Арт-терапия: рисуем, лепим, танцуем и играем, чтобы обрести душевное равновесие

Одно из популярнейших направлений в психологии и психотерапии на сегодняшний день — арт-терапия. Несмотря на то, что появилась она почти сто лет назад, сейчас она словно получила второе дыхание. Расширяются границы её функций: её активно применяют и в детских садах, и в колониях строгого режима. Если раньше работали преимущественно в рамках рисования, то теперь коррекция психоэмоционального состояния осуществляется посредством музыки, литературы, театра и других видов искусства. С их помощью на личность человека оказывается необходимое психологу влияние.

Что это такое

В буквальном смысле, исходя из этимологии слова, арт-терапия — это лечение искусством: «art» переводится с английского как «искусство», «θερᾰπεία» («терапия») с древнегреческого — «лечение». В психологии это одно из направлений, которое использует искусство и творчество для коррекции психоэмоционального состояния человека.

Есть пассивные методики, когда для гармонизации внутреннего мира и восстановления душевного равновесия достаточно созерцания со стороны. В таких случаях арт-терапевт, основываясь на личностных предпочтениях пациента, подбирает ему музыку для прослушивания, книги для прочтения, картины и фильмы для просмотра. Но чаще всего используются активные методы, когда сам человек начинает творить, выражая через это себя, свои собственные ощущения, чувства, переживания и комплексы.

Многим людям трудно напрямую говорить о том, что с ними происходит, — в силу закрытости характера, аутических склонностей, стеснительности, комплексов. Арт-терапия позволяет это сделать символически — посредством образов в искусстве. Гораздо проще взять лист бумаги и нарисовать на нём те чувства, которые не дают покоя, чем поделиться ими с кем-то в открытую.

Основное преимущество арт-терапии: с её помощью специалисты могут исследовать всю гамму человеческих чувств и эмоций (боль, обиду, подавленность, озабоченность, вину, радость, любовь). Каждый раз, когда человек рисует, сочиняет стихотворение, играет роль или лепит, он вкладывает в создаваемые образы своё внутреннее «я» со всеми его переживаниями и комплексами. В психоанализе это называется сублимацией.

Арт-терапевты обычно имеют не только диплом психотерапевта или психолога. Они проходят специальную медицинскую подготовку, несут за людей, обратившихся к ним, клиническую ответственность. Работают, опираясь на стандарты профессиональной деятельности и этические нормы. Их сфера деятельности — детские сады, школы, трудовые коллективы, дома престарелых, исправительные учреждения, клиники.

В ряде государств (Америке, Великобритания) арт-терапия — самостоятельная медицинская отрасль, а не ответвление в психотерапии.

Почему работа с телом – это важно?

Человек ощущает реальность только через тело. Когда связь души и тела нарушена, человек более реально ощущает мир собственных переживаний и иллюзий, нежели окружающую действительность. В результате теряется яркость и полнота чувств и эмоций, ничто не приносит удовольствия, в жизни постоянно чего-то не хватает. Некоторые характеризуют это состояние так: «Живу, как зомби», «Как во сне», «Как замороженная».

Чтобы снова «вернуться» в реальный мир, полностью ощутить его, нужно прежде всего освободить свое тело. Мышечная «броня» очень мешает не просто радоваться жизни, а даже дышать и ходить. Представьте, что на вас надели два тулупа и обули в тяжеленные валенки с калошами. И вы 24 часа в сутки живете, даже спите в таком одеянии. А теперь возьмите и сбросьте с себя эту тяжесть, оставшись в легкой летней одежде. Стало лучше, правда? А ведь никакие внешние условия не изменились, только ваше тело избавилось от тяжести. Поэтому телесно ориентированная терапия, работая с мышечными зажимами и возвращая тело в его первоначальное, гармоничное состояние, способствует решению психологических проблем.

Комментарий специалиста центра SELF:

На консультацию пришёл мужчина, его звали Иван, 32 лет, с запросом про отношения с женой – произошла измена. В процессе встречи мужчина, описывая свою ситуацию, опускал голову вниз, поверхностно дышал и периодически сжимал челюсти. Я обратила его внимание на то, как ведёт себя его тело, когда он описывает свою трудность. Оказалось, что в течение уже нескольких месяцев у него болит правое плечо, постоянно, ничего не помогает, боль отдаёт в лопатку и распространяется по позвоночнику.

Мы стали исследовать эту боль и её связь с тем, что переживал и думал мужчина.

– Какое слово ассоциируется с болью?

– Резкая, острая, яростная.

При этом Иван начал сжимать и разжимать кулаки, дыхание стало более «тяжелым».

«Какая эмоция просится быть замеченной?» – спросила я. Мужчина, сдерживая себя, ответил, что это злость, ярость, желание что-нибудь разбить и кого-нибудь ударить.

Потом я спросила: «Что эти эмоции стремятся защитить, какое чувство или образ?» Мужчина со слезами на глазах ответил, что это бессилие, отчаяние и невозможность вернуть прежние отношения с женой.

После этих слов и позволения себе побыть с чувствами грусти, бессилия, злости, отчаяния он с удивлением заметил, что мышцы расслабились и боль прошла. Эмоциональное напряжение, создаваемое этим чувством, влияло на мышцы, вызывая их спазм, блокируя естественное движение. И они тотчас же расслабились, как только эмоция была идентифицирована и прожита.

Из истории

В начале XX века австрийский психолог, психоаналитик, невролог, психиатр Зигмунд Фрейд и швейцарский психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг независимо друг от друга пришли к выводу о том, что в любом конечном продукте творчества человека отражены не столько его жизненные принципы и взгляды, сколько его внутренний мир, переживания, эмоции и чувства. Фрейд писал о том, что это чуть ли не единственный выход того самого бессознательного, которое управляет личностью.

Основываясь на теоретическом материале двух мэтров, в 1938 году британский художник, писатель, педагог Эдриан Кит Грэм Хилл впервые испытал данную методику на практике. С помощью картин он лечил душу и тело пациентов туберкулёзного диспансера и получил на выходе отличные результаты. И термин «арт-терапия» ввёл именно он.

На основе его опыта в 40-е гг. XX века методика была успешно опробована на детях, которых удалось вывезти из фашистских концлагерей.

В 1969 году в США была учреждена Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая на сегодняшний день признана самой крупной и ведущей в этой области. Для сравнения: в России подобная ассоциация была создана лишь в 1997 году (её название звучит как «Национальная Ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики»).

Сейчас данное направление невероятно развито и применяется не только для коррекции психоэмоционального состояния человека, но и для лечения различных психических заболеваний.

Понятие арт-терапии и история ее возникновения

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\2.jpg

Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет творить!

Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.

Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.

Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия может быть:

  • активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);
  • пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);
  • смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).

Самым значимым плюсом этого подхода является тот простой факт, что благодаря творчеству мы переживаем исключительно искренние эмоции – восторг, любовь, радость, страх, досаду, горечь. И все эти чувства, даже негативные, со стопроцентной вероятностью не вызовут у нас психической травмы. Когда человек лепит зверюшек из пластилина, рассматривает фотографии закатов и рассветов, сочиняет слова к песне или рисует цветы – он не просто творит, он учится смотреть на мир с позиции наблюдателя, чтобы понять самого себя, свои мысли, желания и поступки. Выходит, что творчество дает человеку реальную возможность выявить свое истинное предназначение, решить внутренние проблемы и ответить на самый главный вопрос: «Что я сам могу сделать для этого мира?».

Задачи

Основная цель арт-терапии — помочь человеку выразить себя посредством творчества, что обеспечит ему душевное равновесие и гармонию внутреннего мира. В ходе работы с каждой отдельной личностью также решаются различные задачи, исходя из конкретной ситуации.

Основные функции, которая выполняет арт-терапия:

  • установить доверительный контакт с пациентом (согласно статистике, на приёме у психолога или психотерапевта только 75% могут полностью раскрыть себя в беседе, а у арт-терапевта — 98%);
  • дать выход негативным чувствам и эмоциям, чтобы они не скапливались и не отравляли жизнь человека;
  • проанализировать их (откуда появились, почему не могли найти выхода до этого, насколько разрушительную работу они успели провести);
  • помочь пациенту в развитии саморефлексии, чтобы негатив больше не возвращался и не скапливался внутри;
  • научить его концентрироваться на собственных чувствах и эмоциях, а не загонять их внутрь и не бояться их;
  • раскрыть и развить творческие способности;
  • повысить самооценку;
  • облегчить основной курс психотерапевтического лечения или психологической коррекции (арт-терапия — всего лишь вспомогательный метод);
  • обеспечить специалистов материалами для психодиагностики (рисунки — один из самых популярных её инструментов).

Чтобы арт-терапия на все 100% выполняла возложенные на неё задачи, ей занимаются профессиональные специалисты, прошедшие особые курсы.

Показания

  • Проблемы развития эмоциональной сферы;
  • стрессовое или депрессивное состояния;
  • повышенная тревожность, панические атаки, фобии;
  • цереброастения (синдром хронической усталости + постоянно плохое настроение);
  • эмоционально неустойчивое расстройство личности;
  • чрезмерная импульсивность психических и эмоциональных реакций;
  • травма отвержения;
  • состояние полного одиночества и социальной изоляции;
  • межличностные конфликты, семейные проблемы;
  • неудовлетворенность собой и своей жизнью;
  • патологическая ревность, склонность к маниакальному поведению;
  • жертвы манипуляций;
  • отсутствие саморефлексии, негативная «Я-концепция», заниженная самооценка.

На практике же список показаний не исчерпывается только этими проблемами. Он активно расширяется за счёт психических заболеваний.

Виды

Существует несколько классификаций арт-терапии в зависимости от тех факторов, которые взяты за основу.

В зависимости от применяемых методов

Созерцательная

Если ситуация не слишком запущена (человек просто переживает из-за какого-то момента в своей жизни), могут быть предложены пассивные арт-терапевтические методики. Специалист подбирает пациенту тематические картины (пьесы, книги, музыкальные произведения — в зависимости от его предпочтений), предлагая внимательно изучить их. Это может происходить в присутствии арт-терапевта, а может быть домашним заданием (спокойная обстановка увеличивает эффективность применяемой техники).

После изучения проводится подробная беседа: что понравилось, что не понравилось, какие эмоции родились, каков смысл. В ходе такого анализа специалисту не трудно разобраться, что именно происходит с человеком и в каком направлении вести с ним дальнейшую работу.

Творческая

В более сложных случаях предлагается вызволить эмоции посредством активной творческой самореализации. В беседе не все могут высказать то, что происходит с ними внутри. Но через создание определённого творческого образа через негласные символы подсознание всё равно себя проявит. Данный вид терапии применяется чаще, чем созерцательная, так как считается более эффективным.

В зависимости от субъектов исследования

Индивидуальная

Если человеку свойственны такие черты характера, как аутизм, скрытость, замкнутость, ему трудно даётся общение и установление социальных контактов, с ним проводится индивидуальная терапия. Ему даётся определённое задание (нарисовать пейзаж, прочитать вслух монолог Гамлета, спеть песню), и результат разбирается исключительно наедине с арт-терапевтом.

Иногда в обсуждении даже нет смысла, так как продукт творчества говорит всё сам за себя. Если на рисунке у ребёнка нет папы, хотя в жизни он присутствует, проблема выявлена (конфликт с отцом налицо) и показывает специалисту, в каком направлении двигаться.

Групповая

Часто проводится арт-терапия сразу для нескольких человек. Во время занятий участники погружаются в особую атмосферу, свободно выражают свои чувства, занимаются спонтанным творчеством, создают арт-объекты, обсуждают их. Контролирует команду арт-терапевт. Его вмешательство может быть минимальным (организует пространство, озвучивает задание) или максимальным (направляет обсуждение в нужное русло, предлагает узкие темы, сам интерпретирует работы).

Группы могут быть сформированы свободно или по конкретным критериям (возраст, гендерная принадлежность, специальность, интересы в искусстве, диагноз).

Среди групповой арт-терапии на сегодняшний день особенно хорошо разработаны и широко применимы детская (в садах и школах), профессиональная (терапевт выезжает и работает с целым трудовым коллективом, если внутри него появились разногласия), семейная (на приём приходит вся семья для разрешения своих внутренних конфликтов).

В зависимости от сроков

Краткосрочная

Если человеку требуется поверхностная психологическая помощь (обрести уверенность в себе, познать смысл жизни, повысить самооценку), на курс терапии может уйти от 1 занятия до 3-4 недель.

Долгосрочная

Для человека с запущенными психологическими проблемами составляется арт-программа длиной от нескольких месяцев до нескольких лет.

В зависимости от искусства

Рисование

Выражение собственного «я» посредством иллюстраций. Преобладание тёмных оттенков свидетельствует о гнетущем состоянии. Отсутствие одного из членов семьи указывает на конфликт с ним. Присутствие чёткого лейтмотива во всех рисунках — навязчивые идеи. Интерпретаций у ИЗО-арт-терапевтов — большое количество.

Библиотерапия (художественная литература)

Лечение книгами. Одно из самых популярных и эффективных направлений здесь — сказкотерапия.

Музыкотерапия

Бывает рецептивной (роль пассивного слушателя), активной (самостоятельная игра на инструменте, пение) и интегративной (игры, пантомимы, театральные постановки под музыку). Выделяется несколько школ (шведская, американская, немецкая, швейцарская). Музыка для арт-терапии подбирается индивидуально.

Драматерапия

Помогает отвлечься, открыть себя на сцене, выпустить эмоции. Эффективна при психических расстройствах и социальной дезадаптации. Играя роль, человек живёт другой жизнью. Приходит осознание, что и в реальности он ничем не хуже своего героя и тоже может добиваться успеха. Выход на публику помогает преодолеть неуверенность в себе, комплексы.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)

Расширяет сферу осознания возможностей собственного тела, развивает доверие к себе, повышает самооценку, интегрирует движения, мысли и чувства, помогает преодолеть комплексы.

В особые группы выделяются:

  • клиническая ТДТ, которая используется как вспомогательная методика в курсах лечения (например, при исправлении дефектов речи или искривления позвоночника);
  • психотерапевтическая ТДТ, помогающая в преодолении серьёзных и глубоких проблем психики;
  • развивающая ТДТ, когда с помощью танца человек определяет своё новое место в жизни.

Куклотерапия

Коррекция психоэмоционального состояния через кукольный театр. Разработана психологами Медведевой и Шишовой. Субъектами выступают чаще всего дети. Куклотерапия устраняет у них болезненные переживания, укрепляет психическое здоровье, улучшает социальную адаптацию, развивает самосознание.

Чаще всего обыгрывается травмирующая для ребёнка ситуация с использованием персонажей, которые ему нравятся. Это могут быть герои мультфильмов, фильмов, марионетки, различные виды кукол — штоковые, пальчиковые, плоскостные, ростовые, варежковые. Некоторые относят данное направление к психодраме, другие — к игротерапии, третьи — к арт-терапии, четвёртые считают её отдельным методом.

Песочная арт-терапия

Человек, приходящий на курс песочной терапии, работает с деревянным неглубоким ящиком (50х70х8 см), в который насыпан песок. Отдельно ему предоставляются вода и миниатюрные керамические и стеклянные фигурки. Последние представляют собой образы из реального и фантастического мира. Они могут быть и страшными, и красивыми. Пациент с помощью такого подручного материала создаёт настоящие картины, продиктованные подсознанием.

Данное направление получило широкую популярность, благодаря тому, что доступно даже тем, кто не имеет способностей в рисовании, лепке, а также не имеет театральных или музыкальных талантов.

Глинотерапия

Арт-терапевты называют глину проводником к глубинам человеческого сознания. Она способна вывести на тот архитипический уровень, когда слова становятся не нужны, так как их полностью заменяют ассоциации, чувства, символы, ощущения, образы. Она вскрывает, отрабатывает и оставляет в прошлом имеющиеся проблемы. Занимаясь лепкой, неуверенные чувствуют себя творцами, упрямые и несговорчивые учатся быть более пластичными и уступчивыми, обиженные избавляются от неприятных воспоминаний.

Фототерапия

Лечебно-коррекционное применение фотографии для решения психологических проблем. Предлагается работа с уже готовыми снимками или создание оригинальных авторских. Она дополняется их обсуждением и творческой деятельностью (сочинением историй, иллюстрированием, коллажированием, инсталлированием, сценическим представлением, оформлением выставок).

Виды арт-терапии

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\5.jpg

С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и дополняется новыми видами. Рассмотрим самые популярные из них, завоевавшие признание как психологов, так и их клиентов.

Музыкотерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\6.jpg

Не секрет, что музыка является действенным и легкодоступным психотерапевтическим методом и используется для релаксации и/или коррекции физического и психического состояния человека. Сессия проходит в положении сидя или лежа и показана при тревогах, страхах, соматических недугах, а также при подготовке к более серьезному лечению.

Фототерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\7.jpg

Такой вид терапии предполагает работу с готовыми изображениями (составление коллажей, рассматривание и высказывание своих ассоциаций) или создание пациентом собственных фотоснимков. Фототерапия используется для выявления и решения психологических проблем, помогает людям, испытывающим затруднения в общении, находящимся в непростой жизненной ситуации, а также для стимуляции воображения, творческого и смыслообразующего потенциала.

Коллажирование

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\8.jpg

Вырезание фигурок (изображений, материалов, фото) для сбора цельной композиции – коллажа – поможет диагностировать психологическое состояние, локализовать проблемные ситуации, избавиться от стресса, лучше понимать свои чувства.

Песочная терапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\9.jpg

В процессе лечения используется обычный песок, из которого создаются мандалы, изображения или сюжетные композиции. Такой способ является уникальной возможностью исследовать окружающий мир, общаться с ним и с собой, снять внутреннее напряжение, воплотить бессознательные мысли на символическом уровне.

Библиотерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\10.jpg

Предполагает чтение или работу с текстовой информацией с целью нормализовать психическое состояние, воздействовать на мышление и поведение.

Метафорические карты (МАК)

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\11.jpg

Метафорические ассоциативные карты – это признанный эффективный инструмент в работе хорошего психолога. МАК представляют собой набор картинок с изображением людей, природных явлений, зверей, эмоций, событий, верное использование которых в процессе психологических бесед помогает не только в развитии творческих способностей, но и в принятии решений, в поиске новых идей и в налаживании общения.

Игротерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\12.jpg

При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности. Метод используют психологи для выявления детских страхов и купирования стресса. Понятно, что дети в игре раскрываются и выказывают чувства намного легче и охотнее, чем в обыденной повседневности. Взрослый человек, играя или трогая игрушки, прислушивается к своим ощущениям и может вспомнить, что беспокоило его долгие годы и послужило источником проблем.

Изотерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\13.jpg

Терапия изобразительного искусства, в первую очередь, подразумевает лечение при помощи рисования. В процессе создания рисунка используются краски, мелки, пастель, маркеры, фломастеры – словом, подходят любые инструменты и материалы. Изотерапия даст возможность увидеть внутренние конфликты и собственные переживания, повысит самооценку и уверенность в себе, поможет в творческом развитии и в процессе социальной адаптации. Рекомендуется для осуществления коррекционной работы при невротических состояниях, депрессиях, фобиях и соматических нарушениях.

Сказкотерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\14.jpg

Эффективный способ передать пациенту (взрослому или ребенку) необходимые морально-этические нормы, основы поведения, правила и опыт поколений. На занятии читается или рассказывается сказка, былина, притча, а затем обсуждается и анализируется. Метод поможет выстроить и сформировать новый жизненный сценарий, найти решения проблем.

Кинотерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\15.jpg

Схожая техника для переосмысления важных ценностей посредством просмотра кино и последующего обсуждения сюжета с терапевтом.

Тканетерапия

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Сентябрь\СТАТЬИ НЦРДО\28 Арт-терапия - метод коррекции в психологии\16.jpg

Создание композиций и изделий из разных фрагментов тканей (к примеру, шелка, парчи, сатина, льна, хлопка, кожи) помогает изменить взгляд на свои проблемы и свое состояние, учит брать ответственность за свои решения и поступки.

Техники, методы, принципы

Принципы

Принцип субъектности: каждый пациент рассматривается не как пассивный реципиент, а как личность со своими взглядами, интересами и проблемами.

Принцип активности: его вовлечение в разные формы творческого самораскрытия.

Принцип партнёрства: арт-терапевт при создании творческого задания может корректировать его по желанию пациента.

Наглядно-чувственный принцип: использование аудиальных, визуальных, кинестетических средств самовыражения.

Принцип обратной связи: обсуждение созданного арт-объекта и самого процесса творчества.

Арт-терапевтические техники

В каждом ответвлении арт-терапии имеется множество собственных техник. В рисунке свои, в лепке свои. Однако в своей основе все они опираются на общеуниверсальные.

  1. Техника аватара — изобразить собственный внутренний мир. Задача — самопознание, увидеть себя со стороны.
  2. Образ цели — показать одну большую цель в жизни, которая перекрывает собой остальные мелкие задачи. Задача — увидеть смысл своего существования.
  3. Техника жизненного пути — продемонстрировать собственную жизнь как дорогу. Задача — понять, правильно ли был выбран путь.
  4. Техника свободы — не ставится никакая цель, пациент самостоятельно выбирает тему рисунка, скульптуры, постановки. Задача — выявить приоритеты.

Методы

Активное использование методов арт-терапии в психоэмоциональной коррекции зависит от выбранного направления. К ним относятся:

  • рисование;
  • лепка, ваяние;
  • оригами;
  • резка по дереву и камню;
  • писательство и сочинительство;
  • пение, игра на музыкальных инструментах, создание собственной музыки;
  • танцы;
  • сценки, театральные постановки, чтение по ролям;
  • фотография.

К методам также относится пассивное созерцание предметов искусства и их активное обсуждение.

Методики

Специалисты в своей работе опираются на следующие арт-терапевтические методики:

  1. «Мандала» — анализ цветовой гаммы рисунков пациента.
  2. Гештальт-терапевтическая методика — эксперименты с арт-объектами и реакция на них.
  3. Методика артсинтезтерапии (автор — Е. Белякова) — высвобождение переживаний.
  4. Психоанализ (Юнг) — анализ спонтанных и ведомых арт-объектов.
  5. Психодинамика (М. Наумбург) — искусство как форма символической речи.
  6. Гуманистическая методика (Ш. Бюлер) — изучение целостной личности, а не отдельных её подструктур.
  7. Экзистенциальная методика — во главу угла ставятся этические темы выбора и ответственности.

В арт-терапии также активно используются проективные методики, позволяющие увидеть не какое-то отдельное переживание человека, а его целостную личность:

  • методики структурирования: кляксы;
  • методики интерпретации: рисунок семьи, рисованный апперцептивный тест;
  • методики экспрессии: цветовой тест отношений, рисунок несуществующего животного, проективный рисунок человека;
  • методики дополнения: метод незаконченных предложений.

Чаще всего проективные методики используются в рисовании как отдельном направлении арт-терапии.

Программы

Для отдельных направлений арт-терапии и каких-то конкретных ситуаций существует своя программа. В ней подробно расписываются цели, задачи, упражнения, результаты. Обычно специалисты берут за основу уже готовые, авторские методики и корректируют их под конкретного пациента. Примеры подобных разработок:

  • «Арт-терапия в лечении психических расстройств и аддикций»
  • «Детско-подростковая и семейная арт-терапия»
  • «Арт-терапия в геронтологии и паллиативном уходе»
  • «Экологически-ориентированная и ландшафтная арт-терапия»
  • «Кросс-культурная и социальная арт-терапия»
  • «Фототерапия/видеотерапия и фото-арт-терапия/видео-арт-терапия»
  • «Песок, глина и иные пластические материалы в арт-терапии»

Телесно-ориентированная арт-терапия

Техники телесно-ориентированной арт-терапии являются популярным методом психокоррекции. Они эффективно задействуются при работе с взрослыми и детьми, при этом применяются как с профилактическими, так и с лечебными целями.

Принципы и специфика терапевтической техники

Возможности, которыми обладают телесно-ориентированные практики – обширны. В первую очередь они направлены на физическую и эмоциональную гармонизацию: способствуют разрядке психологического напряжения, развивают навыки самоконтроля, минимизируют стрессовые проявления. Также подобные арт-терапевтические практики активно применяются при лечении психосоматических и соматических проблем.

Телесно-ориентированные арт-техники основываются на применении различных художественных средств. К примеру, это может быть: танец, рисунок, фотоискусство, лепка из глины, рисование песком и пр. В процессе творческого акта человек концентрируется на своих телесных ощущениях, которые меняются под воздействием сенсорных процессов, вызванных художественной деятельностью.

Подобные телесно-ориентированные практики позволяют расширить физиологические возможности организма, учат прислушиваться и лучше понимать «язык» собственного тела. Благодаря таким техникам исправляется искаженное восприятие собственного тела, что способствует освобождению от различных психологических комплексов.

Классические техники телесно ориентированной арт-терапии

Практика «Внутренняя картина здоровья». Это одна из наиболее простых и универсальных арт-терапевтических техник Она позволяет лучше понять свое тело, понять состояние здоровья и поспособствовать его гармонизации. Проведение реализуется в четыре этапа:

  1. В расслабленном и сконцентрированном состоянии необходимо представить, как может выглядеть картина вашего здоровья. Изобразите на рисунке образы, возникшие в сознании.
  2. Изучите нарисованную картину и попробуйте внушить себе состояние, изображенное на ней.
  3. Проведите диалог со своим телом или конкретным органом. Зафиксируйте на бумаге полученные ответы.
  4. Попробуйте проинтерпретировать результаты этого общения.

Техника «Жестовое рисование».

Еще одна классическая телесно-ориентированная практика, направленная на устранение психологических блоков, повышение эмоционального тонуса, активизацию внутренних ресурсов, развитие творческого потенциала.

Эта техника проводится на полу, на котором закрепляют несколько листов ватмана, создавая холст большого формата. Предлагается максимально комфортно устроиться на бумаге, в сидячем или лежачем положении. В ходе т.н. разогревающей фазы необходимо расслабиться, сконцентрировавшись на приятных мыслях, воспоминаниях, ассоциациях.

Во время потягивания, нарисуйте цветными мелками абстрактные каракули. После можно прорисовать красками их более четкие контуры. В полученной абстракции попробуйте рассмотреть какие-либо узнаваемые образы. Прорисуйте из более детально. В процессе диалога проговорите, на что похожи эти сюжеты? Какие из фрагментов рисунка вызывают ощущение внутреннего комфорта и безопасности?

В ходе завершающей стадии попробуйте зафиксировать в своем сознании положительные образы, запомните возникающие в этот момент телесные ощущения, свои спонтанные эмоции. Впоследствии эти состояния станут для вас ресурсными. К ним можно возвращаться в моменты физической усталости и эмоционального упадка.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Арт-терапия активно используется воспитателями и психологами в детском саду для всестороннего творческого развития каждого ребёнка и снятия социальных и психоэмоциональных барьеров при их наличии. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как они сами ещё напоминают чистый лист бумаги или пластилин, из которого можно слепить что угодно. Одни из самых эффективных направлений — сказкотерапия, глинотерапия и рисование.

Арт-терапия позволяет детям дошкольного возраста:

  • самореализоваться;
  • определиться с ведущим типом деятельности;
  • научиться выплёскивать свои эмоции;
  • работать в коллективе;
  • обнаруживать свои психологические проблемы;
  • подготовиться к школе.

Кроме того, с самого раннего возраста арт-терапия используется для детей с задержкой психического развития. У них наблюдаются нарушения практически всех сторон психической деятельности: памяти, речи, мышления, моторики, внимания, эмоций. Порой для них единственным способом выразить себя являются рисунки, поделки и танцы. Да, они далеки от шедевров, но именно такая самореализация помогает им хоть как-то социализироваться.

Для младших школьников

Коррекция методами арт-терапии поведенческих и эмоциональных аспектов продолжается и в начальной школе. Если ребёнок не усваивает школьную программу или не может найти контакт со сверстниками и учителями, обычные беседы с психологом не всегда дают результаты. В таких случаях предлагается использовать в работе с детьми этого возраста специфические методики:

  • «Мандала» (через цвета);
  • кляксы;
  • рисунки семьи, несуществующих животных, проективный рисунок человека;
  • метод незаконченных предложений;
  • сочинение сказок;
  • игра в школьном театре.

Арт-терапия помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к учебному процессу, снять напряжение и освободиться от страхов.

Для подростков

Арт-терапевтические методы активно используются в социальной работе с трудными подростками. Их девиантное поведение — не что иное, как нереализованный творческий потенциал, который в своё время не был направлен в нужное русло. Сделать это никогда не поздно, даже в пубертатный период. Часто посещение занятий и курсов у арт-терапевта помогает девушкам и юношам не только справиться с собственными комплексами, но и самоопределиться в жизни.

Для взрослых

Арт-терапия в отношении взрослых используется:

  • как метод коррекции эмоциональных состояний (освобождение от затяжной грусти, обиды, гнева, страха, стыда);
  • в качестве вспомогательной терапии психических расстройств (психозов и пограничных состояний);
  • для освобождения от зависимостей: патологических (аддикций), химических (алкоголизма и наркомании), нехимических (от Интернета, азартных игр).

Арт-терапия помогает взрослым обрести нового себя, прибрести уверенность, повысить самооценку, наладить межличностные отношения. После окончания курса люди становятся успешными в работе (наблюдается карьерный рост), создают новые или восстанавливают старые семьи, становятся социально активными.

Особое значение приобретает коррекция арт-терапией состояния женщин во время вынашивания ребёнка. Практически каждая испытывает страх перед неизведанным (родится ли малыш здоровым, как пройдут роды) и сомнения, сможет ли она стать хорошей матерью. Выход всем негативным эмоциям можно найти в рисовании, псаммотерапии, лепке, а попутно обсудить их со специалистом. Для этого организуются групповые занятия для беременных.

Также эффективными признаны арт-терапевтические курсы для женщин, которых бросил муж и которые пережили насилие в семье. Самореализация через творчество позволяет им снова обрести потерянный смысл в жизни, устранить проблемы с социальной адаптацией, повысить самооценку.

Для пожилых людей

Активно оказывается помощь и пожилым людям, имеющим физические, психические или социальные проблемы. Это касается и умирающих больных, которые знают о смертельном диагнозе и готовятся отойти в мир иной. Такие программы внедряются в терапевтические курсы в домах престарелых, больницах и хосписах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]