Теория Зигмунда Фрейда о бессознательном и сознательном в человеке

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех

живых существ лежит динамика влечений.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа.

В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная.

От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

Гедонистический –всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение — неудовлетворения.

2. Гомеостатический —равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения.

Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

— НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует

— ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения

— ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели

— ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

Разновидности мотивов:

(1) потребности, направленные на поддержание своего существования (сексуальные влечения).

(2) потребности в агрессии (Танатос)

(3) влечение к жизни и к смерти (Эрос)

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов
  • Зачем человеку отношения: ответы психологов
  • Теория умственных действий Гальперина
  • Символдрама как способ достучаться до бессознательного
  • Метод свободных ассоциаций
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
  • Теории мышления
  • Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
  • Краткая история психологии: от Античности до наших дней

Ключевые слова:1Коммуникации

ТЕОРИЯ А. МАСЛОУ

Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).

Маслоу — автор подробной классификации мотивов, особенности которой следующие:

— представляет не отдельные, а группы мотивов

— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.

Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.

Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности.

Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.

Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:

— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;

— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.

Иерархия потребности (по А. Маслоу):

I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);

II уровень: потребность в безопасности;

III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);

IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);

V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).

Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей.

Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. Левина

Основные положения разработал К. Левин.

Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.

Был близок к гештальтпсихологии.

Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.

Использовал понятия валентности поля.

Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.

Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.

Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.

К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:

К. Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта.

Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.

Виды конфликтных ситуаций:

(1) Конфликт «стремление – стремление».

Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.

имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.

(2) Конфликт «избегание – избегание».

Этот конфликт противоположен первому.

Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.

(3) Конфликт «стремление – избегание».

Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).

(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».

Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.

Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.

Величина поведенческой тенденции зависит от:

— величины валентности цели,

— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.

Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.

Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.

Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.

Чем меньше расстояние, тем больше отрицательная валентность; чем больше расстояние, тем больше положительная валентность

Соотношение этих сил представил в виде графика:

Миллер Д. 1944 г.

– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.

Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:

Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.

1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.

2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.

3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

Величина градиента зависит от силы влечения.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.

График соотношений градиентов:

Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.

По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).

Учение Фрейда

Фрейд Зигмунд (1856 — 1939 гг.) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Венского университета, первый исследователь явлений подсознания (в 1938 г. эмигрировал в Великобританию).

Разработал в конце XIX в. особый метод лечения неврозов — психоанализ — анализ свободных ассоциаций, ошибочных действий, проговорок и сновидений. Позднее Фрейд интерпретировал его как способ проникновения в подсознание, а затем на этой основе предложил свою общепсихологическую теорию строения психики как непрерывного конфликтного взаимодействия сознания с бессознательными влечениями («Толкования сновидений», 1900).

Сознание, по Фрейд, непрерывно подавляет бессознательные влечения (особенно сексуальные), которые, прорываясь сквозь цензуру сознания, проявляются в различных проговорках, шутках, обмолвках, описках («Психопатология обыденной жизни», 1901).

Позднее Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921; «Цивилизация и недовольные ею», 1929) (см. История зарубежной психологии).

Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного.

Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет.

Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.

Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.

В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – либидо, сексуальная энергия. Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления.

Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.

Детство и формирование личности самого Фрейда

Немного биографии

Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрайбург в Моравии. Родители будущего отца психоанализа были евреями. Мать, Амалия Натансон, была второй супругой Якова Фрейда, который торговал шерстью и тканями. В 1860 году семейство Фрейдов переезжает в один из бедных районов города Вены. Тогда этот город был похож на медаль, с одной стороны которой были вальсы, кафе и развлечения, а с другой – глубокая нищета.

Известен случай, когда Якоб Фрейд рассказал своему сыну историю. «Один представитель нееврейской национальности кинул мою шляпу в грязную канаву и крикнул: «Эй, ты! Спасайся, пока цел!» «И что же ты сделал в ответ?», — спросил Фрейд у отца. «Да ничего. Я просто достал свою шляпу и пошел дальше». Маленький Зиги был удивлен покорностью отца. Неужели он не «сильный» человек? Эта картина очень уязвила воображение юного Фрейда.

Услышав унизительную историю от отца, Фрейд с той поры внутренне стал мечтать о мести. Он отождествлял себя со всемогущим семитом Ганнибалом, поклявшимся отомстить за Карфаген. С юных лет Фрейд умел сдерживать свой гнев, выносить собственные суждения и бесконечно уважать еврейский народ. Развитие личности самого Фрейда происходило на довольно благоприятной почве. Несмотря на двоякое отношение будущего отца психоанализа к родителям, они очень любили сына и питали относительно него немало честолюбивых надежд. С юных лет Фрейд посвящал время чтению трудов великих философов – Канта, Гегеля, Ницше. При этом он также интересовался изучением иностранных языков – даже латынь давалась ему легко.

теория развития личности Фрейда

Метод психоанализа

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

  1. Методика свободных ассоциаций. Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях.

Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия.

Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление.

Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте.

Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту.

Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.

  • Толкование сновидений.

Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.

  • Толкование ошибочных действий. Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки.

Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

  • Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия.

Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.

  • Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.
  • Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга.

Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия.

Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими. Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта.

Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя.

Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда.

Уильям Буллит, Зигмунд Фрейд. Представления о мотивах и личности в психоанализе Добавлено Psychology OnLine.Net 07:25:2012 Мы начинаем с аксиомы о том, что в психической жизни каждого человека с момента его рождения действует активная сила, которую мы называем либидо и определяем как энергию Эроса. Либидо должно где-то размещаться. Мы полагаем, что оно «наполняет» определенные области и части нашего аппарата психики, как электрический ток заполняет батарейку или «аккумулятор»; что, подобно электрическому заряду, либидо подвержено количественным изменениям; что при задержке разрядки оно вызывает напряжение, пропорциональное количеству заряда, и ищет выхода; далее, что оно постоянно питается и снова поставляется физическими генераторами. Либидо вначале накапливается в любви к себе — нарциссизме. Эта фаза хорошо видна у младенца. Его интерес ограничен актами и продуктами своего тела. Он находит все источники удовольствия в себе. Конечно, даже не отнимаемый от груди ребенок имеет объект любви — материнскую грудь. Он может, однако, путем интроекции сделать этот объект частью себя и относиться к нему как к части себя. Мы противопоставляем нарциссизму объектную любовь. Иногда состояние, сходное с нарциссизмом новорожденного, сохраняется взрослым, который в этом случае кажется нам ужасным эгоистом, неспособным любить кого-либо или что-либо, кроме себя; но обычно в ходе жизни часть либидо направляется на внешние объекты. Другая часть продолжает прочно держаться себя. Нарциссизм является первым пристанищем либидо и остается его самым гостеприимным домом. У разных индивидов пропорция между нарциссической и объектной любовью очень сильно варьирует; основной заряд либидо может размещаться в себе или в объектах, но ни один человек не обходится полностью без любви к себе. Наша вторая теорема гласит: все человеческие существа являются бисексуальными. Каждый индивид, является ли он мужчиной или женщиной, состоит из элементов мужественности и женственности. Психоанализ установил этот факт так же прочно, как химия установила наличие кислорода, водорода, углерода и других элементов во всех телах органического происхождения. Когда приходит конец первой фазе чистого нарциссизма и объектная любовь начинает играть свою роль, либидо начинает наполнять три «аккумулятора»: нарциссизм, мужественность и женственность. Под выражением женственности мы понимаем все те желания, которые характеризуются пассивностью, основной потребностью быть любимым и склонностью подчиняться другим, что находит свое выражение в мазохизме,.желании, чтобы тебе причиняли боль другие. С другой стороны, мы называем мужественными все желания, которые служат проявлением активности характера, подобно желанию любить и желанию достичь власти над другими людьми, контролировать внешний мир и изменять его в соответствии со своими желаниями. Поэтому мы связываем мужественность с активностью, а женственность — с пассивностью. Основными объектами любви, которые ребенок находит, являются его мать и отец или их заместители. Его самые ранние отношения с родителями являются пассивными по своей природе: ребенок нянчится и ласкается ими, управляется согласно их желаниям и наказывается ими. Либидо ребенка сначала разряжается через эти пассивные отношения. Затем можно наблюдать реакцию со стороны ребенка. Он желает стать активным по отношению к ним, ласкать их, командовать ими и отомстить им за себя. Вследствие этого, вдобавок к нарциссизму, для его либидо открыты четыре выхода: через пассивность к своему отцу и матери и через активность по отношению к ним. Из этой ситуации развивается Эдипов комплекс. Для того чтобы объяснить Эдипов комплекс, мы должны ввести аксиому психоанализа, предположение из теории инстинктов, которое объявляет, что в психической жизни человека два основных инстинкта являются активными: Эрос, то есть любовь в самом широком смысле этого слова, чью энергию мы назвали либидо, и второй инстинкт, который мы назвали, в соответствии с его конечной целью, инстинктом смерти. Инстинкт смерти представляется нам как импульс к разрушению. Он является противником Эроса, который всегда пытается создавать все большие и большие объединения, совместно связанные либидо. Оба инстинкта с самого начала одновременно наличествуют в психической жизни и редко когда-либо проявляются в чистом виде, а являются, как правило, перемешанными в различных пропорциях. Поэтому то, что представляется нам мужественностью или женственностью, никогда не состоит из чистого либидо, а всегда несет с собой добаночный элемент желания нападать и разрушать. Мы предполагаем, что этот дополнительный элемент является намного сильнее в случае мужественности, чем в случае женственности. Позвольте нам еще раз подчеркнуть тот факт, что каждая зарядка либидо приносит с собой некоторую долю агрессии. И возвращение к Эдипо-ну комплексу. Мы будем, однако, обсуждать лишь Эдипов комплекс мальчика. Мы отмечали, что либидо ребенка заполняет 5 «аккумуляторов»: нарциссизм, пассивность по отношению к матери, пассивность по отношению к отцу, активность по отношению к матери и активность по отношению к отцу — и начинает разряжаться через эти желания. Конфликт между этими различными течениями либидо порождает Эдипов комплекс маленького мальчика. Вначале ребенок не ощущает никакого конфликта: он находит удовлетворение в разрядке всех своих желаний и не обеспокоен их несовместимостью. Но постепенно для маленького мальчика становится затруднительным примирять свою активность по отношению к отцу и матери со своей пассивностью по отношению к ним либо из-за возрастания интенсивности его желаний, либо из-за возникающей потребности объединить, или синтезировать, все эти расходящиеся потоки либидо. Для маленького мальчика особенно трудно примирить свою активность по отношению к матери с пассивностью по отношению к отцу. Когда он желает полностью выразить свою активность по отношению к матери, он встречает на своем пути отца. Тогда он желает избавиться от отца как от помехи, мешающей обладанию матерью; но, с другой стороны, заряд либидо, размещенный в пассивности по отношению к отцу, заставляет его желать подчиниться отцу, даже вплоть до желания стать женщиной, своей собственной матерью, чье место по отношению к отцу он желает занять. Из этого источника развивается впоследствии отождествление с матерью, которое становится постоянным ингредиентом в бессознательном поведении мальчика. Желание маленького мальчика избавиться от отца становится несо-иместимым с его желанием быть пассивным по отношению к отцу. Эти желания ребенка вступают в конфликт. Поэтому нарушается разрядка либидо изо всех этих «аккумуляторов», за исключением нарциссизма, и ребенок находится в состоянии конфликта, который мы называем Эдиповым комплексом. Разрешение Эдипова комплекса является самой трудной проблемой, с которой лицом к лицу сталкивается мальчик в своем психическом развитии. В случае маленького мальчика страх поворачивает большую часть либидо от матери к отцу, и его основной проблемой становится несовместимость его желания убить отца с его в равной степени сильным желанием полностью подчиниться ему. Все лица мужского пола используют один метод решения основной дилеммы Эдипова комплекса: отождествление с отцом. Будучи в равной степени неспособен убить отца или полностью подчиниться ему, маленький мальчик находит выход, который примерно равен устранению отца и одновременно уходу от убийства. Он отождествляет себя с отцом. Вследствие этого он удовлетворяет как свои нежные, так и враждебные желания по отношению к отцу. Он не только выражает любовь к отцу и восхищение им, но также устраняет отца путем включения его в себя, как если бы он совершил акт каннибализма. С этого времени он сам становится великим обожаемым отцом. Этот ранний шаг отождествления с отцом делает понятным более позднее честолюбивое стремление превзойти отца и стать более великим, чем отец, которое мы столь часто наблюдаем в юности. Тот отец, с которым маленький мальчик отождествляет себя, не является тем отцом, каков он есть в реальной жизни и каким он признается позднее сыном, но является отцом, чье могущество и добродетели достигли громадных размеров, а чьи слабости и ошибки отрицаются. Он является таким отцом, каким он представлялся маленькому мальчику. Позднее по сравнению с этой идеальной фигурой действительный отец неизбежно будет казаться малой пешкой; и когда юноша желает превзойти отца, он просто поворачивает от реального отца к отцовской фигуре своего детства. Этот всемогущий, всемудрый, обладающий всеми добродетелями отец детства в результате его интроецирования ребенком становится внутренней психической силой, которую в психоанализе мы называем Идеал-Эго или Супер-Эго. Супер-Эго проявляет себя на протяжении всей последующей жизни мальчика через свои приказы и, запреты. Его негативная запрещающая функция хорошо известна всем нам как совесть. Его позитивная управляющая сторона является, возможно, менее заметной, но определенно более важной. Она находит выражение через все сознательные и бессознательные чаяния индивида. Так из неудовлетворенного желания мальчика убить отца возникает отождествление с отцом, Идеал-Эго и Супер-Эго. Конечно, образование Супер-Эго не решает все трудности Эдипова комплекса, но оно порождает «аккумулятор» для определенного количества оттока части либидо, которое первоначально заряжало агрессивность по отношению к отцу. Однако в обмен на это Супер-Эго становится источником новых трудностей, с которыми, начиная с этих пор, приходится иметь дело Эго. Ибо Супер-Эго на всем протяжении оставшейся жизни предостерегает, запрещает, вытесняет и пытается изолировать и отвести от целей все те либидозные желания, которые не удовлетворяют его идеалам. Во многих людях эта борьба в Эго между либидо и Супер-Эго не является жестокой либо из-за того, что либидо является слабым и легко подчиняется Супер-Эго, либо из-за того, что Супер-Эго является столь слабым, что оно может лишь смотреть, в то время как либидо идет своим путем, или из-за того, что идеалы Супер-Эго не превышают возможностей человеческой природы и тем самым не требуют от либидо большего, чем свойственно нибидозным влечениям данного индивида. Последняя разновидность Супер-Эго приятна для человека, обладающего им; но она имеет тот недостаток, что порождает очень заурядных людей. Супер-Эго, которое не требует многого от либидо, получает немногое; человек, ожидающий от себя немногого в жизни, получает это немногое. В качестве противоположной крайности выступает Супер-Эго, идеалы которого столь грандиозны, что оно требует от Эго невозможного. Супер-)го такого рода порождает мало великих людей, но много психотиков и невротиков. Тот путь, каким развивается такое Супер-Эго, легко понятен. Мы отмечали, что у каждого ребенка имеется преувеличенное представление о величии и мощи отца. Во многих случаях такое преувеличение столь иелико, что тот отец, с которым маленький мальчик отождествляет себя, образ которого становится его Супер-Эго, превращается в самого всемогущего Отца — Бога. Такое Супер-Эго постоянно требует от Эго невозможного. Не имеет значения, чего Эго может действительно достичь в жизни. Супер-Эго никогда не удовлетворяется достигнутым. Оно постоянно требует: ты можешь сделать невозможное возможным! Ты являешься пюбимым сыном Отца! Ты сам являешься Отцом! Ты — Бог! Супер-Эго такого сорта не является редкостью. Психоанализ может подтвердить, что отождествление отца с Богом является обычным, если не общим явлением в психической жизни. Когда сын отождествляет себя с омюм, а своего отца — с Богом и делает такого отца своим Супер-Эго, он чувствует, что внутри него есть Бог, что он сам станет Богом. Все, что он делает, должно быть справедливым, так как сам Бог делает это. То количе-ii по либидо, которое заполняет эту идентификацию с Богом, становится ноль огромным у некоторых людей, что они теряют способность призна-|ать существование фактов в мире реальности, которые противоречат такому отождествлению. Они кончают в сумасшедших домах. Но тот чело-|ек, Супер-Эго которого построено на этом предположении, который с уважением относится к фактам и реальности, может, если он обладает дос-I.ночными способностями, совершить великие дела в мире. Его Супер-Эго фебует многого и получает многое. Примирение себя с миром реальности является, естественно, одной из ж ионных задач каждого человека. Эта задача нелегка для ребенка. Ни одно и i влечений его либидо не может найти полного удовлетворения в реальном мире. Каждому человеку (который живет в мире) приходится достигать такого примирения с миром реальности. Тот, кому абсолютно не удается выполнить эту задачу, впадает в психоз, слабоумие. Тот, кто может достичь только частичного и потому ненадежного решения конфликта, становится невротиком. И только тот человек, который достигает полного примирения, становится нормальным здоровым человеком. Конечно, мы должны добавить, что такое разрешение конфликта никогда не является настолько полным, что оно не может быть разрушено, если на человека обрушится достаточное количество внешних несчастий. Поэтому мы вполне можем сказать, что все люди являются более или менее невротичными. Тем не менее у некоторых людей разрешение этого конфликта покоится на таком прочном фундаменте, что они могут выдержать огромные несчастья, не впадая в невроз, в то время как для других достаточна лишь малая толика невзгод, чтобы вынудить их развить невротические симптомы. Каждое человеческое Эго является результатом попытки примирения всех этих конфликтов: конфликтов между противоречивыми влечениями либидо и влечениями либидо с требованиями Супер-Эго и с фактами реального мира человеческой жизни. В конечном счете, устанавливаемый тип примирения определяется относительной интенсивностью врожденной мужественности и женственности у данного индивида и зависит от тех переживаний, которым он подвергается в детстве. Конечным продуктом всех этих попыток примирения является характер. Объединение влечений либидо друг с другом и с требованиями Супер-Эго, а также с требованиями внешнего мира является, как мы уже сказали, нелегкой задачей для Эго: все влечения должны быть удовлетворены тем или другим образом. Супер-Эго настаивает на своих требованиях, и нельзя избежать адаптации к реальности. Для выполнения этой задачи Эго применяет, когда непосредственное удовлетворение либидо невозможно, три механизма: вытеснение, отождествление и сублимацию. Вытеснение является способом отрицания существования инстинктивного желания, которое требует удовлетворения, обращаясь с ним, как если бы оно не существовало, изгоняет его в бессознательное и забывает о нем. Отождествление пытается удовлетворить инстинктивное влечение, трансформировать само Эго в желаемый объект, так что Эго представляет одновременно и желающего субъекта, и желаемый объект. Сублимация является способом дать инстинктивному влечению частичное удовлетворение путем замены недостижимого для него объекта родственным объектом, который не отвергается Супер-Эго или внешним миром: таким образом, инстинктивное влечение переносится со своей приносящей наибольшее удовлетворение, но недопустимой цели или объекта на такую цель или объект, которые, возможно, приносят меньшее удовлетворение, но более легко достижимы. Вытеснение является наименее эффективным из этих способов достижения желаемого примирения конфликта, так как невозможно, в конечном счете, игнорировать инстинктивные влечения. В конце концов, давление либидо становится слишком большим, вытеснение рушится и либидо прорывается наружу. Более того, давление вытесненного либидо очень сильно возрастает вследствие вытеснения, так как ему не только не дают разрядки, но также удаляют от смягчающего воздействия рассудка, который считается с реальностью. Вытеснение может иметь успех в том, что либидо, в конечном счете, не разряжается по пути к своей первоначальной пели, но вынуждено пробивать новый выход и извергается на другой объект. Например, мальчик, полностью вытеснивший свою враждебность к отцу, не освобождается таким образом от инстинктивного желания убить отца. Наоборот, под влиянием плотины вытеснения его агрессивность против отца возрастает до тех пор, пока не становится слишком сильной для сдерживания. Вытеснение рушится, его враждебность к отцу прорывается наружу и с силой направляется либо против отца, либо против заместителя отца. Враждебность по отношению к отцу неизбежна для любого мальчика, который претендует хоть на малейшую мужественность. А если мужчина в детстве полностью вытеснил этот инстинктивный импульс, он неизбежно в более поздней жизни будет развивать враждебные отношения с представителями отца. Он будет проявлять свою враждебность безотносительно к тому, заслуживают это представители отца или нет. Они будут вызывать его гнев из-за какой-либо мелочи, которая тем или иным образом напомнит ему об отце. В таких случаях его враждебность проистекает почти исключительно от него самого и почти не имеет внешнего источника. Если же случается так, что у него вдобавок имеется реальная причина для враждебности, то его эмоциональная реакция становится чрезмерной и его враждебность превышает всякую соразмерность с внешней причиной. Как правило, для такого человека трудно поддерживать дружеские отношения с другими мужчинами равного положения, способностей и власти. Для него будет невозможно сотрудничать с людьми, стоящими выше его по положению, способностям и власти: он вынужден ненавидеть таких людей. Мы не можем закончить обсуждение темы вытеснения, не обратив внимания на то, какие способы применяет Эго для проведения индивидуальных актов вытеснения. Для этой цели Эго использует реактивные образования, обычно путем усиления влечений, которые противостоят тем влечениям, которые требуется вытеснить. Так, например, из вытеснения пассивности к отцу может развиться чрезмерная мужественность, которая может проявлять себя в самонадеянном отвержении каждого представителяотца. Психическая жизнь мужчины является крайне сложной вещью. Реактивные образования против вытесненных инстинктивных влечений играют огромную роль в конструировании характера, определяемого двумя основными отождествлениями с отцом и матерью. Тот способ отождествления, который применяет Эго для удовлетворения влечений либидо, является очень полезным и многократно используемым механизмом. Мы уже объясняли, как отождествление с отцом и Супер-Эго развиваются из агрессивности по отношению к отцу; множество других отождествлений осуществляется каждый день всеми людьми. Ребенок, у которого отняли котенка, может компенсировать свою потерю этого объекта любви путем отождествления себя с котенком: он будет ползать, мяукать и есть с пола, как котенок. Ребенок, который привык «кататься» на плечах отца, «играя в лошадку», может (если отец долгое время отсутствует) посадить на плечи какую-нибудь куклу и носить ее, как его носил отец, таким образом представляя себя отцом. Мужчина, потерявший любимую женщину, может (пока не найдет новой любви) пытаться заменить потерянный объект любви собой. Мужчина, чья пассивность по отношению к отцу не может найти непосредственной разрядки, часто помогает себе путем двойной идентификации. Он отождествляет себя со своим отцом и находит молодого человека, которого отождествляет с собой; затем он начинает проявлять по отношению к этому молодому человеку такую любовь, которую заставляет желать от своего отца его неудовлетворенная пассивность по отношению к отцу. Во многих случаях мужчина, пассивность которого по отношению к отцу не находит какого-либо непосредственного выхода, разряжает себя посредством отождествления с Иисусом Христом. Психоанализ обнаружил, что такое отождествление имеется у абсолютно нормальных лиц. Есть еще один путь окончательного разрешения проблемы отца в Эдиповом комплексе, который ведет через двойное отождествление. Когда мальчик становится мужчиной и отцом сына, он отождествляет сына с собой ребенком, а себя — с отцом. Его пассивность по отношению к отцу находит тогда разрядку посредством его отношений с сыном. Он проявляет к сыну ту любовь, которую страстно желал получить в детстве от отца. Такое решение основной дилеммы Эдипова комплекса является единственным нормальным решением, предлагаемым природой; но для него требуется, чтобы у мужчины был сын. Таким образом, пассивность по отношению к отцу добавляется во все другие мотивы, питающие желание иметь сына. Мы уже упоминали о том, что отождествление с матерью возникает от пассивности по отношению к отцу. Теперь мы должны обратить внимание на усиление такого отождествления, которое имеет место, когда во время расщепления Эдипова комплекса на составляющие мальчик отказывается от матери как от объекта любви. Он переносит часть своих активных и пассивных желаний по отношению к матери на других женщин, которые являются ее заместителями; но эти желания никогда полностью не удовлетворяются, и отождествление с матерью является результатом накопления этого неудовлетворенного либидо. Используя уже описанный нами выше механизм, ребенок компенсирует потерю им своей матери путем отождествления себя с ней. Затем, на всем протяжении своей последующей жизни, он будет проявлять по отношению к другим мужчинам, которые напоминают ему о его собственном детстве, большее или меньшее количество любви, которую ребенком желал получить от матери. Сублимация, третий способ, применяемый Эго для примирения своих конфликтов, включает в себя, как мы уже отмечали, замену первоначальных объектов либидо другими, которые не подвергаются осуждению со стороны Супер-Эго или общества. Такая замена достигается посредством перенесения заряда либидо с одного объекта на другой. Например, мальчик поворачивает часть своего либидо от матери к своим сестрам или подружкам сестер, а затем — к женщинам вне его семьи, в которых он влюбляется, до тех пор, пока, следуя этим путем, он в конечном счете не находит себе жену. Чем больше его жена напоминает ему о матери, тем большим будет отток его либидо в этот брак; но многие инстинктивные садистские импульсы, которые имеют тенденцию разрушить брак, также сопутствуют таким «материнским» взаимоотношениям. Человеческие индивиды применяют многочисленные сублимации для разрядки либидо, и этим сублимациям мы обязаны всеми высшими достижениями цивилизации. Неудовлетворенные сублимированные желания либидо породили искусство и литературу. Само человеческое общество скрепляется сублимированным либидо; пассивность мальчика по отношению к отцу трансформируется в любовь к своим приятелям и в желание служить человечеству. Если бисексуальность человеческих чувств и индивидов временами представляется огромным несчастьем и источником бесчисленных трудностей, мы должны помнить, что без нее человеческое общество вообще не могло бы существовать. Если бы мужчина являлся олицетворением только агрессивной деятельности, а женщина — только пассивной, человеческий род уже давным-давно прекратил бы свое существование, так как мужчины взаимно истребили бы друг друга. Перед тем как мы завершим краткое представление фундаментальных принципов психоанализа, представляется разумным описать еще некоторые из открытий. Каждое препятствие в разрядке либидо вызывает накопление психической энергии, и возрастание давления в затрагиваемом «аккумуляторе» может распространиться на другие «аккумуляторы». Либидо всегда ищет места для накопления и разрядки, оно не может сдерживаться постоянно или когда его заряд превышает определенный предел. Если оно не может найти места для накопления или разрядки путем использования одного «аккумулятора», оно размещает себя и разряжается посредством использования других «аккумуляторов». Интенсивность, или, продолжая наше сравнение, количество либидо, сильно варьирует у разных индивидов. Некоторые из них обладают очень могущественным либидо, другие — очень слабым. Либидо отдельных индивидов может быть сравнимо с электрической энергией, порождаемой крупной электростанцией, в то время как либидо других может напоминать слабый ток, порождаемый магнето автомобиля. Либидо всегда будет отказываться от иного выхода, если свободен выход, лежащий ближе к первоначальным инстинктивным влечениям, при условии, что сопротивление Супер-Эго и внешнего мира не является большим, чем в случае иного выхода. Например, оно всегда готово отказаться от сублимации, если может найти другой объект, более близкий к первоначальному объекту либидо. Закономерно то, что человек переносит значительную долю ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви — на лицо, которое ненавидит. То или другое из этих антитетических инстинктивных влечений вытесняется либо целиком, либо частично в бессознательное. Мы называем это принципом амбивалентности. Рождение меньшего брата вызывает определенную реакцию у маленького мальчика: он чувствует себя «преданным» отцом и матерью. Укор за такое «предательство» и ненависть по отношению к своим родителям могут затем быть им трансформированы либо полностью, либо частично по отношению к брату. Ребенок, развивающийся нормально, освобождается от такой ненависти и чувства «предательства», совершенного по отношению к нему, путем типичной идентификации: он как бы становится отцом появившегося ребенка, а его «превращает» в себя. Но при менее нормальном развитии упрек в «предательстве» продолжает оставаться и относиться к брату, таким образом, старший брат на протяжении всей своей жизни продолжает опасаться, что те из его друзей, которые напоминают ему меньшего брата, повторят по отношению к нему акты «предательства». Чувство «предательства», описанное выше, проистекает от обманутых надежд в отношении удовлетворения как активных, так и пассивных влечений либидо; но из вытеснения пассивности по отношению к отцу может возникнуть нечто намного более серьезное. Оно может привести мужчин к форме преследования, свойственной паранойе: мании преследования. Как правило, страдающий от мании преследования верит в то, что он преследуется и «предается» тем лицом, которого больше всего любит. Мания предательства и преследования часто не имеет никакой фактической основы, а проистекает единственно из потребности убежать от любимого человека, так как тот возбуждает, но не удовлетворяет пассивность данного индивида. Если страдающий верит в то, что лицо, которое он любит, «предает» и преследует его, тогда на смену любви приходит ненависть, и он способен убежать от любимого человека. Легко проследить все случаи неоправданного недоверия и мании преследования к вытесненной пассивности по отношению к отцу. Всевозможные крушения планов и несчастья имеют тенденцию вновь возвращать либидо к прежним местам обитания, например возвращать либидо от сублимаций к его первоначальным объектам влечения. Мы называем это регрессией. В ходе человеческой жизни психическое развитие вместо продолжения своей эволюции может внезапно останавливаться и заканчиваться. В таком случае некоторое травматическое переживание заполняется либидо, загоняя его в те «аккумуляторы», которых оно придерживается вплоть до самой смерти или душевного распада личности. Мы называем это фиксацией.

ОписаниеМы начинаем с аксиомы о том, что в психической жизни каждого человека с момента его рождения действует активная сила, которую мы называем либидо и определяем как энергию Эроса. [Психология мотивации и эмоций. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. С.171-181]
Рейтинг
  • 0/5

0/5 на основе 0 голосов. Медианный рейтинг 0.

Тегифрейд, мотивация, эдипов комплекс, личность
Просмотры. В среднем в день.
Похожие статьи Зигмунд Фрейд (1856 — 1939)

З. Фрейд. О психоанализе. Пять лекций. Лекция 1

З. Фрейд. О психоанализе. Пять лекций. Лекция 5

З. Фрейд. О психоанализе. Пять лекций. Лекция 4

З. Фрейд. О психоанализе. Пять лекций. Лекция 3

Методы психологической защиты

Вытеснение. Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное. Замещение.

Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный. Рационализация. Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения. Проекция.

Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо. Соматизация. Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов. Реактивное образование. Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Регрессия. Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации. Отрицание. Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются.

Отрицается само их существование. Сублимация. Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

Сознание и «Эго»

Следующая часть является сознательной. «Я», или «Эго», образуется между 12 и 36 месяцами жизни ребенка. Эта часть личности, которая руководствуется реальностью. Эго несет определенную задачу: соотнести свое поведение с окружающей обстановкой так, чтобы удовлетворить потребности «Ид», при этом не нарушив требований социума. Часть под названием «Сверх-Я», или «Супер-Эго», начинает функционировать позднее всех – между 3 и 6 годами. Здесь содержатся такие элементы личности, как совесть и идеалы. Супер-Эго зорко следит за тем, чтобы общественные нормы соблюдались.

Все психосексуальные стадии развития происходят в этих компонентах психики. Противоположность функций «Оно» и «Сверх-Я» и становится причиной неврозов и конфликтов. В ответ на них «Эго» создает ряд защитных механизмов: рационализация, вытеснение, регрессия, сублимация и другие. Однако в раннем возрасте для ребенка существует опасность «застрять» на определенной стадии развития личности (как говорил Фрейд, происходит «фиксация» на этой стадии). Ведь «Эго» еще достаточно слабо. Оно не способно разрешить всех существующих конфликтов, которые без конца создает ему «Оно» и «Сверх-Я». Тогда развитие личности идет по неверной траектории.

сознание эго

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]