Индивидуально-типологические особенности личности. Теория памяти


ВВЕДЕНИЕ

Проблемы личности и общества всегда влияли на мысли выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место человека в человеческом обществе и воспринимать личность человека как отдельного человека вне общества, так как каждый человек-это отдельный духовный мир.

При рассмотрении этих вопросов он всегда отвечает интересам личности и общества. Общество как гигантская машина состоит из крошечных элементов-людей. Чем больше развивается общество, тем острее становятся личные и социальные проблемы, которые все чаще решаются на страницах книг и журналов.

Личность-это личность человека с точки зрения социальных качеств, которые формируются в процессе исторической специфики деятельности и общественных отношений. Суть «особого человека» не в его внешности, не в крови, не в абстрактности, а в социальных качествах. Человеческая личность является единственным представителем человечества, индивидуумом, без учета его истинных антропологических и социальных особенностей. Ребенок рождается как личность, но это еще не личность человека, потому что личность человека-это уникальный способ конкретного человека как субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни.

Индивидуум становится личностью, как только он перестает быть «единицей» человека и обретает относительную самостоятельность своего существования в обществе, становясь личностью.

Личность имеет социальную природу и личность в образе своего существования, личность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который определяется социальными условиями в его содержании и имеет индивидуальный характер по своему происхождению, структуре и форме. Сущность личности проявляется в самостоятельности личности, ее идентичности, способности стать собой в социальной системе.

Индивидуальность-это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, возникающая в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных, универсальных, природных и социальных характеристик, специальные — конкретно-исторического и индивидуального.

Объект работы – сущность понятий индивид, личность.

Предмет работы – теория памяти.

Исходя из этого, целью работы является изучение индивидуально- типологических особенностей личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение личности.

2. Рассмотреть основные индивидуально- типологические особенности личности.

3.Проанализировать теорию памяти.

В процессе написания контрольной использовались работы следующих авторов: Г.С. Абрамовой, А.К. Болотова и др.

При написании работы использовались следующие методы: анализ, синтез.

Структурно работа состоит из ведения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Ведущие тенденции в психодиагностике

«Ведущая тенденция» — это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий и стать продолжением данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги в рамках невротической реакции, или невроза.

Подробнее в статье Собчик Л.Н. «Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования».

Книги на Ozon: Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста | Л. Н. Собчик

Основные индивидуально- типологические особенности личности

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества[1].

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Таким образом, характеристика личности наиболее полно раскрывает социальную сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Личность в психологии определяется как системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующееся степенью репрезентативности социальных отношений индивида.

Индивидуальность каждого человека наделена лишь присущими ему психологическими особенностями и сочетанием черт, которые формируют его личность, составляют своеобразие человека, его отличие от других. Личность проявляется в характеристиках темперамента, характера, привычек, общих интересов, качеств когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), умениях, стилях личной деятельности и др.

Таким образом, общая объективная основа личности — это система общественных отношений. В этом смысле общество создает индивида. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Лицо является членом компании и ее продукта. Отношение «личность-общество» — это отношение поколения и формирования личности обществом. А ведь поколения, формирования и развития личности является необходимым компонентом процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

Когда человека можно считать человеком?

Человек может считаться человеком, если его мотивы имеют иерархическую систему в некотором смысле, то есть если он способен преодолеть свои прямые мотивы ради чего-то другого. В этом случае субъект считается способным опосредовать поведение. Показано, что преодоление оснований для прямого обращения имеет социальную значимость. Они являются источником и смыслом общества, то есть строятся обществом и воспитываются в человеке. Это первый критерий личности.

Вторым необходимым критерием для человека является способность сознательно направлять свои действия. Это руководство основано на сознательных мотивах, целях и принципах. Второй критерий отличается от первого тем, что подразумевает сознательное подчинение мотиву. Просто косвенное поведение (первый критерий) может основываться и спонтанно строить иерархию мотивов или даже «естественной морали»: нельзя понять, что это должно быть сделано каким-то образом, но полностью морально. Поэтому, хотя второе свойство также относится к косвенному поведению, оно подчеркивает сознательное посредничество. Она предполагает существование самосознания как особого экземпляра личности.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Индивидуум-это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяются нравственные поступки человека существенное значение для него самого и окружающих.

Таким образом, индивидуальность — это узкое содержание понятия. Она содержит только те индивидуальные и личные человеческие качества, такое сочетание, что это отличает человека от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли[2], достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе – неуверенность.
  2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
  5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
  6. Мягкость – черствость, цинизм.
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
  9. Добросердечие, мягкость – злобность,черствость.
  10. Реализм – аутизм.
  11. Сила воли – безволие.
  12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
  13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
  14. Уверенность – неуверенность.
  15. Взрослость – инфантилизм.
  16. Тактичность – бестактность.
  17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
  18. Веселость – грустность.
  19. Очарованность – разочарованность.
  20. Общительность – необщительность.
  21. Активность – пассивность.
  22. Самостоятельность – конформность.
  23. Агрессивность – доброта.
  24. Бодрость – веселость.
  25. Оптимизм – пессимизм.
  26. Смелость – трусость.
  27. Щедрость – скупость.
  28. Независимость – зависимость.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

  • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
  • сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
  • обладание чувством юмора;
  • развитые творческие способности;
  • неприятие условностей;
  • озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
  • открытое и честное поведение во всех ситуациях;
  • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
  • приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

К индивидуально-типологическим особенностям личности ученые относят чаще всего: способности, темперамент, характер, волю, эмоции[3].

В самой общей форме способности — это личностно-психологические особенности человека, обеспечивающие их успех в деятельности, общении и легкости в освоении. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и умениям, доступным человеку, но способны обеспечить их быстрый доступ, закрепление и эффективное практическое применение. Успех деятельности и общения определяется не одним человеком, а системой различных способностей, которые могут компенсировать друг друга.

Темперамент-совокупность личностных характеристик, характеризующих динамические и эмоциональные аспекты поведения, деятельности и общения человека. Только условно темперамент можно отнести к компонентам личности, так как его черты обычно определяются биологически и являются врожденными. Темперамент тесно связан с характером, и их трудно отделить от взрослых.

В самой общей форме характер можно определить как систему устойчивых личностных качеств, которые проявляются в отношениях человека с собой, с людьми, работой, досугом и т.д.

В характере можно выделить какие-то подсистемы или атрибуты (черты), просто выражающие различное отношение индивида к определенным аспектам реальности. Первая содержит характеристики, которые проявляются в деятельности (инициатива, эффективность, трудолюбие или, наоборот, отсутствие инициативы, лень и т. д.). Вторая включает в себя черты личности, которые проявляются в межличностных отношениях с другими людьми, то есть в общении (остроумие, хамство, вежливость-хамство, чувствительность-холодность и др.). Третья состоит из черт, которые проявляются в отношении человека к себе (самокритика — преувеличенное эго, скромность-высокомерие и др.). Четвертая -это совокупность отношений человека с вещами (опрятность-небрежность, щедрость-жадность и др.).

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой – лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как сигнальную систему человек понимает смысл происходящего на основе потребностей. Эмоции могут быть положительными, связанными с чем-то приятным опытом, тогда как негативные, когда он испытан, неприятны. Положительные эмоции, такие как удовлетворение вашей работой, чувство ответственности, конкуренция. С другой стороны, могут быть негативные эмоции. Это особенно верно, когда люди работают, но им это не нравится. Они делают это из чувства долга и, возможно, из доброй воли.

Классификация психотипов личности

Типология личности в психологии исследуется различными психологическими школами. Со времен Гиппократа прошло более 2-х веков, но его теория разделения людей на 4 вида темперамента актуальна и сегодня. Но так как это разделение является очень условным по причине множества индивидуальных качеств отдельной личности, многие психологи предлагают свои методы классификации.

Сложно сказать, какая теория является самой точной, ведь, несмотря на общность некоторых черт у определенных групп людей, рисунок отдельной личности оказывается более сложным, чем описания самого совершенного классификатора. Чем выше уровень развития индивидуума, тем труднее вписать его в шаблонные определения. Классификаций психотипов на сегодняшний день насчитывается около 4 тысяч.

Вот некоторые из теорий, которые используются чаще:

  • Разделение на 4 типа темперамента по Гиппократу.
  • Теория характеров Кречмера.
  • Классификация темпераментов Шелтона.
  • Типология личности Юнга и Майерс-Бригсс.
  • Акцентуации личности по Леонгарду.
  • Разделение на психотипы по Ганнушкину и Личко.
  • Соционические типы Аушры Аугустинавичюте.

Теория памяти

У людей разные впечатления от окружающего мира. Они оставляют следы, остаются, фиксируются, при необходимости и возможности эти оттиски копируются. Эти процессы называются памятью. С.Рубинштейн сказал, что без памяти человек станет моментом будущего с мертвым прошлым. Без памяти невозможно функционирование общества и человека. Специалисты считают, что наиболее развитой частью психологии является память, но дальнейшее изучение ее закономерностей делает память одной из ключевых проблем науки. Сегодня нет единой и полной теории памяти.

1. Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:

— Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Суть этого принципа заключается в следующем: если определенные духовные формы появляются в сознании одновременно или один за другим, то между ними образуются ассоциативные связи. Таким образом, представление всех элементов приходит в голову, когда какой-либо элемент этого соединения появляется снова;

— Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;

— Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;

— Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;

— Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;

— Биохимические теории памяти. На современном этапе изучения механизмов памяти происходит все большее сближение нейрофизиологического с биохимическим уровнем, что подтверждается проведенными исследованиями. В результате исследований была выдвинута гипотеза о том, что процесс запоминания носит двухэтапный характер. В головном мозге на первой стадии происходят кратковременные электрохимические реакции, которые вызывают обратимые физиологические изменения в клетках. В основе первого лежит вторая стадия, а именно собственно биохимические реакции, связанные с образованием новых белковых веществ. По мнению сторонников этой теории, эти специфические химические изменения являются основой механизма фиксации, сохранения и воспроизведения следовых процессов[4].

Таким образом, можно сказать, что различные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей.

Внимание и память

1)

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

2)Свойства:Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Виды: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

3)

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»‘.

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

… вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе … к соблюдению правил безопасности; 4. допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом; 5. пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия. Статистика …

4)

Виды памяти: генетическая и механическая, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая..

Процессы памяти: 1) Запоминание — происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее

2)

Сохранение — Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3)

Воспроизведение — Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную

4)

Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идёт на убыль.

5)

Повторение – одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Мышление и речь

.

1)

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

2)

Операции: Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация — группировка предметов по признакам.

Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация — выделение частного из общего.

Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

3)

Процессы: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение.

4)

Виды мышления:Наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое (логическое), реалистическое, продуктивного и репродуктивного…

4 стр., 1888 слов

Характеристика мышления виды, исследования, теории

… Объединяет ряд направлений, признающих «человека познающего». Р. Солсо «Когнитивная психология»: Мышление — это процесс формирования новой … мы предлагаем рассматривать человеческий интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания … единство познавательной деятельности. Анализ может быть двух видов – анализ чувственных образов и мыслительный анализ словесных …

5)

Речь — главное приобретение человечества, катализатор всех его достижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его индивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесенными из опыта других людей. Основное предназначение языка — закрепление за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

6)

Функции:

— воздействия;

— сообщения;

— выражения;

— обозначения.

Виды: жаргон, устная речь, диалог, монолог, письменная речь, внутренняя речь.

Воображение и творчество

1)Основные виды творчества:

1.

Творчество как создание субъективно нового, самостоятельное отыскание решения какой-то новой для субъекта задачи. 2. Творчество как нахождение оригинального (никогда или редко предлагавшегося) решения трудной (непосильной для многих) задачи. 3. Творчество как новаторство, заслуживающее общественного признания, — главным образом в науке, искусстве, технике. 4. Творчество как процесс самовыражения личности, увлечённой каким-то делом и «вкладывающей душу» в него.

2)

Виды воображения: произвольное, репродуктивное, творческое, аффективное, познавательное.

3)

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Предварительный просмотр:

Индивидуально-типологические особенности личности

Темперамент

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно объяснить только различиями внешней среды, издавна интересовал ученых. Так возникла «наука о темпераментах», в которой хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.

Не вдаваясь в историю развития учений о темпераменте, мы остановимся на традиционном (по крайней мере в отечественной дифференциальной психологии) учении о четырех типах темперамента, основанном на функциональной типологии высшей нервной деятельности, которая была разработана И.П.Павловым

Темпераментом называют индивидуально своеобразную, обусловленную природой, совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Ученик сангвиник – это живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей, для него не представляет сложностей работа в условиях отвлекающих факторов. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Может быстро сосредоточиться, быть дисциплинированным, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы.

Сравнительно легко переживает неудачи. Сангвиники не склонны к уединению и предпочитают работать в коллективе, не любят уединенное чтение или учебу. Довольно легко устанавливает контакты с одноклассниками и учителями, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Если говорить о способностях и эффективности учебной деятельности у сангвиников, то следует отметить, что школьная успеваемость у них, как правило, выше, чем у представителей других типов темперамента.

Вместе с тем этот тип темперамента характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Люди холерики — чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека с таким типом темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Экспериментально доказано, что холерики проявляют пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использования индивидуальных приемов.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Флегматик. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно. М.Р. Щукин установил, что лицам с инертностью нервных процессов характерно более медленное усвоение информации, поэтому при обучении им чаще требуется повторение, постоянный инструктаж. Однако, проигрывая в быстроте, флегматик может работать точнее, выполнять задание более тщательно. М.К. Акимова и Т.В. Козлова пишут, что флегматики могут работать долго, не отвлекаясь на реплики учителя или на одноклассника, работающего у доски. Они успешно выполняют монотонные виды работ в течение длительного времени, склонны к самостоятельному выполнению заданий и легче выполняют самостоятельную, чем фронтальную работу. Флегматики полностью выслушивают объяснения учителя и только потом начинают выполнять задания.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Флегматика непросто вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Меланхолик. Е.И. Рогов сравнивает меланхоликов с высокочувствительной фотопленкой. Меланхолик отличается повышенной мнительностью, подозрительностью. Такие ученики редко проявляют инициативу, стараются быть в стороне, ничем не выделяться из окружения. В связи со слабостью нервной системы, меланхолики легко устают, быстро теряют интерес к любому делу, не доводят начатое до конца. При возникновении трудностей меланхолик сразу опускает руки. Для него характерна постоянная неуверенность в себе. Уже на 2 – 3 уроке такие ученики чувствуют усталость. Он становится вялым, не участвует в общей работе и не проявляет к ней интереса. Внимание меланхолика легко отвлекается, оно неустойчиво, имеет малый объем и слабое распределение.

Акимова и Козлова пишут, что ученикам-меланхоликам легко справляться с заданиями монотонного характера, действуя по шаблону, по схеме. Они любят работать самостоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности. Меланхолики склонны планировать предстоящую деятельность, они успешнее в деятельности, которая требуют предварительной и тщательной подготовки. Склонны к систематизации знаний, при ответе предпочитают задействовать внешнюю опору, поэтому разнообразные виды наглядного изображения – графики, схемы, таблицы, диаграммы – облегчают им учебную деятельность. Тщательно контролируют выполнение учебных заданий и проверяют полученные результаты. Если им позволяют это делать, они допускают меньше ошибок.

Понимание сущности темперамента ребенка, умение грамотно определять его тип, как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны педагогу, школьному психологу.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. №6. 2009, 77 с. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: Академия, 2010 г., 384 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во МГУ, 2009 г., 367с.
  3. Богословский В.В. Учебное пособие: Общая психология– М.: Просвещение, 2010 г., 284с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]