Девиантное и делинквентное поведение что такое
Государство всегда нормировало поведение граждан, укладывая его в рамки закона. Кроме того, в каждой социальной группе (этнической, религиозной или иной) действуют правила поведения, закреплённые традициями или устными договорённостями.
Внимание! Поступки людей сравниваются с «писаными» (формально закреплёнными законами государства) и «неписаными» правилами (неформальными поведенческими нормами).
Примеры неформальных правил:
- обычаи и традиции;
- манеры и этикет;
- поведение, которое считается приличным по взаимной договорённости закрытого сообщества.
Нарушение неформальных рамок общественного поведения называется девиантным. Действия, связанные с отступлением от формальных законов, носят название делинквентных.
Чем отличаются друг от друга
Два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность, имеют различия. Девиантное отклонение от поведенческих норм есть понятие относительное.
Как гласит народная поговорка: «У всякого свой вкус и своя манера: кто любит арбуз, а кто офицера». То, что считается причиной ненормальности для одних людей, – обычное дело для других.
Например, представители тюркских народностей (казахи, киргизы и др.) кушают национальное блюдо бешбармак руками, сидя на полу. Манеры аристократов, напротив, обязывают принимать пищу, сидя за столом, пользуясь столовыми приборами.
Разные понятия о правильности приёма пищи
Делинквентные действия индивида абсолютны. В этом случае двух мнений быть не может. За нарушение норм общественного поведения, предписанных законом, положено наказание. Убийство, насилие, грабёж, воровство, мошенничество – вот только краткий список делинквентных проявлений.
Пример. У цыган воровство и мошенничество считается одним из видов заработка. В их кругах это нормально, но это нарушение статей закона РФ, и об относительности здесь не может быть и речи.
Разница в понятиях
Характеристики девиантного поведения
Девиантное поведение — что это такое
У девиантного и делинквентного поведения есть отличия, само понятие «девиация» имеет более широкий смысл. Она предполагает любые отклонения, выходящие за рамки, как писаных, так и неписаных норм.
Подобные отступления характеризуется следующими моментами:
- явное несоответствие поведения человека с общепринятыми или официальными требованиями;
- действия личности оцениваются обществом как негативные;
- носят стойкий повторяющийся характер;
- несут разрушительные действия;
- не считаются психическим заболеванием с медицинской точки зрения;
- связаны с социальной неприспособленностью, в различных формах её проявления;
- носят исключительно личностный характер или зависят от стадии половой зрелости.
В любом случае девиация – это отсутствие у человека способности или желания найти своё место в социуме так, чтобы отвечать его требованиям.
В зависимости от того, пользу или вред девиация приносит обществу, можно выделить два её типа:
- конструктивный;
- деструктивный.
В первом случае девиация поощряется и вознаграждается. Одобряются обществом поступки героев, гениев и лидеров. Во втором случае действия обществом не приветствуются, считаются вредными и разрушительными. Как следствие, наступает наказание для человека в виде осуждения, изоляция или лечения.
Девиация как форма отклонения
Введение
Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научных знаний, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся от различных норм поведения, а также методы и методы их коррекции и терапии. Девиантное поведение может быть основано либо на психопатологии, либо без признаков психопатологии.
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения человека, не соответствующего общепринятым, официально установленным социальным нормам. В связи с кризисом общества объективно возрос интерес к проблеме девиантного поведения, что потребовало более тщательного изучения причин, форм, динамики девиантного поведения, методов коррекции, профилактики и реабилитации.
Предмет психологии девиантного поведения — отклонение от различных норм реагирования, психических состояний и развития личности, приводящее к дезадаптации человека в обществе и / или нарушениям самоактуализации и самоприятия.
Причины возникновения делинквентности
Девиантное поведение подростков — что это значит у ребенка
Чтобы выяснить причины асоциального поведения, нужно рассматривать становление личности с детских лет.
Важно! К детям, не достигшим пятилетнего возраста, применять определение девиантного поведения нецелесообразно.
У ребёнка от 5 лет внутренние психические функции начинают формироваться только после того, как сформированы внешние. Первоначальному усвоению социальной модели общества ребёнку помогает наблюдение за взрослыми людьми. На первом этапе жизни это его родители. Наблюдая за ними, малыш знакомится со следующими социальными достижениями:
- высшими психологическими функциями;
- ценностями, на которые необходимо ориентироваться;
- нормами и правилами поведения.
Родители должны научить малыша механизмам идентификации и обособления, которые регулируют поведение человека.
К сведению. Идентификация – отождествление себя с другими людьми, группой, образцом, на который можно равняться. Обособление – стремление стать личностью и выделиться из общего плана.
Не зря первым пунктом социальных достижений идут высшие психологические функции (ВПФ): восприятие, мышление, речь и память. Иными словами, родители обязаны помочь ребёнку перенести и привязать модель поведения в социуме к его внутреннему плану (индивидуальной модели поведения).
К причинам, нарушающим ход этих внутренних психологических преобразований в детском возрасте, можно отнести следующие пункты:
- отсутствие родительской заботы и игнорирование родителями проявлений детской привязанности;
- конфликты между родителями на глазах у детей;
- полное отсутствие воспитания, предоставление ребёнка самому себе;
- детская вседозволенность (избалованность).
Кроме того, причиной может быть перенесённая ребёнком психологическая травма.
Избалованный ребёнок
Основные отличия девиантного поведения от делинквентного
Различие делинквентного и девиантного поведения в том, что девиантное состояние шире и характеризует общее отклонение от социально-одобряемых, устоявшихся норм. Делинквентность — вариант отклонения, при котором совершаются общественно-опасные действия, которые могут перерасти в преступления и понести за собой юридические последствия.
Например, если рассматривать 3 состояния футбольного болельщика, то:
- скандирование речевок — вариант нормы;
- агрессия и оскорбления характеризуют девиантное поведение;
- драка, причинение физического вреда — проявление делинквентности.
Виды асоциального поведения
Суицидальное поведение — что это в психологии
Отсутствие способности к социальной адаптации выражается в использовании незаконных средств для достижения целей. К примеру, чтобы добиться хорошего общественного положения, власти, богатства, не имея возможности достичь этого законными средствами, человек преступает через мораль и закон.
Отсутствие желания жить по общественным нормам выражается в открытом протесте, демонстративном неповиновении: это экстремизм, терроризм и другие формы неприятия общественных ценностей.
С этой точки зрения допустимо выделить несколько видов нарушений в результате асоциального поведения:
- аморальные;
- аддиктивные;
- противоправные;
- преступные.
Бродяжничество, проституция, беспорядочные половые контакты, принадлежность к сексуальным меньшинствам – признаки аморального человеческого образа жизни. Зависимости, в результате которых член общества уходит от реальности (наркомания, алкоголизм, игромания и т. д), имеют прямое отношение к аддиктивному поведению. Хулиганство, мелкие кражи, грабежи, оскорбления, угон транспорта в качестве развлечения относятся к противоправным действиям. К преступному поведению относятся поступки, совершение которых преследуется по закону.
Проявление асоциального поведения
Примеры
Примеры нормального и отклоняющегося поведения (разница между нормальным, девиантным и делинквентным поведением):
- человек аргументировано отстаивает свое мнение, сохраняет самообладание – норма;
- человек кричит, оскорбляет оппонента, провоцирует его – девиация;
- человек жестоко избивает оппонента, шантажирует, запугивает – делинквентное поведение.
Еще один пример, показывающий разницу понятий «девиантное» и «делинквентное»:
- группа молодых людей в общественном транспорте слушает музыку через колонку, шумно разговаривает, игнорирует замечание других пассажиров – девиантное поведение;
- группа молодых людей выпивает в автобусе, шумит, слушает непристойную музыку, физически цепляет других пассажиров и затевает драку – делинквентное поведение.
В широком смысле к примерам делинквентного поведения относится любое асоциальное поведение, потому что все это может сделать человека жертвой или участником преступления:
- зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания);
- сексуальная распущенность;
- сектантство и участие в антиобщественных движениях, экстремистских сообществах, группах смерти в социальных сетях;
- нарушение дисциплины на работе или в учебе (опоздания, демонстративные нарушения);
- административные правонарушения (появление на улице в нетрезвом виде, несоблюдение законов и постановлений, матерная речь и прочее);
- уголовно наказуемые преступления (кража, изнасилование, убийство и т.д.).
А к девиантному поведению в таком случае относят нарушение традиций и обычаев общества, игнорирование правил этикета и морали, негласных норм поведения в конкретной группе.
Особенности делинквентного поведения у подростков
Подростковая делинквентная форма отличается от её проявления в других возрастных интервалах. Подростки склонны к проявлению делинквентного образа действий двух типов:
- корыстный;
- насильственный.
Корыстные действия совершаются порой из любопытства или из-за незавершённости детского характера. Такой подросток может отобрать сотовый телефон у младшеклассника, угнать со двора мотоцикл или машину, потом и сам толком не может объяснить, зачем это совершил.
Насильственные действия и агрессия могут отличать подростка, желающего самоутвердиться. Под воздействием стадного инстинкта, от недостатка воспитания или «чувства долга перед друзьями» мальчишки учувствуют в «разборках», собираются в дурные компании. Со временем юнцы становятся неуправляемыми: грубят взрослым, не подчиняются родителям, убегают из дома.
Кстати. Благополучные семьи, как и неблагополучные, могут иметь такого подростка. Причём ребята из хороших семей, поддавшись дурному влиянию, пытаются таким образом завоевать внимание у девушек, искренне считая, что сходство с образом «плохого парня» им в этом поможет.
Если рассматривать причины, влияющие на возникновение у подростков асоциального поведения, то можно отметить такие как:
- воздействие молодёжных субкультур (готы, эмо, панки и т.д.);
- плохое воспитание и негативный пример жизни родителей, вызывающие искажение психики в детском возрасте;
- фанатизм, связанный со спортом и выливающийся в агрессивное антисоциальное поведение;
- психологические зависимости;
- проблемы физического характера на фоне болезней.
Невозможность самоутверждения в социуме доступными путями: способностями, талантом, достижением материальной независимости законным путём, также можно внести в этот список.
Футбольные фанаты и беспорядки
Механизмы и стратегии контроля и профилактики
Первичными механизмами контроля над девиантом и делинквентом в поведении считаются действия школы. Школа обладает следующими возможностями:
- свободный доступ к семьям подростков, сотрудничество с родителями;
- прививание школьникам навыков здорового образа жизни;
- воздействие на степень самооценки ученика и его стремлений;
- организация досуга школьников и помощь в трудоустройстве на период летних каникул.
Школа имеет возможность в целях профилактики правонарушений и преступлений привлекать специалистов.
Схема профилактики делинквентного поведения
Девиации человеческого поведения в социуме уходят корнями глубоко в детство. Вот почему воспитание подрастающего поколения требует особого внимания. «Здоровые личности формируют здоровое общество!», – такой лозунг должен быть заложен в основу всей воспитательной работы подрастающего поколения.