Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.
Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Виды внимания

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Упражнения на концентрацию внимания для взрослых

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Январь 2022\СТАТЬИ НЦРДО\62 Упражнения на концентрацию внимания\5.jpg

Наш мозг подобен мышцам, поэтому так важно его тренировать. Существует большое количество методик, которые помогут удержать в голове тему и погрузиться в нее полноценно. Умение не отвлекаться на посторонние мысли и действия даст возможность быстро и хорошо справляться с делами.

Психологи предлагают выполнять следующие упражнения для тренировки концентрации внимания:

  1. «Линия». Возьмите ручку и чистый лист бумаги. Начинайте медленно рисовать линию, стараясь сконцентрировать все внимание на этой линии, не думая и не анализируя. Помните, что ваша задача – только начертить линию, и больше в мире ничего не существует. Если вы отвлеклись на что-то другое – пририсуйте маленький пик наверх (как на кардиограмме) и продолжайте. Упражнение длится 3 минуты, после чего можно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации – если на листе за это время не будет ни одного пика.
  2. «Наблюдатель». Задача – освободиться от постоянного анализа и возникновения посторонних мыслей. Удобно сядьте и превратитесь в наблюдателя. Не нужно анализировать или задерживать мысли в голове, старайтесь просто ощущать происходящее без эмоций, как будто вы видите этот мир в первый раз. Упражняйтесь так ежедневно по 5 минут.
  3. «Муха». Вам потребуется помощник. Удобно сядьте и, закрыв глаза, вообразите в уме доску из девяти клеток (по три клетки в каждом ряду), а в самой центральной клетке – муху. Помощник при этом рисует на листе бумаги эти девять клеток, а в качестве мухи использует любой предмет. Мысленно перемещайте насекомое по клеткам в любом порядке, озвучивая помощнику вслух, куда именно ползет ваша муха (вправо, влево, вниз, вверх). Помощник будет двигать муху в соответствии с вашими словами. Ваша задача – перемещать муху так, чтобы она не выходила за рамки доски. Если вы отвлечетесь – муха окажется за чертой, о чем и сообщит вам помощник. Тогда игру следует начать заново. Упражнение часто используется в групповой терапии на концентрацию внимания.
  4. «Упражнение на расслабление». Казалось бы, нет ничего проще – расслабиться и побыть в спокойном положении. Но это не так-то легко. Задача – в течение 5 минут просидеть на диване неподвижно и ни о чем не думать. Такое упражнение поможет мозгу научиться отключать «фон» и концентрировать внимание только на текущем задании.
  5. «Дальтоник». Напишите название цветов, раскрасив каждое слово в произвольный цвет, не соответствующий названию (примерно так, как показано на рисунке). Попробуйте по порядку произнести вслух не само слово, а цвет, в которое оно выкрашено (если слово «Красный» раскрашено синим цветом, вслух нужно произносить «Синий»). Эта практика подходит и взрослым, и детям. О других упражнениях для детей мы расскажем дальше.

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Январь 2022\СТАТЬИ НЦРДО\62 Упражнения на концентрацию внимания\д.jpg

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Нарушения памяти часто бывают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Выражаются в неспособности сосредоточиться при выполнении профессиональных обязанностей, чтении книг, в беседе. Трудности сосредоточения порождают ощущение нарушенной памяти. При вышеуказанных заболеваниях нарушения памяти и внимания – функциональны и проходят при выздоровлении. Они обусловлены тем, что взгляд человека, страдающего депрессией или тревогой, поворачивается «внутрь себя», всё внимание уходит на то, чтоб совладать с болезненными симптомами. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.

Память — это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Только при успешном взаимодействии и функционировании трех составляющих памяти — человек может вести комфортную и активную жизнь. Но современный ритм жизни и экологическая обстановка, заставляют испытывать людей определенный дискомфорт.

Так, основные психоэмоциональные расстройства, как правило, заключаются в нарушении концентрации внимания, появлении проблем, связанных с обработкой и восприятием внешней информации. У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания. Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость, вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, (полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения), нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия (полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга), болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия.

В подобных случаях нарушения памяти могут быть совершенно необратимыми, в других при восстановлении нормальных и естественных условий существования главные способности человеческой памяти восстанавливаются.

Главной причиной возникновения «нарушений памяти» при подавленном состоянии является то, что взгляд человека, страдающего депрессией, направлен «внутрь себя», иными словами все внутренние ресурсы направлены, на борьбу с симптомами. Человек пытаясь бессознательно избавиться от проблемы, жертвует вниманием, направленным на внешнюю окружающую среду. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.

Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях

В зависимости от состояния пациента психотерапевт назначает лечение, целью которого является укрепление иммунитета организма, развитие деятельности нервной системы. Программа лечения индивидуальна, от правильности ее составления зависит успех всего лечения. Значительную работу в выявлении причины нарушения памяти у пациентов среднего возраста, от 30 до 45 лет может проводить психотерапевт, который косвенно определит вместе с клиентом, что в прошлой настоящей жизни приводит к таким реакциям психики, как нарушения памяти. Ведь чаще всего, эти нарушения избирательны: например, человек плохо запоминает свои обязанности по работе и плановые дела. Может быть, ему следует сменить работу?

Мозговые нарушения также подлежат лечению и природа заботится о человеке: мозг имеет огромную пластичность в своих функциях. Но встречаются такие состояния, например, нарушение памяти при болезни Альцгеймера, которое без лекарственного лечения прогрессирует и делает человека инвалидом. Назначение медикаментов может продлить период нормальной жизни. Если нарушения памяти и внимания вызваны психологическими причинами, то есть – работой «психических защит», то подойдет психотерапия и психоанализ. При успешном прохождении курса психотерапии человек избавляется от проблем связанных с неспособностью концентрации внимания, например при чтении и спокойно приступить к выполнению своих профессиональных и повседневных обязанностей.

Статья о нарушениях памяти

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Почему ребенок рассеянный?

Наверное, этот вопрос задают все родители, наблюдая, как их отпрыск мучается над решением элементарной задачи по математике. Существует несколько гипотез, на которые ссылаются ученые, стараясь объяснить механизм развития рассеянности у детей. Перечислим основные факторы:

  • Наследственность. Ученые доказали экспериментальным путем, что существует ген, отвечающий за наше поведение. Некоторые особенности этой структурной единицы могут являться причиной проблем с запоминанием и рассеянности.
  • Родовые травмы. Асфиксия и повреждения головного мозга при прохождении родовых путей матери способны вызвать серьезные нарушения поведения у ребенка.
  • Заболевания матери в период беременности тоже могут привести к аномалиям развития плода и различным нарушениям.
  • Вредные привычки. Если женщина курила и употребляла крепкие напитки во время беременности, эти привычки могут иметь очень отдаленные негативные последствия.

Резус-конфликт часто приводит к нарушениям психомоторики у ребенка.

Кроме этих пяти причин причиной, СРВ могут стать различные патологии внутренних органов и головного мозга. Часто данный синдром является спутником гиперактивности. И эта связь объясняется просто: при дефиците внимания ребенок эмоционален сверх меры.

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Симптомы, указывающие на ухудшение памяти

Звоночки, подаваемые памятью, которые должны Вас насторожить:

  • забывчивость, проявляющаяся в вопросах быта;
  • трудности с фокусированием внимания на конкретном объекте;
  • проблемы с заучиванием и запоминанием информации, с её воспроизведением;
  • нарушение мыслительного процесса, потерей логических связей, утраты остроты ума;
  • растерянность и неуверенность;
  • аутизм, социальная дезадаптация;
  • затуманенное сознание.

Нередко проблемы с памятью начинаются на фоне ухудшающегося общего самочувствия. При этом они могут сочетаться:

  • с головными болями;
  • со скачками давления;
  • с тремором рук;
  • с мышечными спазмами;
  • с головокружением;
  • с падением остроты зрения.

Если при наличии 2-3 вышеперечисленных проблем снизилась память, надо срочно обращаться к медикам за помощью, поскольку эти симптомы сигнализируют о быстро развивающихся патологиях мозга.

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы;
  • проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • проведение магнитно-резонансной томографии.

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Причины рассеянного внимания и плохой запоминаемости у детей

В большинстве случаев проблемы такого рода связаны с неврологическими расстройствами. Причем в раннем возрасте подобные проблемы могут не проявляться совсем, но в начальной школе они резко обостряются. При этом факторы бывают первичными, то есть они становятся первопричиной рассеянности, или вторичными — когда патологический процесс запускается сопутствующим заболеванием. Поэтому укажем основные факторы, которые могут спровоцировать СРВ:

  • заикание;
  • дефекты речи;
  • задержка психомоторного развития;
  • энурез;
  • травмы позвоночника;
  • нервный тик;
  • аутизм.

При выборе тактики коррекции поведения ребенка с СВР очень важно установить истинную причину нарушения, потому что от этого зависит прогноз на будущее.

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.
Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Симптоматика рассеянного внимания

Выделить какую-то определенную группу симптомов при СРВ трудно, поскольку проявления данного расстройства отличаются у детей разного возраста и разных социальных групп. Поэтому порой даже педагоги не могут сразу понять, что у ребенка есть проблемы с запоминанием. Выявить отклонения помогут следующие признаки:

  • полное отсутствие у ребенка самоконтроля;
  • неспособность концентрировать внимание;
  • небрежность при выполнении работы;
  • неспособность слушать и понимать сказанное;
  • рассеянность во всем: в быту, играх, распределении личных вещей;
  • склонность к беспорядку;
  • забывчивость;
  • проблемы общения;
  • неспособность довести рассказ до логического конца;
  • плохое поведение в школе, на улице, на детской площадке.

При появлении этих красноречивых признаков родителям следует без промедления обратиться к детскому неврологу клиники «Эдгаик». Наши квалифицированные специалисты смогут подобрать «ключик» к проблеме любой сложности. Высокий профессионализм и владение инновационными методиками коррекции помогут избавить ребенка от особенностей поведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]