Подробное описание тонкостей характера и особенностей темперамента человека позволяет предугадать линию его поведения, совершаемые поступки и реакцию на различные ситуации. Если вы желаете вступить в близкие отношения, взять на вакансию сотрудника или просто интересуетесь судьбой определенной персоны, наверняка вам захочется получить готовый психологический портрет личности, о котором я расскажу в этой статье, а также покажу образец его написания.
Что из себя представляет
Это расшифровка личности в письменном виде, словами. Она дает возможность распознавать индивидуальные грани человека, выявлять его способности, определять возможные поступки.
Это методика широко востребована и применяется во всех сферах деятельности – личной, профессиональной, научной. Рекрутинговые агентства анализируют способности претендентов на должность, педагоги составляют психологические описания учеников для успешного построения учебной программы, руководители выявляют недостатки и сильные стороны сотрудников.
Итоги
Работодателю до приема на работу необходимо оценивать не только профильные навыки и опыт, но и индивидуальную предрасположенность к работе. Для этого целесообразно составлять психологический портрет сотрудника по разработанной самостоятельно и заимствованной у консалтинговой фирмы методике. Благодаря полученным данным, компании смогут принять людей, которые идеально подходят для каждой конкретной позиции. А это, в свою очередь, позволит снизить показатель текучести кадров и в целом повысить репутацию бренда на рынке.
Для чего он нужен
Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.
Поведенческий портрет
Поведенческий портрет — что это значит?
Это психологическая характеристика поведения человека, которое он демонстрирует в разных жизненных ситуациях.
Подобные сведения можно получить в результате наблюдения за объектом, а также посредством беседы с самим человеком и его близкими людьми.
Поведенческий портрет включает следующие сведения:
- внешний вид;
- пантомимика;
- мимика;
- речь;
- отношение к окружающим;
- отношение к себе;
- поведение во время основной деятельности;
- реакция на конфликты.
Ключевые моменты
Портрет включает детальное рассмотрение нескольких аспектов.
Темперамент
Научно выделено 4 группы людей: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. В совершенном виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в личности объединены два разных типа. В зависимости от внутреннего состояния и эмоциональности, мы по-разному проявляем себя в жизненных процессах, реагируем на одни и те же ситуации, участвуем в разговорах и заводим отношения. Стоит учесть, что тип темперамента – врожденный параметр, который не меняется в течение существования. Не ждите, что безучастный флегматик вдруг станет организаторским и взрывным холериком, и даже если вам показались на лицо изменения – скорее всего, это временный порыв и ошибочное суждение. Доказана лишь небольшая корректировка первоначальных данных.
- Холерики – наиболее активные, выносливые, яркие и устремлено идут к своей цели.
- Меланхолики, напротив, ранимые, спокойные, нерешительные.
- Флегматики легко общаются, они надежные друзья и сотрудники, адекватно оценивающие любую ситуацию.
- Сангвиники – общительные, душевные, отзывчивые и доброжелательные.
Характер
Это совокупность устойчивых поведенческих черт, которые способны со временем трансформироваться и изменяться в зависимости от окружающей обстановки, воспитания и жизненных потрясений. Хотя и считается, что начальный перечень параметров заложен на генетическом уровне, он значительно дополняется приобретенными с течением времени моральными принципами.
Так, малыши одних и тех же родителей, попав на воспитание в семьи с разными устоями, могут получиться совершенно противоположными личностями. Характер любого человека можно одновременно описать с двух сторон. К примеру, вы можете быть добрым, душевным и открытым, но в той же мере ревнивым, обидчивым или ленивым.
Способности
Литературные источники делят их на три группы: духовные, физические и социальные. Естественно, первыми прививаются физиологические – здоровье, умения, сила, выносливость. Духовные больше зависят от воспитания и ареала обитания. Это образование, культурные наклонности, нравы. Социальные также являются приобретенными и формируются в процессе жизни – это открытость, коммуникабельность, умение налаживать контакт, ответственность, высокая пунктуальность и сильная дисциплинированность.
Направленность
Фундаментом этого параметра является мотивация. Она представляет ежедневную деятельность человека, объясняет его поступки. Одни желают удовлетворить свои потребности физиологии, хотят вкусно кушать, жить в уютной квартире или ездить на современном авто. Для других – это неважно, и в свои приоритеты они вкладывают общение, новую информацию, знакомства, реализуют свой творческий потенциал, занимаются спортом.
Эмоциональность
Этот параметр выражается в умении и способе выражать окружающим свои чувства, переживания, показывать настроение либо, наоборот, скрывать его. От степени присутствия в вас эмоциональности вы по-разному формируете обратную реакцию на окружающую действительность. Это то, что дает возможность понять ближнего вне зависимости от его языка, культуры, религии или уровня интеллекта. Каждый сможет распознать в собеседнике гнев, счастье, страх.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Интеллектуальность
Человек способен развивать себя благодаря восприятию новой информации, практическим занятиям, накоплению опыта, но базовый уровень интеллектуального развития, с которым рождается ребенок играет ключевую роль. Он помогает адаптироваться в новых условиях, оценивать незнакомую ситуацию и поведения сторонних личностей, давать оценки и умозаключения. Это способность размышлять рационально и действовать правильно относительно сложившейся ситуации. Как правило, талант или склонность к какой-либо области знаний обнаруживаются уже в детстве, главное, не упустить этот момент и начать ее развивать.
Коммуникабельность
Любой индивид, независимо от количества прожитых лет, финансового и социального положения, уровня интеллектуального развития должен уметь формировать общение с окружающими. Однако способности к разговору у личностей развиты неодинаково. Например, психопортрет юмориста или менеджера должен выявить высокий уровень навыков коммуникации, в отличие от садовника, комбайнера или рыбака. Стоит учитывать, что любая профессиональная деятельность нераздельно связана с общением и при отсутствии данного параметра добиться успехов и получить повышение будет практически невозможно.
Самооценка
Это уровень уверенности в собственных силах. Условно ее делят на завышенную, заниженную и объективную. При первой – идет переоценка своих возможностей, намеренное завышение достижений или даже приписание чужих высот себе. При второй – наоборот, присутствует излишняя самокритичность, неуверенность в своих силах, а нормальная говорит об адекватном оценивании себя и своих поступков. Если вы выявили пониженную самооценку – то лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Волевые качества
Воля – это своеобразный внутренний стержень личности, твёрдость характера и основной параметр, который позволяет добиться успеха. Волевые качества – это целеустремленность, твердая решительность и полная самостоятельность, отсутствие боязни рисковать, способность брать ответственность. Даже при наличии положительных жизненных условий, высокого интеллекта, одаренности, без воли индивид не добьется эффективных результатов. У волевого человека отсутствует пагубные лень, безынициативность, недисциплинированность, слабохарактерность.
Самоконтроль
Контролировать себя, свои эмоции, слова и действия, быть воспитанным – это те качества, которые помогут вам наладить хорошее общение с окружающими, завести деловые или любовные отношения. У тех, кто не может в достаточной мере держать себя в руках, а язык за зубами – не найдется достойных собеседников. Многие компании, при приеме сотрудников на работу обращают внимание именно на это умение. Рекрутеры намеренно создают различные стрессовые ситуации и задают неудобные вопросы, чтобы понять, как вы будете себя вести.
Способность к коллективной работе
Не все индивидуумы обладают умением работать в команде. Однако, это ценный навык, который позволяет подстраиваться и прислушиваться к другим людям. Его нужно развивать с детства.
Мотивация
Одно из самых сильных качеств человека. Даже ленивый и нерешительный индивид, при необходимости и желании совершить покупку, получить должность или завоевать расположение собеседника может пойти на неожиданные и необдуманные действия, ускоряя процесс достижения цели. У разных людей мотивация может быть скрытой, поверхностной или сильной, доходящей до мании и азарта.
Социальные установки
Одним из последствий общения является передача информации – обмен новостями, опытом, сведениями. Данные, полученные со стороны, влияют на поведение, настроение и действия людей, подталкивают к определенным поступкам.
Общий психологический практикум (часть 1, )
Контрольная работа к экзамену:
Задача работы
В этом задании, опираясь на данные продолжительного скрытого включенного полевого наблюдения, необходимо составить «поведенческий портрет» взрослого человека с целью последующей идентификации его с наблюдаемым. В этом портрете должны быть выделены в поведении человека черты главные, наиболее характерные, индивидуальные и второстепенные, малохарактерные, общие; правильно отражено их соотношение в целостном поведении человека, без мозаичности и схематизации.
Основные линии наблюдения и параметры «поведенческого портрета»
Как уже отмечалось, предметом наблюдения в этом задании является поведение взрослого человека в естественных жизненных условиях. Однако данных наблюдения только за поведением оказывается недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего. Ведь поведение человека невозможно отделить от контекста той ситуации, в которой оно разверачивается. А это означает, что в рамках полевого наблюдения само наблюдение осуществляется одновременно по двум линиям: как за поведением человека, так и за ситуацией, в которой последнее имеет место.
Сложность предмета наблюдения, задачи охвата с помощью полевого наблюдения различных аспектов поведения взрослого человека в его многообразных формах заставляют отказаться от заранее установленной четкой системы категорий и единиц наблюдения, свойственной систематизированному наблюдению. Она может оказаться недостаточно гибкой для адекватного описания наблюдаемого индивидуального поведения человека. Нестандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим планом наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и языка описания, представляется более пригодным в данном случае.
В качестве такого общего плана нестандартизованного наблюдения предлагаются основные параметры «поведенческого портрета». К ним относятся:
1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?
2. Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).
3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной).
4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи),
5. Поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарный, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении; – «демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?).
6. Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).
7. Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполнении задания, в ситуации конфликта).
8. Поведение в основной деятельности (учеба).
9. Примеры характерных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Фиксация данных наблюдения
В том случае, когда полевое наблюдение является длительным по времени и нестандартным по форме, традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений. Дневник наблюдений представляет собой специальные записи наблюдателем фактов из жизни наблюдаемого лица, отвечающие ряду особых требований. Всякое наблюдаемое явление должно быть зафиксировано в нем по возможности в том виде, в каком оно существовало как нечто реальное. Записи наблюдений должны выполнять функцию фиксирующего средства, сохранять ту точность и полноту наблюдений, без которых невозможно обоснованное функциональное истолкование. В противном случае они превращаются в записи впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя по поводу каких-то увиденных им, но не отраженных в дневнике явлений. Такое нередко встречается в дневниках, существующих в психологической литературе. Приведем пример из «Дневника матери» и .
«10 мая. Вначале Максик не обращал внимания на то, что запрещено. Делал, что хотел. Меня это очень волновало. Я не смогла понять, в чем причина. Но постепенно все вошло в норму».
Приведенная запись не дает ни одного факта в его реальном виде, а является лишь рассуждениями по поводу фактов. С точки зрения , опытного наблюдателя можно уподобить «художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксирующему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом условии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдателем факта поведения».
На основе изучения большого числа записей было предложено различать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательная запись, обобщающе-описательная запись, фотографическая запись.
Использование всех трех типов записи позволяет собрать в дневнике наблюдений достаточно подробный материал.
В ситуации скрытого включенного наблюдения регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести постфактум, поскольку наблюдатель не должен раскрывать себя. Кроме того, как участник событий, он часто не может одновременно с ними что-то записывать. Поэтому нередко наблюдатель вынужден осуществлять переработку материала наблюдений, суммируя и обобщая однородные данные либо в самый момент наблюдения, либо спустя некоторое время, и, следовательно, может использовать в дневнике главным образом обобщающе-описательные и истолковательные записи. Таким образом, в условиях скрытого включенного наблюдения дневник пишется чаще всего по памяти. Однако при этом некоторые факты, оставившие в силу своей яркости или каких-то других причин очень ясные следы, воспроизводятся наблюдателем относительно фотографично, без обработки, «как таковые и единственные». В отдельных случаях представляется возможным фиксировать данные наблюдения в дневнике непосредственно во время наблюдения, используя при этом фотографическую форму записи. Подобные записи являются весьма ценными, поскольку выступают в качестве поперечных срезов непрерывного процесса поведения. Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы использовать в дневнике комбинированный тип записей (как по памяти, так и непосредственно во время наблюдения процесса поведения). Записи по памяти рекомендуется производить в той же обстановке, в которой ранее осуществлялось описываемое поведение; ее детали и особенности помогут зафиксировать факты более углубленно и обстоятельно.
В дневнике наблюдений должна находить отражение та ситуация («фон», контекст), в которой происходило наблюдаемое поведение. Каждая запись в нем содержит как бы некоторое введение, позволяющее лучше понять то поведение, которое стало предметом ее фиксации. Например, запись посвящена поведению испытуемого во время учебного занятия. Введение к ней может содержать указание на то, где, в каком ряду сидит испытуемый, является ли для него это место постоянным или случайным, сидит ли он в отдалении от соседей или в общем ряду с ними, являются ли эти соседи постоянными или случайными людьми и т.д. Таким образом, в подобном введении описывается по возможности широко вся обстановка, состояние окружающих, характер занятий, даются обобщенные указания на социальные роли участников и т.д.
С формальной стороны дневник наблюдений представляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов.
Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык должен быть строгим, деловым, точным и метким.
Отработка задания
Отработка данного задания включает в себя два занятия с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.
1. На первом занятии студенты знакомятся с содержанием поставленной перед ними задачи – составить «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе), то есть дать настолько точное и подробное описание его поведения, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с тем, кто является объектом наблюдения. Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть полностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым глазом» или «чаще всего одета в розовую кофточку».
В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому.
Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому становится известен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не имеет сведений относительно того, за кем наблюдают другие, а также не является ли он сам объектом наблюдения.
На первом занятии студенты должны составить первые «поведенческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением.
Указания к этому описанию:
а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;
б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;
в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения жизненных задач и т.п.);
г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека.
Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться я обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток «проникнуть во внутренний мир», которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе.
2, В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение не искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным.
Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.
Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.
3. На втором занятии происходит проверка дневников наблюдений и анализ составленных описаний поведения.
При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизованном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций). Отработка задания завершается письменным отчетом.
Оформление отчета
Отчет о задании строится по следующему плану:
1. Введение. Кратко описываются задачи работы.
2. Методика. Излагаются способы сбора материала для составления «портрета», порядок наблюдений за испытуемым и фиксация данных в дневнике.
3. Результаты. Приводятся первый, если таковой имеется, и второй «портреты», а также еще один «поведенческий портрет» того же испытуемого, но составленный другим наблюдателем.
4. Обсуждение результатов. Перечисляются и классифицируются тины признаков, использованных в «портретах». Анализируются различия между первым и вторым «портретами» и их возможные причины. Проводится сравнительный анализ двух «портретов» одного и того же человека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из которых является автор отчета. Отдельно рассматриваются типы признаков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей, и возможные их причины. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизованного наблюдения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения качества данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли испытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.
5. Выводы. Кратко формулируются выводы, полученные при обсуждении результатов, а также ответы на вопросы, сформулированные в качестве задач работы.
6. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.
1. Психологический практикум: Метод наблюдения: учебно-методическое пособие / авт.-сост. ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 3-е изд., доп. – Великий Новгород:, 2011. – 75 с.
2. Регуш, по наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001.
3. Штангль, А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. – М., 1988.
Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец
Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.
План
Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:
- Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
- Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
- Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
- Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
- Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.
Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.
Что такое психологический потрет сотрудника, и для чего он HR-специалисту
Для выполнения работы важны не только знания, умения и опыт, но и характер, свойства личности, действия исполнителя в различных обстоятельствах. Сформированный психологический портрет сотрудника – это задокументированная словесная характеристика личностных качеств и манеры поведения работника. Она включает оценку природных и накопленных в процессе жизнедеятельности психологических особенностей человека, позволяет спрогнозировать его действия и реакции на различные события в будущем. После исследования должно быть понятно, хочет ли кандидат делать то, что формально умеет, подходит ли ему выбранное дело.
Сомневаетесь, справится ли кандидат с поставленными задачами?
Попробуйте наш тест на понимание инструкций
Начать тестирование
Если направление деятельности походит соискателю по характеру, отдача будет максимальной, и это выгодно работодателю. В случае когда социально-психологический портрет сотрудника организации не соответствует роду его деятельности, стандартам работы в компании, велика вероятность последующих проблем и финансовых потерь для нанимателя. Например, никому не нужны конфликтные, неуравновешенные сотрудники, а спокойный и флегматичный персонал будет хорош в бухгалтерии, но провалится в активных продажах.
Большое значение имеет психологический портрет сотрудника для информационной безопасности компании. Он позволяет снизить потенциальные риски утечки конфиденциальных данных через определение эмоционально неуравновешенных, чрезмерно корыстных и мстительных, склонных к нарушению правил кандидатов.
Не менее важна подобная оценка при принятии на работу в правоохранительные органы, ФСБ и МЧС. Здесь требуются люди особого склада характера, законопослушные, принципиальные, способные к самопожертвованию.
Пример и образец написания: как составить психологический портрет личности
Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон. Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей. Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации. Анализ проведен на основе личных дневников, письменных свидетельств очевидцев, расшифрованных архивов. Иногда для детализации данных используют сохранившиеся фото, видеофрагменты. В качестве примера, как писать психологический портрет личности, я опишу персону Наполеона Бонапарта:
- Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
- Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
- Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
- Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
- Основная мотивация – жажда власти.
- Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.
Это удачный пример из психологии грамотного составления психологического портрета нестандартной личности. Проанализировав юность и условия обитания полководца, становится понятна его агрессия, раздражительность и непринятие общества в будущем.
Задайте вопрос
Сангвиник
Девиз: доверяй, но проверяй!
Плюсы данного типа темперамента – это жизнерадостность, общительность, увлеченность и отзывчивость, а минусы – разбросанность, сверхобщительность, легкомысленность, склонность к зазнайству, поверхностность и ненадежность. Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» следующий: индивид всегда рад пообещать что-то, чтобы не обидеть просителя, однако далеко не всегда держит слово, поэтому следует проконтролировать, выполнил ли он обещанное.
Умение общаться
Общение является чрезвычайно деликатным и тонким процессом взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются индивидуальные особенности каждого участника процесса, поэтому эта характеристика крайне важна для такой интерпретации личности, как психологический портрет.
Образец наиболее очевидной функции общения – это передача информации: каких-либо сведений, содержания и смысла. Эту сторону общения называют смысловой, или семантической. Передача имеет влияние на поведение человека, его поступки и действия, а также на организованность и состояние его внутреннего мира.
В целом выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, имеется функция обмена психическими состояниями и эмоциями.