Как закрыть гештальт: что это значит, как это сделать самостоятельно

Гештальт – это комплекс эмоций, мыслей, чувств, образов относительно конкретной потребности. Гештальт открыт до тех пор, пока она не удовлетворена. Гештальт-психология – это направление в психологии, которое объясняет работу мышления и восприятия человека с точки зрения неудовлетворенных потребностей.

Гештальт-психология зародилась в Германии (1912 год). Ее основателем считается Макс Вертгеймер. Однако в некоторых источниках автором направления указан Ф. Перлз (1942 год). Давайте разберем подробнее и определим простыми словами на примерах, что такое гештальт. А также узнаем, что означает выражение «закрыть гештальт».

Что такое закрыть гештальт

Гештальт с немецкого языка переводится как «образ». Закрыть гештальт – это значит завершить какое-то дело, удовлетворить актуальную потребность. Как только гештальт закроется, образ перестанет преследовать человека.

наступить на те же грабли

Можно ли заподозрить наличие открытого гештальта? Да. Обычно люди описывают это как-то так:

  • «снова наступил на те же грабли»;
  • «попадаются одни уроды»;
  • «все предают меня, как когда-то предали родители»;
  • «меня все обижают»;
  • «все ненавидят меня»;
  • «я постоянно подвожу людей, все делаю не так».

Вам кажется, что вы ходите по кругу, что определенные ситуации в вашей жизни повторяются снова и снова. Дело в том, что пока гештальт не закрыт, вы всюду видите этот образ. Вы помните, что что-то в вашей жизни осталось незавершенным, и пытаетесь поставить точку. Но, как правило, человек пытается сделать это через других людей, другие обстоятельства и условия. А первопричина остается незамеченной. И пока человек не разберется с первичной ситуацией, он будет ходить по кругу. Подсознательно он снова и снова воспроизводит проблемную ситуацию, надеясь, что теперь-то уж он сможет проститься с прошлым. А еще он ищет людей, которые смогут заменить значимых субъектов из прошлого.

Например, девушка, которая так и не получила любви от матери или отца, ждет ее от других людей. Она требует постоянного внимания, душит ревностью, капризничает и манипулирует. В итоге или ее бросают, или она сама обижается и уходит из отношений. В то же время незакрытый гештальт заставляет девушку выплескивать на других людей злость и гнев, направленные на родителей. Она обижается и злится на них за дефицит любви, но не может открыто выразить это, поэтому мстит другим людям, видя в них своих родителей.

Обратите внимание! Сложность работы с гештальтами в том, что человек может не помнить первичную ситуацию, в которой он не получил что-то важное для себя. Рекомендуется начинать работу с закрытия того, что помните именно сейчас – постепенно всплывут более глубокие незавершенные ситуации.

Основные принципы

Принцип «сейчас»

Концентрация на том, что происходит в данный момент: внутри человека, как он ведёт себя, в окружающей среде. Поэтому гештальт-терапевты просят пациентов рассказывать всё, что с ними произошло.

Принцип «я и ты»

Это те самые перенос и контрперенос, о которых было рассказано выше. В процессе сеанса терапевт приводит пациента к тому, чтобы тот устанавливал открытый и непосредственный контакт с окружающим миром.

Данный принцип реализовывается несколькими способами. Если это групповое занятие, организуются ситуации, в которых пациентам нужно научиться устанавливать контакт с другими участниками посредством вербальных и невербальных упражнений. Работа идёт либо в двойках, либо в тройках.

Человеческой природе свойственно говорить абстрактными вещами. Даже когда мы обижены, мы стараемся не называть имён, кто виноват в нашей психотравме. «На работе меня не ценят», «Дома меня ни во что не ставят», «Меня бросили» — это всё безличные предложения. На занятиях гештальт-терапии придётся адресовать все эти обвинения конкретному лицу: «На работе Николай Иванович, мой начальник, меня не ценит», «Дома Маша, моя жена, меня ни во что не ставит», «Саша, мой любимый человек, меня бросил».

Принцип субъективизации

Напоминает предыдущий принцип, но работа направляется не во внешнюю среду, на кого-то, а внутрь себя. Опять-таки, согласно человеческой природе, мы всё обобщаем: «Мне почему-то плохо», «Мне что-то мешает уйти от мужа». На сеансах гештальт-терапии всё это конкретизируется, причём без привлечения кого-то со стороны: «Я сам делаю себе плохо», «Я сама себе мешаю уйти от мужа». Это заставляет пациента брать ответственность за происходящее на себя.

Принцип непрерывности (континуума)

На сеансах люди учатся воспринимать свою личность как целостный образ, который состоит из спонтанного потока переживаний. Их нужно осознать, прочувствовать и проговорить. Это позволяет человеку ориентироваться внутри себя и давать объяснения своим мыслям и поступкам. Это помогает налаживать контакт с окружающим миром и доводить цикл до конца.

Данный принцип переносит акцент с вопроса «почему?» на «что и как?». В этом заключается одно из главных отличий гештальт-терапии от всех остальных направлений в психологии и психотерапии.

Приёмы

Для реализации вышеописанных принципов в гештальт-терапии используются следующие приёмы:

  1. Исключение сплетен, домыслов и обсуждений кого бы то ни было — проговариваются только факты. Например, вместо «у меня отвратительный муж» — «я застала мужа с любовницей».
  2. Прямые высказывания без завуалированных фраз со скрытыми смыслами и загадками. Например, вместо «моя жизнь — настоящая Санта-Барбара» — «я пережила 2 развода и похоронила сына».
  3. Аутоэкспрессия для повышения самооценки — высказывание с одной-единственной целью, получить удовлетворение. Например, «я хорошо выгляжу для своих лет», «я лучший специалист по консалтингу в нашем городе».

Гештальт-терапия использует множество приёмов для достижения своей основной цели — создание целостного образа, не разделяя его на мать, сестру, дочь, жену, любовницу, начальницу отдела. Всё это — один человек. И, пока он сам это не осознает, он постоянно будет прерывать цикл контакта, так как одна социальная роль будет мешать переходить с фазы на фазу другой.

Пример.

  1. Преконтакт: женщина хочет пойти на свидание с любовником.
  2. Контактирование: назначает встречу, освобождает для неё время.
  3. Полный контакт: свидание происходит.
  4. Постконтакт: любовники разъезжаются.

Внешне цикл видится законченным и не нарушенным. Однако женщина всё равно приходит на приём к терапевту с вопросом, что в её жизни не так, почему она не может быть счастлива. И оказывается, что сбои идут уже на фазе контактирования, когда приходится ущемлять интересы законного супруга и детей, врать, что пошла к подруге. Это порождает разрушающее чувство вины. То есть изначально неправильно был дан ответ на вопрос: насколько полным будет удовлетворение этой потребности. Идут вразрез социальные роли матери, жены и любовницы.

Принцип целостности — основополагающий в гештальт-терапии.

Как закрыть гештальт

Как закрыть гештальт

Чаще всего людей беспокоят гештальты из отношений с родителями, но это необязательно. Незакрытые гештальты могу возникнуть в любой сфере: дружеские отношения, работа, любовь, учеба. Условие одно – незавершенная ситуация связана со значимой потребностью и сам человек, с которым связан гештальт, значим для вас.

Как закрыть гештальт? Для этого лучше обратиться к гештальт-терапевту (психологу), так как в процессе работы можно вспомнить такие детали, с которыми неподготовленному человеку будет сложно разобраться самостоятельно. Однако кое-что для закрытия гештальта можно сделать без посещения кабинета специалиста. Для упрощения работы разделите все актуальные волнующие ситуации на группы. Как правило, закрыв один гештальт из группы, человек автоматически закрывает все подобные гештальты.

Что дальше? Выбрать удобное время и место, уединиться. Да, как ни странно, для проработки гештальтов вам не нужны другие люди и уж тем более те, кто является «виновником». Да и не всегда есть возможность вернуться в незавершенные отношения или встретиться с конкретным человеком. Как же выразить все то, что накопилось и наболело?

Способы

Пошаговый план проработки гештальта:

  1. Запишите то, что беспокоит, прямо сейчас. Это могут быть любые ситуации и люди, которые «бесят», «обижают», «раздражают» и т.д. Все, что прямо сейчас вспомните.
  2. По пунктам распишите каждую из ситуаций. Максимально конкретизируйте, что вам не нравится. А что бы вы хотели изменить? Какой смысл эта ситуация имеет для вас, чему учит, что за опыт дает?
  3. Проживите ситуацию по сценарию с вашей концовкой. Мысленно погрузитесь в эту ситуацию, но воспроизведите ее с таким развитием событий, которое вы бы хотели видеть (по описанному ранее плану). Мысленно скажите то, что хотели бы сказать, сделайте то, что хотели бы сделать, выразите все подавленные эмоции. Представьте желаемые вами действия, слова и реакции оппонента. Очень важно прочувствовать, а не просто проговорить. Вы должны реально прожить это.

Можете кричать и высказываться вслух, плакать. Можете придумать замену человеку, например, взять подушку и ударить ее, если это поможет вам, если именно это вы хотели бы сделать. В конце работы у вас не должно остаться ничего незавершенного.

После этого пересмотрите свое отношение к жизни в настоящем. Что вам дает новый опыт? Перечислите преимущества, которые эта тяжелая ноша дала вам. Например: «Благодаря гиперопеке родителей и благодаря тому, что они не пускали меня гулять, я выросла разносторонней личностью, у меня много увлечений и навыков, интересов».

Поначалу вам еще будут попадаться люди и ситуации из прошлого, но теперь прежде чем отреагировать привычным деструктивным способом, вы можете подумать, вспомнить эту проработку гештальта и изменить свою реакцию.

Существуют и другие способы, помогающие закрыть и завершить гештальт. Например, техника свободного письма. На бумаге вы пишете все, что хотели бы сказать конкретному человеку. Признания, эмоции, переживания – все, что хотите. Можете вообще не стесняться в выражениях. Не скрывайте свои чувства и говорите прямо. У письма обязательно должен быть адресат. После того, как напишете, перечитайте вслух, а потом уничтожьте письмо.

Обратите внимание! Если не удалось с первого раза отпустить прошлое, то повторите упражнение. Так и происходит проработка травм: человек снова и снова погружается в проблемную ситуацию, пока не станет равнодушен к ней.

Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии

Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:

  • линии воспринимаются последовательно, если промежуток большой;
  • линии осознаются одновременно, если промежуток минимальный;
  • появляется осознанность движения (тестируемый следил за перемещением линии в определенную сторону, а не за двумя вместе или друг за другом);
  • «фи-феномен», если промежуток оптимальный (осознается исключительно чистое перемещение, испытуемый понимает, что движение есть, но без смены положения самой линии).

Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых – К. Коффка.

Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом.

Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира. Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии. В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания.

Примеры незакрытых гештальтов

переживание из-за неудачного выступления

Примеры незакрытых гештальтов:

  1. В детстве женщина не смогла стать балериной. Родители твердили о том, что она толстая, негибкая, да и ноги колесом. Во взрослой жизни женщина пытается стать балериной через свою дочь, то есть она заставляет ее заниматься балетом. При этом каждый успех дочери она приписывает себе.
  2. Студент переживает из-за неудачного выступления на публике. Однажды он провалился и теперь избегает любых выступлений. Это ограничивает его возможности в учебе и трудовой деятельности. Только подумав о предстоящем выступлении, он начинает нервничать и, как правило, снова проваливается.
  3. Уже несколько лет человек не может пережить предательство друга. Из-за этого он не доверяет никому, стал мнительным и тревожным. Он изматывает людей своими подозрениями, не может ни перед кем открыться. Из-за этого у него нет друзей, не складывается личная жизнь.
  4. Девушка, которой в детстве не хватило заботы отца, ищет среди мужчин «папу». А сама она не может выйти из роли маленькой девочки, стать взрослой и независимой.
  5. Человек, которому не хватило внимания в детстве, пытается всеми силами получить его во взрослой жизни. Он постоянно перебивает, становится «выскочкой», экстравагантно одевается или так же ведет себя, требует внимания от родных, друзей. А сам он не умеет быть внимательным и чутким к другим. Про таких говорят «постоянно перетягивает одеяло на себя».

Как вы видите, гештальт проявляется по-разному. Не всегда это так очевидно. И чаще всего из-за неудовлетворенной потребности страдает не только сам человек, но и его ближайшее окружение.

Интересно! По-другому незакрытые гештальты называют эффектом Б.В. Зейгарник. Феномен назван в честь отечественного психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник, которая экспериментально подтвердила, что незавершенные ситуации мы помним намного лучше, чем завершенные.

Практика

Работа с травмой

Гештальт-терапия невероятно эффективно зарекомендовала себя в лечении психических травм независимо от их происхождения. Шоковые, сексуальные, эмоциональные — при правильном подходе квалифицированный специалист устранит все последствия. Правда, это будет долгий и нелёгкий процесс, но в итоге он себя оправдает на все 100%.

В гештальт-терапии под психотравмирующей ситуацией подразумевается прерывание контакта, которое было подробно расписано выше. Поэтому единственным способом избавления от неё считается завершение полного цикла, то есть удовлетворение первоначальной потребности.

Пример работы с травмой:

  1. Преконтакт: реализация материнского инстинкта у женщины — базовая потребность, заложенная природой.
  2. Контактирование: попытки зачать ребёнка.

На этом цикл заканчивается, потому что попытки заканчиваются неудачей, и женщина получает эмоциональную травму. Ей кажется, что жизнь потеряла смысл. Рушатся отношения с мужем, идёт дисбаланс в гормональной и эмоциональной сферах.

Задача терапевта — подтолкнуть её к тому, чтобы закончить цикл и перейти на следующую фазу через другое решение задачи. Он должен вывести её на альтернативные методы зачатия (ЭКО или суррогатное материнство). Возможно, она готова рассмотреть другого мужчину в качестве отца для своего ребёнка. Ещё один путь — взять малыша из детского дома. В процессе сеансов женщина сама находит вариант завершения цикла и закрывает свой гештальт.

Упражнения

Работать с гештальт-терапией самостоятельно достаточно трудно. Если всё-таки хочется попробовать, можно почитать книгу Старака Я., Кей Т. и Олдхейма Дж. «Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым» и освоить некоторые предложенные ими упражнения. Их всего 6, каждое выполняется последовательно, раз в день. Воскресение — выходной.

  1. Разделение своего окружения на вредных и полезных людей.
  2. Найди пользу во вредных отношениях.
  3. Увидеть их ценность для собственной жизни.
  4. Оценить и детально представить, что будет после разрыва этих вредных отношений.
  5. Детально раскритиковать человека, который отравляет жизнь.
  6. Придумать для него наказание, представить его до мельчайших подробностей.

Гештальт-терапия — уникальное, интересное, не похожее на остальные направление в психологии и психотерапии. Её эффективность во многом обусловлена профессионализмом специалиста, который проводит сеансы. Поэтому, решаясь воспользоваться её помощью, тщательнее ищите того, кто будет работать с вашим гештальтом.

Мои рекомендации

удовлетворить потребность из незакрытого гештальта

Наша психика не терпит незаконченности и неопределенности. Подсознательно мы стремимся к комфорту и стабильности. Поэтому мы будем пытаться удовлетворить потребность из незакрытого гештальта. Но не лучше ли делать это осознанно? И вот как:

  • четко опишите то, что тревожит;
  • вычлените главную потребность;
  • удовлетворите ее.

Например, вы до сих пор переживаете, что родители не купили вам какую-то игрушку или не разрешили записаться в музыкальный кружок и вместо этого отдали на рисование. Купите игрушку сейчас сами себе, самостоятельно освойте игру на музыкальном инструменте, «добейте» гештальт по той схеме, что мы разобрали выше, и живите счастливо дальше. Тут все более или менее просто и понятно.

Но что делать, если гештальт связан с чем-то нематериальным, например, с жестоким отношением родителей к вам, с увольнением или разрывом отношений без объяснения причины? Принцип проработки тот же, но понадобится больше времени. Вы же не можете заставить другого человека быть с вами или вести себя иначе по отношению к вам, вы не можете переделать другого.

Что значит закрыть гештальт? Говоря простыми словами и доступным языком, это значит удовлетворить значимую потребность, заложенную в нем, завершить дело. Это применимо как к материальному, так и к духовному:

  1. Вы переживаете, что в детстве вам не хватило заботы от родителей. Распишите, что в вашем понимании забота и дайте это сами себе.
  2. Вы переживаете, что так и не признались какой-то девушке в любви? Сделайте это сейчас или воспользуйтесь техникой письма (зависит от общей картины, нынешних обстоятельств в целом).
  3. Вы так и не поняли, почему кто-то перестал с вами общаться? Спросите его об этом или мысленно постройте диалог и скажите себе то, что хотите услышать.
  4. Вы переживаете, что в детстве не отдали книгу в библиотеку? Отнесите ее сейчас или пожертвуйте другой библиотеке несколько книг.
  5. В детстве родители все запрещали вам? Разрешите себе сейчас жить в угоду своим желаниям. Обратите внимание: действовать не назло родителям или пробуя все подряд, а обращаясь только к тому, что отвечает вашим желаниям, помогает развивать способности и т.д.

Любую ситуацию можно так разобрать и решить. Главное – анализировать, вникать в то, что вас беспокоит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]