Здоровый эгоизм и 7 возможностей, которые он открывает


От Аристотеля до наших дней

Об эгоизме, начиная с Аристотеля, рассуждали лучшие умы человечества. Однозначного взгляда на этот вопрос как не было тогда, так нет и сейчас. В России еще 30-40 лет назад бытовало мнение, что эгоистом быть плохо, а думать только о себе и своих потребностях – стыдно и очень некрасиво. Всеобщего процветания полагалось достигать, ставя коллективные интересы выше личных. В школе детям объясняли, что «Я» – это последняя буква алфавита, а родители призывали делиться игрушками и лакомствами, даже если очень не хочется. Потерпеть ради общего блага, уступить, чтобы не портить отношения, поступиться, прогнуться, быть выше этого…

Годы шли, вчерашние дети взрослели, сталкиваясь с тем, что все далеко не так однозначно. Политические и экономические перемены в стране и вовсе привели к появлению совершенно иной философии – думай исключительно о себе и борись за свое благополучие со всем миром, невзирая ни на что. Забота о других, сочувствие окружающим теперь – признак слабости и нежизнеспособности. Идеалом, к которому полагалось стремиться, стал эгоистичный и даже эгоцентричный взгляд на мир: «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех».

Возможно, такая жизненная философия и привела некоторое количество людей к процветанию, однако, сосуществование эгоцентриков неизменно превращается в бойцовский ринг. Они постоянно выясняют между собой «кто кого» и чьи интересы важнее. Сложно отрицать, что окружающим жить рядом с махровым эгоистом сложно и очень неприятно. Альтруистичные люди в таком обществе страдают, так как их интересы не принимаются в расчет, а потребности регулярно ущемляются.

Вспоминается яркий пример махрового, нездорового эгоизма – знакомая как-то рассказывала мне о возмутительном поведении своего бывшего мужа. Имея жену и маленького сына, он регулярно полностью опустошал холодильник, совершенно не заботясь о том, останется ли что-нибудь для других. Во время таких набегов он мог съесть даже последний детский творожок, полученный на молочной кухне. На упреки жены отвечал: «Ну мне захотелось», «Тебе что, жалко?» или «Чего ты орешь, можно сходить и купить». Стоит ли уточнять, что он считал, что бежать за продуктами должна жена, потому, что он «очень устал после работы» и «имеет право расслабиться в собственном доме». Последней каплей стал случай, когда под новый год муж тайно съел все шоколадные конфеты из детского подарка и оставил для ребенка под елкой праздничную упаковку, полную фантиков.

Жить в такой атмосфере невозможно, сосуществование становится разрушительным, по крайней мере, для одного из участников, общество в целом превращается в токсичное и нездоровое. И именно с такими, крайними проявлениями эгоизма действительно нужно бороться. В первую очередь в себе, развивая эмпатию и сострадание с помощью саморефлексии и осознанного изучения эмоционального устройства других людей. А затем уж и у окружающих, осознанно выстраивая здоровые границы в общении, при взаимодействии с ними, пресекая попытки вами манипулировать, открыто заявляя о своих интересах и отстаивая свои права.

Дети

Истории о людях, живущих вместе только ради детей, вызывают настоящий ужас. Какой положительный пример получит ребёнок, если на протяжении многих лет видит вокруг себя только злобу и скандалы? Чтобы дети выросли счастливыми, нужно быть таким самому. Разумный эгоист поступит умно, если разорвёт этот порочный круг. Не стоит также жертвовать карьерой ради ребёнка. Всегда можно найти компромисс.

Получается, что суть эгоизма заключается в счастье и гармонии. Тогда и жизнь будет в радость. Будьте достойным членом общества, а не отдельным куском серой массы. Оставайтесь эгоистом и живите в удовольствии.

Признаки нездорового эгоизма

  1. Вы ставите свои потребности на первое место, а до нужд окружающих вам нет дела.
  2. Вы убеждены, что другие люди должны действовать исключительно в ваших интересах, вы не терпите отказов.
  3. Никаких компромиссов, вы не желаете договариваться и принимать в расчет обстоятельства.
  4. Если ваши действия причиняют неудобства и вред другим, вы не чувствуете сострадания и угрызений совести. Главное, чтобы вам было хорошо.
  5. В коллективе вы – кот Матроскин, ваш девиз: «Совместный труд (для моей пользы) – он объединяет».
  6. В отношениях вы невероятно требовательны к партнеру, беззастенчиво пользуетесь его ресурсами и стремитесь к тотальному контролю. Вам сложно понять другую точку зрения, вы никогда не сомневаетесь в своей правоте.

В наши дни люди все чаще отбрасывают в сторону ограничивающие установки, все больше заботятся о своих интересах, прислушиваются к своим желаниям и меньше оглядываются на мнение общественности. Люди стремятся к большей открытости и истинности, отказываясь соблюдать формальные правила и играть установленные кем-то роли. Становится очевидным, что и крайний эгоизм и абсолютный альтруизм не могут служить универсальной формулой счастливой жизни как для индивида, так и для общества. Взаимопомощь и кооперация представляется гораздо более перспективной формой взаимодействия, а на смену идее, что «может быть только один победитель» приходит стратегия «выиграл-выиграл». Все чаще встречается понятие «здоровый эгоизм» или рациональный эгоизм, которое описывает поведение человека, находящегося в контакте со своими потребностями, хорошо понимающего себя и внимательно относящегося к другим. Он проактивно создает вокруг себя гармоничную, счастливую среду для себя и окружающих. Он не соглашается на что-то ему неподходящее, не позволяет себя использовать, не поступается своими нуждами и принципами, не забывая при этом учитывать потребности и принципы других.

Паша – заядлый турист, платки, удочки и посиделки у костра считает лучшим способом провести долгожданный отпуск. Его невеста Марина, напротив, любит комфортный пляжный отдых. Когда друзья Павла пригласили пару в недельный поход на байдарках, девушка мягко отказалась. Она объяснила, что она не может расслабиться в походных условиях и ей очень важно на отдыхе иметь возможность принять горячий душ. Пара спокойно обсудила ситуацию и приняла решение провести одну неделю отпуска отдельно, а вторую вместе. Паша отправился в поход, а Марина улетела на курорт.

Эгоизм: что это, быть эгоистом хорошо или плохо — примеры эгоизма

В обществе давно закрепилось мнение, что эгоист — это очень нехороший человек. Мамы и папы, бабушки и дедушки с детства воспитывают детей в духе — себе откажи, но с другом поделись. Если ребенок проявляет нежелание жить и действовать в интересах других, его щедро награждают укорительными взглядами и поучительными высказываниями о том, какой он плохой.

В результате своего взросления человек смиряется со своей участью и с пониманием того, что он — никто. Что быть эгоистом плохо.

К счастью, не все родители так делают, и не все дети становятся антиэгоистами. В современном обществе можно найти много таких, которые в дань моде воспитывают детей по принципу — ты лучший, а остальные никто. Такая практика тоже в большинстве случаев не правильная и может задевать интересы других людей.

Где же найти ту золотую середину, когда можно жить в свое удовольствие и никого не обидеть. Есть такое мнение, что нужно научиться разделять сверхэгоизм и разумный эгоизм.

Важно: Эгоизм — поведение, при котором человек ставит собственные интересы превыше интересов других. При этом на пути к цели человек задевает интересы других людей, совсем не считается с мнением окружающих.

Примеры эгоизма:

  1. Эгоист считает себя лучше всех остальных и точка.
  2. Эгоист знает только два мнения — свое и неправильное.
  3. Эгоист относится равнодушно ко многим, но себя он ставит превыше всего.
  4. Эгоист не может войти в положение другого человека.
  5. Ждет и уверен, что ему должны уступать, но сам этого не сделает.
  6. В любых своих действиях ищет выгоду либо открыто ее требует.
  7. Идет напролом, невзирая на то, что причиняет боль другим.
  8. Требует к собственной персоне любви и уважения, сам при этом взамен предложить не может ничего, да и не считает нужным.


Эгоист — кто это?
Золотая середина между сверхэгоизмом и самоуничижением все же есть. Она называется здоровый эгоизм.

Важно: Здоровый эгоизм — это способность жить своими интересами, при этом не противоречить интересам других. Поведение, при котором человек умеет находить баланс между своими желаниями и мнением других людей.

Примеры здорового эгоизма:

  1. Человек со здоровым чувством эгоизма уделяет своим интересам первостепенное внимание, при этом он понимает, что есть мнение других людей и считается с ним.
  2. Не боится выразить свое мнение, даже когда оно не совпадает с мнением других.
  3. Уважает желания партнера, при этом не изменяет своим принципам.
  4. При выборе в пользу себя не мучается чувством вины потом.
  5. Умеет отказать, если предложение ему не подходит.
  6. Он умеет также и принять отказ, сделав это без обид, претензий.
  7. Такой человек готов пойти на компромисс.
  8. Умеет отказаться от того, что по его мнению, способно навредить.

Эгоизм — это не хорошо и не плохо. В любом из нас должен присутствовать здоровый эгоизм. Осуждать человека за то, что он эгоист некорректно. Единственное, что не все могут смириться со степенью проявления эгоизма в определенном человеке. Если человек сверхэгоистичен, это может сказаться негативно не только на окружающих людях, но и на его собственной жизни.

Многие привыкли ошибочно считать, что быть эгоистом — это здорово. Такие люди идут напролом, и все двери перед ними открываются. На самом деле это не совсем так. Здорово быть разумным или здоровым эгоистом. Такой человек может построить свою жизнь так, чтобы и с другими сохранить хорошие отношения и себе при этом не жить в ущерб.

Расплатой за сверхэгоизм является одиночество. Люди, которые являются сверхэгоистами, не могут построить доверительных отношений. Их знакомства заканчиваются поверхностным общением, даже близкие люди могут отвернуться рано или поздно, ведь такое поведение социально неприемлемо.


Эгоизм — это хорошо или плохо?

Это здоровый эгоизм, если…

  1. Вы ставите свои интересы на первое место, но понимаете, что другие тоже имеют на это право.
  2. Вы делаете выбор в свою пользу, но не за чужой счет. Вы стараетесь учитывать потребности других, способны на компромисс и умеете договариваться.
  3. Вы не боитесь отстаивать свою точку зрения и интересы, так как чутко следите за тем, чтобы они не были ущемлены.
  4. Вы умеете сказать «нет», тому, что вам не подходит, и спокойно реагируете на отказ со стороны других.
  5. Вы не мучаетесь чувством вины, делая выбор в свою пользу.
  6. Вами сложно манипулировать, так как вы способны трезво оценить мотивы других людей.
  7. Вы с меньшей вероятностью станете жертвой абьюза, потому что высоко цените свой вклад в отношения.

Это здоровый эгоизм, бороться с его проявлениями не нужно, наоборот, такого рода поведение необходимо поддерживать и развивать в себе и в других. В освоении этого навыка вам может помочь литература по развитию эмоционального интеллекта, исследование своих психологических границ совместно с психологом или в психологической группе, курсы по неконфликтному общению.

Личные отношения

Всем известны понятия «бывшая» или «бывший». Некоторые люди после расставания пытаются оставаться друзьями. Как жалко иногда выглядят их встречи и общение! Не стоит продолжать общение, если даже фотография в соцсети вызывает боль. Это форменное издевательство над собой. Спасительной палочкой здесь выступает разумный эгоизм. Думайте, в первую очередь, о себе и о том, какие преимущества открылись вам. Не поддерживайте разорванную связь и она умрёт сама по себе.

Зона 1 — ваше тело

Итак, с чего мы начинаем день, не считая выключения будильника и просмотра Instagram? Мы идем в ванную и смотримся в зеркало. И что вы там видите? Себя? Нет. Вы видите качество вашей жизни. То, как вы выглядите, напрямую зависит от того, чем и как вы живете. Вы видите отражение того, сколько вы вкладываете в себя сил и времени, то, насколько вы себя любите. И если вам не нравится ваше отражение, то это как раз то, над чем нужно поработать.

Здоровье

Основа основ — здоровье и красота. Если у вас есть проблемы со здоровьем, не затягивайте, займитесь им, не накапливайте состояние больного человека. Когда ваш организм работает как часы, вам проще и легче воспринимать себя и окружающих. Психическое здоровье тоже относится к данному пункту. Обратите внимание на вашу стрессоустойчивость и нервозность. Лучше обратиться к психологу, который за несколько консультаций сможет вернуть вас к спокойствию, или, хотя бы, поможет осознать причины такого состояния и найти пути решения. Физическое и психическое здоровье является отправной точкой на пути к адекватному восприятию себя и мира.

Красота

Да, важно и нужно быть красивым. Для себя. Важно, чтобы вам нравилось то, как вы выглядите, какие у вас волосы, тело, насколько ухожены ваши руки и тело. Если в вашем отражении вам не нравится то, что вы «толстый», идите в зал и решайте это. Ну, или принимайте, если лень менять. Вы должны просто гордиться своей внешностью, своими особенными чертами лица и фигуры, вам должно нравится то, что вы видите в отражении. Красота тела — это не то, что модно, это то, что будет гармонизировать с вашими ценностями и восприятию себя как личности. Забудьте о трендах на губы, грудь или бороду. Найдите в себе то, что делает вас особенным, и меняйте только то, что не стыкуется с вашим идеальным представлением о себе.

Питание

Уверена, вы слышали эту фразу — «ты то, что ты ешь». Чем вы кормите свой организм? Наполняете ли вы его полезными витаминами и минералами, думаете ли вы о том, что наполняет ваш организм силой? Еда нужна нам для энергии, а правильная еда влияет на наше психологическое состояние и внешность в том числе. Например, переизбыток углеводов и сахара (особенно в хлебобулочных изделиях) вызывает у человека депрессию и уныние.

Обратите внимание на то, как вы едите. Закидываетесь быстро едой, лишь бы наполнить желудок, или красиво и уважительно к себе выкладываете пищу на тарелку и неторопливо, смакуя каждый прием, наслаждаетесь вкусом, понимая, что вы приносите пользу вашему организму.

Спорт

«Спорт — это не мое». А чье? Да, есть профессионалы и фанатики. Никто не требует «убиваться» в зале, однако физическая нагрузка действительно заставляет гордиться собой и повышает самооценку. Спорт закаляет характер и не отнимает силы (даже когда вы чувствуете усталость), он утраивает их. Спорт мотивирует вас быть лучшей версией себя. Вы увидите, как меняется ваше тело, появляется красивый рельеф, и вы начнете все больше восхищаться собой. А это самолюбование пойдет только на пользу.

Секс

Как вы можете охарактеризовать ваш секс? Сам процесс? Вы получаете удовольствие? Если да, то отлично, продолжаем в том же духе. А если нет, то надо восполнять пробел. Секс — один из способов проявить правильный эгоизм, где без любви к себе, без принятия своего тела вы не получите удовольствие. Некачественный секс (где вы не удовлетворяете свои желания и потребности) влияет на наше восприятие себя хуже, чем его отсутствие. Каждому человеку необходимо проявлять свою сексуальность.

Секс — один из видов медитации, где вы не только наполняетесь духовно, но и начинаете воспринимать себя, свое тело и красоту, осознавать и понимать свои желания и раскрывать себя как личность. В первую очередь самому себе. Начните изучать себя самостоятельно, исследуйте карту своего тела. Научитесь позволять своему организму проявлять эмоции, потому что эти эмоции — это вы, и они дают возможность жить и любить себя.

Возьмите за правило — «час в день я осознанно посвящаю телу»: здоровье, красота, спорт, секс. Кстати, часом можно не ограничиваться.

Концепция «разумного эгоизма» о принципах согласования личного и общественного блага

Оглавление

1. Концепция «разумного эгоизма» о принципах согласования личного и общественного блага. 3

2. «Непротивление злу насилием» как моральный принцип. 6

3. Нравственный прогресс: иллюзия или реальность?. 10

4. Русский национальный герой. Каков он?. 12

Литература. 13

1. Концепция «разумного эгоизма» о принципах согласования личного и общественного блага

Сам по себе эгоизм (от лат. ego «я»)

1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнидеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм

2) социологический термин: принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. эгоизм прямо противоположен альтруизму — принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему.

Термин «разумный эгоизм» часто используется в последние годы для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы либо интересы других субъектов.

Разумный эгоизм — это:

  • умение совершать поступки себе на пользу, учитывая при этом интересы других (даже если этим другим ИНОГДА приходится отказывать);
  • умение смотреть дальше собственного носа, прогнозировать развитие событий, живя не только сегодняшним днем;
  • умение оценить ситуацию или проблему глазами другого человека и сделать так, чтобы ему тоже захотелось сделать что-то на пользу вам;
  • умение позаботиться вначале о себе, чтобы получить возможность помогать другим; любить прежде себя, чтобы иметь возможность дать любовь другому.

Является ли понятие разумного эгоизма привязаным только к человеку в обществе? Будет ли оно применимо к человеку вне общества (например, к живущему на необитаемом острове)?

Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде примата личных интересов над любыми другими), но лишь проявление недальновидности или даже глупости.

Понятие разумного эгоизма тесно связано с понятием «индивидуализм».

Здоровый эгоизм обеспечивает жизнь индивидуума. Здорового эгоиста отличают приоритетность собственных интересов и осознание своих потребностей. Это позволяет ему самостоятельно заботиться о себе и не обременять других своими делами и проблемами. Здоровому эгоизму можно поучиться у детей и животных. Любой в природе должен уметь и хотеть позаботиться о себе.

Здоровый разумный эгоизм позволяет реализовать себя, не нанося вред близким, не вводя их в искушение. А значит, своим существованием не нарушая гармонии этого мира. Следование принципу здорового разумного эгоизма определяет и практику поведения. Жизненное кредо можно сформулировать так: буду готов принимать услуги от других людей и испытывать к ним благодарность, но также буду принимать эти услуги только в том случае, если не по силам справиться с ситуацией самому; продвигаясь в своем духовном росте, учусь сам заботиться о себе.

Непротивление злу — отказ от активной борьбы со злом, противопоставление ему покорности и смирения.

Непротивление злу базируется на убеждении, что борьба со злом ведет к его усилению. Словосочетание «этика ненасилия» воспринимается как тавтология и часто порождает недоуменный вопрос: «А разве возможна этика насилия?» В самом деле, этика, рассмотренная в значении морали, нормативного идеала, по определению совпадает с ненасилием. Более того, нет ни одной другой формы культуры, включая мировые религии, специфика которой в такой степени была бы связана с ненасильственной установкой; когда говорится об этике удовольствий, то она может противопоставляться этике созерцательного блаженства, когда речь идет об этике доброй воли, то обычно подразумевается ее отличие от этики результатов — в этих и других подобных случаях определение выделяет какой-то один признак морали, придавая ему существенное значение. Иной логический статус имеет этика ненасилия, поскольку ненасилие, являющееся содержательной определенностью добра, можно считать синонимом самой этики.

Однако помимо такого общего и в познавательном плане избыточного смысла понятие этики ненасилия имеет еще особое содержание, связанное с моральным опытом нашего времени.[[1]]

Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. Заповеди непротивления злу насилием, любви к врагам были настолько же ясными, насколько и парадоксальными; они до такой степени противоречили здравому смыслу, природным инстинктам и социальным мотивам человека, что сохраняли с действительностью лишь отрицательную связь. «Если бы общество в его нынешнем состоянии буквально последовало моральным заветам Евангелий, это привело бы к его немедленной гибели», — пишет Уайтхед[[2]]. Сказанное, конечно, в еще большей мере можно отнести к самим евангельским временам. Нагорная проповедь предназначена для идеального мира и нужно быть святым, не от мира сего, чтобы суметь принять ее перевернутую логику. «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» (Мт., 5, 38). По смыслу заповеди она обращена и к тем, кто ударяет по щеке, и не должно было бы быть тех, кто делает это. «Подставь другую щеку!» — безусловная заповедь не задается вопросом, каким же это образом другому приличествует бить»[[3]]. Однако самое удивительное состоит в том, что способ поведения по заповеди ничуть не меняется (разве что становится еще более заповедальным) из-за того, что приходится действовать в чужеродной среде, где принято бить по щекам. Точно так же математик ничуть не смущается и не отступает от чарующей гармонии точек, линий и окружностей из-за того, что не находит их в эмпирическом мире. В случае первых христиан эта приверженность моральным абсолютам при полном равнодушии к неустроенности общественной жизни и нежелании что-то в ней улучшать имела то разумное и вполне практичное объяснение, что они ждали скорого конца света. Непротивление злу, будучи свидетельством нравственного совершенства, индивидуальной победы над грехом, не рассматривалось в качестве пути преодоления самого зла или, если выражаться мягче, эта очищающая роль ненасилия была слабо акцентирована.

Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия; они связаны с именами и практической деятельностью Г. Торо, Л. Н. Толстого, в особенности М. Ганди и М.-Л. Кинга, их организованных в различные группы и движения последователей во всем мире. Для современной концепции ненасилия, которая существует не только и не столько как теоретическая конструкция, но прежде всего как сумма практических опытов, характерны, по крайней мере, два важных момента. Во-первых, ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость, оно рассматривается как действенное, при том более действенное, чем другие, и адекватное средство в этой борьбе. Ненасильственная борьба есть единственно возможный и реальный путь к справедливости. Она вносит изменения в мир, является завязью нового — справедливого, отвечающего идеалам любви и правды — типа отношений между людьми. Ненасильственная позиция сегодня, как и две тысячи лет назад, требует героизма, но это не героизм ожидания конца ненавистного мира, а героизм ответственного поведения.

В свете такого понимания иначе воспринимается и евангельская заповедь непротивления злу, она, как пишет Жан Госс[[4]], означает требования: а) не подчиняться несправедливости, сопротивляться; б) не прибегать к ответному насилию; в) подставляя левую щеку, обращаться к совести господина, принуждая его к изменению. Во-вторых, ненасилие, способное преобразовать отдельного человека и межличностные отношения, способно также преобразовать общественные институты, взаимоотношения больших масс людей, классов, государств. Характеризуя ненасильственную философию Ганди и свое собственное духовное развитие, М.-Л. Кинг в статье «Паломничество к ненасилию» пишет: «Ганди, наверное, был первым в истории человечества, кто поднял мораль любви Иисуса над межличностными взаимодействиями до уровня мощной и эффективной силы большого размаха. Для Ганди любовь была сильнодействующим орудием для социальных коллективных преобразований. Именно в том, что Ганди придавал особое значение любви и ненасилию, я нашел метод для социальных преобразований, который искал много месяцев. То интеллектуальное и моральное удовлетворение, которое мне не удалось получить от утилитаризма Бентама и Милля, от революционных методов Маркса и Ленина, от теории общественного договора Гоббса, от оптимистического призыва Руссо «назад к природе», от философии сверхчеловека Ницше, я нашел в философии ненасильственного сопротивления Ганди. Я начал чувствовать, что это был единственный моральный и практически справедливый метод, доступный угнетенным в их борьбе за свободу. Сторонники ненасилия дерзновенно убеждены, что даже политика — этот отчий дом организованного и легитимного насилия — может быть кардинально преобразована на принципиально ненасильственных основах и что от этого преобразования она только выиграет, выиграет именно как политика.

Таким образом, ненасилие в том виде, какой оно приобрело в теории и практике XX в., является эффективным средством решения общественных конфликтов, в первую очередь тех из них, которые обычно решаются с применением насилия, вполне конкретным способом ответственного существования в современном мире. Когда мы говорим об этике ненасилия, то имеется в виду ненасилие как особая форма общественной практики человека.

Прогресс как нравственный и духовный рост человека. Слово прогресс, употребляемое в обыденной речи, обычно понимается как успехи в развитии техники — транспорта, городского строительства, индустриализации, связи, производства энергии. Можно признать, что развитие этих областей деятельности человека облегчило жизнь человеку, сделало более доступной информацию различного рода, освободило человека для умственной работы. Однако сами по себе успехи в области техники не являются самоцелью, не представляют собой прогресса, их можно считать одним из средств ускорения прогресса. Нравственный прогресс — составная часть социально-исторического прогресса человечества; процесс смены существующих нравственных норм новыми, более совершенными, более гуманными.

Чтобы определить, в чем выражается истинный прогресс, следует выбрать критерии, по которым его можно оценивать.

Слово прогресс означает движение — имеется в виду движение к лучшему; а для людей лучшее — это их личное благополучие; тогда, очевидно, прогрессом следует считать процессы, которые приносят благополучие всем членам общества. Забота обо всех — это основное положение этики; таким образом, прогрессом можно считать все более этичное отношение ко всем членам общества. Если встать на позиции биоэтики, то следует учитывать также и благополучие животных.

Изобретения различного рода в области техники, медицины, биологии — не являются во всех случаях благом для человека, тем более для животных. Достаточно вспомнить печальную роль механизации и автоматизации производственных процессов, которые привели к массовой безработице. Другой пример — использование последних достижений науки в военных целях: создание атомной, водородной бомб, других средств массового поражения. В области, медицины можно привести, как пример, успехи трансплантационной техники; эта методика уводит медицину в сторону от работы над профилактикой заболеваний, поскольку больные с пересаженными органами, даже когда они выживают, не могут считаться здоровыми людьми.

Таким образом, сами технические средства и научные открытия не могут служить прогрессу, если они не используются прогрессивным и гуманным обществом. В руках неэтичного общества они могут быть направлены против интересов человека и всего живого.

В философско-этическом понимании – герой – человек совершающий акт самопожертвования ради общего блага. Он испытывает любовь к упрощению, обеднению, сужению жизни; будучи социальным реформатором, он вместе с тем и прежде всего — монах, ненавидящий мирскую суету и мирские забавы, всякую роскошь, материальную и духовную, всякое богатство и прочность, всякую мощь и производительность.

Герой в русской национальной идее — любит слабых, бедных, нищих телом и духом — именно как идеальный тип людей. Он хочет сделать народ богатым, но боится самого богатства, как бремени и соблазна, и верит, что все богатые — злы, а все бедные — хороши и добры; мечтает доставить власть народу и боится прикоснуться к власти, считает власть злом и всех властвующих насильниками.

Он хочет дать народу просвещение, духовные блага и духовную силу, но в глубине души считает и духовное богатство роскошью и верит, что чистота помыслов может возместить и перевесить всякое знание и умение. Его влечет идеал простой, бесхитростной, убогой и невинной жизни.

Иванушка-дурачок — «блаженненький», своей сердечной простотой и святой наивностью, побеждающий всех сильных, богатых и умных, — общерусский национальный герой.

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 695.
  2. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия. Этика ненасилия. М., 1991, с. 13.
  3. Гусейнов А. А. Вопросы философии. 1992. 3. С. 72-81.
  4. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990, с. 405.

[1]Гусейнов А. А. Вопросы философии. 1992. 3. С. 72-81.

[2]Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990, с. 405.

[3]Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 695.

[4]Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия. Этика ненасилия. М., 1991, с. 13.

Приведем еще примеры

Друг попросил занять определенную сумму на два дня. Но вы прекрасно знаете, что он вернет их нескоро. Как отказать? Нужно сделать это аргументировано: мол, копите на поездку для ребенка на отдых.

Или начальник попросил остаться после работы помочь сделать отчет, но за это не доплатят. Тут также стоит грамотно отказать, объяснив, что у вас другие планы, совместные с семьей, которые нельзя отменить и перенести.

Затрагивается тема эгоизма и в литературе. Здоровым эгоистам, правда, внимания уделяется мало, писатели больше осуждают черствость и равнодушие людей к окружающим вообще, рассуждают о совести. А вот Чернышевский выдвинул теорию «разумного эгоизма». О чем идет речь?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]