Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на YouTube становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.
Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм. «Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию. Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.
Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.
Суть проблемы
Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.
Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.
Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.
Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.
В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.
Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.
Насколько вы жестоки?
Утро понедельника. Звонит будильник, вам пора на работу. Какая мысль посещает вас в такой ситуации?
Еще один день, чтобы радоваться жизни!
Не трогайте меня
Просто хочется крушить все вокруг
Вы общаетесь с другом и понимаете, что он совершенно не прав. Вы в этом уверены. Что будете делать?
Сделаю вид, что не замечаю. Зачем нам конфликты?
Вежливо его поправлю. Если не согласится, буду стоять на своем
Посмеюсь над ним. Надо же было такую глупую вещь сказать!
Вспомните детство. Вы убегали из дома?
Конечно! Меня потом три дня с полицией искали
Да, но не дальше соседнего подъезда
Нет, никогда
Вы можете показывать радушие человеку, который вам не нравится?
Нет. Это называется лицемерие. Уж лучше ничего не говорить
Да, могу. Ему будет приятно, а мне не сложно
Никогда и ни за что. Сразу выскажу ему все в лицо
Что меняется в вашем поведении, когда вы пьете алкоголь?
Я меньше стесняюсь, становлюсь дружелюбнее
Чувствую себя более раскованно, как будто больше нет границ
Я сильно меняюсь. Тут главное — не перебрать. Иначе я полезу в драку
Как часто вы чувствуете настолько сильную злость, что готовы ударить человека?
Как вы относитесь к людям, которые открыто показывают свою жесткость и непреклонность?
Куда бы вы пошли в свой свободный вечер?
На балет или в музей
На хоккейный матч
На боксерский поединок
Хотите ли вы, чтобы вас боялись?
Да, только так можно добиться уважения
Нет. Я хочу, чтобы меня уважали, не обязательно при этом наводить страх
Нет, это не приведет ни к чему хорошему
Если вас попросит о помощи незнакомый человек, вы согласитесь?
Да, конечно. Если я могу помочь, то почему нет
Смотря, выгодно ли мне это
Нет. Я его не знаю, зачем мне ему помогать?
Никто не пострадает
Да вы и мухи не обидите, так что о жестокости в вашем случае и говорить нечего! Ваши доброта и готовность прощать делают вас отличным другом и прекрасным человеком, который никогда не поддастся агрессии или злости. Вы и подумать не можете о том, чтобы причинить вред другому человеку! Ваши друзья на вас похожи? Поделитесь с ними тестом, чтобы узнать!
Укрощенная жестокость
В вас определенно есть немного упрямства и раздражительности, ну а куда без этого в современном мира? Иначе вас просто сотрут в порошок. Вы умеете показывать жесткость и уверенность, если это необходимо, но никогда не переступаете черту, не будете причинять вред другому человеку. Ваши друзья на вас похожи? Поделитесь с ними тестом, чтобы узнать!
Не будите лихо, пока оно тихо
Вас лучше не трогать без веской причины, иначе это может привести к непоправимым последствиям. Причиной вашего состояния может быть все, что угодно — злость к окружающему миру, неудовлетворённость положением дел, пережитая травма. Но ясно одно — вы можете показывать жестокость и склонны к насилию даже тогда, когда в этом нет необходимости. Вы вполне могли бы причинить вред другому человеку, если посчитаете такое наказание заслуженным. Ваши друзья на вас похожи? Поделитесь с ними тестом, чтобы узнать!
Причины
Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.
Семейные:
- дефицит родительской любви, нехватка внимания;
- равнодушие;
- неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
- несправедливость;
- вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
- физическое насилие, жестокие наказания;
- слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
- отрицательный пример со стороны взрослых;
- агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.
Социальные:
- стремление самоутвердиться;
- страх несостоятельности;
- желание привлечь к себе внимание;
- влияние толпы;
- желание быть как все;
- мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.
Техногенные:
- мультфильмы со сценами жестокости;
- компьютерные игры, где убийство — норма;
- открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
- сцены насилия в фильмах, видеороликах;
- увлечение боевиками и «ужастиками»;
- отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.
Педагогические:
- педагогическая запущенность;
- равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.
Психические:
- конфликтный характер;
- гиперактивность (выброс энергии);
- низкая самооценка;
- холерический темперамент;
- возбудимый тип нервной системы;
- садизм;
- склонность к манипулированию.
В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.
У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.
Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.
Проявления
Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:
- любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
- шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
- обзывается, вешает на людей ярлыки;
- делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
- чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
- постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
- редко выказывает сочувствие;
- равнодушно относится даже к самым милым животным;
- упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.
Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.
По отношению к другим детям
Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.
По отношению к животным
Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.
По отношению к взрослым
В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.
Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.
Типичные проявления жестокости:
- получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
- немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
- предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
- ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
- манипулирование близкими людьми;
- отсутствие жалости и сочувствия;
- в драке не могут остановиться;
- непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
- отсутствие самоконтроля.
Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.
Тэги: #Яндекс.Новости, #дети
Ежедневно на нас обрушивается поток негативной информации: то в российском городке школьники зверски убили парня-инвалида, то в украинской столице муж беспощадно избивал жену прямо на улице, а вставших на защиту женщины людей расстреливал из пистолета, то в белорусском райцентре двое мужчин избили и расстреляли из пневматики подростка. Чем объясняется такая необузданная жестокость? Какие люди склонны к ее проявлению? Ответы на эти и другие вопросы мы искали вместе с заведующим медико-психологическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Николаем Якушкиным.
Предпосылки взрослой жестокости чаще всего следует искать в детстве.
Как бы это банально ни звучало: важно правильно воспитывать несовершеннолетних и демонстрировать в семье нормальную модель поведения.
– Надо с раннего возраста прививать детям общечеловеческие ценности и учить контролировать свое эмоциональное состояние, – подчеркивает Николай Якушкин. – Это вырабатывается в повседневных делах. Например, не всем детям нравится убирать за собой игрушки. Ребенок, ленясь, отказывается. Нельзя потакать малышу. Ведь когда ваше чадо убирает игрушки вопреки желанию побездельничать, то сдерживает свои эмоции. Также дети часто копируют поведение родителей. Когда ребенок видит, что папа регулярно поднимает руку на маму, то он осознает: такая модель поведения приемлема. А значит, став взрослым, будет проявлять жестокость.
Именно из детей, которых в свое время не научили управлять эмоциями, обычно вырастают асоциальные психопаты.
Многие из них становятся преступниками. При этом в бесконтрольном поведении значимую роль играет алкоголь.
– Асоциальный психопат не может сдерживать эмоции, – говорит Николай Якушкин. – Когда такому человеку что-то в жизни не нравится, он проявляет сильную не мотивированную для воспитанного человека агрессию. Например, стоит асоциальный психопат в очереди, кто-то случайно наступил ему на ногу или сделал безобидное замечание – в ответ сразу последует нецензурная брань. Причем после употребления большого количества спиртного реакции в мозгу такого человека меняются, агрессия усугубляется. Допустим, захотел куда-то поехать на автомобиле, выгнал водителя из машины и сам сел за руль.
Отбывающие срок асоциальные психопаты еще больше озлобляются, поэтому жестокость зачастую проявляют именно люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.
– Личности, которые не могут реализоваться в жизни и интегрироваться в социум, озлобляются, – поясняет Николай Якушкин. – Особенно это касается рецидивистов. В тюрьме они накапливают негатив против общества. Формируется своеобразная субкультура. Такие люди считают себя всеми обиженными и мстят за это миру. В их сознании присутствует ценностная структура, которая гласит, что преступления совершать нужно. Это такая месть обществу за то, что их отбросили, не ценят. А решать данную проблему, на мой взгляд, надо, организуя центры реабилитации для бывших заключенных.
Евгений КАРПАС, Витебск.