Вселенная не настроена против нас
Чтобы жить в соответствии с принципами у-вэй, нужно сначала осознать свою связь со всем в природе. И хотя у нас должны быть чёткие ограничения, как у детей, которые бегают и играют за оградой парка, нужно оставаться открытыми и не бояться уязвимости. Тогда мы сможем созерцать природу и почувствовать течение мировой энергии, а затем научимся действовать в соответствии с ней.
Осознание того, что нам не нужно противостоять Вселенной, что она не настроена против нас, принесёт ощущение свободы.
Физическое действие не единственное
Даже когда наше тело находится в состоянии покоя, наш неугомонный разум продолжает суетиться. Мы переживаем, прокручиваем в голове разные ситуации, планируем грядущие баталии. Согласно у-вэй, успокоить важно не только тело, но и мозг. Иначе невозможно понять, действуем ли мы в соответствии с замыслом вселенной или потакаем своему эго.
Даже в практике медитации не стоит стараться слишком усердно. Лао Цзы советует нам быть спокойными и внимательными, учиться слушать как наши собственные внутренние голоса, так и голоса окружающей среды. Для этого нужен спокойный и проницательный ум.
Бесцельное движение
В наше время отсутствие цели считается неприспособленностью к жизни. Однако современную жизнь едва ли можно назвать гармоничной.
Китайский философ Чжуан-цзы советовал образ жизни, который он называл бесцельным движением. Для объяснения он проводил аналогию с деятельностью художника или ремесленника. Талантливый резчик по дереву или умелый пловец не обдумывает и не взвешивает последовательность своих действий. Его навык настолько стал частью его самого, что он действует инстинктивно, спонтанно, не задумываясь о причинах. Именно такого состояния и стремились достичь философы с помощью у-вэй.
Принцип у-вэй — это сама жизнь
Когда вы, например, кушаете и полностью концентрируетесь на еде. Или вы работаете и полностью погружаетесь в работу — это и есть процесс, в котором выражается принцип у-вэй. Напротив, суетливые мысли и желания только подрывают возможность насладиться процессом действия. Бесконечные звонки, переключение с одного дела на другое – это суета, которая не дает возможности жить и ценить то, что есть. В этом выражается психология недостатка – нужно все время чего-то больше и больше.
У-вэй подразумевает достаток и довольство тем, что есть, всем что имеется у человека на данный момент жизни. И в таком случае у человека рождается способность действовать спонтанно, чувствовать ситуацию, опираясь не на знания, а на свою натуру, на свои подлинные интересы.
Спокойный и самодостаточный человек ждет подходящего момента, когда сама ситуация созреет и действует. Практика у-вэй позволяет качественно и более полно проживать жизнь.
В китайской философии есть понятие «ци» — это жизненная энергия. Она пронизывает природу, живые существа.
В этом плане энергия ци сохраняется у человека, который проповедует дисциплинированность. А тот, кто потакает своим желаниям, теряет жизненную энергию.
В то же время человек движется к своим целям, действует не из нужды, а из понимания чего он хочет. У человека появляется спокойствие и высвобождается много энергии.
Например, если человек не курит, но попадает в компанию курящих людей и закуривает заодно, то этот поступок не является естественным. Это желание соответствовать стандартам. Именно в этом смысле принцип у-вэй — это и есть способ быть самим собой. Несогласие с общественным мнением, стандартами не из желания отрицать, а из понимания своей природы.
Действовать спонтанно, исходя из обстоятельств, означает быть внимательным к тому, что происходит. Не закрывать глаза на происходящее, делать свой выбор не из каких-то абстрактных представлений, а исходя из своей внутренней природы и конкретной ситуации.
Формы проявления
Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:
- мистическая;
- научная;
- философско-этическая.
Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.
Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.
В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.
На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.
Китайская мудрость о жизни
«Если твое сердце наполнено любовью, то ты не сможешь обидеть другого человека».
«Если ты ненавидишь, значит, тебя победили» Конфуций
«Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали» Конфуций
«Красота есть во всем, но не всем дано это видеть» Конфуций
«Твой дом там, где спокойны твои мысли»
«Делая добро людям, не требуй от них благодарности. Если будешь требовать от них благодарности, твое желание сделать добро причинить вред».
«Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему»
«С деньгами можешь купить часы, но не время»
«То, что случается, случается вовремя».
«Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают».
«Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда».
«Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят».
«Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг».
«Не бойся медлить, бойся остановиться».
«Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».
«Государь – как лодка, а народ – как вода: может нести, а может и утопить».
«Большая река течет тихо, умный человек не повышает голоса».
«Благородный человек в душе безмятежен. Низкий – всегда озабочен» (Конфуций).
«Живи, сохраняя покой. Придёт весна, и цветы распустятся сами» .
Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти? (Конфуций).
С деньгами можешь купить часы, но не время (китайская народная мудрость).
Благородный человек знает о своём превосходстве, но избегает соперничества (Конфуций).
Мужское и женское начала
Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.
Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.
Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.
Философия даосизма
Определение 1
Даосизм — это древнее философско-религиозное учение Китая.
В основе даосизма лежит понятие «дао» («путь») — начало, безличный мировой закон, путь познания природы и ее законов. Дао – это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи возникают из небытия, затем, разрушаясь, возвращаются в небытие. Поэтому вечно только Дао (небытие), все остальное преходяще. Дао — изначальное небытие, не имеющее имени.
Даосизм сформировался во многом как оппозиция конфуцианству. Согласно исторической традиции, его основатель, Лао-цзы, знакомый с Конфуцием и его учением, со временем разочаровался в государственности Китая и пустился в скитания. И именно это разочарование привело его к созданию учения, описанного им в книге «Дао дэ цзин» («Книга пути и его проявлений»), созданной в V-IV вв. до н.э.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Это противопоставление даосизма и конфуцианства проявляется в трактовке понятия «дао», играющего преобладающую роль в философии и конфуцианства, и даосизма:
- Конфуций рассматривал Дао как соблюдение принципов морали, выполнение требования филантропии (жэнь) и совершенствование человека посредством занятий искусствами: стрельбой из лука, игрой на музыкальных инструментах, каллиграфией и математикой. То есть Дао рассматривается в как социальное явление.
- Даосизм ориентируется прежде всего на природный аспект Дао: «Следуй природе всех вещей и не имей в себе ничего личного». В основе философии даосизма лежит естественность и простота. Основной идеей даосизма является утверждение, что все подчиняется Дао, все проистекает из Дао и все возвращается в Дао. Дао – это Всеобщий и Абсолютный Закон. Познание Дао, следование ему, слияние с ним – смысл жизни. Дао проявляется через его эманацию – дэ. Если человек познает Дао, следует ему, то он сможет достичь бессмертия.
Пути постижения Дао:
- питание духа: человек есть скопление многих духов — божественных сил, которым соответствуют небесные духи. Небесные духи следят за хорошими и плохими делами человека и определяют период его жизни. Питание духа – это совершение добродетельных поступков.
- питание тела: диета (идеальной было бы вообще не есть), физические и дыхательные упражнения и сексуальные практики.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Философия даосизма: принцип «недеяния» 400 ₽ Реферат Философия даосизма: принцип «недеяния» 270 ₽ Контрольная работа Философия даосизма: принцип «недеяния» 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Преодоление потребности ума в контроле
Однако это нелегко для вас.
Скорее всего, это покажется нелогичным и даже угрожающим. Разуму нравится думать, что он контролирует ситуацию, и он не решается отпустить эту иллюзию контроля. Фактически, разум будет бороться изо всех сил, чтобы оставаться «под контролем».
Вот почему маловероятно, что вы сразу станете мастером У-вэй. Вы должны рассматривать это как эксперимент и навык, вид искусства, для овладения которым потребуется время. Иногда это дается легко, а иногда ум начинает сокращаться и пытаться восстановить контроль. Главное — максимально расслабить ум.
Лучше практиковать У-вэй, когда в жизни все идет достаточно гладко. Всякий раз, когда что-то на нас обрушивается, есть опасность скатиться в режим стресса. «У меня так много дел, у меня нет времени на «бездействие»!»
У нас есть подсознательное предположение, что реакция на стрессовые ситуации стрессом является единственно правильной и продуктивной реакцией.
Это далеко от истины. Стресс ничему не помогает. Это затуманивает и искажает наше мышление, затрудняя объективное рассмотрение ситуаций и, следовательно, адекватное реагирование.
Однако воплощая У-вэй, вы начинаете танцевать с жизнью.
Вы никогда не будете полностью поглощены стрессовыми мыслями и проекциями ума. Вы остаетесь основанными на простоте настоящего момента и соответствуете творческому разуму жизни.
Решения часто появляются как по волшебству. Понимание случается. Вы чувствуете побуждение двигаться в определенном направлении и попробовать то, о чем вы, возможно, никогда раньше не задумывались. Позволяя действию происходить так, как оно хочет, вы подчиняетесь потоку жизни, который мягко движется через вас и вокруг вас.
Вот несколько советов, как выжить в этом состоянии легкой и непринужденной жизни. Может потребоваться прыжок веры, чтобы иметь возможность немного отступить и захотеть ослабить поводья, но поэкспериментируйте с этим. Вы можете быть поражены тем, что происходит.