Нигилизм – это тип мировоззрения, при котором человек отрицает общественные нормы, порядки и ценности. Можно сказать, что это философия и образ жизни человека. Возможно, сейчас вы подумали, что речь пойдет об асоциальных личностях, вандалах, хулиганах, пьяницах. Нет. Все это хоть и является проявлениями нигилизма, но есть и другие, более привлекательные примеры. И само понятие куда сложнее и шире. Давайте разберем подробнее, что такое нигилизм и кто такой нигилист простыми словами.
Нигилизм — что это такое
Значение слова нигилист происходит от латинского nihil. В переводе оно обозначает ничто, потому определение нигилизма – разрушение существующего порядка, системы, действующих норм, отрицание. Интересный факт – разные науки определяют разное значение этого понятия.
- Психология – защитное проявление психики, когда человек разрушает окружающий его мир, пока тот не разрушил его.
- Философия – отрицание авторитетов, культуры поведение, общепринятых ценностей, норм.
- Литература – стремление преодолеть привычный расклад жизни, выйти за рамки, проявив нонконформизм.
- История – абсолютный скептицизм. Нигилизм в истории – это отрицание не только норм, но и всех правил, порядков, законов, ранее придуманных человеком.
Активный нигилизм и пассивный нигилизм.
Помимо обсуждаемых форм нигилизма, Ницше различает два формальных типа нигилизма в «Воле к власти»:
А. Нигилизм как признак возросшей силы духа – активный нигилизм.
Б. Нигилизм как упадок и упадок силы духа – пассивный нигилизм.
- Пассивный нигилизм Ницше связывает с аскетическим идеалом и построенными на нем системами мысли (шопенгауэризм, буддизм, христианство).
- Активный нигилизм, с другой стороны, связан с построением нового значения после того, как он столкнулся с разрушением всех ценностей и значений, например, с событием Смерти Бога. Ницше рассматривает это как признак силы: вместо того, чтобы уступить и смириться, как пассивный нигилист, активный нигилист стремится заменить старые ценности и преодолеть состояние нигилизма. Ницше, однако, не называл этого человека активным нигилистом, Ницше называет этого человека сверхчеловеком, тем, кто не боится заглянуть в бездну, тем, кто, пройдя через нигилизм, преодолевает его и утверждает жизнь.
Кто такой нигилист простыми словами
Краткое определение нигилизма – отрицание привычных всем ценностей, разрушение норм, выстраиваемых поколениями, пустота чувств. Нигилист — это человек, который отрицает привычные всем ценности, нормы, устои общества.
Интересно, что заполнять образовавшуюся пустоту такие люди не будут, потому философия нигилизма носит негативный характер. Получается, что на фоне потери смысла, ценности жизни и зарождается нигилизм.
Помимо всеобщего неприятия окружающего мира, нигилист не предлагает ничего лучшего. Основная черта поведения – тотальное отрицание морали, эстетических норм, Бога.
Влияние нигилизма.
Влияние нигилизма на культуру и ценности нашего современного общества широко распространено. Постмодернистского человека можно описать как растерянного, безразличного и сбитого с толку, направляющего свою психологическую энергию в потакающую своим желаниям глубокую обиду, которая часто перерастает в насилие. В результате во многих обществах по всему миру существуют страх, тревога, гнев, экономическая неопределенность и мрачное настроение. Эти эмоции часто используются оппортунистическими людьми/политиками. Что они делают своими кампаниями, так это то, что они превращают пассивный нигилизм среди людей в активный нигилизм, внедряя в их умы религиозные/националистические фобии до такой степени, что люди были бы готовы уничтожить все, что попадается им на пути. Они заманивают людей присоединиться к их рядам/движениям, которые изображаются как «призванные приносить пользу людям». Часто эти движения основаны на ненависти, ксенофобии, разделении в обществе и в интересах немногих перед подавляющим большинством.
История зарождения
Впервые понятие нигилизм появилось в средние века. Тогда этим термином называли учение, опровергающее человеческое происхождение Иисуса Христа. С годами нигилистические теории нашли себя в философии Запада. Сначала все было завязано на религии, но вскоре пришло иное значение – у жизни нет конкретного смысла. Изучением возникшей проблемы начали заниматься популярные философы того времени: Ницше, Шпенглер, Якоби.
Под конец XIX века нигилизм становится самостоятельной наукой. Больше всего в ее принципах разбирались два ученых: В. Райх и Э. Фромм. Первый полагал, что нигилизм – это банальный невроз, защитное свойство психики в условиях тотального непринятия окружающего мира. По мнению Фромма, когда человек не может адаптироваться в этом мире, пройти этап самореализации, он пытается его разрушить.
Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая
Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг.)
- Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, провозглашает любую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.
Причем он настолько радикален, что даже революция для него не способ изменить принятое социальное устройство, философ идет дальше: «Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении».Штирнер, отрицая все, дошел до оправдания убийства, правда дрогнул и добавил ремарку «убивать, но не мучить».
- Шопенгауэр оставляет только понятие воли, которая лежит в основе всего. История существования мира – это история бессмысленных метаний воли. Человеческая жизнь – это череда страданий, сменяющихся скукой. Единственное верное направление познания мира – это безразличное созерцание.
- Шпенглер считает, что нигилизм – это умозрение утомленных горожан, у которых нет ничего впереди.
- Фридрих Ницше выстроил целую концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для того, чтобы расширять границы своей власти.
Ницшеанский сверхчеловек выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Вместе с Богом умерли нравственные ценности и идеи, в нем воплощенные.
Русские нигилисты
В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.
На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина, поэтому эволюцию социума описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.
Пример нигилизма
Самый распространенный литературный пример учения – господин Базаров. Для тех, кто его не знает, это один из главных персонажей произведения «Отцы и дети» И. Тургенева. Кстати, прототипом Базарова стал реальный человек – лекарь, с которым Тургеневу в свое время пришлось столкнуться.
По книге Базаров обладает целым ворохом сомнительных качеств:
- не обращает внимание на мнение друг;
- всегда со всеми спорит, принимая сторону вечной оппозиции;
- не дружелюбен, потому никогда не следит за речью, иногда выражаясь грубо;
- отрицает действующие порядки;
- называет философию и религию глупостью, считая авторитетом исключительно науку;
- относится к людям, как к отдельному виду, считая всех одинаковыми;
- руководствуется исключительно разумом, не допуская проявления нормальных человеческих эмоций.
В итоге становится понятно, что такое поведение Базарова стало следствием его конфликта со всеми окружающими, в том числе и с семьей.
Формы нигилизма.
Существуют различные формы нигилизма:
- эпистемологический (при котором знание не существует или недостижимо для человека),
- космический (при котором космос явно враждебен или безразличен к человечеству),
- нравственный (при котором не существует ни морали, ни этики),
- экзистенциальный (жизнь не имеет смысла; человек может создать субъективный смысл или цель этого Космоса в своем уме, который может отличаться от человека к человеку, и поэтому этот мир вымышленный, а не реальный),
- метафизический (во Вселенной ничего не существует),
- мереологический (в Космосе не существует объектов с правильными частями, а существуют только основные строительные блоки, и ничто не является частью чего-либо; объекты, состоящие из частей, являются продуктом человеческого неправильного восприятия).
Принципы нигилизма
Нигилист – это человек, который четко изложит свои жизненные позиции, лаконично расскажет о принципах.
- Бога, как наивысшей силы нет, так как не существует тому реальных подтверждений.
- Нравственности, как и морали нет. Причина – у этих понятий нет реального объяснения.
- Единственной правильной истины, подходящей для всей жизни не существует, потому любое совершенное действие не может быть предпочтительнее или важнее другого.
Быть нигилистом – следовать исключительно фактам, ничего не принимать на веру. У таких людей нет идеалов, и, по их мнению, людям они не нужны.
Нигилисты в первую очередь – рационалисты.
В чём суть нигилизма?
► Приверженцам этой философии присуще ясное понимание и чёткое изложение своих позиций. Они следуют законам логики и подчиняются определённым принципам.
Принципы нигилизма:
✔️ Бога нет, как и другой высшей силы, управляющей судьбами людей, поскольку нет неопровержимых доказательств её существования;
✔️ Морали и нравственности тоже не существует, всё это плод социума, созданный ограничивать свободу;
✔️ В жизни нет ничего важнее, чем всё остальное.
► Взгляды нигилистов подразумевают непреклонное следование фактам и скептицизм. Это даёт возможность не принимать что-то на веру, без доказательств и логического объяснения. Ещё одна черта, присущая нигилистам – рационализм. Они не приемлют вкладывание смысла в рутинные вещи и действия, полагая, что миру не нужны люди и их «выдуманные» идеалы.
► Изучая литературные произведения классиков и их героев, а также наблюдая за приверженцами философии в наши дни, исследователи выделили сильные и слабые стороны нигилизма. Впрочем, все достоинства и недостатки относительны и быстро меняются местами в определённых обстоятельствах. Поэтому разделение на плюсы и минусы имеет условный характер.
► Стоит отметить, что одна из главных черт нигилизма – его практичность и рациональность, как было сказано выше. Это служит залогом внутренней целостности личности. Человеку, идущему к цели, ничего не мешает – он собран, сосредоточен и отметает все сомнения и лишние мысли.
► Именно поэтому задуманное осуществляется с максимальным эффектом. В данном случае это непросто способ достичь цели, это жизненная необходимость. Любое зерно сомнения, посеянное в мыслях у нигилиста, напрочь лишит его сил для достижения цели. Упорство, сила воли и целеустремлённость в сочетании с рационализмом – эти качества можно условно назвать положительными.
► К недостаткам философии можно отнести тот же рационализм, возведённый в абсолют. Отметая всё ненужное, носители идей приобретают чёрствость и бесчувственность. Они перестают замечать то прекрасное, что есть вокруг и превращаются в холодных исполнителей. Для них чужды высокие полёты поэзии, порывы чувств, красота окружающего мира. Холодный разум побеждает, истощая внутренне богатство, уничтожая эмоциональную составляющую духовного мира.
► В итоге нигилистические идеи могут привести к эмоциональному истощению и депрессии. Отрицание чувств лишь ставит им заслон, но не в состоянии их уничтожить. Психика – сложный инструмент, которым невозможно управлять одним лишь разумом. Человек имеет сознание, эмоции, чувства, мысли и способность мыслить. Всё это находится в определённом равновесии. При его нарушении происходит внутренний дисбаланс и приобретение психологических проблем.
► Именно этим опасен нигилизм и его последствия. Философия хороша как временное явление для подростков и юношей, которые используют её для самовыражения. Данный период в жизни должен иметь свои рамки, и повзрослевший человек рано или поздно выходит из него, набравшись опыта и приобретя ценные качества. Печально, если это длится годами.
► В таком случае личность лишается многих жизненных ценностей и делает это добровольно. Нормальным людям свойственно жить с эмоциями, испытывать и выражать чувства. Если их отрицание происходит успешно, и личность живёт одним лишь разумом без эмоций, это может означать не просто мировоззрение, но и глубокие психологические или даже психические проблемы. К счастью, нигилизм бывает разных видов и обычно затрагивает какой-либо один аспект жизни (исторический, географический, религиозный и т. д.).
Причины возникновения нигилизма
Как уже обозначалось, нигилизм – защитное проявление человеческой психики. Его корни начинаются в глубоком детстве. В это время у ребенка проявляются такие сильные эмоции, как недоверие к окружающим, родителям, непонимание себя. Обычно все нигилисты в детстве переживают чрезмерную опеку, а стиль их воспитания слишком авторитарный. Получается, человек привыкает к отсутствию любви, уважения и понимания в жизни. Как результат на месте этих эмоций зарождается холодность, злость, агрессивное восприятие мира.
Но, как и любой человек, нигилист хочет примкнуть и быть понятым социумом. Это еще больше усиливает конфликт его личности. Глобальное отторжение моральных устоев происходит у подростков.
Сохранение собственной уникальности, возможности проявить себя в условиях действующих устоев общества – ключевая проблема психологии. Не все могут оставаться свободными внутри тотально системы.
Культура нигилизма.
Культура нигилизма порождается широко распространенным отказом от общих ценностей. Частные лица могут по-прежнему твердо верить в свои системы ценностей. Но без почти всеобщего консенсуса мы рискуем столкнуться с культурным нигилизмом: сценарий, в котором мы разделяем очень мало мнений о том, что важно, и можем даже настаивать на том, что те, кто упрекает других за их выбор, навязчивы и тираничны. Возникающая тогда культура представляет собой культуру широкого плюрализма и легкого релятивизма, в которой мы стремимся создавать политические структуры, которые являются инклюзивными, но препятствуют реализации действительно значимых коллективных проектов. Такая культура также склонна к материализму, поскольку при отсутствии общего набора ценностей единственная сила, которая может по-настоящему сплотить нас, — это экономический интерес. Таким образом, нигилистическая культура поддерживается в первую очередь волнением по поводу следующего iPad.
Виды нигилизма
Нигилистические взгляды разделились на несколько базовых видов.
- Географический. Отрицание того, что географические факторы отражаются на развитии культурных, личностных качеств человека или целой нации.
- Культурный. Неприятие культурной составляющей как фактора, влияющего на общественную жизнь. Последствие контркультуры, адептами которой были Ницше, Руссо, Фрейд. Они выступали за разум, интеллект и технический прогресс, опровергая важность эмоций, чувств. Нигилистическим нападкам подверглась западная поп-культура.
- Моральный. Концепция, исходя из которой любой поступок нельзя расценивать в призме моральности или аморальности. Это понятие было специально придумано и для контроля за огромными массами людей. Цель – личная выгода того, кто этой массой управляет. Итог – мораль не норма или истина, а лишь способ ограничения личной свободы.
- Мереологический. Концепция, по которой важны лишь неделимые объекты. Пример – орган лишь часть тела, а дерево – часть леса. Получается, что личность сама по себе не индивидуальна, а лишь часть общества. Этот вид больше похож на антинигилизм.
- Нравственный. Идентичный вариант к моральному виду. Все законы нравственности созданы людьми для ограничения собственной свободы, потому следовать им необязательно.
- Правовой. Отрицание норм правового порядка, созданных для комфортной и безопасной коммуникации людей. Этот вид нигилизма становится причиной беспорядков, нарушения закона, хаоса. Причина – нынешняя система права не может урегулировать все потребности современного человека. Социум не знает законов, видит, что большая часть из ни не работает на практике, потому в их эффективность никто не верит.
- Религиозный. Был популярен в прошлом веке. Суть – отрицание существования Бога, так как нет неопровержимых доказательств его реального бытия.
- Социальный. Противостояние действующим правилам. На практике это отрицание семейных устоев, моральных концепций, непринятие политического строя. Социальное нигилистское поведение базируется на не соглашении принимаемых новшеств, постоянной критике.
- Юношеский. Разновидность социального. Юношеский нигилизм базируется на критике поведения взрослых людей, не восприятии их моральных устоев. Развивается в период полового созревания, когда молодые люди пытаются понять и принять собственное «я». Подростковый нигилизм выражается яркими эмоциями, тотальным отрицанием всего «взрослого» и существующего порядка.
Виды
Виды нигилизма в современном обществе:
- социальный – это отрицание норм, морали, правил, стереотипов;
- правовой – это отрицание законов, нормативно-правовой базы общества;
- моральный нигилизм или этический – это отрицание морали и нравственности из-за неспособности оправдать зло и несправедливость всего мира;
- культурный – это отрицание культуры, создание субкультур;
- юношеский нигилизм или демонстративный – это стремление подростка заявить о себе, выделиться из «серой массы»;
- мереологический – это отрицание чего-либо целого, единого.
Существуют и другие виды нигилизма, например, политический, космический, экзистенциальный. Можно назвать еще больше видов, суть в одном – отрицание, непринятие. Меняется только предмет отрицания. Общая черта всех форм и видов нигилизма – отказ от норм, принятых в обществе.
Отдельно стоит отметить позитивный нигилизм. Если коротко, то его суть в следующем: все равно мы все умрем, так давайте веселиться, получать удовольствие и жить так, как хочется. После смерти будет уже не важно, что вы делали правильно, а что неправильно, так почему бы не отказаться от всех этих норм и правил прямо сейчас?
Характеристики нигилиста
Кто же такой настоящий нигилист? В реальности этим понятием называют скептика, обладающего критическим мышлением. Его не прельщают устоявшиеся веками принципы, существующее устройство жизни. У него нет авторитетов, он считает, что нет никакого смысла в существовании человека.
Характеристика нигилизма
Нормальным людям тяжело найти общим язык с нигилистами. Они верят в то, что существующие порядки, нормы поведения и устои придуманы специально с целью порабощения свободной воли социума. Итог – нигилисты сами решают, что такое правильная жизнь. Они – истинные эгоисты, с развитым чувством собственной безопасности. Реальны для них только материальная и физическая часть бытия.
Понятие духовной любви для нигилистов чуждо. Творчество, духовность и отношения лишь забирают свободное время.
По мнению психологов, если человек осознает себя таковым индивидом и может сказать «я – нигилист», он находится на этапе внутреннего конфликта, так как не может реализовать собственный потенциал. Итог – стремление к полному отчуждению.
Плюсы и минусы нигилизма
Нигилистские взгляды и позиции можно расценивать как двоякое явление. У него есть ряд как плюсов, так и минусов.
Плюсы нигилизма:
Возможность найти свою индивидуальность и заявить о ней миру.
Возможность настоять на своем, защитить ценность своего мнения.
Вероятность покорения новых горизонтов и совершения открытий.
Невозможность приобщиться к общепринятым ценностям.
Минусы нигилизма:
Категоричность в суждениях, которая приносит вред, в первую очередь, самому человеку.
Невозможность поменять свое мнение, признать неправоту, переступить через собственные взгляды и устои.
Нелюбовь, непонимание со стороны окружающих людей.
Известные нигилисты
Невозможно сказать, правильно ли это направление, или ошибочно. У любой науки есть свои приверженцы и критики. Среди нигилистов много известных личностей:
- Фридрих Ницше – психолог;
- Эрих Фромм – философ;
- Дмитрий Писарев – революционер, литературный критик, публицист;
- Петр Кропоткин – анархист, революционер;
- Михаил Бакунин – революционер, мыслитель.
Некоторые ученые заявляют, что истинным нигилистом быть и Владимир Ленин.
Вывод.
Нигилизм можно охарактеризовать как один из величайших кризисов человеческих обществ во всем мире. Существует потребность в саморефлексии, индивидуальной и коллективной, чтобы уберечь себя от разрушения, как было объяснено выше. Крайний скептицизм в любом вопросе необоснован. Мы не можем обобщать вещи и заклеймить их как несуществующие или нелогичные. Мы не должны позволять эгоистичным политикам заставлять нас ненавидеть друг друга. Добро и зло в обществе в различных случаях и обстоятельствах неопределимы и часто являются результатом социального и эмоционального давления. В настоящее время все, кажется, принимают бессмысленность каждой морально-этической ценности. В таком сценарии моральное высокомерие нескольких безответственных людей определит, чья точка зрения имеет приоритет перед другими для общества, поскольку они будут интерпретировать религиозные и моральные законы в соответствии со своими личными интересами. Это приведет к насильственному навязыванию «воли немногих» массам, что может привести наши общества к распаду и хаосу.
ВАЖНО!!!! Войска РФ в Украине — убитые, раненные, пленные — Ищи своих сыновей.
Нигилисты в литературе
Для литературы нигилизм стал отдельным явлением, затронувшим сразу два века XVIII и XIX. Впервые об этом течении начали говорить в 1829 году. Надежин в одной из своих работ назвал нигилистами отрицателей и скептиков. Спустя 30 лет вышла книга по психологии В. В. Берви, где этот же термин был описан более подробно. До 70-х годов этого столетия ничего не поменялось, пока философия нигилизма не дошла к западным писателям. С тех норм этим термином именовались российские бунтари, анархисты, революционеры.
Базаров, «Отцы и дети», Тургенев
Когда мир познакомился с книгой Тургенева «Отцы и дети», литературные нигилисты открылись миру по-новому, воплотившись в Базарова. В это время как раз случился большой пожар в Петербурге, потому в нем обвинили именно «отрицателей». Благодаря толпе вскоре никому неизвестный термин стал крылатым.
Такие же персоны описаны в одноименной повести Ковалевской 1884 года.
В XIX веке нигилистами называли шестидесятников, отрицавших религию и проповедовавших анархизм, аморализм и материализм.
Как избавиться от нигилизма
Нужно ли избавляться от нигилизма? Если мы рассматриваем это как защитный механизм, то да, с этим нужно бороться. Чрезмерная рациональность, подавление чувств и эмоций опасны выгоранием, депрессией или развитием других психических расстройств. Кроме того, нигилист не может полноценно реализоваться в обществе. Личность не может развиваться вне социума, а нигилисты делают все, чтобы выйти из общества, разрушить его, разрушить систему.
Как избавиться от нигилизма:
- Признайте проблему. Проанализируйте и составьте список того, чего вас лишает нигилизм.
- Вспомните, когда отвращение к миру возникло впервые. Определите примерную причину своего состояния.
- Познайте и примите себя, увидьте уникальность каждого человека. Вы же верите науке? Запаситесь исследованиями, книгами по психологии и изучите проблему способностей, задатков, темперамента. Не такие уж мы и биороботы, хотя во многом это и так.
- Определите главную неудовлетворенную (фрустрированную) потребность. Подумайте, каких инструментов вам не хватает, как это взять в условиях общества.
- Найти то, что является ценным для вас, придумайте свою «историю до и после» (определение Марка Мэнсона). Что это значит? Например, это может быть воспитание достойного гражданина общества, написание книги, создание своей школы или курсов, разработка своего сайта или ведение колонки в каком-то журнале. Я думаю, что каждый человек в чем-то нигилист, но при этом каждый может найти то, что ему нравится в нашем обществе.
Нередко избавление от нигилизма предполагает работу с детскими травмами. Не все люди готовы и могут проделать этот путь самостоятельно. В качестве мотивации чаще напоминайте себе, что попытки разрушить мир – это попытки защитить себя, пока мир не разрушил вас. Так от чего или кого вы на самом деле защищаетесь? Что все еще значимо и живо для вас? Вы лукавите, когда говорите, что живете только по законам разума. Что-то заставляет вас злиться, бояться, ненавидеть. Что это?
Какой он, нигилист наших дней
В нынешнее время нигилисты обрели новые черты – теория осознанности, минималисты в отношениях, вероисповедании. Они, как и прежде, отрицают все, что может сковывать человеческую свободу: мораль, нормы, правила, традиции. Такие люди не ходят на выборы, не подчиняются чьим-то приказам, всегда ярко проявляют свое недовольство и не верят в существование высшего разума.
По мнению психологов, нынешнее нигилисты больше похожи на реалистов. Это некий разумный скептицизм, с расширенным толкованием критического мышления. Подобные черты начинают проявляются в человеке, когда он разочаровывается в духовности, становится эгоистом и начинает почитать материальный мир.
Нигилист современности
Понятие «нигилизм».
Nihil- означает «ничто», а -ism означает «идеология». Когда эти два слова соединяются, получается «идеология ничего» или «вера ни во что».
Понятие нигилизм впервые было использовано в контексте процесса модернизации во времена Французской революции. Монтескье, Вольтер и Руссо, послереволюционные писатели Местр, Токвиль, Конт и Дюркгейм навешивают ярлык «нигилистов» на людей, которые в той или иной мере являются их противниками в вопросе модернизации. Следовательно, использование концепции нигилизма — это случай того, что Бергер и Лукманн называют «нигиляцией», концептуальным устранением конкурирующей формы жизни. Типичным для нигилизма является понимание мира в метафизических, а не в теологических терминах, как это имело место в более ранние времена великих потрясений, когда подходящими ярлыками были ересь и колдовство.
Эта философия морального и эпистемологического скептицизма стала популярной в России XIX века в первые годы царствования царя Александра II.
Некоторые критики связывают нигилизм с постмодернистским скептицизмом в отношении универсальных истин или даже просто с неприятием либерализма. Другие утверждают, что его корни лежат в отказе от религиозной метафизики, которая столетиями объединяла общество.
использованная литература
- Павлакос, Джордж (1 января 2013 г.). Закон, права и слова. Юридическая философия Роберта Алекси . Внешний университет. ISBN 978-958-772-104-1 . Проверено 15 февраля 2022 г. .
- «Моральный антиреализм > Аргументы Маки в пользу теории моральных ошибок (Стэнфордская философская энциклопедия)» . plato.stanford.edu
. Consultado 12 марта 2022 года .
- Билграми, Акил (2006). Самопознание и обида
, Издательство Гарвардского университета. - Харман, Гилберт (1977). Природа морали: введение в этику
. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195021431 . OCLC 2725781 . - Джойс, Ричард (2001). Миф о морали
, издательство Кембриджского университета. - Корсгаард, Кристин (1996). Источники нормативности
, издательство Кембриджского университета. - Маки, Джон (1977). Этика: изобретать правильное и неправильное
. Лондон. ISBN 0140135588 . OCLC 24729622 . - Шафер-Ландау, Расс (2010). Основы этики
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-532086-2 . - Тиммонс, Марк (1999). Мораль без оснований: защита этического контекстуализма
, издательство Оксфордского университета.
Географический нигилизм
Бывают самые разные формы нигилизма. Среди них – географический. Он заключается в отрицании и непонимании непоследовательного использования:
- географических направлений;
- географических признаков частей света;
- подмене географических направлений;
- частей света культурологическим идеализмом.
Данный вид нигилизма является новым понятием. Нередко его называют неправильным, говоря про то, что при отрицании значений за природными условиями и пытаясь вырвать человеческое общество из материального мира, можно прийти к идеализму. Другими словами, данный недостаток состоит в том, что при игнорировании естественной среды это может привести к недоучету данных условий. Учитывая их влияние нужно осознавать, что на разных его этапах одинаковое сочетание природных условий может иметь разное значение и при этом оказывать не одинаковое внимание.
Правовой нигилизм
Юридическим нигилизмом называется непринятие права в качестве социального института, отвержение системы норм поведения, которая в состоянии успешно управлять взаимоотношениями людей. Подобный юридический нигилизм состоит в отвержении законов, что впоследствии может привести к действиям противоправного характера, анархии и в целом будет тормозить формирование правовой системы государства.
Данный вид нигилизма характерен, как для социума в целом или социального коллектива, так и для отдельной личности.
Юридический нигилизм бывает спонтанным либо стойким. Истоки недоверия к правовой системе корнями уходят в предубеждение против государственной власти, видение законов в качестве приказов, указаний со стороны власть имущих, безнаказанность должностных фигур, пороки правосудия, расхождение законов и действительности. Подобное мнение во многом обусловлено несовершенством и двойственностью законодательной базы, неспособностью власти ликвидировать преступность, гарантировать населению соблюдение их прав, защитить от произвола чиновников. Зачастую беззаконие совершается либо от имени закона, либо с его молчаливого позволения, формально прикрывающего преступные намерения или интересы частных лиц.
Правовой нигилизм его формы и пути преодоления
Нигилисты характеризуются различной степенью интенсивности отношения к законодательной базе и правовому институту в целом. Поэтому выделяют следующие формы нигилизма: активную и пассивную. Первая форма заключается во враждебном отношении к законодательной базе, пропагандой нигилистского мировоззрения среди широких масс (анархизм). Вторая – характеризуется недоверием правовому потенциалу, отрицанием его положительного значения в социуме.
Кроме этого, различают бытовой правовой нигилизм, тесно связанный с непониманием или незнанием законов, философский, связанный с выстраиванием личностью мировоззрения, отрицающего социальную роль права.
Одновременно с этим данный вид нигилизма нередко отмечается у субъектов, которые активно сотрудничают с правом, воспринимая его в качестве чисто номинального института, поскольку в реальности для осуществления собственных целей используют коррупцию и злоупотребление властью.
Выделяют следующие пути преодоления нигилизма: широкая пропаганда правосознания, правовое воспитание, рост уровня культуры населения, предотвращение правонарушений, в первый черед, криминального характера, совершенствование законодательной базы, массовое правовое просвещение, упрочение законности и государственной дисциплины, подготовка высококвалифицированных юристов, уважительное отношение к человеку, соблюдение прав и свобод и другое.
Таким образом, правовой нигилизм его формы и пути преодоления заключаются в изменении сознания людей, реформировании экономики и социальной отрасли государства, максимальное приближение законодательной базы к соблюдению интересов всех слоев населения, реформирование судебной деятельности для поднятия авторитета и роста доверия правосудию и др.
Преодоления данного вида нигилизма довольно длительный процесс, который затрагивает видоизменение объективных условий существования социума, целеустремленную мировоззренческую, организационную работу, организацию комплекса специальных и юридических мер. Другими словами, комплекс таких мер должен, в первый черед, быть ориентированным на создание качественно новой социально-правовой среды и вселение в людей веры в правовые каноны.
Формирование новой системы политических ценностей является важнейшей политической предпосылкой обретения победы над правовым нигилизмом.
Культурный нигилизм
Популярный современный нигилизм – культурный. Он проявляется в отрицании культурных направлений во всех сферах жизни общества. Еще в шестидесятых годах на Западе возникло мощнейшее движение «контркультура». Тогда оно опиралось на взгляды Руссо, Ницше и Фрейда. Контркультура полностью отрицала всю западную цивилизацию и буржуазную культуру. Самая резкая критика направлялась против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Сторонники этого направления были уверены, что достоин сохранения и развития только авангард.
Моральный нигилизм
Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным. Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком. Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.
Религиозный нигилизм
Справедливым будет утверждение, что нигилизм — современное явление. Одним из его самых популярных видов является религиозный нигилизм. Под данным термином принято понимать восстание бунт против религии с позиции эгоистической личности, отрицание и негативное отношение к духовным ценностям общества. У такой критики религии есть своя специфика, выражающаяся в бездуховности, прагматическом отношении к самой жизни. Без преувеличения нигилиста можно назвать циником, для которого нет ничего святого. Такой человек может осквернять религию из-за своих эгоистических целей.
НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Нигилизм вообще (в переводе с лат. – «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил прогрессивный характер.
Например, о своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему тискать молодую поросль новой молодежи в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в базаровых, в нигилистах – в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»2.
Развернутая характеристика социального нигилизма, распространившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С.Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее (интеллигенции. – Н.М.)
нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей»3.
Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать ниги-
См Тургенев И.С.
Собр соч.- В 12 т М , 1958. Т. 12 С. 389.
2 См.: Письма М.Л. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. СПб., 1906. С. 293.
3Франк СЛ.
Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М„ 1991. С. 170,172,173.
листами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание».
Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание – разные вещи. Гегелевский закон отрицания отрицания пока никто не отменил. В историческом плане нельзя, например, безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идет об эволюционном развитии. Ф. Энгельс, имея в виду движущие силы формационных периодов и смену последних, писал: «Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституционном движении, а зарождение пролетариата – в движении, которое обычно называют нигилизмом»2.
Здесь термин «нигилизм» употребляется в положительном контексте. Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не являются нигилизмом в собственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все времена осуждалось. Еще Руссо заметил: «Деспот не может жаловаться на свергающее его насилие». Это значит, что не всякая революция есть зло.
Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.
Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы – вообще, отрицательных явлений действительности. В этом смысле вполне естественным было, например, нигилистическое диссидентское движение в СССР в 50–70-х годах, осуждение брежневщины, застоя, не говоря уже о более ранних сталинских беззакониях. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов – Герцена, Добролюбова, Чернышевского и других, выступавших против царизма, самодержавия, социального угнетения.
Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социаль-
См.: Новиков А.И.
Нигилизм и нигилисты. М., 1972. С. 11–12. 2
Маркс К., Энгельс
Ф.Соч.Т. 22. С. 41.
но вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом*. Нигилизм – стереотип мышления любого ра-дикалиста, даже если он этого не осознает.
Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность,
этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность»2.
Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой – его побочные . последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Анафеме предавалось как плохое, так и хорошее – без разбора. О диалектике не вспоминали.
Расчистка «авгиевых конюшен» сопровождалась такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках. Лейтмотивом этих умонастроений было: «У нас все плохо, у них все хорошо». С пьедесталов летели имена и ценности, в которые еще вчера беззаветно верили.
Зацикленность на обличительстве, уничижительной критике граничила подчас с утратой чувства национально-государственного достоинства, формировала у людей и всего общества комплекс неполноценности, синдром вины за прошлое, за «исторический грех». Раздавались призывы к всеобщему покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах» – в прямом и переносном смысле.
* См.: Демидов Л.И.
Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4. 2
Новиков Л.И.
Указ. соч. С. 14.
Когда 22 июня (день нападения фашистской Германии на Советский Союз) 1991 г. на Красной площади в Москве был устроен грандиозный концерт поп-музыки и теледикторы с иронией сообщали, что веселье проходит на «главном кладбище страны», то в народе эти откровенные «бесовские пляски» были восприняты как невиданное кощунство, глумление над памятью предков. Подобные явления представляют собой «циничные плевки за спину – в сторону отцов, дедов и прадедов»*. Развенчивались герои войны и труда, их подвиги, самопожертвования. Было забыто пушкинское – «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», а также грибоедовское – «И дым отечества нам сладок и приятен».
На крайности этого «самошельмования», потерю меры обращали внимание многие зарубежные деятели, не лишенные чувства здравого смысла. Были «отрицатели», которые поспешно и бездумно создавали негативный образ прошлого, многократно преувеличивая его дефекты и пороки, обещая скорое благоденствие2. Между тем копание в истории страны особого успеха не принесло. При этом ошибки предшественников не помогли избежать новых. Замелькали остроты публицистов: мы одержали «сокрушительную победу».
Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания; тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение»3. Причем ниспровергались не только коммунизм, партия, режим, но и (вольно или невольно) страна, культура, народность, традиции, государственность-Последнее постепенно осознавалось, переосмысливалось – приходило отрезвление. Устыдились своей излишней «революционности» наиболее рьяные «нигилисты», в прессе появились сдерживающие суждения и оценки: «Мы буквально соревновались в уничтожении общественных идеалов: кто страшнее вывернет наизнанку все, чему раньше поклонялись. Пора одуматься» (Отто Лацис). Уже с расстояния наших дней, когда стал ясен крах либеральных идей, события и идео-логиечские установки тех лет вызывают недвусмысленное осуждение. С сожалением говорится о том, что пришедшие тогда к власти радикал-демократы, обуреваемые разрушительным зудом, «пытались всячески дискредитировать национальную психологию, высмеять нравы и быт,
* Золотусский И.
11игилисты второй свежести // Независимая газета. 1998.25 сент.
2Кара-Мурза С.
Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. С. 162.
3Мушипский В.О.
Сумерки тоталитарного сознания // Сов. государство и право. 1992. № 3. С. 80.
представить как нечто уродливое и ненормальное нашу историю, культуру, науку, мораль, традиции, ментальность; они смотрели на Россию как бы со стороны (отсюда – уничижительное «эта страна»)»*.
Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».
Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности. Инакомыслие не подавляется, но оно существует. Подрываются духовные и моральные основы общества, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесняется материальным. Соответственно изменились критерии престижа личности, ее социальной роли, признания.
Общественное мнение стало менее чувствительным, мягко говоря, к нарушениям нравственных норм. У многих сохраняется устойчивая ностальгия по прошлому, в их сознании еще живет образ СССР. Сам процесс «смены вех», идеологической переориентации миллионов людей, включая «вождей», трудный и болезненный, он предполагает ломку всей системы старых взглядов и отношений, отказ от укоренившихся привычек и традиций.
Нигилизм «сверху» проявляется в форсировании социальных преобразований, левацком нетерпении добиться всего и сразу путем «красногвардейских атак» на прежние устои, в популизме, конъюнктуре, демагогии, разрушительном зуде, обвальной приватизации, призывах как можно быстрее покончить с советским наследием, «империей зла», коллективистской идеологией и психологией. Были и такие «нигилисты», которые предлагали без промедления превратить единую страну на 40–60 «независимых государств». Устойчиво развивалась тенденция: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»
Эволюция, этапность, постепенность уже мало кого тогда устраивали – только «революция», хотя « план по революциям», как выража-
* См.: Обо что разбила лоб Россия // Российская газета. 1994. 4 марта.
ются журналисты, давно Россией перевыполнен. Тем не менее смена режима в целом произошла все же мирно, эволюционно. В странах Восточной Европы этот процесс был назван «бархатной революцией». В наши дни заметны сдвиги к силовым приемам решения политико-государственных проблем. Дают о себе знать злоупотребления новой постсоветской номенклатуры, бюрократии. Как видим, спектр социального нигилизма весьма пестр и богат, переливает всеми цветами радуги. Так или иначе он поразил все слои общества, оба его политических фланга, а также центр.
Этому способствует охвативший Россию глубокий системный кризис – экономический, финансовый, политический, духовный, моральный, правовой. Ситуация изменилась. Наверх всплыло многое из того негативного, против чего раньше боролись. Теперь уже от радикал-демократов («либеральных большевиков», «младореформаторов»), заведших страну в тупик, требуют покаяния – старую систему разрушили, новую, более справедливую, не создали. «Реформаторы дискредитировали реформу».
Нигилизм вообще (в переводе с лат. – «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил прогрессивный характер.
Например, о своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему тискать молодую поросль новой молодежи в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в базаровых, в нигилистах – в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»2.
Развернутая характеристика социального нигилизма, распространившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С.Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее (интеллигенции. – Н.М.)
нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей»3.
Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать ниги-
См Тургенев И.С.
Собр соч.- В 12 т М , 1958. Т. 12 С. 389.
2 См.: Письма М.Л. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. СПб., 1906. С. 293.
3Франк СЛ.
Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М„ 1991. С. 170,172,173.
листами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание».
Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание – разные вещи. Гегелевский закон отрицания отрицания пока никто не отменил. В историческом плане нельзя, например, безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идет об эволюционном развитии. Ф. Энгельс, имея в виду движущие силы формационных периодов и смену последних, писал: «Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституционном движении, а зарождение пролетариата – в движении, которое обычно называют нигилизмом»2.
Здесь термин «нигилизм» употребляется в положительном контексте. Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не являются нигилизмом в собственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все времена осуждалось. Еще Руссо заметил: «Деспот не может жаловаться на свергающее его насилие». Это значит, что не всякая революция есть зло.
Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.
Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы – вообще, отрицательных явлений действительности. В этом смысле вполне естественным было, например, нигилистическое диссидентское движение в СССР в 50–70-х годах, осуждение брежневщины, застоя, не говоря уже о более ранних сталинских беззакониях. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов – Герцена, Добролюбова, Чернышевского и других, выступавших против царизма, самодержавия, социального угнетения.
Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социаль-
См.: Новиков А.И.
Нигилизм и нигилисты. М., 1972. С. 11–12. 2
Маркс К., Энгельс
Ф.Соч.Т. 22. С. 41.
но вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом*. Нигилизм – стереотип мышления любого ра-дикалиста, даже если он этого не осознает.
Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность,
этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность»2.
Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой – его побочные . последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Анафеме предавалось как плохое, так и хорошее – без разбора. О диалектике не вспоминали.
Расчистка «авгиевых конюшен» сопровождалась такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках. Лейтмотивом этих умонастроений было: «У нас все плохо, у них все хорошо». С пьедесталов летели имена и ценности, в которые еще вчера беззаветно верили.
Зацикленность на обличительстве, уничижительной критике граничила подчас с утратой чувства национально-государственного достоинства, формировала у людей и всего общества комплекс неполноценности, синдром вины за прошлое, за «исторический грех». Раздавались призывы к всеобщему покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах» – в прямом и переносном смысле.
* См.: Демидов Л.И.
Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4. 2
Новиков Л.И.
Указ. соч. С. 14.
Когда 22 июня (день нападения фашистской Германии на Советский Союз) 1991 г. на Красной площади в Москве был устроен грандиозный концерт поп-музыки и теледикторы с иронией сообщали, что веселье проходит на «главном кладбище страны», то в народе эти откровенные «бесовские пляски» были восприняты как невиданное кощунство, глумление над памятью предков. Подобные явления представляют собой «циничные плевки за спину – в сторону отцов, дедов и прадедов»*. Развенчивались герои войны и труда, их подвиги, самопожертвования. Было забыто пушкинское – «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», а также грибоедовское – «И дым отечества нам сладок и приятен».
На крайности этого «самошельмования», потерю меры обращали внимание многие зарубежные деятели, не лишенные чувства здравого смысла. Были «отрицатели», которые поспешно и бездумно создавали негативный образ прошлого, многократно преувеличивая его дефекты и пороки, обещая скорое благоденствие2. Между тем копание в истории страны особого успеха не принесло. При этом ошибки предшественников не помогли избежать новых. Замелькали остроты публицистов: мы одержали «сокрушительную победу».
Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания; тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение»3. Причем ниспровергались не только коммунизм, партия, режим, но и (вольно или невольно) страна, культура, народность, традиции, государственность-Последнее постепенно осознавалось, переосмысливалось – приходило отрезвление. Устыдились своей излишней «революционности» наиболее рьяные «нигилисты», в прессе появились сдерживающие суждения и оценки: «Мы буквально соревновались в уничтожении общественных идеалов: кто страшнее вывернет наизнанку все, чему раньше поклонялись. Пора одуматься» (Отто Лацис). Уже с расстояния наших дней, когда стал ясен крах либеральных идей, события и идео-логиечские установки тех лет вызывают недвусмысленное осуждение. С сожалением говорится о том, что пришедшие тогда к власти радикал-демократы, обуреваемые разрушительным зудом, «пытались всячески дискредитировать национальную психологию, высмеять нравы и быт,
* Золотусский И.
11игилисты второй свежести // Независимая газета. 1998.25 сент.
2Кара-Мурза С.
Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. С. 162.
3Мушипский В.О.
Сумерки тоталитарного сознания // Сов. государство и право. 1992. № 3. С. 80.
представить как нечто уродливое и ненормальное нашу историю, культуру, науку, мораль, традиции, ментальность; они смотрели на Россию как бы со стороны (отсюда – уничижительное «эта страна»)»*.
Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».
Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности. Инакомыслие не подавляется, но оно существует. Подрываются духовные и моральные основы общества, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесняется материальным. Соответственно изменились критерии престижа личности, ее социальной роли, признания.
Общественное мнение стало менее чувствительным, мягко говоря, к нарушениям нравственных норм. У многих сохраняется устойчивая ностальгия по прошлому, в их сознании еще живет образ СССР. Сам процесс «смены вех», идеологической переориентации миллионов людей, включая «вождей», трудный и болезненный, он предполагает ломку всей системы старых взглядов и отношений, отказ от укоренившихся привычек и традиций.
Нигилизм «сверху» проявляется в форсировании социальных преобразований, левацком нетерпении добиться всего и сразу путем «красногвардейских атак» на прежние устои, в популизме, конъюнктуре, демагогии, разрушительном зуде, обвальной приватизации, призывах как можно быстрее покончить с советским наследием, «империей зла», коллективистской идеологией и психологией. Были и такие «нигилисты», которые предлагали без промедления превратить единую страну на 40–60 «независимых государств». Устойчиво развивалась тенденция: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»
Эволюция, этапность, постепенность уже мало кого тогда устраивали – только «революция», хотя « план по революциям», как выража-
* См.: Обо что разбила лоб Россия // Российская газета. 1994. 4 марта.
ются журналисты, давно Россией перевыполнен. Тем не менее смена режима в целом произошла все же мирно, эволюционно. В странах Восточной Европы этот процесс был назван «бархатной революцией». В наши дни заметны сдвиги к силовым приемам решения политико-государственных проблем. Дают о себе знать злоупотребления новой постсоветской номенклатуры, бюрократии. Как видим, спектр социального нигилизма весьма пестр и богат, переливает всеми цветами радуги. Так или иначе он поразил все слои общества, оба его политических фланга, а также центр.
Этому способствует охвативший Россию глубокий системный кризис – экономический, финансовый, политический, духовный, моральный, правовой. Ситуация изменилась. Наверх всплыло многое из того негативного, против чего раньше боролись. Теперь уже от радикал-демократов («либеральных большевиков», «младореформаторов»), заведших страну в тупик, требуют покаяния – старую систему разрушили, новую, более справедливую, не создали. «Реформаторы дискредитировали реформу».
Список известных нигилистов
Для наглядного примера поведения специалисты провели исследования, после чего составили список самых запоминающихся личностей из разных эпох, пропагандирующих нигилизм.
Известные нигилисты список:
- Нечаев Сергей Геннадиевич – революционер России и автор «Катехизиса революционера»;
- Эрих Фромм – немецкий философ, социолог и психолог, рассматривающий термин нигилизм;
- Вильгельм Райх – австрийский и американский психолог, единственный ученик Фрейда, анализирующий нигилизм;
- Ницше – нигилист, который отрицал наличие ценностей материальных и духовных.
- Серен Кьеркегор – нигилист и датский религиозный философ и писатель.
- О. Шпенглер – пропагандировал идею заката европейской культуры и форм сознания.
Исходя из всех трактовок и течений, сложно четко охарактеризовать сущность нигилизма. В каждой эпохе и временном промежутке нигилизм протекал по-разному, отрицая то религию, то мир, то человечество, то власти.
Социальный нигилизм
Социальный нигилизм — это течение, выражающееся в самых разных проявлениях, среди которых:
- Непринятие определенными слоями общества существующего курса реформ.
- Непринятие нового уклада жизни и новых ценностей.
- Недовольство нововведениями, переменами.
- Социальные протесты против различных шоковых методов и преобразований.
- Несогласие с разными политическими решениями.
- Неприязнь (иногда вражда) по отношению к государственным институтам.
- Отрицание западных образцов поведения.