Как Фрейд представлял себе устройство психики?
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.
Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.
В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).
Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.
Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».
Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.
Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).
Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).
Что такое вытеснение и откуда берутся сны?
Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.
В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.
Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.
Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.
Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.
Определение в философии
В плане бессознательного в философских трудах понятие либидо означало сексуальное влечение и половой инстинкт. В более общем плане определение близко к Платоновскому Эросу и означает любовь ко всему, что может вызывать это чувство, даже к самой жизни.
Либидо включает в себя множество понятий – это и цель, и устремление, и похоть, и влечение. В разных контекстах оно означает удовольствие, жажду удовлетворения своих желаний, каприз и кровожадность. Само понятие в философии зародилось во второй половине XIX века в трудах М. Бенедикта «Электротерапия» и А. Молля «Исследование сексуального влечения».
Прежде всего, в понятие либидо вкладывался смысл обостренного чувства сексуальности, похоти и полового инстинкта. Эрос – трудная, глубинная и нелегко утоляемая потребность как отдельно взятого человека, так общества в целом. Сексуальное влечение, испытываемое человеком, является неустанным и неисчерпаемым.
Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?
Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).
Может быть интересно:
Анархизм + психоанализ = эротическая революция. Кого и как любили представители немецкой богемы
Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.
Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.
Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.
Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.
Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.
Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.
Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.
Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.
Усиление либидо
Если проблема со здоровьем уже существует, требуется выбрать так называемый «усилитель» уровня тестостерона. Повышать либидо у мужчин рекомендуется при участии лечащего врача, поскольку поверхностное самолечение может стать основной причиной импотенции. Вот ценные рекомендации компетентных специалистов:
- Чтобы проблем с половой активностью не возникало, требуется принимать витамины, выполнять тренировочные комплексы для простаты.
- Чтобы повышать либидо, требуется обеспечить полноценную фазу сна, правильно питаться, полностью отказаться от вредных привычек, избегать стресса, перенапряжения.
- Не лишним будет заниматься йогой и медитацией, поскольку с отсутствием желания часто связаны внутренние конфликты, душевные противоречия.
- Не рекомендуется принимать травы седативного действия, транквилизаторы, ноотропы, поскольку эти лечащие средства могут спровоцировать повышенную сонливость, апатию.
- Если либидозная энергия снижена, чтобы обеспечить высокое либидо, требуется пройти курс медикаментозной терапии в домашней обстановке.
- Как удалить переписку в скайпе
- Уха из форели — рецепты с фото. Как приготовить суп из речной или радужной форели в кастрюле и мультиварке
- Вафельные трубочки — рецепт для электровафельницы. Рецепты теста и начинки для вафельных трубочек с фото
У мужчин
Усиление либидо производится официальными и альтернативными методами, дома и в стационаре без возникновения побочных явлений. В обоих случаях повышать собственную сексуальность требуется под строгим врачебным контролем, при этом рекомендованы следующие лекарственные препараты:
- Сеалекс форте. Растительный БАД содержит активные компоненты в виде экстрактов женьшеня, лакрицы, коры йохимбе, зеленого чая. Натуральная формула благотворно воздействует на эректильную функцию, повышает сексуальную активность. Принимать положено по 1 капсуле во время приема пищи ежедневно на протяжении 1 месяца.
- Дамиана. Растительный препарат из категории БАДов, который выпускается в форме капсул. Активные компоненты усиливают чувствительность полового члена, локально стимулируют кровоток в области таза. Принимать положено по 1 таблетке во время трапезы на протяжении 1 месяца.
Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?
Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.
Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.
В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.
Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.
Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).
Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.
Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.
О работе З.Фрейда «Влечения и их судьбы»
- Мои публикации
- Классика психоанализа
О работе Зигмунда Фрейда «Влечения и их судьбы»
Мы рассматриваем работу Зигмунда Фрейда «Влечения и их судьбы», написанную в 1915 году. До 1920 г. Фрейд говорит о двух влечениях – сексуальном влечении и влечении самосохранения. В этих конструктах Фрейд описывал неврозы переноса, психоневрозы – истерический и обсессивный невроз. Нарциссические расстройства, а именно шизофрения – дают повод для создания новой конструкции. В 1920 году Фрейд реконструирует первую модель влечений (влечения Я и сексуальные влечения). Первая модель влечений и вторая модель влечений Фрейда — эти конструкции взаимодополнительные. В данной работе Фрейд описывает первую модель влечений.
Понятие влечения – между мифами и реальностью
«Влечения – это мифические существа, величественные в своей неопределенности» — З.Фрейд.
В работе «Влечения и их судьбы» Фрейд рассматривает такое сложное психоаналитическое понятие как влечение, которое он характеризует как основополагающее, но в то же время (в силу его новизны и неисследованности) имеющее условный и неопределенный характер.
Влечение Фрейд видит, как динамический процесс, определяющий и направляющий психическую жизнь человека. В этой работе Фрейд исследует влечение и пытается рассмотреть и определить его содержание с различных сторон. В физиологическом плане рассмотрения мы можем сказать, что влечение на уровне тела связано с некими раздражениями, имеющими внутренний телесный источник.
С биологической точки зрения влечения рассматриваются как стоящие на границе между психическим и соматическим, т.е. само влечение не в теле, и не в психике, оно между ними, и нашему осознанию влечение доступно только опосредованно. Если говорить о психике, влечение мы познаем только по его эффектам — через аффекты и представления.
Влечение – это нечто пограничное, то, что находится на границе между соматическим и психическим. Его исток – это сома, т.е. тело человека, телесное. Но дальнейшее движение влечения, его судьба разворачивается уже в пространстве психики. Через понятие влечения Фрейд пытается найти подходы к извечной оппозиции «душа – тело», и обнаружить через это возможные связи. В определенном смысле влечение – это мостик между двумя мирами, нить, связывающая телесное и психическое.
Но влечений может быть много, о каких влечениях говорит Фрейд? В рамках этой работы Фрейд говорит о фундаментальных первичных влечениях – влечения самосохранения (или влечения Я), и сексуальные влечения, которые управляют нами. Из своего клинического опыта работы с психоневрозами (в частности истерия и невроз навязчивости) Фрейд обнаружил, что причина этих состояний – в конфликте между требованиями влечений сексуальности и влечений «Я», т.е. между первичными влечениями.
Фред исследует понятие влечения через различение от раздражения. Он различает раздражение влечения от иных раздражений, скорее относящихся к физиологическим, которые также могут воздействовать на психику. С раздражениями физиологического характера, которые относятся к внешним, мы можем справляться посредством каких-либо действий, бегства, мускульных усилий. Раздражение влечения происходит изнутри организма, а не из внешнего источника, от него нельзя избавиться путем бегства или простых мускульных действий, т.к. оно имеет более сложный характер непрерывного напряжения. В силу этой особенности раздражения влечения создают динамику во внутренней жизни, напряжение, от которого хочется освободиться, они становятся источником функционирования психики.
Раздражение влечения имеет характер постоянной силы в отличие от иных раздражений, непосредственно связанных с физиологией, действующих как единичный толчок, побуждающий к действию или бегству. В силу этой особенности от раздражений влечения невозможно убежать или защититься каким-либо образом, это постоянство напряжения создает ситуацию, предъявляющую к нервной системе более высокие требования, заставляющую отказаться от идеальной цели – устранения всех раздражений и тем самым достижения принципа постоянства.
Эта мысль позволила Фрейду прийти к важному выводу: что именно влечения, а не внешние раздражения являются двигателем прогресса. Движущей силой у человека оказываются влечения, которые занимают место инстинктов.
Характеристики влечения – движущие силы прогресса – от плоти к фантазму
В этой работе Фрейд вводит характеристики влечения — цель, объект, напряжение и источник. Вне этих характеристик мы не можем говорить о влечении, они структурируют влечения.
Цель влечения. Фрейд считает, что цель влечения — удовлетворение, связанное с устранением состояния раздражения, которое сопровождается удовольствием. Причем на пути к достижению искомого удовлетворения можно идти различными путями. Дорог много – а цель одна. И цель — внутри.
Объект влечения – на кого или на что направлено влечение. Посредством объекта влечение может достигать своей цели или удовлетворения. В этом качестве могут выступать совершенно разные объекты – человек, реальный или частичный объект, воображаемый объект, часть тела. Фрейд отмечает переменчивость и непостоянство этого элемента влечения. Эта характеристика влечения показывает нам способность влечения перемещаться с одного объекта на другой.
Изменчивость этого элемента влечения связана с тем, что объект первоначально не связан с влечением, в этом смысле объект вторичен. Будучи присоединенным к влечению благодаря своим качествам, напоминающим об удовлетворении влечения, он обещает это удовлетворение, но никогда в полной мере не дает его. Поэтому происходит поиск нового объекта, смещение с одного объекта на другой.
Напряжение влечения – сила, оказывающая давление на организм изнутри, побуждая к действиям, количественный, экономический фактор, определяющий степень нагрузки и требуемых усилий для достижения удовлетворения влечения.
Источник влечения. Влечения связаны с определенными соматическими источниками, эрогенными зонами, через влечения в душевной жизни репрезентируются раздражения от этих соматических процессов. Это органические процессы, которые создают напряжения, и в то же время от которых невозможно избавиться.
Фрейд отмечает, что источник влечения уже не относится к области психологии, в то же время источник – это важная характеристика влечения, поэтому в душевной жизни его следы мы можем обнаружить только по целям влечения. Поэтому многообразие и неоднородность целей влечения может быть связана с множеством источников влечения. Психические влияния и проявления тех или иных влечений в большой мере могут определяться источником этих влечений.
Частичные влечения. Сплетения влечений
Исследуя человеческую сексуальность, в т.ч. детскую сексуальность, Фрейд обнаруживает многообразие целей влечения, органических источников, эрогенных зон, откуда проистекают влечения. Все эти разрозненные влечения могут действовать независимо друг от друга, не объединяясь в нечто цельное, единое, синтетическое. Это сексуальность, которая не направлена на отдельного цельного человека, а лишь на какие-то части объекта или собственного тела.
В связи с этим Фрейд вводит важное понятие частичных влечений, при которых сексуальное влечение существует в полиморфном состоянии и направлено на подавление телесного напряжения. Частичные влечения отличают инфантильную детскую сексуальность, в особенности явления аутоэротизма, хотя они могут играть важную роль и в жизни взрослого человека. Частичное влечение подчеркивает условность объекта и его подчиненность удовольствию.
Частичные влечения, по мысли Фрейда, не зависят от генитальной области, их объединение, синтез происходит в более поздний период – это довольно сложный процесс, связанный с индивидуальной историей человека, выходящий за рамки процесса биологического созревания, при котором частичные влечения объединяются в что-то более целостное, цельное, направленное на другого человека – объект любви. Можно сказать, что у каждого влечения своя индивидуальная судьба.
Фрейд говорит о возможности сплетения влечений, когда один и тот же объект служит одновременно для удовлетворения нескольких влечений. Можно представить, какая в этой ситуации может происходить сильная фиксация на объекте влечений. Для сплетения влечений характерна очень тесная привязанность влечения к объекту.
Это может приводить к тому, что объект влечения остается неизменным на протяжении истории человека, влечение остается неподвижным, происходит сильное сопротивление отделению влечения от объекта. Учитывая, что такие фиксации формируются в раннем периоде развития влечения, это может не давать возможности для изменений в структуре влечения и его качественных проявлениях, нарушая процесс синтеза, объединения влечений.
Судьбы влечений
Судьба влечения связана с историей его превращений, каким образом влечение может трансформироваться, приобретая при этом новые качества и обертоны. На примере сексуальных влечений Фрейд описывает складывающиеся сложные композиции этих возможных судеб влечения.
Судьбы влечения, которые описывает Фрейд – сублимация, вытеснение, обращение в противоположность, обращение против себя.
При рассмотрении возможных судеб влечений (превращение в противоположность, обращение против собственной персоны, вытеснение, сублимация, реактивное образование) следует отметить, что Фрейд воспринимает их как своего рода отражение, защиту против открытого проявления этих влечений.
Вытеснение влечений возникает тогда, когда удовлетворение влечения может быть приятным, но при учете других требований может казаться неприятным. Это процесс, связанный с удержанием в бессознательном репрезентантов влечений, а именно – представлений, связанных с ним.
Сублимация – процесс, при котором влечение, будучи в своей основе сексуальным, смещается на несексуальные цели, т.е. не связанные с сексуальностью, с сексуальным удовлетворением. Человек направляет энергию влечения на социальную деятельность, культурные преобразования, художественное творчество, и причиной этих устремлений человека Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений.
Рассматривая обращение влечения в противоположность, Фрейд выделяет два различных процесса в этом явлении – поворот влечения от активности к пассивности, и второй процесс – превращение содержания этого влечения в противоположное. Обращение влечения в противоположность касается только целей влечения.
Как это происходит? Для примера Фрейд приводит противоположные пары: садизм и мазохизм, любовь к подглядыванию и эксгибиционизм. Активная цель сменяется на пассивную цель. Например, в случае мазохизма активная цель мучить превращается в пассивную ее форму – претерпевать мучения. Пример с превращением содержания в противоположное – превращение любви в ненависть.
При обращении влечения против себя происходит смена объекта. Так, если продолжить разговор о мазохизме, то мы можем заметить, что мазохист – это садист, который направил свои действия, свой садизм на самого себя, на свое «Я». Фрейд говорит об этом явлении, что сущность процесса обращения влечения против себя составляет перемена объекта при неизменности цели.
Хотя два этих процесса – обращение против себя и обращение в противоположность могут действовать вместе, они соединяются в своих усилиях. В этом примере «садизм – мазохизм» мы можем обнаружить соотнесенность цели и объекта влечения, увидеть глубокую связь между одним и другим. При смене цели влечения с активной на пассивную мазохист мучается, также и при обращении влечения мучить кого-либо на самого себя – он также страдает.
Мы не можем не заметить, что в этих примерах сталкиваются или совпадают обращение против собственной личности и обращение от активности к пассивности.
Фрейд различает реактивное образование и обращение влечения, это не один и тот же процесс. Реактивное образование против влечения – здесь речь может идти об превращении влечения в его противоположность, например, любови в ненависть, агрессии и враждебности в подчеркнутую доброжелательность.
Динамика влечений — пары противоположностей
Пары противоположностей, которые рассматривает Фрейд в своей работе, — садизм / мазохизм и эксгибиционизм / вуайеризм, исследуются в свете поворота от активности в пассивности в проявлении влечения и обращение влечений с объекта на самого себя.
Фрейд считает, что изначально существует садистическое влечение. Изначально субъект испытывает агрессивные садистические чувства к другому, к объекту. Но по каким-то причинам человек отказывается от него, отвергает этого другого. Тогда это первоначально садистическое активное влечение направляется на самого себя – т.е. активность превращается в направленную на самого себя активность (так называемый страдательный залог).
И третьим тактом переходов от садизма к мазохизму является поиск нового объекта, который и возьмет на себя эту активную роль, а страдающим, мучающимся остается сам субъект при этом. Т.е. направленная на себя активность делегируется другому лицу, и тот, другой берет на себя эту активную роль, проявление агрессии, садистических влечений.
Но далее Фрейд рассматривает еще и обратное превращение – мазохизма в садизм, когда пассивная мазохистическая цель может обратным путем превратиться в активную садистическую. И человек может наслаждаться, причиняя боль другому, одновременно при этом отождествляясь со страдающим объектом.
Таким образом, путь влечений садизма / мазохизма проходит через превращения от активного через возвратный в страдательный залог. Но первичным влечением Фрейд считает все-таки именно садизм. Но сложность этого явления в том, что садизм и мазохизм по отдельности не существуют, мы всегда имеем дело с таким превращениями, переходами от активности к пассивности, и к смене цели влечения – от направленности на себя к объекту, и обратно.
Похожие процессы происходят и при превращениях в паре эксгибиционизм / вуайеризм. Это влечения с целью разглядывания и показывания себя. Здесь происходит та же последовательность разворачивания проявлений влечений. Первая фаза – это проявление активности и направленности на другого – разглядывать другой объект. Вторая фаза – мы наблюдаем тот же возврат, обращение влечения на самого себя – разглядывать самого себя, и обращение активности в пассивность – быть разглядываемым.
Но здесь Фрейд предполагает возможность существования еще одной фазы трехступенчатого процесса, предшествующей первой фазе активности, направленной на другого. Эта предварительная фаза интересна тем, что сосуществуют одновременно два полюса этого влечения: и активная направленностью разглядывать, и направленность на самого себя – самому себя разглядывать. Фрейд относит эту предварительную фазу к явлениям аутоэротизма. И объектом при этом выступает собственное тело, которое воспринимается субъектом в фантазии как другой, как объект, как то, на что можно направлять свои влечения к разглядыванию.
По мысли Фрейда, такая логика трансформации, логика переходов от активности к пассивности, обращения влечения на себя, не распространяется на весь объем влечения, т.е. все этапы этого влечения могут сосуществовать, Фрейд не говорил о стадиальности.
Амбивалентность: любовь и ненависть
При вышеописанных влечениях садизма / мазохизма и эксгибиционизма / вуайеризма мы имели дело с парами противоположностей, где один полюс амбивалентно сосуществует с противоположным, это две части единой бинарной оппозиции. В этой единой бинарной оппозиции каждое влечение идет своим путем, речь идет о частичных влечениях, и разные этапы проявления этих влечений могут сосуществовать.
Когда мы рассматриваем пару любовь / ненависть, мы можем говорить о превращении влечения в его противоположность. Зачастую эти чувства проявляются по отношению к одному и тому же человеку, это наиболее яркое проявление амбивалентности чувств.
Способность любить мы не можем рассматривать в ряду других частичных влечений. Фрейд усматривает в способности любить выражение всего сексуального стремления, но при этом мы все-таки сталкиваемся с амбивалентностью, когда мы имеем дело с противоположностью любви.
Фрейд говорит о том, что в проявлении любви и ненависти возможны три пары противоположностей: «любить – ненавидеть», «быть любимым и любить самому», а также состояния любви и ненависти, взятые одновременно, мы можем противопоставить состоянию индифферентности или равнодушия.
В паре противоположностей «любить самому» и «быть любимым» мы видим смену активности и пассивности проявления влечения, и это связано и со сменой объекта влечения. При активном стремлении любить влечение направляется на другого, на объект, который заменяется субъектом при пассивном стремлении быть любимым. Это пассивное стремление Фрейд относит к нарциссизму.
Полярности душевной жизни
Чтобы лучше понимать противоположности «любви и ненависти», чтобы разобраться в том, как это проявляется в динамике, Фрейд выделяет еще три полярности, которые владеют душевной жизнью и влияют на влечения:
субъект (Я) — объект (внешний мир); удовольствие — неудовольствие; активность — пассивность.
Влечения подвергаются влиянию этих трех полярностей, господствующих в душевной жизни.
Изначально на нарциссической ступени ощущение наслаждение приписывается «Я», самому себе, а переживания неудовольствия – приписываются внешнему миру.
Когда нарциссическая ступень сменяется объектной ступенью, полярность «наслаждение / неудовольствие» определяет отношение «Я» к объекту. Когда объект приносит ощущение наслаждения, то появляется тенденция слиться с этим объектом, приписать к «Я», возникает притяжение к этому объекту, можно сказать, что возникает любовь к нему. Эта любовь изначально возникает из нужды «Я» в этом объекте, т.е. она первоначально определяется влечениями к самосохранению. Но со временем может трансформироваться в сексуальное влечение к объекту.
Когда же объект становится источником неприятных ощущений, переживаний неудовольствия, тогда есть желание отдалиться от этого объекта, увеличить расстояние между этим объектом и «Я». «Я» хочет оттолкнуть объект, убежать от него, он испытывает ненависть, вплоть до склонности к агрессии против объекта, желания уничтожить этот объект.
Причем ненависть «Я» к объекту не зависит от того, лишают ли сексуального удовлетворения или удовлетворения потребностей самосохранения. По мысли Фрейда, настоящие прообразы отношений ненависти исходят не из сексуальной жизни, а из борьбы «Я» за самосохранение и самоутверждение.
Таким образом, любовь и ненависть, представляющиеся нам полными материальными противоположностями, находятся друг к другом в очень сложных взаимоотношениях. Как предположил Фрейд в этой статье, они возникли не из расщепления чего-то, первоначально общего, а имеют различное происхождение и прошли каждое чувство свой путь, свое развитие до того, как сформировались в противоположности под влиянием отношений наслаждения — неудовольствия.
Мы можем понять, как любовь берет свое начало в аутоэротизме, благодаря способности удовлетворять частичные влечения, источником которых являются органы тела. Изначально любовь нарциссична, затем появляется объект, на который распространяется любовь, выражающаяся через стремление к этому объекту. И когда любовь соединяется с проявлениями более поздних сексуальных влечений, когда завершается синтез влечений, любовь совпадает с сексуальным влечением в полном объеме.
На первом этапе любви доминируют оральные характеристики влечений – стремление поглотить объект. Далее, на анально-садистическом этапе стремление к объекту приобретает агрессивные оттенки, здесь характерно стремление к овладению объектом, а также проявление безразличия к тому, что объект может быть поврежден. И только лишь при установлении генитальной организации любовь становится противоположностью ненависти.
Голенева Лада Викторовна
(3.91)
Что такое проекция и рационализация?
Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.
В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.
Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.
Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)
Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.
Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).
Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.
Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.
У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.
Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.
С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.
Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?
В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.
Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.
Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.
С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.
В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).
Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.
Аутоэротизм
В широком смысле слова — такое сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без внешнего объекта. Примером может служить сосание соски младенцем и (мастурбация). Аутоэротизм связан с первичным нарциссизмом. Сосание пустышки – это аутоэротический акт, он получает аутоэротическое удовольствие. Любовь к себе может развиться только при наличии ранее любви объекта (матери). В более узком смысле слова — незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное (парциальное) влечение, связанное с каким-либо одним органом или возбуждением в эрогенной зоне, находит свое удовлетворение тут же, на месте, не прибегая к внешнему объекту и безотносительно к цельному образу тела (как это бывает при нарциссизме). Метафора – (губы, целующие сами себя).
Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?
В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).
Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.
Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.
Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.
К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.
Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.
Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.
Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.
С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.
В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.
В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.
В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).
Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.
Первая теория влечения Фрейда.
Инстинкт (Словарь Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса)
Унаследованная схема поведения, присущая определенному виду животных; она почти не меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени, устойчива к потрясениям и как бы подчинена заранее заданной цели. Здесь Фрейд говорит о том, что размножение животных регламентируется инстинктом. Какие-то животные размножаются раз в год, какие-то чаще, но так или иначе все предопределено инстинктами. В отличие от животных, сексуальность человека не регламентируется инстинктом и для этого Фрейд разрабатывает концепцию влечений. Инстинкты присущи животным, а человеку влечения. Процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к определенной цели. По З. Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения). Эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту. Влечение действует постоянно. Действует влечение на основе принципа удовольствия (увеличение напряжения — неудовольствие, снижение — удовольствие).