Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (знаменитый IQ-тест) широко распространена в странах Европы и США. Применяется для оценивания подготовки ребенка к школе, в том числе с профильным уклоном, и готовности поступления абитуриента в вуз. Уровень развития интеллектуальных способностей в количественных показателях наиболее часто измеряется методом Стэнфорда-Бине.

Тест Стэнфорд-Бине применяется в следующих случаях:

  • Оценивание способностей нормально развивающихся испытуемых и с особенностями.
  • Диагностирование аутизма.
  • Распознание детей, одаренных способностями.
  • Диагностика профессиональной пригодности.
  • Исследование уровня креативности.
  • Составление независимого от IQ портрета личности ребенка: показатели активности, концентрации, старания, уверенности.

Тесты на оценку интеллекта

Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными. Перечислим их в хронологическом порядке.

Тест Бине — Симона (1905 год)

В 1885 году правительство Франции предложило французскому психологу Альфреду Бине разработать тест для оценки уровня интеллектуального развития детей. В стране только что были приняты законы, обязывающие всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет посещать школу, поэтому потребовался тест для отсева тех, кто нуждался в особых условиях обучения. Бине и его коллега Теодор Симон составили ряд вопросов на темы, не связанные непосредственно со школьным образованием

Помимо разных других способностей, они оценивали память, внимание и умение решать задачи. Бине обнаружил, что некоторые дети отвечают на более сложные вопросы, больше подходящие для старшего возраста, тогда как их ровесники могли ответить только на вопросы, предназначенные для детей помладше

На основе своих наблюдений Бине разработал концепцию умственного возраста — инструмент, позволяющий оценивать интеллект на основе среднестатистических способностей детей определенной возрастной группы. Шкала Бине — Симона была первым тестом оценки интеллектуального развития и послужила основой для всех тестов, используемых сегодня.

Тест интеллекта Стэнфорд — Бине (1916 год)

После того как о шкале Бине — Симона узнали в США, психолог из Стэнфордского университета Льюис Терман стандартизировал ее и начал использовать для тестирования американских детей. Адаптированная версия под названием «Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» была опубликована в 1916 году. В этом тесте используется единый показатель — коэффициент умственного развития (IQ — intelligence quotient), который рассчитывается путем деления умственного возраста тестируемого на его реальный возраст и последующего умножения полученного числа на 100.

Армейские альфа- и бета-тесты (1917 год)

С началом Первой мировой войны у армии США возникла потребность в оценке умственных способностей огромного количества призывников. Для решения этой сложной задачи психолог Роберт Йеркс (в то время президент Американской психологической ассоциации и председатель Комитета по психологической экспертизе рекрутов) разработал два теста, получившие название «Армейский альфа-тест» и «Армейский бета-тест». Их прошли более двух миллионов человек; так армейские кадровые службы определяли, какие задачи можно поручить новобранцу и какую должность он способен занять.

Шкалы интеллекта Дэвида Векслера (1955 год)

В 1955 году психолог Дэвид Векслер разработал очередной тест на оценку уровня интеллектуального развития — Шкалу интеллекта Векслера для взрослых. Впоследствии он был доработан, и сегодня используется модифицированный третий вариант.

Если в тесте Стэнфорд — Бине уровень интеллекта рассчитывается на основе умственного и истинного возраста человека, то при тестировании по Шкале интеллекта Векслера для взрослых балл тестируемого сравнивается с показателями других людей его возрастной группы. Средний показатель равен 100. Сегодня этот инструмент считается стандартным методом тестирования интеллектуального развития человека.опубликовано econet.ru

Шкала умственного развития Бине—Симона Википедия

Шкала́ интелле́кта Стэ́нфорд — Бине́

(англ. Stanford-Binet Intelligence Scale) — шкала для оценки интеллекта, разработанная в 1916 году. В тесте используется единый показатель уровня интеллекта — IQ. Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах.

В настоящее время шкала Стэнфорд — Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.

История[ | ]

Первая редакция. Шкала Бине — Симона[ | ]

В начале 1900-х годов во Франции было введено обязательное всеобщее образование. В связи с этим возникла необходимость отделения детей потенциально способных к обучению от детей с врождёнными дефектами, для которых создавались специальные школы. Альфреду Бине было поручено создать методики, по которым можно было бы оценивать будущих учеников[1].

А. Бине вместе с Т. Симоном провели эксперименты[2] по изучению внимания, памяти и мышления у детей разных возрастов. Они определили, какие требования предъявляются детям в начальной школе (повторять фразы, знать название частей тела, сравнивать между собой отрезки и т. д.), предложили задания по этим пунктам детям разных возрастов, а потом отобрали те задания, с которыми справлялись 50—80 % детей каждого возраста. В итоге было отобрано 10 наборов по 6 заданий, каждый набор соответствовал возрасту от 3 до 12 лет.

Сам А. Бине вначале предлагал[3] лишь сравнивать два показателя — реальный или хронологический возраст и умственный. Умственным возрастом называется показатель успешности выполнения тестовых заданий, которые сгруппированы по возрастам. Определяется «базовый возраст», то есть максимальный возрастной уровень, ниже которого ребёнок может выполнить все задания. За каждое выполненное задание выше «базового возраста» прибавляется определённое количество месяцев. Умственный возраст — сумма «базового возраста» и дополнительных месяцев. Абсолютной мерой интеллекта является

[3] разница между умственным возрастом и хронологическим.

Первое представление шкалы интеллекта получило название Шкала Бине — Симона, она была опубликована[4] в 1905 году. В этой шкале присутствовали и перцептивно-сенсорные задания, и вербальные, которые позволяли выявить способности к суждению, понимаю, рассуждению. Именно вербальные способности А. Бине считал основными компонентами интеллекта.

Немного позже У. Штерн заметил[3], что в разных возрастах различия между умственным и хронологическим возрастом имеют разное значение. Например, для 5-летного ребёнка разница в 30 месяцев означает различия в половину реального возраста, а для 12-летнего это различие составляет лишь пятую часть реального возраста. Для 5-летного это различие более значительно. В связи с этим немецкий психолог в 1912 предположил вычислять соотношение хронологического и умственного возраста. Так появилась формула для расчёта коэффициента IQ. В этом случае IQ=100 считается средним, стандартное отклонение σ = 16. То есть, если ребёнок набирает меньше 84 баллов, он считается умственно-отсталым, а если больше 116, то — одарённым.

Вторая редакция[ |

Применение

Тест состоит из четырёх частей:

  • Вербальные рассуждения;
  • Количественные рассуждения (вычисления);
  • Абстрактно-визуальные рассуждения;
  • Кратковременная память.

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.

Кроме балла IQ, тест Стэнфорд — Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.

Тест Стэнфорд — Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет, что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одарённых детей.

Квалификация экспериментатора очень важна для проведения теста Стэнфорд — Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.

Первые диагностические шкалы для измерения интеллекта. Шкала Бине-Симона и её модификации

Первая серия тестов — Шкала Бине-Симона (Binet-Simon Intelligence Development Echelle) появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80-90 %). Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по уровню тех заданий, которые мог решить ребенок. Если, например, ребенок, чей хронологический возраст равен 3 годам, решает все задачи для четырехлетних детей, то умственный возраст этого 3-летнего ребенка признавался равным 4 годам. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена (1877-1956) [129]. Первый вариант адаптации тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван Шкалой интеллекта Стэн-форд-Бине (Stanford-Binet Intelligence Scale). Основных нововведений по сравнению с тестами Бине было два:

1) введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (Intelligence Quotient — IQ), выводящегося из отношения между умственным и хронологическим возрастами;

2) применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Шкала Стэнфорд-Бине рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения, был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (о) равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х + о, т. е. ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116 – ребенок считался одаренным, а если ниже 84, то умственно отсталым).

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986). В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.

Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные психологи, имеющие достаточно высокую квалификацию.

Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний — групповое тестирование.

Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полу-торамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить ученику Л. Термена Л. С. Отису (1886-1963) разработку новых тестов. Так появились две формы армейских тестов — Альфа (Army Alpha) и Бета (Army Beta). Первая из них предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык. Вторая — для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применять [10, т. 1].

Групповые (коллективные) тесты не только делали реальными испытания больших групп, но наряду с этим допускали упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования. К тестированию начали привлекаться люди, не имеющие настоящей психологической квалификации, а всего лишь обученные проведению тестовых испытаний.

В то время как индивидуальные тесты, такие, как шкалы Стэнфорд-Бине, в основном применялись в клинике и для консультирования, групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.

Двадцатые годы прошлого столетия характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено прежде всего ее направленностью на оперативное решение практических задач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т. д.

На протяжении первой половины XX в. специалистами в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тестов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее поистине до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью.

Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: прогнозирования на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не достигалось. Требовалась, помимо знания уровня общего интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека. Возникло новое направление в тестологии — тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Разрабатывались комплексные батареи способностей для использования при консультировании и распределении персонала. Наиболее известны среди них Батарея тестов общих способностей (General Aptitude Test Battery — GATB) и Батарея тестов специальных способностей (Special Aptitude Test Battery — SATB), разработанные Службой занятости США для использования консультантами в государственных учреждениях [10, т. 2]. Тесты и батареи специальных способностей, различаясь составом, методическими качествами, сходны в одном — их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Теоретической основой для построения комплексных батарей способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними — факторного анализа. Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать то, что называли специальными способностями.

Современное понимание факторного анализа вносит некоторое изменение в ту его трактовку, которая была в 20-40-х гг. XX в. Факторный анализ — это высшая ступень линейных корреляций. Но линейные корреляции не могут считаться универсальной формой выражения математической связи между психическими процессами. Следовательно, отсутствие линейных корреляций не может толковаться как отсутствие связи вообще, то же относится и к невысоким коэффициентам корреляции. Поэтому факторный анализ и добываемые посредством этого анализа факторы не всегда верно отражают зависимости между психическими процессами.

Но, пожалуй, главное, что вызывает сомнение, — это понимание так называемых специальных способностей. Эти способности трактуются не как индивидуальные особенности, возникшие в качестве продукта влияний требований общества на индивида, а как особенности, исконно присущие данной индивидуальной психике. Такая трактовка порождает массу логических трудностей. В самом деле, откуда вдруг сложились и проявились у современного индивида такие способности, о которых даже представления не имели предшествующие поколения? Нельзя же думать, что в психике таятся способности, пригодные для всех грядущих общественных требований. Но техника факторного анализа принимает эти способности как некую данность; они же в действительности суть психические образования, находящиеся в динамике.

Сказанное убеждает в том, что к возможностям факторного анализа и к его факторам нужно относиться с большой осторожностью и не считать этот анализ универсальным инструментом изучения психики.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях — тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияния специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845). В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872 г., а с 1883 г. их применение становится регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (Stanford Achievement Test — SAT), впервые опубликованный в 1923 г. [10, т. 2]. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики. Они применялись для профотбора и профессионального консультирования. Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX в. критериально-ориентированных тестов.

Литература

  1. Бине А., Симон Т.
    Методы изучения умственной одарённости. ГИЗ. Украина, 1923
  2. Бурлачук Л. Ф.
    Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
  3. Венар Ч., Кериг П.
    Психопатология развития детского и подросткового возраста. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
  4. Годфруа Ж.
    Что такое психология? Том 2. — М.: Мир, 1992. — 376 с
  5. Ильина М. Н.
    Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.: Питер, 2006. — 368 с.
  6. Лефрансуа Г.
    Прикладная педагогическая психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 576 с.
  7. Bain, S. K., & Allin, J. D. (2005). Book review: Stanford-Binet intelligence scales, fifth edition. Journal of Psychoeducational Assessment, 23, 87-95.

Как узнать IQ тех, кто жил до изобретения теста?

В начале я предложил погуглить знаменитостей с высоким IQ. Все они на момент поиска были живы и, вероятно, прошли какой-то из вариантов теста. Однако зачастую среди результатов всплывают и совершенно невероятные: например, уровень IQ людей, скончавшихся до того, как тест был изобретен.

Вот какой список я обнаружил на одном сайте:

  • австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт — 165
  • британский ученый Чарльз Дарвин — 165
  • немецкий философ Иммануил Кант — 175
  • французский математик Рене Декарт — 180
  • итальянский ученый Галилео Галилей — 185
  • французский математик Блез Паскаль — 195
  • британский политолог Джон Стюарт Милль (на фото ниже) — 200

Гениальные творцы прошлого превзошли прославленных талантов настоящего. Но откуда вообще взялись эти результаты? Все перечисленные светила скончались задолго до 1905 года, времени создания первого IQ-теста!

Удивительно, но показатели IQ давно умерших тесно связаны с показателями IQ «термитов» Термана. И вот почему.

Через несколько лет после начала исследования 1528 детей с высоким интеллектом у Термана появилась новая аспирантка Кэтрин Кокс7. Поскольку проект ее учителя уже далеко продвинулся, она понимала, что трудно будет использовать какую-то его часть в своей докторской диссертации, и решилась на смелую альтернативу. Если Терман хотел выяснить, станут ли гениями дети с высоким IQ, почему бы ей не зайти с другой стороны? Взять общепризнанных гениев и, опираясь на факты их биографий, оценить, какой IQ мог быть у них в детстве.

Набросать список — проще простого. Сейчас для этого достаточно набрать в Google «знаменитые ученые» или «известные художники» (кстати, попробуйте). В доинтернетовскую эпоху Кэтрин Кокс вела поиск в биографических словарях и других справочниках. Ей повезло — она нашла уже опубликованный список, из которого выписала самых известных: 192 творца и 109 исторических лидеров — итого 301 персону.

Несомненно, ее список содержал знаковые фигуры западной цивилизации. Помимо семи вышеупомянутых личностей это были Исаак Ньютон, Жан-Жак Руссо, Мигель де Сервантес, Людвиг ван Бетховен и Микеланджело, а также Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, Авраам Линкольн и Мартин Лютер — в общем, те, кто потом удостоился обширной биографической статьи в Википедии.

Как же можно было посчитать IQ этих гениев прошлого?

Реклама

Однако в то время IQ буквально понимался как «коэффициент интеллекта» и вычислялся элементарно: психологический возраст ребенка делился на его фактический возраст, а полученный результат умножался на сто.

Психологический возраст определяли с помощью выполнения интеллектуальных задач, соответствующих разным возрастам. Таким образом, если пятилетка справлялся с заданиями для десятилеток, его IQ был равен 200 (10 / 5 * 100). Все очень просто, не так ли?

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие. Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.

Рекомендации

  1. Николя, Серж; Андриё, Бернар; Круазе, Жан-Клод; Sanitioso, Rasyid B .; Бурман, Джереми Тревельян (2013). «Больной? Или медленно? О происхождении интеллекта как психологического объекта». Интеллект
    .
    41
    (5): 699–711. Дои:10.1016 / j.intell.2013.08.006.
  2. «Бине, Альфред (1857-1911) французский психолог (ученый)».
  3. «Интеллект фиксирован или податлив? | Поэт; не знаю».
  4. «Psychol Clin, том 5 (7); 15 декабря 1911 г.». www.ncbi.nlm.nih.gov
    . Получено 2020-07-03.
  5. Кауфман, Алан С. (2009). IQ тестирование 101
    . Нью-Йорк: Издательство Springer. п.112. ISBN 978-0-8261-0629-2 .Саттлер, Джером М. (2008).
    Оценка детей: когнитивные основы
    . Ла Меса (Калифорния): Джером М. Саттлер, издатель. внутренняя задняя крышка. ISBN 978-0-9702671-4-6 . Сложить резюме (28 июля 2010 г.).
  6. Чейз, Даниэль (2005). «Базовые факторные структуры шкал интеллекта Стэнфорд-Бине — пятое издание». Университет Дрекселя.
  • Бэйн, С. К., и Аллин, Дж. Д. (2005). Рецензия на книгу: шкалы интеллекта Стэнфорда – Бине, пятое издание. Журнал психообразовательной оценки, 23, 87–95.
  • Беккер, К. А. (2003). История шкал интеллекта Стэнфорда – Бине: содержание и психометрия.
  • Фанчер, Раймонд Э. и Резерфорд, Александра. (2012). Пионеры психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: W. W. Norton & Company, Inc.
  • Грэм, Дж. И Наглиери, Дж. (2003). Справочник по психологии. Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.
  • Янзен, Х., Обрзут, Дж., И Марусяк, К. (2004). Обзор теста: Roid, G.H. (2003). Шкалы интеллекта Стэнфорд – Бине, пятое издание (sb: v). Канадский журнал школьной психологии, 19, 235–244.
  • Лоран, Дж., Свердлик, М., и Рыбурн, М. (1992). Обзор исследования валидности по шкале интеллекта Стэнфорда – Бине: четвертое издание. Психологическая оценка, 4, 102–112.
  • Лесли, М. (2000). Досадное наследие Льюиса Термана.
    Извлекаются из https://alumni.stanford.edu/get/page/magazine/article/?article_id=40678
  • Роид, Г. (нет данных). Шкалы интеллекта Стэнфорда – Бине, пятое издание
  • Роид, Г. и Баррам, Р. (2004). Основы оценки интеллекта Стэнфорд-Бине (SB5). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.
  • Роид, Кампхаус, Рэнди В., Марта Д. Петоски и АННА УОЛТЕРС Морган. «История интерпретации теста интеллекта». Современная интеллектуальная оценка: теории, тесты и проблемы
    (1997): 3–16.
  • Руф, Д. Л. (2003). Использование SB5 при оценке высоких способностей. Итаска, Иллинойс: Издательская компания Риверсайд.
  • Станович, К. Э. (2009). Что пропускают тесты интеллекта: психология рационального мышления
    . Издательство Йельского университета.
  • Терман, Льюис Мэдисон и Меррилл, Мод А. (1960). Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине: Руководство для третьей редакции, форма L-M. Бостон (Массачусетс): Houghton Mifflin.
  • Янгстром Э., Глаттинг Дж. И Уоткинс М. (2003). Шкала интеллекта Стэнфорда – Бине: четвертое издание (SB4): оценка эмпирических оснований для интерпретаций. Справочник по психологической и педагогической оценке: интеллект, способности и достижения, 2, 217–242.

Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор, или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

Обязательно ли гениям иметь в детстве высокий IQ?

Терман протестировал сотни младших школьников. Именно тогда и возникло пороговое значение в 140 баллов. Очевидно, ученый не хотел набирать слишком большую группу: отслеживать успехи ее участников было бы сложнее. Понятно, что 2% самых умных людей в популяции составили бы группу в два раза больше, чем 1%. К тому же чем выше был порог, тем больше в группе могло оказаться потенциальных гениев. Так почему бы не снять сливки?

В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов.

Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили самые разные дополнительные тесты. Результатом эксперимента стал монументальный труд «Генетическое исследование гениальности»5 (Genetic Studies of Genius) в пяти томах, выпущенных с 1925 по 1959 год. Последний том вышел уже после смерти ученого.

За его высокоинтеллектуальными подопечными — по крайней мере, за теми, что еще живы, — наблюдают до сих пор. В шутку их называют «термитами», имея в виду не насекомых, а созвучие с фамилией Терман.

А теперь плохие новости: ни один человек из этой группы не стал тем, кого принято считать неоспоримым гением. Невероятные интеллектуальные способности испытуемых трансформировались в весьма тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, ученых, инженеров.

Двое — Роберт Рю Сиарс и Ли Кронбах — стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами, но по известности они не сравнятся, конечно, с Иваном Павловым, Зигмундом Фрейдом или Жаном Пиаже, тремя несомненными гениями в истории психологии.

Более того, многие из «термитов» вообще не добились каких-то значительных интеллектуальных успехов. Их путь был связан не с окончанием университета или защитой кандидатской диссертации, а с получением профессий, для которых высшее образование вообще необязательно.

Дальше — больше. Из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились гораздо большего признания, чем умники-«термиты».

Это Луис Уолтер Альварес, один из самых блестящих физиков-экспериментаторов двадцатого века. Работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году.

А Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в «термиты», в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами, а позже основал Shockley Semiconductor Laboratory — лабораторию полупроводников своего имени в Кремниевой долине, которая тогда еще так не называлась.

И это не единственные примеры среди нобелевских лауреатов. Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры молекулы ДНК, и Ричард Фейнман, работавший над континуальными интегралами в квантовой механике, по количеству баллов в тестах тоже недотягивали до членства в Mensa6.

Так кому вообще нужны эти тесты?

Реклама

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]