно.

Современные тенденции в использовании теории личности в психотерапии и консультировании подразумевают эклектич­ность. Это означает, что высокопрофессиональный консультант и психотерапевт умеет интегрировать в своей работе с каждым конкретным клиентом различные теоретические позна­ния и обобщать их в свою собственную объяснительную систему.

Эклектическое консультирование и психотерапия означают интеграцию лучших сторон различных теоретических школ и не столько механическое использование методик различных на­правлений, сколько, прежде всего, выработку на основе прак­тических наблюдений гибкой, работоспособной и последова­тельной позиции.

Идеальные модели личности в контексте различных теорий.

Транзактный анализ.

Согласно Берну идеальная личность полноценно функционирует во всех трех эго-состояниях, без нездорового преобладания одного из них, а используя каждое «по своим прямым обязанностям», не вступает в симбиотические отношения.

Такая личность способна устанавливать глубокие интимные отношения (отказаться от игр, которые являются пагубными паттернам поведения, приносящих в конечном итоге страдание).

Такой человек обладает здоровой жизненной позицией «Я — Ок; Ты – Ок». Такая жизненная позиция предполагает уважение себя и других людей, отношение к себе, как и другим, как к достойными любви, уважения, понимания, признания. Он уверен в своих силах и способностях.

Сценарным содержанием такого человека является «победитель». Это сценарий успешного человека, достигающего поставленных перед собой позитивных целей. Важно заметить, что эта цель достигается достаточно легко и свободно. Совсем не обязательно, что Победитель просто везунчик, безусловно, он прикладывает усилия для достижения своей цели, но не опускает руки, когда на его пути встречаются какие-нибудь препятствия. Такой сценарий встречается достаточно редко, потому что для его осуществления необходима высокая самооценка, уверенность, решимость и самостоятельность.

Юнг

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни.

Фрейд.

Идеальный человек проанализировал все свои догенитальные фиксации и задержался на гениальной фазе. Такая личность любит без опальной фиксации, работает без анал ной фиксации и доволен собой без фаллического тщеславия. Он альтруистичен, социализирован и великодушен.

Экзистенциализм.

Такой человек аутентичен. Его существование наполнена смыслом и ценностью. Его жизнь основана на понимании человеческого положения и реализации собственных возможностей. Его бытие в мире соответствует данностям его натуры и мира. Он осознает свое я, окружающий мир, делает выбор и берет за него полную ответственность. Необходимо обладать мужеством чтобы осуществить выбор в условиях неопределенности, а так же осозновать, что в любой момент, приписываемый нами смысл нашей жизни может быть отвёргнут небытием ( смертью/изоляцией). Главная ценность, это оставаться честным даже перед лицом ничто.

Ведущие парадигмы и теории в познании личности.

Парадигма

в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени; совокупность наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того,
как
искать ответы на вопросы.Парадигма может пониматься как
общая логика
исследования. В данном случае (в психологии личности) парадигма – совокупность представлений о природе и свойствах личности, методов её исследования и терапевтического воздействия, а также представлений о психопатологиях и психическом здоровье личности.

Основные парадигмы в психологии личности: Интрапсихическая (парадигма сознательного-бессознательного)

– объясняет глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы. Представители: Фрейд, Юнг, Адлер, etc.

Экзистенциально-гуманистическая –

рассматривает личностные смыслы (смысл жизни, отношение к смерти, межличностные отношения, отношение к Богу и т.д.) и развитие и самоактуализацию личности как целостной психологической системы в течение жизни как приоритетный объект изучения в науке о личности. Маслоу, Роджерс, Франкл, тд.

Персонологическая

– наиболее комплексный, интегративный подход к изучению личности.

Диспозициональная

– объясняет индивидуально-психологические особенности личности и их развитие в онтогенезе. Представители: Олпорт, Кеттелл, Айзенк.

Бихевиоральная (биологическая

) – объясняет психофизиологические предпосылки индивидуально-личностных различий. Представители: Скиннер.

Когнитивная

– объясняет то, как разные люди воспринимают и обрабатывают информацию о внешнем мире. Келли.

Социально-когнитивная

– объясняет, как воспринимаем и перерабатываем информацию об общественных нормах и правилах. Бандура.

Культурная –

объясняет, как личность и культура влияют друг на друга.

Феноменологическая –

объясняет, как происходят субъективные переживания (рассматривает в личности прежде всего переживания). Роджерс.

Существуют и другие, более узко-специфичные парадигмы, вряд ли есть необходимость тут о них говорить.

Основные теории личности:

1) Классический психоанализ Фрейда

Структура личности:

Ид, Эго, Супер-Эго. Ид – первичные инстинкты и побуждения (врождённые). Накапливает психическую энергию, требующую разрядки через удовлетворение потребностей. Эго – сознательная структура, направляет поведение в условиях реальности (соблюдает принцип реальности). Исполнительная роль: составляет планы действий по удовлетворению потребности, работающие в реальном мире. Супер-Эго – внутренняя интерпретация принятых в культуре ценностей и правил. Развивается позднее других структур, посредством воспитания. Контролирует, запрещает, в общем и целом – совесть.

Динамика личности:

движущая сила – инстинкты. Инстинкт жизни – либидо — поиск еды, сексуальное желание. Инстинкт смерти – агрессия.

Развитие личности:

раннее детство, стадии психосексуального развития.

2) Психоанализ Юнга

Структура личности:

Я, личноебсз, коллективное бсз. Я – самосознающий ум: воспоминания, ощущения, мысли, чувства; личное бсз – элементы Я, когда-то вытесненные из сознания, но доступные припоминанию; коллективное бсз – скрытые унаследованные от предков воспоминания, общие для всех людей.

Динамика личности:

психическая энергия – обретается как извне (с пищей), так и изнутри – от личностных ценностей.

Развитие личности:

развитие как процесс индивидуации, т.е. дифференциации в себе различных черт и их развитие. Идеал развития – достижение самости.

3) Социально-психологические теории (Фромм, например) Основная идея в том, что на развитие личности неизбежно влияет общество. Соответственно, большое внимание при изучении личности уделяется межличностным отношениям, восприятию общественных ценностей. Фромм объяснял межличностные отношения как способ справляться с чувством одиночества, которое возникает, когда человек выходит из-под опеки родителей.

4) Человеко-центрированный подход Роджерса

Структура личности:

организм и «Я». Организм – совокупность всех опытов переживаний, т.е. всего, что доступно осознанию человеком в любой данный момент. В соответствии с этим выстраивается его индивидуальная система ценностей и ориентации в мире – феноменальное поле. Я – часть феноменального поля, которая со временем дифференцируется от него. Это представления о себе, о характеристиках себя и отношений с другими людьми.

Динамика личности:

основная движущая сила – тенденция к актуализации, утверждению, усилению себя. Определяет стратегии поведения человека.

Развитие личности:

происходит под влиянием общества при одобрении или неодобрении тех или иных действий. При этом может происходить замещение собственных ценностей ценностями, навязанными обществом.

5) Экзистенциальная теория

Основное понятие – dasein (бытие-в-мире, здесь-бытие). Осмысленность бытия человека в данный конкретный момент в данной конкретной ситуации как высшая ценность, к которой нужно стремиться. Если существование человека в здесь и сейчас не несёт для него личностного смысла, человек страдает, dasein не осуществляется. Динамика

существования – в осуществлении выбора того, как проживать свою жизнь.
Развитие
существования: развитие как становление. Становление – развитие, выход за свои границы. Главная цель – осуществить все возможности dasein.

Проблема парадигм в психологии

Психика и психические явления – это сложный объект изучения. Именно это определяет сложность и противоречивость методов исследования. И до сих пор невозможно дать точный ответ о том, какая парадигма сейчас главенствует в психологии. Не смог это сделать и сам Томас Кунт.


Фото автора Michelangelo Buonarroti: Pexels

Существует несколько подходов к пониманию парадигм в психологии:

  • психология является допарадигмальной наукой, то есть она находится еще на такой стадии, где пока не определена какая-либо парадигма;
  • психология парадигмальная наука, поскольку, несмотря на много противоречивых подходов, по основным, центральным категориям достигнуто общее понятие (психика, психические явления и так далее);
  • психология – мультипарадигмальная наука, в которой, в силу специфики и многогранности предметов ее изучения, одновременно существует несколько парадигм;
  • психология – внепарадигмальная наука, в которой в принципе невозможно главенствование одной парадигмы, а логика развития, построенная на анализе естественных наук, к ней вообще не применима.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]