Социальные эффекты восприятия. Понятие восприятия.


Эффекты стереотипизации

Наше восприятие склонно классифицировать людей на группы: простаки, умники, бандиты, глупцы. Имея знания о том, как ведут себя бандиты, вам не приходится лично общаться с ними, чтобы понять кто они такие. В этом случае стереотипы упрощают многим людям жизнь, но при этом они не учитывают исключения из правил.

Эффект предубеждения

Работает следующим образом, люди видят то, в чем они убеждены, но не обращают внимание на противоречия в своей картине.

Эффект ореола

Человека, которого представляют в выгодном свете, многие думают о нем только хорошее и наоборот. Под воздействием эффекта ореола общее мнение о человеке переносится на все его другие сферы жизни. Ярким примером могут выступать звезды шоу-бизнеса.

Эффект каузальной атрибуции

Проявляется в объяснении слов или действий другого человека, сквозь собственную призму восприятия. Есть несколько видов каузальной атрибуции:

  1. Культурное предубеждение.

    Поведение другого человека оценивается исходя из его культурных особенностей. Например, многие люди уверены, что японцы трудоголики.

  2. Характерная атрибуция.

    Приписывание определенных характеристик человеку, отталкиваясь от первого впечатления. Например, вам нагрубил врач. Таким образом, вы убедитесь, что у него плохой характер, ваш вердикт — доктор злой (неприятный, плохой)человек.

Эффект авторитета

Учитель по русскому может убедить человека, что он безграмотный, чем его друг или коллега. При выборе покупки зубной пасты, вы лучше прислушаетесь к стоматологу, чем к маме.

Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать.

Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.

Яркий пример холодного чтения это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом».

Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

Узнать подобнее о холодном чтении можно вот по этой ссылке.

5

Эффекты последовательности

Любую новую информацию люди воспринимают на основе информации, которая ей предшествовала. Данный эффект можно наблюдать на работе, мастер-классах, в учебных заведениях.

Эффект первичности

Иными словами, первое впечатление, которое люди переоценивают. Так как, считают что оно верно, и от него зависит дальнейшее отношение к человеку.

Эффект новизны

Вы можете долго и много рассказывать о человеке, но лучше всего запомнится тот факт, которого они не ожидали от личности.

Эффект повторения

Чем чаще повторяется одно и то же сообщение, тем больше вероятность, что люди поверят в происходящее. Многие люди думают: «Если все об этом говорят – значит правда».

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии персонального поведения;
  • эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]