Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, сознательно думая о его ценности в собственной истории и осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором осуществляется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство информации.
Память в психологии
Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.
В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.
Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.
В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.
Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.
Память и эмоции
Запоминание эффективнее, если мы изучаем что-то, что вызывает у нас сильные эмоции, причём любые: как восторг, так и страх. С точки зрения физиологии всё то, что нам плохо и неприятно, требует запоминания, чтобы в дальнейшим мы с этим не сталкивались. А то, что вызывает радость, тоже требует запоминания, чтобы этого в жизни было побольше. Поэтому любые эмоциональные триггеры могут помочь.
- Вы наверняка помните из универа только те вещи, которые связаны с анекдотами, шутками или какими-то личными переживаниями. Понравился препод, был классный момент на лекции и подобное.
- Если на лекции было скучно, шансы на запоминание низки. Нужно будет специально заставлять себя.
- Когда лектор харизматичен, студенты запоминают лучше.
- Сторителлинг и прочие эмоциональные украшательства в курсах — скорее добро. Может казаться, что это для детей, но на взрослых работает так же.
Виды памяти
Данный процесс, многоуровневый и многофункциональный, такая сложность предполагает различение нескольких его видов.
Внутренняя память отображает биологические процессы запоминания человеком информации.
Внешняя память фиксируется на внешних средствах (бумага, диктофон). Различение других видов базируется на характере психической активности, характеристике представлений, характере связи с целевой деятельностью, продолжительности хранения образов и целей исследования. Самое простое распределение данного процесса на внутренний и внешний. Разделение на виды за характером психической активности: образная, двигательная, словесно-логическая и эмоциональная.
Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Вследствие чего, в образном процессе есть также виды памяти, зависимо от основной анализаторной системы: зрительная (фиксирование образов предметов или людей, с которыми часто происходил контакт); слуховая (образ звуков, которые когда-то слышал человек); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал); обонятельная (образ запахов, с которыми человек может ассоциировать какое-то воспоминание); тактильная (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).
Двигательная память – это вид, благодаря которому люди учатся управлять велосипедом, запоминать танец, играть в игры, плавать, также проделывать любую трудовую деятельность и разные целесообразные движения.
Эмоциональная память – это способность помнить чувства, переживания страха или стыда, помнить эмоции и их относительность к какой-то определенной ситуации в тот момент. Если у человека бы отсутствовал этот психический процесс, то он был бы «эмоционально тупым» – это определение состояния человека, в котором он выглядит непривлекательным, неинтересным для окружающих, таким себе роботоподобным объектом. Умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.
Словесно-логическая память делится на слова, суждения и мысли. Она разделяется также на механистическую и логическую. Механистическая, включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации. Логическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. За уровнем осознания запоминаемого материала память бывает двух видов: имплицитная и эксплицитная.
Имплицитная – память на не осознаваемую человеком информацию. Запоминание происходит замкнуто, независимо от сознания и недоступно прямому наблюдению. Такой процесс осуществляется с потребностью найти решение в какой-то ситуации, но даже тогда не поддаются осознанию те знания, которые имеются у человека. Примером такого процесса есть то, что человек в процессе его социализации воспринимает нормы общества, и руководствуется ими в своем поведении, не осознавая основные теоретические принципы.
Эксплицитная память происходит, когда полученные знания используются абсолютно сознательно. Они извлекаются, припоминаются, когда есть необходимость в решении какой-то задачи, используя эти знания. Данный процесс может быть: непроизвольный и произвольный. В непроизвольном процессе остаются следы от образов, возникшие бессознательно, автоматически. Такое запоминание больше развито в детстве, с возрастом оно слабеет.
Произвольная память – это целеустремленное запоминание образа.
За продолжительностью во времени память разделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную.
Мгновенная память, ее еще называют сенсорная, отображается в удержании информации, воспринятой сенсорными анализаторами. Она, в свою очередь, разделяется на иконическую и эхоическую.
Иконическая – это некий сенсорный регистратор зрительных раздражителей. С ее помощью фиксируется информация в целостной форме. Человек никогда не различает иконическую память и объекты окружающей среды. Когда иконическая информация вытесняется другой информацией, зрительное ощущение становится более восприимчивым. Если зрительный материал поступает слишком быстро, то происходит наслаивание одной информации над другой, которая все еще держится в памяти, и перешла еще в долговременную память. Это называется эффект обратной маскировки.
Эхоическая память – послеобразная, в ней хранятся образы не более чем 2-3 секунды, когда было влияние слухового раздражителя.
Кратковременная память способствует запоминанию человеком образов после однократного, кратковременного их восприятия и мгновенному воспроизведению. В таком процессе имеет значение количество стимулов, которые воспринимаются, их физическая природа, и не принимается в счет их информационная нагрузка.
Кратковременная память имеет определенную формулу, за которой определяется количество запомненных объектов. Она звучит, как «семь плюс-минус два». Когда человеку предъявляется стимульный материал, на котором изображено определенное количество предметов, он может запомнить из них 5 или 9 объектов на время до 30 секунд.
Оперативная память – сохраняет след образа, который необходим для выполнения текущего действия.
Долговременная память может хранить следы образов очень долгое время и позволяет их потом использовать в будущей деятельности. Благодаря такому запоминанию человек способен копить знания, которые потом он может извлекать или по собственному желанию, или при внешнем вмешательстве в головной мозг (с помощью гипноза).
Зависимо от целевой исследовательской деятельности существуют особенные виды этого психического процесса: биологическая, эпизодическая, ассоциативная, репродуктивная, реконструктивная, автобиографическая.
Биологическая или ее еще называют генетической, обусловливается механизмом наследственности. Она предполагает владение человеком таких паттернов поведения, которые были свойственны людям в более раннее периоды эволюции, это выражается в рефлексах, инстинктах.
Эпизодическая представляет собой хранилище фрагментов материала, которые привязаны к определенной ситуации.
Репродуктивная заключается в повторении воспроизводства информации, припоминая оригинальный вид сохраненного объекта.
Реконструктивная помогает восстановить нарушенную последовательность стимулов к первоначальному виду.
Ассоциативная память формирует функциональные связи, то есть ассоциации, между объектами, которые запоминаются.
Автобиографическая память помогает человеку запоминать события собственной жизни.
Что такое память?
Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?
Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.
Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:
- работы нервной системы;
- формирования каждого из процессов запоминания;
- воспитания, уровня обучения;
- темперамента;
- рода деятельности.
Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.
На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.
Пройти тест на темперамент
Самыми распространенными расстройствами считаются:
- гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
- гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
- парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.
Свойства памяти.
- Емкость – количество материала, который можно запомнить.
- Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
- Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
- Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
- Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
- Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.
Тренировка памяти
Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, восприятие, внимание).
Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.
Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.
Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского. Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.
Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.
Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.
Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.
Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.
Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.
Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.
Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».
В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.
Перерывы и сон
Во время учёбы важно делать перерывы, чтобы мозг успевал переваривать новые впечатления. Лучше всего просто отпустить мысли и прогуляться. В этот момент может показаться, что мы тратим время впустую, но на самом деле мозг продолжает работать над тем, что мы учили.
А ночью важно хорошо спать. Сон нужен, чтобы сортировать накопленные за день впечатления и запоминать важное. Если не поспать перед экзаменом и выучить все билеты, то с огромной вероятностью на следующее утро после экзамена в голове от этих билетов не останется и следа. Но экзамен вы сдадите — для этого вам дана прекрасная кратковременная память.
Развитие памяти
Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.
Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.
Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.
Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.
Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.
Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.
Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.
Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.
Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.
Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.
Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.
Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.
Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.
Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.
С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.
Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.
Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.
Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.
Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.
Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.
Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.
Почему всё забывается
У человека есть краткосрочная и долгосрочная память. Краткосрочная рассчитана на то, чтобы воспроизвести какое-то поведение в ближайшее время. Например, если ты нашёл вкусную добычу где-то в лесу, тебе нужно запомнить, где она лежит, чтобы перетащить её по частям за несколько заходов. Когда на том месте больше не будет добычи (и не будет оснований считать, что добыча появится там снова), — путь до этого места забудется.
Немецкий психолог Герман Эббингауз показал на графике, как стирается информация — спустя три дня мы забываем около 80%.
Сегодня краткосрочная память нужна нам для того, чтобы мы делали быстрые бытовые задачи, например, не забывали купить хлеб по дороге домой или могли вписать смс-код с только что пришедшей смски.
Есть теория, что, когда мы спим, мозг прокручивает всё, что случилось за день, и то, что считает важным, переносит в долгосрочную память. Всё неважное либо забывается начисто, либо смещается куда-то на периферию.
Весь процесс запоминания похож на воронку с узким горлышком: сверху загружается всё, что с нами происходит, а на выходе — только самое ценное.
Профилактика ухудшения памяти
Я напишу очень простые шаги к сохранению вашего психического здоровья. Но решение за вами, выполнять их или нет.
Вот короткая памятка по развитию, профилактике и восстановлению памяти:
- Держи мозг в тонусе. Участвуй в программах, курсах, делай упражнения и все, что тонизирует главный человеческий компьютер. Закрывай глаза и делай некоторые движения по памяти, ходи на ощупь.
- Концентрируй внимание. Старайся обращать внимание на мелочи: вывески, обувь прохожих, прически и т. п.
- Повторяй вслух. Это тренирует сразу несколько когнитивных процессов.
- Расслабляйся. Найди и используй методы для расслабления мозга.
- Правильно питайся. Никакой жирной еды, ведь жир делает мозг ленивым. Используй ненасыщенные жиры, кислоты.
- Ходи на прогулки. Так происходит обогащение клеток мозга кислородом, мозг начинает лучше работать.
- Обеспечь нормальный сон. На правильной подушке, достаточное количество времени. А если несколько раз не получается выспаться, сделай отсыпной день. И помни: недосып накапливается!
Рекомендации
- Кори, Уильям (1995). Русский антисемитизм, Память и демонология сионизма
. Психология Press. ISBN 9783718657421 . - Альтшулер, Стюарт (2005). От исхода к свободе: история движения советских евреев
. Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742549364 . - «Проект Низкор». Архивировано из оригинал на 2018-12-15. Получено 2020-04-29.
- «Развитие русского национализма при Горбачеве (1985-91), докторская диссертация Тимоти Майкла Спенса» (PDF). Школа славянских и восточноевропейских исследований UCL.
- ^ аб
«Письма Борису Ельцину и Владимиру Путину».
Тренажеры
В наш замечательный XXI век существует масса способов самосовершенствоваться. Например, тренажеры помогают быстро, планомерно и эффективно развивать разные виды памяти в домашних условиях всего за 10–15 мин в день.
Найти монетку – увеличивает объем зрительной и пространственной памяти, тренирует концентрацию внимания.
В этом игровом тренажере вам нужно посетить множество домов в густонаселенном микрорайоне. Задача – собрать все монетки. При этом нельзя попадать в те места, где вы уже были.
Бриллианты – развивает объем, улучшает точность и скорость запоминания. Также развивает внимание и улучшает ее свойства.
Вам нужно запомнить последовательность возникновения закрашенных ячеек и после сигнала заполнить свои ячейки так же, как было в примере.
Буквенный охват – развивает объем, совершенствует точность и семантическую память.
На экране появляется набор случайных букв. Ваша задача – запомнить их в той последовательности, в которой они появлялись.
Простое сравнение – тренирует вербально-логическую, рабочую память и внимание.
Нужно сравнивать утверждения. Здесь может встречаться подвох, поэтому будьте внимательны.
Похожие картины – тренирует память на лица, эйдетическую и невербальную, образное мышление. Прокачивает способность к быстрому запоминанию и воспроизведению на слух, придумыванию новых идей.
Нужно запоминать расположение объектов, потом указывать, что изменилось на картинке. С каждым уровнем задания усложняются.
Курсы
Если вам нужно больше практиковаться, то вы правильно сделали, что дочитали до этого раздела. Здесь я опишу мощные инструменты для развития памяти.
Приведенные ниже программы эффективны и для людей в возрасте, даже после 60 лет. Я бы сказала, что не просто эффективны, а жизненно необходимы.
Курс для развития памяти от BrainApps собрал в себе лучшие методики, упражнения, приемы. Здесь вы научитесь запоминать даже сложную информацию.
Польза от курса:
- лучшее запоминание деталей;
- запоминание важных дат;
- легкое усвоение иностранных языков;
- эффективное обучение;
- отличная ориентация в незнакомых местах;
- быстрое запоминание имен и лиц людей.
Программа курса: 7 уроков, 7 тренажеров, вводный и финальный тесты, адаптация программы под ваши успехи. Стоимость – 490 руб.
Курс Мнемотехники от Викиум – это уникальные уроки с набором мнемотехник. Польза от курса:
- умение запоминать 100 имен за 30 минут;
- возможность поздравить с днем рождения вовремя;
- умение запоминать номера телефонов на слух;
- возможность держать в голове важные числовые данные, помнить договоренности, соглашения;
- умение мгновенно учить стихи.
Программа включает 7 онлайн-тренажеров, методики для запоминания, вводный и финальный тесты, индивидуальную программу развития. Стоимость – 990 руб.
Мы также позаботились о вас и собрали 7 эффективных мнемотехник для развития ума и памяти. Советую попробовать!
Как улучшить память и развить внимание от Advance – это интенсив, который поможет запоминать прочитанное в 2 раза лучше, избежать возрастных изменений памяти, учить иностранные языки в 6 раз быстрее.
Программа включает:
- упражнения;
- технологии быстрого запоминания;
- борьбу с забыванием;
- объяснение, как возраст и тренировки влияют на когнитивные функции;
- технологии перевода информации.
Автор – Николай Ягодкин, ведущий специалист по технологиям обучения и изучения языков. Занятие проводится бесплатно, после окончания выдается сертификат.
В подборке курсов по развитию памяти вы найдете еще больше полезных программ.
Книги
Не зря в советах я писала о стихах. Они тренируют и увеличивают объем памяти. Так же действуют и книги.
Чтение развивает память, ведь когда мы читаем, возникают образы, мы запоминаем сюжет, переживаем его. Читать очень полезно. А читать о развитии наших психических процессов – это еще полезнее.
Поэтому предлагаю вам выделить время на изучение суперских книг:
- Денис Букин “Развитие памяти по методикам спецслужб”
- Рюта Кавашима “Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга”
- Джонатан Хэнкок “Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!”
- Станислав Матвеев “Феноменальная память. Методы запоминания информации”
- Кевин Хорсли “Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго”
Игры
Есть много игр для детей, подростков, взрослых и даже пожилых людей, которые помогают тренировать этот познавательный процесс.
Игра для развития слуховой памяти. Партнер должен прочитать пары слов, а вы должны их запомнить:
- булка – мука;
- сестра – брат;
- свитер – нитка;
- папа – сын;
- вагон – рельсы.
Потом партнер по игре говорит первое слово, а вы второе.
Игра на развитие зрительной памяти. Человеку дается задание посмотреть на ряд чисел и запомнить их в правильном порядке за 30 секунд. Например: 3, 5, 4, 7, 8 (ряд по желанию можно продолжить).
Потом числа закрываются и следуют такие вопросы:
- Какое число стоит справа от 4?
- Какое число между 3 и 5?
- Какие два числа слева от 7?
- Какое число получится при сложении первых трех цифр?
Игра на развитие ассоциативной памяти. Очень полезная игра. Ассоциации – это один из самых эффективных способов запоминания информации и приемов тренировки памяти. Подходит для детей, которые умеют писать, и взрослых.
Нужно придумать к словам определения, подробно описывая прилагательными указанные существительные. Исходные слова не записываются, а диктуются. Определения не должны повторяться:
- кукла – …;
- шуруповерт – …;
- река – …;
- мама – …;
- дерево – …;
- небо – …;
- письмо – …;
- суп – …;
- конверт – …;
- игрушка – …;
- компьютер – …;
- инстаграм – …;
- дом – … и другие.
А после списка определений человеку нужно сказать исходные слова к каждому из них.
Игра на скорость запоминания и развитие умственных способностей. Кому-то в компании предлагается назвать 5 предметов или названий за отведенное время. Например, имена девочек: Яна, Оля, Юля, Света, Лена. Это первый этап. Потом усложняем. Нужно назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, круглые предметы: солнце, шар, летающая тарелка, просто тарелка, новогодняя игрушка.
Вам нужно повторить первую цепочку (с именами) и назвать свою, например, предметы квадратной формы. Следующему игроку нужно повторить цепочку с круглыми предметами и придумать свою. И так далее.