Метод «Пяти пальцев» как способ рефлексии в работе педагога по формированию личности учащихся


Пять пальцев

Метод «Пять пальцев» — удобный метод подведения итогов дня. Замысел метода принадлежит известному бизнес-тренеру Бодо Шеферу, доработка — Н.И. Козлов.

Метод прост. Едете ли вы вечером домой на метро, в автобусе или на своей машине, руки на поручне или на руле, ваши пальчики оказываются перед вашими глазами. Подвигайте, поиграйте пальчиками, и первая буква названия каждого пальца подскажет вам, о чем стоит задуматься в анализе дня.

Мизинец — буква М. «Мыслю — значит существую». Какие знания и опыт я сегодня получил? Что придумал сам, что толкового услышал от других? Где мне это пригодится? Какие были сегодня ошибки, какие выводы сделал из их анализа, где и как смогу это использовать?

Минимум три хорошие (интересные и практичные) мысли-находки — думаю, это обязательный минимум. Можно больше, меньше нельзя. Смотри Мышление

Безымянный — Б. «Близкие» Что я сделал для близких и родных? Утром ты хотел: дочке купить, с сыном посидеть, жену прогулять, родителей успокоить. Сделал? Каждый день, но хотя бы одну приятную мелочь для своих близких надо сделать обязательно. В нашей культуре принято вздыхать: «Вот, виноват я перед отцом и матерью, не успел я…» Не вздыхай.

Позвоните родителям!

Средний — С. «Состояние души». Каким сегодня было мое настроение, расположение духа? Уверенное «хорошо», живой интерес, всплески радости, бодрый энтузиазм? — это правильный список. «Ну, неплохо», «ничего», «так себе», «гады», «ну почему?!», «достали» и «надоело…» — штришки неудачные, имеем смысл завтра с настроением поработать внимательнее.

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ» В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Поставлю такую задачу: «Каждые 15 минут буду фиксировать душевный настрой!» Смотри Управление состоянием

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Указательный — У. «Услуги» Какие услуги сегодня оказал я, кому оказался полезен? Чьими услугами смог воспользоваться сам, кого за это поблагодарил? Умные евреи учат своих детей: «Если ты можешь оказать услугу и тебе это не очень дорого — окажи ее обязательно!» Делая услуги, мы создаем не только будущие взаимные услуги: мы создаем позитивное отношение свое к людям и людей к нам. «Мы любим людей не за то добро, которое они сделали нам, а за то доброе, что мы сделали им».

Завтра пару минут поговорить с Евгением о той книге, которую он дал посмотреть: ему будет приятно. Смотри Синтонность

Большой — Б. «Бодрость физическая». Как я чувствовал себя, что я сделал сегодня для своего здоровья, поддержания нормальной формы? Проснулся вовремя, встал сразу, зарядку по порядку, душ и растирания как следует, из ведра облился — утро сделано хорошо. На работе засиделся, в обед конкретно объелся, после обеда вялый, прогулка приободрила — вечером обязательно прогуляться и лечь вовремя.

Представил: на часах 23.00, я в постели. Смотри Здоровый образ жизни

А в конце сожмите пальцы в Кулак: буква К. «Концентрация на цели» — Какие были цели моего сегодняшнего дня, как и чем я сегодня приближал себя к цели?

Просмотрев таким образом главные линии прошедшего дня, вы формируете основу для правильного построения дня завтрашнего.

Критерии «хорошей» цели

После того, как появилась неразрывная связка «желание + проблема», можно идти дальше. При этом мы продолжаем планировать проект только исходя из проблемы, которую сформулировали. О нашем желании и личном интересе мы знаем и помним, но не опираемся на них при дальнейшем планировании. Они нужны для того, чтобы ведущий понимал, почему он занимается именно этим проектом и именно в этом месте.

В названии главы нами используется слово «хороший» именно в кавычках. Мы не имеем в виду, что есть плохие цели, которые ни в коем случае ставить нельзя. Цели могут быть любые – от «купить новые носки» до «захватить мир». Но нельзя забывать, что мы говорим не о личной цели. Ваша личная цель может быть сформулирована как угодно и значить для вас именно то, что вы в неё вкладываете. Но в тот момент, когда вы начинаете работать с группой участников, и когда вы работаете в команде ведущих, нужно, чтобы цель обладала определенными «качествами».

Чтобы проверить свою цель, мы предлагаем три критерия.

1. Вы можете повторить свою цель «без листочка»

В этом критерии по сути спрятаны два. Первый – цель настолько четко и ясно сформулирована, что вы можете её воспроизвести. Второй – вы точно помните свою цель, и вам не нужна шпаргалка, чтобы сказать, зачем вы делаете то, что вы делаете.

Если первый критерий нарушается, то, вероятно, в какой-то момент времени вы просто забудете, к чему вы шли, и, соответственно, не достигните нужного результата.

2. Цель однозначна

Это значит, что вы ясно понимаете значения всех слов в формулировке цели. И более того, для всех ведущих этого проекта это значение одинаково.

Например, почему с нашей точки зрения некорректно ставить цель «Сделать крутой лагерь». По той причине, что слово «крутой» в данном случае может иметь миллион значений и интерпретаций. Для кого-то крутой лагерь – это тот лагерь, где он встретил старых друзей. Для другого – лагерь, где он смог выступить на сцене. А для кого-то – если его просто не ругали. В зависимости от того, что мы вкладываем в слово «крутой», наш лагерь будет получаться совершенно разным. Мы еще вернёмся к этой мысли в главе “Принятие и непринятие общей цели”.

Задайте себе вопрос: «А как еще можно понять эту цель?» (А могут ли другие понять эту цель по-другому?) и, если вы найдёте хоть один ответ на этот вопрос, вернитесь к обдумыванию формулировки. Чем четче формулировка, тем четче цель и тем эффективнее процесс.

3. Цель должна соответствовать проблеме

В этом критерии мы предполагаем, что проблема была четко определена до написания цели. Проверьте свою цель «в обратную сторону».

Предположим, вы поставили целью своего занятия «рассказать о празднике Иван Купала». Поставив такую цель, мы, по сути, решаем одну проблему – нашу неспособность рассказывать! Нам абсолютно ничего не мешает прийти и рассказать. Только если, например, у начинающего ведущего проблемы с пересказом или он не очень уверенно чувствует себя во время подачи информации на группе, – тогда, конечно, сам процесс рассказа может стать для него целью занятия, но, разумеется, не единственной.

А какую проблему мы при этом решаем? На самом деле мы имели в виду, что скоро будет праздник Иван Купала, но в наши ребята ничего об этом празднике не знают и им будет некомфортно на этом мероприятии, потому что они ничего не будут понимать. В данном примере цель не соответствует проблеме.

Подумайте, какую проблему вы решаете при вашей формулировке цели. И если это не та проблема, о которой вы изначально думали, то переформулируйте или проблему, или цель. Как вы считаете, какой может получиться лагерь, если целью для всей команды вожатых ставится «осознанная вовлеченность участников в общее поле»?

Принятие и непринятие общей цели

Даже если среди нескольких людей могут быть разные понимания и осознания важности одной и той же цели, то что говорить о большой команде профессионалов, где у каждого за плечами большой опыт и свое видение работы? Что же происходит, когда написанная цель не принимается всеми членами команды?

Во-первых, помимо официальных мероприятий, которые могут быть прописаны и проведены “по сценарию”, есть еще личные беседы участников с ведущими в свободное время и после завершения проекта. Вряд ли в свободное от работы время ведущий будет выполнять цель, которую он не принимает.

Во-вторых, у ведущего всегда есть возможность скорректировать занятие, высказать участникам свое мнение и сделать выводы, даже если на общем собрании было принято другое решение. Если общую цель ведущий не принял, он будет выполнять свою цель. При этом другие занятия, общие мероприятия будут по-прежнему выполнять общую цель. Таким образом, участники, скорее всего, заметят или неосознанно почувствуют несогласованность, что будет вызывать вопросы ко всему процессу в целом.

В-третьих, во время непредвиденных ситуаций каждый ведущий на ходу корректирует процесс согласно своим представлениям о целях. Таким образом, если цель ведущего в корне отличается от общей цели, остается только надеяться на то, что ведущий плохо сымпровизирует, и участники не поймут его мысль.

Таким образом, непринятие цели как минимум снижает эффективность её достижения, а в некоторых случаях откровенно мешает её выполнению. Вот несколько советов, которые, на наш взгляд, помогут вам не создавать или, хотя бы, снизить вероятность подобных неприятностей.

  1. Лучше, когда процесс написания цели проходит вся команда ведущих без исключения.
  2. Не нужно завершать процесс написания цели до тех пор, пока вся команда не примет общую цель. В крайних случаях стоит задуматься о смене ведущих.
  3. Не стоит торопиться во время целеполагания. Нормально, когда процесс принятия цели занимает больше времени, чем все остальные этапы. При этом, как показывает наш опыт, “хорошая” принятая цель в итоге сэкономит вам много времени и сил как на этапах планирования, так и во время реализации вашего проекта.
  4. Если в команде есть ведущие, которые не смогли быть во время процесса написания цели, задача программного директора — отдельно сесть с этими ведущими и пройти с ними весть процесс создания и принятия общих целей.

Целое сильнее, чем части

Ицхак Адизес известен двумя своими концепциями: стилями менеджмента (или кодом PAEI) и жизненными циклами компании. Эти концепции изучают во всех школах МВА.

Суть первой отлично описал Стив Джобс: «Моя бизнес-модель — группа Битлз. Четыре парня контролировали негативные проявления друг друга. Они уравновешивали друг друга, и общий итог оказался больше суммы отдельных частей. Вот как я смотрю на бизнес: крупные дела не делаются одним человеком, они совершаются командой».

А суть второй можно коротко описать так: не только люди, но и компании имеют свой жизненный цикл. Они рождаются, растут, зреют, стареют и умирают. В каждой фазе им присущ свой типичный шаблон поведения. Зная его, вы можете избежать многих ошибок.

У Адизеса есть еще одна концепция.

Это концепция лидерства, или Теория Большого пальца.

«Посмотрите на свою руку, — объясняет Адизес, — Вы видите, что у вас пять разных пальцев. Вам нужны все пять, потому что каждый палец делает что-то отличное от того, что делает другой палец. Если все пять пальцев будут указательными, то вы не сможете полноценно пользоваться рукой.

А какой палец самый важный? Большой! Знаете почему?

Он единственный, кто работает с каждым пальцем.

Без большого пальца рука вообще не может функционировать. Это уже будет не рука. Быть лидером – это быть большим пальцем. То есть сделать так, чтобы команда работала вместе как пальцы на руке. Многие думают, что лидерство в указательном пальце. Ведь он указывает: сделай это, сделай то. Это тоже лидерство. Лидер указывает людям, что делать.

Но лидерство по типу «указательного пальца» необходимо в самом начале развития компании или в кризисных условиях. А для организации, находящейся в расцвете в условиях нормы, такое лидерство не подходит

Тут важно сделать так, чтобы различные люди работали вместе, обогащали друг друга отличающимися точками зрения. И на первый план выходит лидер по типу «большого пальца»

Никто из нас не может делать всего. Что нам нужно – это работать друг с другом, дополнять друг друга. И тогда целое становится сильнее, чем части».

Адизес выделяет десять стадий развития компании. На каждой нужен свой руководитель. А чтобы понять, какой именно, читайте обзор по книге «Как преодолеть кризисы менеджмента». Например, на стадии Юности возрастает значение административной роли, больше времени тратится на планирование и координацию собраний. Спад процесса созидания, творчества, поиска новых идей может привести к недовольству: ожидания быстрого роста как будто не оправдываются. Сотрудники тратят время на планирование «как» в ущерб времени, необходимому на анализ «зачем». В таком раскладе может произойти преждевременное старение организации. Решение приостановить стремительное развитие, чтобы закрепиться на взятой высоте, дается нелегко. На этой стадии партнеры-совладельцы могут разойтись: кого-то могут раздражать бесконечные собрания, консультанты и рост числа и объема должностных инструкций.

В качестве решения Адизес предлагает привести в такую компанию нового руководителя.На стадии взросления это сделать трудно.

Однако если найти подходящего, он сможет привнести в организацию понимание необходимого направления движения и справиться с непоследовательностью в поведении команды

Необходимо отвлечь коллектив от межличностных отношений и переключить внимание на реальные практические задачи. На собраниях должно обсуждаться будущее, анализироваться опасности и возможности, определяться цели и стратегии их достижения

Чем четче сформулирован план действий и его составляющие, тем быстрее будет создана административная система и стабилизируются межличностные отношения. опубликовано econet.ru

Схема

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно… — сказала Алиса. — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
(Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стрене чудес”)

«С чего начать и как писать проект?» — сложный вопрос даже для опытного ведущего. На семинарах и тренингах учителя и наставники говорят, что начинать писать любой проект нужно с целей. Это, безусловно, правильная мысль, — если изначально не знаешь, куда ты хочешь придти, то и идти в таком случае все равно, куда и как. Так и с нашими проектами — хотим мы этого или нет, но своими действиями мы влияем на участников, на их взгляды, на их отношение к поднимаемым вопросам. Хотелось бы, чтобы наше влияние было осознанным, и мы точно понимали, зачем мы совершаем то или иное действие во время образовательного процесса. Как же ставить цель? Что это такое? Существует множество теорий, но, зачастую, непонятно, с чего начать. Мы пришли к практичной схеме, которая даст ответы на многие подобные вопросы и в итоге поможет написать проект.

Следует отметить, что мы сами придумывали и проверяли эту схему на основе нашего опыта. Это наше видение работы — мы не брали готовых решений. И мы будем только рады, если кто-то изменит эту схему в соответствии со своими представлениями и будет работать с ней в том виде, в котором она будет ему понятна.

Для того, чтобы лучше запомнить эту схему, мы представим её в форме ладони. Стрелка на схеме указывает порядок написания проекта. В следующих главах подробнее остановимся на каждом из её “пальцев”.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]