Соотношение темперамента, характера и способностей. темперамент и деятельность


4.1. Понятие темперамента.

Темперамент (от лат. temperamentum– надлежащее соотношение частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение), не определяет непосредственно содержательные черты личности. Темперамент не показывает «что» именно делает человек, но показывает «как» он это делает. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе. Т.е. в процессе жизнедеятельности человека. Свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает (кровь, желчь, слизь, черная желчь).

В связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический.

В исследованиях академика И.П.Павлова (в ХХ веке) было выявлено, что нервная клетка может быть сильной, т.е. иметь большую работоспособность, или слабой, т.е. быстро утомляемой. Нервные процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешены, и может быть преобладание одного из них, либо возбуждения, либо торможения. Эти процессы могут быть подвижными, т.е. быстро менять друг друга, или инертными, т.е. процессы протекают и удерживаются длительный период времени. Таким образом, выделяют три основных свойства нервной системы: 1) сила – слабость: 2) уравновешенность – неуравновешенность; 3) подвижность – инертность. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  • сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
  • сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;
  • сильный, неуравновешенный – холерик;
  • слабый – меланхолик.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что структура основных свойств нервной системы значительно сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это представлялось ранее. Тем не менее, указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

9 стр., 4323 слов

Понятие о темпераменте и его типах

… личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Объектом исследования является человек. Предмет исследования — темперамент и его типы. Основная … крови и т.д. Другое анатомическое направление в объяснении типов темперамента касалось строения центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан …

В реальности каждый человек, обладая сложным набором свойств нервной системы, имеет темпераментную структуру, т.е. определенное сочетание, свойственное различным темпераментам, но один из темпераментов, как правило, является преобладающим.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально- ничтожная личность.

Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.

Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Теория темперамента И.П. Павлова

Свойства темперамента:

— сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;

— активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;

— реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;

— темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;

— пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;

— ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;

— эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;

— экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;

интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.

На рис. 6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.

Рис. 6.3. Свойства четырех типов темперамента

Характер (от греч. черта, признак, особенность) – это:

— иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения;

— «совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими».

Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus – ударение) – яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) на другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья.

На рис. 6.4 показаны свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности, приведены две классификации черт характера, а также некоторые распространенные акцентуации характера, не являющие клинической патологией.

Рис. 6.4. Свойства, выразительные признаки, черты и акцентуации характера

Свойства характера:

— определенный – характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт;

— неопределенный – характер, в котором доминирующие черты отсутствуют или выражены очень слабо;

— цельный – характер, в котором отсутствуют противоречия между отдельными чертами;

— противоречивый – характер, отдельные черты которого не согласованны и конфликтуют между собой;

— сильный – характер с высоким уровнем развития волевых черт;

— слабый – характер с низким уровнем развития волевых черт.

Способности (англ. aptitude, abilities, capabilities) – это:

— «индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности»;

— «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии освоения и реализации деятельности».

Способности могут быть физическими или ментальными, они являются составной частью компетентности в выполнении определенного вида работы на определенном уровне.

На рис. 6.5 представлены классификации способностей личности по шести основаниям.

Рис. 6.5. Классификации способностей

Общие способности в норме имеются у большинства людей данной возрастной категории и в той или иной мере задействованы во всех видах деятельности. Специальные способности не являются широко распространенными, они обнаруживаются в отдельных специальных областях деятельности, позволяя достичь высоких результатов.

Способности имеют свои сензитивные периоды развития – ограниченные промежутки времени (возрастные интервалы), в течение которых организм наиболее чувствителен к специфическим влияниям, это оптимальные периоды для эффективного развития психических функций.

Факторы, определяющие развитие способностей:

— характер деятельности;

— внешняя среда;

— внутренняя среда;

— возможность компенсации.

Показатели наличия способностей у человека:

— склонность к занятиям данной деятельностью;

— скорость продвижения в овладении способов и приемов деятельности;

— уровень достижений (качественный, количественный);

— цена успехов.

Рис. 6.6. Уровни развития способностей

Задатки (англ. inclinations) – врожденные анатомо-физиологические особенности человека (типологические свойства нервной системы, особенности строения сенсорных систем, а также отдельных зон коры больших полушарий головного мозга), составляющие основу формирования и развития тех или иных способностей. Задатки многозначны, неспецифичны к конкретным содержанию и формам деятельности; на основе одних и тех же задатков могут сформироваться и развиться различные способности.

Склонность (англ. disposition) – позитивное, внутренне мотивированное отношение, естественная предрасположенность, интерес, влечение к какому-либо виду деятельности.

Общая одаренность (англ. general aptitude, general giftedness) – синоним общих способностей, определяющих возможность достижения человеком более высоких (по сравнению с условным средним уровнем) результатов в некотором диапазоне деятельностей; является основой развития специальных способностей.

Выделяют следующие виды одаренности:

— по особенностям возрастного развития – ранняя / поздняя;

— по форме проявления – явная / скрытая,

— по степени сформированности одаренности – актуальная / потенциальная.

Талант (англ. talent) – высокий уровень развития способностей и их сочетаний (чаще – специальных), проявляющийся в творческих видах деятельности и обеспечивающих достижение выдающихся результатов в определенной деятельности.

Гениальность (от лат. genius – дух) – высочайшая степень одаренности личности, воплощающаяся в творчестве, которое имеет историческую значимость для жизни всего общества.

Направленность личности – термин отечественных психологов, обозначающий индивидуальную систему устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность. Направленность личности характеризуется следующими качествами: уровнем, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Мотив (от лат. moveo – двигаю; англ. incentive) – это:

— материальный или идеальный «предмет», а также психический образ данного предмета, вызывающий и направляющий деятельность для удовлетворения определенных потребностей субъекта (внешний мотив);

— «внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения» человека, побуждающая к деятельности и придающая ей осмысленность (внутренний мотив).

Мотивация (англ. motivation) – процесс образования, формирования мотивов, а также «движущая сила», характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческуюактивность.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. needs) – «состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности». Неопредмеченная потребность побуждает и направляет поисковую активность, направленную на идентификацию предмета потребности. Опредмеченная потребность становится мотивом.

Деятельность побуждается сложным сочетанием мотивов, из которых некоторые мотивы являются ведущими, выполняющими функции смыслообразования, и подчиненные (мотивы-стимулы), которые реализуют стимулирующие функции.

На рис. 6.7 слева направо представлены:

— оригинальная версия иерархической модели потребностей человека, разработанная и опубликованная А. Маслоу в 1954 году (пятиуровневая модель);

— адаптация иерархии А. Маслоу 1970-х гг., в которую дополнительно введены два уровня потребностей – когнитивные и эстетические;

— адаптация иерархии А. Маслоу 1990-х гг., в которую добавлен восьмой уровень – трансцендентные потребности.

Рис. 6.7. Иерархическая система потребностей

Уровни потребностей человека:

1. Биологические и физиологические потребности – базовые потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания организма; это потребности в воздухе, пище, воде, сне, сексе, жилье и т.д.;

2. Потребности в безопасности – выступают на первый план после удовлетворения потребностей первого уровня; это потребности защиты в критических ситуациях, безопасности, порядка, закона, стабильности;

3. Потребности в принадлежности и любви – после удовлетворения потребностей первого и второго уровня, у человека ведущими становятся социальные потребности; это потребности в семье, любви, отношениях с другими людьми;

4. Потребности в уважении – достижение независимости, некоторого статуса, успеха, признания;

5. Когнитивные потребности – на этом уровне развития потребностей человек чувствует необходимость расширения границ своего познания окружающей действительности и преследует цели увеличения своих знаний о мире и получения нового опыта; это потребности в новых знаниях и смыслах;

6. Эстетические потребности – на данном уровне развития потребностей у человека возникает тяга к обновлению себя как личности посредством приобщения к красоте, природе, искусству, музыке и другим эстетически красивым вещам, которые может предложить мир; это приводит к развитию чувства прекрасного, близости и единения с природой, гармонии;

7. Потребности в самореализации (в русскоязычной литературе используется перевод как «потребности в самоактуализации») – потребности в реализации личностного потенциала, самореализации, поиск точек личного роста;

8. Трансцендентные потребности – достигнув самореализации, у человека возникает желание помочь самореализации других; поступая таким образом, личность выходит за границы сознания обычного человека и начинает воспринимать окружающий на мир на другом уровне бытия.

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.

Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Теория темперамента И.П. Павлова

Свойства темперамента:

— сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;

— активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;

— реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;

— темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;

— пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;

— ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;

— эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;

— экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;

интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.

На рис. 6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.

Рис. 6.3. Свойства четырех типов темперамента

Характер (от греч. черта, признак, особенность) – это:

— иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения;

— «совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими».

Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus – ударение) – яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) на другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья.

На рис. 6.4 показаны свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности, приведены две классификации черт характера, а также некоторые распространенные акцентуации характера, не являющие клинической патологией.

Рис. 6.4. Свойства, выразительные признаки, черты и акцентуации характера

Свойства характера:

— определенный – характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт;

— неопределенный – характер, в котором доминирующие черты отсутствуют или выражены очень слабо;

— цельный – характер, в котором отсутствуют противоречия между отдельными чертами;

— противоречивый – характер, отдельные черты которого не согласованны и конфликтуют между собой;

— сильный – характер с высоким уровнем развития волевых черт;

— слабый – характер с низким уровнем развития волевых черт.

Способности (англ. aptitude, abilities, capabilities) – это:

— «индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности»;

— «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии освоения и реализации деятельности».

Способности могут быть физическими или ментальными, они являются составной частью компетентности в выполнении определенного вида работы на определенном уровне.

На рис. 6.5 представлены классификации способностей личности по шести основаниям.

Рис. 6.5. Классификации способностей

Общие способности в норме имеются у большинства людей данной возрастной категории и в той или иной мере задействованы во всех видах деятельности. Специальные способности не являются широко распространенными, они обнаруживаются в отдельных специальных областях деятельности, позволяя достичь высоких результатов.

Способности имеют свои сензитивные периоды развития – ограниченные промежутки времени (возрастные интервалы), в течение которых организм наиболее чувствителен к специфическим влияниям, это оптимальные периоды для эффективного развития психических функций.

Факторы, определяющие развитие способностей:

— характер деятельности;

— внешняя среда;

— внутренняя среда;

— возможность компенсации.

Показатели наличия способностей у человека:

— склонность к занятиям данной деятельностью;

— скорость продвижения в овладении способов и приемов деятельности;

— уровень достижений (качественный, количественный);

— цена успехов.

Рис. 6.6. Уровни развития способностей

Задатки (англ. inclinations) – врожденные анатомо-физиологические особенности человека (типологические свойства нервной системы, особенности строения сенсорных систем, а также отдельных зон коры больших полушарий головного мозга), составляющие основу формирования и развития тех или иных способностей. Задатки многозначны, неспецифичны к конкретным содержанию и формам деятельности; на основе одних и тех же задатков могут сформироваться и развиться различные способности.

Склонность (англ. disposition) – позитивное, внутренне мотивированное отношение, естественная предрасположенность, интерес, влечение к какому-либо виду деятельности.

Общая одаренность (англ. general aptitude, general giftedness) – синоним общих способностей, определяющих возможность достижения человеком более высоких (по сравнению с условным средним уровнем) результатов в некотором диапазоне деятельностей; является основой развития специальных способностей.

Выделяют следующие виды одаренности:

— по особенностям возрастного развития – ранняя / поздняя;

— по форме проявления – явная / скрытая,

— по степени сформированности одаренности – актуальная / потенциальная.

Талант (англ. talent) – высокий уровень развития способностей и их сочетаний (чаще – специальных), проявляющийся в творческих видах деятельности и обеспечивающих достижение выдающихся результатов в определенной деятельности.

Гениальность (от лат. genius – дух) – высочайшая степень одаренности личности, воплощающаяся в творчестве, которое имеет историческую значимость для жизни всего общества.

Направленность личности – термин отечественных психологов, обозначающий индивидуальную систему устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность. Направленность личности характеризуется следующими качествами: уровнем, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Мотив (от лат. moveo – двигаю; англ. incentive) – это:

— материальный или идеальный «предмет», а также психический образ данного предмета, вызывающий и направляющий деятельность для удовлетворения определенных потребностей субъекта (внешний мотив);

— «внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения» человека, побуждающая к деятельности и придающая ей осмысленность (внутренний мотив).

Мотивация (англ. motivation) – процесс образования, формирования мотивов, а также «движущая сила», характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческуюактивность.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. needs) – «состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности». Неопредмеченная потребность побуждает и направляет поисковую активность, направленную на идентификацию предмета потребности. Опредмеченная потребность становится мотивом.

Деятельность побуждается сложным сочетанием мотивов, из которых некоторые мотивы являются ведущими, выполняющими функции смыслообразования, и подчиненные (мотивы-стимулы), которые реализуют стимулирующие функции.

На рис. 6.7 слева направо представлены:

— оригинальная версия иерархической модели потребностей человека, разработанная и опубликованная А. Маслоу в 1954 году (пятиуровневая модель);

— адаптация иерархии А. Маслоу 1970-х гг., в которую дополнительно введены два уровня потребностей – когнитивные и эстетические;

— адаптация иерархии А. Маслоу 1990-х гг., в которую добавлен восьмой уровень – трансцендентные потребности.

Рис. 6.7. Иерархическая система потребностей

Уровни потребностей человека:

1. Биологические и физиологические потребности – базовые потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания организма; это потребности в воздухе, пище, воде, сне, сексе, жилье и т.д.;

2. Потребности в безопасности – выступают на первый план после удовлетворения потребностей первого уровня; это потребности защиты в критических ситуациях, безопасности, порядка, закона, стабильности;

3. Потребности в принадлежности и любви – после удовлетворения потребностей первого и второго уровня, у человека ведущими становятся социальные потребности; это потребности в семье, любви, отношениях с другими людьми;

4. Потребности в уважении – достижение независимости, некоторого статуса, успеха, признания;

5. Когнитивные потребности – на этом уровне развития потребностей человек чувствует необходимость расширения границ своего познания окружающей действительности и преследует цели увеличения своих знаний о мире и получения нового опыта; это потребности в новых знаниях и смыслах;

6. Эстетические потребности – на данном уровне развития потребностей у человека возникает тяга к обновлению себя как личности посредством приобщения к красоте, природе, искусству, музыке и другим эстетически красивым вещам, которые может предложить мир; это приводит к развитию чувства прекрасного, близости и единения с природой, гармонии;

7. Потребности в самореализации (в русскоязычной литературе используется перевод как «потребности в самоактуализации») – потребности в реализации личностного потенциала, самореализации, поиск точек личного роста;

8. Трансцендентные потребности – достигнув самореализации, у человека возникает желание помочь самореализации других; поступая таким образом, личность выходит за границы сознания обычного человека и начинает воспринимать окружающий на мир на другом уровне бытия.

4.2. Психологические характеристики типов темперамента

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик

– это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он реагирует очень быстро, часто необдуманно; не успевает затормозить, сдержаться; проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»).

2 стр., 855 слов

Темперамент и успешность профессиональной деятельности

… на дисциплину. В основе сангвинического темперамента лежит сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы, характеризуется живой и активной деятельностью. В коллективе люди, обладающие сангвиническим темпераментом, жизнерадостны и отличаются остроумием. …

Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник

– человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик

– человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик

– человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется длительный отдых).

Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

4.3. Понятие характера и акцентуации характера

Характер (от греч. character- печать, чеканка, зарубка) – индивидуально-своеобразный комплекс устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. В обыденной речи для описания личности используют прилагательные «высокая», «выдающаяся», «творческая» и т.д. В отношении характера используются прилагательные «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования – характер и личность. Но еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Истории известны выдающиеся люди с плохим характером. Например, существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф.М.Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П.Павлова.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

… и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая … секретах», называть имена организаторов классных «происшествий». Какие черты характера развивала и поощряла классная руководительница у своей … какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. …

Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. П.Б.Ганнушкин пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения: «Историю интересует творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются непосредственно окружающие люди, родные, близкие. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать более значимым, чем его личность. Если совсем кратко выразить суть различий между личностью и характером, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, , инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.);

4) к материальному миру (аккуратность или неряшливость).

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными, или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно стать при любом темпераменте.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность …

… ниже-перечисленные задачи: o определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей. o в ходе теоретического анализа педагогической, психологической … Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос. …

Понятие акцентуации впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная детским психиатром, профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

Акцентуация – дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими, и даже повышенными, способностями к социальной адаптации в других условиях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

Одной из распространенных практических ошибок, от которой хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях, но и обнаружить в весьма солидных академических публикациях. Отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К.Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Автор даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хоть и не склонен развиваться в неблагополучную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Характер и способности

Каких только не существует способов, чтобы определить характер человека и его способности!

Хочешь узнать свой IQ

? Это сокращение от английского «
intelligencequotient
» — уровень интеллекта.

Нет проблем! Ответь за 30 минут на 40 вопросов теста Ганса Айзенка

, например, и можешь прикинуть, насколько ты близок к первой десятке самых интеллектуальных людей. Там собралась отличная компания. Австралийский математик
Теренс Тао
уже в возрасте 2 лет мог складывать и отнимать, умножать и делить числа. У него рекордный на сегодняшний день IQ — 230. Сэр
Эндрю Уайлс
— тоже математик, тот, который доказал великую теорему
Ферма
.
Джеймс Вудс
, американский актёр. Один из учредителей компании Майкрософт
Пол Аллен
. Венгерская «чудо-девочка»
Юдит Полгар
, получившая звание гроссмейстера шахмат уже в 15 лет. Из россиян в этот почётный список попал
Гарри Каспаров
, который в своё время стал самым молодым чемпионом мира по шахматам.

С помощью других тестов, психологических, можно узнать свой тип темперамента, наличие склонностей к какому-либо виду деятельности. Или определить, есть ли у вас чувство юмора.

Но про нас, как оказывается, могут рассказать не только тесты. Наши ладони, глаза, шея и другие части тела «выдадут» окружающим кучу информации о том, упрямы мы или склонны к компромиссам, мужественны или трусливы, грубые циники или робкие романтики.

Наш характер

определяет позу которую мы принимаем во сне, цвет, который предпочитаем, обувь, которую носим.

Верим ли мы в эффективность этих и других методик или нет, с одним утверждением, несомненно, согласимся: характер

и
способности
в значительной мере определяют жизнь человека, направление и степень успешности его деятельности, отношения с другими людьми.

Характером

принято называть совокупность устойчивых психологических черт, духовных свойств человека, которые определяют его поведение, проявляются в его действиях. Обратите внимание на слово «устойчивых». Если кто-то, попав в стрессовую ситуацию, грубит окружающим, это ещё не значит, что этот кто-то — хам по своей натуре, и не уважает других людей.

Не случайно, рассказывая о чьих-то поступках, мы иногда употребляем такие характеристики: «Такое поведение для него (или для неё) не характерно

». Или, наоборот, характерно. Вообще, слово «
характер
», в буквальном переводе на русский язык с греческого, означает «отличительная черта», «примета», «знак», «печать», «чеканка».

Иногда возникает вопрос о том, можно ли поставить знак равенства между понятиями «характер

» и «
личность
». Здесь нужно обратить внимание на то, что под
личностью
мы понимаем совокупность социально значимых качеств человека.
Характер
же составляют не только эти его черты, но и те, которые в социальном смысле являются нейтральными. Можно ли считать проявлением личности сентиментальность, например, или склонность к романтике? Ну, если только с большой натяжкой.

Даже в нашей обыденной речи эти термины употребляются с разными прилагательными, входят в состав разных словосочетаний. Мы говорим о выдающейся, творческой, яркой или серой, бесцветной личности

. Для
характера
используем другие эпитеты: мягкий, железный, тяжёлый или золотой. Выдающаяся личность вполне может обладать скверным характером. Многие считают, например, что очень тяжёлым человеком был выдающийся русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Это абсолютно не мешает признавать его произведения классикой мировой литературы. Крут характером был и Иван Петрович Павлов. Но в истории он на века остался как гениальный физиолог, первый русский нобелевский лауреат. Точно также оценку личности преступника, безжалостно убивавшего людей, не изменит тот факт, что он трогательно любил свою собаку.

То есть проявлением личности

человека является то, что он создал, «сотворил». Если результаты его деятельности сохранят значение для последующих поколений, то они будут оценивать именно их, личность создателя.
Характер
же человека более важен для тех, кто живёт рядом с ним: членов семьи, друзей, коллег. Именно они ежедневно сталкиваются с нашими устойчивыми психологическими чертами и свойствами. Для наших близких наш характер может быть гораздо более значим, чем наша личность.

Черты
характера
можно разделить на несколько групп.

В отношении к другим

мы можем быть общительными или замкнутыми, вежливыми или грубыми, говорить им правду или чаще лгать. Сюда же отнесём и такие качества как коллективизм, индивидуализм, эгоизм.

Отношение к самому себе

характеризует чувство собственного достоинства, скромность (или, наоборот, высокомерие), самокритичность, требовательность к себе или завышенная самооценка.

Отношение к своей деятельности

выражается в трудолюбии или лени, аккуратности или небрежности, ответственности или недобросовестности.

Некоторые качества человека могут рассказать об отношении к собственности

: экономность, бережливость или расточительность, щедрость или жадность. Последняя пара, пожалуй, многое прояснит и по поводу отношения к окружающим.

К эмоциональным чертам

и
моральным чувствам
можно отнести сентиментальность, страстность или бесстрастность (холодность), оптимизм, жизнерадостность, патриотизм, гуманность.

Выделяют черты характера, определяющие познавательную деятельность

. У человека может быть теоретический или практический склад ума. Иметься или не иметься в наличии такие качества, как аналитичность, гибкость, логичность мышления.

Стержнем характера часто называют волевые качества

. Что можно к ним отнести? Целеустремлённость, настойчивость, смелость, самообладание, самостоятельность в принятии решений. Выраженность этих черт свидетельствует о сильном характере, отсутствие — о слабом, о неумении преодолевать возникающие трудности.

Черты характера связаны друг с другом, зависят друг от друга. Например, если человек общителен, вполне закономерно ожидать от него дружелюбия, доверия к другим. Мужественные, смелые люди чаще всего проявляют инициативу, настойчивы, самостоятельны.

Иногда в человеке сосуществуют противоположные качества

. Тогда его поведение достаточно сложно предсказать. Поступки определяются ведущими чертами характера. Представьте себе человека, готового жертвовать собственными интересами ради интересов других людей, бескорыстно помогать им, альтруиста. Но альтруиста робкого, нерешительного. Как он будет действовать, зависит от того, какие именно качества являются ведущими, определяющими. Если нерешительность, то его искреннее желание помочь так и останется только желанием.

Ну, скорее всего, он ещё постарается найти оправдание своему бездействию. Или замучает себя бесплодным самоедством. Если ведущая черта — альтруизм

, то сомневаясь, колеблясь, человек, тем не менее, начнёт действовать. Поступать в соответствии с известной народной мудростью: «Лучше пожалеть о том, что сделал, чем сокрушаться по поводу того, чего не сделал».

Вы видите, как много черт характера мы назвали? А сколько ещё остались неназванными! Они могут быть очень развиты или полностью отсутствовать, могут проявляться в той или иной степени. Поэтому по праву можно сказать, что характер

каждого человека уникален и неповторим. Можно, разумеется, выделить определённые
типыхарактеров
. Например, швейцарский психиатр
Карл Густав Юнг
предложил деление людей по их психологическим типам на интровертов и экстравертов: направленных, преимущественно, «внутрь себя» или на внешний мир.

А немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер

описал три типа характера: шизотимики, иксотимики и циклотимики.

Первые — серьёзные, замкнутые, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям жизни. Вторые — тоже не любят перемен, при этом спокойны, сдержаны, практичны и стремятся к власти над другими. Ну, а третьи — общительны, эмоциональны, им как раз очень нравятся перемены.

А от чего же зависит характер человека? Он рождается с определённым характером или те или иные качества формируются в процессе его жизни? Характер

— биологическое или социальное свойство человека? Существуют разные подходы и объяснения.

Кречмер

связывал каждый из выделенных типов характера с тем или иным типом телосложения. Как вы понимаете, это генетически обусловленная вещь.
Астеники
— худые, с длинными конечностями и слабо развитой мускулатурой — по его классификации,
шизотимики
.
Атлетическомутипу
— высоким широкоплечим людям с крепкими костями и мускулами — соответствует
иксотимический
характер. Ну, а люди
пикническоготелосложения
— среднего роста, склонные к полноте, с короткой шеей и большой головой —
циклотимики
.

Многие исследователи склонны отождествлять тип характера с типом темперамента. Вы ведь помните эти четыре типа — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик

. Темперамент мы также наследуем по биологической программе.

Если согласиться с подобной точкой зрения, то и предъявлять какие-то особые требования к поведению людей, к собственным поступкам, не приходится: что ж тут поделаешь, вот уродился с таким характером. Но наш жизненный опыт подсказывает, что чего тут не хватает, какие-то факторы не учитываются. И в самом деле, типов телосложения только три, типов темперамента только четыре, а разновидностей характеров — огромное множество. Все знакомые вам худые граждане замкнуты и упрямы? Все полные эмоциональны и обожают перемены? Люди с одним и тем же типом темперамента могут по-разному действовать в одной и той же ситуации, ставить разные цели, достигать их разными способами.

Темперамент и другие врождённые физиологические и психические характеристики человека являются своеобразной «почвой», на которой «вырастают» черты и свойства характера.

С самого первого дня жизни маленького человечка на формирование его характера начинает влиять отношение к нему его родителей, обстановка, в которой он растёт. От всего этого зависит, разовьются ли в ребёнке доброта, отзывчивость, общительность. Самый значительный вклад в формирование характера вносит период с 2-3 до 9-10 лет.

В этом возрасте дети — активные перениматели. Они копируют поведение взрослых и своих сверстников. Если какая-то подхваченная черта будет подкреплена, то закрепится в характере. И невинный обман, больше похожий на фантазирование, станет привычной лживостью, парочка удовлетворённых пустых капризов может превратиться в эгоизм, неудачи в учёбе, не решённые благодаря помощи и поддержке со стороны, приведут к неверию в свои силы. Трудолюбие, аккуратность, настойчивость, ответственность формируются, если есть с кого брать пример, если их проявления поддерживаются.

В подростковом возрасте развиваются (или не развиваются) волевые качества человека. Ну, а юность — пора формирования важнейших убеждений.

Разумеется, характер

человека меняется в течение всей его жизни. Психиатры, кстати, утверждают, что если это не так, если никаких изменений вообще не происходит, то, скорее всего, речь идёт о патологии. Но, тем не менее, те, кто знал человека в школьные годы, скорее всего не увидят в его характере чего-то уж совсем принципиально нового, встретившись через много лет.

Многое из того, что мы говорили о характере, можно отнести и к способностям человека. Каждый из нас рождается с задатками к определённому виду деятельности. Они связаны с особенностями нашей телесной организации, двигательной системы, работы полушарий головного мозга, органов чувств, со скоростью и силой нервных процессов. На основе задатков формируются способности

. Они бывают
общими
и
специальными
.
Общие
необходимы для успешности в любой сфере: память, внимание, общий уровень интеллекта, наблюдательность, обучаемость, способность совершать точные движения…
Специальные
— музыкальные, художественные, математические, технические или организационные. Будут ли эти способности развиваться, зависит от социальных условий и от усилий самого человека. Если вы не собираетесь использовать какие-то данные вам матушкой-природой задатки, то так задатками они и останутся. И наоборот, отсутствие ярко выраженных способностей достаточно часто может быть компенсировано упорным трудом и настойчивостью.

Высокий уровень развития способностей, который позволяет создавать нечто оригинальное, называют талантом

. Высший уровень их развития, когда речь идёт о создании чего-то принципиального нового в той или иной сфере деятельности, того, чего никто до этого не делал — это гениальность. Есть очень интересная характеристика таланта и гениальности: «
Талант
— это попадание в цель, в которую никто не может попасть, а гениальность — попадание в цель, которую ещё никто не видит».

4.4. Описание типов акцентуаций

К.Леонгард предложил следующую классификацию акцентуаций,.

Гипертимический тип.

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

12 стр., 5702 слов

Черты личности и особенности актуальной самооценки

… отличающиеся определенными сочетаниями черт личности и особенностей самооценки.Методологическими и теоретическими предпосылками исследования послужили общенаучные принципы развития, детерминизма, системности, принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, …

Дистимический тип.

Дистимическая личность – антипод гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в ососбенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности).

Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Циклотимический тип.

Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Застревающий тип.

Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными, легко уязвимыми, хотя в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип.

Главными особенностями эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как говорят, «глаза на мокром месте»).

Педантичный тип.

Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без особой нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

Тревожный тип.

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Демонстративный тип.

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

… современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности — математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой «Герой … жаждой правды, ему присущ подвижный тип высшей нервной деятельности, а также такие качества как нетерпеливость, горячность, … сих пор приходилось слышать, а тем более видеть; например, запах глаженого шелка; запах тимьянового чая, запах …

Возбудимый тип.

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Экзальтированный тип.

Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Понятие способностей. Задатки и способности. Способности общие и специальные

Способности – это такая совокупность (врожденных и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием ее успешного выполнения.

Способности включают в себя все индивидуально-психологические свойства, которые способствуют успешному овладению и выполнению данной общественно значимой деятельности. И те, которые в большей мере имеют врожденный характер (например, психический темп, переключаемость внимания, механическая память и т. д.), и те, которые в большей мере являются результатом воспитания и социального влияния (например, интересы и ценности).

Каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, оп­ределяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами – осознанностью, целенаправленностью и т. д.).

Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.

Чем определяются способности в большей степени – врожденными индивидуальными особенностями или совокупностью социальных условий, в которых происходит формирование личности? Современная научная психология, опирающаяся на эмпирические и экспериментальные данные, дает такой ответ на этот вопрос.

Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б.Г. Ананьеву, задатки наряду с темпераментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека – возрастных, половых, конституциональных характеристик, нейродинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от перечисленных психофизиологических функций (сенсорных, анемических, вербально-логических и т.д.) и структуры органических потребностей. Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и состав­ляют группу врожденных факторов.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

На роль наследственных факторов в формировании способностей указывают следующие факты. Выяснилось, например, что разлученные при рождении и выросшие в разных условиях однояйцевые близнецы но своему умственному развитию были друг к другу ближе, чем разнояйцевые, воспитывавшиеся вместе. Было обнаружено также, что умственные способности взрослых людей, бывших приемными детьми, усыновленными при рождении, больше приближались к умственным способностям именно биологических, а не приемных родителей. Интерпретация этих фактов не может быть однозначной по ряду причин. Наличие врожденных задатков не исключает тезиса о решающей роли социального фактора в формировании способностей. Только что приведенные факты коротко можно объяснить, в частности, тем, что обнаруживающиеся в раннем детстве интеллектуальные задатки в силу универсальной ценности интеллекта в любой культуре получают одобрение, подкрепление и создание для их превращения в способности соответствующих межличностных или социальных условий просто по принципу обратной социальной связи. Таким образом, для того чтобы задатки превратились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенными социальными условиями.

В отечественной психологии общепризнанным считается тезис о том, что способности формируются в деятельности. Деятельность является для способностей не только той специфической средой, в которой они себя проявляют, но и тем обязательным условием, только при наличии которого способности формируются и развиваются.Даже при наличии определенных задатков способности к данной деятельности просто по определению не могут успешно развиваться вне процесса её выполнения и овладения ею. С точки зрения методологии, абстрактная деятельность с ее структурой и функциональной организацией существует только в теории. В реальной жизни деятельность как форма человеческой активности воплощается в конкретных исторически обусловленных и общественно значимых видах. Например, способности составления программ для компьютеров не могли сформироваться и обнаружиться до появления самих компьютеров.

Под общими способностями в психологии понимается такая совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требованиям широкого класса деятельностей и позволяет успешно решать разнообразные задачи. Чаще всего исследование общих способностей сопряжено с исследованием интеллекта. Однако понятие общих способностей не тождественно понятию интеллекта, поскольку включает в себя помимо умственной, ментальной сферы и другие индивидуальные свойства.

Интеллект – это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. Общие же способности определяют­ся не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креатив­ность.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Обучаемость – это скорость и объем возрастания эффективности деятельности (в том числе и интеллектуальной) под влиянием обучающих воздействий. В качестве критериев обучаемости выступают: 1) количество дозированной помощи, в которой нуждается ребенок (со стороны учителя); 2) возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания (М.А. Холодная).

Креативность – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Это способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот. Чрезмерное и однобокое поощрение оригинальности мышления не обязательно способствует развитию креативности, оно может даже оказаться вредным, поскольку в отрыве от иных компонентов общих способностей будет препятствовать усвоению необходимых устоявшихся знаний и умений.

С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирования и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому. Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслительных процессов, повышенных возможностей анализа и обобщения отличает также энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу. В исследованиях американских ученых было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем, что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость.

Специальные способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности. Сразу же следует отметить, что специальные способности (например, музыкальные) – это не некая единственная монолитная способность, это тоже совокупность множества определенных психических свойств, обеспечивающих в своем функциональном единстве успешность выполнения именно данного вида деятельности.

Так, например, способность к умственному труду содержит следующие компоненты: способность понимать идеи и выражать в словах свои мысли; богатство словаря; способность предвидеть, планировать действия; способность использовать свой опыт; память; быстрые и точные счетные операции; способность улавливать пространственные отношения; умение усматривать сходство и различие.

В структуре организаторских способностей Л.И. Уманский перечисляет 18 психологических качеств: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, настойчивости, работоспособности, активности и организованности как способности организовать самого себя.

Успешность педагогической деятельности определяется помимо всего прочего конструктивными, организаторскими, коммуникативными способностями, педагогическим тактом, интересом и любовью к детям, доступностью и общительностью, выдержкой, умением работать коллегиально, личным педагогическим мастерством, изобретательностью и выдумкой в работе и рядом других общечеловеческих качеств.

Успешность в любой специфической деятельности обусловлена наличием как специальных, так и общих способностей, но самое главное – выполнением самой деятельности, интересом к ней, настойчивостью, упорством и терпением.

Примеры похожих учебных работ

Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях

… личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. …

Нервная система человека

… ядра. Мозжечок связан с многими отделами центральной нервной системы. Мозжечок регулирует двигательные акты. Когда нарушается нормальная деятельность мозжечка, люди теряют способность к точным согласованным движениям, сохранению равновесия тела. …

Психомоторные и эмоциональные критерии визуальной диагностики в различных типах темперамента …

… Темперамент — это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. От темперамента зависит характер …

Типы темперамента человека

… темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент: . Общая активность психической деятельности и поведения человека … нервных процессов выражается в способности нервных …

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

… характера связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе. Особенности типа высшей нервной деятельности (далее по тексту ВНД) и свойств темперамента …

Психология личности: свойства, характер, мотивации

«Всякая личность, как бы она ни была слаба, есть нечто абсолютно новое в мире, новый элемент в природе» С.Н.Булгаков.

Определения личности

Личность характеризуют психологические и поведенческие отличия конкретных людей в обществе. Понимание личности в психологии дает структура врожденных и приобретенных качеств.

Низший уровень структуры личности определяется полом, возрастом, врожденными особенностями.

Вторая ступень включает свойства в эволюции (реакции, память, мышление, восприятие).

Третий уровень в социализации и индивидуальном опыте (привычки, умения, знания).

Высший уровень определяет мировоззрение и зависит от социальной среды (склонности, характер, образование, воспитание, вера, убеждения).

Темперамент — свойства личности

По Гиппократу различают четыре типа темперамента.

Флегматики стабильны, работоспособны, сдержаны в эмоциях, типичные интроверты. Они медлительны в реакциях, отрицают риск, преданны, склонны к аналитике и логике. У флегматиков высокий интеллект и самоорганизация, они терпеливы, устойчивы к стрессам, сложно адаптируется, инертны и замкнуты.

Холериков отличает сильный характер, решительность, харизма и эмоциональность. Люди этого темперамента стремятся к лидерству, легко идут на риск, но могут не сдержать гнев и агрессию.

Сангвиник – экстраверт, активный человек, жизнерадостный оптимист. Этот тип отличает сильная нервная система, легкость в общении, живой ум и азартность. Сангвиники легко перестраиваются и стремятся к общению, притягивают позитивом, они рациональны и эгоистичны.

Меланхолики выражены свободолюбием, творческими склонностями, яркими и сдержанными эмоциями. Личности этого типа нерешительны и замкнуты, ранимы и обидчивы.

Типы темперамента чаще смешаны, изменяются с развитием личности.

Черты характера

— черты отношения личности к обществу: отзывчивость и черствость, уважительность и презрение, общительность и замкнутость, чуткость и эгоизм;

— черты, характеризующие человека к деятельности: трудолюбие и лень, дисциплинированность и безответственность, усердие и пассивность;

— черты самооценки индивида: скромность и наглость, самокритичность и тщеславие, достоинство и заносчивость;

— черты и особенности отношения личности к вещам: щедрость и жадность, аккуратность и неряшливость, экономность и расточительство.

Способности определяют скорость и качество приобретения навыков или опыта.

Основные возможности личности определяют способности:

— искать отличия, чтобы не попадать в ловушки заблуждений;

— самостоятельно разбираться в процессах или устройствах;

— справляться с поставленными задачами;

— менять свое мнение на более эффективное.

Высшими уровнями эволюции способностей являются: одаренность, таланты и гениальность.


свойства личности

Мотивация

Естественные или духовные потребности, интересы или страсти определяют цели личности, мотивируют поступки. Мотивация поведения объясняется комплексом факторов: мотивы, стимулы, потребности, желания, намерения, страхи. Человеку трудно мотивировать самого себя. Еще сложнее влиять на мотивацию группы людей с разными потребностями.

Мотивы могут конфликтовать со средствами достижения цели. Низменные потребности мотивируют личность на негативные поступки. Мотивацию поведения определяет среда, уровень развития социальных групп и общества.

Воля

Волевую личность определяют самостоятельность, решительность, выдержка, упорство. Волевой человек сам меняет свою жизнь, подчиняет своей воле более слабые личности, уверен в себе, на пути к цели побеждает сомнения и страхи.

«Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник» Шекспир

Для вас пишет:

Лариса Чиркова

На темы:воля Личность психология темперамент характер

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]