Наркомания – способ уйти от реальности и не вернуться


Содержание:

  1. Наркопристрастие как побег от рутины
  2. Отличие от эскапизма
  3. Почему новая реальность наркомана это плохо
  4. Выводы


К зависимости приводят разные пути, но чаще всего — желание забыть о возникших трудностях. Приятные ощущения, обусловленные действием психоактивного вещества — это новая реальность наркомана, Она настолько сладостна, что нивелирует все имевшиеся моральные запреты, захватывает душу и тело, уносит в мир грез. Вернувшись к действительности, человек видит все вокруг в сером цвете, сталкивается с проблемами, решение которых требует определенных усилий и волевых качеств. И неудивительно, что у многих возникает желание вернуться туда, где было хорошо. Фактически с помощью наркотиков происходит побег из мира реального в виртуальный.

Наркопристрастие как побег от рутины

Наркомания — своеобразная разновидность эскапизма. Термин происходит от английского слова «escape» («эскейп) — оно переводится как «побег». Эскапизм это обобщенное понятие, под ним подразумевают:

  • избегание скучных людей, событий и явлений;
  • уход от неинтересной жизни, которая наполнена рутиной и «бытовухой».

Эскаписты и наркозависимые похожи тем, что они:

  • прекращают проявлять интерес к ценностям, принятым в обществе;
  • создают свой виртуальный мир, и скрываются в нем от забот и тревог.

Но в реальности наркомана присутствуют новые «ценности», которые таковыми по своей сути не являются. Это опасная ширма, за ней прячутся от одних неприятностей, но приобретают другие — ещё более угрожающие благополучию:

  • физическому;
  • психическому;
  • социальному;
  • профессиональному;
  • семейному.

Наркомания считается болезнью. В то же время эскапизм — это не патология и даже не промежуточное состояние между состоянием патологии и нормы. Его, в отличие от наркомании, не описывают в медицинских учебниках. Но есть общая черта у этих двоих явлений — навязчивое стремление. И приверженцы эскапизма, и любители «наркоты» не просто избегают обыденности по мере возможности — они прячутся от нее изо всех сил.

Эскапизм может быть вызван пристрастием к психотропным веществам. Так, из-за злоупотребления ЛСД у основателя культовой группы «Pink Floyd» Сида Баррета наблюдалось выраженное стремление не соприкасаться с непраздничными сторонами жизни.

Вначале эффекты, возникающие после приема «наркоты», погружают зависимого в мир, которого физически нет, но в котором он желал бы находиться, так как там нет разочарований, боли, страданий и необходимости бороться с ними. Такие ощущения могут быть разными:

  • в одних случаях они совпадают с реальными, но более выражены — это чувство удовлетворения, радости, безграничной внутренней свободы и так далее;
  • в других — похожи на пребывание «внутри» мифических историй и сказок. Так, могут возникать слуховые, зрительные, вкусовые и тактильные галлюцинации, наркоману кажется, что он смотрит фильм.

Если бы влияние наркотиков можно было контролировать, то их прием расценивали бы как один из способов рекреации – восстановления организма. Между тем, человек не владеет такими техниками, и прием психотропов становится способом, уводящим наркомана от реалий и практически не оставляющим шансов вернуться обратно.

Нарушения восприятия времени

Нарушения восприятия времени — хронопсические иллюзии, явления дисхронизма, хронотараксия (греч. chronos — время, tharaxis — расстройство) достаточно разнообразны.

1. Тахихрония — непосредственное ощущение ускоренного течения актуального времени: «Время идет очень быстро, оно просто летит. Кажется, только что было утро, и вот уже вечер… Кажется, я только что, минуту назад прилег отдохнуть, как наступило утро… Недавно, вроде, была весна, а уже осень… Часы будто стоят на месте, а время будто сорвалось с цепи… Прошло, кажется, много времени, а часы показывают всего несколько минут». Пациент К.Ясперса рассказывает о переживании времени в состоянии мескалинового опьянения следующее: «Поначалу испытываешь особенное чувство, будто ты потерял контроль над временем, будто оно ускользает у тебя между пальцами, будто ты больше не можешь удержаться в настоящем, чтобы прожить его; ты пытаешься зацепиться за него, но оно уплывает от тебя и устремляется вдаль».

2. Брадихрония — непосредственное ощущение замедленного течения актуального времени: «Ночь, кажется, никогда не кончится, утра не дождусь, до него бесконечно далеко, целая вечность… Время идет медленно, едва двигается, а часы торопятся, спешат… Прошло, кажется, всего несколько минут, а по часам — много больше». Ощущение замедления течения времени может относиться к прошлому, когда небольшой отрезок времени вспоминается как длившийся очень долго.

Нарушения восприятия времени свидетельствуют о наличии психического заболевания, поэтому при проявлении подобных симптомов рекомендуем обратиться в психиатрическую клинику

3. Утрата осознания течения времени — ощущение, будто бы время остановилось на одном месте, вперед оно не движется и даже исчезает: «Время как застыло, замерзло, все оказалось вне времени, оно будто шкура змеи, змея вылезла из нее, а шкура осталась на месте». К.Ясперс объясняет этот феномен утратой осознанной активности, состоянием, когда пациенты захвачены потоком непроизвольных переживаний. Его пациент сообщает об этом так: «Особенно когда наступает наплыв галлюцинаций, вы испытываете ощущение, будто плывете в безбрежном потоке времени, неизвестно куда и неизвестно как… стоит вам расслабиться, как безграничное время возвращается вновь».

Другая его больная говорит: «Я внезапно ощутила нечто странное: мои руки и ноги словно разбухли. Голову пронзила страшная боль, и время остановилось. Тогда же на меня с невероятной силой навалилось ощущение жизненной важности этого момента. Потом время вновь потекло как обычно, но остановившееся время продолжало стоять, как ворота». Вот что сообщает еще один пациент: «Мысль остановилась, все остановилось, словно времени не стало. Я показался себе вневременным творением, чистым и прозрачным, словно я мог проникать взглядом внутрь себя, до самого дна… В то же время я слышал тихую музыку, доносившуюся откуда-то издали, и видел скульптуры, освещенные мягким светом». «Представление о времени, — указывает К.Ясперс, — верное значение времени сохранилось, но действительного переживания времени больше нет».

4. Утрата осознания реальности времени — ощущение того, что настоящего времени не стало, время осознается как мираж, как нечто, существующее только в воображении: «Время превратилось в призрак, будто ты оказался на том свете, но еще воспринимаешь, что происходит в этом мире… Все видится, как в кино. Там тоже есть время, но оно фиктивное, не настоящее. Там проходят годы, но ты знаешь, что это не настоящие годы, это факт моего сознания и не более того. Стоит уйти из кино, не будет и этого времени».

5. Восприятие времени как новой реальности — ощущение того, что текущее время совсем не такое, как прежнее, оно обладает какими-то новыми, необычными свойствами. Больной К.Ясперса поясняет это так: «Это новое время было бесконечно многообразно и запутанно, и вряд ли его можно сравнить с тем, что мы обычно называем временем. Внезапно меня осенила мысль, что время лежит не передо мной и не за мной, но со всех сторон. Я могу видеть его, разглядывая игру цветов».

6. Восприятие прошлого времени как сжатого, сократившегося — ощущение того, что прошедшее время оказалось спрессованным в какой-то короткий его отрезок. Так, пациенту кажется, что прошедшие 29 лет длились не более 4 лет. Другой пациент вспоминает минувшие 10 лет как длившиеся один-два дня. Иногда пациенты говорят так: «Вся моя прошлая жизнь длилась как одно мгновение».

7. Восприятие прошлого времени как растянутого, длившегося непомерно долго. Ф.М.Достоевский, описывая восприятие времени за несколько минут до своей смертной казни, писал, что эти драгоценные минуты казались ему целой жизнью, а вся жизнь представлялась бесценным даром бесконечного времени. Он же, рассказывая об экстатической эпилептической ауре, отметил, что это переживание кажется длящимся целую вечность, за что не жаль отдать и всю свою жизнь. О том же сообщает пациент, оценивая пережитые им минуты экстатического состояния как «вечность», как прожитую долгую жизнь. Пациенту в состоянии мескалинового отравления «время казалось растянувшимся до бесконечности» и одновременно с тем «переживания последнего времени казались относящимися к далекому прошлому». После перенесенного острого психоза, насыщенного множеством переживаний, пациент сообщает: «В моей памяти это время, по обычному счету не превышающее трех-четырех месяцев, запечатлелось как огромный промежуток, словно каждая ночь длилась столетия». «Здесь речь должна идти скорее о согласованном акте интенсивного мгновенного представления, — указывает К.Ясперс, — при котором в единое целое собирается все то, что наша память затем интерпретирует как растянутый во времени ряд».

8. Утрата осознавания настоящего и будущего времени — ощущение того, что осталось только прошлое время, оно как бы окутывает пациентов, не выпускает их из себя. Больная говорит: «Меня оттащило назад, но куда? Туда, откуда это приходит, где это было прежде». Другой пациент сообщает: «Я как бы увяз в прошлом, словно в трясине, у меня нет ощущения того, что я нахожусь в настоящем, и нет ощущения, что будет когда-нибудь и будущее». «Настоящего больше нет, есть только ссылки на прошлое. Будущее уменьшается в размерах, сморщивается; прошлое так назойливо, оно окутывает меня, оно тянет меня назад. Я подобна машине, которая стоит на месте и работает. Она работает на полную мощность, но все равно стоит на месте… Вчера я посмотрел на часы. Мне показалось, что меня отбросили назад, что на меня словно надвинулось что-то из прошлого».

9. Утрата осознавания прошлого времени — ощущение того, что прошлого не было вовсе, оно как бы исчезло, стерлось из памяти: «Прошедшего как бы и не было вовсе, а настоящее появилось вдруг и неизвестно откуда… Я оказался отрезан от собственного прошлого, словно оно никогда не было таким полным теней, словно жизнь только началась».

10. Утрата осознавания будущего времени — ощущение того, что есть только прошлое и настоящее, а будущее исчезает или уже исчезло. Депрессивная больная, переживающая «страшную опустошенность», то есть болезненное бесчувствие, говорит: «Я не могу видеть будущее, словно его и нет вовсе. Мне кажется, что все вот-вот остановится и завтра уже не будет ничего». Другой пациент сообщает: «Я видел однажды картину, кажется, это было полотно И.Глазунова «Тупик». На ней изображен человек. Он шел долго-долго, смертельно устал, верно, до конца надеялся, что достигнет-таки своей заветной цели. Но вдруг перед ним выросла высокая стена, преградившая путь. Он стоит перед ней и понимает, что впереди его ничего уже не ждет, будущего у него нет, дверь в будущее оказалась запертой. Вот так чувствую себя и я. Впереди мрак, ничего не видно, и нет ничего, все, что было, осталось в прошлом, да и была всего только надежда на будущее».

11. Утрата осознавания прошлого и будущего — ощущение того, что существует только настоящее, а позади и впереди ничего не было и не будет: «Позади меня и впереди абсолютная пустота, ничто, я повис между тем, чего не было, и тем, чего никогда не будет… Я чувствую себя человеком, который трепещет между прошлым и будущим, он балансирует на узенькой доске над пропастью. С одной стороны зияет пустота, с другой — то же, а настоящее — это только возможность не упасть вниз».

12. Инверсия чувства времени — ощущение обратного течения времени. Больные сообщают: «Время изменило направление, пошло назад… Время течет не вперед, а вспять, в другую сторону». «Сегодня пятница, — знает пациент, — а завтра будет четверг, а за ним среда, потом — вторник…» — утверждает он. Он отсчитывает в обратном порядке не только дни недели, но также месяцы года. Похоже на то, что пациенты осознают психические акты, представляющие время, в обратной последовательности.

13. Утрата осознавания плавного течения времени — ощущение того, что время движется какими-то рывками, толчками. В памяти сохраняются воспоминания лишь об отдельных впечатлениях, отмечающих будто пунктирной линией движение времени, обычно кажущееся пациентам несколько ускоренным: «Время идет прерывисто, какими-то скачками… Время как порвалось, словно оно составлено из отдельных кусочков… Время распалось на какие-то точки, между которыми ничего нет».

14. Утрата осознавания границ времени — ощущение того, что грани, отделяющие прошлое, настоящее и будущее время, как бы исчезли, эти времена перетекают одно в другое, смешались или существуют одновременно: «Затем прошлое повернулось кругом, все перемешалось не доступным пониманию образом… Прошлое, настоящее и будущее находятся в одной плоскости, они расположены рядом, и я могу их переставлять, словно карточки, с одного места на другое. Будущее время пойдет тогда за прошлым, настоящее — за будущим, но может быть и так, что и прошлое, и будущее время окажутся в настоящем. Я не удивлюсь, если сейчас увижу на улице рыцаря или гладиатора — они для меня не в прошлом, а в сегодня. Мне покажется естественным, если появятся люди будущего, погаснут звезды, превратится в пустыню Земля. Вот я разговариваю сейчас с вами, доктор, и этот разговор останется во мне так, будто это происходит теперь, в настоящем. Я легко могу представить его так, что он происходил где-то в будущем. Для вас же эта беседа навсегда уйдет в прошлое. Будущее тоже происходит сейчас, для меня это не то, что когда-то случится, оно существует уже в данный момент». Последний пациент рассуждает так, будто сказанное является для него самоочевидным фактом, не подлежащим сомнению.

Это показывает, что нарушения восприятия времени, как и пространства, вполне могут служить основанием для появления соответствующих бредовых суждений.
К содержанию

Отличие от эскапизма


Приверженцы эскапизма прибегают к действиям, позволяющим отстраниться от опостылевшей рутины и не влекущим за собой каких-то критических последствий.

Последнее не применительно к наркопристрастию: за такой побег приходится расплачиваться. Причем на кону — здоровье и даже жизнь человека. В этом разница между обычными наркоманами и адептами эскапизма, которые ради побега от обыденной реальности:

  • читают книги;
  • занимаются коллекционированием;
  • медитируют;
  • перебираются жить в глухую деревню и так далее.

Почему новая реальность наркомана это плохо

Само по себе стремление вырваться из опостылевшей рутины и проблем не вызывает негативного отношения. Почему же наркомания как явление порицается? Основная причина в том, что наркозависимые являются частью общества и негативным образом влияют на него:


  • Они относятся к потенциально опасным слоям населения, так как ради дозы готовы на асоциальные поступки — ложь, кражи, грабежи и даже убийства.
  • Любители наркотиков не контролируют своего поведения, поэтому могут спровоцировать ДТП, вызвать пожар, непреднамеренно испортить важное оборудование и так далее.
  • Из-за них страдают друзья и родственники. Они терпят выходки любителей «зелья», а когда оказывается, что тех надобно спасать, вынуждены прилагать для этого недюжинные усилия, тратить время, финансовые и личные ресурсы.

Поэтому такой уход от реалий одних может обернуться массой неудобств (в то числе критичных) для других. Особенно сложно понять тех, которые начали принимать наркотики не из-за проблем и стрессов, а из-за праздного интереса и чувства пресыщения (более известного как «с жиру бесится») — впоследствии такое «любопытство» выливается в колоссальные неудобства для окружения.

Как проявляются расстройства восприятия?

Область психиатрии — особая сфера медицины, изучающая различные расстройства психики и их проявления. Это очень специфическая область человеческих знаний, которая оперирует понятиями «болезнь», «здоровье», «норма» и «патология» в отношении психического состояния. Одна из областей работы врача-психиатра — расстройства восприятия. Психиатрия подобные проблемы считает психическими патологиями. Расстройства ощущений и восприятия проявляются несколькими состояниями:

  • Анестезия проявляется неспособностью восприятия тактильных ощущений, вкуса и запаха. По своим проявлениям схожа с медицинской анестезией, вызываемой для отключения чувствительности болевых рецепторов у пациентов во время медицинских вмешательств.
  • Гиперестезия — расстройство чувствительности, обусловленное кажущимся усилением запаха, света, звука. Очень часто гиперестезия проявляется у больных, перенесших черепно-мозговую травму.
  • Гипостезия — обратное гиперестезии изменение чувствительности. Сенсорное восприятие уменьшает естественные раздражители. Страдают гипостезией больные депрессивными расстройствами, которым мир кажется тусклым, скучным.
  • Парестезии выражаются в ощущениях зуда, жжения, покалывания, «мурашек», обусловленных нарушениями кровоснабжения и иннервации. Зачастую парестезии возникают в зонах Захарьина-Геда: проблемы внутренних органов проявляются в виде неприятных, болезненных ощущений на определенных участках поверхности тела человека.
  • Сенестопатии — неприятные ощущения, возникающие внутри тела человека, их сложно описать словами, чаще всего больной использует яркие сравнительные образы, чтобы рассказать об этих ощущениях.

«Неправильные» ощущения иногда совпадают с клиническими проявлениями какой-либо болезни, причем не только из психиатрической практики. Грамотный диагноз заболевания или состояния — вот основа качественного лечения.

Выводы

Следует ли порицать попытку бегства от реалий бренного мира? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Спасение самого себя от рутины, проблем, стрессов негативного отклика не вызывает. Его практикует, пожалуй, 100% взрослого населения, которое ежедневно:


  • преодолевает какие-то жизненные трудности;
  • переживает стрессы, разочарования, обиды из-за жизненных несправедливостей;
  • борется с обычными повседневными проблемами.

Но если наркоман уходит от реальности с помощью наркотиков, это рано или поздно повлечет негативные последствия — медицинские и социальные. Они касаются как самого человека, так и его окружающих.

Синяя гусеница из Страны чудес

«То, что ты видишь, но чего нет на самом деле» — вот она, галлюцинация. Проблемы в восприятии действительности такой, какая она есть на самом деле, проявляются возникновением псевдореальных образов. Психиатрия, изучая расстройства восприятия, галлюцинации определяет как образ, появившийся в сознании и определяемый как реально существующий, но без внешнего раздражителя, воздействующего на рецепторы человека. Эти образы появляются на пустом месте, если можно так сказать, из-за расстройства восприятия. Галлюцинации психиатрами делятся на несколько разновидностей:

  • Истинные галлюцинации — представляют собой яркие образы, для больного имеющие определенные формы, цвет, запах, издающие конкретные звуки. Истинные галлюцинации воспринимаются больным как проявление реальности через его органы чувств, он пытается ими манипулировать, как будто бы видимые им явления или предметы существуют в реальности. К тому же, по мнению больного, испытывающего истинные галлюцинации, все окружающие люди должны воспринимать их точно так же, как и он.
  • Псевдогаллюцинации воспринимаются больным как нечто неестественное, но реально существующее, оно лишено яркости, часто бестелесно, может происходить или из тела самого больного, или из областей, не подвластных его рецепторам. Зачастую ложные галлюцинации считаются больным насильственно вложенными в его организм при помощи специальных устройств, аппаратов, машин или из-за оказанного на него психического воздействия.

Помимо этих двух видов галлюцинации подразделяются также по тем органам чувств, которыми они могут быть вызваны:

  • висцеральные;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • тактильные.

Каждый такой вид галлюцинации имеет свое научное определение и может быть разложен на несколько подвидов, что важно для клинической психиатрии.

Кстати, галлюцинации могут быть внушенные и вызванные. Одна из методик психиатрии использует симптом Ашаффенбурга, когда больному дают послушать заранее отключенный телефон, таким образом проверяя его готовность к слуховым галлюцинациям. Или же симптом Рейхардта — симптом чистого листа: больному дается абсолютно белый лист бумаги и предлагается рассказать о том, что на нем изображено. Галлюцинации могут быть и функциональными, возникающими на фоне раздражения тех или иных рецепторов и исчезающими после удаления раздражителя. Кстати, образ Синей гусеницы, покуривающей кальян на шляпке гриба, из сказки Льюса Керролла «Алиса в Стране чудес» многими расценивается как классическая галлюцинация.

Литература:

  1. Наркотическая и алкогольная зависимость : практическое руководство по реабилитации детей и подростков / С. Б. Ваисов. — Санкт-Петербург : Наука и техника, 2008. — 268 с.
  2. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — Москва : Трикста : Акад. Проект, 2005. — 334 с.
  3. Психология зависимого поведения : учеб. пособие : для студентов специальности Психология / Н. Н. Мехтиханова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2005 (Ярославль : Ремдер). — 123 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]