Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:
Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.
Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.
Функции мировоззрения
В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.
Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.
Как поменять мировоззрение?
Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей.
Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места.
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ |
Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Поворот науки к проблеме человека может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы.
Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.
Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.
Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям.
ВИДЫ ЗНАНИЙ |
Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.
Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки.
Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений.
Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа.
Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Отсутствие мировоззрения попросту не даёт жить
Здравствуй, Фломастер.
Как тут писали некоторые ребята, похоже и я начну: отсутствует интерес к жизни. Видимо, постоянная депрессия. На всё пофиг. Заметил за собой причину или же следствие этого отсутствия интереса: у меня также отсутствует мировоззрение. В детстве крещённый, воспитанный людьми православного миропонимания, сам исповедовал данную веру, но к окончанию школы перестал что-либо чувствовать к ней, к Богу. я не чувствую присутствия Бога, меня, кажется, нечем убедить в его существовании. я, быть может по молодой глупости, не пойму, почему для существования этого мира нужен Создатель? я Его не отвергаю, но не чувствую. я вообще мало что чувствую уже. Любовь к некоторым людям разве что. Иногда даже кажется, что ко всем.
Меня волнует глупый, но навязчивый вопрос: как с моей религией вяжется эволюция человека от некоего (потому что я не знаю его) общего предка всего живого на Земле. Ведь если мы изначально были созданы такими, то не было эволюции, и наоборот. я не прошу ответить на этот вопрос, а представляю его здесь, чтобы вы понимали, какая чепуха временами занимает мой мозг.
Отсутствие мировоззрения попросту не даёт жить. я как овощ. Делаю только необходимое, в пол-силы, засыпая. На большее сил и заинтересованности не хватает. Сейчас я учусь на первом курсе физико-технического факультета и учёба кажется адом, потому что тут, как и везде, нужно думать, а в таком состоянии я не могу сосредоточиться. Постоянная боль внутри, потому что я без цели и заинтересованности вынужден что-то делать, и каждый день это получается средненько. Не могу выкладываться. Хочется бросить учёбу, но понимаю, что это не выход.
я посмотрел Ваше видео о депрессии. Как я понял, главное- воля. Воля помогает мне встать и сделать физическую работу, любую работу, где не нужно думать. Потому что думать я не могу. Голова не освобождается. я не знаю, как объяснить, но в плохом настроении думать просто не получается. Поэтому провожу своё время в постоянном самоутешении в виртуальной реальности с эмоциями(музыка, книги). я деградирую. Чувства и эмоции, как мне кажется, стремятся к нулю. В моих словах столько «кажется», потому что я по-настоящему не уверен, что я чувствую, а что выдумываю.
Проблема именно в том, чтобы освободить голову. я отхожу от религии, потому что без чувств заниматься своей верой не вижу возможным. Да и не очень я верю во всё, что сказано христианскими пророками. Разве что отрицать этого я не стану. Эдакая жгучая неопределённость. Верю я или нет? Не знаю. И, говоря просто, когда мне хреново, я уже не могу думать о том, чего, быть может, не существует. Глупо тратить на это силы, когда их так мало. Выбрать бы уже просто верную картину мира: научную или Божественную, либо подтвердить для себя их взаимонеисключающий симбиоз.
Может быть я чего-то не договорил. Но на данный момент я не знаю, чего. Можно ли будет приписать что-нибудь?..
Спасибо.
Формы самосознания
Психологи установили, что самосознание человека имеет 4 различных формы, проявляющиеся следующим образом:
Самопознание включает познание своих личностных качеств, физических способностей и способствует развитию самоидентификации среди других людей. Самопознание включает в себя следующие процессы:
- Наблюдение за собственными действиями, поступками, решениями, воспроизведенными словами.
- Наблюдение за эмоциями и поведением окружающих людей после совершенных собственных поступков и высказанных фраз.
- Осознание того, как окружающие оценивают и воспринимают нас.
- Анализ своих эмоций, чувств, поступков, желаний, потребностей.
Основной целью самопознания является формирование полного представления о собственном духовном мире, возможностях, способностей, талантов.
Самоконтроль представляет собой получение информации о собственном существовании, желаниях, потребностях. Люди могут проконтролировать и скорректировать собственное поведение, выбрать правильное решение, изучить свои совершенные нравственные поступки. Человеку под силу изменить собственную деятельность, перестроить убеждения, избавиться от негативных и навязчивых мыслей, высказываний, поступков, которые противоречат адекватным установкам.
Самооценка является главным показателем восприятия собственных качеств и возможностей. Человек, обладающий повышенной самооценкой, способен рационально принимать решения и действовать целенаправленно. При заниженной самооценке людям приходиться постоянно прислушиваться чужого мнения, проживать свою жизнь с комплексом стереотипов и чувством вины. Завышенная самооценка приводит человека к игнорированию чужого мнения и ухудшению взаимоотношений с окружающими людьми.
Самопринятие позволяет принять собственную персону, как личность и научиться уважать самого себя. Человек вне зависимости от собственных качеств, способностей, талантов, знаний, воспринимает себя и свой внутренний мир полноценно. В данном случае у человека отсутствует критика в свой адрес, недостатки и совершенные ошибки. Он обладает максимальной уверенностью в собственных способностях и возможностях. Для этого проводится регулярная работа над своими мыслями, действиями, ощущениями, эмоциями.
Мировоззрение и деятельность человека
Мировоззрение, убеждение, вера, их взаимосвязь Читать далее: Об убеждениях
1.3 Мировоззрение и деятельность человека
Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей.
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, каков он есть.
Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р.Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное с деятельностью, — менталитет человека.
1.4 Менталитет человека
Менталитет — происходит от французского слова, соответствующего русским словам «склад ума», «умонастроение», «душевность».
Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем в виду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.
Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет — явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.
Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей — этнология — предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.
2. О вере
В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.
Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами).
Функциями веры являются: компенсаторная, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»; активизирующая, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.
Выделяют три виды веры:
— прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;
— доктринальную веру — веру в общие положения;
— религиозную веру — это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.
Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.
Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.
Мировоззрение, убеждение, вера, их взаимосвязь Читать далее: Об убеждениях
Информация о работе «Мировоззрение, убеждение, вера, их взаимосвязь»
Раздел: Философия Количество знаков с пробелами: 24879 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Специфика философского мировоззрения
41302
0
0
… размышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смысл философии и обусловят ее непреходящее значение для развития общества, концентрируя вокруг себя остальные проблемы. 4. Специфика философского мировоззрения В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное …
Лекция Философия как мировоззрение
46574
0
0
… сознания ; -как на мироощущение -как на миропонимание; -как на практическое действие (В. Канке. Философия.). Вопрос №1: Философия как мировоззрение, её особенности. Основные проблемы философии. 1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии. Философия — одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии …
Философское мировоззрение
47901
0
1
… ? 1 Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них. 2. Марксизм, екзистенцыалізм, позитивні та інші напрямки про предмет. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Позитивные напраления Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с …
Философия как тип мировоззрения
27144
0
0
… сюда!». Казалось, что ставка на разум как на имманентный для философии и единственно эффективный для нее метод решения мировоззренческих проблем сделана окончательно и бесповоротно. Говоря о философии как рациональной форме мировоззрения, необходимо иметь в виду не только то, что выбор метода, средств постановки и решения проблем мировоззрения сделан в пользу мышления. Нет, речь идет о большем — …
Определение понятий
Мировоззрение , что это такое в психологии?
Мировоззрение , это понимание человеком общих закономерностей и основ как природы, так и общественной жизни, которое часто выступает в качестве ведущего мотива его деятельности, главного направления.
Это убеждения и взгляды, обуславливающие направленность, поведение и даже выбор.
Отличительной чертой данного тезиса является то, что его формирование и развитие осуществляется под воздействием различных элементов, среди которых текущая историческая эпоха, научно-техническая деятельность, продвигаемые политические идеи, общественное сознание.
Можно кратко назвать такие характерные особенности мировоззрения, как:
- Целостность , взаимосвязь трех базовых элементов: человека, окружающего мира и взаимоотношений между ними.
- Активная форма знания , в данном случае подразумевается жизненная позиция и поведение индивида.
- Всеобщность , основан на том, что в процессе жизнедеятельности под влиянием различных источников, общекультурного материала и повседневности формируется собственное воззрение на действительность.
Что значит система мировоззрения?
Система мировоззрения представляет собой обобщенную и упорядоченную совокупность взглядов на природу, общество и самого человека.
То есть это представления в целом о существующем мире, а также убеждения, оценки и нормы, которые и определяют отношение к действительности, а, следовательно, выбор и поступки.