Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе


Понятие и назначение рефлексии

Чрезвычайно важным этапом работы любой обучающей группы и группы личностного роста является этап подведения итогов встречи (занятия) или рефлексии. Значение этого этапа трудно переоценить. Основное предназначение этого важнейшего этапа работы может быть определено следующим образом:

— осознание участниками значения и смысла проделанной работы для себя,

— формулирование нового опыта на языке чувств и новых знаний о себе и людях, новых способов поведения,

— осознание своих ошибок и новых возможностей,

— интеграция тренингового опыта в свою реальную жизнь за границами группы.

Организация завершающего этапа работы – высокопрофессиональный вид деятельности, опирающийся, с одной стороны, на специальные техники и приемы, с другой стороны, запрашивающий особого умения от самих участников. Это умение чаще всего описывается как способность к рефлексии. Таким образом, термин рефлексия одновременно используется для описания двух взаимосвязанных, но разных процессов: 1) мыслительного процесса, протекающего в сознании участников; 2)завершающего этапа работы группы (занятия). Мы рассмотрим поочередно оба процесса.

Понятие метода рефлексии

Определение 2

Метод рефлексии – это метод, при условии применения которого образовательным результатом обучения становится только тот, который был осознан учеником.

Основная цель методов рефлексии – создание методологического каркаса осуществленной предметной деятельности, который в последующем будет применяться в силу своей эффективности и продуктивности.

Ведущими методами рефлексии, используемые педагогом для проведения, в коллективе и группе являются:

  • Проблемно-поисковый метод
  • Мотивации и стимулирование процесса обучения
  • Моделирование
  • Логические методы
  • Метод контроля, который состоит из ряда следующих приемов: организация проблемных учебных ситуаций, постановка проблемных вопросов и задач, проведение проблемных опытов и исследований.

Большое значение для организации рефлексии является наличие у учащихся и педагога навыков рефлексирующей деятельности. Именно поэтому важно формировать и развивать рефлексивные умения посредством специально организованных учебно-познавательных занятий.

Рефлексивная деятельность учащихся (воспитанников) во время учебных занятий проявляется в виде рассуждений о том, как прошло занятие, какие знания были получены, как новые учебные знания связаны с изученными ранее, в чем состоит их ценность. На основании рефлексии учащихся педагог делает выводы о применении им методических приемов и способов работы, осознает собственную деятельность, дает ей оценку, при необходимости корректирует.

Рефлексия как умственная способность человека.

«Рефлексия» – обращение назад (от лат. reflexio – внутренняя сторона залива,

обращенная к морю и отражающая его волну). Это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (, ). Развитая рефлексия раскрывает человеку совершенно новые возможности в овладении собственным поведением, обретении свободы от собственных страстей и внешнего социального давления, становлении его авторской позиции в отношении свой жизни.

Выделяют несколько видов рефлексии в зависимости от того, какое место она занимает в ходе деятельности человека: ситуативную, ретроспективную и перспективную. Ситуативная рефлексия ( рефлексия – в — действии) обеспечивает непосредственную включенность в ситуацию, координацию и контроль за деятельностью в соответствии с целью и меняющимися условиями. Ретроспективная (рефлексия – после — действия) позволяет осуществить анализ выполненных действий и прошедших событий для выявления достижений и ошибок (с целью коррекции своего поведения в дальнейшем). Перспективная (рефлексия – до – действия) дает возможность осуществить мысленное планирование, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов и следствий своих поступков. В программе «Ладья» чаще всего используется ретроспективная рефлексия.

Предметом рефлексии могут самые разные области человеческого бытия: мышление, совершенное действие, общение, ценности, направленность, качества и особенности личности. В целом, информация о том, что может быть предметом рефлексии в каждом конкретном случае жизни или в конкретной развивающей ситуации занятия, представлена на рисунке № 8.

Рисунок № 8 . Направленность рефлексии.

Трудно представить себе упражнение, игру или даже целое занятие, которое потребует рефлексии во всех обозначенных выше направлениях. Чаще всего выделяется одно-два направления, принципиально важные для данной развивающей ситуации, интеграции полученного в упражнении (игре, занятии) опыта. Направленность рефлексии определяется задачами упражнения, его местом в общей структуре занятия, целью занятия в целом.

Рефлексия – процесс, который имеет не только направленность, но и глубину. Первый, поверхностный уровень – рефлексия чувств. На этом уровне целесообразно останавливать рефлексию только в том случае, если упражнение или все занятие было специально направлено на развитие способности осознавать свои эмоции и переживания. Во всех остальных случаях рефлексия чувств – запускающий механизм дальнейшей рефлексивной работы. Рефлексия результата важна для упражнений продуктивного, проектного или творческого характера, итогом которых должен стать продукт. Рефлексия процесса выводит на осознание примененных способов действия, помогает осознать сильные и слабые стороны выбранных поведенческих стратегий. Рефлексия ценностей – это предельный уровень рефлексии, позволяющий увидеть смысл произошедшего или происходящего, соотнести свои эмоции, действие, его результат и процесс со своими ценностями. В целом, общее представление о существующих уровнях рефлексии схематически представлено на рисунке № 9.

Рисунок № 9. Уровни (глубина) рефлексии

Что такое рефлексия

Определение рефлексии гласит, что она является качеством, присущим только человеку, и служит одним из его отличий от любого другого живого организма. За многовековую историю феноменом рефлексии (также ее называют саморефлексией) интересовались представители психологии, философии и даже педагогики. Все они приписывали рефлексии огромную роль в функционировании личности человека, а также искали самые разные пути ее самостоятельного развития в себе.

Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio», означающего «размышление» или «обращение назад». На самом деле у этого понятия есть много трактовок, причем каждая из них уникальна в своем роде.

Если мы обратимся к «Википедии», то увидим, что рефлексия понимается как обращение внимания человека на себя, свое сознание, продукты личной поведенческой активности, навыки, умения и знания, а также переосмысление всего этого. Сюда же можно отнести анализ уже совершенных или планирующихся поступков. Говоря проще, рефлексия является умением заглядывать внутрь своего сознания (и даже подсознания), оценивать свои поведенческие шаблоны, эмоциональные реакции.

Когда мы говорим, что человек рефлексирует, мы подразумеваем, что он фокусируется на собственном «Я» и осмысливает (или переосмысливает) его. Способность к рефлексии позволяет выходить за границы «Я-пространства», предаваться активным размышлениям, заниматься самоанализом, делать из всего этого выводы и использовать их в дальнейшем. Она дает возможность сравнивать себя и свою личность с окружающими, критически себя оценивать, адекватно воспринимать и видеть себя так, как видят другие люди.

Но не будет лишним также, если мы укажем на различие в понимании саморефлексии в психологии и философии. В философии она понимается как высший феномен, включающий в себя размышления на тему оснований человеческой культуры и изначальном замысле бытия всего сущего.

Древнегреческий философ Сократ считал рефлексию одним из доступных человеку средств для познания и совершенствования себя, т.к. умение критически взглянуть на свои мысли и действия отличает человека от других существ, делает его высшим существом в эволюционной цепи. Именно эта способность позволяет всем нам двигаться по пути прогресса и становиться свободными от стереотипов, шаблонов и предрассудков, избегать заблуждений и ошибок.

Примерно тех же взглядов придерживался французский философ Пьер Тейяр де Шарден. Плюс к этому он указывал, что рефлексия дарит людям возможность знать и осознавать само это знание. А немецкий философ Эрнст Кассирер говорил, что рефлексия нужна людям, чтобы вычленять самые важные моменты среди огромного количества «мусора», содержащегося в недрах подсознания и перипетиях чувств.

Но толкование рефлексии в психологии представляет для нас больший интерес, т.к. именно здесь раскрывается его практическое значение. Психологическая наука рассматривает этот феномен как особую форму самоанализа, вследствие чего она занимает важное место в науке о человеческой способности обращаться к подсознанию, анализировать мысли, действия и цели.

Известный советский и российский психолог Лев Рубинштейн называл способность рефлексировать умением осознавать границы собственного «Я», а также указывал на то, что при отсутствии данной способности человек не может развиться и стать полноценной личностью. Таким образом, рефлексия превращается в умение останавливать бесконечный поток хаотичных мыслей и переключаться с механистичного мышления на осознание индивидуального духовного и психического внутреннего мира. Итогом этого становится возможность не просто думать, а по-настоящему размышлять, анализировать и полноценно жить.

Все вышесказанное указывает нам на важность рефлексии в жизни человека, а также еще раз говорит о том, что ее нужно и важно в себе развивать. Живя в сумасшедшем ритме современности, человек не имеет достаточного количества времени, чтобы остановиться, обдумать свои действия и познать собственный внутренний мир.

В то же время способность проводить качественный самоанализ, смотреть критически на свои ошибки и менять свои действия на основе полученных выводов крайне важна, т.к. помогает полноценно развиваться и становиться самодостаточной личностью. Развивая ее в себе, мы можем прийти к осознанию своей уникальности, научиться понимать свое отличие от любого другого человека, формировать собственные мысли, определять цели и даже находить свое предназначение в жизни.

Впрочем, о роли рефлексии в жизни человека нам стоит поговорить подробнее, но прежде позвольте предложить вам небольшое видео, где в интересной, простой и понятной форме рассказывается о том, что такое рефлексия.

Приемы развития рефлексии

Рефлексия – формируемая способность. И его развитие происходит только в том случае, если в процессе деятельности человека создаются ситуации, требующие остановки, возращения назад, анализа совершенного. В процессе занятий необходимо систематически создавать ситуации, запускающие рефлексивные размышления, а в конце каждого занятия выделять время на специально организуемую рефлексию. В качестве приемов, способствующих развитию рефлексивной способности, по ходу занятий могут быть использованы:

Проблемные ситуации при введении нового понятия, новой задачи работы группы на определения границ «знаю — не знаю», «умею – не умею», акцент на то, что необходимо узнать, осмыслить для того, чтобы незнание превратилось в знание. Например:«Оказывается, что я что-то не знаю и чего — то не умею!» « Я смогу разобраться в этом, если…». Задания и игры на рассмотрение явления, поступка с разных позиций или ролей. Например, сомневающийся, критик, знаток, ученик, экспериментатор, управляющий, смотрящий со стороны; « тот, который хочет …». Упражнения с рефлексивными остановками «Остановись и подумай!» (ответы на вопросы: «Что ты делаешь?», «Каким образом делаешь?», «Зачем?» и «Какой пункт плана мы сейчас реализуем?» и т. п.). Поощрение спонтанных рефлексивных высказываний, обращение на них внимания («Я потерял нить доказательства…», « А я делал так — то и так — то…», «Здесь мне все ясно, а здесь – нет…») Побуждение к самооценке результатов деятельности («Получил ли ты именно те результаты, которые ожидал? Почему получилось иначе?») Задания на воображение «Слушая текст, постарайся представить события, которые в нем описываются». Задания на прогнозирование : «Что будет дальше?», «О чем этот текст (определение темы только по названию текста)?» Использование магнитофона или видео камеры для записи деятельности участников с последующим анализом происходящего.

Роль рефлексии в жизни человека

Если рассмотреть вопрос значения рефлексии в жизни человека детально, можно сделать несколько многоговорящих выводов. Благодаря рефлексивной деятельности человек может:

  • контролировать и анализировать собственное мышление;
  • оценивать свои мысли, смотря на них со стороны, и анализировать их правильность, обоснованность и логичность;
  • очищать свое сознание от ненужных и бесполезных мыслей и размышлений;
  • преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные;
  • более глубоко познавать себя;
  • оценивать свои поведенческие шаблоны и корректировать свои действия;
  • определять более четкую жизненную позицию;
  • избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Обладая способностью к рефлексии, человек многократно вырастает в понимании себя и своей личности, овладевает более мощным самоконтролем и идет по пути полезных в жизни перемен. А вот если у человека эта способность плохо развита, он будет хуже знать себя, а также будет продолжать совершать повторяющиеся ошибочные действия.

Очевидно, что человек, всегда действующий однообразно, но при этом ждущий новых результатов, ведет себя как минимум глупо и неэффективно. Поэтому несложно сделать вывод, что рефлексия помогает скорректировать такое поведение, устранить сбои в мыслях и поступках, начать накапливать важный опыт и личностно расти.

Именно по этой причине рефлексия стала методом, активно применяющимся психологами по всему миру. Психологи используют его, чтобы помогать людям обращать свой взор внутрь своего существа и исследовать свою сущность. При условии проведения методичной и профессиональной работы психологи помогают клиентам находить правильные решения сложных ситуаций, разрешать проблемы и искать ответы на все вопросы внутри самих себя.

Давайте укажем на конкретные результаты, которых может достичь человек, обратившийся к рефлексии как к методу психологической и психотерапевтической помощи. Такой человек может понять:

  • свои переживания и ощущения на данном жизненном этапе;
  • свои слабости, скрытые глубоко в подсознании и подверженные влиянию со стороны;
  • способы применения проблем, трудностей и преград на жизненном пути во благо себе и для улучшения жизни.

В большинстве случаев, в процессе использования метода рефлексии человек с помощью специалиста также начинает осознавать несколько частей своей личности:

  • Я – отдельный индивид;
  • Я – личность среди других личностей;
  • Я – идеальное существо;
  • Я – отдельный индивид в восприятии со стороны;
  • Я – личность среди других личностей в восприятии со стороны;
  • Я – идеальное существо в восприятии со стороны.

Для достижения понимания вышеназванных вещей психологи могут применять один из трех методов рефлексивной терапии:

  • Ситуативная рефлексия. Помогает человеку осознать суть сложившейся ситуации, подойти критически к ее оценке и определить все имеющиеся тонкости того, что происходит.
  • Саногенная рефлексия. Помогает человеку управлять своими эмоциональными проявлениями и сознательно блокировать негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.
  • Ретроспективная рефлексия. Помогает человеку посмотреть на прошлый опыт, провести тщательный анализ своих ошибок и извлечь из них важный и полезный опыт.

По мнению многих практикующих психологов, рефлексия является одним из самых лучших, полезных и эффективных способов для человека достичь внутренней гармонии и начать самосовершенствоваться, собрать в единое целое мозаику своих мыслей и преобразовать их в целостные идеи, способствующие достижению успеха и благосостояния.

Рефлексия, намеренно используемая человеком (не важно: самостоятельно или посредством психолога) становится дорогой к познанию своего внутреннего мира, возможностью посмотреть на себя глазами других людей, а также обрести образ идеального себя – той личности, которой мечтает стать человек.

Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами применяют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов. О них мы тоже немного поговорим, прежде чем расскажем, как развить в себе рефлексию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]