Как сделать правильный выбор легко: эффективные приемы, которые помогут определиться

Вроде бы совершенно простое слово – «выбор». Но как много всего в нём заключено! Сделать выбор – что может быть проще? Нужно всего лишь выбрать – определиться с каким-то вариантом. Но почему сделать этот самый пресловутый выбор бывает так сложно? И – вот парадокс – чем больше у человека вариантов, тем сложнее выбрать что-то одно.

По какой причине, стоя лицом к лицу перед необходимостью выбора, человек может вообще отказаться что-либо выбирать или предоставить эту прерогативу кому-то другому? Что заставляет человека постоянно откладывать принятие решения?

И это касается не только тех случаев, когда речь идёт о чём-то глобальном, но и, казалось бы, совершенно тривиальных ситуаций…

Психология выбора

Одним из известных американских специалистов в области экзистенциальной психологии – Сальвадором Мадди было отмечено, что всегда, когда человек оказывается перед необходимостью выбора, он должен вспоминать, что в действительности у него имеется только два варианта – либо сделать выбор в пользу своего прошлого, либо — в пользу будущего.

Что такое выбор в пользу прошлого?

Выбором в пользу прошлого можно считать тот выбор, который человек делает в сторону того, что ему знакомо и привычно. Совершая такой выбор, человек руководствуется принципами стабильности, нахождения в зоне комфорта, уверенности в завтрашнем дне, ведь, по сути, здесь не требуется предпринимать каких-то особых усилий и что-то менять. К тому же, имеет место страх неизвестности, т.к. человек не знает, что может повлечь за собой непривычный выбор в будущем.

Что такое выбор в пользу будущего?

Совершая же выбор в пользу будущего, человек автоматически обрекает себя на тревогу, ведь перед ним во всей красе предстают непредсказуемость и неизвестность, т.к. предсказать будущее нельзя, другими словами: будущее является для человека «тёмной лошадкой». Отсюда и появляются беспокойства и страхи. Но важно понимать, что личностный рост и личностное развитие возможны только в будущем.

Из всего этого следует вывод: всегда, когда мы должны что-то выбирать, мы должны делать выбор либо в пользу нашего сокровенного спокойствия, либо в пользу терзающей нас тревоги. И первый из этих путей приведёт нас назад, а второй будет вести вперёд.

Но как же осуществить выбор? Как понять, правильным он будет или нет?

Используйте правило 90%

На самом деле делегирование выбора и фокусы с часами годятся только для мелочей — если вы не можете определиться, что съесть на завтрак или какой галстук повязать. Однако не все решения в нашей жизни такие простые. Для более сложного выбора есть правило 90%.

Его придумал Грег МакКеон, автор книги «Эссенциализм». Заключается оно в следующем. Когда мы делаем выбор, у каждого имеющегося варианта, как правило, есть плюсы и минусы. МакКеон предлагает оценить каждый из вариантов по шкале от 0 до 100. Если ваше решение набирает меньше 90 баллов, отклоните его.

Грег МакКеон.

Это просто здравомыслие. Если вашему решению нельзя сказать определённое «да», скажите ему «нет» и не беспокойтесь.

Правило 90 процентов значительно облегчает принятие решений: если у варианта больше 10% минусов и меньше 90% плюсов, его не стоит принимать. «Подумайте, что вы почувствуете, если в каком-нибудь тесте наберёте 65 баллов из 100, — пишет МакКеон. — Скорее всего, вы будете разочарованы. Хотите ли вы испытывать те же чувства, сделав важный выбор?»

Попробуйте ❌

  • Как научиться говорить «нет»

Что затрудняет человеку выбор?

В понимании правильности выбора и заключается вся «соль» вопроса выбора. Если сказать немного иначе, то показатель правильности выбора обуславливается его результатом, а этот результат может быть только в будущем, которое ещё не наступило, ведь мы живём в настоящем.

Приходя к пониманию этого, люди довольно часто предпринимают всевозможные попытки как-то повлиять на результат выбора, ожидая наиболее подходящего для него момента. Но это и служит причиной, во-первых, промедления, а во-вторых, несовершения выбора вообще. Согласитесь, принять решение завтра нельзя – все наши отговорки, типа: «Потом», «Чуть позже», «Завтра» и т.п. – это лишь иллюзия, а сами эти моменты в большинстве случаев так никогда и не наступают. Любые решения, любые выборы должны осуществляться именно сейчас. И это «сейчас» является начальной точкой процесса реализации нашего выбора.

Есть и ещё кое-что, что затрудняет человеку выбор – это та цена, которую он готов за него заплатить. Эта цена представляет собой ту жертву, которую он приносит в пользу реализации своего выбора. Если же человек не готов или ещё хуже – не хочет «платить» — это является чистой воды готовностью стать жертвой. Почему?

Человек-жертва, как и любой другой, конечно же, обладает способностью принимать решения. Но вот как только появляется необходимость платить цену, от него начинают поступать всяческие жалобы на тему того, как ему «страшно-плохо-больно-жалко» или он вообще начинает искать «крайних» — тех, на кого бы свалить ответственность. По этой причине, принимая какое-то решение, всегда следует задумываться о его последствиях – о том, чем придётся поступиться. Здесь и нужно научиться задавать себе правильный вопрос: «А стоит ли это того?». Только осознавая саму ценность совершаемого выбора, человек становится способным изменить свою жизнь или оставить всё, как было раньше.

Но что ещё немаловажно – это способность брать на себя ответственность и понимать, что именно ты в ответе за то, что происходит с тобой и в твоей жизни – ты ответственен за то, какие последствия влечёт за собой тот или иной выбор.

Проблема выбора

Часто приходится слышать о том, что существует масса замечательных возможностей, из которых надо выбрать лучшую, что приводит к весьма неожиданному последствию – радость выбора внезапно превращается в проблему, и эта проблема может быть очень и очень серьезной. Это проблема известна уже пару тысячелетий. Например, греческий философ Аристотель в одном из своих сочинений рассказывал о человеке, испытывающем голод и жажду, который находится на равном расстоянии от пищи и питья и пребывает в покое. Более точно эту проблему, когда бедный человек не знает, что же ему все-таки сделать – то ли съесть, то ли выпить, – сформулировал французский философ Жан Буридан, который доказывал отсутствие свободы воли, а в доказательство привел пример про осла, который, находясь между двумя равными стогами сена на одинаковом расстоянии, должен пренепременно скопытиться от голода, так как не находит мотива – с какого же стога ему начинать есть? С тех пор и появилось крылатое выражение – Буриданов осел. Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами.

Разумеется, философия остается философией, и будьте уверены, что осел или какая другая живность, попав в столь вкусную ситуацию, недолго бы мучались проблемой выбора, а откушали бы предостаточно. И только умный человек может умудриться умереть с голоду, оказавшись между двумя тарелками аппетитного борща. Ясно дело, что человека должно что-то отличать от животного. И можно предположить, что умрет он с чувством выполненного долга, доказав свою высокоорганизованную природу, умеющую превозмочь свои животные потребности. Вот нам часто доказывают в разных полезных учебниках по зоологии и биологии, что человек исключительно умен. Однако там ничего не говорится, что только человек может немедленно впасть в депрессию по причине того, что не может выбрать, куда же ему съездить и отдохнуть – в Канны или на Багамские острова. Зря, кстати, не говорится, так как это прибавило бы дополнительной гордости всему человеческому роду.

Любопытно, что в тех случаях, когда необходимо один из нескольких нерадостных выборов, у человека это получается гораздо лучше. Он просто руководствуется меньшим из зол и, соответственно, инстинктивно избегает наибольшей вредности той или иной ситуации. Это обнадеживает, это говорит о том, что человек недалеко ушел в своем развитии от амебы, – и это его спасает. Амеба, если ее окружить разными плохими воздействиями, немедленно начнет удаляться от самой плохой. Человек, слава Богу, тоже. Но так как он умнее амебы, то и ошибки на своем пути делает чаще, так как амеба руководствуется исключительно примитивными сенсорными ощущениями, а человек – более совершенной интеллектуальной оценкой происходящего. Если, думает он, я надумаю взять кредит в банке, то его придется отдавать, а если я надумаю ограбить этот банк, то отдавать ничего не придется. Следовательно, гораздо более безопасно ограбить банк.

Однако сегодня я хотел бы предложить вашему вниманию не столько размышления о возможности ограбить банк, или об оценке необходимости уворачиваться от падающего кирпича, сколько о том, как сделать выбор между двумя (тремя, пятью, десятью) примерно одинаковыми (или кажущимися таковыми) возможностями. Сделать выбор, и наконец-то начать жить. Потому что проблема выбора – это словно бы отказ от жизни. Пока вы выбираете – вы не живете. Пока вы выбираете – вы голодны и хотите пить. Пока вы выбираете – вакансии на предложенных работах будет занята другими, менее сомневающимися, кандидатами. Поэтому, я думаю, пора оставлять позади гнилую философию Буридана, и двигаться вперед – к борщу, интересной книге, перспективной работе, любимому человеку. Вперед, друзья мои, вперед!

Существует несколько различных способов разрешить проблему выбора: от весьма практичных до революционно продвинутых. Вы можете выбрать любой из приведенных, либо в разных ситуациях руководствоваться разными методиками скоростного выбора. А выбор действительно может быть очень быстрым: то, между чем вы выбираете годами, можно сделать гораздо быстрее. Например, за пять секунд. Или даже за три. И это действительно возможно. Никаких проблем!

Шаг первый: ответственность за выбор

Если вы хотите съесть пирожок или посмотреть новый фильм – обязательно спросите об этом более компетентного человека в вопросах пирожков и фильмов. А после того, как пирожок и фильм окажутся, мягко говоря, не очень съедобными, – непременно выскажете компетентному человеку, что он ничего не смыслит в пирожках и фильмах. На что последний будет жевать этот самый пирожок и говорить вам: «Ну, не знаю, не знаю, мне очень понравилось». И будет совершенно прав, потому как все это – дело исключительно вкуса, а не компетентности.

Люди, которые руководствуются в своих выборах чужими мнениями, попадают в весьма сложную ситуацию. С одной стороны, им часто приходится разочаровываться в своих предпочтениях, которые, как вы понимаете, являются предпочтениями других людей. С другой стороны, они очень часто оказываются в положениях, когда рядом нет советчика, и вот тогда у них начинаются настоящие муки выбора: при обилии возможностей они не в состоянии остановиться на каком-нибудь из вариантов, потому как, в сущности, не умеют этого делать. Это – благоприятная почва для возможности всучить вам в магазине совершеннейшую ерунду, так как случайная сторонняя подсказка оказывается озарением. И дело даже не столько в силе воли или еще каких-нибудь настойчивых качеств, сколько в недоверии к самому себе, зависимости от чужих мнений и отсутствии собственной точки зрения на окружающую действительность. Доверяясь мнению других людей, вы снимаете с себя ответственность за этот выбор, перекладываете его на плечи своих советчиков. И нечему удивляться, что вокруг вас сплошь плохие люди, которые или ничего не смыслят (как оказалось), или ничего доброго не посоветуют.

— Я здесь потому, что несколько людей, которых я уважаю, порекомендовали мне. Один из них психотерапевт. Что в этом плохого?

— Ничего плохого. Хочешь ли ты сейчас остаться на тренинге?

— Честно говоря, после того, что я услышал, я бы не остался. Но, как бы глупо это ни звучало, раз они рекомендовали…

— ТЫ ЖОПА, Джек. Этот тип мышления перекладывает ответственность на твоих друзей. Мы хотим, чтобы ТЫ отвечал за свою жизнь.

— Я отвечаю.

— ТОГДА ПЕРЕСТАНЬ ПОЗВОЛЯТЬ ДРУЗЬЯМ В НЕЕ ВМЕШИВАТЬСЯ! Выбираешь ли ты, здесь и сейчас, остаться в зале и пройти тренинг?

— Да, я уже сказал…

— И ты выбираешь остаться, потому что ТЫ… ВЫБИРАЕШЬ… ОСТАТЬСЯ. Ты понял, Джек? Не потому, что Дик, Том или Гарри порекомендовали тебе остаться, а потому, что ТЫ ВЫБРАЛ остаться. Ты понял?

— Да, я понял. Хорошо… Я остаюсь потому, что я решил остаться. [Л. Рейнхард, «Трансформация»]

Разумеется, нет ничего страшного в том, если вы постоянно руководствуетесь советами других людей, какими бы правильными и мудрыми они не были. Просто в таком случае вы живете не свою жизнь, а чью-то другую. Просто в таком случае вы не имеете глаз, слуха, ощущений и собственных мыслей. Спрашивается: что же вы имеете в таком случае? И чью жизнь вы живете? Папы с мамой? Соседа? Коллег по работе? Начните жить свою жизнь и посмотрите на мир собственными глазами. И вы уже можете не говорить: «Ну какой нехороший, ничего не смыслит, а уже советует». И вы даже можете не думать: «И зачем я его послушал?» Вы будете доверять только себе, и нести ответственность перед самим собой. И только тогда вы обнаружите, что перестали наступать много раз на одни и те же грабли, потому как начали, наконец, учиться жить и выбирать.

Помните одно: вам есть эту пищу, вам носить эти вещи, вам слушать эту музыку, вам смотреть эти фильмы, вам читать эти книги, вам жить с этим человеком, вам любить эту собаку или кошку – вам, вам и только вам. Никто другой не сделает это за вас так, чтобы вы остались довольны – не съест, не послушает, не полюбит, и не будет носить.

Шаг второй: фильтр выбора

Эту методику придумали буржуины, дабы быстро и эффективно освободить человека от мук выбора при множестве вариантов, каждый из которых обладает значимостью и привлекательностью, имеет свои важные плюсы. Через специальный фильтр вы отсеиваете существенные преимущества того или иного выбора от несущественных по специально заданному алгоритму. Рассмотрим это на простом примере выбора между несколькими симпатичными людьми, одному из которых надобно сказать «да, я тебя люблю», а остальным, к сожалению, – «нет, но мы можем остаться друзьями».

Проблема выбора в этом случае (и во многих других, как вы сможете обнаружить в дальнейшем), решается вот таким образом. На некоторое время забудьте о том, между кем и кем вы выбираете. В любом случае у вас есть понимание того, какими качествами должен обладать ваш партнер, с которым вы сможете взяться за руки и прошагать всю оставшуюся жизнь в любви и счастье. Так вот, надобно взять листок и записать все эти качества определенным образом.

На рисунке примерно изображено, как это делается. Желательно, чтобы характеристика этих качеств была исчерпывающей. Их может быть двадцать. Или даже тридцать. Сколько угодно, в принципе. Но все эти качества должны быть важными и значимыми. У вас получится таблица с полным перечнем достоинств идеального партнера, где от первого качества по диагонали заштриховывается один квадратик таблицы. Дальше вы поймете, зачем это нужно.

Как составить таблицу

Следующий шаг – это определить, какими качествами обладает ваш партнер и какими – не обладает. Как правило, идеальных людей не бывает, поэтому некоторой части качеств у каждого из симпатичных вам партнеров – их не хватает. Запишите только те, которые они явно имеют – свой набор в каждом конкретном случае.

Если потенциальные супруги и мужи определены в своих качествах, то можно приступать к самому главному: сформировать наиболее важные качества у вашего будущего партнера. Для этого и используется таблица, которую вы рисовали. Заполнение происходит очень просто. Вы спрашиваете у себя: «Что мне важнее – чтобы он был красивый или чтобы он был богатый?». Отвечать можно только одним образом – выбрать из двух предложенных вариантов более подходящий. Никаких «или/или» и 50/50 не может быть. Для того, что значимее, ставим единицу, а для того, что менее значимо в сравнении – ноль. Следующий вопрос: «Что мне важнее – более красивый или более добрый?» И так далее, пока не будут сравнены все имеющиеся варианты. Это отличный способ выявить огромное количество фикций, которыми заполнен наш ум и которые на поверку не выдерживают никакой критики. В нашем примере фиктивным предпочтением оказалось такое качество, как «сильный» – все выборы сделаны не в его пользу.

Как ее заполнить

Лучше остановиться на каком-нибудь округлом числе качеств. Если их десять, то самыми важными окажутся только три с наибольшим выбором очков. Если 15 – то четыре, если 20 – то не более пяти. Теперь же, после того, как вы с помощью этого теста вскрыли свои истинные желания, можно сравнить, к кому эти качества подойдут более всего. Таким образом, за какие-то полчаса вы можете отсеять до 90 процентов фальшивых вариантов, с которыми вы боялись расстаться в силу тех или иных причин.

Если вы подумаете совсем немного, то обнаружите, что таким образом можно определять, куда лучше поехать отдохнуть, куда пойти учиться или какую работу предпочесть. И я вас уверяю, что результаты могут оказаться крайне любопытными. Вы сможете узнать о себе очень много интересного.

А если хотите, то можно провести предварительный тест на реальность. Выберите из списка всех желаемых качеств три (четыре, пять) самых важных до начала процедуры сравнения. Если, по окончанию, результаты совпали – поздравляю! Вам, скорее всего, не имеет смысла рисовать подобные таблицы, вы вполне разбираетесь в окружающей действительности и умеете отличить важное от второстепенного.

Шаг третий: собственная система критериев

Хотите ли вы этого, или нет, но вы обладаете весьма совершенным набором инструментов, способных помочь вам сделать выбор и предпочесть то или иное при наличии выбора. Этими инструментами являются, конечно, ваши собственные глаза, слух, телесные ощущения, обоняние, а также умение аргументировать тот или иной выбор. Чем чаще вы пробуете сделать выбор сами, доверяя только себе и системе своих правил, тем быстрее и эффективнее вы учитесь делать его более и более безошибочно. Все дело в том, что ошибаться в чужих вкусах и взглядах можно бесконечность, так как в ошибках все время будет виноват некоторый внешний фактор, а вот ошибаться в своих собственных очень долго просто невозможно, потому как мы элементарно учимся. В идеале человек вообще не задумывается, если попадает в ситуацию выбора, и принимает решение мгновенно, основываясь на предыдущем опыте, который не обязательно осознавать. Например, вы сторонитесь раскаленной плиты совершенно бессознательно, и для этого вам совершенно не нужно думать или вспоминать опыты из далекого детства. В большинстве случаев можно вполне доверять бессознательным посылам, которые нас не подведут.

Вам может помогать все что угодно. Если дорогу вам перешла черная кошка, и вы поняли, что сегодня не нужно делать нечто – здорово. Вы можете обращать внимание на погоду, астрологический прогноз, изменение направления ветра. Мир работает на вас, вы только читаете его знаки и регулируете свои действия на основе этих указателей. В отличие от людей, которые дают советы и так часто нас разочаровывают, черные кошки и благоприятные дни – это отличный фундамент для принятия решений. Если он не работает, то вам придется признать это и отказаться от него, а если работает, то он будет помогать вам всегда. Все, что позволяет принять вам решение в таком случае – благо. Пользуйтесь этим на все сто.

Шаг четвертый: если вы оптимист

Оптимист, как мне кажется, – это не столько человек, который надеется на лучшее, сколько человек, который умеет говорить «ДА» окружающему миру и с энтузиазмом принимать каждый из возможных вариантов, чтобы выжать из него все, что только возможно. Пока пессимисты терзаются о том, сколько возможностей они потеряли, согласившись на то или на это, оптимисты радуются тому, сколько полезного и ценного они приобрели. Оптимист – это человек, который выбирает методом орла и решки, – и, получив любой из вариантов, отправляется в путешествие навстречу своему выбору, стремясь извлечь из него все возможное удовольствие и ценные переживания. Да, верно, все то, что я вижу, все то, что я слышу и все то, что я чувствую – оно есть на самом деле. Я могу закрыть глаза, но оно не исчезнет, я могу заглушить звук и притупить ощущения, но все это останется там, где оно есть. Мы постоянно мечемся между прошлым – теми моментами, где нам было хорошо, и каким-то будущим, где нам должно быть хорошо, и тогда любая разбитая тарелка и чуть повышенный тон разговора ужасает нас, требует спрятаться в свои прошлое и будущее небытие. Но если вы смотрите в глаза настоящему – оно не пугает вас. Оно такое, какое оно есть. Вы приняли его без страха и упрека. И теперь – вы можете сделать шаг, приняв решение ровно за одну секунду. Шаг навстречу этому и с желанием найти место в происходящем, или шаг от него и желанием идти другим путем, другой дорогой. И тогда уже можно ни о чем не думать и ничего не анализировать. Можно ставить на чет или нечет, остаться или расстаться, продолжить или закончить, отказаться или согласиться. Это ваш выбор и вы его сделали.

Вит Ценёв распечатать
Статьи по теме Куда пойти учиться? Техника мудрого человека Поисковая профессиография Форматирование смысла жизни Как научиться думать эффективней?

Последствия выбора

Наиболее животрепещущим последствием любого выбора является то, что выбор чего-то одного подразумевает отказ от чего-то второго, третьего и т.д. Если мы открываем одну «дверь», нам приходится закрывать вторую. Именно поэтому, чем больше альтернатив имеет человек, тем сложнее ему приходится. В таких ситуациях люди и произносят сакраментальную фразу, что они «разрываются на части». Здесь же возникает и такой внутриличностный конфликт: «Нужно и хочется», «Не нужно и не хочется», «Нужно и не хочется», «Не нужно и хочется». И конфликт этот, непременно, должен быть разрешён. Разрешить же его человек может, прибегнув к нескольким хитрым способам.

Сложности, с которыми приходится сталкиваться

В понятии правильности выбора скрывается очень много факторов, которые в итоге и будут показателями правильности. Определить правильность принятых решений возможно только по истечению времени. Оценив для себя результат принятых и совершенных мер. Приближаясь к ответу, человек очень часто пытается повлиять на результат и даже изменить его.

Еще одним фактором, который мешает человеку принять решение, является цена, которую придется за это заплатить. Своего рода это определенная жертва, на которую стоит пойти ради своего выбора. Только вопрос доходит до этой стадии, моментально начинается поиск крайних или же аргументов в сторону жалко — вдруг хуже — или, а что если не получиться. Именно по этим причинам, стоит всегда думать о последствиях. Ответственность, которая следует за выбором – это второй очень сильный аргумент. Осознавая это, человек способен ощутить всю ценность совершающего им выбора.

Как сделать выбор?

Всего можно назвать три способа осуществления выбора без ущерба для себя.

Способ первый: Постараться осуществить несколько выборов одновременно. Но тут уместно вспомнить известную пословицу: «На двух стульях не усидишь». Но усидеть на двух стульях удастся вряд ли. В итоге получается, что человек выбор так и не делает, а это означает, что он остаётся на том же самом месте.

Способ второй: Оставить себе отходные пути. Человек вроде бы принимает решение и что-то делает, но то и дело мысленно возвращается к точке отсчёта, размышляя о том, что, быть может, стоит выбрать другой вариант. Результатом такого «выбора» станет то, что все решения и действия будет представлять собой движение «вилами по воде» или, как сейчас говорят: «Ни о чём», ведь чтобы выбор возымел какой-то эффект и принёс результат, необходимо выбрать один вариант окончательно и бесповоротно, напрочь забыв о другом/других вариантах.

Способ третий: Плыть по течению. Здесь всё просто: человек не предпринимает абсолютно никаких действий, и надеется на то, что выбор осуществится сам собой, без его непосредственного участия. Возможен и другой вариант: человек может ждать, пока кто-то выберет за него, чтобы смириться и оградить себя от забот. Однако этот способ коварен: несмотря на то, что время от времени сами собой происходящие выборы могут повлечь за собой вполне благоприятные последствия, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев всё происходит с точностью, да наоборот, т.е. совершенно не так, как человеку бы того хотелось.

И что же из всего этого следует? Как нужно размышлять и чем следует руководствоваться при необходимости совершения выбора?

Условия для осуществления выбора

Исследователи выделяют следующие условия для эффективного осуществления выбора:

  1. Наличие альтернатив, между которыми индивид осуществляет выбор;
  2. Наличие центрального мотивационного ядра выбора

Основным и наиболее значимым основанием для совершения выбора выступает ценность.

Выбор — это сознательный акт, который является по своей сути свободным, ценностным и ответственным.

Выбор – это процесс, включающий в себя всю уникальность внутреннего мира человека, его мотивов, ценностей и стремлений.

Итог вышесказанному

Да, выбор иногда представляет собой непростую задачу. Но наиболее серьёзные и даже тяжёлые последствия может повлечь за собой не его совершение, но отказ от него. И нередко случается так, что именно этот отказ становится причиной душевных терзаний, чувства вины и разочарования, сожалений и неудовлетворённости, внутренних конфликтов, потери жизненного тонуса и желания что-либо делать, ведь несовершённый выбор – это, в первую очередь, упущенные человеком возможности. Примеров можно назвать массу, но главная идея заключается в том, что прошлого уже не вернуть.

Люди могут говорить, что они ни о чём не жалеют, и на всё «воля Бога»; что, несмотря ни на что, они продолжают жить и двигаться дальше; что всё былое осталось в прошлом и т.д. Но всё это будет напоминать самообман, если только человек не осуществил самую настоящую трансформацию своей личности. В остальных же ситуациях опыт прожитых дней всегда и всюду остаётся с ним. Наибольшей глупостью, которую вообще может сделать человек, является его нежелание осознать, что когда-то в прошлом он совершил не тот выбор – совершил ошибку.

И уже с учётом всего того, что мы сказали, можно составить небольшой алгоритм совершения правильного выбора. И выглядеть он будет примерно так:

  1. Для начала нужно ответить себе самому на вопрос: «Для чего я делаю тот или иной выбор?».
  2. Затем определиться с тем, каким будет ваш новый выбор – ориентированным на прошлое или на будущее?
  3. Потом чётко понять для самих себя, какую цену вы готовы заплатить за то, что вы выбираете?
  4. Следующим этапом станет по полной программе принять ответственность за те поступки, которые вы совершаете, и те выборы, которые делаете.
  5. И, наконец, сделать выбор и без оглядки идти вперёд – навстречу своему будущему.

Только так вы сможете не только научиться совершать в своей жизни преимущественно правильные выборы, но и без сожаления идти по пути длиною в целую жизнь.

Борьба осознанного и неосознанного выбора

Но ещё более интересную ситуацию создаёт противостояние между осознанным и неосознанным выбором. Такое часто происходит, когда человек сталкивается с собственными слабостями и они ему не нравятся. Это очень интересный и один из самых важных моментов при саморазвитии, созидании своего характера, стремлении к лучшему.

Например, человек знает, что желать врагу зла – это плохо, но замечает за собой подобные мысли, и старается от них избавиться, или, к примеру, человек хочет что-то начать делать, но сталкивается с собственной ленью, и понимает, что от неё необходимо избавиться, или человек проявляет несдержанность в каком-то вопросе, но понимает при этом, что это не правильно и повода для негативных эмоций нет, что можно реагировать и поспокойнее.

Во всех этих случаях наш осознанный выбор сталкивается с выбором неосознанным. И конструктивную роль осознанности в этих процессах сложно переоценить.

Дело в том, что наш внутренний мир таков, какой есть. Мы можем быть гордыми или горделивыми, жадными или щедрыми, бережливыми или расточительными, спокойными или гневливыми. И реакции, которые генерируют черты нашего внутреннего мира нам напрямую неподконтрольны.

Например, мы увидели какую-то несправедливость, и в нас сразу рождается гнев и раздражение, или наоборот страх и желание спрятаться, или злорадство. У каждого своё. И эта реакция проистекает из нашего внутреннего мира, нашего подсознания, она формируется ещё до того, как мы успели что-то понять и подумать, подобно тому, как юноша сразу формирует своё восприятие девушки только бросив на неё взгляд.

Когда ситуация уляжется, осмысливая то, что произошло: события, людей, свою реакцию, мы можем прийти к выводу, что поступили неверно, почувствовали что-то нехорошее, отреагировали ошибочно.

В этот самым момент мы знакомимся с самим собой, таким, каким являемся. Мы узнаём, что мы может быть жадные, несдержанные, завистливые, ленивые и так далее, и тогда рождается желание стать лучше, измениться, избавиться от пороков и стать внутренне сильнее.

Разумеется, одного этого понимания для внутренних перемен недостаточно. Можно сколько угодно уговаривать себя стать другим, но ничего из этого не выйдет. Но сам факт осознания является первым, самым сложным шагом на пути саморазвития.

Отходя от темы, стоит сказать, что человек нередко бывает просто не готов признать, что он такой, каков есть. Когда ему страшно, он отрицает свой страх и говорит, что не боится, когда завидует, утверждает, что это не так, когда проявляет другие пороки, также их отрицает. Такой человек пока не готов к внутренним переменам, не готов стать лучше. А самообман ничего не изменит. Если отрицать неуверенность в себе и разыгрывать показную уверенность, реальной, внутренней уверенности от этого больше не станет.

Варианты жизненного курса

Согласно гипотезе В.Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида варианты жизни, которые придуманы человечеством и воспроизводятся во времени жизни. Человек может выбрать тот или иной вариант в зависимости от конкретных обстоятельств, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы человека и степень давления на него внешнего мира — социальной среды — зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является неотъемлемой психологической чертой индивидуального бытия и определяется характером отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Человек становится представителем «жизненного типа личности». Итак, под вариантом жизни понимается качественно определенный способ жизни человека. И таким образом определенные ценности и смыслы жизни интегрируются с инструментальными стратегиями их достижения. В данной интерпретации термин «жизненный вариант» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». Типы жизни разработаны как самостоятельные варианты: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь — мечта», «жизнь по правилам», «жизнь — пустая трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на определенную художественность этих названий, за ними стоит вполне определенная психологическая реальность.

«Жизнь начинается завтра» — это вариант жизни, в котором человеку отводится пассивная роль мечтателя и проектора. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет много планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практической реализации задуманного дело не доходит. Человек продолжает откладывать важные дела на завтра, бесконечно оттягивая выполнение жизненных обязательств. В какой-то момент подготовительный этап жизненного пути оказывается недостаточно растянутым во времени, и времени на настоящую жизнь почти не остается. Это вечное детское состояние. Конец человека, прожившего такую жизнь, печален: им овладевает отчаяние и гнев на напрасно потраченные годы.

«Жизнь как творчество» — это вариант жизни, в котором человеку отводится роль экспериментатора, проводящего опыты над своей судьбой. Образ жизни творческого человека отклоняется от нормативных моделей жизни и часто выглядит как бунт против устоявшегося образа жизни. На самом деле за креативностью и бунтарством человека скрывается внутреннее неприятие реальности жизни, желание избежать горьких разочарований в жизни. Человек, выбравший такой образ жизни, часто ведет богемный образ жизни и смотрит на других людей свысока. Смысл их работы — показать тщетность и никчемность попыток жить внешне комфортной, респектабельной жизнью. Основное внимание уделяется преобразованию внутренней жизни, очищению души.

«Жизнь как достижение» — это вариант жизни, в котором человек выступает как «человек действия», как «человек, который сделал себя сам». Главная психологическая особенность этого варианта жизни — обесценивание настоящего и «фетишизация» будущего. Человек жертвует настоящим ради будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для достижения максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Наиболее яркие примеры такого варианта жизни дает западная цивилизация, которая воспитывает своих членов в духе культа достижений. Карьеристы, прагматики и трудоголики наиболее типичны в этом отношении.

«Жизнь — это сон» — вариант жизни, центральной чертой которого является уход человека от реальности жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий этот вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. V. Н. Дружинин описывает это состояние как своего рода «психологический анабиоз». Нередко такой образ жизни сопровождается употреблением наркотиков и других психотропных веществ, с помощью которых достигается эффект дереализации. Это ощущение нереальности «внешней» жизни и одновременно реальности единственно желаемой «внутренней» жизни. Такая версия жизни очень популярна в восточных культурах и религиях, исповедующих принцип невмешательства в естественный ход жизни, например, в дзен-буддизме.

«Жизнь по правилам» — это вариант жизни, характеризующийся высокой нормативной регламентацией жизнедеятельности человека. В каждой культуре и в каждом обществе существует набор правил, которые предписывают социально желательный порядок жизненного пути человека. Тех, кто выпадает из нормативной схемы жизни, наказывают, а в некоторых случаях поощряют. По мнению В. Н. Дружинина, жить по правилам удобно, потому что это избавляет человека от сложного выбора: ведь за него и до него уже все спланировано. Такой вариант жизни характерен для обществ с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.

«Жизнь — пустая трата времени» — это вариант жизни, в структуре которого основным занятием человека является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Этот вариант привлекает многих людей из-за своей гомеостатической направленности.

Это значит не прилагать усилий для достижения жизненных целей, не пытаться преодолеть обстоятельства и не беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни занимают занятия, отнимающие время.

Этот вариант образа жизни часто наблюдается среди населения высокоразвитых стран, которое относится к «среднему классу». Время, когда деньги не зарабатываются, обычно тратится впустую.

«Жизнь против жизни» — это вариант жизни, где главной движущей силой является борьба за выживание. Человек, выбравший для себя такой вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех. Это не война в обычном смысле слова, но в результате жизнедеятельности такого человека всегда есть жертвы и страдальцы.

Это может быть более замаскированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жестокое соперничество.

Этот вариант жизни в его крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития.

Этапы личного выбора

У всех людей присутствуют личные представления об окружающих его предметах и явлениях и все они имеют на это полное право, так как пользуются при этом свободой личного выбора и основываются на своем собственном опыте.

Именно уровень развития личности человека определяет то, чем он будет руководствоваться во время принятия определенного решения. Будет ли это борьба с собственными страхами или желание познать и расширить свои возможности.

Ведь если принять за основу двойственную природу человека, то получается так, что все страхи исходят от его животной сущности, а стремление к познанию и развитию проистекает от бессмертной души. Результатом взаимодействия двух начал оказываются те или иные решения, которые получают впоследствии статус правильного выбора или слабого решения.

Поиск вариантов для выбора

Как правило, после вопроса: “Кто виноват?” начинаются поиски ответа на вопрос: “Что делать?” В этом случае всегда переходят к поиску и рассмотрению возможных вариантов, существующих порой в самом фантастическом виде.

Данный процесс может быть очень длительным, но от этого не перестает быть важным этапом в осуществлении необходимого выбора. Ведь задача намного упрощается когда четко понимаешь, что хочешь выбрать и есть из чего выбирать.

Это подобно тому, когда в промтоварном магазине ищешь подходящую одежду для себя. При этом четко осознаешь, что нужен, к примеру, осенний костюм, а в этом заведении есть подходящие по ассортименту варианты.

Алгоритм действий

Когда после примерки надцатого туалета понимаешь, что нравится и то, и это, и ты готов забрать все сразу, а денег у тебя хватает только на один костюм, начинаешь лихорадочным образом решать, как из всего этого многообразия выбрать только то, что на самом деле нужно.

Для этого в ход идут самые невероятные приемы, чтобы доказать самому себе, что в этих трех костюмах я выгляжу гораздо лучше, чем в оставшихся десяти. А после этого еще убедиться, что именно данный костюм лучше всех на свете, а второй и третий не идут с ним ни в какое сравнение.


Мужчина выбирает модный костюм

Конечно, я все утрирую, так как в данном случае совершенно понятно, что в отношении к себе (даже если это не касается презентабельного внешнего вида) лучше всего отталкиваться не от собственных финансовых возможностей, а исходить из чувства любви и уважения к своей личности.

Понятно, что у каждого это происходит по разному, но в любом случае есть два выхода из подобной ситуации. Первый связан с ограничением собственных потребностей и удовлетворением их на минимальном уровне, достаточном только для физического выживания.

Второй же выход предполагает расширение личных возможностей и удовлетворение своих физических и духовных потребностей через развитие собственных способностей в максимально возможных масштабах. Опять же только сам человек определяет какой путь ему больше по нраву.

Получение результата


Общение учителя с любимым учеником

И только конечный результат явственно покажет была ли достойной первоначальная цель и те ли действия предпринимались для ее достижения. Кроме того, будет понятно была ли допущена какая-то ошибка и где именно это произошло.

Ведь по существу финальный результат является, если можно так выразиться, венцом всего процесса выбора человека, так как определяет качество и необходимость выполнения всех его предшествующих этапов. Не зря ведь говорят, что цель без желания ее реализовать совершенно бесполезна, а действия, не имеющие цели, просто бессмысленны.

С какой бы стороны мы на это не смотрели, но очевидным остается факт, что весь процесс выбора имеет четкие взаимосвязанные этапы, а именно:

  • возникновение ситуации, которая требует своего решения,
  • постановка конкретной цели,
  • определение возможных вариантов решения проблемы,
  • принятие и признание единственного варианта решения из всего множества,
  • разработка алгоритма и последовательности предпринимаемых действий,
  • непосредственное выполнение запланированных действий,
  • получение самого результата.

Нужно сказать, что каждый из перечисленных этапов включает в себя ту же самую последовательность шагов, поэтому очень трудно сказать, где именно начинается и заканчивается выбор человека. Ведь он включает в себя все эти моменты, которые чаще всего происходят не в строгой последовательно, а одновременно друг с другом.

Однажды ученик спросил у своего учителя: ”Когда человек становится богатым:в тот момент, когда получил это богатство или когда только решил стать таким?” На что учитель спокойно ответил: ”Тогда, когда принял такое решение!”

Как не ошибиться в собственном выборе


Мощное цунами идет на побережье

Вот и получается, что выбор человека представляет собой одномоментное решение, принятое им как единственно правильное. А весь последующий процесс его реализации до получения конкретного результата, так сказать, его завершающая или техническая часть.

Ведь, когда мы концентрируем свое внимание в определенной точке времени и пространства, в ней возникает, наподобие мощного цунами, энергетический всплеск, который приводит к изменению всех волновых и частотных характеристик в самом этом месте и вокруг него.

Если амплитуда такой резонансной волны возрастает, то можно говорить о положительном результате собственного выбора. А когда амплитуда становится меньше и потом постепенно затухает, то можно считать, что столкнулся с негативным результатом принятого решения.

Все эти процессы неизбежно отражаются на эмоциональном состоянии и настроении человека, делающего выбор или принимающего решение. Правда при этом нужно помнить, что любые эмоции имеют промежуточный, отсроченный и, самое главное, изменчивый характер.


Покупатели в автомобильном салоне

Сегодня, например, хотел купить крутой автомобиль и сгорал от нетерпения обладать им. Завтра стал его счастливым хозяином и никак не мог нарадоваться этому событию в своей жизни. А на третий день узнал, что за парковку и охрану нужно платить бешеные деньги, поэтому радость сменилась страхом потерять свое материальное сокровище.

Вот и получается, что самым надежным инструментом для недопущения ошибки в вопросе принятия осознанного решения и жизненного выбора в целом выступают все те же собственные чувства и эмоции. Ведь не зря сегодня многие коучи и тренеры разного ранга говорят о важности развития эмоционального интеллекта.

А поскольку эмоции человека в большинстве случаев оказываются продуктом деятельности нашей души (во всяком случае положительные), то потребности духовного начала выходят на первый план жизни любого человека.

В это же самое время способность управлять своим настроением и эмоциональным состоянием становится обязательным и необходимым атрибутом, без которого просто нереально обойтись в любой сфере нашей обычной жизни.


Случайно наступил на грабли

Конечно, без практики в этом вопросе не обойтись. Но если я буду наступать на одни и те же грабли, то у меня, во всяком случае, появится навык своевременно уклоняться от очередного удара по голове. А с течением времени разовьется способность замечать, где эти грабли разбросаны и благополучно их обходить.

С этим можно соглашаться или не соглашаться, подвергать данный факт сомнению или доказывать его истинность, но для меня лично данное утверждение не просто аксиома, не требующая доказательства, а практическое руководство к действию.

Связано это с тем, что многократно становился свидетелем, что изменения в моей материальной жизни появлялись только после того, как что-то позитивное происходило в моем духовном измерении. Именно отсюда мое желание проникнуть вглубь привычных понятий и вещей и полученными результатами поделиться с окружающими.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]