Факторы развития личности человека — что к ним относится


Что такое факторы развития личности в психологии

Развитие личности – длительный процесс, во время которого происходят становление физических и духовных сил, реализация человека в социуме. Духовность, приоритеты и взгляды на жизнь зависят от условий, в которых протекают детство и юношество.

Факторы развития личности – это силы, которые продвигают процесс формирования индивида, помогают развиваться во всех жизненных сферах. С раннего детства и в течение всей жизни они влияют на человека посредством семейного воспитания и через образовательную систему.

Формирование и развитие личности

Сократова Анастасия

Формирование и развитие личности

1. Понятие личности

Личность представляет собой конструкцию, которая, как и интеллект, породила многочисленные исследования. На протяжении всей истории многие люди пытались определить ее, а также предлагать возможные теории, облегчающие понимание концепции, что на первый взгляд кажется легким.

Понятие личности используется в повседневной жизни многими людьми, как сказал Гонта А. В. в 1990 году: «Все знают, что такое личность, но никто не может выразить это словами» [4, с. 6].

Этот термин используется для обозначения различных аспектов, но, на самом деле, что мы подразумеваем под личностью? Нет единодушия при его определении, и существуют разные определения:

Речь идет о динамической организации или наборе процессов, которые объединяют поток опыта и поведения.

Другие определяют его по отношению к самооценке (как определяется индивид) или чувству того, кем он является.

Характерный способ мышления и поведения, такой как привычки, отношения или, вообще, особый способ адаптации к окружающей среде.

Со своей стороны, Первин и Джон определяют личность как характеристики, которые определяют непротиворечивые модели чувств, мышления и действия. Эти паттерны выполняют функцию адаптации человека к окружающей среде, показывая его привычный подход к ситуациям.

Оллпорт сказал, что именно динамическая внутри-индивидуальная организация систем определяет их уникальную адаптацию к среде.

С другой стороны, Айзенк понимает личность как сумму моделей поведения, определяемых наследованием и средой, которые возникают и развиваются в результате взаимодействия секторов: когнитивного или интеллектуального, отношения или темперамента, характера и конституции.

В заключение, на основе определений личности, которые были предложены с течением времени, выделены следующие фундаментальные аспекты:

Личность — это гипотетическая конструкция, которая включает в себя ряд характеристик, относительно устойчивых во времени и последовательных (не меняющихся в разных ситуациях) и позволяющих прогнозировать поведение [10, с. 279].

Личность включает в себя другие элементы, такие как познание, привязанность и мотивация, которые определяют поведение и могут объяснить, что иногда личность не так последовательна и стабильна в некоторых обстоятельствах.

Он охватывает все функции и поведенческие проявления, которые будут результатом стабильных и динамичных элементов, личностных, социальных и культурных влияний. Это что-то особенное и правильное для каждого человека, и он будет стремиться адаптировать свое поведение к характеристикам окружающей среды, это называется «поведенческая согласованность».

2. Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности

Развитие личности является одной из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы психического развития, педагогика строит теории о том, как целенаправленно направлять развитие человека. В науке есть формула: человек рождается, человек становится. Под развитием личности понимается процесс количественных и качественных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие приводит к изменению черт личности, к появлению новых свойств (новообразований) [7, с. 307].

Роль биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности

Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако их роль различна и до настоящего времени до конца не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:

1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники доминирующей роли «среды обитания», «общества» считают, что человек является продуктом внешнего воздействия. Представителей этого направления называют «социологизацией», а направление социально-генетическим. Истоками социогенетического направления стал английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске» (tabula rasa, на которой можно писать все, что угодно. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, и врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют несколько групп факторов внешней среды (А. В. Мудрик). К макрофакторам относятся космос, мир, климат, общество, государство; метафакторы отдельных социальных групп и институтов, школа, СМИ; микрофакторы-семья, сверстники [1, с. 458].

2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «биологизаторского» направления, основная идея которого заключается в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние окружающей среды минимально. Ребенок растет по естественным законам, осознавая то, что дано ему природой; нужно только верить в этот рост, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как генетически запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, унаследованные от предков [9, с. 13].

3. Теории конвергенции биологических и социальных факторов. У. Стерн. Он считал, что психическое развитие — это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат сближения внутренних данных с внешними условиями развития. Стерн писал: «Ни одна функция или свойство не может быть спрошена:» приходит ли оно извне или изнутри?». так как оба участвуют в ее реализации. «Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, развивающийся под влиянием x-элементов наследственности и Y-элементов окружающей среды. Элементам окружающей среды придается большее значение. Это наиболее распространенное понятие современной, особенно западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущность развития человека в природе и обществе [5, с. 111].

4. Теории противостояния (конфронтации) биологических и социальных факторов. Истоки-фрейдистский психоанализ и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат противостояния биологических и социальных факторов. Фрейд считал, что развитие личности можно понять из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически данных, врожденных и естественных инстинктов, но это желание сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, противостояние двух факторов предстает как конфликт между обществом и инстинктами индивида [3, с. 784].

5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Русской психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении проблемы движущих сил психического развития. Одной из основных идей Л. С. Выготского является то, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализация). Культурное развитие состоит в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в ходе своего исторического развития: языком, письмом,счетными системами и др. усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешняя рецепция как бы» красится «и становится внутренней – процесс называется»интернализацией». Последователи Выготского отмечали, что процесс развития определяется прежде всего деятельностью самого субъекта-это его самодвижение через деятельность с объектами-факторы наследственности и среды лишь представляют собой условия, определяющие не сущность процесса развития, а его вариации в пределах нормы [6, с. 15].

3. Главные факторы и движущие силы развития личности

К основным факторам личностного развития относятся:

1. Образование. Биологически унаследованные особенности личности только создают почву для развития личности. Они развиваются под влиянием окружающей среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди имеют относительно одинаковые склонности, возможности. И только социальное наследование, то есть влияние in vivo окружающей среды и образования обеспечивает развитие. Образование выгодно отличается от факторов внешней среды тем, что это управляемый процесс, который регулирует, целенаправленно создает условия для развития и адаптации. Основной закон развития личности, сформулированный Л. С. Выготским, означает, что через совместную деятельность и общение формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этика, сознание и др. Образование среди всех факторов социализации рассматривается как наиболее важный в развитии личности в силу своей направленности и организованности [8, с. 30].

2. Предметная деятельность. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что формирование личности не в меньшей степени зависит от деятельности самого человека. Деятельность понимается как стремление каждого человека к самоактуализации, самопознанию и высшим смыслам бытия, к самореализации, зачастую вопреки окружающей среде, нивелируя, подавляя индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и другие считают, что помогая человеку, ученик школы должен именно пробудить в нем собственные стремления к самореализации, которые, как им кажется, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах эта позиция означает, что деятельность студента, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самообразованию относятся к внутренним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные черты личности, входящие в ее структуру, формируются под влиянием воспитания в первую очередь. Но в процессе жизни ребенка они сами становятся источником, движущей силой его развития. Это отчасти объясняет, что под влиянием одних и тех же образовательных и экологических условий учащиеся вырастают разными. В связи с этим возникает вопрос о важности самообразования и его связи с образованием. Педагогика понимает это так: образование вызывает самообразование, и чем быстрее, тем лучше.

Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности.

Такие противоречия есть:

-противоречия между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и деятельности;

-противоречия между растущими потребностями общества, группы взрослых и современным уровнем развития личности [2, с. 149].

Эти противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они появляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней активности. В результате человек переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворена, противоречие устранено. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим-развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания конкретизируются общие противоречия. Это противоречия между требованиями к учащимся и их готовностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениями им.

Заключение

Личность формируется в условиях социального, конкретного и исторического существования человека, его обучения и воспитания.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «личность» неоднозначно и многогранно. Изучением личности занимаются многие науки, в том числе философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика и др., Каждая из наук занимается изучением личности в ее специфическом аспекте.

Развитие личности — это социально обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит образованию. Образование направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, преследуемыми обществом. Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что если дети с раннего детства развивались вне общества, то они остаются на уровне животного развития, у них не формируется речь, сознание, мышление. Участвуя в работе и различных формах социальной активности, человек развивает те способности, которые окружающее общество имеет в своей многовековой «копилке». Необходимыми условиями формирования и развития личности в этом контексте являются общение с другими людьми, в ходе которого человек познает культуру.

Как биосоциальное существо, человек переживает взаимодействие генетических и социальных программ. Носителем генетических свойств являются молекулы ДНК, носителем социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям через обучение и воспитание. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизни людей. Генетика предполагает, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться бесконечно. В то же время социальные условия существования человека стали все больше определять его развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организационного, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Основой личности является совокупность ее социальных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; и реализуются они ее деятельностью, точнее, совокупностью ее разнообразных видов деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что отправной точкой для развития и становления личности является семья, в которой ребенок усваивает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Затем эстафета отправляется в детские сады, школы, вузы. Большое значение имеют секции и кружки, кружки по интересам, занятия с репетиторами. Взрослея, принимая себя взрослым, человек осваивает новые роли, в том числе роль супруга, родителей, специалистов. В этом смысле на личность влияет не только образовательная и коммуникационная среда, но и средства массовой информации, интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует отметить, что через социализацию индивид развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает для себя жизнь современного общества, становится человеком своего времени.

Список использованной литературы:

1. Белорусова Е. А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. — 2022. — №50. — С. 455-459.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2022. — 352 с.

3. Виноградова И. В. Личность: к вопросу о методологии // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 781-785.

4. Гонта А. В. Понятие личности // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5-7.

5. Калина, Н. Ф. Психология личности. — М. : Академический проект, 2015. — 214 c.

6. Николаев А. М., Зарипов М. А. К вопросу о феномене «личность» в психологии // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2 – С. 12-17

7. Психология развития / Под ред. Грэйс Крайг, Дон Бокум. -: Питер, Питер Пресс, 2022. — 939 с.

8. Смолякова А. В., Айметдинова Л. И. Формирование личности в современном мире // Студенческий научн. журн. — 2022. — № 21(41). – С. 27-33

9. Тремаскина Е. В., Уривская Н. С. К проблеме формирования личности // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 12-14.

10. Утлик, Э. П. Психология личности: Учебник. — М. : Academia, 2018. — 448 c.

Ведущие факторы, влияющие на личность человека

Положительные черты характера человека — что к ним относится

В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.


Личность среди толпы

Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.

Среди всех факторов выделяют основные:

  1. Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
  2. Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
  3. Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.

Обратите внимание! Наследственный фактор влияет на жизнь, но желание человека преуспеть в какой-либо сфере может быть сильнее генетики. Например, наследственная предрасположенность к точным наукам не означает, что человек не сможет добиться успеха в творчестве.

Наследственность

Наследственность является биологическим фактором, влияющим на развитие личности. Структуру наследственности можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

Рис.1

Как видно из схемы наследственность формируется множеством факторов. Поэтому для того чтобы рассматривать влияние наследственности на развитие личности необходимо учитывать каждую составляющую отдельно и только после этого формировать выводы.

Задатки мышления и речи, а также прямохождение и другие признаки вида формируют анатомно-физиологическую структуру наследственности.

Физические особенности человека также передаются по наследству. Например, цвет волос, основные черты лица, признаки определенной расы, телосложение.

От поколения к поколению передаются и физиологические особенности организма. В частности группа крови и скорость обмена веществ.

Особенности нервных процессов в организме, формирующие типы нервной деятельности являются биологическим фактором и формируют наследственность.

По наследству также передаются некоторые заболевания или предрасположенность к ним. Это часто оказывается важнейшим обстоятельством, влияющим на развитие личности.

Отдельно следует обозначить задатки, как часть наследственного фактора. По сути, они являются частью анатомно-физиологической системы. Но им принадлежит особая роль в развитии. Задатки являются предпосылками развития способностей. Именно от этих топологических свойств нервной системы зависит внимание, уровень работоспособности, скорость образования связей, в том числе временных. Выделяются из этой группы специальные задатки к тому или иному виду деятельности. Например, спортивные, музыкальные, математические и другие. Следует отметить, что в случае отсутствия благоприятных внешних условий и сопутствующей деятельности способности не будут развиваться даже при наличии задатков. Если условия для развития будут положительными, а деятельность, направленная на развитие активной, возможно достижение высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.

До сих пор остается открытым вопрос наследования моральных качеств. В отечественной педагогике превалирует мнение, что моральные качества приобретаются во взаимодействии с внешней средой и не наследуются. Эту теорию подтверждают ученые, занимающиеся расшифровкой генома человека. У человека отсутствуют гены агрессии, добра, зла или другие «нравственные гены». В западной педагогике наоборот нравственность обуславливается наследственностью, природой человека. Отправной точкой в развитие данной теории является наличие инстинктов.

Роль воспитания родителями

Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.


Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником.

Как влияют социализация и окружение

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Социализация – процесс развития человеческой личности в соответствии с правилами поведения в обществе. Процесс социального становления начинается с раннего детства и приостанавливается, когда человек в состоянии нести ответственность за свои действия. Этот процесс не заканчивается – в течение всей жизни индивид дополняет и закрепляет свои знания.


Человек в коллективе

Общество формирует социальные стандарты и стереотипы поведения (в школе, в институте, на работе), чтобы не остаться в стороне, личность обязана усвоить эти правила. Сначала индивид приобретает общие черты поведения социальной группы, в которой он находится. Со временем вырабатываются индивидуальные черты, которые позволяют реализовать задатки и возможности, заложенные в его генотипе.

Этапы социализации на примере обучения в университете:

  1. Адаптация. Подросток попал в новую среду и изучает правила поведения;
  2. Интеграция. Поняв принципы работы, студент вливается в новый коллектив, обязуется соблюдать принятые правила;
  3. Саморазвитие. Привыкнув к новым правилам, студент начинает получать знания, развиваться;
  4. Саморегулирование. Студент самостоятельно контролирует свои действия и успеваемость.

Окружение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Например, если ребенок со средней успеваемостью попадает в класс с более развитыми детьми, его успеваемость вырастет в краткие сроки. В обратной ситуации, попадая в коллектив троечников, школьник перестанет учиться, и его успеваемость падает.

С возрастом человек в состоянии самостоятельно выбирать окружение, если прежняя среда его не устраивает. Какие характеристики окружения помогают развитию личности:

  • Успех. Доказанный факт – люди, которые добиваются значительных успехов, вдохновляют и заставляют развиваться остальных;
  • Уважение. Невозможно развиваться, если со стороны общества поступают оскорбления. Это правило работает для школы, работы и семьи;
  • Высокий интеллект и уровень культуры. Окружив себя умными и рассудительными людьми, человек начинает на них равняться и заниматься своим развитием;
  • Здоровье. Окружая себя спортивными и здоровыми людьми, индивид стремиться поддерживать свою физическую форму. Курильщик в компании здоровых людей со временем начинает думать о том, чтобы избавиться от вредной привычки.

Обратите внимание! Факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка, во многом зависят от родителей. У детей нет возможности выбирать своё окружение самостоятельно. Они могут выбрать, с кем общаться в классе, но в какой школе они будут учиться, выбирают родители. Следует обращать внимание на то, как к ребенку относятся его одноклассники и учителя.

Советы по саморазвитию

Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:

  • Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.
  • Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.
  • К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.


Цвет дня по лунному календарю: учитесь привлекать удачу!

Особенности лунного календаря. Жизнь по лунному календарю. Планирование дня по лунному календарю. Цвет дня по лунному календарю

Читать ›

  • Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.
  • Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.
  • Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.
  • Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.
  • Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.
  • Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.

Похожие статьи


Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули Екатерина Юркова

•6 Марта, 16:36


10 секретов психологии женщины в отношениях Екатерина Юркова •6 Марта, 16:36


Психологическая картина мира и ее воздействие на жизнь человека Жанна Вамуш •6 Марта, 16:36


Жизненные циклы человека: о чем говорят звезды Екатерина Юркова •6 Марта, 16:36


Развитие внутренней энергии возможно: 10 эффективных приемов Екатерина Юркова •6 Марта, 16:36

  • Стать ответственным и самостоятельным, принять тот факт, что никто, кроме самого человека, не отвечает за то, как он живет. Индивид оказывается в роли жертвы, потому что сам совершил шаги, которые привели его в эту точку. Хорошая же новость заключается в том, что индивидуум сам может изменить ситуацию так, как ему нужно, главное – захотеть и начать действовать.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.


Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Воспитание

Воспитание позволяет нивелировать отрицательное воздействие со стороны наследственности и среды.

Основные функции воспитания:

  • выявление задатков, обусловленных наследственностью и их развитие;
  • формирование специальных способностей, для последующего их приложения в разных сферах деятельности;
  • организация и практическая реализация учебно-воспитательной деятельности;
  • воздействие на социальные условия, нивелирование отрицательного воздействия среды;
  • использование и усиление положительных факторов в процессе развития и становления личности.

В воспитательном процессе важно учитывать уровни развития, предложенные Л.С.Выготским в своей теории. Ребенок должен быть готов к определенному воспитательному воздействию. Четко должны быть определены зона ближайшего и активного развития, т.е. «сейчас» и «скоро». В таком случае воспитание ребенка будет структурированным, последовательным и позволит добиться максимального уровня развития личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]