Слово «тест» означает испытание, проверка, диагностическая методика.
Тестирование и тестология — диагносцирование и диагностика.
Слово тест у нас ассоциировалось с методикой Бине-Симона и Стенфорд-Бине.
Специфические особенности теста.
Тестом называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего:
- Количественных психоиндивидуальных различий. Л.Кронбах — тесты предназначены описывать индивидуальные психологические различия с помощью количественной шкалы. Штерн в 1911 году описывал требования к тестам. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.
- Тест представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.
- Выполнение тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание начисляются баллы.
- Стимульный материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.
Какие бывают тесты?
Критерии классификации тестов:
- цель тестирования
- содержание
- форма тестирования.
1. По цели различают тесты:
- тесты для отбора
- тесты для распределения
- тесты для классификации
2. По содержанию:
- тесты общих способностей: тесты интеллекта
- тесты креативные
Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).
Критериально-ориентированные тесты — это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.
Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).
3. По форме тесты бывают — индивидуальные и групповые:
- вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)
- бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме представления испытуемому.
- аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)
- компьютерные
Я-структурный тест Аммона (ISTA)
Согласно теории немецкого психиатра Гюнтера Аммона, из взаимодействия различных черт личности между собой и со средой и вырастает внутренняя идентичность человека. Основополагающие черты, составляющие фундамент этой конструкции, не осознаются, но лежат в основе всего, что мы говорим, делаем и чувствуем. Они, помимо всего прочего, могут быть конструктивными, деструктивными и дефицитарными. Конструктивная агрессия, к примеру — осадить хама, кричащего в метро. А деструктивная — накричать на пятерых подчиненных после такого случая, никак не осадив самого хама. Индивид с дефицитарной агрессией же не сделает ни первого, ни второго — лишь уйдет в собственные мысли о жестокости мира вокруг. Определить конструктивность, деструктивность и дефицитарность можно, по мнению Аммона, для шести основных черт личности — к ним относятся агрессия, тревога/страх, внешнее отграничение «я» (то есть способность задавать свои границы в коммуникации), внутреннее отграничение «я» (то есть понимание своего внутреннего мира), нарциссизм и сексуальность. Для каждой из них в тесте Аммона есть своя шкала. Смысл психиатрии по Аммону — восполнение дефицитов и устранение перекосов в ядре личности. А для этого, предсказуемо, то и другое надо найти. Вот для этого-то и используется этот тест.
Проективные методы.
Проективные методы — это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.
Специфические особенности методик.
Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.
Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.
Термин «проекция» впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.
Он описал основные принципы проективной диагностики.
В 1896 году Фрейд ввел термин «проекция» — приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.
В начале 20 века Фрейд использует «проекцию» в другом смысле — символический перенос во вне — внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.
Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.
Тесты на социальные навыки
От умения эффективно взаимодействовать с людьми напрямую зависит успешность человека во всех сферах и счастье в межличностных отношениях. Следующие методики помогут вам объективно оценить свои коммуникативные навыки и уровень эмпатии.
- Тест межличностных отношений Лири
Тест направлен на выявление присущих человеку моделей поведения в межличностных отношениях. Он оценивает характеристики человека по двум шкалам: “доминирование – подчинение” и “дружелюбие – враждебность”. На основе сочетания этих характеристик испытуемого определяют в одну из 8 категорий. Вас ждут 128 вопросов, на которые нужно ответить “да” или “нет”.
- Оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского
Методика измеряет уровень коммуникабельности. Вы узнаете, насколько легко и комфортно для вас взаимодействие с другими людьми, нет ли серьезных проблем в этой области. В нем всего 16 вопросов, так что прохождение займет не более 5 минут.
- Тест коммуникативных качеств
Если вы хотите получить более развернутые характеристики своих коммуникативных качеств, предлагаю воспользоваться расширенным опросником. Его часто используют при приеме на работу, чтобы оценить способности человека трудиться в коллективе. Тест состоит из 100 вопросов, которые позволяют диагностировать 9 личностных характеристик, влияющих на качество общения.
- Опросник эмоциональной эмпатии
Эмпатия позволяет нам правильно интерпретировать эмоции и чувства других людей, сопереживать им, предугадывать их состояния и желания. Человек, обладающий высоким уровнем уровнем эмпатии, получает серьезное конкурентное преимущество. Опросник поможет оценить ваш уровень эмпатии и начать работать над ним в случае необходимости.
- Тест описания поведения в конфликтной ситуации Томаса
Люди по-разному реагируют на конфликтные ситуации. Американский психолог Кеннет Томас выделил 5 основных моделей поведения в конфликтах: соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. Некоторые из них являются продуктивными, а некоторые – нет. Методика поможет выявить доминирующую у вас модель и при необходимости скорректировать ее.
Группы проективных методик.
Впервые выделены Франком.
I. Конститутивные методики (методики структурирования).
Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.
Например:
- методика чернильных пятен Роршаха.
- тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)
Создан — американцами в 1947 году. Стимульный материал — 28 стандартных объемных разной формы предметов.
Два этапа обследования:
- из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.
- испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.
II. Конструктивные методики (методики конструирования).
- В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.
- По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году — тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди…). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).
В качестве критерия оценки используется:
- количество людей
- количество категорий
- какие модели выбраны первыми
- оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции
- большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.
В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический…) оценивают тип личности, ее направленности.
Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).
Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.
Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.
III. Интерпретативные методики
Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.
- ТАТ — тематический апперцептивный тест
- Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
- Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:
- садизм
- эпилепсия
- истерия
- кататония
- шизофрения
- депрессия
- мания
- гомосексуализм
Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.
Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).
Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.
Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора — удовлетворенность потребности.
Негативные выборы — подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы — признаваемые потребности.
Генетический детерминизм — существование родового бессознательного.
IV. Катактические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Пример: психодрама. Разработана Джекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица — вспомогательные «Я», которые создают специальные стимульные условия.
Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.
Катарсис — эффективное отреагирование.
Методика тест кукол (у нас не используется).
Вольтман, Гауорт — 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал — куклы.
Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами…)
V. Экспрессивные методики.
Рисование на свободную или заданную тему.
«Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи».
Миокинетическая методика Мира и Лопеца — в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги…
Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.
Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).
Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.
Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.
В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх — высокая степень возбуждения и т.д.
VI. Импрессивные методики.
Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.
Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал — вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный — 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).
На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.
Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.
Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 — нейтральные цвета, 7 и 8 — вызывающие антипатию цвета.
Интерпретация основана на символике цветов: красный — стремление к власти, зеленый — упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних — подавленные потребности.
В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.
Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.
VII. Аддитивные методики.
Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.
- 1. Достоинства метода тестов
- 2. Недостатки метода тестов
ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки
1. Достоинства метода тестов
Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.
В данном разделе под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.
Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:
1) стандартизацией условий и результатов
. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием;
2) оперативностью и экономичностью
. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа. Тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени на сбор данных;
3) количественным дифференцированным характером оценки
. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях;
4) оптимальной трудностью
. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента (или пилотажа). Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным, и его оставляют в тесте;
5) надежностью.
Это, наверное, самое главное достоинство тестов в образовательной психодиагностике. Лотерейный характер современных экзаменов с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов давно уже стал притчей во языцах. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг провалиться резко сокращается;
6) справедливостью
. Является важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия. Наиболее сильно субъективизм экзаменатора проявляется, как известно, не в трактовке уровня решенности задачи (не так просто назвать черное белым, решенную задачу – нерешенной), а в тенденциозном подборе заданий – своим полегче, чужим – труднее. Тесты обеспечивают важнейшую функцию школы как социального фильтра – функцию «социально-профессиональной селекции». То, насколько справедливой оказывается подобная селекция, имеет гигантское значение для развития общества. Поэтому так важно всем, кто имеет доступ к тестам и их результатам, учиться культуре грамотного и гуманного применения тестов, ибо только добросовестное и квалифицированное отношение пользователей к тестам превращает их в инструмент, повышающий, а не понижающий уровень справедливости в обществе;
7) возможностью компьютеризации
. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования (например, при адаптированном компьютерном тестировании резко сокращается время тестирования). Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики). Компьютерная организация тестирования, предполагающая создание мощных информационных банков тестовых заданий, позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.
Во многих странах внедрение метода тестов (равно как и сопротивление этому внедрению) тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. Внедрение хорошо технически оснащенных тестовых служб в образование – важнейший инструмент в борьбе с коррупцией, поражающей правящую элиту (номенклатуру) во многих странах. На Западе тестовые службы работают независимо от выпускающих (школы) и принимающих (вузы) организаций и снабжают абитуриента независимым сертификатом о результатах тестирования, с которым он может отправляться в любое учреждение. Эта независимость службы тестирования от выпускающих и принимающих организаций является дополнительным фактором демократизации процесса селекции профессиональных кадров в обществе, дающая талантливому и просто работоспособному человеку лишний шанс проявить себя.
2. Недостатки метода тестов
Метод тестов обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию, такими как:
1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок
. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей в то, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник сдвиг в приложении трафарета-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. Пользователь не должен подходить к тесту с магической установкой, будто этот волшебный черный ящик должен всегда работать исправно без всякого контроля со стороны человека;
2) опасность профанации
. Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. Все проблемы предполагается решать с помощью 2–3 тестов – на все случаи жизни. К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Примером такой профанации может служить повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. Недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку;
3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность
. Тест – самый общий ранжир, под который подгоняют всех людей. Возможность упустить яркую индивидуальность нестандартного человека, к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует, особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю;
4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность
. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;
5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность
при наличии стандартных, заданных ответов – ничем не восполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов ограничено именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. Во всяком случае отдельные стандартизированные творческие тесты имеют дело с весьма абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно важном материале (профессионально релевантном), как правило, выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным ответом;
6) отсутствие доверительной обстановки
. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. Диалогические методы (беседа, игра) в этом плане имеют несомненные преимущества: непосредственно общаясь с испытуемым, квалифицированный психолог может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту;
7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность
. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.
Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профессиональной, и личностной) – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). Таким образом, место тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.
Спокойное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения ним.
Оглавление
Опросники.
Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.
Особенности использования опросников.
- Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
- Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
- Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.
Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.
Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.
Выделяются:
- опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
- личностные опросники — дают информацию о личности:
- типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
- опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера: многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
- однофакторные
- двухфакторные
В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.
В 60-е годы — начинают использовать.
К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).
80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.
80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.
MMPI, или «тест СМИЛ», 566 вопросов
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI — Minnesota Multiphasic Personality Inventory) разработали на рубеже 1930–1940-х годов прошлого века. В основе этой методики, которую активно используют в клинической практике, — сопоставление ответов пациентов с ответами больных ипохондрией, депрессией, истерией, психопатией, паранойей и другими расстройствами.
В СССР тест адаптировали к нашим реалиям в 1960-е годы. Методику назвали «Стандартизированное многофакторное исследование личности» — тест СМИЛ.
Многофакторность исследования требует ответа, например, на такие вопросы: «Часто ли у вас случаются запоры?» и «Хороший ли человек ваш отец?» Придется хорошенько подумать, прежде чем согласиться или не согласиться с утверждением «Иногда для забавы я пугаю людей, так как мне легко других заставить себя бояться». Да и в целом это презабавная забава — проходить тест из 566 вопросов.
Но время на него потратить стоит. На выходе мы получаем громаду подробностей о себе, расписанных по множеству шкал — от гипотетической склонности к алкоголизму, уровня цинизма и эскапизма до «органического поражения хвостатого ядра» (участка мозга, отвечающего за движение).
Тест СМИЛ (MMPI) — по ссылке.
16-факторный личностный опросник Кеттелла (16-РF)
В 1930-х годах XX века два американских психолога пришли к выводу, что любая значимая индивидуальная черта рано или поздно обретет имя в языке. Это заключение получило название «лексической гипотезы». На этом команда из двух психологов не остановилась — они выписали из двух самых уважаемых английских словарей 4500 (то есть все, которые нашли) прилагательных, описывающих личность. Их современник, Рэймонд Кеттелл, оценив список, решил, что все прилагательные можно структурировать, отнеся к той или иной более общей характеристике личности. И по итогам экспериментов разбил их все на 12 факторов. После чего дописал еще четыре, которые, по его мнению, тоже должны были появиться. Несмотря на несколько сомнительную методологию, именно это выделение 16 факторов личности легло в основу теста, который на сегодня считается одним из наиболее заслуживающих доверие и часто используется в управлении персоналом, маркетинге, исследованиях и других областях.
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (MMPI)
Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов — и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.
MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования — созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой — вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.