Виды идентификации
Бывает первичной и вторичной. В первом случае речь идет об идентификации ребенка с матерью, а позже с родителем того же пола, что ребенок. Во втором случае подразумевается отождествление ребенка с другими людьми, группами в процессе взросления. Она, в свою очередь, делится еще на несколько подвидов. Рассмотрим подробнее.
Ситуативная
У детей это хорошо заметно во время игр, у взрослых – на совещании, при знакомстве с новым человеком и т.д. В общем, в какой-то конкретной ситуации, условиях индивид пытается стать таким же, как значимый для него человек.
Групповая
Это устойчивый тип. Подразумевает приверженность индивида ценностям, целям какой-то группы. За ее пределами субъект живет по тем же правилам. Однако иногда групповая идентичность имеет ситуативный, поверхностный характер. Человек не принимает цели, интересы группы как свои собственные. Стоит ему выйти за пределы этой группы, как он будет вести себя по-другому.
Культурная
Это процесс отождествления, приспособления к культуре общества. Человеку нужно найти баланс между внутренним и внешним. Например, между традициями и новаторством, целями и средствами. Субъекту предстоит осознать собственный потенциал в рамках конкретного общества. Принять нормы, ценности этого мира.
Социальная
Это процесс отождествления человеком себя как важного, активного участника общества. Он воспринимает себя как социального агента, чувствует свою принадлежность к какой-то социальной группе, может с полной уверенностью произносить «МЫ»
Личностная
Это уподобление человеком самому себе, то есть сохранение своей уникальности. Подразумевает единство целей, интересов, взглядов, убеждений, мотивов, смыслов. К какой бы группе не относил себя человек, при этом он всегда сохраняет набор устойчивых характеристик.
Поиск баланса между личным и общественным – одна из сложнейших проблем психологии. Иногда человек настолько уподобляется другим, что теряет себя. Он растворяется в других людях. Он забывает о своей сущности, теряет единство своего Я, перестает понимать себя, забывает свою историю жизни.
Коллективистская
Формируется в процессе общей деятельности. Переживания одного человека передаются другим, становятся мотивами общей деятельности. Коллективистское отождествление проявляется в соучастии, сочувствии. Каждый участник коллектива разделяет неудачи, успехи другого. То есть человек чувствует других как самого себя.
Гендерная
Процесс осознания к какому гендеру (собирательный образ мужчины и женщины) человек относит себя. Он не всегда совпадает с полом. Гендерная идентичность дает ответ на вопрос «Кем я себя ощущаю: мужчиной или женщиной?». При этом человек отлично понимает, к какому полу он принадлежит. Например, мужчина может признавать свой пол, но при этом быть ранимым, чувствительным, нежным, то есть иметь набор черт, которые в общем представлении характерны для женщин. Так же женщина, несмотря на пол, может ощущать себя «мужиком в юбке».
Идентификация психологических функций
Она приводит к созданию вторичного характера. То есть индивид переводит свою истинную индивидуальность в бессознательное состояние тем, что очень сильно отождествляет себя с самой развитой функцией.
В психологии проблема гендерной идентификации относится как раз к такому типу. Что она из себя представляет? Один из аспектов половой принадлежности. определяется как самоидентификация персоны с определенным гендером. То есть это ощущение себя женщиной, мужчиной или промежуточное состояние. Такое существует, как бы это странно ни звучало.
Гендерное отождествление, как правило, соответствует биологическому полу. Но это бывает не всегда.
Половая идентификация. Личность относит себя к одному из полов, а значит, ориентир ее — соответственные данному полу требования.
Развитие
С тех пор как Фрейд предложил термин, а также назвал виды идентификации человека (эротическая и миметическая), влияние отождествления и его роль в становлении личности изучались многими философами и психологами. Фрейд, заложивший основы учения, называл эротическими идентификации с теми людьми, которыми нам хотелось бы обладать.
Второй выделенный им вид был направлен на тех людей, которыми мы бы хотели быть. Благодаря процессу миметической идентификации толпа становится управляемой, так как все её элементы отказываются от своих идеалов и принимают единый, массовый идеал, выраженный в лидере.
Понятие идентификации активно используют в социальной психологии. Самые оригинальные теории связаны с именами Тэджфела и Эриксона. Тэджфел разработал теорию социальной идентичности. Группы, к которым принадлежат люди, являются источником гордости и самоуважения, они интегрируют человека в социальный мир и создают ощущение принадлежности к большой группе людей.
Рекомендуем: Что такое отождествление личности?
Негативным аспектом подобного процесса является попытка повысить свою самооценку через возвеличивание группы, к которой принадлежит человек, и окрашивания черными красками других групп. Деление на «мы» и «они» приводит к уменьшению эмпатии по отношению ко вторым
При этом нам становится важно помочь и поддержать тех, кто входит в группу «мы»
Предубеждения, которые рождаются в культуре как результат этого разделения, иногда выливаются в масштабные и жестокие конфликты. Примерами являются расизм и геноцид. Социальная идентификация ведет к преувеличению различий между группами и стиранию различий внутри них. Таким образом, мы не видим за всем этим личностей, индивидуальностей, начинаем воспринимать окружающих из других групп стереотипно.
Тэджфел и Тернер выделили три стадии идентификации. Сначала мы классифицируем объекты, чтобы понять их и идентифицировать. Название этого этапа – категоризация. В самой по себе категоризации нет ничего плохого, так как без неё нам было бы довольно сложно жить, категории дают нам достаточно много информации о человеке и его ролях в группе.
На втором этапе мы сами начинаем приписывать себя к какой-то из групп, что определили ранее. И только этап социального сравнения таит в себе угрозы. Когда мы уже отнесли себя к определенной группе, начав сравнивать её с другими, мы можем с предубеждением относиться к их представителям, особенно если наши группы конкурируют. Для продуктивного и экологичного общения необходимо очищать свое мышление от бессознательных попыток очернить людей из других групп.
Рекомендуем: Понятие идентичности в психологии
Идентификация – важный термин в теории идентичности Эриксона. Чтобы обрести себя, стать индивидуальностью, человек должен совершить множество отождествлений с другими и интегрировать их. Обретение идентичности сопровождается осознанием своей неотрывности от социального и культурного поля, восприятием целостности личности, непрерывности её развития через идентификации с разными социальными группами. В его теории, идентификация – путь к достижению идентичности.
Адаптивный процесс
Рассмотрим отождествление как адаптивный процесс. В чем он состоит? В попытках стать похожим на определенного человека, перенять его черты. Вместо индивида может быть группа людей. Это начинается с детства, поэтому изначально идентификация достаточно примитивна. Со временем идет сильнейшая эмоциональная привязанность к выбранному объекту, или к группе людей, Человек ощущает себя единым с ними и «вбирает» не только черты характера и его особенности, но и ценности, установки и образцы поведения группы или объекта поклонения.
Адаптивная идентификация может меняться со временем. Например, если в школьные годы ее объектом был местный хулиган и это придавало определенный социальный статус, то вряд ли взрослый человек захочет иметь статус преступника.
Что такое отождествление личности
В психологии под отождествлением личности понимают присвоение человеком себе особенностей, качеств, свойств, внешних признаков и внутренних характеристик какого-то субъекта. Согласно этому, он частично или полностью преобразует себя.
Отождествление личности – это уподобление человеку, группе, персонажу. Этот процесс называют идентификацией. Образовано от латинского слова identificare, что означает «отождествление». Притом чаще всего человек сам не понимает, что перенимает чьи-то характеристики. Именно поэтому бывает очень непросто отличить истинное «Я» от заимствований, именно поэтому мы иногда не знаем, что значит «быть собой».
До трех лет дети говорят о себе в третьем лице, потому что до этого момента они не отождествляют себя как самостоятельную личность. Но с трех лет мы начинаем активно познавать себя: пол, возраст, национальность и т.д. Затем мы начинаем накапливать опыт общения, отождествляя себя с семьей и друзьями. С каждым годом этот процесс становится все сложнее, все выше риск потерять себя. Отдельные личности совершенно забывают о себе и растворяются в других людях, вещах, явлениях.
Отождествление себя с другим человеком – это сравнение своего опыта с его опытом, построение своей жизни аналогично его жизни. «Мы так похожи», «Я такой же, как и ты» – такими фразами можно описать суть этого явления.
Отождествление человека по внешним и внутренним признакам
Особый вклад в изучение уподобления личности внес Фрейд. Он полагал, что это неосознанное слияние человека с окружающими, подражание им. Индивид как бы заражается чужими мыслями, эмоциями, интересами, привычками. Вероятно, поэтому говорят «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По Фрейду, сравнение человека по внутренним и внешним признакам происходит путем сравнения характеристик или путем определения сущности (принадлежность к группе).
Процесс отождествления себя с другими
Идентификация бывает трех уровней (этапов, видов):
- Принятие внешних ценностей. Пример – поклонение какой-то звезде. Фанат смотрит каждое выступление кумира, каждое падение и каждый взлет воспринимает как свои собственные победы и неудачи. Он ездит за ним по городам, живет его жизнью. Такое отождествление помогает уйти от реальных проблем, тревог. Человек живет по указке, сценарию. Жить в вымышленном мире удобно и не страшно.
- Принятие внутренних ценностей. Это «маски», которые носит каждый из нас. Это принятие ценностей общества, подражание нормам, которые пропагандируют окружающие. Проще говоря, мы скрываем свою сущность и предстаем такими, какими нас хотят видеть конкретные люди в конкретном месте и времени. В этом нет ничего страшного, пока человек понимает, где маска, а где он настоящий, и умеет управлять этим.
- Сравнение с самим собой (самоидентификация). Например, во сне мы переживаем и чувствуем все так, словно это происходит наяву, но в то же время мы понимаем, что это далеко от нашей реальности. Это самый сложный и глубокий уровень. Уровень сопереживания себе, познания и понимания своего тела, чувств, желаний, подсознания. Это общение с самим собой вне всяких масок и образов.
Как же стать самим собой? Важно понять свою ценность и осознать, что у каждого человека свой путь к счастью. Чтобы быть собой, нужно постоянно выходить из зоны комфорта, развиваться, познавать свои потребности, способности, интересы
Нужно учиться смотреть на себя со стороны. Вместе с этим важно развивать осознанность, учиться жить здесь и сейчас. Вам нужно вырваться из привычных рамок отождествления, вспомнить, каким вы были когда-то, чего хотели.
Подробнее об идентификации и самоидентификации мы с вами поговорим в других статьях.
Социальная идентичность личности
«Я», которое составляет Вас, обретает все это — тело или психику, — лишь когда само участвует в жизни.
Хосе Ортега-и-Гасет
Социальная идентичность — это понятие, с которым сталкивается каждый специалист. Что такое социальная идентичность, каковы ее типы и характерные особенности, как она влияет на личность человека?
Понятия идентичности и идентификации очень важно различать при изучении межгрупповых отношений. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд впервые ввел понятие идентификации. Он рассматривал идентификацию как бессознательный процесс подражания и считал это одним из способов психологической защиты личности. В социальной психологии считается, что идентификация является важным условием социализации, усвоения человеком схем и образцов поведения в обществе. В результате социализации индивид принимает свои социальные роли. Он осознает, что принадлежит к определенной группе (возрастной, профессиональной), нормам которой нужно следовать.
В современном мире идентификация рассматривается как явление, которое можно наблюдать со стороны, мы можем констатировать наличие некоего процесса, определять его результат.
Существует и такое понятие, как идентичность. Оно относится к состоянию внутреннего мира индивида. Это субъективное отнесение себя к определенной социальной группе (классу, типу, виду). Итак, идентичность в самом общем виде представляет собой отождествление человека с другими.
Согласно теории английского психолога Генри Тэджфела, можно представить идентификацию личности в виде системы, регулирующей всевозможные формы социального поведения. Данная система включает в себя две подсистемы. Первая из них — личностная идентичность. Она отвечает за то, как личность самоопределяется, является совокупностью индивидуальных интеллектуальных, физических, морально-нравственных и других характеристик человека. Вторая подсистема — групповая идентичность. Она отвечает за отнесение индивида к профессиональным и другим группам.
Самоосознание, как способность человека наблюдать и понимать себя как мыслящего и чувствующего субъекта, оценивать себя, учитывая мнения других людей, идентификация личности и Я-концепция широко представлена в рамках проекта «Мультикэмп… дальше не помню», который стартовал в 2012 году. Участники проекта — это получатели социальных услуг Психоневрологических диспансеров г. Москвы и тренеры ЦССВ «Южное Бутово».
В проекте «Мультикэмп» получатели социальных услуг ПНИ были вовлечены в коррекционную работу по направлению «Мое социальное окружение, мои ценности и социальные роли». Это:
– Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми;
– Освоение необходимых участнику проекта социальных ритуалов;
– Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
– Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия участника в ближнем и дальнем окружении.
На начальном этапе проекта участники решали фундаментальный вопрос — доверяет ли он окружающему его миру или не доверяет. Решался этот вопрос о базовом доверии к миру в общении со взрослым. Так, например, особо стало нравиться участникам проекта, когда окружающие люди стали узнавать об их интересах, спрашивать, что им нравится или не нравится, чем они увлекаются. С большим желанием они стали сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Александр М. У меня есть свой огород. Я сам сажаю овощи и ухаживаю за ними. Потом собираю и угощаю всех. Мне нравится это делать.
Светлана К. У меня есть парень. Мы иногда ругаемся, потом миримся. Он делает мне подарки.
Участники проекта находились в непривычных для них условиях — это проживание в палатках, приготовление пищи на костре, купание в реке. Они находились в тесном контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т. д. Это позволило перейти к решению важной для них жизненной задачи — обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант — неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения).
Сергей К. Я вначале боялся. Ведь никогда не жил в палатке в лесу. Но, ребята поддержали меня. Вместе не так страшно.
В походных условиях проживания расширяется пространство жизнедеятельности участников проекта. Они начинают сами себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность. Это — игры, антиципации ролей, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве участников проекта появляется все больше людей. Уже не только сотрудники своего учреждения, но и другие взрослые являются предметом идентификации участником проекта себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности. Так, во время театрализованной деятельности ребята примеряли на себя различные роли — бабушки, дедушки, внучки и др. Это был сложный, но полезный для них опыт.
Участники проекта овладевали различными умениями, в том числе и умением учиться. Это усвоение новых знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности. Овладевая новыми знаниями, участники проекта начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.
Сергей К. Я научился готовить курицу. Это очень интересно. Думаю пойти учиться на повара.
Андрей С. Я в колледже учусь на садовода. В походе на поляне нет таких цветов, которые мы учили. Хочу узнать больше о полевых цветах, их пользе.
В рамках реализации проекта «Мультикэмп» были выявлены противоречия между способностью участника к развитию, которую он получил на основании благоприобретенного им опыта, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию явилось формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, участник проекта обрел редкостную способность быть самим собой. Это ярко проявилось в музыкальных конкурсах самодеятельности. Песни под гитару, веселые и смешные сценки на походную тему, сольные песни и хоровое пение — все это стало ярким примером и отражением становления каждого участника как личности, осознание своей индивидуальности и неповторимости.
Лена А. Я боюсь! Я не пойду по переправе, не дойду… упаду!
История Лены А. стала ярким примером проявления аутентичности. Это способность человека в общении отказаться от различных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям и поведению. В этой истории Лена А., осознав свой страх на переправе, и услышав команду тренера петь, выбрала свой особенный путь преодоления страха и выполнения ответственного задания. Пользуясь моральной поддержкой других участников соревнований, ей удалось перенести уверенность в навыке пения, которым она хорошо владела, на новую ситуацию — преодоления препятствия по канатной переправе, во время которой она испытала панический страх.
Аутентичность здесь — это не подражание образцу, скажем, герою, а выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни. В данной ситуации аутентичное поведение предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженное психологическими защитными механизмами. Лена А. вовлечено воспринимала происходящее и затем непосредственно проявила свое эмоциональное отношение к нему. Ее мысли и действия согласованы с эмоциями. Поведение такого человека оценивается как конгруэнтное (т. е., с точки зрения стороннего наблюдателя, информация, поступающая от него по вербальному и невербальному каналам, является согласованной)
Примером аутентичного поведения может служить поведение участника тренинговой группы, который, испытывая страх перед предстоящим групповым обсуждением вопроса «Как ты сейчас себя чувствуешь?», честно признается в том, что боится.
Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость, с которыми участники проекта сталкиваются на походных тренингах, явились мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих позитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и самостоятельности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собственные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходящих событий, ненапрасности потраченных усилий.
Литература:
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Баранова Т. С. Социальная идентификация личности. — М.: Институт социологии РАН, 1993
- Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict.// W. G. Austin, S Worchel (eds.). The social psychology of intergroup relations. — Monterrey, Calif., 1979.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 2006.
Идентификация личности: особенности и виды
Процесс отождествления характеризуется относительной ограниченностью. Человек устроен таким образом, что он обладает способностью уподобления только тому, кто имеет с ним хотя бы некоторые сходные черты. Посредством идентификации вырабатывается инструмент понимания. Она является своеобразным зеркалом, отражающим общее и способствующим лучшей коммуникации.
Идентификация личности подразделяется на следующие виды:
1. Ситуативная
Эта разновидность отождествления наиболее часто находит свое проявление в детских забавах. Так, одной из любимых игр девочек до сих пор остаются «дочки-матери», во время которой «репетируется» поведение ребенка в будущих семейных условиях.
2. Коллективистская
Человек зачастую уподобляет себя той общности, в которой он вращается. Индивид осознает, что он является одним из составляющих элементов коллективного «пазла». Цели и ценности данной социальной группы становятся его собственными. Так формируется «корпоративное» мышление.
3. Личностная
В психологической практике данный вид идентификации личности рассматривается как осознание человеком собственных жизненных установок и мотивов поведения в качестве субъекта деятельности. Это то, что характеризует психологическую целостность личности, ее «самость».
4. Этническая, или национальная
В силу того, что каждый из нас живет в определенной культуре, мы чувствуем свою неотрывную связь с ней. Такое понимание формируется в человеке на основании эмоционального постижения особенностей обычаев и менталитета той народности, к которой он принадлежит.
5. Политическая
В данном случае наблюдается идентификация себя с конкретной общественно-политической позицией. Личность осознает свои установки относительно какой-либо партии, идеологического течения, политического института или лидера.
Гендерная и этническая идентификация
Помимо перечисленных видов идентификации существует еще и гендерная, когда человек осознает себя мужчиной или женщиной и действует в соответствии со сложившимися стереотипами.
Многим не понаслышке знакома этническая идентификация. Здесь вашему вниманию предстает целая россыпь стереотипов, которым человек может следовать или препятствовать.
Где же в этом всем сам человек? Неужели каждый из нас – это всего лишь набор чужих качеств и механизмов? Конечно же нет, идентификация происходит бессознательно, но большое влияние на проецируемые качества имеет личностная идентификация, которая отвечает за постоянные жизненные установки, цели и мотивы, то есть, каков человек на самом деле.
Мы не проецируем на себя невесть что, для этого должны быть предпосылки. Если верить определению Зигмунда Фрейда, то идентификация — это попытка слабого человека перенять силу значимых и сильных людей на себя. Однако, понять, что перед вами стоит сильный человек можно основываясь на изначальной схожести и преобладании каких-то новых положительных качеств.
Зонтик, не такой как остальные.
Приведу простой бытовой пример, молодой человек попадает в компанию людей, пропагандирующих здоровый образ жизни. Изначально это соответствует его принципам. Он понимает, что он близок этой группе. Некоторые участники движения являются еще и заядлыми вегетарианцами, а потому он начинает примерять на себя и этот образ.
Тем не менее личность в социальной группе остается личностью. Если мужчина не может или не хочет отказываться от мяса, это будет идти в разрез с его жизненными устоями, в конечном итоге он этого не сделает.
Будет не совсем верно перекладывать ответственность за все действия человека лишь на влияние группы, родителей или книг.
Социальная идентификация
Говоря о социальной идентификации в психологии большей мере подразумевают взгляды и отношения к проблемам определенной возрастной, классовой, профессиональной или какой-то еще группы.
Каждый человек делит общество на «своих» и «чужих». Для того, чтобы поддерживать хорошие отношения, грамотно взаимодействовать и быть под защитой близких по духу людей, человеку приходится разделять взгляды на жизнь, которые проповедует этот самый коллектив.
Человек живет проблемами, о которых слышит, пусть даже они не касаются его самого.
Человек не обманывает себя, он прислушивается к чужому мнению, которое считает авторитетным, в результате чего может взглянуть иначе на определенные проблемы, стать солидарным со своей группой, а может разделять их изначально.
Мы постоянно задаемся вопросом: «Почему я вместе с этими людьми? Что нас объединяет? На самом ли деле мы близки». Услышав несвойственное мнение, мы не отвергаем его сразу же, как это происходило бы в той группе, к которой не принадлежим.
Пример
Примеров социальной идентификации можно привести великое множество. Вы и сами их знаете
Наверное, у каждого есть коллега, к которому относятся с недоверием, осторожностью, мягко говоря недолюбливают. Стоит кому-то «хорошему» прийти в коллектив, он сразу же начинает копировать это поведение, даже не разобравшись толком в людях, а «поверив» обществу «своих»
Первичная идентификации
Маленький ребенок старается копировать поведение своих родителей. Кстати, не всегда последние это понимают. Могу привести пример из жизни, когда мамочка изо дня в день жалуется на то, что малыш постоянно недоволен. Она не понимает, что ее собственное состояние проецируется на ребенка и его критическое отношение ко всему всего лишь попытка походить на родителя.
Конечно же, «попыткой» называть это явление будет не совсем правильно, так как мать и уж тем более малыш действуют неосознанно. Со временем черты характера плотно закрепляются в психике ребенка, и он завершает идентификацию, полностью примеряя на себя поведение матери.
Пример
Ко мне однажды обратилась девушка, у которой не получалось выстроить отношения. Все было неплохо, она подолгу встречалась с мужчиной, а потом в один прекрасный день сама все прерывала. По-другому она не могла, девушка не хотела даже видеть парня, с которым еще вчера все было просто замечательно.
В ходе консультации выяснилось, что на протяжении многих месяцев и даже лет она стремилась угодить своему мужчине, забывая о собственных интересах. А в какой-то момент начинала настолько бояться, что молодой человек ее бросит, что делала это первой.
Таким образом на нее повлиял развод родителей в детстве. Она считала себя точной копией матери и была уверена, что должна повторить ее судьбу, а когда этого не происходило сама «подтасовывала карты».
Дети не должны расплачиваться за ошибки родителей, но такое происходит очень часто.
Если у вас есть подозрения, что некоторые трудности связаны с идентичностью или вам хочется разрешить какие-то другие жизненные проблемы, записывайтесь ко мне на скайп-консультацию.
Идентификация в философии фрейдизма?
Известный австрийский знаток психоанализа Зигмунд Фрейд создал собственную концепцию этого явления. Он был первым, кто выделил следующие категории идентификации:
1. Анаклитическая
Этот вид психической реакции характерен для детей, которые отождествляют себя с поддерживающими и помогающими им родителем. К примеру, если мать проявляет по отношению к своему ребенку максимум внимания и нежности, то чадо захочет в конечном итоге быть таким же, как она.
2. Идентификация с агрессором
Австрийский психолог рассматривал эту категорию как автоматическую реакцию, обусловленную потребностью в защите от воздействия человека, обладающего большей властью. Так, если чадо боится наказания отца, оно подсознательно стремится к тому, чтобы стать таким, как родитель. В таком случае, как думает ребенок, он будет обладать тем же влиянием и той же силой.
В психологической практике нередки случаи, когда пациент идентифицирует себя с лечащим его специалистом. Фрейд предостерегал своих коллег от нарциссического искушения представлять себя в роли всемогущих «спасителей» своих клиентов. Несмотря на это, данное табу продолжает нарушаться чаще, чем остальные терапевтические запреты.
Заключение
Отождествление дает нам возможность лучше понимать других людей, ставя себя на их место. Многие явления окружающего мира с трудом поддаются индивидуальному восприятию. Человек нуждается в сопоставлении себя с конкретным образом, что и достигается посредством идентификации.
Психоанализ
Фрейд рассматривал процесс самоидентификации как два противоположных процесса. Принятие того, что создаёт ощущение комфорта («анаклитическая» идентификация). И защиту от всего пугающего и непонятного («идентификацию с агрессором»).
На иллюстрации – структура личности по Фрейду. Эго – подсознательно, Ид – сфера получения удовольствий, Супер-Эго – самоограничения (этика, мораль).
Фрейд выдвинул теорию пяти стадий развития человека. Он связал их с преобладанием физиологических реакций в разные периоды детства. По его теории, слишком сильная фиксация на функциях организма в начале жизни приводит к нарушениям самоидентификации зрелой личности.
Эрик Эриксон, последователь Фрейда, предложил теорию 8 стадий психосоциального развития, от младенчества до старости. Она получила широкое распространение, так как в основных положениях соответствует «здравому смыслу» и личному опыту большинства.
Младенчество. Формирование доверия к матери и к окружению. Согласно наблюдениям за детьми в семьях и приютах, для младенцев важно наличие человека, с которым установлен эмоциональный контакт. Дети, лишенные общения, начинают отставать в развитии даже при правильном уходе и кормлении. Во взрослой жизни им сложно общаться, идентифицировать себя как независимую, самодостаточную личность.
Раннее детство до 3 лет. По Фрейду – это анальный период, когда ребёнок осознаёт контроль над испражнениями. По Эриксону, в этом возрасте формируются самостоятельность и осознание физических возможностей. Ребёнок осваивает первые навыки самообслуживания: еда, одевание и т.д. Ограничение активности в этом возрасте приводит к слабоволию.
Возраст игры от 3 до 6 лет. Ребёнок активно познаёт мир, осваивает системы норм и ограничений. Появляется осознание вины за нарушение запретов, стыд, гордость, инициатива в играх и общении. Формируется Супер-Эго. По Фрейду, это компонент личности, отвечающий за нормы поведения и нравственные установки. На уровне житейского опыта давно известно, что жесткие запреты или вседозволенность в детстве формирует искаженные представления человека о себе.
Школьный возраст до 12 лет. Период первого столкновения с социумом без поддержки родителей. Обретение навыков общения, осознание своего статуса в иерархии сверстников. Несоответствие ожиданий взрослых и реальных успехов ребёнка формируют комплекс неполноценности. Его проявления во взрослой жизни становятся поводом для обращения к психотерапевтам.
Подростковый возраст. Происходят физиологические и гормональные изменения. Подросток стремится уйти от семьи и социализироваться в обществе. Так как в современном мире подросток считается ребёнком и продолжает материально зависеть от родителей, процесс порождает конфликты. Идентификация себя среди других, формирование самостоятельных целей и желаний откладывается. Это выражается в инфантилизме, который предстоит преодолеть в зрелости.
Период молодости продолжается до 25 лет. От того, как были пройдены предыдущие стадии формирования личности, зависит способность человека создать семью. Отсутствие в предыдущей жизни опыта эмоциональной близости приводит к одиночеству, разочарованию, психологическим проблемам.
Зрелость. Продолжается до 60-65 лет. Человек реализует себя в профессии и других формах общественной жизни. Очень важна самоидентификация личности как родителя. Весь период зрелости человек переживает различные кризисы самоидентификации. Это служит источником развития (карьерный и профессиональный рост, смена деятельности, творчество).
Старость. Исчерпание ресурсов, принятие себя и своей роли в обществе, семье.
Э. Эриксон видел нормальное развитие личности в последовательном преодолении кризисов перехода от одной психосоциальной стадии к следующей. Все задачи периода должны быть отработаны. Иначе взрослый человек остаётся в стадии «ребёнка», «подростка». Его приоритетом становится поиск эмоциональной привязанности или своей социальной группы. По Эриксону, идентичность – признак зрелой личности.
Эмпатия
Со временем человек отдалятся от родителей и может перенимать поведение и черты характера литературных героев. Храбрость в экстремальной ситуации, честность, доблесть и прочее может быть заслугой книг, на которых воспитывался малыш или подросток. Подробнее о том, что такое эмпатия, у меня есть отдельная статья.
Воздействие фильмов более слабо, так как период их воздействия на психику человека кратковременный. Отождествление с героем художественного произведения помогает лучше понять произведение и вызывает яркие эмоции, переживания.
В юном возрасте у многих девушек проявляется склонность к чтению романтической литературы. Из книг они больше узнают о том, как ведут себя истинные леди, в следствии чего у них самих появляются такие черты как нравственность, деликатность, женственность.
Стремление к идентификации вы можете использовать в собственных целях. К примеру, во время развода рекомендуется читать книги о сильных женщинах, для развития уверенности в себе — героический эпос.
Кстати, очень интересно про все это написано в книге Юлии Фоминой «Психологические особенности сказочных героев и идентификация личности». В ней как раз рассказывается как сказки влияют на ребенка и к каким последствиям приводят во взрослой жизни. Кто знает, может в этом произведении кроется ответ на вопрос: «Почему я такой?».
Введение
Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, — это установленный эмпирический факт.
12 стр., 5840 слов
«Личность: основные этапы и механизмы развития» психология
… данной работы. Цель работы: рассмотреть содержание развития личности, ее этапы и механизмы. Задачи: Раскрыть содержание понятие «Личность»; Рассмотреть основные этапы развития личности: детство, юность, зрелость; Исследовать механизмы развития личности. Понятие «Личность» Понятие «личность» употребляется с целью характеристики человека …
Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.
Феномен идентификации впервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)
Цель настоящей работы – раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решение следующих задач:
- Рассмотреть соотношение понятий «идентификация» и «идентичность»;
- Описать механизм идентификации личности в онтогенезе;
- Дать представление о некоторых отечественных и зарубежных теориях идентификации личности.
Что включает в себя понятие идентификация
Идентификация – это отождествление себя с другим человеком, персонажем или даже группой людей, а также дальнейшее неосознанное уподобление.
Человек живет в обществе и сталкивается с другими «персонажами», в которых видит те черты и качества, которые ему не свойственны. Чтобы общаться стало легче, некоторые характеристики человек перенимает на себя. Чем больше мы контактируем с определенной личностью, тем больше впитываем от нее. Это защитный механизм, который позволяет избегать конфликтов. Это относительно других людей.
Заглянув в себя, мы можем увидеть множество людей.
Идентифицировать себя можно не только с реальным человеком. Некоторые качества перенимаются из книг. Психика человека нацелена на постоянное самосовершенствование, мы неосознанно стремимся становиться лучше, а для этого необходимо иметь представление об идеале. Такие могут находиться в книгах.
Идентификация бывает еще и культурной, этнической, коллективной, но начать мне бы хотелось конечно же с детства.
Отождествление в криминалистике
Криминалисты под отождествлением понимают опознание разыскиваемого преступника. В процессе оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) специалисты используют сразу несколько методов отождествления.
Отождествление в криминалистике – это идентификация (установление) личности по динамическим и статическим признакам. К первым относится мимика, речь, жесты, походка. Ко вторым – отпечатки пальцев, запах, состав биологических жидкостей. Иногда для отождествления используют фоторобот, составленный со слов свидетелей, фотографию или компьютерную модель человека.
Условия проведения процедуры отождествления:
- Сохранение прав и свобод всех участников.
- Сохранность безопасности свидетелей, сохранение негласности.
- Составление рапорта, выписки, справки об итогах мероприятия.
- Итоговый документ, описывающий условия, в которых происходило отождествление, признаки соответствия. Прикладываются аудио, видео, фотоматериалы.
Идентификация личности может проходить в естественных или искусственных условиях. То есть в тех местах, где должен появиться подозреваемый или в отделе полиции.
Механизмы идентификации в психологии
Механизмы идентификации находят воплощение в различных формах. Например, подражание, отождествление, погружение в мир другого человека, потенциальной возможности сделать это и так далее.
Мы растворяемся друг в друге.
Идентификации может подвергнуться весь внутренний и внешний мир личности: мировоззрение, свойства характера, мотивы, интересы, цели и даже манеры поведения и общения.
Если вы давно не видели какого-то друга, но обладаете хорошей памятью и наблюдательностью, можете заметить, как он, например, стал делать несвойственные для него вещи – теребить губы, щуриться или говорить в нос. Спросите кто из его знакомых делает так, и вы узнаете имя человека, на которого он ориентируется.
Дадим определение. Механизмы
Таково определение: идентификация в психологии — это потребность человека устанавливать совпадения и схожести с объектом своего почитания. Отметим, что это внутренняя бессознательная потребность.
Мы говорим об отождествлении. Что стоит за этим? Каков механизм идентификации в психологии?
Об этом еще говорил З. Фрейд. Он стал первым, кто разработал этот механизм. Согласно Фрейду, человек, который воспринимает мир как систему загадок и таинственных вещей, не в силах самостоятельно осознавать истинное назначение окружающего мира и смысл бытия. Такому человеку нужна система ориентиров, чтобы получить возможность сопоставить себя с конкретным объектом.
На основании этого Фрейд рассматривал механизм идентификации как попытку слабого человека сопоставить себя с теми личностями, которые являются для него авторитетами. Слабый человек боится реальности. А подобный механизм позволяет ему уменьшить страх перед ней.
Идентификация – что это?
В переводе с латинского языка данный термин означает «отождествление». Идентифицировать себя с другим – значит, ориентироваться на его стабильные параметры и, в зависимости от этого, «настраивать» свою личность. Специалисты раскладывают определение идентификации на следующие составляющие:
- построение эмоциональной связи: имплементация в собственный внутренний мир ощущений другого человека, принятие его жизненных ориентиров и ценностей;
- проецирование себя на этого индивида, видение его как продолжение своей личности, придание собеседнику особенностей своего характера, желаний, чувств;
- «постановка» себя на место партнера: воображаемое переселение в мир другого индивида для усвоения его мотивов поведения.
Термин «идентификация» применяется психологами также в том случае, если индивид «вживается» в образ литературного или кинематографического персонажа. При этом возникают эмпатические переживания и мысленное перевоплощение.
Кто из мальчишек в детстве не хотел примерить на себя роль бесстрашного и благородного д’Артаньяна – героя бессмертного романа А. Дюма? А разве найдется девчонка, не мечтающая о прекрасном принце и не мнящая себя кроткой Золушкой или верной Ассоль?
Структура и функции
Структура:
- Возникновение эмоциональной связи с объектом, который вызывает симпатию, уважение. Происходит примерка его ощущений.
- Восприятие человека как самого себя. Происходит перенос личного Я в чужое. Происходит запоминание манеры общения, особенностей поведения, принятие духовных ценностей, убеждений, интересов, жизненных ориентиров.
- Постановка собственного Я на место другого человека. Происходит проективная идентификация, при которой другому индивиду придаются личные черты характера, чувства, желания.
Функции:
- Защита. Человек составляет представление о ком-то другом, как о самом себе. Например, отец всегда хотел стать музыкантом, но работает на заводе. Личный жизненный опыт он совместит со знаниями, чтобы поставить сына на тот жизненный путь, который хотел пройти сам.
- Адаптация. Чтобы стать похожим на другого, индивид перенимает его черты. У человека может появиться желание заимствовать разные черты у группы людей. Данная функция работает с рождения. Постепенно личность впитывает разные черты характера, убеждения, взгляды и ценности, обрабатывает их, выделят личные качества, находит свое место в обществе.
Какие виды подобия существуют
Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. Фрейд в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.
Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное подражание. Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.
Рекомендуем: Что такое альтер эго?
Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.
Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.
Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.
Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.
Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.
Коллективная идентификация
Коллективная или групповая идентификация возникает в зависимости от общества, в котором находится человек. Стремление к успеху, учебе или деструктивному поведению тоже возникает не на пустом месте. Ребенок или взрослый, общаясь в определенных кругах, может отклониться от заданного курса, понятия о добре и зле размываются или заменяются другими.
Холостые друзья недавно женившегося мужчины могут удивляться его переменам и сетовать на влияние жены. На самом деле, это жизненный механизм, в котором нет ничего предосудительного или неестественного. Как говорится, все там будем.
Пример
Однажды мне пришлось общаться с молодым человеком, который изменял собственной жене только по той причине, что так делали все его друзья. Они часто собирались вместе и обсуждали победы на любовном фронте. Измены не делали счастливым моего знакомого, как и общение со своими друзьями, от которых он не мог отказаться.
Женщина выходит замуж.
А сколько женщин выходит замуж или рожает только потому, что все одноклассники уже сделали тоже самое?
На самом деле противостоять авторитетному мнению бывает очень непросто, так как наш мозг стремится к идеальной жизни, образы которой улавливает в окружающем обществе.
Как бы не смеялись над владельцами продукции apple, как только у человека появляется возможность, он чаще всего покупает технику этой фирмы.
Социальная идентификация
Человек обладает глубинной потребностью в признании своих внутренних убеждений со стороны общества. В определенных ситуациях индивид нуждается в защите «своих» против неблагоприятных обстоятельств окружающего мира. Цементирующим элементом выступает общность черт менталитета отдельного участника социума и группы.
Неспособность к социальной идентификации отрицательно сказывается на психологическом здоровье личности. Если же человек замечает, что группа, к которой он себя причисляет, низко оценивается обществом, он начинает вырабатывать следующие образцы поведения:
1. «Интернализация девальвированного образа»
Используя эту стратегию, индивид безропотно принимает себя «плохим». Он отказывается от протеста и как будто стремится уйти в тень, чтобы «не мозолить глаза». При этом человек притворяется, что не замечает, как общество дискриминирует его по определенным признакам. Он капитулирует, не принимая никаких мер по улучшению своего положения.
2. Агрессивное сопротивление
В этом случае происходит идентификация себя как активного «борца за справедливость». Человек выбирает протестную линию поведения и контратакует тех, кто высказывает недовольство или презрение по отношению к нему.
Как правило, такой индивид берет на вооружение насмешки либо ответное пренебрежение к устоям критиканов. Он также может действовать по принципу «чем хуже, тем лучше» и акцентировать в своем поведении именно те черты, которые отрицательно воспринимаются со стороны культуры-доминанты.
3. Ассимиляция
Выбрав данный путь, человек стремится выбраться из образа, отталкиваемого социумом, и стать «таким, как все». Поиск по определению идентификации своей персоны и доминирующих представлений может наблюдаться в различных плоскостях: от приспособления имиджа к общим представлениям до коренных мер, например, изменения имени. Подстраиваясь под других, индивид таким образом предает ту группу, к которой до недавнего времени принадлежал.
4. Компромисс
Эта стратегия носит второе название – «создание критической личности». Человек не отрекается от «своих», но приобретает некоторые черты, характерные для преобладающей системы взглядов. Он может принимать одни отрицательные оценки своего сообщества и не соглашаться с другими.