кокава мораль современно обществе сочинение рассуждение


Что такое мораль?

Мораль – это совокупность представлений о добре и зле, а также правил поведения, которых принято придерживаться в определенном обществе на основании этих представлений. И хотя их соблюдение поощряется, оно не является строго обязательным.

Правила морали формируются под влиянием общепринятых представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», поэтому зависят от общества, государственного устройства, господствующей религии и прочих социальных факторов.

Нормы морали обладают следующими особенностями:

  • они являются универсальными для всех;
  • не нуждаются в законодательном закреплении (поскольку считаются очевидными для любого разумного человека);
  • обосновываются господствующими в обществе представлениями о справедливости, добре и зле;
  • играют роль поведенческого ориентира для людей;
  • несоблюдение моральных норм осуждается в обществе.

Моральная составляющая большинства поступков может зависеть от обстоятельств. Так приготовление еды – нейтральное занятие, но если человек готовит еду для бездомных – это высокоморальный поступок. Смех – нормальное явление, но если кто-то смеётся над чужой неудачей – это аморально.

Причинять вред другому человеку нельзя. Но если сделать это, защищая свою семью, даже этот поступок может быть оправданным.

Моральные нормы формировались задолго до правовых норм. Именно с их появлением начали возникать первобытные общества. Мораль предохраняла их от саморазрушения, позволяла им организовываться, накапливать знания и строить цивилизацию.

На основе устоявшихся моральных норм были сформулированы первые законы – более четкие, однозначные и логически обоснованные правила поведения.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими.

Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье.

Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.

Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме.

Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Мораль и нравственность: различия

Если вы относите себя к числу цивилизованных людей, которые по жизни не руководствуются только животными инстинктами и биологическими потребностями, то вас можно назвать человеком нравственным, обладающим чувством высокой морали.

Однако нравственность и мораль в каком-то смысле одинаковые категории – у них единый смысл, но есть и различия, которые нужно четко понимать. Что имеется в виду:

  1. Мораль – это более широкое понятие, которое охватывает нравственные взгляды человека. Сюда относятся и чувства, и принципы человека, и его жизненная позиция, справедливость, милосердие и другие качества, определяющие – злой он или добрый.
  2. Кроме того, мораль считается в философии единицей объективной, потому что ее нельзя изменить, она полностью построена на законах природы. Если человек ее придерживается по жизни, то он духовно растет, развивается, получается море положительной энергии от Вселенной, в противном случае он просто деградирует.
  3. Мораль помогает человеку быть мирным, избегать конфликтных ситуаций, а не создавать их намеренно, что часто делают люди, для которых понятие морали чуждо.
  4. Мораль – это то, что должно прививаться человеку с ранних лет его жизни. Однако здесь стоит отметить, что в каждой семье понимание морали разное. Поэтому и люди не одинаковы. Многие могут быть добрыми, отзывчивыми, но у каждого все равно будут отличаться жизненные принципы и ориентации.

Что же такое нравственность? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения Гегеля, который утверждал, что мораль – это сфера идеального, должного, то нравственность в таком случае означает действительность. На практике соотношение морали и нравственности отражается так: люди часто многие вещи воспринимают как должное, однако руководствуются в своих действиях исключительно сущим – тем, что им привито с детства (нравственностью).

Исходя из этого следует, что нравственность – это:

  • внутренние убеждения каждого человека, которыми он по жизни руководствуется;
  • правила поведения, привитые человеку родителями с детства;
  • это оценочные суждения человека, с помощью которых он может выстраивать отношения с другими людьми в обществе;
  • это способность человека менять свои идеальные представления о жизни под влиянием неидеальной действительности окружающего мира;
  • категория, которая определяет, насколько человек способен справляться с жизненными трудностями и другими обстоятельствами, которые случаются с ним по жизни.

Получается, что нравственность присуща только всему человеческому, общественному. Ничто живое в этом мире больше не обладает нравственными качествами, а вот мораль у каждой группы обитателей нашей планеты есть однозначно.

Если проанализировать тщательно вышеперечисленные правила морали и нравственности, то будут напрашиваться такие простые и понятные выводы:

  1. Нравственность отображает, насколько человек развит духовно, а мораль – это категория, которой человек чаще всего руководствуется в решении социальных вопросов.
  2. Нравственность, привитая человеку с ранних лет, никогда не изменяется, а вот мораль под влиянием общества и жизненных обстоятельств измениться может.
  3. Нравственность – это единая для всех категория, имеющая только одно значение, а вот мораль может быть у каждого своя, и она зависит от нравственного воспитания личности.
  4. Нравственность – это абсолютная категория, а мораль – относительная, потому что она может меняться у человека по жизни.
  5. Нравственность – это внутреннее состояние, которому человек просто не в силах изменить, а вот мораль – это желание или предрасположенность человека постоянно соответствовать какому-то образцу.

Учение о морали и нравственности — это сложное направление в философии. Есть ряд ученых, которые убеждены, что мораль и нравственность – это синонимы, потому что у них один источник, их изучает одна наука – этика. Мораль и нравственность схожи в том, что их истоки идут из Библии. Это понятия, которые проповедуются нашей православной верой, это то, чему учил Иисус всех своих учеников. Мы, конечно, в силу своей занятости по жизни, загруженности личными проблемами, все время забываем о том, что вся наша жизнь построена на золотых правилах, разработанных не учеными, а религией.

Если бы мы чаще обращались к ее канонам, мы бы, возможно, меньше страдали духовно, у нас бы точно не возникали проблемы, которые доставляют нам дискомфорт и неудобства по жизни. Оказывается, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, достаточно просто соблюдать нормы морали и нравственности, только не от случая к случаю, а всегда.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой.

Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки.

В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.

Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.

Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам.

Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.

Мораль – регулятор деятельности

Зачастую о понятии морали говорят, как о регуляторе деятельности. На первый взгляд, тяжело представить, как такое абстрактное понятие, как мораль, может быть существенным регулятором человеческой деятельности.

Ведь не существует определенных институтов и учреждений, которые бы создавали и контролировали нормы морали. Но, тем не менее, регуляционная функция является одно из основных функций морали. В данном случае мораль выступает в роли способа регулирования поведения большинства людей в обществе.

Также она определяет саморегулирование поведения индивида. Есть несколько видов регуляции, например, административный или правовой, но мораль, как регулятор деятельности, уникальный и особенный.

Он не нуждается в подкреплении законами или карательными органами. Средство регулирования происходит через усвоение индивидами определенных принципов и норм поведения в обществе.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.

Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.

Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества.

Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.

Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности.

Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.

Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым.

То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.

Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.

Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

РОЛЬ МОРАЛИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Все мы знаем примеры, когда философы прежних веков высотой и разумностью своей мысли способствовали укреплению нравственных устоев человечества, оставив тем самым яркий след в истории. К таким сподвижникам морального совершенствования несомненно можно отнести Конфуция, Сократа, Пифагора и ряд других выдающихся философов,чьи просветительские учения основывались нанезыблемых законах природы и способствовалиулучшению человека.

На протяжении многих веков человечество пользуется плодами просвещенияэтих мыслителей прошлого, признавая их несомненную значимость. Но реалии современного мира приводят нас к выводу, что в наше время человечество сбилось с пути морали и добродетели. Поэтому сегоднястоль велика общественная потребность в философах и мудрецах, которые излучают обоснованную уверенность в надёжности избранного ими пути и имеют возможностьпомогать людям в поисках истины.

Несомненно, что философы подобной величины в истории человечества появляются не часто. К тому же cточки зрения научных кругов в реалиях современных мира подобного уровня мыслители должны быть готовы обосновывать свои умозаключенияв том числе и с научной точки зрения, выходя за рамки общепринятойметафизики.

Тем не менеев наше время к счастью находятся философы, которые обладают сознательным пониманием, в какое будущее обществу следует идти и на какие идеалы опираться. К подобным выдающимся мыслителям, имеющихрешимость говорить о должном в отношении человека, относится и Дарио Салас Соммэр, известный чилийский философ, ученый и моралист, чьи значительные работы, направленные на нравственное совершенствование человечества, получили широкое признание.Так одну из его книг «Мораль ХХI века» знают уже многие читатели нашей страны.

В этой книге Салас Соммэр формулирует универсальный космический закон эквивалентного воздаяния за осуществляемые человеком действия ипомыслы, который, будучи законом природы, одновременно является основанием морального долженствования.

Упоминая о морали, мы привыкли к тому, что обычно моральным считается нечто соответствующее стандартам и устоям, принятым в определённом обществе, однако, истинная мораль, по убеждению Соммэра, состоит в соблюдении универсальных космических законов, выходящих за рамки человеческой истории. “Я уверен, что если бы все узнали, как много можно получить, поступая справедливо и совершенно, то осталось бы очень мало аморальных людей”, утверждает Дарио Салас Соммэр.

И в качестве руки помощи он предлагает человечеству науку, в которой обосновывается единство естественной целесообразности с духовными усилиями человека по соблюдению морали,являющейся кодексом законов Природы.

Методологически, опираясь на законы Природы, как основу истинных моральныхпринципов, Дарио Салас Соммэр руководствуетсяобъективными и научными принципамии критикует субъективистский произвол в понимании морали, действуя как мыслитель классического типа. Так, утверждение Бертрана Рассела об абсолютной невозможности доказать истинность той или иной точки зрения в сфере ценностей он считает вредной концепцией для морали, ибо при таком образе мыслей исчезает понятие греха. “Отсутствие высших ценностей – это раковая опухоль на теле морали”.

В духеобоснованных утверждений классического разума Соммэр заявляет, что время высокой этики наступит только тогда, когда каждый добровольно примет решение о достижении по-настоящему сознательного поведения и указывает на объективные сложностивосприятия этой идеи в обществе.

Описывая современное состояние общества он констатирует, что люди к сожалению мало интересуются этическими идеями, и как правило им довольно того, что подсказывает их обыденный опыт, находящийся во власти общего состояния нравственности.

И мы действительно видим, что масштабные нравственные идеи массамипринимаются с трудом. Анализируя исторический опыт человечества,мы видимкакна протяжении столетийинтеллектлюдей пронзается осколкамидеформированных идеологий, которые они приспосабливают к своему усреднённому миропониманию, например, к всеобщему согласию в том, что человек материально должен быть обеспечен и социально защищён. В своей массе люди хотят жить богато, получить по воле случая много денег и различные материальные блага, считая, что они этого достойныбез необходимости прикладывать для этого усилиями, которые должны быть вознаграждены подобной обеспеченностью.

Слабости и недостатки людей в связи с их низким эволюционным уровнем Дарио Салас Соммэр изобличает с большой проницательностью и можно сказать панорамно. И посредством этого становится очевидно, что в сравнении с прошлыми веками в нравственности общества ничего не изменилось, даже напротив, моральные устои ещё больше пошатнулись. Люди наших дней к сожалению лишены сильного характера, снисходительны к себе, у них навязчивое стремление к удовольствиям, они праздны и изнежены, современным поколениям далеко до нравственных достоинств их предков.

В духе воззрений Хосе Ортеги-и-Гассета Дарио Салас утверждает, что мы живём в “эпоху толп” и тотального упадка морали. Ставя под сомнение регулируемое высокоморальное состояние социума на самоорганизующихся основаниях, он обращает внимание, что в современном обществе у людей нет прочных этических устоев, их деятельность подчинена эгоистическим интересам и ни религия, ни моральные увещевания не способны искоренить присущие им дурные наклонности.

Моральную проблему человечества Дарио Салас Соммэр видит в отсутствии стремления к духовности и в неспособности людей найти практические преимущества обретения высшего сознания. И, рассчитывая изменить это положение вещей,Дарио Салас подобно Сократу надеется, что познание истинного блага исключит поступки против добродетели.

Людямищущим самореализациии с активным моральным самосознанием он предлагает, в качестве инструмента внутреннего развития, использовать научную идею о физических основах морали (“Физика морали

”). В этой идеелюди найдут много подтверждений своим интуициям относительно морально благого и возможно преодолеют свои колебания ввиду той мешанины и деформации понятий, которые обычны для современной нравственности.

В создании и применении научно обоснованныхморальных постулатов Соммэрвидит источник того, что человек станет честным и будет жить в гармонии с природой,достигая тем самым внутренней нравственной экологии.При этом главным условием является принятие этих постулатовсвободно и согласно внутреннему выбору.

Что означает соблюдение основ морали Дарио Салас Соммэр подробно поясняет, сосредотачиваясьв том числе на препятствиях, мешающих человеку следовать этим законам. Прежде всего, это неправильное понимание сущности истинной морали и человеческого счастья. Счастьебезусловно можно обрести, делая истинное добро, однако опасность в том, что многие путают его с тем, что добром кажется. Людичасто отождествляют добро с удовольствием, а боль со злом и позволяют себе быть обманутыми тем,что приносит удовольствие, вследствие чего пребывают во тьме, вместо того, чтобы ценить свет.

Желая исправить ситуацию Дарио Салас надеется, “что если объяснить, каким должен быть идеальный человек, то это может открыть глаза тем, кто ошибочно считает существующие нормы лучшими”. Именно в этом смысле он находит оправданным говорить о достижении уровня сверхчеловека в человеке. Ситуация, полагает Соммэр, могла бы измениться, если бы удалось создать прибор для измерения уровня сознания человека, вероятно на основании принципа измерения частоты и интенсивности энергетики тела человека.

Руководствуясь истинными ценностями Дарио Саласпризывает отказаться от этического релятивизма и от распространённой практики приспособления морали “под себя” и предлагаетнам вернуться к традиционным ценностям человечества, таким как упорный труд, настойчивость, честность, добродетель, готовность к самопожертвованию, сплочённость семьи, терпимость, доброта, любовь, справедливость, дружба и альтруизм.
Теги: Роль морали в современном мире Статья Философия

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око».

То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.

Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей.

Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.

Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху.

Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.

Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей.

Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.

Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы.

Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.

Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Нравственная ситуация в современном мире

Предмет:Этикет
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:24.10.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этикету на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по этикету

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Этические учения в истории философской мысли
Эволюционные и революционные процессы в развитии этики и этикета
Проблема общения в истории человеческой мысли
Профессиональная этика и дилеммы профессиональной морали

Введение:

В жизни, т. е. на обычном языке, мораль или мораль чаще всего понимаются как добро, добро, право, а аморальное означает зло, зло, зло. Как концепция философии, то есть в более строгом и более узком смысле этого слова, мораль — это ценности и нормы (правила), которые управляют поведением людей. И добро, и зло, справедливое и несправедливое, попадают в сферу морали. Следовательно, с философской точки зрения мораль — это то, что связано с моралью. Мораль противостоит не морали — не имеет отношения к морали. Итак, чтобы понять, что такое мораль, важно, по крайней мере, знать, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Мораль возникает и развивается на основе потребностей общества в регулировании поведения людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов понимания людьми сложных процессов общественной жизни. Основной проблемой морали является регулирование отношений и интересов личности и общества.

Раньше нравственность можно определить как систему норм и ценностей, которые в конечном итоге ориентируют человека на пользу других людей. Эти нормы и ценности адресованы человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также и того, что эти действия должны совершаться преднамеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

Человек — это социальное существо. Поэтому непременным условием «приема» в общество является процесс социализации личности, то есть развитие специфического образа жизни человека, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому что современное индустриальное общество основано на самом широком разделении труда (материальном и духовном), которое порождает самую тесную взаимозависимость людей. Действительно, самое обычное, нормальное существование каждого из нас зависит от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых людей (производители товаров, их продавцы, транспортники, учителя, врачи, военные и т. д.) выполняют свои обычные рутины.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования обязательно создает потребность людей друг в друге. Социальная связь, возникающая в этом случае людей, невольно включает их априорное (опытное) доверие, доброжелательность, сочувствие друг к другу — потому что без этого первоначального доверия незнакомцам (врачам, поварам, водителям, правителям и т. д.) невозможна социальная жизнь. Именно эта социальная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, является объективной основой морали — ведущим духовным регулятором общества.

Современное общество и нравственность

В конце нашего века в обществе наблюдается снижение морально-духовного уровня. Это не может не вызывать обеспокоенности, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу катастрофическими последствиями. В то же время важность роста морального и духовного уровня человечества, а также актуальность самой постановки вопроса об этом не до конца поняты.

Это видно, например, из того факта, что в одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер, «Первая глобальная революция») основными насущными задачами, стоящими перед современным человечеством, являются: демографические, окружающей среды, продуктов питания и энергии. И тот факт, что ни один из них не может найти удовлетворительного решения без повышения уровня морали и духовности в обществе, вообще не упоминается.

Правда, некоторые авторы ставят вопрос о морали, но вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются только общими и формальными лозунгами о поиске новых принципов, а не обращаются к простым, но вечным истинам, к сожалению забытым. Более того, следует помнить, что специально придуманные моральные нормы регулирования общественных отношений в разные исторические эпохи доказали свою несостоятельность.

Конкретная методология обучения и воспитания, которая, в частности, занимается социальной педагогикой, несомненно, зависит от социальной структуры общества. Но конечной целью нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютная и объективная истина. Очень печально осознавать, что ни одно из многих политических движений, которые активно действуют в нашей стране, не ставит своей основной целью повышение морального и духовного уровня населения и не разрабатывает конкретную программу для реализации этого.

Только среди людей, которые руководствуются общечеловеческими принципами морали, национальное самосознание может быть на вершине, только он способен на духовный рост, чтобы реализовать свою роль в истории человечества. Все это является предпосылкой нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому моральному уровню общества особенно необходимо для нас в настоящее время, поскольку экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и разумных предложений, доступных для выхода из этой ситуации, как правило, быть не может. реализуется в связи с отсутствием в обществе, в том числе среди тех, кто находится у власти, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных работать не только для личного благополучия, но, прежде всего, последовательно и целенаправленно на благо своей страны.

Некоторые социологи и психологи подчеркивали, что человеческому менталитету свойственны ожидания бедствий и даже конца света в конце каждого столетия. А с наступлением нового века эти настроения проходят. Может быть, тревога за нравственное положение в обществе — только отражение подобных апокалипсических настроений? Однако это не так.

Попробуем проанализировать последствия, которые влечет за собой моральное и духовное состояние современного общества. Анализ будет основан на фактах и ​​цифрах, опубликованных в прессе, а также на результатах некоторых тематических исследований. Даже из них совершенно ясно, что ситуация действительно очень серьезная и общество находится в критическом состоянии. И тот факт, что его прогрессивное развитие, стабильность и благосостояние зависят от морали и духовности, является общеизвестной истиной. Тем не менее, это будет неоднократно обсуждаться ниже, потому что, как сказал великий русский хирург Н.И. подчеркнул Пирогов: «То, что лежит в основе истины, нужно напоминать, не боясь показаться раздражающим».

Будет рассмотрено, как мораль и духовность связаны с существующей системой образования. Обычно считается, что образование в широком смысле слова состоит из общего образования, профессионального образования и духовно-нравственного воспитания. Первые два, как правило, получают много внимания, их содержание и методы практической реализации, что в целом приводит к довольно хорошим результатам. Вопросы духовно-нравственного воспитания, а также само состояние нравственности и духовности волнуют людей гораздо меньше, и изучается вопрос о влиянии общего и профессионального образования на формирование нравственно-духовных аспектов личности.

Достаточно высокий уровень морали в обществе не может быть достигнут с помощью только одного общего и профессионального образования. Вот что написал на эту тему великий учитель русского языка К.Д. Ушинский: «Наибольшее умственное развитие еще не предполагает сильной социальной морали. Нет, одного ума и знания недостаточно для того, чтобы укоренить в нас это моральное чувство, этот социальный цемент, который иногда согласуется с разумом, а часто противоречит ему, связывает людей в честное, дружеское общество воспитание, семью и Социальные, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других социальных сил, могут оказывать сильное и решающее влияние на формирование морального достоинства в человеке. Кроме того, мы смело выражаем убежденность, что моральное влияние является главной задачей воспитания, гораздо важнее, чем развитие ума в целом, наполнение головы знаниями и объяснениями каждого из его личных интересов» (К.Д. Ушинский« О моральный элемент в русском воспитании»).

Падение уровня духовности и нравственности

В духовной жизни общества во всем мире с наступлением 20-го века произошел заметный спад. Доминирующее положение в нем стали занимать экономические проблемы и связанные с ними политические и идеологические вопросы: усилия людей были в основном направлены на накопление материальных благ. Поклоняясь золотому тельцу, люди пренебрегали духовностью, перестали думать и заботиться о своем духовном обогащении и стали игнорировать моральную сущность своих действий. Значительная тенденция к этому наметилась в 19 веке. Итак, более 100 лет назад Ф.М. Достоевский писал: «В конце концов, теперь такая жажда охватила их всех, так что их разбирают на деньги, что они словно ошеломляют» (Ф.М.Достоевский, «Идиот»).

В результате процессов, происходящих в современном обществе, развитие цивилизации может замедлиться, если не произойдет худшего — развитие человечества пойдет в тупик. Идеология, возникшая во многих секторах общества (как в результате его внутреннего развития, так и в результате изменений в экономических отношениях) и приведшая к руководству государства большевиками в России и нацистами в Германии, также сыграла Большая роль в изменении морали людей в худшую сторону, особенно в этих странах.

Низкий уровень нравственности общества обычно отчетливо виден в критические моменты истории: во время революций, гражданских и межгосударственных войн и нестабильности порядка в государстве. Достаточно вспомнить вопиющие нарушения моральных норм в гражданской войне 1918-1921 годов. в России, во время Второй мировой войны, в период мирного строительства социализма в СССР, в настоящее время, например, эпидемия террористических актов, от которых гибнут ни в чем не повинные люди. Моральная сторона, как правило, не учитывается при решении государственных вопросов: при проведении социально-экономических реформ, в промышленном производстве и сельском хозяйстве (что часто влечет за собой негативные экологические последствия). При принятии многих решений на государственном уровне возможность их реализации с учетом существующего уровня нравственности населения также часто не учитывается. Плохая ситуация во многих сферах жизни в нашей стране является прямым следствием всех этих просчетов.

Нарушение моральных принципов людьми, принадлежащими к органам государственной власти и местного самоуправления, естественно, не может не привести к снижению нравственности населения страны на индивидуальном уровне, в том числе среди молодого поколения, что вызывает особенно большую обеспокоенность. Дело дошло до того, что мошенничество и воровство стали почти нормой в жизни нашего общества. По большей части они не только не преследуются по закону, но и стали восприниматься обществом как должное. Опять же, как не вспомнить Ф.М. Достоевский: «кажется, что в мире гораздо больше воров, чем воров, и нет даже такого честного человека, который бы ничего не украл хотя бы раз в своей жизни» (Ф.М. Достоевский «Идиот»).

Вкратце и выразительно, наше современное общество было описано Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II: «Сумасшедший мир, в котором царят волчьи законы, где ложь и обман стали нормой».

В последние годы криминальная ситуация в стране значительно ухудшилась: человеческая жизнь обесценилась, число убийств (включая заказные, садистские, бессмысленные), изнасилований, издевательств, хулиганства, воровства, взяточничества растет — и все это, как правило, остается безнаказанным. Подобные примеры, как говорится, не имеют номеров. Правоохранительные органы не раскрывают значительную часть преступлений.

Любопытным примером хаоса и беспорядков в нашей стране является хорошо известная история о том, как в 1996 году два человека были задержаны с картонной коробкой с полмиллиона долларов от Дома правительства России. Однако вскоре было объявлено, что их владелец не появился, и поэтому возбужденное уголовное дело было прекращено. Таким образом, те, кто вез эту огромную сумму из Дома правительства, превратились из подозреваемых в незаконных действиях в «благодетелей государства»: они нашли «сокровище», а взятые у них деньги пошли в государственную казну. В то же время очевидно, что если бы владелец полмиллиона долларов приобрел их честно, он не замедлил бы отстаивать свои права на них. Поэтому можно предположить, что эти деньги были приобретены незаконно. В такой ситуации обязанностью прокуратуры является выяснение, откуда взялся ящик с таким большим количеством денег. Почему этого не было сделано — чиновники дипломатично молчат. Тот факт, что Министерство внутренних дел, прокуратура и суды не справляются с криминальной ситуацией в стране, по-видимому, в какой-то степени связано с коррупцией многих правительственных чиновников.

Эта ситуация сложилась, среди прочего, в результате многих неправильных действий руководства страны, и в этом, еще раз подчеркиваем, пренебрежение моральной стороной реформаторов сыграло важную роль.

Несомненно, в целом все это является прямым следствием как советского периода в истории нашей страны, так и значительных ошибок, допущенных в ходе социально-экономических реформ (подробнее см. Брошюру «Образование и нравственность»).

Мы отмечаем, что негативные явления, подобные существующим сейчас, не наблюдались в случаях значительных экономических и социальных преобразований в других странах в недавнем прошлом, например: во время реформ в США в 1930-е годы после Великой депрессии, послевоенной реформы в Германии и Японии, а также современные экономические и политические преобразования в Венгрии, Польше и Чехии.

Но, разумеется, следует признать, что ситуация в нашей стране в начале перестройки существенно отличалась от упомянутой выше и не имела прямых аналогов в истории. Характерной чертой ситуации в СССР было то, что почти вся экономика страны, в частности промышленность, была подчинена интересам чудовищно развитого военно-промышленного комплекса, находящегося в государственной собственности.

Цель этой книги — не полный анализ ошибок, которые привели наше государство к несчастью, а оправдание того, что успех социально-экономических реформ невозможен, если мы игнорируем их моральную сторону. Мы подчеркиваем, что сильное и социально процветающее государство не может существовать без достаточно высокого уровня нравственности своих граждан, в котором ценятся моральные поступки, а осуждены аморальные и даже просто бесчестные.

Отличительные особенности современной эпохи

Давайте посмотрим прежде всего, каково моральное состояние общества в нашей стране. Часто приходится слышать самоуверенные заявления о том, что не следует особенно беспокоиться о нем, потому что ситуации, подобные тем, которые существуют, более или менее всегда характерны для общества. Так, массовая кража, присущая нашему времени, часто оправдывается тем, что историк Н.М. Карамзин, когда его попросили кратко описать нынешнюю ситуацию в Российской империи, сказал, что это можно выразить одним словом: «Они воруют». Другие заявления такого рода легко дать. Например, в одном из отчетов, отправленных в третий отдел, было написано: «В финансах — упадок кредитов, торговля и фабрики, уничтожение государственных лесов. В справедливости — взятки, безнравственность. В министерстве Интерьер — полный упадок полиции и безнаказанность губернаторов. В военных делах — воровство. «Если мы заменим здесь слово« полиция »словом« полиция », то можно подумать, что эта цитата взята из какой-то наших современных газет. Однако это было написано в 1826 году и подписано печально известным писателем Фаддеем Булгариным.

Однако большая ошибка думать, что прошлые социальные процессы могут быть однозначно экстраполированы на настоящее и будущее. Будущее не может быть надежно предсказано, основываясь только на прошлом, без учета того факта, что человечество постоянно развивается и не полностью повторяет свои предыдущие этапы развития.

Что касается текущей ситуации в России, то очевидно, что никогда воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигли таких масштабов, что ставят общество в критическое положение. а точнее — катастрофическая ситуация. В конце концов, Россия никогда не была на грани демографического и этнического кризиса, в котором она сейчас находится в результате проводимых в ней реформ. Мы просто сталкиваемся с исчезновением многих народов, живущих в нашей стране, в том числе российской нации.

Уровень рождаемости падает, а уровень смертности растет: за последние 10 лет в России родилось почти вдвое меньше людей, и вдвое меньше людей по сравнению с периодом до перестройки. Уже в 1992 году был зафиксирован отрицательный прирост населения: смертность превысила рождаемость. Исходя из показателей 1986 года, по сравнению с этим годом получается, что уже в 1992 году Россия «приняла менее» полутора миллионов человек. Средняя продолжительность жизни в 1986 году составляла 65 лет для мужчин и 74 года для женщин, а в 2005 году она снизилась до 58 лет для мужчин и 71 года для женщин. И больше всего русские мужчины умирают в наиболее трудоспособном возрасте: от 20 до 55 лет, их смертность составляет 80% всех смертей. Если эта тенденция сохранится, то 48% молодых людей из нынешнего поколения подростков не доживут до пенсии (Неделя, 2007, 19–25 мая). Детская смертность также увеличивается.

Иногда предполагается, что нет ничего исключительного в снижении рождаемости в России, поскольку подобные явления и сопровождающее их увеличение среднего возраста граждан в той или иной степени наблюдаются в ряде западных стран. Это утверждение демагогично, потому что оно порождено совершенно разными причинами. В этих странах материальный уровень жизни населения значительно выше, заработная плата выплачивается вовремя и в полном объеме, выплачиваются пособия по безработице, которые существенно превышают, как правило, заработную плату наших так называемых государственных служащих. Не может быть и речи о голоде или недоедании значительной части населения или о людях, страдающих от холода в отапливаемых квартирах. В этих странах действуют другие факторы, в частности, старение населения там объясняется главным образом увеличением продолжительности жизни.

Наша история убеждает нас в том, что никакие экономические и социальные реформы не приведут к долгосрочному успеху, желаемому результату и прогрессу, созданию прочного и социально устойчивого государства, если они не основаны на прочной моральной основе. Без такой основы в стране немыслим стабильный и стабильный порядок, который дает людям реальную уверенность в своем будущем, что является непременным условием хорошего эмоционального состояния общества.

К сожалению, официальная оценка успешности проводимых в нашей стране реформ и прогноз на будущее делаются в основном с помощью финансово-экономических аргументов: признаков снижения инфляции, снижения темпов спада производства увеличение приватизации (предприятия, жилье), уменьшение количества месяцев для тех, кто еще не выплачивал зарплаты и пенсии гражданам страны и аналогичные цифры. Однако молчит, что в это время люди просто вымирают. Чтобы остановить этот процесс, необходимо принять все возможные меры, чтобы вернуть людям эмоциональное здоровье. Вот что В.И. Козлов: («Вымирание россиян — историко-демографический кризис или катастрофа?»): «Чтобы ослабить катастрофу, прежде всего необходимо пробудить общественное сознание, открыть людям глаза на надвигающееся социальная опасность. Речь идет о спасении русского этноса (а вместе с ним и всего русского государства).

Без сомнения, на продолжительность жизни людей очень сильно влияет рост алкоголизма в стране, как непосредственно (как упоминалось выше), так и через ухудшение духовного здоровья нации. Антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов оказала положительное влияние на эмоциональное состояние общества и тем самым значительно способствовала снижению смертности в 1986-87 годах. Следует также отметить, что в результате этой кампании число смертей как от прямого отравления алкоголем, так и от многих заболеваний, вызванных употреблением алкоголя, в частности сердечно-сосудистых, сократилось.

В то же время, когда в 2002 году потребление алкоголя значительно возросло, через год средняя продолжительность жизни снизилась на полтора года для мужчин и на шесть месяцев для женщин. В 2005 году родилось вдвое меньше детей, чем в 1993 году, и в то же время смертность удвоилась. Это позволяет некоторым ученым утверждать, что основной причиной сокращения продолжительности жизни, особенно в последние годы, является неконтролируемое увеличение потребления алкоголя населением.

Невозможно надеяться, что все будет постепенно формироваться само по себе: экономика улучшится, люди начнут жить лучше и зрелее, духовные, моральные и эмоциональные условия людей вернутся в нормальное русло. У нас нет времени ждать, пока это произойдет.

Как отмечает И. Гундаров: «Наше общество с его нынешними демографическими показателями не имеет такого резерва времени, чтобы ждать экономического процветания».

Заключение

Моральные требования к личности в нравственном сознании принимают самые разные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «уважать старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это элементы структуры нравственного сознания, которая имеет ряд особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее неинституциональный характер и императив.

Комплексный характер морали означает, что моральные требования и оценки пронизывают все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит возможности апеллировать к моральным ценностям, любая работа изящной литературы обязательно содержит моральную оценку, ни одна религиозная система не найдет последователей, если она не включает в себя достаточно строгую мораль и т. д. У любой повседневной ситуации есть свои «Моральный ломтик», который позволяет проверить действия участников на «человечность».

Неинституциональный характер морали и морали означает, что, в отличие от других проявлений духовной жизни общества (науки, искусства, религии), он не является сферой организованной человеческой деятельности. Проще говоря, в обществе нет таких институтов и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. Вы даже не можете инвестировать в моральное развитие — вкладывать некуда.

Важной чертой морали — императивом является то, что большинство моральных требований апеллируют не к внешней целесообразности (сделай так, и ты добьешься успеха или будешь счастлив), а к моральному долгу (делай это, потому что этого требует твой долг), т. е. несет форму повелительного, прямого и безоговорочного приказа. Более того, добро должно делаться не ради взаимной благодарности, а ради самого блага. В этом призыве, я думаю, есть совершенно рациональный смысл — в конце концов, общий баланс сделанного добра и вознаграждения за него уменьшается только на уровне общества. Не стоит ждать взаимной благодарности за ваши добрые дела в каждом конкретном случае.

Среди множества функций, выполняемых моралью и моралью, основными считаются основные: регулятивные, оценочно-императивные, когнитивные.

Основная функция морали, конечно, нормативная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегуляции поведения человека, который обладает способностью предпочитать одно действие другому.

Моральный способ регулирования, в отличие от других (правовой, административный и т. д.), уникален. Во-первых, потому что ему не нужны никакие институты, карательные органы и т. д. Во-вторых, потому что моральное регулирование предполагает усвоение отдельными лицами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Другими словами, эффективность моральных требований определяется внутренним убеждением личности. Такой регулятор поведения, конечно, самый надежный из всех возможных. Единственная проблема заключается в том, как его сформировать. Пока что немногие преуспели.

Мораль в современном обществе

Если вы захотите разобраться, как устроена мораль современно общества, то обнаружите преимущественно такие ценности как:

  • Уважение к чужому личному пространству, убеждениям и вере;
  • Стремление быть успешным, сильным и энергичным;
  • Развитие и самообразование на благо всего человечества;
  • Высокие доходы, богатство и жизнь в достатке.

Но буквально несколько веков назад многое из этого считалось аморальным. В те времена были совсем другие взгляды на то, что такое мораль. Людям предписывали быть смиренными и не стремиться к большим достижениям.

Богатство считалось страшным грехом, навечно закрывавшим путь в Рай, а навязывание своей религии и прочих взглядов всячески поощрялось.

Наверное, представитель средневековья жестко раскритиковал бы современную мораль, сказав, что эти нормы потакают «низменным инстинктам». При этом он не заметил бы, что главным ориентиром для современного общества является всеобщее процветание. И от успеха отдельной личности зависит благополучие всего общества.

В то же время нормы средневековой морали были слишком примитивными и вообще не подразумевали, что кто-то должен быть счастлив.

Современная мораль требует от нас постоянной работы над собой. Мы должны развиваться и быть успешными, и собственный путь к успеху каждый должен найти самостоятельно. Взамен мы получаем вдохновляющее чувство собственной уникальности – мы сами находим своё призвание и своими руками строим собственный успех.

Ощущение саморазвития и самореализации вдохновляет, и нормы морали подталкивают нас к этому.

Важным отличием современной морали от средневековой является снятие многих бессмысленных запретов и ограничений (например, связанных с сексуальной жизнью). Получив большую свободу в сфере личной жизни, мы ничего не потеряли, а жить стало гораздо приятнее и интереснее.

В то же время современная мораль требует, чтобы человек сдерживал такие примитивные инстинкты как агрессия, жажда мести, стремление к доминированию и шовинизм.

Каждый человек должен чувствовать себя максимально свободным в плане саморазвития и самореализации. При этом он должен уважительно относиться к окружающим и никогда не позволять себе ущемлять или унижать кого-либо – вот что такое мораль в современном мире. А главное отличие от средневековья заключается в том, что быть счастливым теперь не запрещено никому.

Наоборот, стремление к счастью и благополучию своей семьи должно быть целью каждого человека.

Нравственность Современного общества

Библиографическое описание:

Баранова, Л. В. Нравственность Современного общества / Л. В. Баранова. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1556/ (дата обращения: 06.03.2022).
Мораль… никогда не падает и не рушится,

она просто меняется

.

Александр Никонов

Нравственность Современного общества основана на простых принципах: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; права всех людей равны. Поскольку главный лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого. Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека — это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нельзя непосредственно покушаться на чужое: жизнь, здоровье, имущество, свободу — вот минимум требований. Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят — вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших — нет преступления» [1, с.17].

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия.

Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля [2, с. 214].

Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу. Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности. Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

Все приведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора. Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания.

Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты.

Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. С другой стороны, по словам основателя организации Internet Freedom Криса Эванса, «60 лет исследований влияния СМИ на общество не обнаружили связи между жестокими изображениями и жестокими действиями». В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз [3, с. 141]. Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется.

Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее [4, с. 58].

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны — сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор — максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).

Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. Большинство российских предпринимателей говорят, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч. и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д. [5, с. 311]

Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.

Можно возразить, что «вседозволенность допустить нельзя!». И этот тезис абсолютно верен. Вседозволенность — это дозволение одному человеку причинять вред другому. Например, безопасный добрачный секс не является вседозволенностью, т.к. каждый из участников не видит в этом какого-либо ущерба для себя. А вот «высокоморальный» Иран — это государство вседозволенности: в уголовном кодексе этой страны, основанном на нормах шариата, предусмотрена казнь женщин через забрасывание камнями за некоторые «сексуальные преступления». Причем специально оговаривается, что камни не должны быть слишком большими, чтобы жертва не умерла сразу. Подобное садистское убийство несомненно является вседозволенностью.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

Человек переходного периода (переход от индустриального общества — к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество.

Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты).

Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно. Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

— «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

— «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

— «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

— «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность» [6, с. 35].

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно). Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.

Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни». Вне всякого сомнения, Современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы [6, с.31].

Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», а на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека. В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов. Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий.

Литература: 1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. — СПб., 2008. 2.Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993. 3.А.Печчеи. Человеческие качества. // Мир философии, ч.2. — М., 1991. 4.Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М.,1992. 5.Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987. 6.Карл Ясперс. Духовная ситуация времени. // Человек и его ценности. — М., 1998.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: Современное общество, Современная нравственность, общество, мораль, свобода, имя Бога, нравственность, индустриальное общество, исторический опыт, личной успех.

Воспитание моральных качеств

Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.

Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

Как это происходит:

  • через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
  • нравоучения (лекции и наставления);
  • литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание.

Например, в басне про стрекозу и муравья первая является олицетворением (что это?) безделья, лени, безответственности, а второй – трудолюбием. Услышав этот рассказ, ребенок понимает, что лениться плохо, трудиться – хорошо;

  • добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
  • формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта.

В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта.

Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру.

Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга.

Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали.

Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств.

Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Чем различаются нормы морали и права?

Основные ценности и нормы морали часто перекликаются с законами, но не всегда повторяют их, а иногда и вступают в противоречие. Человек может пойти на преступление из благих побуждений, его совесть будет чиста, но перед государством придется ответить.

Рассмотрим подробнее, чем различаются нормы морали и нормы права.

  • Законодательными аспектами занимаются органы власти, они их регламентируют и отслеживают выполнение. Нравственность базируется на мировоззрении индивида и мнении окружающих, четкого контроля быть не может.
  • Нормы морали приветствуются к исполнению, но дают выбор. Законы его не предоставляют.
  • При игнорировании законов следует наказание (штраф или тюремный срок). При неисполнении нравственных правил получится заработать порицание окружающих и нечистую совесть
  • Правовые стандарты закреплены в письменном виде, а моральные могут передаваться устно.

Виды норм морали

Различают несколько видов моральных норм:

  • Относящиеся к сохранности жизни – запрет на убийство человека или животного.
  • Понятия чести и достоинства.
  • Правила конфиденциальности.
  • О независимости и основных личных свободах.
  • Относящиеся к доверию.
  • Представления о справедливости.
  • Относящиеся к социальным конфликтам.
  • Этические принципы, сформулированные в виде рекомендаций.
  • Существует отдельная группа, регламентирующая, какие есть нормы морали и порядок их применения.

Развитие норм морали

Исследователи утверждают, что возраст правил, регламентирующим взаимоотношения, примерно равен возрасту человечества. В родовом строе зародились следующие формы.

  • Табу. Накладывает жесткие ограничения на эротические и агрессивные действия в отношении определенных объектов. Подкрепляется боязнью наказания от мистических сил.
  • Обычай. Распространяется на членов группы, имеющей исторически сложившиеся правила. Дает человеку строгие предписания, не оставляя свободы действий, поддерживается общественным мнением.
  • Традиция. Устойчивая разновидность обычая, поддерживающаяся во многих поколениях людей. Формы поведения тоже не предполагают обдумывания, требуется им четко следовать.

При разложении родового строя появился моральный принцип – сконцентрированные и обобщенные нормы, регулирующие мировоззрение и поведения человека в разных сферах жизни. Они распространяются на всех людей, дают человеку ориентир и оставляют ему возможность самоопределения.

Поддержкой выступают понятия добра и зла и воздействие общественного мнения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]