Определение взрослости встречается очень часто в различной литературе. В психологии это означает наиболее продолжительный период жизни, на протяжении которого человек достигает наивысшего развития Я-концепции.
То есть он находит гармонию, понимает, как взаимодействовать с окружающим миром, реализовываться. В процессе взросления каждый самоутверждается в той или иной области, обустраивает свою жизнь, заботится не только о себе, но и своих близких. Неизбежными этапами взросления становятся возрастные кризисы, ослабление психофизической функции, изменение мировоззрения.
Периодизация взрослости
Специалисты рассматривают разные подходы к периодизации взрослости. Например, если обратиться к наиболее древней из упомянутых концепций, стоит выделить китайскую классификацию.
Согласно этой периодизации, существует 4 основных периода взросления:
Период взросления | Возраст |
Вступление в брак | 20-30 лет |
Выполнение основных общественных обязанностей | 30-40 лет |
Осознание собственных ошибок и заблуждений | 40-50 лет |
Заключительный этап творческой реализации | 50-60 |
В современном мире периодичность зрелости рассматривается немного иначе.
Например, в 1966 г Д. Б. Бромлей также выделил 4 стадии взросления:
- раннюю (с 21 до 25 лет);
- среднюю (25-40 лет);
- позднюю (40-45 лет);
- переход к старости (предпенсионный возраст – 55-65 лет).
Б. Г. Ананьев рассматривает взросление с 18 до 60 лет. Соответственно, по его теории, ранняя взрослость начинается с совершеннолетия человека. У. Г. Крайг раздвигает рамки еще больше и пишет, что заключительная стадия длится до самой смерти, то есть человек взрослеет на протяжении всей жизни, с 21 года (по Крайгу). Отличие разных периодов связано, в первую очередь, с тем, что в разные времена продолжительность жизни человека менялась, так же как и особенности воспитания.
Тем не менее, все авторы согласны с тем, что взросление бывает ранним, средним и поздним. Расхождение есть только в возрастных границах.
Если свести все данные вместе, то можно описать 3 этапа следующим образом:
- Ранняя зрелость. На данном этапе человек только вступает во взрослую жизнь. Также это время характеризуется пиком биологического созревания. Человек начинает планировать профессиональное и личное будущее.
- Средняя зрелость. Так называемое время расцвета. На этом этапе можно отметить пик творческих, а также профессиональных достижений. С наступлением средней зрелости у человека появляется все больше желания делиться накопленными знаниями. Одновременно он может мучиться, вспоминая все свои нереализованные проекты. На этот период приходится больше всего разводов.
- Поздняя зрелость. Характеризуется окончанием профессиональной карьеры. На этом этапе человек начинает готовиться к тому, чтобы стать пенсионером. Он переживает от феномена под названием «опустевшее гнездо», когда осознает, что его дети уже выросли. Также в этот период приходит осознание старости.
Суть периода
Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.
К новообразованиям зрелости относится:
- выстраивание стратегии жизни;
- феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);
- поиск смысла жизни и следование ему;
- новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
- родительство.
Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости – 30 лет, 40 лет и 50 лет. Кризис 30 и 40 лет – это поиск смысла жизни, оценка прожитых дней, корректировка жизненных планов, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. Подробнее о кризисах среднего возраста читайте в статье «Средний возраст и кризис у мужчин и женщин».
Период взрослости, особенно поздней взрослости, изучен меньше, чем, например, подростковый или юношеский. Дело в том, что в зрелости человек уже сформирован как личность, а возрастная психология часто пересекается с педагогикой, разбирая вопросы развития и воспитания. В зрелом возрасте речь может идти только о перевоспитании и самовоспитании, а это уже другая работа. В плане же развития личности и ее становления в зрелости уже мало что влияет на человека. Однако в последнее время интерес психологов к этому возрастному периоду вырос, но пока имеется мало теоретических и практических данных.
Ранняя взрослость, или молодость
Этап завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к практическому применению. К особенностям этого периода относится:
- стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);
- осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;
- полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;
- нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.
Успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.
Средняя взрослость, или зрелость
Период пика профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.
Зрелость условно разделяют еще на два периода: ранней зрелости (40-49 лет) и поздней (50-60). Для ранней зрелости характерно:
- подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
- переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
- осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
- уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).
Выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис.
Как правило, на этот же период приходится противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.
Поздняя зрелость – этап принятия возраста и опыта, прекращение попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальное раскрытие потенциала личности. Психологически это проявляется:
- полным избавлением от комплексов;
- полным и адекватным пониманием своих интересов, приоритетов, способностей, места в жизни;
- ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
- стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).
Поздняя взрослость
Поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. Подробнее об этом читайте в статье «Возрастные кризисы старости в психологии – краткое описание, что это, симптомы, как пережить».
Возрастные границы зрелости в таблице
Взрослость – это в психологии распространенное понятие. Но оно также и одно из самых противоречивых. Удобнее всего рассматривать возрастные границы по авторам, чьи теории являются наиболее востребованными и актуальными.
Автор | Ранняя зрелость, лет | Поздняя зрелость, лет |
Д. Биррен | 14-25 | 50-75 |
В. В. Бунак | 25-35 (женщины) 20-30 (мужчины) | 35+ 30+ |
Ш. Бюлер | 20-45 | 45-65 |
В. В. Гинзбург | 24-40 | 45-50 |
Б. Г. Ананьев | 18-25 | 47-60 |
Д. Векслер | 20-35 | 46-53 |
Ж. Годфруа | 20-40 | 40-60 |
Современные психологи рассматривают стадии взросления обобщенно:
- с 20 до 30 лет – ранняя;
- с 30 до 40 лет – средняя;
- с 40 до 60 лет – поздняя.
Продолжительность с гендерными особенностями
У мужчин. По мнению специалистов, у представителей сильного пола ранняя взрослость проходит более проблемно и долго, чем у девушек.
Это связано с тем, что благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии, от которой напрямую зависит мужской успех.Поэтому если молодой человек испытывает нереализованность в профессиональном плане, продолжительность кризисного периода может затягиваться с 20 до 25 лет.
- У женщин. С точки зрения женской психологии, кризис ранней взрослости отличаются от всех остальных, поэтому не имеют четкой хронологии. Для женщины это, в первую очередь, личностный, а уже после возрастной кризис. Как продолжительность, так и его острота находятся в зависимости от личных обстоятельств девушки. Поэтому временной охват может варьироваться от 2 до 4 лет.
Как меняется поведение человека в разные периоды взрослости
С приходом каждого нового периода взросления можно заметить общие изменения практически у всех людей.
Изменение психических функций
В первую очередь происходят изменения в сенсорной сфере:
- Снижается острота зрения. Максимальная цветовая чувствительность глаз человека наблюдается в возрасте 20-30 лет. После этого зрение снижается.
- Ухудшается слух. Это не так заметно. Обычно люди отмечают серьезное ухудшение зрения к 50 годам.
- Снижается внимание. Это начинает происходить с 34 лет (согласно теории Б. Г. Ананьева).
- Память. Согласно исследованиям, кратковременная, слуховая и прочие типы памяти могут сохраняться на одном уровне в период с 18 до 30 лет. После этого наблюдается ухудшение памяти.
- Интеллект. Д. Векслер утверждал, что интеллект растет до 20 лет, а потом сохраняется на стабильном уровне. С 30 лет человек учится использовать свои умственные способности более продуктивно. К 60 годам склонность к логическому мышлению начинает постепенно снижаться. Однако есть масса других версий того, как происходит развитие и снижение интеллектуальной деятельности. Например, были исследования, согласно которым часть испытуемых демонстрировали более высокие умственные способности в 47-50 лет.
- Креативность. Согласно А. К. Канатову, у мужчин креативность способна сохраняться на одном уровне в период с 25 до 55 лет. Заметное снижение способностей наблюдается после этого возраста. У женщин падение уровня креативности не так заметно и происходит постепенно, то есть и после 55 лет данная функция довольно активна. Но так же, как и умственные способности, креативность очень индивидуальна, поэтому сложно привести общую статистику.
Изменения эмоциональной сферы
Взрослость – это в психологии довольно противоречивое понятие. Каждый специалист озвучивает свою теорию того, когда происходят наиболее заметные изменения в поведении или восприятии человека.
Например, к изменениям эмоциональной сферы очень часто относят уровень эмпатии. Большинство психологов склоняются к тому, что уровень сострадания к окружающим растет до 40-50 лет. В этом возрасте эмпатия достигает своего пика. Это означает, что сочувствие у 40-летнего человека значительно выше, чем у 15-летнего подростка.
После 50 лет у женщин и мужчин в равной степени наблюдается снижение эмпатии. При этом постепенно происходит обратное. У 60-летнего человека уровень сострадания, наоборот, заметно ниже, чем у подростков. Если сравнивать интенсивность эмпатии, то у женщин она выше, чем у мужчин в любом возрасте.
Также происходит изменение излишней эмоциональной чувствительности (сентиментальности). Данный показатель увеличивается с возрастом. Например, то, что не вызывает у человека никаких эмоций в 15-20 лет, может вызвать умиление или всплеск эмоций у того, кому 50-60 лет. Сентиментальность у мужчин и женщин развивается одинаково.
Также после 60 лет происходит постепенное угасание этой функции. Примечательно, что у мужчин наблюдаются более активные скачки сентиментальности. Однако из-за нежелания выражать свои эмоции, представители мужского пола реже показывают свои истинные эмоции, чем женщины.
Изменения мотивационной сферы
Потребности и интересы человека очень сильно меняются по мере взросления. С возрастом человек может начать заниматься совершенно противоположными вещами, о которых он даже не задумывался раньше. Согласно исследованиям, чем старше становится человек (независимо от его половой принадлежности), тем больше для него становится важна семья, состояние здоровья. В свою очередь, друзья, страсть, влюбленность постепенно отходят на второй план.
Пик мотивации приходится на 30 лет. Именно в этом возрасте человек начинает всерьез задумываться о будущем и прилагать усилия для того, чтобы добиться желаемого. Красивая жизнь, внешний вид, секундные удовольствия становятся менее важными. Приходит стабильность. После 45-47 лет люди больше времени уделяют здоровью, применяют полученную жизненную мудрость.
Многие специалисты склоняются к тому, что по мере взросления меняется и активность гормонального фона. То есть в период после 18 лет, люди испытывают повышенное влечение, поэтому им сложнее ставить перед собой более серьезные цели и фокусироваться на них. Когда влечение снижается, появляются другие устремления.
Изменение психомоторной сферы
Взрослость в психологии понимается под многими аспектами. Например, это также и развитие мышечной силы. У мужчин она увеличивается до 25 лет, после чего снижается (речь идет о естественной мышечной силе, а не о посещении спортзала). К 50 годам мышечная масса может уменьшиться на 10 кг и более. У женщин максимум приходится на 21-23 года. После этого мышечная сила также уменьшается, но не так радикально как у мужчин.
Также с 18-28 до 50-60 лет наблюдается сохранение скорости моторных реакций. Только к 70 годам наблюдается заметное снижение скорости движения рук, ног. Некоторые специалисты считают немного иначе. Они утверждают, что моторные функции сохраняются на высоком уровне до 75, а до 80 лет они лишь незначительно снижаются.
Изменение личностных свойств
По мере взросления происходит масса изменений личностных свойств:
- Ответственность. Вырабатывается к 25 годам и сохраняется примерно на одном уровне на протяжении жизни.
- Агрессивность. Это так называемое интегральное свойство, которое может выражаться по-разному. У женщин агрессивность (она также включает в себя напористость, мстительность и другие качества) снижается по мере взросления. К 60-70 лет она снижается почти в 2 раза. У мужчин динамика немного отличается. Например, к 21 году у них наиболее высокий показатель мстительности, а потом он она снижается незначительно. Также у мужчин наивысший уровень бескомпромиссности приходится на 31-50 лет. Потом он снижается, но к 61 году снова повышается.
- Комфортность. Данные показатель значительно выше у более взрослых людей. Это связано с тем, что к 25-30 годам человек больше прислушивается к своему мнению и меньше концентрируется на том, что подумают окружающие.
Как преодолеть кризисы
Для успешного прохождения кризисов взрослости нужно знать опасные сферы и обратить на них внимание (не всегда индивид четко понимает причину своего дискомфорта).
Ранняя взрослость
Для кризиса ранней взрослости это:
- выход из-под родительской опеки и устранение зависимости от родителей;
- составление жизненных планов и начало их реализации;
- выработка индивидуального стиля и образа жизни, самоактуализация, самопознание;
- осознание своей самостоятельности, взрослости, прав и обязанностей;
- выбор спутника жизни, подготовка к отношениям и браку;
- повышение мастерства в выбранной специализации.
Эти пункты нужно взять за основу и рассматривать как руководство к действию. Оцените свою состоятельность и чувства по каждому из них. В случае затруднений обратитесь к близкому человеку или психологу. Важно, чтобы каждый компонент был выполнен, тогда кризис пройдет корректно. Возможно, вы и не заметите кризис, если каждая из этих сфер и так развивается адекватно.
Средняя взрослость
Что важно знать для кризиса средней взрослости:
- Сравнение реальной жизни и идеальной естественно (происходит около возраста 30 лет), нормально и расхождение этих структур. Ведь вы планировали жизнь, будучи юным, с малым опытом и большими иллюзиями. Беспокойство и сомнения нормальны, нужно принять их и трезво расценить ситуацию.
- В соответствии с трезвой оценкой своих реальных возможностей и опыта скорректировать план жизни (30 лет).
- После 30 лет происходит знакомство человека со всеми частями «Я», в том числе не принимаемыми или игнорируемыми раньше. В этот же период происходит активное продвижение в карьере, решение материальных и жилищных проблем.
- Кризис 40 лет проявляется характерным симптомом – изменение отношения к тому, что раньше было важным и значимым, интересным или наоборот пугающим и неприятным. Человек буквально не узнает сам себя, но это не страшно. Просто примите изменения и познакомьтесь с собой снова. Избегайте оценок «плохо» или «хорошо», не бойтесь сменить круг общения, не цепляйтесь за людей. Личная гармония дороже любых отношений.
- В 30-40 лет большая часть переживаний связана с личностной несостоятельностью. Возникает потребность сделать что-то социально значимое, оставить свой след в обществе. Если не можете определиться, что именно вы готовы создать, то займитесь благотворительностью или обучением младшего поколения.
- Кризис 40 лет характеризуется сомнениями в правильности жизни. Работайте над эмоциональной гибкостью и саморегуляцией, вырабатывайте эмпатию в отношении подрастающего поколения и старшего поколения. Помните о своем главном преимуществе перед молодежью – опытом. Глядя на стариков, осознайте, но примите без страха и паники ограниченность времени. Пересмотрите жизненные ценности, обратите внимание на их содержательность и реалистичность, семью и друзей. Создайте новый образ Я и скорректируйте условия жизни. Максимально избавьтесь от иллюзий и надежд, мыслите рационально и практично. Вам некогда витать в облаках. Найдите новую реалистичную цель в жизни.
Поздняя взрослость
Успешное прохождение кризиса средней взрослости обуславливает стабилизацию жизни в 40-50 лет, новый творческий, профессиональный и личностный расцвет, расширение возможностей. Если же кризис не был разрешен благополучно, то к 50 годам он возвращается с новой силой:
- отказываясь принимать свои изменения, человек с головой погружается в работу, цепляется за свое место;
- злится на молодое поколение и воспринимает их как угрозу;
- живет в постоянном стрессе, страхе, дисгармонии.
Чрезмерная «консервация», нежелание ничего менять ведет к застою и даже отставанию в профессии, жизни. Кстати, наблюдается тенденция омоложения этого периода, что связано с высоким темпом развития общества. Социум требует от его участника постоянных изменений, в связи с чем отставание от жизни может наступить раньше 50 лет. Наглядный пример – информатизация, компьютеризация общества. Например, педагогам «старой закалки» необходимо осваивать интернет и современные технологии, чтобы проводить инновационные уроки. В противном случае специалист отстанет, профессионализм снизится, место займет кто-то молодой и хорошо знакомый с компьютером.
Разрешить этот кризис поможет непрерывное образование. Под этим подразумевается регулярное подтверждение и повышение квалификации, мастерства, компетенций, курсы переподготовки и т. д. Параллельно с этим нужно работать над профессиональной и интеллектуальной гибкостью.
В этот период необходимо найти новые профессиональные и жизненные ценности, ориентиры, смыслы. В противном случае дальнейшая жизнь превратится в мучительное ожидание конца отведенных дней. Почему одни старики веселы и добры, а другие злы и обижены? Одни смогли принять себя нового, перестроить жизнь и преодолеть кризис, другие – нет.
Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
Если рассматривать раннюю взрослость в период с 20 до 40 лет, то можно выявить несколько изменений.
Когнитивная сфера
В этот период психические функции человека развиваются нестабильно и носят больше гетерохронный характер. На протяжении всего периода ранней взрослости у человека активно развиваются психологические и интеллектуальные процессы. Происходит активное развитие памяти. Если кратковременная, словесная и другая память со временем начинает угасать, то образная память практически не подвергается изменениям.
В 20-40 лет мышление у человека становится комплексным. При этом могут интегрироваться разные виды мышления (теоретическое, практическое, образное, наглядно-образное). Также активно продолжается развитие речи. Меняются ее качественные параметры. Улучшается внимательность, в частности объем внимания. Человек начинает акцентировать его на определенных вещах, которые вызывают у него наибольший интерес. С 20 лет начинается контроль интеллектуального развития. Человек более активно развивается в разных сферах (творческой, профессиональной).
Аффективная сфера
Основная проблема 20-40 лет – это достижение необходимой близости, а также идентичности. Дело в том, что близость является единением двух идентичностей. Но без опыта человек не способен при этом оставаться собой, то есть не терять неповторимые особенности, свойственные именно ему. Происходит осознание разницы между любовью, страстью, эмоциями.
На период ранней взрослости приходятся новые эмоции. Например, к ним относится родительское отношение. Человек впервые испытывает любовь к своему ребенку и начинает переосмысливать то, как к нему относятся его родители.
Мотивационная сфера
В период 20-40 лет снижается импульсивность. Человек более рационально начинает оценивать обстоятельства, благодаря чему принимаем взвешенные, а не эмоциональные решения. Происходит осознание своих поступков. Человек делает выводы, нарабатывает опыт.
При ранней взрослости появляются новые жизненные мотивации. Одной из них является создание семьи, рождение ребенка. Помимо формирования семьи, начинается развитие карьеры. Человек учится совмещать свои личные стремления с нуждами семьи. Последние могут мотивировать его на более активное развитие на работе.
Я-концепция
Характеризуется самоактуализацией личности. Я-концепция в этот период формируется за счет полученного опыта. Ее развитие продолжается и далее. При этом человек сталкивается с внутренними и внешними стимулами.
Я-концепция с 20 до 40 лет выполняет сразу несколько функций:
- позволяет добиться внутреннего согласования личности;
- интерпретирует опыт и формирует новые ожидания.
На этом этапе возникают сложности, так как у женщин и мужчин разные стремления и потребности. Точнее проблему создает то, что люди противоположного пола еще не полностью понимают и воспринимают желания друг друга. Например, для преобладающего количества мужчин на первом месте стоит половое удовлетворение.
Они рассматривают своего партнера в качестве спутника, с которым можно хорошо проводить время, ожидают от женщин большей ответственности, ведения домашнего хозяйства. Женщины в этот период больше нуждаются в уюте, нежности, стабильности и финансовой поддержки. Все эти интересы начинают совпадать у партнеров значительно позже. Поэтому в 20-40 лет и происходит наибольшее количество разводов.
Поведение
Поведенческие особенности зависят от успеха человека, стабильности в профессиональной деятельности, личной жизни. На поведении отражается то, есть ли у человека семья, добился ли он желаемого или недоволен своей жизнью.
Обычно серьезные поведенческие изменения происходят после рождения детей. Взросление ускоряется и повышается уровень ответственности. Это, в свою, очередь подталкивает к карьерному развитию. В зависимости от этого отличается и досуговая деятельность. Те люди, у которых есть дети, больше концентрируются не на своих потребностях. В свою очередь, у кого еще нет детей, больше времени могут посвящать себе.
Лекция по теме «Психическое развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости»
Тема 10. Психическое развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости
План
1. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
2. Социальный контекст развития в ранней взрослости.
3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
4. Личностное развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
1вопрос. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.
В настоящее время существует несколько точек зрения на периодизацию фаз развития взрослого человека. Некоторые отечественные антропологи начало зрелости называют юностью. Например, по мнению В.В. Гинсбурга, этот период у мужчин охватывает время от 16-18 до 22-24 лет, у женщин – от 15-16 до 22-24 лет; В.В. Бунак считает, что ранняя юность ограничена 17-20 годами, а поздняя юность охватывает период от 20 до 25 лет. Расходятся мнения и зарубежных учёных: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д. Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в один общий период – от 17 до 25 лет.[1,с.38-51 ]
Ещё большей неопределённостью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36-60 лет (согласно международной классификации возрастов). Биррен обозначает весь диапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости: Д.Бромлей – как периоды взрослости, а В.В. Гинсбург и В.В. Бунак ранний период называют возмужалостью, а поздний (40-55 лет) – зрелостью.
Нижняя граница взрослости располагается, по Д. Биррену, в 17 лет (завершение юности), по Д.Б. Бромлею – в 21 год, по международной классификации; в 20 лет – для женщин и 21 год – для мужчин, по В.В. Бунаку – в 25 лет и т.д. Наряду с включением юности в ряд взрослых периодов имеется тенденция выделить большую группу возрастных зон, объединённых процессом завершения, социализации и становления системы социальных ролей – “молодёжь”, в которую включаются люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35 лет. Показательно и то, что все возрастные периоды в пределах зрелости округляются и измеряются 15-25 годами каждый, за исключением ранней взрослости, длящейся по Д.Б.
Бромлею, всего 4 года (от 21 до 25 лет), а по Д. Биррену – 8 лет (от 17 до 25 лет)[2, c.17-25].
В современной психологии обычно этап взрослости подразделяется на 3 периода:
— ранняя взрослость(20-40лет),
— средняя взрослость(40-60 лет),
— поздняя взрослость(60 и старше)[1,с. 14-29]. Описаны кризисы взрослости:
— кризис юности(17-22года),
— кризис молодости(28-32года), — кризис взрослости(40-45 лет), — кризис зрелости(55-60лет).
Период ранней взрослости (20-40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости.
Задания для студентов:
1.
В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости? 2.В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?
2. Социальный контекст развития на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Таким образом, каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественно-полезной деятельностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала.
Ведущим фактором развития
в данный период является трудовая деятельность, а главными условиями – профессиональная деятельность и семейная жизнь.
Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее. Роль мотивационной сферы
очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии. Еще одним важным шагом, которым человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.
Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.
По мнению Э.Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения в ранней взрослости – противоречие между близостью и изоляцией.
Л.А. Регуш выделяет главные проблемы психического развития, которые могут возникнуть в периоде ранней взрослости: — одиночество как образ жизни,
-проблемы, связанные с профессиональной деятельностью,
— проблемы, связанные с семейной жизнью.
В 40–60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь.
В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться. Эти изменения носят следующий характер: ухудшается общее самочувствие, зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, причем некоторые переносят его очень тяжело и физически и психологически.
Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом,
или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология.
Геронтология
– это область знаний, изучающая процесс старения человека.
Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.
Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.
Задания для студентов:
1.В чем заключаются задачи развития в ранней взрослости?
2.Каковы основные задачи развития на этапах средней и поздней взрослости?
3.С какими проблемами в профессиональной жизни могут столкнуться люди средней взрослости?
3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие когнитивной сферы человека имеет индивидуально обусловленный характер.
Развитие интеллекта в молодости связано с развитием творческих способностей. Отмечается тенденция к росту оценок по тестам интеллекта Главным достижением является понимание противоречий, умение синтезировать, интегрировать идеи и точки зрения. Особо важный аспект диалектического мышления взрослых — интеграция реального и идеального. Суть когнитивного развития состоит в гибком использовании интеллекта. Это период достижений, в котором человек воплощает в реальной жизни свои способности думать, решать проблемы, принимать решения.
Ведущим видом деятельности становится труд,
успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самоактуализацию личности. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом, стабилизируются.
Так как средняя взрослость – период активного труда, то человек все свое свободное время в основном тратит на работу.
Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы
человека. Работоспособность остается на том же уровне и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью.
В среднем возрасте интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости:
человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др.
Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы.
Больше всего страдают интеллектуальные функции. Динамика этих процессов зависит от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.
Память основывается на логических связях, которая тесно связана с мышлением, поэтому мышление пожилого человека весьма развито.
Задания для студентов:
1. Каковы отличительные признаки когнитивного развития в период ранней взрослости?
2.Как изменяется интеллект на этапах средней и поздней взрослости?
3.Что такое мудрость?
4. Личностное развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.
Главными проблемами в эмоциональной сфере,
требующими обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости. Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.
В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.
Эмоциональная сфера
в это время развивается неравномерно. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоциональное состояние начинает влиять успешность трудовой деятельности.
В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит.
Меняется структура мотивации,
так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат, т. е. он стремится сразу удовлетворить свои потребности. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В результате этого происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.
«Я-концепция»
обогащается новыми «Я-образами» с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть «Я– концепции» – самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента.
Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «Я». Самооценки приобретают обобщенный характер.
«Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием других людей (детей, учеников, сослуживцев).
В этот период наблюдается так называемый «кризис середины жизни»
(40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния.
Многие считают, что лучшие годы жизни – это период до сорока лет, а период после сорока – это гигантская «черная дыра», в которой предстоит провести остаток жизни, что в этом возрасте прекращаются нравственный рост и развитие человека, что человеку «за сорок» придется распроститься с юношескими мечтами и планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни, личного счастья. Американский психолог Р. Кесслер считает такое мнение ошибочным: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когданибудь добиться успеха в своей работе?»
Исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом. У многих людей переход в средний возраст протекает спокойно, они считают его периодом, связанным с переопределением целей. Данная переориентация предполагает сравнение себя с другими людьми, ставившими аналогичные цели в той же профессиональной деятельности. Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».
Однако данный возраст для многих становится кризисным потому, что происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития, в результате чего человек может утратить смысл жизни. Если возникает кризис, то единственным выходом из положения становится обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек будет «зацикливаться» на себе, то со временем его начнут одолевать болезни и разовьется новый кризис. Замечено, что кризису середины жизни подвержены люди, склонные избегать самоанализа, не замечающие перемен в жизни и организме, использующие механизм отрицания. Американские ученые отметили, что кризис среднего возраста у состоятельных людей наблюдается чаще, чем у малоимущих и представителей рабочего класса.
В эмоциональной сфере
появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными.
В аффективной сфере
прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний.
Пожилые люди часто думают о смерти, но не боятся наступления этого дня.
Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией
60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. д.
Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести. «Я-концепция»
в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Этот процесс будет эффективным, если индивид успешно разрешает нормативные кризисы и конфликты, способен к выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной «Я-концепцией» и в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический подход к жизни, который позволяет притормозить процесс старения.
Сохранность трудоспособности
в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы деятельности, уровень образования – все это также влияет на сохранность трудоспособности. Многие известные писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л.Н. Толстой и др.)
Факторами, определяющими поведение
пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.
Ведущими факторами развития
в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.
Задания для студентов:
1.Чем отличается развитие мужчин и женщин в период ранней взрослости?
2.Каковы особенности Я-концепции человека в период ранней взрослости?
3.Какие позитивные и негативные стереотипы старости существуют в нашем обществе?
4.Какие личностные и характерологические изменения свойственны нормальному старению.
Выводы:
основными психическими новообразованиями ранней взрослости являются: способность к установлению близких отношений без страха потерять собственную идентичность; диалектическое мышление и гибкое использование интеллекта для решения реальных жизненных проблем; кристаллизация чувства личной идентичности, включающее личную, семейную и профессиональную идентичность; формирование моделей материнства-отцовства; выбор жизненных стратегий и построение «стиля проживания жизни».
Основными психическими новообразованиями средней взрослости являются способность к достижениям, к продуктивности, к достижению акме – творческой, профессиональной, социальной, личностной зрелости. Достигается новый уровень интеллектуального развития – возможность использовать когнитивные способности, утверждение своих личностных смыслов, самореализация.
Основными психическими новообразованиями поздней взрослости являются эгоинтеграция, принятие своей прошлой жизни, самоопределение по отношению к настоящей жизни, нахождение ее смысла для себя, построение новой стратегии жизни, феномен мудрости.
Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
Взрослость – это в психологии то понятие, которое лучше рассматривать в частном порядке. Однако есть определенные характеристики, встречающиеся у большинства людей одного возраста.
Когнитивные особенности
В период средней взрослости человек сталкивается с психологическими изменениями. У него уже есть достаточный профессиональный и жизненный опыт, есть взрослые дети, возможно и внуки. Происходят физиологические изменения. Соответственно, приходится приспосабливаться ко многим новым вещам.
Главная когнитивная особенность средней взрослости – это субъективизм, когда происходит реальная оценка своего возраста. Одновременно с этим человек отмечает, что серьезных изменений, которых он боялся в 20-летнем возрасте, не происходит. Более того, больше развиваются сенсорные функции. Человек лучше ощущает и воспринимает происходящее.
Аффективная сфера
Развитие данной сферы происходит неравномерно. Для одних людей данный период становится своеобразным расцветом. Они реализуются творчески, путешествуют. Другие начинают зацикливаться на своем возрасте и осознании своей смертности. Кажется, что время очень быстро уходит, но нет никаких особенных достижений.
Человек делает больший акцент на труд и развитие. Эмоции начинают оказывать большее влияние на настроение, поседение, могут сказываться даже на профессиональной деятельности. Также в этом возрасте повышается риск стресса, развития депрессии.
Мотивационная сфера
В среднем возрасте появляется желание действовать без лишних заминок. Человек хочет изменить жизнь к лучшему, что является довольно сильной мотивацией. Появляется желание не просто реализоваться, но и подготовить базу для следующего поколения, передать свой опыт.
Это провоцирует переоценку и осмысление жизни. Человек начинает корректировать систему ценностей и концентрируется больше на семье и работе. Если в любой из этих сфер происходит серьезное изменение (например, потеря работы, близкого человека, вынужденный переезд), то это может спровоцировать так называемый мотивационный кризис.
Я-концепция
В период среднего взросления происходят основные события, которые формируют новые задачи:
- достигнуть социальной ответственности и необходимого жизненного уровня;
- сформировать досуговую деятельность;
- помочь младшему поколению осознать ответственность;
- улучшить супружеские отношения;
- приспособиться к физиологическим изменениям.
Поведенческие особенности
Основным видом деятельности остается труд. К этому возрасту человек добивается хорошего результата, растет по карьерной лестнице. Благодаря накопленному опыту растет уверенность в себе. Это позволяет компенсировать протекающие физиологические изменения.
В семейной жизни отношения становятся более стабильными. Супруги меньше жалуются друг на друга, ссорятся. Налаживаются отношения с детьми, появляется чувство гармонии.
Определение и научные трактовки
Так называемый период ранней взрослости – это время новых начинаний во всех сферах взрослой жизни, будь то личные отношения или профессиональные успехи.
Начало нового пути – это планы и надежды, мечты и грезы. Поэтому одной из наиболее важных задач в этом возрасте является необходимость воплотить желаемое в действительность, но, самое главное, адаптироваться к новой реальности.
Кризис ранней взрослости назван так потому, что возникает в то время, когда человек впервые оглядывается на прожитые годы, прощается с юностью и вступает в зрелость, которая имеет совершенно другие жизненные задачи, отличные от привычных.
Очень часто этот процесс связан с негативными переживаниями, потому что жизненные представления человек могут оказаться не совсем верными, а жизнь вдруг оказаться не такой легкой и понятной. Именно по этой причине иногда разрушаются важные основы привычного образа жизни, перестраивается вся человеческая личность.
В научной литературе по психологии кризис ранней взрослости иногда называют «встречей со взрослостью». Явление рассматривается, как неизбежный кризис – тот, который возникает у большинства людей в качестве необходимого условия для полноценного личностного развития.
Существует несколько научных трактовок возрастного периода – его тщательно изучали и отечественные ученые, и зарубежные исследователи.
Например, по мнению К. Юнга, основным содержанием кризиса ранней взрослости является столкновение человека с запросами реальности, не соответствующими его собственным представлениям о мироустройстве.
Это связано со слишком большими ожиданиями, недооценкой трудностей из внешнего мира, необоснованным оптимизмом и негативизмом. А с позиции Б. Ливехуда получение высшего образования удлиняет молодость и нарушает развитие первой фазы взрослого существования, что и провоцирует кризис.
Поздняя взрослость (60-70 лет и старше)
Взрослость – это в психологии одно из наиболее спорных понятий, хотя и может показаться иначе. В частности, это касается характеристики позднего периода взросления, который начинается с 60 лет.
Когнитивные особенности
Основной особенностью данного периода являются возрастные изменения, то есть старение. Человек отмечает ухудшение слуха и проблемы со здоровьем. Деятельность организма постепенно ослабляется. Люди отмечают заметное угнетение физической силы, запаса энергии. В большинстве ситуаций возникают проблемы с иммунной и сердечно-сосудистой системой. Кожа теряет эластичность, человеку хочется больше отдыхать.
Аффективная сфера
Этот период характеризуется специфическими изменениями эмоциональной сферы. Например, люд могут отмечать у себя довольно сильное нервное возбуждение. Иногда появляется беспричинная грусть, хочется плакать просто так.
У некоторых пожилых людей проявляется эксцентричность. Это обусловлено желанием оставаться молодым. Одновременно с этим снижается чуткость. Человек больше погружается в себя, ему сложнее справляться со сложными жизненными ситуациями.
Мотивационная сфера
Если после 60 лет человек по-прежнему обладает хорошим здоровьем, то потребности у него мало отличаются от тех, которые были до этого. Он хочет самореализоваться, передать опыт и активно участвовать в жизни общества. Для людей этого возраста важно быть значимыми для других.
После 70 лет основной акцент делается на поддержание здоровья. Постепенно снижается потребность в участии в жизни окружающих. Интересы сосредотачиваются на собственном внутреннем мире. Появляются новые хобби (музыка, рисование и другое).
Я-концепция
Я-концепция в этот период может формироваться самым разным образом. Обычно люди пытаются интегрировать свое прошлое в настоящее. Если удается связать все события, то жизнь кажется более успешной. На этом этапе человек должен научиться разрешать нормативные кризисы, а также конфликты. В этот период важно адаптироваться к новым условиям и научиться принимать опыт прошлых лет.
Поведенческие особенности
Пожилые люди более опасливы. Им начинает постоянно казаться, что везде их ждет опасность. Они с опаской ходят вечером по улице, вздрагивают, когда звонит телефон. За счет этого в значительной мере снижается социальная активность. Некоторые пожилые люди начинают вести затворнический образ жизни. Профессиональная деятельность больше не является важной. Многие в этот период начинают испытывать больший интерес к религии.
Рассматривая взрослость в психологии, нужно понимать, что это понятие имеет множество вариаций. Специалисты до сих пор не могут сойтись во мнении касательно периодов взросления. Также есть масса нюансов, которые характеризуют тот или иной этап взросления.
Признаки и проявления
Проявляться трудный период может по разному, также в зависимости от половой принадлежности.
У мужчин
Представители сильного пола в это время могут по-разному демонстрировать трудности в личной жизни.
- Неустойчивые группы лиц, которые не способны наметить внутренние ориентиры, хватаются за все дела одновременно и никогда не доводят их до конца.
Не могут определится с профессией, плывут «по течению жизни в режиме автостопа».
Замкнутые мужчины, напротив, с одной стороны, намечают твердые ориентиры, поэтому в целом надежны.
Но, с другой стороны, таких людей легко подавить, поэтому они подвергают серьезной оценке привычную систему ценностей и, как следствие, впадают в депрессию из-за сожалений о бесцельно прожитых «ранних годах».- Так называемые вундеркинды рано добиваются успеха и преодолевают непростые профессиональные испытания, поэтому основной проблемой в период кризиса считается стертая граница между работой и личной жизнью. В таком случае люди боятся подпускать к себе других, опасаясь насмешек и неоправданных ожиданий в чужих глазах.
У женщин
- «Заботливые» девушки не в состоянии решать задачи, которые ставит перед ними новая реальность. Вроде и оторванные от родительского гнезда, они испытывают неспособность справиться с новыми обязанностями, обрести независимость и самодостаточность.
Они становятся уязвимыми перед новыми ударами судьбы, что осложняется, например, такими факторами, как экономическая зависимость от спутника жизни, неправильно выбранная профессия или плохая должность.
Внутри женской души, как снежный ком, нарастает неуверенность в собственных силах, все чаще ощущается пустота в сфере личных достижений. Кажется, что жизнь теряет смысл, увеличивается ощущение озлобленности.
- Вторая категория женщин, предпочитающая все в жизни тщательно взвесить, в фазе кризиса озадачена выбором между семьей и работой. В отличие от девушек первой категории, у вторых четко обозначены жизненные цели, а также заложен фундамент для будущей карьеры.
Тем не менее, представительницы прекрасного пола подавляет ту часть своего «Я», которое желает сделать карьеру. При этом человек ощущает тревогу, смутные опасения по поводу собственного будущего, недовольство своей социальной ролью в семье и обществе.