- 9 Июля, 2019
- Психологические термины
- Анжелика Бральди
Концепция зоны ближайшего развития сформировалась в тридцатых годах прошедшего столетия. Эта теория характеризует связь, имеющуюся между психическим становлением, развитием личности ребенка и его обучением. Автором ее является советский психолог Выготский Лев Семенович.
Долгие десятилетия разработанная им концепция в научной и педагогической среде считалась аксиомой. С 2000 года взгляды Выготского на когнитивное развитие детей не только переосмысливаются, но и подвергаются весьма агрессивной критике. Эта тенденция получила название «ревизионистская революция».
Однако ученые, критикующие концепцию, которую сформулировал в начале прошедшего столетия Выготский Лев Семенович, собственной альтернативы этой теории не предлагают. Поэтому считать ее устаревшей или потерявшей актуальность на данный момент нельзя.
Краткая биография Выготского
Лев Семенович родился в 1896 году в городке Орше, находящемся в Могилевской губернии. Вырос будущий ученый в Гомеле, куда семья перебралась вскорости после его рождения. Он стал вторым ребенком в очень большой семье. Всего у его родителей было восемь детей.
Изначально фамилия ученого звучала «Виготський». Он изменил ее в 1923 году. Возможно, Лев Семенович стеснялся своего еврейского происхождения, но вполне вероятно, что причиной стали сложности в произношении. Широко распространена и версия о том, что перемена фамилии обусловлена желанием ученого отличаться от собственного дяди, известного в ту пору литературного критика.
Его отец был купцом. Симха Лейбович Виготський обучался торговому делу в Харьковском коммерческом училище. Занятия торговлей он успешно совмещал с работой на посту заместителя управляющего отделения Соединенного банка. Мать будущего ученого работала учительницей. Звали ее Цецилия Моисеевна.
Родители Выготского не были бедными людьми, а их дети не нуждались ни в чем. Начальным образованием малышей занимались частные учителя, приходящие на дом. В гимназию Лев Семенович поступил сразу в шестой класс, сдав экзамены за пять первых, которые он не посещал.
В 1913 году Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета. Однако он увлекся юриспруденцией и вскоре перевелся на другой факультет. Будучи студентом, он написал немало статей на литературные и исторические темы. Их охотно публиковали различные журналы. В 1917 году Лев Семенович оставил Московский университет. Закончил он свое образование в университете Шанявского на историко-философском факультете.
В 1919 году у будущего ученого обнаружили туберкулез. Он покинул Москву, вернувшись к родным в Гомель. До 1922 года он трудился учителем литературы в трудовой школе. Подрабатывал в техникумах и на различных вечерних курсах, активно участвовал в обучении и переподготовке педагогов, работников детских учреждений.
1922 год стал переломным в жизни будущего ученого. Он устроился преподавать в педагогический техникум Гомеля. Уже через год Лев Семенович занялся организацией психологической лаборатории при этом же учебном заведении. Летом 1923 года он руководил группой студентов Московского института, которые проводили ряд экспериментов в кабинете-лаборатории при техникуме в Гомеле.
Результаты этих «экспериментов молодежи» Лев Семенович представил в виде научного доклада на съезде по психоневрологии в Петрограде. Тогда же он познакомился с Александром Романовичем Лурией, который и поспособствовал переводу Выготского в Институт экспериментальной психологии, находившийся в Москве.
Скончался ученый в июне 1934 года. Тело его было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
Как определял ЗБР сам ученый
ЗБР, или зона ближайшего развития, определяется Выготским как конструктивная теория. С ее помощью можно охарактеризовать взаимосвязи между психологическими особенностями детского развития и процессами обучения.
Сам ученый описывал данную концепцию весьма поэтично, но очень туманно. В научном труде «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» зона ближайшего развития определяется Выготским следующим образом: «Функции, не созревшие еще, но находящиеся в этом процессе. Пребывающие в зачаточном состоянии созреют завтра. Они являются не плодами, а почками и цветами развития, то есть тем, что способно созревать».
Льву Семеновичу свойственны абстрактные отступления и отстраненные примеры при разъяснении собственных мыслей, излагаемых им в научных работах. Этот ученый избегал языка, лишенного эпитетов. Он считал, что подобное изложение упрощает понимание. Именно так зона ближайшего развития определяется Выготским.
Данная манера поспособствовала возникновению массы разночтений и недопонимания, что в наше время привело к критике и даже отрицанию работ этого ученого.
Зоны развития
Область разработки может быть большой, но цель разработки должна быть простой и понятной. То есть требуемый аспект должен быть изолирован от компетенции, даже если он не полностью разработан. Например,
- зона – организовать работу других людей, но цель – научиться настраивать действия сотрудников с помощью ИПР и следить за ходом выполнения их задач;
- зона – мотивация персонала, но цель – научиться видеть изменение эмоционального настроения сотрудников отдела и прогнозировать их поведенческие реакции.
В этой части HR или наставнику важно оценить способность сотрудника преодолевать разочарование и стресс, способность к обучению, ориентацию на результат, способность работать независимо и стратегическое мышление.
Цели, поставленные перед сотрудником, должны соответствовать целям и ценностям компании.
О понятии ЗБР
Понятие «Зона ближайшего развития» было впервые предложено в 1932 году, а окончательно эта концепция сформулирована только в начале 1934 года, то есть незадолго до смерти Льва Семеновича.
Понятие ЗБР включает в себя процессы решения тех задач, с которыми детям не под силу справиться самостоятельно, без обучения и помощи со стороны взрослых. Достигнутые результаты становятся личной интеллектуальной собственностью детей, их навыками, умениями, опытом и знаниями.
Зона ближайшего развития определяется Выготским как непосредственное влияние взрослого, оказываемое им на процессы личностного становления ребенка. Другими словами можно сказать, что психологическое развитие детей напрямую зависит от того, чему и как их учат взрослые.
Практическая польза понятия ЗБР в том, что с помощью этой концепции можно не только охарактеризовать имеющиеся взаимосвязи между обучением и развитием, но и их перспективы, потенциальные возможности и недостатки. Понятие зоны ближайшего развития позволяет получить полную картину динамики умственной и эмоциональной деятельности детей. Это необычайно важно как для педагогов, так и для родителей.
Особенности взаимодействия с социумом
Под термином “более осведомленный другой” не всегда имеется в виду учитель или наставник. Контактируя со сверстниками или немного более старшими детьми, малыши перенимают опыт и знания.
Для подростков возрасте влияние сверстников тоже играет большую роль в развитии. Мальчики и девочки в этот период часто обращаются к одногодкам, если хотят разобраться в тех вопросах, которые им неудобно обсуждать с родителями или в которых они считают своих сверстников более компетентными.
По мнению Выготского, новые знания воспринимаются легче и лучше усваиваются, если у детей есть возможность взаимодействовать со сверстниками. Для освоения новых навыков ученый предложил формировать группы учеников, в состав которых входят участники с высоким уровнем знаний и менее компетентные.
Как соотносятся развитие и обучение
Как считал Л. С. Выготский, зона ближайшего развития определяется соотношением двух основных элементов. Как же именно взаимосвязаны процессы обучения и развития? Лев Семенович полагал, что ЗБР – это коллективная деятельность, тесное сотрудничество взрослых с детьми. Разумеется, взрослым в этом тандеме отводится ведущая роль.
Источником личностного развития детей является их общение с другими людьми. Социум необходим для развития, которое происходит в процессе обучения. Зона ближайшего развития по Выготскому первостепенным значением наделяет именно обучение. Этот процесс должен опережать развитие, направлять его и не допускать в нем остановок, задержек, дисбаланса. Обучение является первичным, а развитие вторичным.
Полезные советы для родителей
Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.
- Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
- Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
- Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
- В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
- Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
- Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
- Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.
В чем различие между ЗБР и ЗАР
ЗАР – зона актуального развития. Это понятие одновременно является противоположным ЗБР и дополняет его. Под зоной актуального развития понимается тот спектр задач, которые доступны для самостоятельного решения. Это все то, с чем дети могут справиться без помощи взрослых и без обучения, применяя уже имеющиеся знания, навыки и умения. В этом и заключается различие между двумя понятиями.
Обе зоны связаны между собой и дополняют одна другую. ЗАР фактически является прямым следствием ЗБР. Таким образом, чтобы справляться с чем-либо самостоятельно, детям сначала нужно научиться это делать. В течение всего процесса взросления ребенка ЗАР следует за ЗБР.
Памятка для тифлопсихологов. «Зоны развития» по Л.С. Выготскомуметодическая разработка
«Зона ближайшего развития»
Изложение работы Л.С. Выготского.
Одним из важных факторов, касающимся психологических особенностей обучающихся, являются различия в изменениях, которые возникают в результате обучения.
Эти различия связаны с тем, как обучающиеся реагируют на поставленные перед ними задачи, с особенностями имеющегося у них предметного багажа, со спецификой развития их психических функций и процессов. Помимо этого результаты обучения и вызванные ими изменения в развитии обучающихся обусловлены ещё и возможностями, потенциалом развития человека.
В одной из своих работ Л. С. Выготский отмечает, что у любого человека можно выделить два уровня развития: один уровень, названный автором актуальным, характеризует сегодняшние, можно сказать, сиюминутные особенности психического развития человека. Другой уровень, названный им зоной ближайшего развития, характеризует особенности будущего, ближайшего, завтрашнего развития субъекта.
Для определения психологического содержания понятия зоны ближайшего развития Л. С. Выготский взял модель психического развития человека. Он считает, что общение, являющееся источником психического и личностного развития в онтогенезе, позволяет взрослому помогать ребенку в выполнении деятельности, которую тот не может выполнить самостоятельно. Эта совместная деятельность, по мнению Л. С. Выготского, имеет явно обучающий характер, поскольку в результате нее ребенок начинает выполнять эту деятельность самостоятельно.
Человек любого возраста может что-то делать самостоятельно: решать задачи, запоминать предложенный ему материал, придумывать, как справиться с той или иной проблемой. Все это является характеристиками его актуального развития. Однако некоторые вещи он сам без чьей-либо подсказки сделать не может, и только с чужой помощью справляется с заданием. В этом случае можно говорить о зоне его ближайшего развития. Причём один человек нуждается в очень простой подсказке, а другой требует более длительной и содержательной помощи. Это позволяет говорить о разных по величине зонах ближайшего развития. Измерить величину зоны ближайшего развития можно с помощью разных позиций общения.
1.Самая небольшая подсказка и помощь осуществляется из независимой позиции, когда некто, умеющий выполнять то или иное задание или владеющий определенным материалом, начинает на глазах у субъекта, зона ближайшего развития которого измеряется, решать задачу, рисовать схему, необходимую для понимания материала, проговаривать основные принципы какой-либо теории.
2.Помощь, осуществляемая из позиции «на равных». В этом случае, с одной стороны, деятельность того, кто осуществляет помощь, очень похожа на предлагаемую ему помощь при независимой позиции. С другой стороны, в отличие от независимой позиции, осуществляющий помощь всячески подчеркивает, что он и субъект, зону ближайшего развития которого измеряют, являются равными партнерами по совместной деятельности.
3.Помощь, осуществляемая из позиций «под», или «снизу». При оказании помощи из этой позиции субъект старается «спровоцировать» другого, у которого измеряют величину зоны ближайшего развития, на активность, задавая разные наводящие вопросы, намеренно делая ошибки или путая правила.
4.Использование позиции «над», или «сверху». Для того, чтобы выполнить то или иное задание, с которым субъект самостоятельно не справляется, ему нужна такая помощь, при которой кто-то другой с позиции учителя начнет объяснять, что нужно делать, или демонстрировать образец выполнения задания.
5.Большая помощь связана с позицией «пра-мы», когда более продвинутый по уровню развития и знаниям субъект объединяется с тем, кому требуется помощь. Возникший в результате этого объединения коллективный субъект и справляется с предложенным заданием.
Те люди, у которых зона ближайшего развития большая, т. е. они могут справиться с большим количеством задач и проблем с минимальной помощью извне (из позиции независимой позиции), показывают и более высокие результаты обучения, и более глубокие и качественные изменения в развитии, которые также обусловлены обучением.(!)
Если человек не справляется с предложенным заданием и никакая, даже самая серьёзная и разносторонняя помощь извне не может обеспечить выполнения задания, это означает, что материал, который необходимо усвоить, способы, при помощи которых задание может быть выполнено, новые знания и умения, необходимые для его решения, находятся вне зоны ближайшего развития данного человека.
Если же какой-то материал находится вне зоны ближайшего развития, то это означает, что научить этого субъекта полноценно им пользоваться практически невозможно. Он в лучшем случае запомнит то, что говорил педагог, или то, что написано в учебнике, воспроизведет алгоритм решения задач, который ему удалось запомнить, но осмыслить этот материал, понять его связи и взаимодействие с другими темами внутри одной и той же дисциплины и с другими предметами он будет не в состоянии. Как правило, именно этот материал, даже если субъект и смог его воспроизвести и ограниченно использовать, довольно быстро забывается.
Помимо этого обучение тому, что не входит в зону ближайшего развития, никак не отразится на психическом развитии обучающегося. Оно останется прежним, даже если он сможет освоить самостоятельное выполнение новых навыков (говорить несколько предложений на иностранном языке, читать нетрудные тексты).
Следовательно, обучающиеся отличаются величиной зоны ближайшего развития. Из этого следуют два практических вывода.
- Во-первых, результативность обучения следует оценивать лишь применительно к конкретному обучающемуся. Если цели и задачи учебного курса предполагают, что субъект должен иметь определенный объем сведений, уметь решать задачи определенного класса, справляться с заданиями определенной трудности на экзамене, то они, как правило, исходят из сформулированных в стандарте или программе норм. Однако при этом не учитывается, что и исходный уровень обучающихся, и зона их ближайшего развития сильно различались.
- Во-вторых, так же, как и уровень актуального развития, величина зоны ближайшего развития может быть целенаправленно изменена. Изменение величины зоны ближайшего развития имеет под собой два основания.
Первое основание связано с тем, что зона ближайшего развития является для субъекта довольно устоявшейся и сложившейся характеристикой (как и актуальное развитие).
Действительно, если субъект может воспользоваться помощью кого-то извне, это означает, что он понимает смысл выполняемого задания, что некоторые знания и умения, необходимые для решения той или иной задачи, у него имеются. Только в этом случае, не имея возможности сделать что-то самостоятельно, он с чьей-либо помощью реализует необходимые знания и умения.
Соответственно, несмотря на то, что зона ближайшего развития является характеристикой потенциального развития человека, она по своему объёму может считаться сложившейся характеристикой субъекта.
Второе основание касается того, что само общение, с помощью которого зона ближайшего развития реализуется, может стать препятствием для принятия помощи извне и, соответственно, влиять на величину зоны ближайшего развития. Учитывая факт, что общение является в значительной степени результатом обучения, возможно создание специальных условий, при которых субъект сможет выполнить сложное для него задание с разной по величине помощью извне.
В этом контексте зона ближайшего развития и её величина может быть целенаправленно изменена. Результаты психологических исследований показывают, что это возможно осуществить с помощью применения особого рода педагогики, получившей наименование «парной».
Главная особенность парной педагогики состоит в том, что она реализуется между двумя взрослыми (педагогами). Один из них осуществляет предметную помощь обучающемуся, а другой педагог помогает обучающемуся принять подсказку с той или иной позиции.
Например, субъект имеет зону ближайшего развития, величина которой позволяет ему принять помощь из позиции «сверху». Это, в первую очередь, означает, что помощь из позиции «снизу», «на равных» или из независимой позиции им не воспринимается, и он не справляется с заданием, когда ему «подсказывают», предлагают способ или варианты решения в этих формах.
Для иллюстрации сказанного обратимся к хорошо знакомой ситуации:
по самым разным причинам младший школьник, не справляющийся с решением задачи на три действия, не может её решить и тогда, когда взрослый начинает решать эту задачу в его присутствии, или предлагает совместно в ней разобраться, или начинает задавать наводящие вопросы, чтобы решающий смог справиться с предложенным заданием. Однако картина меняется, когда этот взрослый начинает напрямую объяснять ученику, что надо делать, чтобы решить задачу. В этом случае он или сначала выслушивает объяснения взрослого, а затем начинает их реализовать, или по мере того, как ему предлагают помощь, начинает ею пользоваться.
В любом случае ребёнок, в конечном счете, решает предложенную задачу. Более того, иногда даже после одного такого объяснения ученик начинает решать подобные задачи самостоятельно, реализуя на практике идею Л. С. Выготского о том, что «то, что сегодня ребёнок делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
У данного ученика величина зоны ближайшего развития соответствует четвёртому уровню. Однако и в приведённом примере, и тогда, когда шёл разговор о размере зоны ближайшего развития, имелось в виду её предметное содержание. Другими словами, возможность субъекта выполнить задание с помощью, оказываемой ему из определённой позиции, касается его возможностей относительно содержания этого задания. В описанном выше примере это математическое содержание, в других случаях оно может быть филологическим, физическим, логическим и другим содержанием. Однако, как следует из определения зоны ближайшего развития, помимо предметного содержания она ещё непосредственно связана с особенностями общения субъекта. И эти особенности сами по себе тоже являются в некотором смысле предметным содержанием, которое определяет и зону актуального, и зону ближайшего развития.
Если вернуться к примеру с ребёнком, величина зоны ближайшего развития которого была связана с позицией «сверху», то в случае с парной педагогикой один взрослый начинает подсказывать, например, из позиции «снизу», а другой стороны совместно с обучающимся, установив с ним позицию «пра-мы», решает задачу. Поскольку речь шла об арифметических задачах в три действия, то первый взрослый может разъяснить ребенку те или иные условия задачи или попросить помочь ему нарисовать задачу, т. е. будет осуществлять помощь из позиции «снизу». Однако, как уже указывалось, обучающийся не принимает такой помощи. Тогда второй взрослый вступает в общение с первым. Он, например, говорит: «Сейчас мы тебе (взрослому) с Петей (обучающимся) поможем нарисовать условия задачи», или «У нас с Петей вот в этом кубике будет 10 апельсинов» и т. д. В данном случае второй взрослый принимает помощь от первого, который находится в позиции «снизу». При этом он отождествляется с обучающимся, и тот, как маленький ребёнок, психологически начинает помогать первому взрослому и реализует по отношению к нему позицию «сверху». Таким образом, обучающийся постепенно приобретает способность принять помощь извне из позиции «снизу», что, соответственно, увеличивает размер зоны его ближайшего развития.
Итак, величина зоны ближайшего развития, с одной стороны, определяет содержание и характер обучения, с другой — сама может быть целенаправленно изменена. Конечно, процедура увеличения зоны ближайшего развития, связанная с использованием парной педагогики, требует особых условий и в большинстве случаев применяется в индивидуальном обучении и коррекции.
Вместе с тем при построении процесса обучения очень важно, чтобы педагог опирался не только на актуальное развитие учащегося и даже не только на уже сложившуюся у него зону ближайшего развития. Чтобы обучение было подлинно развивающим, оно должно перестраивать и увеличивать размер зоны ближайшего развития.
Последней проблемой, на которой необходимо остановиться при разговоре о зоне ближайшего развития, является проблема трансформации зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Зона ближайшего развития, по мысли Л.С. Выготского, должна, в конечном счете, стать зоной актуального развития обучающегося. Именно поэтому то, что сегодня субъект осуществляет с помощью извне, уже завтра становится его личным достоянием.
Применительно к интересующим нас проблемам обучения сказанное означает, что обучение, ориентированное на зону ближайшего развития, предполагает, чтобы
- обучение осуществлялось в совместной деятельности обучающего и обучающегося, построенной в логике общения;
- эта совместная деятельность постепенно трансформировалась в индивидуальную деятельность обучающегося субъекта.
Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение предполагает совместную деятельность.
Однако далеко не всегда коллективные внешние действия образуют подлинно совместную деятельность, в которой её субъекты являются партнёрами по общению (имеют общий контекст, диалог и т. д.).
Совместная деятельность обучающего и обучающихся предполагает их взаимодействие, которое в последние годы стало называться педагогикой сотрудничества.
В педагогике сотрудничества, даже при наличии разных целей и задач, участники ориентированы на партнёра по общению:
-при необходимости они медленнее, чем им свойственно, говорят или объясняют свои планы,
-стараются регулировать темп выполнения разных операций в зависимости от темпа партнера,
-наблюдают за действиями и результатами партнера, как бы они не были погружены и заинтересованы процессом деятельности.
Таким образом, обучение, результатом которого являются изменения в развитии, предполагает организацию совместной деятельности и общения. Однако для того, чтобы совместная деятельность не только удовлетворяла потребности человека в общении и не только обеспечивала интересное времяпрепровождение, когда даже малоинтересная деятельность, реализуемая в коллективе, становится привлекательной и захватывающей, необходимы особые условия, при которых задания, которые субъект не мог выполнять самостоятельно, могли бы быть легко реализованы им в индивидуальной деятельности. Иными словами, если субъект не может решить какую-то задачу, то требующиеся ему для этого навыки находятся не в зоне его актуального развития. Однако в совместной деятельности с обучающимся (в некоторых случаях — и с другими обучающимися) он с этой деятельностью справляется. Таким образом, соответствующие навыки находятся в зоне его ближайшего развития. Педагогу (организатору обучения) нужно создать условия, при которых субъект в итоге обучения сможет справляться с такими типами и видами задач самостоятельно. В противном случае обучение перестанет быть обучением, так как оно не приведёт к изменениям в сознании обучающегося.
Проблема условий трансформации зоны ближайшего развития в зону актуального развития может быть представлена как проблема условий организации развивающего обучения. Наметить пути решения этой проблемы можно, проанализировав спонтанное обучение субъекта какому-то знанию или умению.
Большинство первоклассников мечтают, когда вырастут стать учителями. Это единодушие во многом обусловлено тем, что их любимым занятием в свободное от школы время является обучение. И совсем не важно, кого они учат: бабушек, младших братьев или сестер, соседей или кукол. Главное — то, что они стараются реализовать позицию обучающего. Конечно, в таком случае, если они психологически готовы к школьному обучению, то с удовольствием учатся, почти не обращая внимания на личностные особенности своих учителей: «Все равно наша учительница лучше».
Часто эта черта первоклассников наблюдается и у первокурсников, которые с большим удовольствием поправляют домашних и даже стараются переучить их в соответствии с получаемыми в вузе знаниями и умениями.
Эта черта — желание научить другого тому, чему только что сам научился — свойственна не только начинающим учиться, но характеризует и общую логику развития человека. При этом необходимо обратить внимание на то, что в реальности ни новоявленные ученики, ни обучающиеся той или иной специальности студенты ещё не могут по-настоящему кого-либо научить, поскольку приобретенных поверхностных знаний пока еще недостаточно.
Настоящая способность обучения придёт к обучающемуся постепенно, тогда, когда он действительно научится, т. е. сможет реализовывать новое, полученное в ходе обучения, сознание. Однако и промежуточное обучение, и другие способы использования полученных знаний и умений в реальной деятельности, в общении с другими людьми являются необходимым этапом превращения зоны ближайшего развития в актуальное развитие индивида.
Итак, для того, чтобы потенциальное развитие стало актуальным, необходимо, чтобы субъект сначала использовал новые знания и умения в реальной деятельности, в общении с другими людьми, и затем реализовал их в обучении других. Не останавливаясь в данном параграфе подробно на том, почему обучение другого является последним этапом обучения и одновременно показателем его качества, отмстим лишь, что только в этом случае создаются условия для полноценного обучения и только в этой логике можно говорить о его развивающем характере.
Как используется принцип ЗБР в педагогике
Необходимое для детей формирование зоны ближайшего развития начинается на границе ЗАР. Что это означает? Только то, что педагог или родитель не должен навязывать ребенку обучение или помощь в том случае, если нужды в этом нет.
ЗБР эффективна только при возникновении трудной или новой для малыша задачи, для решения которой необходимы дополнительные знания, навыки, умения или помощь взрослого.
В этом и заключается принцип применения концепции Выготского в педагогике. Учителя или родители не навязывают, не вмешиваются и не решают задачи вместо детей, а помогают им и направляют.
Помощь и обучение со стороны взрослых должны быть эффективными для детского развития. Согласно концепции ЗБР, результативность педагогической деятельности оценивается очень просто. Если дети после сотрудничества со взрослыми становятся способны самостоятельно справляться с поставленной задачей, значит, педагогическая деятельность полезна.
Кто составляет индивидуальный план развития, и для кого
Для кого предназначен план развития? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Компания может выбрать одну из следующих стратегий:
- Для каждого сотрудника разрабатывается индивидуальный план развития. Эта модель основана на том, что каждый сотрудник, независимо от занимаемой должности, может повысить эффективность работы всей компании.
- План составляется только для сотрудников, претендующих на высокие должности. Модель основана на том, что разработка индивидуального плана – сложный и дорогостоящий процесс. Поэтому лучше разрабатывать план только для тех, у кого большой потенциал.
- План составляется только для управленческой команды. Модель основана на мнении, что эффективность компании определяется результативностью действий менеджмента.
Выбор модели зависит от того, какие сотрудники способствуют увеличению производительности предприятия. Развитие этих специалистов позволит повысить эффективность при минимальных затратах. Именно в этих сотрудников имеет смысл вложить максимум усилий.
План должен быть разработан менеджером вместе с сотрудником. Однако, чтобы составить план, менеджер должен обладать всеми необходимыми знаниями. Не все менеджеры обладают этими знаниями. Поэтому вам следует нанять профессионального коуча, который поможет вам.
Что учитывается в процессе развития
Зона ближайшего развития по Выготскому учитывает сензитивные периоды. Это особенные этапы в жизни ребенка, в течение которых он наиболее предрасположен к обучению, формированию определенного типа поведения, психологически восприимчив. Согласно мнению Льва Семеновича, обучение целесообразно проводить в те моменты, когда ребенок готов как психологически, так и физиологически усваивать новые умения, знания, навыки.
Выготский особенно подчеркивал важность сензитивных этапов, отводил им ключевую роль в успешности и эффективности процессов обучения и развития детей. Ученый считал, что эти этапы оказывают определяющее воздействие на весь процесс становления личности. Именно то, что дети усваивают в такие периоды, сказывается на их психологии и умственной деятельности, определяет характер, тип поведения, социальную адекватность, привычки и многое другое.
Применение зоны ближайшего развития для собственного обучения
В роли наставников мы можем оказывать детям помощь в обучении: создавая зону ближайшего развития, мы помогаем детям выйти за пределы того, что они могут сделать в одиночку.
Но задумываетесь ли вы, почему ЗБР может быть важной концепцией и для вас самих?
Не многие люди во взрослом возрасте осознают, что на регулярной основе они и сейчас продолжают учиться. Конечно же, мы вышли за пределы стадий развития, намеченных Выготским, и вышли за пределы того места и времени, когда ЗБР могла быть релевантной концепцией. Но тот факт, что все мы в некоторой степени остаемся «учениками», неоспорим. Подумайте о типах обучения, которые вы проходите ежедневно, и о том, как общая концепция ЗБР может изменить ваш подход к этому обучению.
ПРИМЕР:
Саша и Маша переехали в США. Маша совсем не знала английского, Саша же изучал английский язык время от времени в течение примерно десяти лет, поэтому в новой стране мог сам понимать базовые вещи и оставаться понятым. Пока Маша учила основные фразы на английском, Саша дал ей следующий совет: если она не знает английский перевод для слова, нужно попробовать добавить английский конец (и произношение) к русскому слову, и с большой вероятностью англоговорящие люди смогут ее понять.
Это кажется простым советом. Но Маша получила эту рекомендацию, когда еще не усвоила азы языка, хотя и концептуально поняла шаги: взять существительное (например, «функция») и изменить конец «-ция» на «-tion» — функция → function. Маша не могла сделать это естественно, выходило неуклюже, и неизбежно получалось словно искаженное английское слово.
И лишь спустя несколько месяцев она поняла суть метода. Совет просто пришел слишком рано в ее процессе обучения — он был вне ее зоны ближайшего развития.
Можете ли вы вспомнить примеры, когда потерпели неудачу из-за учебного пособия, инструкций или совета от друга, которые получили слишком рано в своем учебном процессе? Это происходит чаще всего при изучении нового навыка — например, обучение вождению машины или катанию на роликах. В этих ситуациях вы, скорее всего, уже вовлечены в последовательный процесс обучения, в котором ваше продвижение зависит от поэтапной градуированной (от простого к сложному) последовательности обучения и учебных пособий.
Что способствует обучению
Зона ближнего развития в психологии рассматривается в качестве концепции организации эффективного обучения детей, которое обеспечивает всестороннее и полное их развитие. Что способствует этому?
Как писал Лев Семенович, залогом эффективности педагогической деятельности (как со стороны учителей, так и родителей) являются сложные задания, предлагаемые детям. Речь идет о задачах, с которыми ребенку не под силу справиться самостоятельно, поскольку их решение требует новых знаний и умений.
Формирование ЗБР происходит за счет постоянной стимуляции развития и создания условий, при которых у детей возникает необходимость в обучении. Именно это и способствует его эффективности. Дети должны нуждаться в обучении, испытывать потребность в новых знаниях, а не просто посещать какие-либо занятия и механически выполнять требования взрослых.
Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми
При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.
Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.
Как выстраивается процесс обучения
Выготский считал, что учитель должен уметь балансировать между ЗБР и ЗАР, чередуя простые задачи с более сложными, для решения которых нужна незначительная помощь, а также с очень сложными, требующими новых знаний.
Педагог определяет такие критерии ЗБР:
- границы зоны;
- проблемный эпицентр.
При предъявлении готового решения дети ничему не учатся, не усваивают новые знания и не осознают допущенных ошибок. У них не накапливается опыт, не вырабатывается умение преодолевать трудности.
Как выстраиваются взаимоотношения учителя и ребенка
В рамках концепции Выготского учителя и дети — это партнеры. Их взаимоотношения считаются равноценными. Доминирование педагогов над детьми конструктивная теория ЗБР отрицает.
Учителя и дети (с точки зрения Выготского) являются равноценными участниками процесса развития, субъектами учебной деятельности, не способными существовать раздельно. Разумеется, это вовсе не означает, что между педагогами и учениками возможно панибратство. ЗБР подразумевает такой подход к организации процесса развития, при котором ребенок начинает стремиться к самообучению.
Важна ли языковая компетенция
Усвоение детьми социальных навыков, новых знаний и их психическое развитие вряд ли будут возможны без языковой компетенции. Под этим понимается развитие речи детей, увеличение словарного запаса, изменение и усложнение языковой структуры. Выготский полагал, что своевременное речевое развитие напрямую сказывается на детской психике и побуждает ребенка к обучению.
Языковая компетенция – это психологическая система, представляющая собой сочетание речевого опыта, получаемого при общении и знаний, приобретаемых в процессе обучения.
Основными компонентами данной системы являются:
- ориентировочный – содержит анализ признаков речевого материала, на которые интуитивно опираются дети;
- операциональный – включает в себя совокупность и последовательность применяемых детьми языковых навыков;
- эмоционально-волевой – учитывает различные аспекты речевого опыта.
Выготский считал, что развитие речи необычайно важно. Без этого процесса ЗБР, как и ЗАР, не может сформироваться. Соответственно, не начинаются процессы развития и обучения.