Определите свой стиль изучения
Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик — пишите по своим конспектам шпаргалки и составляйте план ответа.
Ещё один эффективный метод — карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали тут.
Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое‑то представление.
Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.
Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.
И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.
Совет 3: один термин – одна карточка
Карточки для самопроверки как метод того, как выучить пересказ по биологии
Есть способ того, как быстро выучить определения (материал) по биологии. Для этого каждый новый термин запишите на отдельную карточку.
На заметку!
Карточки – один из самых действенных способов запоминания информации. К тому же они прекрасно помещаются в сумку или даже в карман, а значит вы сможете везде их брать всюду и повторять сложные термины.
Как это делать:
- В ходе изучения новой темы выписывайте сложные и непонятные понятия на карточки. Возвращайтесь к этим понятиям в течение изучения и повторения всей темы.
Методика «3–4–5»
Изображение: Giphy
Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.
В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.
Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.
В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.
Загадочные возможности памяти
Наша память, как уже говорилось ранее, имеет неограниченные объемы. Запоминать нужную и не нужную информацию можно разными способами. Ежедневно тренируя свою память, сможете открыть для себя много нового и неизведанного.
Одним из самых удивительных методов запоминания считается явление эйдетической памяти. Она представляет собой процесс, позволяющий фиксировать все происходящее в окружающей среде. Символы, слова, образы – все это врезается в память за секунду. Дело в том, что вся информация, изученная подобным образом, запоминается как код и воспроизводится в нужный человеку момент. Имея такие способности, человек достаточно легко сможет заучить наизусть не только стихотворения, но и большие тексты.
Главным плюсом эйдетической памяти является то, что человек, обладающий ею, сможет самостоятельно контролировать, какая информация ему нужна, а какую можно стереть, подобно компьютеру.
Обучение такой методике запоминания текстов занимает много времени, но научиться ей сможет абсолютно каждый желающий, самое главное – не опускать руки и верить, что все получится!
Изучение зависит от предмета
Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки — математика, физика — требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.
Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.
Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика — пересказывать материал кому‑нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто‑то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что‑то непонятно.
Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.
Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.
Совет 4: чертим и рисуем
Как выучить определения по биологии? Конечно же с помощью рисунков!
Схемы и таблицы сами по себе довольно полезны, так как задействуют зрительные механизмы запоминания. А если потом и самим их перерисовывать и перечерчивать, это задействует еще и дополнительную механическую память.
Как это делать:
- Просто перерисовываем или перечерчиваем то, что дано в учебнике или конспекте. Если же никакого рисунка не дано, используйте свою фантазию – нарисуйте ассоциацию, которая возникает у вас при взгляде на определение или тему. Так вам будет проще вспомнить суть определения или темы.
Ещё несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам
- Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
- Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, как бороться с отвлекающими факторами.
- Высыпайтесь.
- Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
- Избегайте стрессовых ситуаций и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
- Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
- Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
- Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
- Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
- Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
- Ходите вечером на прогулки. Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
- Составьте чёткий план подготовки.
Как быстро запомнить все даты и термины истории и обществознания?
Для начала давайте разберем сам механизм запоминания. Наша память представляет из себя большую систему нейронных связей. В тоже время нейроны и нейронные связи имеют свойство разрушаться, поэтому мы можем наблюдать у наших учеников пробелы в полученных знаниях. Что-то мы помним всю жизнь, а что-то забываем уже через неделю.
Существует два способа укрепления нейронных связей и предотвращения их разрушения: заставлять их чаще работать. Активировать их мы можем с помощью многократных повторений. Не зря есть поговорка «Повторение – мать учения». И второй способ: создание множества связей с той информацией, которую необходимо сохранить в памяти надолго. Чем больше взаимосвязей, тем крепче новый элемент закрепиться в памяти (мнемотехника).
В статье я хочу разобрать приемы мнемотехники, которые помогут современным учителям истории, обществознания увеличить объем памяти и повысить качество запоминаемой информации на уроках у учеников.
Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания
Первый прием – «метод ассоциаций». Данный метод требует от ученика использования собственного опыта. В.И. Садкина выделяет три формы проведения ассоциаций:
1) «Понятия». Учитель на доске в центре записывает понятие. Учащиеся по его просьбе называют признаки понятия. Признаки по смыслу должны быть связаны с главным понятием.
2) «Цветок». На доске необходимо нарисовать цветок, начиная с центральной части (здесь будет находиться ключевое слово). После того, как учитель или ученик запишут главное слово, нужно нарисовать лепестки. Их количество будет соответствовать количеству признаков, черт, особенностей главного слова. Остается только заполнить эти «лепестки» -признаки.
3) «Прямоугольник». На доске учитель рисует прямоугольник. На каждой из сторон прямоугольника записываются слова-ассоциации различных частей речи (например, прилагательные, глаголы), связанные с этим предметом. Когда схема будет заполнена, можно отобрать наиболее яркие понятия, чтобы работать с данным термином.
Более информативным и содержательным, чем метод «ассоциаций», описанный выше, является метод «ассоциативных схем». В.И. Садкина выделяет следующие принципы составления ассоциативных схем. Представьте, что на листе бумаги вы рисуете деревца – части мозговых клеток. Каждое деревце объединяет родственную информацию. Схему необходимо начать в центре листа, нарисовав овал, круг или квадрат. Внутри него будет находиться главный элемент схемы, от которого пойдут деревца.
На каждой ветке деревца записывайте только одно ключевое слово, от которого дальше пойдут ответвления. На одном деревце будут размещены понятия с родственной информацией. Для наглядности можно каждую ветку выделить разными цветами.
Данные приемы, по мнению педагогов, обеспечивают около 75% запоминания информации.
Кто лучше запоминает, аудиал или визуал?
Также для укрепления нейронных связей помогает использование нескольких каналов восприятия необходимой информации.
Ученик на уроке получает информацию через органы чувств, посредством зрительных, слуховых и иных ощущений. Восприятие информации – это сложный процесс, где происходят сложные психические процессы: внимание, память, мышление. С помощью элементарной анкеты учитель может выявить процентное соотношение типов восприятия в классе. В большинстве случаев результат выглядит примерно следующим образом: кинестетики — 35%, визуалы — 35%, дигиталы — 25%, аудиалы — 5%.
Визуальный канал направлен на получение информации из зрительных образов. Такие учащиеся запоминают лучше благодаря чтению.
Аудиалы сосредоточены на получении информации из слуховых образов. У таких учащихся наблюдается высокая способность запоминания через прослушивание необходимой информации.
Ученики, пользующиеся кинестетическим каналом усвоения информации, сосредоточены на эмоциональных и физических ощущениях. Воспринимают материал через движение или действие.
Учащиеся, которые прогнозируют, планируют и анализируют свою деятельность, получают знания через дигитический канал. Усвоение информации происходит путем концентрации на абстрактно-логических образах.
На уроках учителю необходимо задействовать максимальное количество каналов восприятия информации. Один канал позволяет запомнить 20 % материала, два – 30% , три – 60% и все четыре 80%. Современные технологии позволяют учителю доставлять до ученика информацию по всем четырем каналам восприятия. В этом хорошим помощником является интерактивная доска, на которой можно демонстрировать видео, аудио и пользоваться интерактивными приложениями, которые так любят современные школьники.
Повторение – мать учения
Для того чтобы полученный материал на уроке не был забыт необходимо организовать грамотное повторение. Существуют разные правила запоминания, это зависит от выделенного времени и желаемого результата.
Приведем пример, если нам необходимо в короткие сроки запомнить прочитанное: первый раз повторяем сразу после окончания чтения, второе повторение делаем через 20 минут, третье через 8 часов после второго и заключительное через 24 часа после третьего.
Если вы не обременены временными рамками, и вы хотите запомнить информацию на более длительное время, то подойдет следующая схема: первый раз повторяем сразу после окончания чтения, второе повторение делаем через 20 минут, третье через день после второго, следующее повторение через 2-3 недели и последующие 2-3 раза в месяц.
Ритмика помогает запоминать информацию лучше
Следующим приемом позволяющим запоминать большее количество материала является ритмическая организация информации на уроке.
Ритмическая организация информации — упорядоченное повторение отдельных элементов через определённые промежутки. Ритмическая организация учебного процесса имеет положительное влияние на школьников. Ритмизация обучения оказывает содействие активизации умственных способностей и развитию познавательной активности и творчества школьников. Например, на уроке истории в 5 классе по теме: «Единовластие Цезаря», мы можем использовать стихотворение:
Талантливый политик и диктатор, Великий полководец, дерзкий жрец, Писатель, консул, римский триумфатор, Коварный сердцеед и любящий отец.
Наперекор судьбе, он шёл своей дорогой, Он брал от жизни всё, о чем мечтал, И нормы нарушал морали строгой. Всё для того, чтобы взойти на пьедестал.
Он был убит жестоко и коварно Трусливой сворой недругов своих. Они прожили жизнь свою бесславно, А имя Цезаря живёт в делах благих.
Данная ритмическая часть позволяет ученикам через стихотворные формы знакомиться с учебным материалом. Она дает возможность собрать детей, сконцентрировать их внимание и способствует наиболее эффективному усвоению учебного материала.
Последний прием мнемотехники заключается в создании крепкой связи между моторикой и мышлением.
Моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В этом помогает проектная деятельность, где присутствуют элементы моделирования, конструирования, создание коллажей.
Перечисленные приемы мнемотехники, которые мы используем на уроках истории и обществознания, позволяют развивать память учащихся, а не зазубривать необходимую информацию, увеличивает ее объем и повышает качество запоминаемой информации. Происходит развитие умственной деятельности и творческого познания. Ученик должен полюбить предмет, а если это случится, то он будет его знать.
[mailerlite_form form_id=4]
Вариант учить лекции второй
Перед началом изучения лекции, следует разобраться со всем имеющимся материалом. То есть, имеется в виду, методическое пособие, учебники, лекции, дополнительная литература, справочники. Нужно подготовить весь этот материал и настроиться на его изучение. Второй этап изучения – выбор схему. Самый достойный и распространенный вариант – заучивание материала с полным его пониманием. Если не будет банального понимания, то материал не будет усвоен, а его будет можно только зазубрить.В том случае, если вы забыли что-то и затрудняетесь ответить, вы можете додумать это логически и прийти к правильному выводу.Такой подход требует больше времени и сил, но, как правило, оказывается более эффективным. Тем более, преподаватели чувствуют вашу осведомленность в материале.Затем постарайтесь пересказать то, что вы прочитали. После этого прочитайте лекцию еще раз и заполните образовавшиеся пробелы. Если вы не понимаете смысл того, что читаете, обязательно обратитесь к преподавателю или другим студентам за помощью.Также нее исключено, что можно воспользоваться планом. Особенно хорош такой способ для людей с хорошо развитой зрительной памятью. Создайте краткий структурированный план к каждой лекции. Внесите в него даты, имена, важные термины и т.д. Рассказывая лекцию, вы будете визуально вспоминать ваш план, и это будет своего рода вашей шпаргалкой. Самые сложные для понимания понятия стоит все же зазубривать. Есть такая информация, которая не исключает этот вариант. Есть такие данные, которые нужно выписывать на листочки и приклеивать на всевозможные места в доме, на которые наталкиваешься чаще всего, например, на зеркало в ванной комнате или на кухонный холодильник. Чем чаще студент будет сталкиваться с такими вещами, тем лучше в подсознании у него будут отпечатываться непонятные ранее для него определения. Если даже после перечисленных выше действий понимания так и нет, то остается только один вариант – зазубривание. Конечно, вариант не самый надежный, но тем не менее, в некоторых ситуациях действенный.
Итак, мы рассмотрели два пути выучивания лекций в ускоренном режиме. Мы говорили о том, что иногда, при полном отсутствии понимания со стороны ученика смысла представленной информации, нужно зазубривать материал. Этим надо пользоваться в крайнем случае, так как стоит понимать, что только полное понимание предмета даст положительные и динамические результаты во время учебы.
Как справиться со страхом перед экзаменом
Даже если ты знаешь, как правильно готовиться, и подготовился к сессии действительно качественно, справиться с волнением в день экзамена крайне сложно.
Не стоит перед экзаменом принимать успокоительные препараты. Они снижают концентрацию внимания, а при недосыпе есть риск уснуть прямо во время написания.
Волнение — это нормально. И поправимо.
Вот несколько советов, как справиться с волнением перед экзаменом:
- Наденьте комфортную одежду. Если только экзамен не устный и преподаватель не имеет репутации обращающего на внешний вид слишком много внимания, можно даже в чем-то пренебречь дресс-кодом и надеть то, в чем привычнее и спокойнее.
- Попробуйте простые дыхательные методики для релаксации.
- Не мучайте себя мыслями типа «А что, если завалю…». Они точно не помогают.
- Если предыдущий совет не помогает, попробуйте прием «И что тогда?». Он поможет увидеть, что даже с тройкой или пересдачей жизнь не заканчивается.
- Не стоит повторять материал в маршрутке по пути в университет или у двери аудитории. Это только повысит напряжение, а выучить что-то действительно новое все равно не успеете.
- И главное помнить: волнение – это нормально. Большинство преподавателей все понимают и выслушают, даже если первые слова ответа прозвучат неуверенно.
Из этого видео вы узнаете, как справиться со стрессом перед экзаменами:
Вариант учить лекции — первый
Учить лекции необходимо с самого раннего утра. Доказано, что информация лучше всего усваивается, когда она получена раним утром. В это время активность мозга прогрессирует лучше всего. Поэтому начинать стоит после того, как выпьешь горячую чашечку кофе и примешь водные процедуры. Утром организм отдохнувший, а голова еще не забита разными мыслями, проблемами и делами, поэтому информация будет запоминаться гораздо быстрее и легче. Учить стоит с самых сложных вещей. Многие студенты сначала заучивают тот материал. который для них является самым простым и понятным, а только потом оставляют время на сложные понятия. Этого делать не рекомендуется, поскольку сложная информация может не усвоиться на должном уровне. Если такое задание уж слишком сложно для студента, то он может учить лекции методом чередования информации. Сначала он должен освоить определённые данные, которые ему менее всего понятны, а потом легкие лекции. Студент должен постараться вникнуть в самую суть лекции. Количество запомнившейся информации будет тем больше, чем выше степень ее понимания. Не тратьте время, которого у вас и так мало, на заучивание всей информации. Просто внимательно прочитайте материал, стараясь понять, о чем идет речь, и запомните основные моменты. После этого вы легко сможете ответить на любой вопрос, касающийся предмета даже отдаленно. А также сделать любые самостоятельные выводы, что максимально полно раскроет полноту ваших знаний. Нужно сосредоточить внимание на конкретной изучаемой лекции. Нужно отказаться от любых отвлекающих элементов – компьютера, интернета, телефона, телевизора. Другими словами, стоит сосредоточиться только на учебе. Не стоит забывать и про отдых. Каждые 40 минут стоит отдыхать примерно по 10 минут. В это время лучше погулять. Не стоит смотреть телевизор, так как это времяпрепровождение затормаживает мышление и после него не хочется возвращаться к учебе. Следует пересказывать прочитанный материал. Изучив одну тему, нужно рассказать о ней самому себе, не подглядывая в лекцию. Постарайтесь вспомнить все, что сможете. А после этого загляните в тетрадь и найдите упущенные моменты. К тому же проговаривание ответа вслух поможет чувствовать себя более уверенным перед преподавателем и избавит вашу речь от заикания и ненужных слов-паразитов. Нужно составлять план каждой лекции. После прочтения определенного материала необходимо составлять план. Это позволит правильно выполнить пересказ, а полученная информация лучше усвоится, если изучать ее именно так.
Есть и второй вариант изучения лекций в ускоренном режиме. Он больше основан на структуре таких заданий, нежели на планировании собственного времени. Сегодня лекция – это основа учебного процесса. В России большая половина времени учебы уходит на изучение лекций.
Все по плану
Чтобы выучить лекцию за день до контрольной или экзамена, лучше встать пораньше и начать наверстывать упущенное с самого утра. Утром ваш мозг свеж, бодр и готов впитывать новые знания. То ли дело начинать учить вечером, когда голова уже забита посторонними мыслями, произошедшими за день событиями, планами, да и просто — устал.
Отдохнувший мозг — один из важнейших аспектов для быстрого усвоения информации. Действуйте по плану. Разложите перед собой лекцию, отметьте, что вам труднее всего запомнить, что нужно только повторить, а какие моменты вы прекрасно знаете. Изучать начните самое сложное, пока ваша голова ясна и готова мыслить. Затем перейдите к более легким темам, заучивать которые вам нет нужды.
Как лучше записывать лекции — от руки или в ноутбуке
Если скорость печати высокая, писать лекции можно на смартфоне или ноутбуке. Применять те же правила, что и при письме — сокращения, выделения, списки.
Но не стоит писать весь текст под диктовку, это негативно влияет на запоминание. Вести конспект в любом виде нужно вдумчиво, анализировать информацию, записывать только основные факты.
Можно воспользоваться диктофоном, чтобы затем прослушать лекцию, составить конспект в любое удобное время.
Но большинство преподавателей, ученых считают, записывать лекции от руки полезнее. Студенту необходимо вдумчиво слушать лекцию, чтобы фиксировать только важные моменты. Это помогает лучше усвоить материал.
Идеальный вариант, записать на ноутбуке, затем переписать от руки.
Используем разные стили оформления
Разноцветные маркеры — незаменимые помощники для студентов. Используя разные цвета для выделения, можно потом быстро найти важные тезисы. Дополнительно из-за смены инструментов повышается внимание, лучше запоминаются новые слова, выделенные цветом.
Вместо маркеров для оформления лекции можно использовать шрифты и подчеркивания, обводки. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не разводить грязь на странице.
Важные моменты можно помечать восклицательными или другими знаками на полях. Любители рисовать могут делать небольшие схематические рисунки.
Чтобы лекция хорошо запоминалась, нужно чтобы она не выглядела однообразной простыней. Применение различных стилей в оформлении помогает лучше и быстрее ориентироваться в тексте.
Атмосфера вокруг
Чтобы материал запоминался быстро, необходимо создать особенную атмосферу, располагающую к восприятию новых знаний. Для этого найдите в доме хорошо освещенное место, комфортное. Выключите телевизор, музыку, компьютер, оставьте телефон без Интернета и желательно вибраций и звука, чтобы электроника не занимала вашу голову. Предупредите близких о том, что вы садитесь учить предмет, они помогут вам создать тишину вокруг.
Не забывайте про отдых. Каждые два часа зубрежки закрывайте перерывом как минимум в 15 минут. В это время дайте мозгу отдохнуть, но не хватайтесь за гаджеты, лучше лягте на диван и, закрыв глаза, подумайте о приятном, помечтайте. Вы также можете выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Мозгу обязательно нужен отдых, передышка. Он, как компьютер, перегруженный множеством открытых приложений, зависает и выкидывает на главный экран ошибки.