Авторитет: особенности и влияние на цели, карьеру и бизнес


Авторитетный человек — человек, мнение и поступки которого имеют высокое влияние на других.

Что же делает чью-то власть авторитетной, добровольно признаваемой? В соответствии с концепцией Макса Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:

— Традиция. Чем дольше длится власть, тем более люди к ней привыкают. Авторитет церкви во многом держится на том, что ее влияние длится уже многие сотни лет. — Рационально обоснованная законность. Если человек имеет соответствующую должность, знания и опыт, нам легко признать его авторитет. — Аффективная законность, основанная на харизме лидера. Уверенное поведение, громкий голос, четкие команды, яркая речь и красивые манеры — все это завораживает и заставляет верить, что этого человека нужно слушать и слушаться.

В зависимости от того, добился ли человек авторитета благодаря своим личными качествам либо имеет его благодаря назначению или социальному положению (статусу), авторитет может быть более формальным (уважение должности), менее формальным — (уважение статуса) и личным (уважение личности, личный авторитет).

Например, в школах карате более младшие пояса подчиняются более старшим. Однако, если тренер ставит проводить разминку ученика с младшим поясом, ему будут подчиняться все черные пояса. У этого ученика с младшим поясом появился формальный, данный извне авторитет.

Личный авторитет человека измеряется уважением к его словам, способность его влиять на мнение, поступки и поведение окружающих людей силой своей личности и разума.

Высокий личный авторитет — возможности влияния большие.

Авторитет низкий — и возможность влиять низкая.

Лидер и его полномочия

Алексей Улановский: Authority переводится на русский язык как полномочия, авторитетная личность, фигура. Рональд Хейфец определяет авторитет как дарованную власть выполнять некий сервис или некую службу. Здесь подчеркивается сразу несколько ключевых элементов: авторитет — это что-то дарованное, что могут и назад забрать, так же, как подарили.
Авторитет — это такая же штука, как, например, гравитация: бесполезно отрицать. Как только мы оказываемся в группе, возникает неравенство: какие-то отличия, распределение ресурсов — денег, времени, права говорить первым. Всегда есть конкуренция за то, кто больше говорит. Авторитет дает определение и понимание своего места в группе. Как только мы забираем авторитет из группы или кто-то начинает сомневаться в авторитете, количество драк и конфликтов резко увеличивается. Так возникают революции.

Исследуя тему авторитета, мы изучаем поведение животных в группе. Как узнать, кто обладает большим авторитетом в стае? Очень простой признак: это та особь, на которую все ориентируются. Мы наблюдаем похожий феномен у детей. Уже в группе четырехлеток авторитет распределяется неравномерно: кто-то инициирует игры, выступает медиатором конфликтов и говорит от лица всей группы. А остальные склонны подчиняться, имитировать и — что важно — дарить подарки.

А как узнать формального лидера — менеджера, который официально уполномочен на выполнение своей роли? Есть четыре признака:

  1. Накладывать вето на прием кандидата.
  2. Отдавать поручения подчиненным.
  3. Награждать подчиненных
  4. Инициировать отстранение подчиненных от должности.

Если нет даже одного из этих компонентов, менеджер не вполне авторизован своим руководителем. Но это еще не все. Помимо формального существует уполномочивание личностное. Важно понять: личный авторитет не сводится к личностным чертам, это часть большей сложной динамики в группе и в групповых процессах.

Авторитет – привлекает.

Особенно бывает нам дорог наш профессиональный авторитет, наш авторитет как руководителя и наш родительский авторитет.

Что способствует вашему личному авторитету? Социальный статус – важен. Люди обращают внимание на то, какое вы занимаете положение по жизни, имеете ли вы право доминировать над окружающими. Авторитет растет вместе с силой вашего характера, вашей самодисциплиной и требовательностью (в первую очередь к себе).

Настоящая сила всегда вызывает уважение. Всегда важен богатый жизненный и профессиональный опыт. Авторитет опытного мастера всегда выше, чем опыт новичка, тем более этому способствует широкий кругозор и глубокие знания. Знание — сила! Многие для создания авторитета используют разнообразные фишки, учатся делать себе рекламу и производить соответствующее впечатление. В дополнение ко всем предыдущим моментам фишки авторитет усиливают, без них, на пустом месте — создают лишь дутый и временный авторитет.

Автор: Н.И. Козлов

Как стать авторитетом в обществе?

Начнем с того, что ты сейчас опишешь в деталях, каким себя видишь в авторитетном положении. Подумай и выпиши, что может дать тебе авторитет в глазах других людей? Потому что истинный авторитет может дать очень многое!

Теперь определи цели и сферу влияния своего авторитета. Ответь на эти вопросы честно себе.

  • Ты готов взять обязательство вести других людей к результату?
  • Ты готов понять каждого и переубедить в правильности мыслей и действий?
  • Ты готов стать ответственным вдохновителем?
  • Согласен ли ты с тем, что твоё мнение станет значимым для кого-то?
  • Хочешь ли ты этого в конце концов?

Не торопись, взвесь все «за» и «против». Из ответов ты точно поймёшь, какие именно навыки тебе нужно развить, чтобы стать для кого-то авторитетом. Не думай только, что это произойдёт по взмаху палочки. Учти обязательно, что авторитет должен иметь внутреннюю силу, которая влечет за собой обязанность перед другими людьми, перед теми, кто тебе поверил и доверился!

У тебя должен формироваться быстро четкий подход, твои советы должны быть понятными и дельными. Твои помыслы в этих действиях обязаны быть чистимы! Ты должен будешь совладать со своими эмоциями, действовать мудро, становиться опытным.

Представь, что ты — опытный руководитель. У вас возникли проблемы, о которых ты должен сообщить другим участникам процесса. Ты уверен, что сотрудники пойдут за тобой, поймут и поверят?

Так вот, если ты будешь слышать упреки и скандалы в ближайшее время от сотрудников, значит, ты просто занимаешь должность руководителя. Значит, твои подчиненные лишь выполняют свою работу. Значит, тебя ждут только достижения в рамках нормы, и ввиноват в этом будешь только ты! Ведь всем известно: какой руководитель, такие и сотрудники. Если ты не смог стать авторитетом, то не зажжешь и не смотивируешь других идти только к победе.

Враги успеха внутри тебя: как победить зависть, тщеславие и жадность

Но не расстраивайся! Я предлагаю тебе записаться ко мне на сеанс и раскрыть в себе авторитет. Обрести его четко и понятно. Научиться демонстрировать его окружающим, заряжая их энергией. Ты можешь стать тем, за кем пойдут и кого поддержат! Ты способен своим желанием заслужить авторитет, завоевать почёт и уважение. Ты способен создать сильнейшую команду и это значит, что тебя ждёт успех. Большой!

Тебя непременно ждут победы мирового уровня, если ты сделаешь правильный выбор. Вместе с ним ты сможешь транслировать уверенность другим, что по цепочке приведёт тебя с командой к гениальным решениям, а значит и финансовым результатам. Я смотрю на тебя сквозь эти строки, и понимаю, что ты способен вдохновлять и позитивно влиять на людей и мир в целом.

Допустим, ты уже заслужил доверие и авторитет. За этим последует влияние на достижения команды. Твой образ жизни будет вдохновлять и увлекать других. Ты сможешь влиять на людей позитивно и благородно, чтобы помочь дойти до вершин и открыть новые горизонты.

Джалаладдин Руми. Притча в изложении Ошо

Джалаладдин Руми является одним из столпов суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом. Однажды пришла соседская женщина с мальчиком и сказала:

— Я уже испробовала все способы, но ребёнок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает.

Руми посмотрел на ребёнка, на доверие в его глазах, и сказал:

— Приходите через три недели.

Женщина была в полном недоумении. Люди приходили из далёких стран, и Руми помогал им решать большие проблемы сразу… Но она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребёнка и сказал:

— Приходите ещё через три недели.

Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чём дело. Но Руми лишь повторил сказанное. Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику:

— Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.

— Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, — ответил мальчик.

После этого мать попросила ребёнка подождать её на улице. Когда он вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто? Джалаладдин признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трёх недель будет достаточно, но ошибся…

Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошёл сам. Мастер честен, и в первую очередь с собой. Его слова слиты с реализацией. Слова Мастера проистекают из его личного опыта, его мудрость живёт в нём самом, не в писаниях.

Закрепи прочитанное следующим чаньским изречением: «Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным».

Я напоминаю тебе: ты прекрасен и уже успешен, ведь прошёл столько всего! Знай и следующее: впереди не меньше труда. Определи, чего ты хочешь, и иди уверенно к цели, невзирая на сложности. Если тебе необходим авторитет, и ты понимаешь для чего, – стремись быть именно таким человеком: авторитетным, честным и мудрым. Определи, каким ты хочешь быть Лидером, Руководителем, Наставником. Где и в каком направлении? А достигнув желаемого чистым намерением, о тебе будут помнить целые поколения. Твоё слово может стать законом в мировой истории.

Понятие, структура

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские качества со способностями управлять людьми.

По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности — это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения профессиональной деятельности.

Психологи, занимающиеся теорией способностей, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений.

Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. При этом, чем более сильным является руководитель, тем он менее конфликтен.

Масштабность мышления руководителя тесно связана с его должностным рангом и определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, — это приведение масштабов своего мышления в соответствии с новым рангом должности. Степень легкости и эффективности перестройки прежнего масштаба мышления говорит о способности личности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности.

Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает.

Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель — слабых. В первом случае можно говорить о положительной, во втором — об отрицательной саморегуляции управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной саморегуляцией.

Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на авторитарные методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.

В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя, способствующих формированию его авторитета, следует выделить: способность его доминировать в коллективе; уверенность в себе; эмоциональную уравновешенность; ответственность; общительность и независимость.(Рисунок 1)

Мощная поддержка сотрудников — это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим авторитетным руководителем — это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости.

Особенности авторитета:

  • · авторитет, в отличие от власти, это влияние, исключающее принуждение;
  • · авторитетом может пользоваться и человек не наделенный «властными» полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для членов группы;
  • · авторитет невозможно получить с должностью, его необходимо завоевать;
  • · авторитет — величина переменная, зарабатывается годами, но можно потерять в одночасье, переступив дозволенные границы поведения;
  • · сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля;
  • · основу авторитета составляют: доверие, уважение, одобрение подчиненными качеств личности и действий руководителя;
  • · авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность;
  • · авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя.

Авторитет руководителя — это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное.

Авторитет — это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль. Он состоит из осознания своих возможностей и компетенции, понимание того, чего ждут от него другие, признание своих прав и привилегий. Поэтому рост авторитета руководителем расценивается как личная победа, а его потеря — как трагедия.

В связи с этим необходимо рассматривать две стороны авторитета — авторитет должности (т.е. соответствующий уровень обязанностей, ответственности, прав, которые предоставляет и требует данная должность) и авторитет личности, который характеризуется соответствующим уровнем деловых и организационных умений и способностей, выработанного стиля руководства, морально-психологических черт и принципов.

В идеале авторитет личности превышает авторитет должности. Хорошо, когда они совпадают, тогда руководителя характеризуют как ответственную личность, которая хорошо знает круг своих обязанностей и не злоупотребляет своими правами.

Авторитет руководителя проявляется и поддерживается в выявлении уважения, учете мнения, в хороших результатах работы, симпатии со стороны сотрудников.

Но авторитет личности может быть ниже, чем авторитет должности, иными словами, работник не соответствует занимаемой должности, требованиям. Внутренне это проявляется в блокировании информации, что вызывает сомнение в личном авторитете (нежелание замечать отрицательные явления, за которые руководитель несет ответственность, преувеличение достижений, неадекватная реакция на критику). Это проявляется также в стремлении избежать таких ситуаций, в которых могла бы оказаться личная некомпетентность.

Внешне в организации это выражается в проявлении неуважения со стороны сотрудников, особенностях кадровой политики, в ухудшении морально-психологического климата в подразделении, отношении сотрудников к своим обязанностей.

Это логические последствия ситуации, в которой постоянно идет поиск «виновных», а выдвинутые идеи, предложения оцениваются тем, насколько они соответствуют мнению «авторитета руководителя».

В связи с этим возникает проблема организации рабочего места и режима работы руководителя.

Лидер среди лидеров

Алексей Улановский: На программу EMBA приходят состоявшиеся, уважаемые, успешные менеджеры. Эти люди равны. Но как только мы разбиваем студентов по малым группам, неизбежно происходит распределение лидерства, влияния и авторитета.

Мы провели опрос среди executive-коучей и консультантов программы EMBA. Эти люди как эксперты наблюдали более 200 малых групп, и мы осознали, что это отличный ресурс и способ узнать, как появляются лидеры в таких группах равных, кого группа наделяет особыми полномочиями.

Как участники малых групп приобретают свой авторитет? Они заботятся о других членах команды, бережны, готовы слушать мнения, задают вопросы другим участникам. Обладают уверенной четкой аргументированной позицией, некоторые — громким голосом. Делают то, что говорят. Берут на себя ответственность. Не боятся играть лидерскую роль, когда другие избегают брать на себя ответственность.

Теперь я хочу представить Джека Вуда — профессора, преподавателя на программе EMBA в глобальных университетах и бизнес-школах.

Джек Вуд: Результаты исследования — это универсальный рецепт, который работает в любой группе — будь то китайские, российские, саудовские, израильские, американские или европейские студенты. При этом ключевой компонент, я считаю, это забота о других. Никто не может стать лидером без того, чтобы другие позволили ему быть лидером. Лидеры заботятся о физических состояниях и эмоциях других людей, чтобы они — их последователи — дали им их авторитет. Это всегда так работает.

Согласно исследованиям, даже у животных альфа-самец — это не самый агрессивный и не самый брутальный представитель, а тот, кто заботится о детенышах: следит, чтобы они были сыты и в безопасности. То есть проявляет заботу о потомстве, а не обязательно демонстрирует только доминирование.

Далее — четкая уверенная позиция. Авторитет не дается от рождения, авторитет не зависит от физических характеристик. Дело в психологических характеристиках. И авторитет можно приобрести. В какой-то ситуации человек знает, как надо правильно действовать, он уверен в себе и в том, что другие будут следовать за ним. А в других обстоятельствах это может не проявиться. Поэтому можно в каких-то обстоятельствах проявлять себя очень уверенным человеком, но теряться в других. Например, можно быть авторитетом в команде спортсменов и чувствовать себя неуверенно в научной лаборатории.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]