Значение социального развития человека для педагогики


Личность — это…?

Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.

Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

Читайте далее: Развитие личности в обществе

Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.

Условия, оказывающие влияние на личность

Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.

Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.

Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.

Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.

Читайте далее: 11 факторов, оказывающих негативное влияние на личность человека

Социальная среда и психическое развитие

Определение ССР было введено советским психологом, основателем культурно-исторического подхода Львом Семёновичем Выготским. Автор придавал особое значение социально-культурной среде в онтогенезе психики и становлении социальной ситуации развития. В психологии этот подход занял центральное место для характеристики возрастной периодизации детского развития.

В своём подходе Л. Выготский рассматривает становление психики через взаимодействие двух составляющих: естественного созревания и культурной среды. Развитие высших психических функций происходит в процессе саморазвития и обусловлено взаимодействием индивида с социумом. Овладение «психическими орудиями», знаково-символической системой (языком, письмом), культурными ценностями и требованиями общества сначала происходит во внешней деятельности, а затем переходит на внутренний уровень осознания.

ССР — понятие, которое используется для отображения уровня психосоциального развития ребёнка. Оно помогает раскрыть такие особенности социального взаимодействия:

  • объективное место ребёнка в социальных отношениях, его соответствие требованиям окружающих людей;
  • осознание своей социальной позиции и взаимоотношений с социумом.

Достижения психического развития провоцируют возникновение новых задач в социальном взаимодействии, решение которых становится содержанием психики ребёнка. Постепенно накапливаются противоречия между старой и новой социальной позицией. Окружающие люди предъявляют более высокие ожидания к возможностям ребёнка. Такие конфликты решаются в опережающем развитии необходимых способностей, мышления, памяти, внимания, самооценки, саморегуляции. В то же время они порождают много задач и внутренних конфликтов, что приводит к возрастным кризисам.

Каждый кризис приводит к возникновению психических новообразований, позволяет перейти к следующему этапу личностного развития и способствует формированию новой социальной позиции. Важно понимать, что ССР реализуется только во взаимодействии с другими людьми.

Формирование личности — социальный процесс

Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.

Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам.

Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.

Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:

  • «Я – мальчик (девочка)»,
  • «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
  • «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.

Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни.

Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.

Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.

Читайте далее: Психология развития личности — 5 этапов развития человека

На формирование личности влияют такие социальные институты, как:

  • семья,
  • детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
  • кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
  • коллектив сотрудников,
  • собственная семья,
  • средства массовой информации, интернет.

К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.

Развитие социальное

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — в отечественной социологии это процесс позитивного развития обществ (социетальных систем), различных сфер общественной жизни, социальных структур и отношений, творческих возможностей и потенциала самого человека в течение некоторого промежутка времени. Более детальное понимание развития социального требует конкретного выделения его сферы, объектов и показателей. В научной литература можно встретить разные точки зрения на этот счет. Понятие «развитие социальное» часто употребляют для обозначения развития конкретного общества (например, российского) в целом, т.е. понимается как совокупное развитие различных сфер его жизнедеятельности на определенном временном промежутке. Такова «интегральная концепция социального развития России» (Г.В. Осипов), которая включает следующие блоки проблем: цивилизационные особенности российского общества и условия его перехода к постиндустриальному и информационному развитию; укрепление российской государственности; меры по формированию смешанной экономики в целях ее социально ориентированного функционирования; трансформация социальной структуры; обновление и развитие духовной жизни общества; место России в глобальном миропорядке; системы социальных показателей для различных сфер общественной жизни.

Вместе с тем нередко развитие социальное понимается как развитие непосредственно социальной сферы общества или отдельных ее компонентов: систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммуникации и связи, жилищного хозяйства и т.д. Некоторые авторы (Н.И. Лапин и др.) акцентируют роль социокультурного подхода к пониманию развития социального, который дает возможность обоснования двух типов социокультурных трансформаций — традиционализации и либерализации. Исследование социоструктурного аспекта социального развития (Т.И. Заславская и др.) направлено на раскрытие динамики социальной структуры общества, формирование инновационно-реформаторского потенциала общества, качества складывающейся соц. структуры.

В научной литературе обычно выделяют следующие структурные критерии развития социального: 1) структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по своей структуре объекты являются и более развитыми; 2) увеличение числа, усложнение характера или видоизменение социальных функций объекта; 3) повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности социальных и социетальных систем, структур, организаций. Развитие социальное в любом случае предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, социальных, духовных и т.д.) различные группы населения и отдельных индивидов, развитие самого человека. В этом смысле важнейшее значение имеет уровень развития социального предприятия, в котором заняты люди. Имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но, прежде всего, улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, правовой и социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня и т. д. Не меньшее значение имеет и развитие социальное района, города, региона, всего общества. В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура».

Как показано в литература (Ж.Т. Тощенко и др.), это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Развитие соц. инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры и может служить теоретической базой для управления развитием социальным на этом уровне. Управление включает в себя такие операции, как социальное прогнозирование, социальное проектирование и социальное планирование.

Всесторонняя оценка процесса развития социального требует фиксации позитивных и негативных тенденций (трендов). Для таких целей вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. В качестве примера можно привести «Систему социальных показателей российского общества», разработанную в ИСПИ РАН (разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальную, социально-политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, социальные индикаторы как количественные характеристики и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами (например, посредством опросов общественного мнения). «Система» позволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые могут служить основой оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений и общества в целом).

Вместе с тем органы статистики вырабатывают более детальные системы социальных, демографических, экономических, других статистических показателей, и их число, выраженное в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и других формах, достигает уже нескольких сотен. При этом наряду с разработкой отраслевых показателей осуществляется их синтезирование, объединение для оценки общего уровня развития социального страны и целей международных сопоставлений.

С начала 1990-х гг. в социологии и других социальных науках стал разрабатываться (и применяться) ИРЧП, который рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Данный индекс дает возможность на основе объективных критериев определять уровень развития физических и духовных возможностей человека в той или иной стране, а также косвенно и уровень развития самой страны. В качестве главных показателей ИРЧП выделяют (средние значения): ожидаемая продолжительность жизни людей; уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт (см. Потенциал человеческого развития). Вместе с тем ИРЧП нельзя абсолютизировать, ибо он не может дать представления по целому ряду крайне важных параметров, например, о политических, экологических, моральных и иных факторах развития человека.

Наряду с системами показателей, рассчитанными на общую оценку уровня социального развития страны или общества в целом, разрабатываются также системы конкретных показателей для оценки некоторых специфических объектов или особых ситуаций, например, кризисов. При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными ИСПИ РАН, заключающийся в определении предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада (см. Показатели предельно критические).

В западной социологии понятие «развитие социальное» в указанных выше смыслах обычно не используется. Эта проблематика анализируется в терминах эволюционизма и неоэволюционизма, экономического роста, теорий социальных изменений, а также социальных трансформаций. Впрочем, со 2-й половине 20 века стала развиваться «социология развития», которая анализирует процессы индустриализации и их социальных последствий, прежде всего, в странах «третьего мира» после 2-й мировой войны. Так, возникло несколько вариантов теории модернизации, в соответствии с которой менее развитые страны могут, в конце концов, поравняться с индустриализованным миром, если будут внедрять у себя экономические, социальные и политические системы западного общества. Критика этих взглядов, в т. ч. и со стороны западных социологов, подчеркивала политизированный уклон теории модернизации, детерминированный в первую очередь условиями периода «холодной войны». Реальная ситуация в странах «третьего мира» также свидетельствовала не в пользу линейного развития всей совокупности общественных отношений и социальных структур по западному образцу. В последние десятилетия под влиянием бурного развития ряда стран Юго-Восточной Азии возникают обновленные варианты теории модернизации, которые допускают возможность достижения развивающимися странами современного экономического и технико-технологического уровня при сохранении традиционных социальных структур и культурных ценностей.

Л.Н. Москвичев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 377-378.

Литература:

Жуков В.И. Потенциал чел.: индекс соц. развития россиян. М., 1995; Показатели и индикаторы соц. изменений. М., 1995; Доклад о развитии чел. за 1999 г. Нью-Йорк, 2000. По заказу ПР ООН; Тощенко Ж.Т. Соц-я: Общий курс. М., 2000; Заславская Т.Н. Социоструктурный аспект трансформации российского об-ва // Социол. иссл-я. 2001. № 8; Лапин Н.И. Социетальная соц-я // Там же; Россия: трансформирующееся об-во. М., 2001; Осипов Г.В. Соц. мифотворчество и соц. практика. М., 2002; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.

Социальное воспитание как процесс развития личности

Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.

Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.

Сущность социального воспитания:

  • Приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
  • Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.

Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни. «Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.

Фазы социализации личности:

  • Личность усваивает социальные нормы и ценности;
  • Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума;
  • Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.

Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:

  • Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
  • Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
  • Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
  • Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.

Что такое социальное развитие личности, и как оно должно выглядеть на практике

Много приходится слышать про физическое развитие личности, про духовное, волевое, эмоциональное и прочее, но почти совсем ничего не говорится про социальное развитие личности. А ведь человек — существо социальное. Поэтому социальное развитие личности — одна из важнейших составляющих её общего, гармоничного развития.

Что такое социальное развитие? Человек — существо социальное, он, в принципе, не может жить один, как медведь. Хотим мы того или нет, мы живём в обществе, нуждаемся в других людях и зависим от других людей. Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя! Как же научиться мирно уживаться с другими людьми, с пользой и для себя, и для окружающих? Это и есть социальное развитие личности.

Социально развитая личность прекрасно ладит с окружающими людьми, принося пользу и себе, и другим людям. На практике часто сталкиваешься с двумя крайностями. Одни сильно зависят от мнения окружающих, постоянно думают: «А что люди скажут?», «А что люди подумают?», «А как я выгляжу со стороны?». Такая постоянная оглядка на окружающих до добра не доводит. Другие, наоборот, думают: «Чихать я хотел на окружающих и на их мнение!», «Что хочу, то и делаю, никто мне не указ!», «Только мать родная имеет право делать мне замечания, и то не всегда!». Такая позиция тоже до добра не доводит.

Вообще за всю историю человечество выработало 4 основные позиции по этому вопросу: эгоизм, индивидуализм, коллективизм, альтруизм. Эгоист ставит на первое место свои собственные интересы и вообще игнорирует интересы других людей, интересы общества, коллектива. Индивидуалист ставит свои собственные интересы на первое место, а интересы других людей — на второе. Коллективист ставит интересы других людей на первое место, а свои собственные — на второе. Альтруист ставит на первое место интересы других людей и вообще игнорирует свои собственные интересы. Две крайности однозначно плохие. Эгоистов никто не любит. В детском коллективе их, как правило, бьют, и правильно делают! Во взрослом, где драться не принято (хотя иногда могут поддать и во взрослом коллективе!), их, как правило игнорируют, бойкотируют, с ними никто не хочет общаться. Но и альтруизм — тоже плохо! Если бы все были альтруистами, то очень быстро умерли бы от голода, при этом каждый из последних сил пытался бы накормить другого. В мире, где не все альтруисты, окружающие садятся альтруисту на шею и начинают погонять. Это плохо и для самих окружающих, они от этого деградируют как личности, но ещё хуже для самого альтруиста, жизнь которого становится просто невыносимой! Поэтому эгоизм и альтруизм сразу исключим и даже не будем обсуждать. Сложнее с индивидуализмом и коллективизмом. Многие скажут, что индивидуализм лучше! Существует даже научное направление — индивидуалистическая этика, представители которого пытаются научно обосновать полезность индивидуализма и вредность коллективизма. По их мнению, человек должен позаботиться сначала о себе, потом уже о своей семье, потом — о прочих родственниках, друзьях, близких, знакомых, а потом уже, если время останется, и обо всех остальных людях. На самом деле, конечно, это вопрос сложный, но, я думаю, что человек всё-таки должен быть коллективистом. Не альтруистом, но коллективистом. Жить надо не для себя, но и не для других, а вместе со всеми и для всех. Поэтому не надо никому, даже родственникам, позволять садиться себе на шею, манипулировать, использовать, эксплуатировать и т.п. Но и сами старайтесь этого не допускать по отношению к другим людям, относитесь к другим людям уважительно, дружелюбно, старайтесь сделать им приятное.

Тут, правда, есть один нюанс. Иногда думаешь, что сделал человеку приятное, а ему неприятно, он обиделся, а то и рассердился. Это бывает, потому что все люди разные, и то, что приятно одному, вполне может быть неприятно другому. «Золотое правило морали» гласит: «Никогда не поступай по отношению к другим людям так, как ты не хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, а всегда поступай так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Однако, с позиции современных научных исследований, это правило неверное. Например, я люблю шоколад и хочу, чтобы мне дали шоколадку, а человек не любит. Я, следуя «Золотому правилу морали», дарю человеку шоколадку, чтобы сделать ему приятно, а ему не приятно, он вслух, может, и не скажет, но обязательно подумает: «Да чтоб ты провалился со своим шоколадом!» Поэтому психологи дают другой совет: «Никогда не поступай по отношению к другим людям так, как они не хотят, чтобы ты поступал по отношению к ним, а всегда поступай по отношению к ним так, как они хотят, чтобы ты поступал по отношению к ним».

Другими словами, все люди разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому учитесь разбираться в людях, учитесь чувствовать их и понимать, что они хотят, а не только то, чего хотите вы. Присматривайтесь к другим людям, особенно к тем, с кем вы собираетесь жить, работать, строить отношения или иметь общие дела. Присматривайтесь, изучайте их, старайтесь их понять, что они думают, чувствуют, их интересы, потребности, желания. Старайтесь быть терпимее, толерантнее по отношению к другим людям, особенно по отношению к родным и близким.

Иногда бывает, что самые близкие люди нас сильно раздражают. Меня самого раздражала собственная мать, и я, бывало, срывался и даже кричал на неё. Но потом мне стало стыдно, и я подумал: «Ну что я делаю? Ведь это же мама!» Но совсем не раздражаться не получалось, и тогда я решил кричать … «про себя». А потом сам себе говорю: «Ну что, проорался? Ну вот и молодец! А теперь всё, хватит. Теперь подойди и поцелуй маму!» Вот такие специальные приёмы, хитрости, иногда очень помогают в общении и с близкими, и с дальними людьми.

А теперь рассмотрим противоположный случай. Иногда близкие или не очень близкие люди сами нетерпимы, не толерантны, грубы и раздражительны по отношению к нам. Что делать в этой ситуации? Здесь можно действовать несколькими способами. Иногда, особенно с самыми близкими, имеет смысл поговорить откровенно: «Давай, поговорим. Давай расставим все точки над «и». Что тебя не устраивает? Почему ты меня не любишь? Что тебе от меня надо?» Правда, надо демонстрировать не готовность идти на односторонние уступки, а готовность к поиску консенсуса, компромисса. Иногда надо давать отпор. В первую очередь, отпор надо давать ловким манипуляторам. Особенно тем, кто пытается манипулировать вами в тёмную, незаметно для вас. Как давать им отпор? Иногда имеет смысл наглеца в прямом смысле слова «послать», правда, лучше всё-таки мысленно, но если человек сильно назойлив, то можно решительно сказать: «Да пошёл ты!» — с тем, чтобы человек понял — здесь ловить нечего, все остальные попытки манипулирования бесполезны! Однако не совсем верным является совет некоторых психологов — «сначала научитесь говорить «нет!»». Сначала нужно учиться отвечать «да». Это разнообразит вашу жизнь и поможет вам найти цель. Сделав это, научитесь отвечать «нет», чтобы полностью сосредоточиться на этой цели и отказаться от всего лишнего.

Ещё раз обратим внимание на первые две составляющие социального развития личности: коллективизм и умение понимать других людей, «влезать в их шкуру», помогать им, делать им приятное, но не позволять им «садиться себе на шею». Третья составляющая социального развития — общительность, коммуникабельность. Тем, кто уже общителен — это не актуально, но актуально для людей робких, стеснительных, зажатых, не умеющих общаться. Есть много самоучителей — как развить общительность и коммуникативные навыки. Самые классические — Д. Карнеги: «Как эффективно общаться с людьми», «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично». Но несколько общих советов дам.

Как развить общительность, коммуникабельность? Чтобы повысить коммуникабельность, не следует ограничиваться определённым кругом лиц. Надо уметь общаться с любым человеком, какой бы характер у него ни был. Коммуникативные навыки приобретаются тогда, когда вы учитесь выражать мысли чётко, кратко. Ни в коем случае не перебивайте собеседника и не критикуйте его, не допускайте сарказма. Всё это оттолкнёт человека. Никому не нравится, когда собеседник в разговоре пытается вызвать интерес к собственной персоне, совершенно не интересуясь собеседником и не слушая его. Такие люди отталкивают от себя, и общаться с ними в другой раз не захочется. Такое «общение» и общением-то назвать сложно. В разговоре всегда можно найти тему, интересную для обоих. Старайтесь больше читать и совершенствовать интеллект, будьте в курсе событий и новостей, тогда всегда найдёте, о чём говорить с окружающими. Некоторые люди в силу замкнутого характера испытывают трудности в налаживании контактов и страдают от одиночества. Окружающие тоже избегают такого человека из-за его замкнутости и нежелания общаться. Если вы обладаете таким характером, постарайтесь чаще вступать в разговор. Делая это, вы перестанете бояться людей. Иногда причиной некоммуникабельности человека является страх перед грубостью окружающих. Но такая реакция обусловлена временным раздражением или плохим настроением собеседника. Не огорчайтесь, если встретите грубый ответ, и не перенимайте у этого человека плохое настроение. Чтобы расположить к себе людей, учитесь делать комплименты. Это вызовет у человека симпатию и расположит к дружескому общению. Не забывайте про улыбку. Она — друг в процессе повышения коммуникабельности. Искренняя улыбка располагает людей к общению и поднимает настроение. Применяя в жизни эти правила, вы будете легко находить контакты с людьми и добьётесь в жизни немалых успехов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]