Философская концепция
Эта статья о философии. О крайне необоснованных, глупых или глупых вещах см. Абсурд. Об абсурдистском юморе см. сюрреалистический юмор. О литературном жанре см. Абсурдистская фантастика.
Эта статья нужны дополнительные цитаты для проверка . Пожалуйста помоги улучшить эту статью к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. |
Сизиф, символ абсурда бытия, картина Франц Штук (1920)
В философия, «абсурд
«относится к конфликту между человеческой склонностью искать внутренняя ценность и смысл жизнии неспособность человека найти что-либо в бессмысленной, бессмысленной или хаотической и иррациональной вселенной.[1] Вселенная и человеческий разум не порождают Абсурд по отдельности, но скорее Абсурд возникает из-за противоречивой природы двух существующих одновременно.
Как философия абсурдизм
кроме того, исследует фундаментальную природу Абсурда и то, как люди, однажды осознав Абсурд, должны реагировать на него. Философ-абсурдист Альбер Камю заявил, что люди должны принять абсурдные условия человеческого существования.
Абсурдизм разделяет некоторые концепции и общий теоретический шаблон с экзистенциализм и нигилизм. Он берет свое начало в творчестве 19 века. Датский философ Сорен Кьеркегор, который решил противостоять кризису, с которым люди сталкиваются с Абсурдом, разработав свой собственный экзистенциалистская философия.[2] Абсурдизм как система убеждений возник в результате европейского экзистенциалистского движения, в частности, когда Камю отверг некоторые аспекты этой философской мысли.[3] и опубликовал свое эссе Миф о Сизифе
. Последствия Вторая Мировая Война создавали социальную среду, которая стимулировала абсурдистские взгляды и позволяла их массовое развитие, особенно в опустошенной стране Франция.
Обзор
… вопреки всему существованию или вопреки ему, он желает быть самим собой с ним, брать его с собой, почти игнорируя свои мучения. Чтобы надеяться на возможность помощи, не говоря уже о помощи в силу абсурда, что для Бога все возможно — нет, он этого не сделает. А что касается обращения за помощью к кому-то другому — нет, он не сделает этого для всего мира; вместо того, чтобы искать помощи, он предпочел бы быть самим собой — со всеми адскими пытками, если так и должно быть.
– Сорен Кьеркегор, Болезнь к смерти
[4]
Смотрите также: Экзистенциализм § Абсурд
В абсурдистской философии абсурд возникает из фундаментальной дисгармонии между индивидуальным поиском смысла и бессмысленность Вселенной. Как существа, ищущие смысл в бессмысленном мире, люди могут решить эту дилемму тремя способами. Кьеркегор и Камю описывают решения в своих работах: Болезнь к смерти
(1849) и
Миф о Сизифе
(1942) соответственно:
- Самоубийство (или «бегство от существования»): решение, которым человек заканчивает свою жизнь. И Кьеркегор, и Камю отвергают жизнеспособность этого варианта. Камю заявляет, что это не противоречит Абсурду. Скорее, в акте прекращения своего существования его существование становится только более абсурдным.
- Религиозный, духовный, или абстрактная вера в превосходный царство, бытие или идея: решение, в котором человек верит в существование реальности, которая находится за пределами Абсурда и, как таковая, имеет смысл. Кьеркегор заявил, что вера во что-либо за пределами абсурда требует иррационального, но, возможно, необходимого религиозного «прыжка» в нематериальное и эмпирически недоказуемое (теперь обычно называемое «прыжок верыОднако Камю расценил это и другие решения как «философское самоубийство».
- Принятие абсурда: решение, в котором человек принимает абсурд и продолжает жить вопреки ему. Камю поддержал это решение, полагая, что, приняв Абсурд, можно достичь максимальной степени свободы. Не признавая никаких религиозных или иных моральных ограничений и восставая против Абсурда (посредством создания смысла), одновременно принимая его как неудержимый, можно было найти удовлетворение через преходящее личное значение, созданное в процессе. Кьеркегор, с другой стороны, расценил это решение как «демоническое безумие»:Больше всего его бесит мысль о том, что вечность может вбить себе в голову забрать у него его страдания!
«[5]
Смысл жизни в абсурдизме
Абсурдизм говорит нам о том, что на протяжении всей истории человек тем или иным образом пытался постичь смысл бытия. Одни люди приходили к выводу, что жизнь не имеет смысла, и всё, что есть у человека, это текущий момент, или же начинали ощущать пустоту, убеждаясь в том, что всё предопределено Провидением. К таким ощущениям относится вера в Бога и приверженность какой-либо из религий вообще.
Другие находили ответы на все свои вопросы в самоубийстве. Для людей, которые по тем или иным причинам пришли к убеждению, что жизнь лишена смысла, суицид становится способом, посредством которого можно быстро достичь финальной точки своей судьбы.
Но люди способны и самостоятельно создавать для себя смысл бытия, который, вполне вероятно, не будет объективным, однако будет что-то в жизнь привносить и давать то, ради чего стоит продолжать свой путь. Об этом, кстати, и говорил Альбер Камю. Но одной из основополагающих идей здесь является то, что человек должен сохранять дистанцию между абсурдностью бытия и искусственно выдуманным смыслом, а относиться к этой дистанции он должен с иронией.
Но хотелось бы сказать, что жизнь, в которой нет смысла, для многих людей стала причиной отсутствия счастья, причиной апатии и безразличия, нежелания что-либо делать и чего-либо достигать. Мы, конечно, никому не судьи, но, как взрослые люди, можем утверждать, что такой жизнью жить нельзя или, по крайней мере, не стоит.
Абсурдизм, пусть и нашёл отклик в сердцах многих людей, всё же является довольно-таки утопичным мировоззрением. Проникнувшись его идеями, не остаётся ничего, кроме того как повесить голову или примерить на себя образ этакого борца непонятно за что.
А не лучше ли будет широко раскрыть свои глаза, глубоко вдохнуть и осознать, что смысл жизни есть, и заключается он в самой жизни, в том, как мы её проживаем и какими людьми мы становимся?
Точек зрения на смысл бытия очень и очень много, и все они могут быть подкреплены вескими аргументами. Но не важно, какой из них мы будем придерживаться, главное – оставаться жизнерадостными и жизнелюбивыми людьми.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Возникновение позитивизма
- Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
- Идеи и воззрения Льва Толстого
- Эмпиризм в философии Нового времени простыми словами
- Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители
- Язык и религия
- Проблема демаркации научного знания
- Зачем разбираться в философии?
- Материализм и идеализм в философии
- Концептуализм: от Средневековья до наших дней
Ключевые слова:1Когнитивистика
Отношение к экзистенциализму и нигилизму
Абсурдизм произошел от штаммов 20-го века (а также рядом) с ними. экзистенциализм и нигилизм; он разделяет некоторые важные отправные точки с обоими, хотя также влечет за собой выводы, которые однозначно отличаются от этих других школ мысли. Все три возникли из человеческого опыта страданий и замешательства, проистекающих из Абсурда: очевидной бессмысленности в мире, в котором люди, тем не менее, вынуждены искать или создавать смысл.[6] Отсюда расходятся три школы мысли. Экзистенциалисты обычно выступают за построение человеком собственного смысла жизни, а также за свободная воля человека. Нигилисты, напротив, утверждают, что «бесполезно искать или утверждать смысл там, где его нельзя найти».[7] Абсурдисты, следуя формулировке Камю, нерешительно допускают возможность некоторого смысла или ценности в жизни, но не так уверены, как экзистенциалисты в ценности собственного сконструированного смысла, или как нигилисты в полной неспособности создавать смысл. Абсурдисты, следующие Камю, также обесценивают или прямо отвергают свободу воли, поощряя лишь то, что индивид живет вызывающе и достоверно. несмотря на
психологическое напряжение абсурда.[8]
Сам Камю страстно трудился, чтобы противостоять нигилизм, как он объяснил в своем эссе «Мятежник, «в то время как он также категорически отверг ярлык» экзистенциалист «в своем эссе» Enigma «и в сборнике Лирические и критические очерки Альбера Камю
, хотя он был и до сих пор часто охарактеризован другими как экзистенциалист.[9] И экзистенциализм, и абсурдизм влекут за собой рассмотрение практических применений осознания истины экзистенциальный нигилизм: то есть, как должен действовать заинтересованный искатель смысла, когда он внезапно сталкивается с кажущимся сокрытием или прямым отсутствием смысла во вселенной. Собственное понимание мира Камю (например, «мягкое безразличие» в
Незнакомец
), и каждое видение его прогресса,[
пример необходим
] тем не менее, это отличает его от общей экзистенциалистской тенденции.
Основные отношения между экзистенциализмом, абсурдизмом и нигилизмом | Есть такое понятие как смысл или же ценить : | да | да | Это логическая возможность. | Нет |
2. | Вселенная имеет внутренний смысл: | Да, но человек должен был прийти к познанию Бога. | Нет | Нет | Нет |
3. | В преследование смысла может иметь значение само по себе: | да | да | Такое стремление может и должно создавать смысл для человека, но смерть по-прежнему делает его «в конечном итоге» бессмысленным. | Нет |
4. | Возможна индивидуальная конструкция любого смысла: | Да, хотя это значение в конечном итоге будет включать в себя Бога как создателя вселенной и самого «смысла». | Да, создание смысла в мире без внутреннего смысла — цель экзистенциализма. | Да, хотя он должен столкнуться с Абсурдом, что означает принятие преходящей, личной природы наших смыслообразующих проектов и того, как они сводятся на нет смертью.[10] | Нет |
5. | Есть разрешение на желание человека искать смысл: | Да, создание собственного смысла с участием Бога. | Да, создание собственного смысла. | Принятие абсурда может позволить человеку найти радость и смысл в собственной жизни, но единственное «решение» — это окончательное уничтожение смертью. | Нет |
Такая диаграмма представляет собой некоторые совпадения и противоречия между экзистенциалистским и абсурдистским подходами к значению. Хотя абсурдизм можно рассматривать как своего рода ответ на экзистенциализм, можно обсудить, насколько существенно эти две позиции отличаются друг от друга. В конце концов, экзистенциалист не отрицает реальности смерти. Но абсурдист, похоже, еще раз подтверждает то, как смерть в конечном итоге сводит на нет нашу деятельность по созданию смысла, — заключению, которому экзистенциалисты, похоже, сопротивляются посредством различных представлений о потомстве или, в случае Сартра, участия в грандиозном гуманистическом проекте.
Сила абсурда
Древние философы не зря превратили абсурд в технику беседы, спора. Чтобы доказать свою правоту и разгромить логику собеседника, они доводили его идею до абсурда. Усиливали детали, развивали мысль и доводили до логического конца, всё ярче сталкивая противоречия, пока абсурдность идеи не становилась очевидной.
Что такое абсурд?
В современной психологической науке тоже есть техника доведения до абсурда. Эта техника отлично работает со страхами, тревогой, негативными установками и сценариями. Даже с депрессией помогает бороться!
Например, страх публичный выступлений. Наверняка, он тебе знаком ещё со школьной скамьи. Это знакомое каждому волнение и страх оценки, тревога от того, что на тебя смотрят столько глаз и внимательный взор учителя. А уж если всё закончилось не очень позитивно, страх укореняется внутри и подаёт голос при каждой, хоть немного похожей ситуации.
И вот, ты уже большая и взрослая, и тебе предстоит важное совещание на работе. Ты должна будешь выступать с важным сообщением. Руководитель очень рассчитывает на тебя. А ты несколько ночей спать не можешь от тревоги. Привычный для любого человека способ борьбы со страхом – конечно же, логичный, — перестать бояться. Вот только он не работает!
Техника доведения до абсурда сработает лучше! Чтобы победить своё волнение, представь ситуацию выступления в самом негативном варианте. Напиши рассказ. Описывай всё в мельчайших подробностях: утром ты проснулась, собралась и села завтракать. От волнения трясутся руки и ничего не хочется. Пьёшь наспех кофе и отправляешься на работу.
Там твоё волнение усиливается. Потихоньку все собираются в кабинете, где будет проходить совещание. От страха у тебя кружится голова и путаются мысли. Представь, что совещание началось, и подошла твоя очередь говорить.
Но слова не формируются в предложение, а буквы путаются в словах. Ты волнуешься ещё больше, проливаешь воду на рядом сидящего руководителя. Он злится и отчитывает тебя. Пофантазируй, какие ещё оплошности можешь допустить, доведи ситуацию до самого-самого ужасного итога.
Чем кончится твой рассказ? Тебя уволят? Выгонят с позором и без выходного пособия? Посмотри, к чему приведут тебя страхи. А потом спроси себя – это действительно может случиться именно так? Правда, из-за волнения ты не сможешь говорить? Правда, что за это тебя уволят?
Или самое страшное — ты навсегда останешься без работы? Ты увидишь, что голос страха ведёт тебя в абсурд, он рисует комичные сценарии, далёкие от реальности. Теперь ты можешь вздохнуть, спокойно подготовиться к совещанию и лечь спать.
Техника абсурда поможет в борьбе и с депрессией. Всё тем же путём. Если ты погрузилась в апатию и мрачные мысли, попробуй не разгонять их сразу. Начни «сгущать краски». Усиливай переживание того, что всё плохо и жизнь тяжела.
И никто-то не любит, и все-то обидели. Если развивать мысли депрессии, то это обычно желание лечь и ничего не делать, не есть, не говорить ни с кем. А потом торжественно умереть, чтобы обидчики твои видели, что они с тобой сделали!
А ты, как ангел, с небес будешь смотреть на их горе и упиваться победой – поняли, что потеряли! Вот какие вы жестокие! Вот как я вас наказала! Распиши в ярких красках эту фантазию. А потом резко вернись в реальность – ты действительно веришь в месть на облаках? Даже если ты веришь в загробную жизнь, неужели там тебе будет актуально злорадство? И правда, твои мелкие обиды и неприятности заслуживают такой театральной трагичности?
После таких сценариев, в стиле индийского кино, тебе захочется встряхнуться и вернуться в настоящий момент. Доведение до абсурда помогает уйти от негативных мыслей и чувств и вернуться к жизни. Этот гениальный метод и практиковали филососфы древности софисты и Сократ.
Сорен Кьеркегор
Основная статья: Философия Серена Кьеркегора
Кьеркегор разработал структуру отношений, основанную (частично) на том, как человек реагирует на отчаяние. Абсурдистская философия вписывается в рубрику «отчаяние неповиновения».[11]
За столетие до этого Камю, датский философ XIX века Сорен Кьеркегор много писал об абсурдности мира. Кьеркегор в своих дневниках пишет об абсурде:
Что такое абсурд? Как легко увидеть, я, разумное существо, должен действовать в том случае, когда мой разум, мои способности рефлексии говорят мне: вы можете делать то же самое, что и другое, а именно: скажите там, где мой разум и размышление говорят: вы не можете действовать, и все же здесь я должен действовать … Абсурд, или действовать на основании абсурда, — это действовать в соответствии с верой … Я должен действовать, но размышление имеет закрыл дорогу, поэтому я использую одну из возможностей и говорю: это то, что я делаю, я не могу сделать иначе, потому что я остановился из-за моей способности размышлять.[12]
— Кьеркегор, Сорен, Журналы, 1849 г.
Вот еще один пример абсурда из его произведений:
В чем же тогда абсурд? Абсурд в том, что вечная истина возникла во времени, что Бог появился, родился, вырос. и т. д., возник в точности как индивидуальное человеческое существо, неотличимое от любого другого человеческого существа, поскольку всякая непосредственная узнаваемость является досократовским язычеством, а с еврейской точки зрения — идолопоклонством. —Кьеркегор, Заключительный ненаучный постскриптум
, 1846, Hong 1992, стр. 210
Как можно утверждать или верить в этот абсурд? Кьеркегор говорит:
Я с удовольствием берусь кратко повторить, что подчеркну в других псевдонимах. Абсурд — это не абсурд или абсурд без какого-либо различия (поэтому Йоханнес де Силенцио: «Кто из нашего века понимает, что такое абсурд?»). Абсурд — это категория, и требуется наиболее развитая мысль, чтобы определить христианский абсурд точно и с концептуальной правильностью. Абсурд — это категория, отрицательный критерий божественного или отношения к божественному. Когда верующий имеет веру, абсурд не является абсурдом — вера преображает его, но в каждый момент слабости он снова становится для него более или менее абсурдным. Страсть веры — единственное, что преодолевает абсурд. Если нет, то вера — это не вера в самом строгом смысле слова, а своего рода знание. Абсурд отрицательно кончается перед сферой веры, которая сама по себе является сферой. К третьему лицу верующий относится к абсурду; так должно судить третье лицо, потому что третье лицо не имеет страсти веры. Йоханнес де Силентио никогда не утверждал, что был верующим; Напротив, он объяснил, что он неверующий, — чтобы негативно осветить веру. —Журналы Сёрена Кьеркегора
X6B 79[13]
Кьеркегор приводит пример в Страх и трепет
(1843), вышедшая под псевдонимом
Йоханнес де Силентио
. В истории Авраам в Книга Бытия, Авраам говорит Бог к убить его сына Исаак. Подобно тому, как Авраам собирается убить Исаака, ангел останавливает Авраама от этого. Кьеркегор считает, что в силу абсурда Авраам, игнорируя все разумные и этические обязанности («нельзя действовать»), вернул своего сына и подтвердил свою веру («там, где я должен действовать»).[14]
Другой пример абсурдистских тем в творчестве Кьеркегора проявляется в Болезнь к смерти
, которую Кьеркегор подписал псевдонимом
Анти-климакус
. Исследуя формы отчаяния, Кьеркегор исследует тип отчаяния, известный как вызов.[15] Во вступительной цитате, воспроизведенной в начале статьи, Кьеркегор описывает, как такой человек выдержит такое неповиновение, и выделяет три основные черты Человека-абсурда, которые позже обсуждал Альбер Камю: отказ от побега от существования (самоубийство) отказ от помощи высшей силы и принятие своего абсурдного (и безнадежного) состояния.
По словам Кьеркегора в его автобиографии Точка зрения на мою работу как автора
, большинство его произведений под псевдонимом не обязательно отражают его собственное мнение. Тем не менее его работа предвосхищала многие абсурдистские темы и обеспечивала их теоретическую основу.
Сёрен Кьеркегор
Сёреном Кьеркегором идеи абсурдизма поднимаются в нескольких его творениях, наиболее важным среди которых является «Страх и трепет». Критикуя в этой работе христианскую религию, автор ставит в пример сюжет из Библии, где Авраам приносит своего сына в жертву Господу. Именно этим Кьеркегор показывает то, что человек не является свободным, а его бытие абсурдно. Вера Авраама является для Кьеркегора абсолютным парадоксом, который может легко и просто сделать из убийства сакральное и священное деяние, угодное Богу. И парадокс этот не вписывается ни в какие рамки.
Несмотря на своё критическое отношение к религии, Сёрен Кьеркегор не принижал значения веры в жизни человека. Наоборот, он говорил о том, что вера выходит за рамки понимания, являясь трансцендентной, а значит, и абсурдной. Она не может быть обоснована логически, хотя предельно эффективна. И это было главной идеей Кьеркегора.
Альбер Камю
Хотя понятие «абсурд» пронизывает все Альбер Камюпишет, Миф о Сизифе
его основная работа по этому вопросу. В нем Камю рассматривает абсурд как противостояние, противостояние, конфликт или «развод» двух идеалов. В частности, он определяет состояние человека как абсурдное, как противостояние между стремлением человека к значимости, значению и ясности, с одной стороны, и безмолвной холодной вселенной, с другой. Он продолжает, что есть определенные человеческие переживания, вызывающие представления об абсурде. Такое осознание или встреча с абсурдом оставляет человеку выбор: самоубийство, а прыжок веры, или признание. Он заключает, что признание — единственный оправданный вариант.[16]
Для Камю самоубийство — это «признание» того, что жить не стоит; это выбор, который неявно заявляет, что жизни «слишком много». Самоубийство предлагает самый простой «выход» из абсурда: немедленное уничтожение «я» и его место во вселенной.
Абсурдная встреча может также вызвать «прыжок веры» — термин, образованный от одного из ранних псевдонимов Кьеркегора: Йоханнес де Силентио
(хотя сам Кьеркегор не использовал этот термин),[17] где человек считает, что есть нечто большее, чем разумная жизнь (эстетическая или этическая). Чтобы совершить «прыжок веры», нужно действовать «добродетелью абсурда» (как
Йоханнес де Силентио
положить), где может потребоваться приостановка этического. Эта вера не имеет ожиданий, но представляет собой гибкую силу, инициированную признанием абсурда. (Хотя в какой-то момент человек признает или сталкивается с существованием абсурда и, в ответ, активно игнорирует его.) Однако Камю утверждает, что, поскольку прыжок веры ускользает от рациональности и уступает место абстракции над личным опытом, прыжок веры является не абсурдно. Камю рассматривает прыжок веры как «философское самоубийство», отвергая как это, так и физическое самоубийство.[17][18]
Наконец, человек может принять абсурдное состояние. Согласно Камю, свобода — и возможность придать жизни смысл — заключается в признании абсурда. Если абсурдный опыт действительно является осознанием того, что вселенная в основе своей лишена абсолютов, тогда мы, как личности, действительно свободны. «Жить без апелляции»,[19] по его словам, это философский ход для определения абсолютов и универсалий субъективно, а не объективно. Таким образом, свобода человека определяется его естественной способностью и возможностью создавать свой собственный смысл и цель; решать (или думать) за себя. Индивид становится самой драгоценной единицей существования, представляя набор уникальных идеалов, которые можно охарактеризовать как целую вселенную в отдельности. Признавая абсурдность поиска любого внутреннего смысла, но продолжая этот поиск, несмотря ни на что, можно быть счастливым, постепенно развивая смысл только на основе поиска.
Камю заявляет в Миф о Сизифе
: «Таким образом, я извлекаю из абсурда три следствия, а именно мой бунт, мою свободу и мою страсть. Простым действием сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и я отказываюсь от самоубийства».[20] «Бунт» здесь относится к отказу от самоубийства и поиску смысла, несмотря на откровение Абсурда; «Свобода» означает отсутствие лишения свободы по религиозным мотивам или моральным кодексам других людей; «Страсть» относится к самому искреннему переживанию жизни, поскольку надежда была отвергнута, и поэтому он заключает, что каждое мгновение нужно проживать полностью.
Абсурд в повседневной жизни
Фото автора Francesco Ungaro: Pexels
Абсурд – это суждение, состоящее из противоречий. Например, выражение, прозвучавшее от главной героини в фильме «Улыбка Моны Лизы»: «Корсет, несущий вам свободу». Героиня говорит его с возмущением, усиливая абсурдность его содержания. Кажется ли оно абсурдным тебе?
Логика здесь нарушается – корсет сам по себе не может быть удобной вещью, это то, что сковывает свободу движений, создаёт ограничения. А преподносится как что-то, дающее свободу и комфорт. И, наверняка, многие женщины могут попасться на подобную ловушку абсурда.
В повседневной жизни ты тоже можешь столкнуться с абсурдностью чего-то. Например, когда ты видишь, как человек загоняет себя в жёсткие рамки каких-то правил. Если расспрашивать его, зачем он это делает, то окажется, что так он пытается сделать свою жизнь лучше.
Желание человека быть счастливым, быть в безопасности и комфорте часто вступают в конфликт с его страхами, или даже травматичным опытом. Именно так создаётся порочный круг изматывающих действий. Выйти оттуда человек сможет лишь увидев абсурдность ситуации. Простой вопрос, сталкивающий главные человеческие противоречия расширяет границы восприятия. И это даёт шанс изменить жизнь и сценарий.
Смотрите также
- Философский портал
- Абсурдистская фантастика
- Credo quia absurdum
- Дискордианство
- Экзистенциальный нигилизм
- Экзистенциализм
- Иррациональность
- Должна проблема
- Различие фактов и ценностей
- Лотерея рождения
- Смысл жизни
- Нигилизм
- Non sequitur (литературный прием)
- Патафизика
- Питер Вессель Цапффе
- Незнакомец
(Роман) - Театр абсурда
- Абсурдистан
- Церковь SubGenius
- Теория управления терроризмом
- Использование – упоминание различия
Рекомендации
- Доттервейх, Джон (11 марта 2022 г.). «Аргумент абсурда». Университет Южного Креста. Получено 8 октября, 2022.
- Стюарт, Джон (2011). Кьеркегор и экзистенциализм. Фарнем, Англия: Ашгейт. ISBN 978-1-4094-2641-7. С. 76–78.
- Соломон, Роберт С. (2001). От рационализма к экзистенциализму: экзистенциалисты и их истоки в XIX веке
. Роуман и Литтлфилд. п. 245. ISBN 0-7425-1241-X . - Кьеркегор, Сорен (1941). Болезнь к смерти
. Издательство Принстонского университета. - Кьеркегор, Сорен (1941). Болезнь к смерти
. Издательство Принстонского университета. Часть I, гл. 3. - Алан Пратт (23 апреля 2001 г.). «Нигилизм». Интернет-энциклопедия философии
. Университет Эмбри-Риддла. Получено 4 февраля, 2012. - Дональд А. Кросби (1 июля 1988 г.). Призрак абсурда: источники и критика современного нигилизма
. Государственный университет Нью-Йорка Press. Получено 29 января, 2012. - «Альбер Камю». Стэнфордская энциклопедия философии. Какая камусианская альтернатива самоубийству или надежде? Ответ — жить без спасения и честно, в «бунте» и неповиновении, поддерживая напряжение, присущее человеческой жизни.
- Соломон, Роберт С. (2001). От рационализма к экзистенциализму: экзистенциалисты и их истоки в XIX веке
. Роуман и Литтлфилд. п. 245. ISBN 0-7425-1241-X . - «Альбер Камю». Стэнфордская энциклопедия философии. Какая камусианская альтернатива самоубийству или надежде? Ответ — жить без спасения и честно, в «бунте» и неповиновении, поддерживая напряжение, присущее человеческой жизни.
- Кьеркегор, Сорен. Болезнь к смерти
.
Кьеркегор писал обо всех четырех точках зрения в своих работах в то или иное время, но большая часть его работ склонялась к тому, что впоследствии стало абсурдистскими и теистическими экзистенциалистскими взглядами. - Дрю, Александр. Журналы Сёрена Кьеркегора
, Oxford University Press, 1938. - «Сорен Кьеркегор». Naturalthinker.com
. Получено 2016-02-26. - Silentio, Johannes de. Страх и трепет
, Дания, 1843 г. - Болезнь до смерти
, Гл.3, часть Б, сек. 2 - Камю, Альбер (1991). Миф о Сизифе и другие очерки
. Винтажные книги. ISBN 0-679-73373-6 . - ^ аб
«Кьеркегоровский скачок» в
Кембриджский компаньон Кьеркегора
. - Камю, Миф о Сизифе
, п. 41 год - Камю, Миф о Сизифе
, п. 55 - Камю, Миф о Сизифе
, п. 64
Что такое абсурдизм и как он появился?
Абсурдизм представляет собой систему философских взглядов, согласно которой утверждается, что человеческое бытие не имеет смысла.
В качестве теории мировоззрения абсурдизм рассматривают как часть философии экзистенциализма, а его корнями считаются идеи Сёрена Кьеркегора – философа датского происхождения XIX века. Однако уже оформившейся философской концепцией абсурдизм предстаёт в работе французского писателя и философа Альбера Камю «Миф о Сизифе». В своём творчестве Камю как раз основывался на идеях Кьеркегора, а также таких людей как Фридрих Ницше, Фёдор Достоевский, Эдмунд Гуссерль, Николай Бердяев и других.
Отправной точкой в возникновении абсурдизма как философии абсурда стали мировые войны, произошедшие в первой половине XX века. Эти войны породили массу человеческих смертей и страданий, социальную неустроенность и т.д., ставших почвой для появления и развития идей экзистенциализма как движения гуманизма.
Так, в первой половине минувшего века люди стали интересоваться творчеством Альбера Камю и Жан-Поля Сартра, а идеи абсурдизма начали набирать всё большую популярность. Итогом же стало то, что абсурдизм прочного вошёл историю философии, а также многих направлений искусства, таких как писательство, поэзия, театр и т.д.
Но чем же так «зацепил» массовое сознание этот самый абсурдизм? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к воззрениям его самых ярых приверженцев – Сёрена Кьеркегора, Льва Шестова и уже не раз упомянутого нами Альбера Камю.