Что значит обладать свободой воли и выбором в своей жизни

Свобода выбора выражается в том, что человек без какого-либо вмешательства со стороны других граждан или власти страны делает именно свой, осознанный выбор того, что ему необходимо. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «свобода выбора» для учащихся выпускных и других классов.

Сочинения про свободу выбора

Мы вправе сами выбирать то, чем хотим заниматься или в чем участвовать, и никто нам в этом не помешает. У человека есть полная свобода выбора в развитии, в формировании своего характера, памяти, сознания, свобода выбора того пути, по которому он хочет идти в этой жизни.

Существует ли свобода воли?

Свобода воли – способность человека совершать выбор вне зависимости от каких-либо обстоятельств, полагаясь лишь на собственную волю. Однако проблемой определения наличия или отсутствия свободы воли заключается в определении рамок тех обстоятельств, в которых находится человек. Например, если мы учитываем только те обстоятельства, в которых находится человек здесь и сейчас, то человек способен проявлять многообразие выборов в совокупности всех факторов, которые оказывают влияние на его выбор. Но куда сложнее становится осознать факт свободы, если мы возьмем в расчет не только обстоятельства предоставленные в конкретной ситуации, но жизнь человека в целом. Учитывая факторы опыта, воспитания, культуры, жизненных установок, стремлений, желаний страхов и всего остального уже труднее говорить о наличии свободы воли, так как предсказать поведение человека можно, осознавая его личность. Таким образом, детерминированность воли заложена не в абстрактном понятии судьбы, а в характере самого человека, который в большинстве склонен принимать конкретные решения. Судьба существует как набор событий и условий в которые попадает человек, однако то как он поступает зависит лишь от него.
Таким образом, свободу воли можно определять и как способность принимать решения выходящие за рамки набора обыденного опыта человека, в согласии с которым он принимает большинство решений. И в этом свете, свобода воли становится не общечеловеческим вопросом, а индивидуальным: способен ли конкретный человек взглянуть на мир и ситуацию не с точки зрения своего обычного опыта, а взглянуть на ситуацию над этим опытом и сознательно осознавать что происходит? После чего совершить выбор правильный с помощью своей воли, а не просто двигаться по инерции своего характера.

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода — это способность быть независимым в своем собственном внутреннем мире. Ведь большая часть барьеров начинается с психологии, со страхов, комплексов и стереотипов. Освобождение от них – первый и самый важный этап на пути к обретению самостоятельности и независимости от других.

Не стоит путать это понятие с отрешенностью от мира. Абсолютно нет, ведь контактируя с окружающей реальностью, можно реализовать свою свободу в полной мере. Как говорить о независимости, если нет, от кого зависеть? Это уже одиночество. Если оно выбрано сознательно, что ж, это одно дело. А, если, кто-то просто бежит от других, повинуясь своим фобиям и комплексам – это уже проблема, с которой следует бороться.

Принцип и назначение свободы воли

Чтобы легче понять принцип такой свободы воли лучше будет привести пример. Однако учитывая уникальность каждого человека как характера, который делал определенные выводы в определенных ситуаций, и из них сложил пазл личности, лучше привести пример в ваакуме с чистыми и гиперболизированными проявлениями личностных черт, которых в реальности не существует. Предположим ситуацию: прохожего сбила машина и некий человек проходит рядом. Предположим также, что некий человек обладает характером безразличным, жестоким и не сострадательным – детерминизм характера будет проявляться в машинальном игнорировании чужих страданий. Если же такой человек сострадательный, то детерминизм, то есть отсутствие свободы воли, будет заключаться как раз в помощи. Сознательность и способность выходить за рамки накопленного опыта позволяют делать выбор вне зависимости от личностных черт и это будет являться свободой воли. Но ещё большей свободой воли является выбор изменить свой характер, сделать желанные движения воли настолько естественными, что они и станут характером.

Это будет проявляться в работе над собой. К примеру, человек желает стать дисциплинированным, однако он дисциплиной не обладает. Он будет вынужден напрягать свою волю раз за разом, чтобы приобрести дисциплину. И это есть тот самый акт свободы воли. Напрягая волю раз за разом, он делает определенное напряжение воли естественным, что дает плоды – человек обретает желаемое. Привыкший к дисциплине человек не сможет отказаться от неё, потому что таков его характер. Дисциплина становится частью такого человека и в этом уже проявляется детерминизм. Чтобы отказать от дисциплины теперь – человеку нужно будет идти против собственной воли.

Рассмотрев с этой точки зрения то, что означает свобода воли, мы можем понят не только её суть, но и её предназначение. Свобода воли дарована не для того, чтобы делать человека независимым от неких сил, а для того, чтобы делать счастливым. Желанный выбор всегда предполагает конечной целью счастье и напрягая волю ради достижения целей правильных, человек обретает счастье, а не независимость. Можно сказать, что свобода воли в выборе желанного приводит даже к большей зависимости, так как налагает обязательства, игнорируя которые цель свободы воли будет отдаляться от человека. Желающий стать чемпионом налагает на себя такое количество напряжения, которое вряд ли можно увязать с понятием свободы, но в этом и есть воля, выбор и достижение цели. Отдать свою свободу добровольно ради чего-то – значит быть свободным выбирать ради чего мы живем.

В этом смысле вопрос свободы воли означает, что каждый человек сам решает иметь свободу воли или не иметь. Те кто желает иметь её вынуждены напрягать волю, а те кто отказывается от этой свободы находятся под властью своего характера и наклонностей, которые и детерминируют весь их жизненный путь. Но если мы зададим вопрос иначе: что если и попытка изменить характер и напряжение воли уже заранее продиктовано силами свыше? В таком случае мы абсолютно зависимы и не имеем никакой свободы воли. И тут у человека есть первый выбор – принять свободу воли или отказать от неё. Уильям Джеймс решил этот вопрос так: «Я решаю что у меня есть свобода воли и этот выбор подтверждает мою свободу воли».

Рекомендуем также эту статью: Брахман, Мудрец – предназначение, жизнь и обязанности.

Причины и следствия

Немного углубимся в проблематику и посмотрим на процесс принятия решений с точки зрения причинно-следственных связей. Явления в мире обуславливаются какими-то причинами. Например, попадёт или нет бильярдный шар в лузу обусловлено приданным ему направлением и скоростью движения. Это движение шар мог получить непосредственно от удара кия либо через несколько других шаров, но всегда имеется причинно-следственная цепочка. Первый шар ударил второй, именно поэтому второй в свою очередь ударил третий так, что тот угодил в лузу.

Теперь давайте рассмотрим кошку. Кошка проявляет свободу воли? Сознательно ли она решает забраться к вам на колени или это лишь следствие инстинктов, обуславливающих физиологическую потребность в ласке и тепле? Чем принципиально в плане свободы отличается кошка, залезающая на ноги к хозяину, от камня, котящегося под горку под действием силы гравитации?

И применимо ли такое рассуждение к человеку? Выбор человека – это как с бильярдными шарами, следствие совокупности внешних факторов, может не всегда очевидных, может сложных и запутанных, но всё же следствие?

Возможно, вы скажете, что свобода воли имеется только у наделённых разумом людей. Некоторые так думают потому, что уверены: лишь у нас есть способность мечтать и фантазировать, в своём воображении представлять возможные последствия своих решений, взвешивать альтернативы и, следовательно, становиться ответственными за свои поступки.

Причинно-следственная связь

Индивидуальные особенности воли

Следует также сказать, что каждый человек в каком-то смысле всё-же детерминирован в рамках своей личной природы. Это проявляется и в стремлениях, и в желаниях, и в тех ролевых моделях, которые он проявляет в общении. Это не негативный детерминизм, так как он ограничивает не свободу выбора, а лишь направляет волю. Простой пример: представьте вполне обыденное дело, которым вам заниматься не нравится, однако которым нравится заниматься вашему знакомому. Природа заключается в стремлении реализовывать свой потенциал в определенной области, а также в отсутствии сильного, глубокого и устойчивого интереса по отношению к остальным областям. К примеру, таким обыденным делом может быть плотничество. Можете ли вы стать плотником? Можете. Хотите ли вы этого? Вряд ли. В этом и заключается природный детерминизм. Человек стремится к тому, к чему стремится его природа. И хотя человек занять любое положение, счастье он способен обретать только в области, где присутствует устойчивое и сильное проявление его природы. Предназначением можно назвать такое дело, в котором находит отражение природа человека. А потому разумным выбором будет направить усилие воли туда, где природа проявляется естественным образом. Неправильным будет использовать свободу воли лишь для банальной попытки занять наиболее выгодное положение, так как таковое не принесет счастья.

Но для того, чтобы знать куда идти, нам следует осознать себя и свою природу. А также всю совокупность внутренних факторов, которые сподвигают нас действовать определенным образом и стремится к конкретным вещам. Часто бывает так, что опыт, воспитание и культура, противоречат природе, и тогда человек, хотя сам для себя и решает что, занимается правильным делом, на деле же страдает и находится в постоянном внутреннем дисбалансе. Истинный покой и счастье человек способен обрести только на своем месте. Даже если мы поместим птицу в блистательную золотую клетку – она не будет счастлива, точно также и золотая клетка различных социальных условностей или собственности не способна сделать человека по-настоящему счастливым.

Целью свободы воли является счастье, такая воля которая приводит к счастье признается правильной, свобода воли которая приводит к страданиям – неправильной. Для того, чтобы направить свободу воли в правильное русло следует обрести знание и с помощью этого знания, как с помощью карты, направлять свои усилия таким образом, которое привело бы к счастью.

Что такое свобода мысли?

Свобода мысли — это природное право самостоятельно формировать свои убеждения. Ее суть очень похожа на предыдущее понятие. Наши мысли формируют наш внутренний мир. Фантазии, мечты и стремления – укромное убежище, в котором можно скрыться, даже в моменты физического порабощения. И пока кто-то способен свободно мыслить, его нельзя считать окончательно подчиненным.

Поэтому, все тоталитарные строи мира начинали свое правление именно с навязывания своей идеологии. Даже сейчас ведутся незримые войны на разум людей, как потребителей, избирателей, фанатов и т.д. Вот почему, так важно подходить к своей жизни осознанно, не останавливаться в саморазвитии и получении новых знаний. Ведь, чем умнее и опытнее индивидуум, тем сложнее он поддается на скрытые манипуляции, тем свободнее он в своей голове.

Свобода воли и знания

Но как наглядно проявляется свобода воли в отношении знаний? Если мы детерминированы своим характером – мы склонны принимать лишь определенное знание, то, которое согласуется с нашим характером. И если мы хотим положительных изменений и нас не устраивает наш характер, то усилия воли следует направлять не на знание, которое нам любопытно и приятно, а на знание, которое нам полезно и ведет к счастью. Знание первое, то есть приятное, удовлетворяет лишь любопытство и вызывает кратковременное удовлетворение, без глубинных изменений. Знание второе – это такое знание, направив на которое напряжение воли, мы достигаем счастья. Отличие первого от второго очевидны, первое приятно, а второе полезно, к первому наш ум стремится сам, а второе нам следует культивировать усилием воли, разумом. Но и знания можно воспринимать по-разному. Даже все вышеописанное можно воспринимать как занимательное чтиво или как действительное знание, которое способно оказать положительный эффект. В этом также проявляется свобода воли, в том как мы воспринимаем все: сознательно или несознательно.

Культивируя в себе знания, ведущие к счастью, мы избавляемся от страданий и приближаемся к желаемому, что дает нам ощущение счастья не зависящее от внешних обстоятельств. Познав себя и тот путь, который принесет нам наилучшие плоды, мы способны правильно распорядиться своей волей, но до тех пор, пока у нас будет недостаточно знаний, нас будут ожидать разочарования и неправильные выборы. Поэтому, разумному человеку следует приложить усилия для обретения знаний, чтобы совершать правильные выборы.

Свободный выбор в жизни человека

В работе анализируется значение решений, свободно принимаемых человеком. Автор выявил, что степень успешности человеческой жизни связана со свободным выбором человека. Показана зависимость деятельности человека от его свободного выбора. Свободный выбор человека пронизывает все сферы индивидуальной и общественной жизни. Автор показал значение и ценность свободного выбора для позитивного развития всего, что имеет место в обществе.

Ключевые слова:
человек, жизнь, общество, свободный выбор, ответственность, ценности, мысль, деятельность.
Все философские школы и концепции единодушны в том, что свободный выбор имеет существенное значение для человека. В отличие от вечной природы и долговечного общества жизнь человека непродолжительна, ограничена весьма скромными временными рамками. Осознание жизни как конечной, хрупкой, понимание непредсказуемости конца и неизбежности смерти заставляет человека задуматься о смысле всего, что он делает, о смысле жизни в целом. Пока человек здоров, молод, успешен, он не всегда склонен задаваться вопросами о сущности и смысле своего пребывания в мире. Однако, рано или поздно, жизненная ситуация приводит человека к размышлениям о том, ради чего приходится так много учиться и работать, случается, терпеть несправедливость, страдать телесно и душевно.

Размышления о смысложизненных вопросах бытия помогают человеку оценить прошлые события своей жизни, поступки и поведение не только свое, но и других людей. Это дает человеку возможность решить для себя самого, ради чего и как следует жить, чтобы жизнь стоила труда быть прожитой. Конечно, сколько в жизни радостей и сколько страданий, в значительной степени зависит от самого человека. Как существо уникальное, человек сам создает неповторимую историю своей жизни. Как сложится жизнь, будет ли она успешной и в какой степени, во многом определяется деятельностью и поведением человека, его умением вовремя усматривать даруемые жизнью возможности, наличием волевых устремлений к их использованию с наибольшей результативностью для собственного блага и блага общества. Неоценимое значение имеет прозорливость человека в отношении последствий принимаемых им решений и соответствующего им поведения. Большое значение имеет так же адекватная оценка собственных возможностей, знаний, навыков, способностей, природных задатков и т. д. В сходных природных и социальных условиях люди по-разному обустраивают свою жизнь. Это связано с тем, что человек, как часть мира, избирательно относится ко всему, что его окружает. Каждый человек сам решает, что именно из предлагаемого миром в целом он выберет и освоит. В этом смысле можно сказать, что и мир является частью человека. Человек является источником и центром интереса к окружаемому миру. Это возможно благодаря свободе человека, которая «гарантирует человеку соотнесенность с сущим в целом» [5, c. 147]. Творческая сущность человека дает возможность в любой жизненной ситуации осуществить свободный выбор.

Свобода и порожденный ей свободный выбор присущи только человеку как существу творческому, изменяющему мир и самого себя. Благодаря свободному выбору человек обретает всю полноту ответственности. Стремление человека уклониться от свободного выбора, а значит, и от ответственности, препятствует формированию индивидуальности, способствует торжеству обезличенного существования. И все же жизнь заставляет каждого человека осуществить смысложизненный выбор. Сложность выбора состоит в том, что выбирать чаще всего приходится не между добром и злом, когда к тому же заранее и доподлинно известно, что есть добро и что есть зло, а между несколькими вариантами, каждый из которых содержит свои плюсы и свои минусы. Именно поэтому выбор часто сопровождается сомнениями в правильности и правомерности предпочтения определенного варианта. Сомнения терзают человека и в момент выбора, и в последующем, особенно если результат не оправдал ожиданий. Даже если цель достигнута, аналитические суждения о приемлемости, эффективности и оптимальности избранного свободного выбора постоянно присутствуют в размышлениях человека, одолеваемого сомнениями относительно того, могло ли все сложиться еще лучшим образом.

Таким образом, выбрав определенный вариант действия из числа многих возможных, человек не перестает анализировать, а что было бы, если бы он предпочел иной вариант действия, поведения, произнес другие слова, проявил бы больше сочувствия или понимания. Как в этом случае сложилась бы его жизнь? Возможно, что она стала бы успешнее и счастливее? Многочисленные «если бы…» оказывают влияние на мировосприятие и мироощущение человека.

Аналитические способности, в том числе и рассуждения о целесообразности свободного выбора позволяют человеку создавать реально осуществимые жизненные планы и проекты, осознавать свои интересы и формировать жизненно важные цели. В процессе из достижения человек осуществляет деятельность по поиску и нахождению наиболее оптимальных вариантов решения жизненных задач. Эффективное использование знаний и умений, приобретенных способностей и природных задатков, социальных возможностей в наличной жизненной ситуации позволяет человеку занять достойное место в семье и обществе, членом которых он является. Чувство глубокой удовлетворенности течением жизни, вера в свои возможности, порождают чувство собственного достоинства, оптимизм, приятие мира в целом. Напротив, неудачи, особенно завершающие большие усилия, побуждают человека задуматься о том, насколько правильным был его выбор в тех или иных жизненных обстоятельствах. Действительно, что было бы, если бы человек выбрал другую профессию, другое место жительства, другую работу, другую линию поведения, другой вариант выстраивания отношений, другой стиль общения и т. д.? Как сложилась бы в таком случае его жизнь? Возможно, она оказалась бы более успешной, принесла бы больше достижений, самоуважения, счастья и удовлетворенности, меньше сожалений. Неудовлетворенность достигнутым, самой жизнью, такой, какой она сложилась, неосуществленные цели и планы, несбывшиеся надежды может привести человека к отрицанию мира в целом, его значимости, к одиночеству, «к параличу» [5, c. 159] и изоляции. В этом случае оценка существующего и происходящего становится все более неадекватной. Осмысление жизненных реалий ведется на языке возможностей, все более абстрактных, все более удаленных от реальной жизненной ситуации. В результате жизненный успех становится все более далеким, все более труднодостижимым. Возникает и углубляется разрыв между реальными возможностями удовлетворения жизненно важных потребностей, интересов и целей человека и абстрактными, фактически неисполненными пожеланиями и претензиями.

Жизненные трудности и неудачи, оказавшиеся недостигнутыми цели вполне способны существенным образом изменить представления человека о мире и самом себе. Ситуация осложняется тем, что по сути дела прошлое никогда не исчезает из настоящей жизни человека. Тем или иным образом оно то и дело дает о себе знать, имплицитно присутствуя практические во всех делах и жизненных ситуациях человека. Прошлое, удачное или не очень, оказывает существенное влияние на принимаемые человеком решения, ценностные ориентации, на всю систему отношений к социальным явлениям и событиям, к профессиональной и общественной деятельности, окружающим людям и самому себе.

Позитивный опыт решения жизненно важных проблем укрепляет уверенность человека в самом себе, в своих способностях решения выдвигаемых жизнью вопросов. Многочисленные формы практической деятельности, являясь, по сути, социальными практиками, вносят существенный вклад в обогащение содержания человеческой жизни, особенно в случае достижения позитивных результатов.

Однако, с древнейших времен до наших дней, человек всегда неудовлетворен достигнутым. Это очень ценно и важно для все более комфортного обустройства человеческой жизни, для продвижения общества во всех направлениях по пути достижения все более впечатляющих успехов. Поскольку человек никогда не ощущает всей полноты удовлетворенности, он непрерывно анализирует не только ближайшее, но и весьма отдаленное прошлое, применяя конструкцию если бы, оценивая степень правомерности предпочтенного свободного выбора. Аналитические размышления дают возможность извлечения полезных уроков для лучшей организации текущей жизни, определения наиболее желанных и приемлемых перспектив развития социума и обустройства человеческой жизни.

Размышления о возможностях и последствиях свободного выбора, постепенно приводят к тому, что человек ищет и находит средства для того, чтобы превзойти свой антропологический масштаб. И ему это удается: не имея крыльев человек летает, более того, летает быстрее птиц. Обладая скромным, по сравнению с другими живыми существами, зрением, человек изобрел технические средства, многократно увеличивающие способности наблюдения. Научно-технические достижения человека сравнимы с тектоническими сдвигами в природе, настолько они впечатляющи. В наращивании научно-технической мощи человека существенное значение имеет свободный выбор, неотъемлемый от творческой сущности человека. Творческие устремления побуждают человека интенсифицировать научные исследования, совершенствовать уже имеющиеся и изобретать новые технические устройства. Жажда жизни заставляет человека работать над средствами по увеличению ее продолжительности, по насыщению жизненного процесса все более многообразными и содержательными видами и формами деятельности. Это позволяет человеку все более эффективно использовать свои способности и жизненные возможности для достижения все более высокой результативности своей деятельности.

Осмысливая свою жизнь в аспекте возможностей свободного выбора, человек понимает, что она могла бы сложиться совершенно по-другому. Однако в прошлом ничего нельзя изменить, и жизнь такова, какой ее создал сам человек, действуя на основе свободного выбора и собственных предпочтений. И если реально в прошлой жизни ничего нельзя изменить, то аналитически вполне возможно вновь и вновь интерпретировать события и обстоятельства минувшего, имевшие место и возможные варианты поведения, вновь и вновь вносить коррективы в оценку возможностей и обстоятельств прошлого.

Именно поэтому мысль о том, «что было бы, если» никогда не покидает человека, побуждая его все внимательнее всматриваться в прошлое, все обстоятельнее подходить к тому, что он делает и говорит, с кем и как общается, насколько реальные цели ставит и насколько эффективные пути-дороги выбирает, какие средства достижения жизненно важных целей предпочитает, к чему стремится и на что надеется.

Принятая человеком совокупность и выстроенная им иерархия ценностей задает определенную систему жизненных координат и параметры всех жизненных практик, охватывающих и экономическую, и нравственную, и правовую, и политическую, и личную составляющие человеческой жизни. В отношении принятой системы ценностей так же вполне возможна оценка свободного выбора. Человеку, как и обществу, в целом присуще аналитическое отношение ко всей совокупности господствующих ценностей. Особенно это характерно для переломных моментов в жизни человека и общества. Основанием всегда служит определенная степень неудовлетворенности существующим положением дел.

Осознание сложившейся ситуации, как в личной, так и в общественной жизни побуждает к размышлениям о правомерности и неправомерности свободного выбора. Аналитические суждения касаются не только реальных людей и событий, но и состояния экономический и духовной жизни общества, прав и свобод человека, имеющих место возможностей для воплощения сил и способностей, творческих устремлений человека, направленных к освоению вещного и духовного мира.

В целом можно сказать, что обстоятельному анализу человек подвергает все значимое в его жизни, свой прежний жизненный опыт, события и обстоятельства своей жизни, составляющие их поступки, дискурсы, варианты поведения, жизненные ситуации, имевшие место в прошлом, реализованные и упущенные возможности. Это важно для организации текущей жизни как более успешной, наиболее полно удовлетворяющей жизненно важные запросы человека как источника и центра всего, что существует в социальном мире.

Литература:

1. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 446 с.

2. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 463 с.

3. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с.

4. Къеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 383 с.

5. Черногорцева Г. В. Сущность человека в философии экзистенциализма (по работам М.Хайдеггера и А.Камю). Монография. М.: МАКС Пресс, 2002. — 212 с.

Свобода воли и морально-нравственный аспект

Обсуждая свободу воли, мы также должны осознавать и морально-нравственный аспект. Проблема заключается в том, что человек не живет в мире один и большинство серьезных поступков так или иначе отражается на жизни окружающих его людей. В этом смысле свобода воли у человека все также полноценна, ведь можно совершить любое действие, которое возможно физически. Однако, за свободу воли человек расплачивается, в данном случае, также и ответственностью за совершенные поступки. Если свобода воли направлена на счастье для других, то последствия будут положительные, если же из-за свободы воли конкретной личностью кто-то пострадает – последствия будут отрицательные. Некто спасет жизнь утопающего – он распорядился своей свободой воли и этим создал определенные последствия. Другой же, напротив, совершив преступление воспользуется свободой воли неправильно, так как от его «свободы» пострадает другой. Если мы живем по-настоящему сознательно, то нам, в первую очередь, следует осознавать какие последствия будут у наших действий. Выбрав правильный путь, мы можем не заботиться о последствиях, так как сам по себе правильный путь всегда благотворно сказывается как на отдельной личности, так и на обществе в целом. Когда мы вкладываем свою свободу воли ради благородных целей, при этом обладая знанием, наши действия будут носить положительный характер. Предположим, справедливый судья будет всегда благотворно влиять на общество – это человек благородный и обладающий знанием. Судья же подкупленный подрывает основы общества и делает добродетель опасной, а преступление – лёгким путем к успеху. Таким образом, мы должны осознавать последствия своих выборов, и хотя мы в каком-то смысле обладает свободой совершать неправильные поступки, но за них всегда будет налагаться ответственность.

Рекомендуем также эту статью: Что самое главное в человеке?

Путь разума заключается в согласии воли с добродетелью. Добродетельный характер, облагороженный знаниями всегда совершает поступки, которые не оставляют за собой несправедливых чужих страданий. Но это не следует идеализировать. Тот же судья, вынося справедливый приговор преступнику вызывает у преступника и его близких страдания, однако это уже вопрос и к преступнику, и к близким. Их свобода воли привела к их собственным страданиям. Это страдания заслуженные и справедливые, а потому судья не должен их жалости или корысти нарушать общественный долг.

Свобода воли в морально-нравственном аспекте – это осознание последствий своих поступков, вместе с сознательным выбором этих последствий в виде действий. Если я выбираю правильный путь, тот путь, который не причиняет других ненужных страданий и при этом приносит счастье мне и окружающих, избавляя их от страданий – это правильный путь. Если же, руководствуясь корыстными или порочными мотивами, я потакаю своим желания и совершаю преступления – это неправильный путь. Технически человек волен выбирать самостоятельно, но понимание морально-нравственного аспекта заключается лишь в осознании последствий совершенных поступков. И это даже не вопрос формально избежания наказания за преступления, но вопрос самоощущения: живем ли мы по совести и довольны ли мы сердцем своими поступками и жизнью или мы сожалеем о них? Каждый волен выбирать дальнейший путь самостоятельно. Но выбор правильного пути всегда связан со знаниями.

Что такое свобода выбора?

Свобода выбора — это возможность самостоятельного решения в пользу одной из альтернатив. То есть, если перед кем-то появляется несколько возможностей для совершения определенного поступка, то исключительно он сам вправе осуществить выбор. Как ни парадоксально звучит, но далеко не все рады этому. Ведь за любым выбором стоят определенные последствия, которые ложатся на плечи того, кто принял решение. Вот и выходит так, что большинство людей не спешит брать ответственность на себя. Им проще делегировать это другому, даже рискуя быть ущемленным в своей свободе. Это тоже выбор и право каждого.

Другое дело, когда этого права лишают против воли. Тогда следует задействовать весь арсенал допустимых возможностей для решения этой проблемы.

Пройти тест на тип личности

Бог и свобода воли

В вопросе обсуждения свободы воли частым детерминирующим фактором становится судьба или Бог. Мол Бог это всевидящее око, которое полностью контролирует всё не давая кому-либо свободу выбора. На самом деле это не совсем так. Бог даёт свободу выбора каждому живому существу. И фактически это как раз проявляется в материальном мире, где живое существо создает его исходя из своей воли. Люди достигают богатств, славы, власти, наслаждений и этому Бог никак не препятствует, потому что не посягает на свободу выбора каждого человека. Высшей целью религии является Бог, а точнее чистая любовь к Нему. Если бы Бог создавал человека лишенным воли, то о какой чистой любви может идти речь? Сама суть религии заключается в том, чтобы добровольно, искренне и бескорыстно предложить Богу свою свободу воли, из чувства любви, а не корысти, страха или чего-либо ещё.

Бог допускает насилие, беды, катастрофы и прочее, потому что это признак неприкосновенности свободы воли, а то как каждый человек распорядится свободой воли, будет решать каждый. Конечно, зло не остается безнаказанным, а добро не остается без поощрения, но не в этом смысл свободы воли. Причиной всех войн, преступлений, страданий является такая свобода воли, которой неправильно распорядился человек.

Но не только в возможности выбора образа действий проявляется дарованная свобода воли, но и в том, что человек свободен выбирать жить ему в присутствии Бога или стараться Его избегать. Казалось бы, вечное, бессмертное и всемогущее существо способно просто заставить всех прийти к Нему, но как мы видим каждый человек выбирает свой путь самостоятельно и выбирает также и отношение к Богу. И в этом каждый человек свободен: жить ли в присутствии Бога или жить без Него. И это очень важно осознавать не только тем, кто ещё не определился в этом вопросе, но и тем, кто уже давно имеет устоявшуюся точку зрения. Причиной падения души в материальный мир является свобода воли. Душа выбирает материальный мир и Бог этому не препятствует. Когда же душа выбирает Бога – Он лишь идёт навстречу. На вопрос выбора между Богом и мирскими мотивами всегда следует отвечать не интеллектом, а сердцем, не заученным шаблонами, а естественным побуждением. К Богу не могут сами по себе привести знания, добродетель, долг, сила, слава и прочее, к Нему может привести только любовь, а все остальное может быть лишь в союзе с любовью.

Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как пожелаешь.

Бхагавад-Гита. 18.63

Свобода воли в выборе своей жизни

Неотъемлемой частью свободы является зависимость. Именно зависимость от любого обстоятельства может определить степень свободы выбора. Нельзя говорить о степени белого не имея красок черного. Аналогию можно провести с энергиями Инь и Ян, так как они являются частью одного целого.

зависимость в свободе воли

Баланс между любыми противоположностями характеризуется временем. Если объяснять простым языком, то сила воли — это своего рода баланс между верными решениями и противоположными за период времени. Нельзя достичь душевного равновесия при получении негативных последствий от своих действий сразу.

Однако, если принять за
привычку реагировать спокойно под давлением негативной среды, тогда можно достичь постоянного равновесия между душой и разумом. Такое равновесие укрепляет убеждения, которые составляют основу силы воли. Можно пояснить все сказанное на простом, жизненном примере.
Работодатель заставляет работника пройти вакцинацию. У наемника есть следующие пути выхода из ситуации:

  • выполнить требование нанимателя,
  • откладывать требования, чтобы решить ситуацию позже,
  • проявить силу воли и отказать в требованиях сразу.

Какие же факторы влияют на убеждения в принятии любого решения? На мой взгляд это:

  1. Полученные знания в жизни
  2. Результаты примененных знаний (жизненный опыт)
  3. Эмоциональное равновесие
  4. Умение планировать будущее с учетом самых худших вариантов
  5. Способность принимать отрицательный опыт, как урок.

Можно конечно еще много чего привести, но главное отразить суть. И именно эти составляющие отражают самую суть принятия волевых решений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]