Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о том, какой вклад он вносит в свою жизнь и существование окружающих людей. Нам всем хочется быть полезными, любимыми близкими, получить признание, состояться в той или иной деятельности. Достижению этих целей во многом способствует понимание необходимости развить и укрепить созидающее начало в своей жизни. Многие люди постепенно приходят к тому, чтобы взять его за основу.
Если обратиться к толковому словарю, то можно узнать, что созидающий – это воссоздающий, творящий жизнь по своему великому желанию это делать. Однако главная мысль здесь заключается не в том, чтобы действовать вопреки общественным установкам, жить по своим правилам, не согласуя их с мнением большинства, а чтобы направить все силы и энергию на раскрытие своего творческого потенциала.
Итак, что же значит созидать? Значение слова восходит к построению наполненной особым смыслом жизни. В данной статье мы постараемся ответить на вопросы о том, какие компоненты включает в себя созидание и что это такое в самом общем случае.
Открытость новому опыту
Человек, готовый принимать меняющиеся условия собственного существования, всегда стремится к обновлению. Неважно, что это будет – приобретенная специальность, получение знаний, изучение каких-либо предметов. Главное, такая личность не боится рисковать, не чувствует себя виноватой от того, что потратила деньги на себя. Созидая жизнь вокруг себя, человек становится подлинно счастливым.
Почему для нас так важно принимать новый опыт? Дело в том, что мы живем постоянно обучаясь. Если то, чему мы научились, приятно, то, как считают многие, можно гордиться своими достижениями. Если данное обстоятельство не очень одобряется в обществе, то, скорее всего, человек не примет новый опыт, станет его скрывать и, как следствие, ничего полезного из этого не вынесет.
Присутствие души обязательно
Если автор в свое творение вкладывает душу – это может быть показателем созидания. Это, безусловно, творчество, к которому никогда не будет относиться бездушная механическая работа, даже при высококлассном исполнении. Есть еще одно слово, которое очень подходит к исследуемому термину — улучшение. Не в смысле «бытовых условий», хотя и здесь творческий процесс вполне уместен, а применительно ко всему миру вокруг нас. Стремление сделать человеческую жизнь красивее, безопаснее, достойнее – это, безусловно, процесс созидания, это улучшение окружающей действительности.
Творчество
Что может сравниться по силе с тем счастьем, которое испытывает творец, когда ему удалось довести до конца произведение? Творческие порывы бывают у многих, но лишь единицы на самом деле готовы работать над развитием своего таланта. Созидающий – это, прежде всего, тот, кто не боится рисковать. Верность своим идеалам – критерий, который продвигает талант и помогает проявиться неординарным способностям. Если у человека имеется четкий план развития и становления себя как замечательного автора книг, картин или музыкальных творений, то он гораздо быстрее добьется успеха.
Что такое созидание?
Созидание — это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности. Созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Она сопровождает действия, приносящие людям благость: материальную, практическую, душевную, духовную, полезную для расширения сознания или наработки хороших качеств. В широком смысле созидание – это не столько преобразование, сколько постижение сущего; волевая, сознательная и духовная деятельность человека.
Созидание в литературной речи имеет пафосный или величественный оттенок. Чаще применяется к нематериальным объектам: душе, моральным ценностям, духовному воспитанию. В словарях слово «созидать» описывается как устаревшая форма от «создавать». Но различия в этих понятиях есть. Созидание не просто создает – оно вдохновляет. Оно носит положительный оттенок чего-то конструктивного, полезного, гармоничного и приводит возникновению чего-то более ценного. А создавать можно и проблемы или неприятности.
Созидательность как качество личности – умение направлять умственную и творческую энергию на создание чего-то красивого, величественного, полезного. В повседневной речи словосочетание «созидательный человек» чаще заменяют на «творческий человек», а творчество и созидательность употребляют как синонимы. Хотя и в этих понятиях есть отличия. Творчество – это сила чувства и вдохновения, нечто стихийно-хаотическое; созидание – это сила разума, сознательно направленная на движение к цели.
Созидание невозможно постичь без его дуальной пары – разрушения. Чтобы создать что-то новое, нужно предварительно что-то разрушить: весна разрушает снежный покров, торнадо разрушает прежний ландшафт, давая возможность создать что-то новое. Разрушать всегда легче, ведь разрушение не требует душевных затрат. Поэтому каждый человек делает свой выбор: саморазрушение (преумножение зла) или самосозидание (преумножение добра).
Пройти тест на полушария мозга
Благотворительность
Мы не смогли бы жить на этой планете в одиночку. Человек так устроен, что даже при благополучном стечении обстоятельств, ему все равно требуется помощь, участие другого. Пусть даже маленькая поддержка, вовремя сказанное слово, улыбка, взгляд – все это не раз помогало сохранить веру в себя, воспрянуть духом в сложных ситуациях.
Многие считают, что благотворительность – это удел очень богатых людей, которые могут и должны делиться с теми, кому повезло значительно меньше. Между тем истинная помощь всегда рождается в сердце, то есть внутри человека. Всякий может оказаться полезным своему ближнему. Для этого надо иметь веру в себя и открытое сердце.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Интересно рассмотреть главный вид созидательной деятельности – творческую деятельность. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения.
Фантазия — это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, происхождение которого не осознается.
Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала.
Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть.
Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности.
Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию.
Целостность
Созидающий – это тот, кто находится в гармонии с собой и целым миром, а значит, обладает целостностью. У такого человека обострено чувство собственного достоинства, он никому не позволит себя обидеть. Им невозможно манипулировать, он настолько мудр и самодостаточен, что недоброжелатели обходят его стороной.
Целостность обозначает стремление жить в согласии с законами мироздания. Личность, обладающая гармонией, способна отдавать и искренне заботиться о других. Она совершенно лишена эгоизма, но имеет индивидуальные цели, амбиции, которые хочет претворить в жизнь. Вот что значит в полной мере созидать. Значение слова здесь рассматривается как способность быть самим собой, без масок и ложного притворства.
Подмена понятий
Интересно, что создание и созидание, слова, отличающиеся одной буквой, и, в принципе, означающие процесс производства чего-либо. Но очень часто они несут абсолютно разную смысловую нагрузку, хотя в «Толковом словаре живого русского языка» В. Даля, выпущенного в 1861 году, напротив слова созидание стоит «см. создание». Построение или возведение чего-то противного и людям и богу, например, концентрационного лагеря (самый приводимый пример, потому что является злом в чистом виде), никогда нельзя назвать созиданием, а созданием можно. Конечно, словами часто играют, говорят, что разрушение тех же концлагерей есть добро, а создание – зло. Наверное, созидание и разрушение — термины, применение которых уместно в глобальном смысле – разрушить мир, семью, жизнь, мировозрение. То есть поломать что-то хорошее, гармоничное, сделать то, что нанесет и человеку, и миру конкретный вред. К сносу ветхого жилья не стоит применять термин «разрушение». Казуистика объясняется как изворотливость, подмена понятий, игра словами. Сейчас она в почете, и вкупе с сакраментальной фразой «у каждого своя правда» приводит к катастрофическим последствиям. Поэтому так важно умение выбрать из десятков синонимов самое верное слово, еще лучше, правильно направлять свои мысли. И поэтому детей с детства надо учить пониманию разницы между добром и злом. В жизни все четко расставлено по своим местам. Понятия белое и черное, любовь и ненависть, созидание и разрушение всегда находились по разные стороны реки под названием жизнь.
Любовь к жизни
Счастливый человек – щедрый человек. Он хочет делиться, его переполняет изнутри чувство изобилия, и сам он радуется при этом. Его лицо озаряется искренней улыбкой, когда он общается с другими людьми, животными, природой, целым миром. Такой человек много времени проводит как во взаимодействии с ближними, так и в одиночестве. Ему неведом страх остаться одному. Духовные практики, медитации – вот его сила, центр личности, созидающая визуализация.
Тот, кто по-настоящему любит жизнь, никогда не станет вредить ни одному существу. Он мысленно и практически (то есть на деле) предпринимает определенные попытки для поддержания благополучия во всем мире. Сюда относится охрана природных ресурсов, конкретная помощь людям.
Таким образом, созидающий – это воссоздающий жизнь, счастливый, целостный, внутренне наполненный человек, тот, кто может отречься в нужный момент от собственного эгоизма и послужить истинным участием на благо других.
Иерархия развития созидательной деятельности людей.
Иерархия развития созидательной деятельности людей.
Организация эффективной, созидательной деятельности людей, должна основываться на позитивных и доброжелательных мыслях, эмоциях, чувствах, способствующих их объединению. Созидательная деятельность развивается поэтапно, и как правило, имеет следующую иерархию развития отношений:
Взаимовыгодное сотрудничество; Взаимоуважение и дружба; Высшее проявление – Любовь.
Взаимовыгодное сотрудничество, прежде всего, должно обеспечивать выгоду для обеих сторон. Оно может быть кратковременным или долгосрочным, что в немалой степени зависит от поставленных целей. Мотивация, основанная на угрозе жизни или здоровью человека, больше относится к негативным и непродолжительным формам сотрудничества. Поэтому организации, использующие для мотивации страх, обман могут быть разрушены, даже при появлении незначительных дестабилизирующих факторов, как внешних, так и внутренних. Наиболее оптимальными способами мотивации человека остаются гармоничное сочетание моральных и материальных стимулов.
Взаимоуважение и дружба, как правило, возникают в результате длительного и взаимовыгодного сотрудничества. Основанием для этого, может быть уважение к личности, индивидуальный подход, развитие талантов и способностей человека, предоставление возможности для творческого роста, гарантирование безопасности или повышение личностного статуса.
Любовь, это наивысшая божественная энергия, способствующая созидательной деятельности людей. В деятельности, основанной на любви, гармонично сочетается весь спектр позитивных человеческих эмоций и чувств. Выдающиеся в истории человечества святые, пророки (Христос, Будда, Магомед и т.д.) прежде всего, были величайшими учителями любви. «Истинная мудрость говорит на языке любви». Именно любовь, остается наиболее действенной исцеляющей силой. И боль в человеческом организме, лишь указывает на участки нашего тела, которые в данный момент испытывают дефицит любви. Любовь способна «окрылять и возвышать» любого человека. Только любовь придает осмысленность нашей жизни. Чем больше в нашей жизни любви, тем реальнее ощущения счастья и удовлетворения от бытия. По моему мнению, любовь, как энергия гармонизации, формируется и накапливается в человеке постепенно. И складывается она из любви к родителям и своему телу, из самоуважения к своей личности, из любви к окружающим людям и животным, социуму, природе, стране, глобальному миру (планете), и в конечном счете, к Богу. Поэтому истинную ценность (привлекательность) человека, мы подсознательно воспринимаем по наличию и степени развития любовных вибраций. И вклад человека в любую деятельность, мы оцениваем по уровню энергетики любви, которую он способен генерировать и материализовывать в своих деяниях.
Несмотря на бурное развитие сети мирового интернета, люди не стали ближе друг к другу, а наоборот, обосабливаются и замыкаются на своем «эго». Отсутствие любви и гармонии в душе многих жителей Земли, способствует возникновению непонимания и боязни окружающего мира, а это в немалой степени, формирует агрессивную ответную реакцию. Ведь любая спонтанная агрессия, это своего рода попытка прикрыть свои страхи или неуверенность. Все больше людей, явно или подсознательно пытаются «отгородиться» от окружающего мира. Для этого используют различные приспособления: темные очки, затемненные стекла автомобиля, балаклавы или куклуксклановские колпаки. Ведь когда человек обезличен, растворен в толпе, гораздо проще, да и безопасней, проявлять необузданную агрессию. Непонимание и боязнь окружающего мира, в значительной степени, способствует проявлению агрессивного или неадекватного поведения. Это выражается в потребности разрисовать, загадить, изуродовать, разрушить творения других людей или объекты живой природы.От чистоты эмоций и мыслей в человеке, зависит на сколько, светлыми будут его чувства. Именно эмоции и мысли дают энергию для рождения чувств и формируют внутреннюю частоту вибрации (ауру). Поэтому чувства, так же как эмоции и мысли, бывают как положительные, так и отрицательные. Все что способствует созидательной деятельности, можно отнести к положительной категории, а все остальное к отрицательной. Для начала, хотелось бы разобраться, почему зло, в общепризнанном понимании, процесс деконструктивный, способствующий разрушению, деградации и застою. У человека двойственная природа – он обладает животной природой, которая роднит его с животным миром, и высшей природой сознания, которая объединяет его с миром тонких энергий. Три нижние чакры человека тяготеют к животной, физической природе, а три верхние более относятся к высшей, духовной. Сердечная чакра – это своеобразная граница между физикой и духом. Трем нижним чакрам соответствуют определенные градации развития, связанные с животными инстинктами, и в основном через них, наш организм получает необходимые для жизни земные энергии. Именно через эти чакры, могут формироваться негативные мысли, эмоции, которые возникают при отсутствии удовлетворения естественных и физиологических потребностей организма. Как правило, у этих людей приоритет отдается потребительским интересам своего «Эго». У таких представителей человечества отсутствует духовность, а на первый план выступают основные инстинкты. Чем более примитивные, негативные мысли и эмоции излучает человек, тем более низко вибрационной энергией он насыщает себя и ближайшее окружение. Подобное притягивается к подобному. При таких вибрациях, возможны только временные объединения, союзы, направленные на реализацию стихийных, негативно окрашенных действий (разрушения, грабеж, погромы и т.д.). Подобные низко интеллектуальные действия, в априори, не могут способствовать созиданию.
Человеческий организм способен эффективно функционировать, только при условии, когда все клетки, органы и структуры этого объединения, нацелены на выполнение общей глобальной задачи «выжить», при этом хотят и умеют сотрудничать. Поэтому коллективные формирования людей, лучше всего развиваются в тех организациях и государствах, где граждане хотят и умеют грамотно сотрудничать. С взаимного уважения, и готовности конструктивного сотрудничества начинается дорога, которая ведет к успеху в любой компании. И будущее за теми компаниями и государствами, которые смогут заменить мотивацию, основанную на страхе, мотивацией, основанной на любви, гармонии и уважении.
Миронов Олег Юрьевич
26.05.2015г.
Структура и характер деятельности
В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.
Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов
:
- Процесс принятия решения.
- Вовлечение в деятельность.
- Целеполагание.
- Проектирование программы действий.
- Осуществление программы действий.
- Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).