Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения


Речевая ситуация

Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).

Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.

Речевая ситуация — конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она — исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.

Пример текста речевой ситуации:

  • Дружеская беседа.
  • Выступление с докладом.
  • Объяснение перед начальством.
  • Консультация насчет покупки компьютера.
  • Объяснение малышу, почему спички — это не игрушка и проч.

5.2. Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации

Посредством анализа просодических и экстралингвистических характеристик воссоздается образ человека, особенности его речи, манера говорить, смеяться и даже плакать, т. е. все, что способствует проявлению психической индивидуальности. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д. Этими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. В деловом взаимодействии очень часто используются «риторические уловки», т. е. эмоциональные возбудители. Деловым людям важно вызвать не просто эмоции у собеседника, а именно те из них, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Практически беспроигрышной в деловом общении является энергетика речи: ее экспрессия и тональная вариантность. Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» так описывает речевые возможности одного из героев — П. Верховенского: «Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно и не лезет за словом в карман… Выговор у него удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернышки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам нравится, но потом станет противно, а именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов». На собеседника оказывает влияние и создает доверие именно единство манеры поведения и произнесения слов. В деловой коммуникации при использовании вербальных и невербальных средств максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств. Известный артист И. Ильинский в книге «Сам о себе» писал: «…Интонации человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль.» Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ри голос В. Высоцкого от присущих ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и, взывая к размышлению, как и во имя чего жить. Интонация может мгновенно перечеркнуть слова соболезнования или поздравления. Различают следующие характеристики голоса: Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека. В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слов в минуту. Исходя из этого: менее 200 слов в минуту — относительно медленная речь; около 350 слов в минуту — относительно нормальная речь; около 500 слов — относительно быстрая речь. Специалисты по вербальной коммуникации считают, что, например, для французов или итальянцев «нормальная скорость» обычно выше, чем у немцев. Поэтому так сложно переводить итальянские и французские фильмы на немецкий язык: синхронизация становится делом крайне тяжелым; при переводе с английского — проблема прямо противоположна. Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе), либо самодовольству, малая громкость указывает на сдержанность, скромность,такт или нехватку жизненной силы, слабость человека, сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов. Рассказывают, что когда Черчилль готовился к выступлениям, то, работая с текстом, он делал пометки типа «аргументы слабые, усилить голос… » Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли. Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос — мышление и голос сопровождаются повышенной эмоциональностью; высокий проницательный голос — признак страха и волнения; низкий тон голоса — это расслабленность, покой и достоинство. На голоса накладывает отпечаток собственный характер. Так, низкий мужской голос под воздействием кинематографических клише стал признаком мужественности, и множество молодых людей в Америке сорвали голос, пытаясь им подражать. Режим, или течение речи. Ритмическое говорение — богатство чувств, уравновешенность, как правило, хорошее настроение; строго циклическое, правильное говорение — сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина, педантичность, холодность чувств; округленная манера говорить — глубокая, полная эмоциональная жизнь; угловато-отрывистая манера — трезвое, целесообразное мышление. Кроме того, на восприятие информации может влиять и тембр голоса. Например, приятный тембр голоса способствует доверию. Вот цитата из античного источника по поводу Клеопатры: «У нее был чудеснейший голос, и благодаря своему обаянию она умела разговаривать со всяким. Сидеть и слушать ее было великое наслаждение, поэтому она и могла повергнуть любого: и человека хладнокровного, и немолодого». Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки. Хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Как уже говорилось выше, к экстралингвистическим средствам относятся паузы и другие вкрапления, такие, как вздох, плач, смех и др. Во время взаимодействия людей иногда возникают паузы, причины которых весьма разнообразны: • чтобы придать дополнительную силу последующим словам; • в связи с тем, что собеседник задумался; • чтобы выиграть время для размышления; • как реакция на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать; • потому что говорящий отвлекся и др. Если один из партнеров отвлекся (например, кто-то заглянул, приоткрыв дверь), то возникает пауза, за которой следует или задумчивое переспрашивание, или что-нибудь типа «впрочем…», «кстати…». Таким образом, пауза по своему значению в принципе ничего собой не представляет. Вместе с тем, как показывает практика, она зачастую несет в себе много больше информации, чем порой может содержаться в словах. Смех считается антистрессовым фактором. Благодаря ему разряжается обстановка, снимается напряжение, он является оздоравливающим средством. Люди смеются по разным причинам: • попалось на глаза что-то веселое или комичное; • ожидают чей-то подготовленной каверзы; • хотят продемонстрировать какое-либо отношение к партнеру, тогда смех бывает язвительный, злорадный, ироничный, циничный, безжалостный или неприязненный. Бывает счастливый смех, демонстрирующий радость, удовольствие, одобрение, особенно когда человек слышит то, что хочет. Наконец, смех бывает искусственный, т. е. насильственный, вымученный, смех-маска, игра — для достижения каких-то намерений. Во время разговора человек может произносить также разнообразные звуки, у которых нет словесного содержания, но они «говорят». Эти звуки могут иметь различное значение, в зависимости от той или иной ситуации. Произносящие такие звуки люди, как правило, не осознают этого, поэтому мы можем зафиксировать их повторяемость у одних и тех же людей. Так, например, есть люди, которые находят все, что происходит, трагичным, безысходным, поэтому они, не отдавая себе в этом отчета, постоянно вздыхают и постанывают. Такие человеческие проявления во время коммуникации, как кашель или покашливание, не всегда свидетельствуют о специфических возбудителях (например, дыме), иногда это желание «нечто прокашлять». Подобным образом интерпретируются и часто проявляющиеся отдышки: когда человек «чем-то» терзаем изнутри, то он это «что-то» хочет символически отрыгнуть. Итак, пара- и экстралингвистические особенности речи позволяют получить самую разнообразную информацию, дополняющую язык тела, и делать выводы о личностных особенностях человека, его характере, внутренних состояниях и чувствах. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнера, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатие, например, делится на 3 типа: доминирующее (рука сверху, ладонь повернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь повернута вверх) и равноправное. Обычной формой выступает крепкое пожатие, а затем некоторое «потряхивание» рук. Если пожатие чужой руки слишком сильное или, наоборот, очень вялое, — это может произвести неприятное впечатление. Двойное рукопожатие говорит о глубоком уважении. Пожатия рук уместны во многих случаях: при встречах, поздравлениях, как выражение договоренности, дружбы. Если кто-то отказывается пожать руку в ответ на приглашение собеседника, он может показаться грубым и невоспитанным. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу или обнимание партнера за плечо, подчеркивает дружеские взаимоотношения. Однако для многих людей подобная форма проявления чувств просто неприемлема и неприятна. Некоторым людям нравится любая разновидность прикосновений к ним. Другие этого не любят и недовольны навязчивостью со стороны собеседника. Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно- ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Любой коммуникативный процесс пространственно и временно организован. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение определенного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух людей, так и в массовых аудиториях. Точно также некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Например, приход своевременно к началу деловых переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах разработаны в деталях различные «допуски» опозданий с соответствующими их значениями. Кстати, в разных культурах существуют различные стандарты расстояния, на котором допустимо общение. Поэтому латиноамериканец, для которого привычно более близкое расстояние в общении, пытается во время разговора с европейцем подойти к нему поближе. Тот начинает отступать. И каждый из них обижается: латиноамериканец считает, что европеец не хочет с ним разговаривать нормально, а европеец рассматривает американца как агрессора, вторгающегося на его территорию. Одним из первых пространственную структуру стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: • интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей: детей, родителей, супругов, любовников, родственников, близких друзей; • личное, персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми: общение на вечеринке, официальном приеме, дружеском вечере; • социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; • публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Ориентация и угол общения — проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении его мыслей. Было замечено, что во время переговоров, когда один из участников решает завершить обсуждение или просто покинуть заседание, он непроизвольно поворачивается всем телом или направляет ноги в сторону выхода. Угол, под которым люди располагают тело, также дает очень ценную невербальную информацию. Например, тела двух общающихся мужчин повернуты к воображаемой вершине треугольника. Это своеобразное невербальное приглашение третьему человеку присоединиться к их беседе, встав в этой точке. От того, какое место за столом занимают участники общения, зависит эффективность деловой коммуникации. Различают четыре позиции сторон за столом. Угловое расположение. Такая позиция характерна больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например врач — пациент. Такое расположение не мешает визуальному контакту, а также предоставляет возможность совершать множество жестов и замечать жесты собеседника. Угол стола служит частичным барьером, в случае агрессивного поведения собеседника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания — сблизиться, территориальное деление при этом отсутствует. Кооперативное поведение необходимо для непосредственного делового взаимодействия. Когда одна задача или проблема решается совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения. Конкурирующе-оборонительная позиция Положение партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников взаимодействия жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть «соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт вполне могут завершить коммуникацию. Вместе с тем такая посадка может свидетельствовать о субординации. Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конкретным. В реальной практике именно так садятся за стол переговоров. Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и такую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например: на деловом совещании, семинаре и пр. Наконец, составной частью невербальных средств коммуникации является образ человека, то, как он выглядит в глазах окружающих. Один из важнейших элементов образа — манера одеваться. Старинная пословица гласит: «По одежке встречают… ». Как показывают исследования, в 85 случаях из 100 люди после первого знакомства составляют для себя образ человека по его внешнему виду. Первая минута встречи является решающей в создании социального и психологического партнера, она определяет характер дальнейших взаимодействий. Изменить первое впечатление впоследствии трудно. Следовательно, даже самому умному, доброму, общительному и доброжелательному человеку, уникальному специалисту, в конце концов даже гению необходимо быть внимательным к своему облику, если он хочет наладить хорошие отношения с окружающими. Множество примеров невербальной коммуникации зафиксировано в воспоминаниях немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже; в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо. Один уличный мальчишка крикнул мне вслед: «Смотри-ка, да ведь это француз». Впоследствии мне неоднократно представлялся повод к тому, чтобы вспомнить этот отзыв. Моя длинная эспаньолка, — единственное, что я не сбрил, — мягкая шляпка и фрак произвели на мальчишку впечатление чего-то экзотического.» Во все времена одежда выражала принадлежность к той или иной социальной группе, касте, конфессии или профессии. Форма одежды во многих случаях регламентировалась указами монархов, за нарушение этих указов виновников привлекали к суду. Например, в 1615.г. в Чехии сейм объявил вышедший к тому времени из моды парчовый плащ официальной одеждой, без которого запрещалось появляться в Парижском Граде. А в Российской империи в 1742 г. вышел указ, запрещавший лицам, не имевшим ранга, носить одежду из бархата. В последнее время требования к одежде далеко не так категоричны, как когда-то. Однако и сейчас в развитых демократических странах предприниматели придают очень большое значение внешнему виду своих сотрудников и деловых партнеров. Многие ситуации современной жизни требуют строго определенной формы одежды. Это прежде всего протокольные мероприятия. Протокол не позволяет женщине появиться на приеме у монарха в мини-юбке. Граждане и гражданки, пришедшие на аудиенцию к послу другой страны или министру в рваных джинсах, шортах и мини-юбках, могут быть просто не допущены секретарем высокопоставленного лица. Даже в приличный ресторан не пускают мужчин в шортах, без пиджака и галстука. Интересно, что в английском парламенте, например, летом — нельзя появляться в красном костюме. Это считается дурным тоном. А вот зимой можно. Итак, образ, который человек создал, может усиливаться или ослабляться благодаря стилю одежды и внешнему виду. Тут важно все — какой выбран фасон, цвет, материал для костюма; как скомбинированы украшения, парфюмерия, макияж, прическа; официальность или небрежность в одежде и т. д. Специалисты убеждены в том, что если человек сделал правильный выбор во всех деталях, его шансы иметь успех и пользоваться уважением в коллективе могут превзойти все ожидания. Если же выбор оказался неудачным, могут возникнуть множество ненужных и неприятных вопросов, которые запомнятся на долгие годы. Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно: • создает образ партнера по общению; • выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения; • является индикатором актуальных психических состояний личности; • выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; • поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений. Итак, в заключение этого раздела можно привести слова Гете: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, — снаружи».

Вопросы и задания к разделу «Невербальная коммуникация»

1. Что такое невербальная коммуникация? 2. Перечислите основные блоки невербальной коммуникации. 3. Расскажите о роли взгляда в невербальной коммуникации. 4. Проанализируйте социально-коммуникативное содержание позы человека. 5. Какова роль жестов человека? Чем объяснить наличие различных жестов в разных культурах (приведите примеры). 6. Что такое просодика? Какова ее роль в невербальных коммуникациях? 7. Такесические средства общения, их значение для невербальной коммуникации. 8. Каково значение коммуникативного пространства для невербальной коммуникации? 9. Что изучает физиогномия? 10. Что такое конституциональный язык?

Вперед

Типы речевого общения

В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:

  • Официальный, деловой. Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
  • Полуофициальный. Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
  • Неофициальный. Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.

Компоненты речевой ситуации

Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:

  • Участники. Существуют как прямые участники — адресат и адресант, так и третьи лица — наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
  • Место и время коммуникации. Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией — различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви: Канонические — произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
  • Неканонические — время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
  • Предмет общения.
  • Цель общения. Результат, который участники коммуникации хотят видеть итогом своего речевого взаимодействия. Цели разделяются на следующие группы:
      Непосредственно выражаемые.
  • Прямые. В частности, прием и передача данных.
  • Косвенные.
  • Долговременные.
  • Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
  • Обратная связь между участниками диалога. Здесь две категории:
      Активная (диалог).
  • Пассивная (пример — текст письменного ответа).
  • Экстралингвистические и просодические средства

    Теперь перейдем от всего речевого общения ближе к основной теме разговора. В коммуникации используются просодические и экстралингвистические средства общения. Их роль очень многогранна:

    • Регуляция потока речи.
    • Экономия языковых средств общения.
    • Предвосхищение, дополнение и замещение речевых высказываний.
    • Выражение эмоционального состояния.

    Каждое из этих направлений имеет свой набор средств общения:

    • Экстралингвистика — разбавление речи паузами, включение психологических проявлений: смех, плач, вздох, нервное покашливание и проч.
    • Просодика — такие интонационно-ритмические конструкции, как громкость и высота голоса, сила ударения, тембр и проч.

    Средства общения.

    Страница 3

    Просодические и экстралингвистические средства.

    Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

    Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

    Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

    Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

    Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу фразы.

    Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.

    Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

    Такесические средства общения.

    К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

    Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

    Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

    Проксемические средства.

    Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввёл сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

    Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

    · интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

    · персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

    · социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

    · публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

    Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

    Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

    Страницы: 3

    Статьи по теме:

    Формирование реакции на поведение потребителя. В процессе обслуживания потребителей вступают в действие самые разнообразные правила человеческого общения. Уверенность и спокойствие официанта передаются потребителю, вызывают у него доверие к качеству блюд и уровню обслуживания. Напроти …

    Три функции речи В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. Во-первых, речь наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуал …

    Уровень развития памяти Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей …

    Средства просодики и экстралингвистики

    Давайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили.

    Итак, просодика.

    Интонация — все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.

    Скорость речи:

    • Менее 200 слов в минуту — медленная.
    • Порядка 350 слов в минуту — спокойная.
    • Около 500 слов в минуту — быстрая.

    Высота голоса — от низкой до высокой.

    Течение речи (режим): ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное.

    Тембр голоса.

    Громкость голоса.

    Артикуляция — ясное и четкое либо невнятное, «зажеванное» произношение.

    Теперь перейдем к экстралингвистике.

    Кашель, одышка. Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то «сказать» собеседнику этими звуками.

    Пауза. Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать.

    Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного.

    Смех — средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику.

    Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым.

    Нечленораздельные звуки. Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, «экают», «мычат» и т .д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека.

    Но это еще не все.

    Невербальная коммуникация — пара- и экстралингвистические особенности

    Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его отношении. К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука. Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи и т. п.

    К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука.

    Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.

    Громкость голоса, особенно динамика изменений этого параметра во времени — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна низкая громкость голоса, а для гнева — увеличенная. Большая громкость голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказывания и часто служит намерению повлиять на собеседника.

    Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту (это и есть разговор «на повышенных тонах»). Если повышение тона превышает допустимый уровень для конкретного партнера, то это воспринимается как покушение на личное достоинство.

    Малая громкость голоса в процессе общения чаще всего ассоциируется у слушателей со сдержанностью, скромностью, нехваткой жизненной силы. Наиболее эффективной в практике деловой коммуникации признается тактика постоянного изменения громкости голоса. Часто слово, произнесенное тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает к себе большее внимание, чем слово, усиленное криком.

    Темп речи. Средние статистические характеристики темпа речи человека существенно изменяются с возрастом вследствие ослабления активности артикуляционного процесса. Можно говорить о темпе речи как об индивидуальной личностной особенности, связанной прежде всего с характеристиками темперамента человека.

    Быстрый темп речи может свидетельствовать об импульсивности, уверенности в себе, а спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Кроме того, существуют значительные различия по показателям речи между представителями разных культур: «нормальная скорость» речи у французов и итальянцев обычно выше, чем у немцев и англичан.

    Ситуативные изменения присущего человеку индивидуального темпа речи позволяют судить об изменении его состояния. Так, люди начинают говорить быстрее, когда они взволнованы, когда говорят о своих трудностях, хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его. Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или плохом самочувствии.

    Одна и та же фраза («Прости, я сам(а) все расскажу»), произнесенная по просьбе исследователей профессиональным актером с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении радости — 5,00; печали — 1,74; гнева — 2,96; страха — 4,45. Аналогичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокальной речи.

    Ритм, или течение речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Когда человек говорит на трудные для себя темы, он сбивается, часто неправильно строит фразы. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, назализации (э… э… э…), слов-паразитов («значит», «так сказать» и т.п.), тем более некомпетентным он кажется слушающим. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто принимается за попытку обмануть партнера.

    Ритмичное говорение (ровное перетекание слов) ассоциируется в представлении слушателей с уравновешенностью, хорошим настроением собеседника, богатством чувств.

    Высота голоса и ее изменение во времени — носитель информации о возрастных, половых, индивидуально-личностных особенностях человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса, чем низкорослые и худые.

    Эмоциональное содержание сообщения может несколько изменять звуковысотные характеристики. Так, гнев сопровождается увеличением звонкости, «металличности», а страх делает голос «глухим», «тусклым», «сдавленным».

    Паузы во время разговора делают для того, чтобы: предоставить партнеру возможность высказаться; выиграть время на размышления; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать.

    Еще на блоге: Признаки прекрасно замаскированной депрессии

    Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит, он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

    Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

    Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе общения.

    Смех рассматривается как универсальное средство для снятия напряжения в общении. Открытый, естественный смех (смех с широко раскрытым ртом) демонстрирует радость, удовольствие, одобрение. Полные люди, люди веселые по натуре смеются всем телом.

    Смех, снимающий напряжение, разряжающий обстановку, чаще всего отражает естественную реакцию на что-то веселое, комичное, он не направлен на демонстрацию своего отношения к партнеру. Демонстративная реакция может сопровождаться язвительным, издевательским, злорадным, ироничным, циничным, смущенным смехом. Наконец, бывает смех искусственный, вымученный как выражение определенной игры, направленной на достижение личных целей.

    Вздохи, стоны, покашливания также представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (безысходности, нетерпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружающих путем вызывания у них аналогичных чувств.

    Интонация — все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации внимания на содержании сказанного. Интонация — особый способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, с которыми он общается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) По образному выражению М.М. Бахтина, в интонации говорящий соприкасается со слушающим.

    Интонации пока мало изучены. Их многообразие и высокая степень индивидуализации мешают составить какую-либо «азбуку» интонаций. Очень важно при этом учитывать, что невербальная информация передается не одним каким-либо акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация об изменении эмоционального состояния говорящего находит отражение в изменении тембра (спектра голоса) и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, тембра, ритма речевой фразы.

    В системе речевого общения можно выделить следующие виды невербальной информации, передаваемые особенностями звукопроизношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-групповую, психологическую, пространственную, медицинскую, информацию о физических помехах.

    Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность восприятия таких эмоций, как гнев и страх, по сравнению с эмоциями радости.

    Для характеристики эмоциональной импрессивности, т.е. способности человека к восприятию эмоциональной информации, используется понятие «эмоциональный слух». Если фактический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, то эмоциональный слух — это способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. Степень развитости эмоционального слуха коррелирует с эмпатией — постижением состояний другого человека в форме сопереживания.

    Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — грубый и т.п. Важнейшей особенностью эстетической информации является образность и метафоричность, использование не только акустических определений (звонкий — глухой, высокий — низкий), но и зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жесткий, теплый — холодный) и даже вкусовых (сладкий, сочный). Слушатели способны наделить голос даже нравственными категориями, например, назвав его «благородным».

    На основе исследований эстетической информации можно утверждать, что слушающие приписывают обладателям «красивой» речи не только выраженные интеллектуальные качества и позитивные личностные свойства (доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и деловые качества (компетентность, надежность, энергичность), а также хорошее состояние здоровья.

    Эмоционально-эстетические характеристики речи особенно необходимы для представителей речевых профессий, поскольку многочисленная аудитория радио и телевидения не только дает критическую оценку выступающим, но и формирует под их воздействием эстетические оценки собственной речи.

    Индивидуально-личностная акустическая информация является специфической характеристикой каждого человека. Неповторимость голоса человека определяется присущими только ему особенностями тембра, высоты, интонации, фонетики. Известно, что в средневековой Италии в паспорте наряду с другими отличительными чертами человека отмечались свойства его голоса.

    Еще на блоге: Тренируем и закаляем характер

    Экспериментальные исследования свидетельствуют о высокой надежности распознавания знакомых людей на основе индивидуальных особенностей голоса: до 98% при прослушивании фраз длительностью 3-5 секунд. Узнавание сохраняется и при инвертированном во времени звучании, что говорит о большей помехоустойчивости данного вида невербальной информации. Сейчас неповторимость голоса человека используется как средство автоматического опознавания личности, например, в банках для обеспечения индивидуального доступа к сейфу его владельца, в криминалистике при анализе правонарушений.

    Биофизическая информация характеризует половые, возрастные различия людей, а также определенные конституционные особенности (рост, вес). В отличие от индивидуально-личностной информации она интерпретируется как принадлежность человека к определенной типологической группе.

    Надежность определения биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточно высока: для пола — 98,4%, возраста — 82,4%, роста — 96,7%, веса — 87,2%. Точность узнавания существенно зависит от возраста слушающих, которые лучше всего определяют возраст говорящих, близкий к их собственному. При этом молодые слушатели склонны занижать возраст тех, кто старше их. Дети допускают более выраженные ошибки в определении биофизических характеристик говорящих. Можно сказать, что восприятие информации во многом зависит от социального опыта аудиторов.

    Медицинская информация отражает состояние здоровья говорящего и характеризуется терминами «больной», «болезненный» голос. Они указывают как на нарушение работы голосового аппарата, так и на общее болезненное состояние организма. Опытные клиницисты успешно используют такую информацию в диагностических целях.

    Информация о помехах, сопровождающих процесс речи, также может быть важной для слушающего. Индифферентные, не связанные с говорящим помехи, могут быть результатом, например, электроакустических шумов в телефонной линии, а шумы в помещении, откуда ведется разговор, могут нести определенную информацию о говорящем (местонахождение, наличие других людей и т.п.) Этот вид информации имеет особое значение в криминалистике.

    Пространственная информация — это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушающему (справа — слева, впереди — сзади, удаление — приближение и т.п.) Интересным психологическим феноменом является так называемый эффект вечеринки. Он наблюдается в тех случаях, когда рядом со слушающим находится много говорящих; при этом слушающий способен избирательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, одновременно подавляя (игнорируя) речь других людей. Интересно, что этот эффект направленного внимания проявляется не только при бинауральном пространственном восприятии, но и при восприятии монофонических магнитофонных записей, разговоре по телефону, когда среди одновременно звучащих голосов слушающий может выделить один.

    Социально-психологическая информация отражает национальные и иерархически-статусные невербальные акустические особенности говорящего. Национальность проявляется в акценте, интонации речи. Не менее важную информацию несет диалект (местный выговор). Интонация и фонетическая база чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными, даже при овладении достаточным словарным запасом, грамматикой и синтаксисом. Поэтому акцент, часто сохраняющийся долгие годы, является надежным признаком распознавания национальности говорящего.

    Психологическая информация охватывает широкий круг личностных характеристик. Попытки диагностировать по голосу такие психологические особенности говорящего, как воля, темперамент, общительность, интеллект, неискренность и др., предпринимались неоднократно. Хотя полученные данные зачастую разноречивы вследствие сложности процесса восприятия и понимания человека человеком, удалось выявить ряд свойств, наиболее «прозрачных» для оценок по голосу. К их числу относятся эмоциональные и коммуникативные личностные особенности.

    Особый интерес представляет создание психологического образа говорящего человека на основе впечатлений от его речи. Этот «образ», возникающий у слушающего, носит вероятностный характер. Тем не менее он играет существенную роль в процессе межличностного взаимодействия, являясь визитной карточкой партнера.

    Таким образом, смысл высказывания в значительной степени зависит от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его отношении к коммуникативному процессу.

    Автор: Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

    Источник

    Читайте нас в удобном формате Telegram | Facebook | Instagram | Tags

    Иные факторы успешной коммуникации

    Помимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение.

    Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику — расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения — угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция.

    А заключает успешность диалога образ собеседника — его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж.

    Поза

    Осанка (положение тела) человека ясно показывает, как этот человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих. Осанка и движения показывают не только социальный статус человека, но и его психическое состояние («ходить с высоко поднятой головой» или, наоборот, «стоять в полусогнутой позе»).

    Позы делятся следующим образом:

    • Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия и противостояния и характеризуется тем, что человек старается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места (например, «наполеоновская» поза стоя: руки скрещены на груди);
    • Открытая поза, когда тело обращено к собеседнику, ладони раскрыты, а стопы обращены к партнеру по общению. Это поза уверенности, одобрения, благожелательности, психологического комфорта. Жесты. Можно назначить следующие типы жестов:
    • коммуникативные — приветствие, прощание, привлечение внимания, запреты, вопросы и т.д;
    • Открытость — свидетельствует об искренности и желании говорить открыто («открытые руки», «расстегивание пиджака»);
    • Самоуверенность — демонстрация чувства превосходства над другими («завести руки за спину и схватить за запястье», «завести руки за голову»)
    • Задумчивость и оценка — отражают состояние задумчивости и желание найти решение проблемы («приложить руку к щеке», «ущипнуть за переносицу»)
    • Сомнение и неуверенность — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или сбоку шеи, прикосновение или легкое потирание носа;
    • Недоверие и скрытность — указывают на недоверие к вам, сомнения в вашей правоте, желание что-то скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, попытки закрыть лицо руками)
    • Признаки нежелания слушать и желания закончить разговор (опущенные веки, почесывание уха);
    • Несогласие («собирает катышки с пиджака», «опущенные веки»);
    • Готовность — сигнализирует о желании закончить разговор или встречу (движение тела вперед с опорой обеими руками на колени или держась за боковые края стула).

    Походка — это то, как человек двигается (ритм, динамика шагов, амплитуда перемещения тела во время движения). По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. Например, «тяжелая» походка характерна для людей сердитых, «легкая» — для радостных. Люди, занятые решением проблем, часто ходят в позе «мыслителя» (голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка медленная). Для привлекательного внешнего вида лучше всего подходит походка уверенного в себе человека, такое же впечатление создает правильная осанка — легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

    Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи

    Давайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:

    • Высокий голос используется нами для передачи сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных: радости, гнева, восторга, страха, энтузиазма.
    • Четкое произношение слов, отсутствие «проглатывания» суффиксов и окончаний используется, чтобы заявить о себе как о дисциплинированном, ответственном человеке.
    • Быстрая речь характерна для взволнованного, обеспокоенного чем-то собеседника. Медленная может свидетельствовать как о высокомерии и невозмутимости, так и об усталости или горе. Спокойная речь характеризует вдумчивого, уравновешенного человека.
    • Если темп разговора постепенно оживляется, убыстряется, это говорит о вдохновении предметом беседы, погруженности в ее тему.
    • Бойкая, торопливая манера речевой коммуникации свойственна импульсивному, темпераментному человеку, уверенному в своих словах. Но если речь его при этом обрывочна, беспорядочна, характеризуется резкими изменениями скорости говорения, то это свидетельство робости, стеснения, возбуждения, непостоянства и суетливости.
    • Если человек правильно выговаривает слова, придерживается определенной цикличности беседы, это говорит о его строгости, педантичности, твердости, эмоциональной холодности.

    Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, «бегает» глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны.

    Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации.

    Выражение экстралингвистических средств в художественном тексте (на примере произведений Т. Малика)

    К концу ХХ века в области языкознания всё более усиливается внимание к смысловой стороне изучаемого объекта. В виду того, что эмпирический этап исследования подходит к концу, ощущается потребность в этапе абстракции-обобщения, не присущих непосредственно наблюдению.

    Языкознание долгое время готовилось к обогащению эмпирического познания другими идеями и действиями. В ХХ веке появились направления изучения языка на основе методологии, собравшей в себе философские идеи эмпиризма, феноменологии, конструктивизма. Одно из таких направлений — это, конечно, прагмалингвистика [1, с.10].

    Прагматика считается относительно новой сферой, в которой изучается использование языковых знаков в речи. В процессе общения, при изложении своих мыслей, говорящий ставит перед собой определённую цель. Эта цель состоит в том, чтобы слушатель понял говорящего.

    В процессе обмена информацией должны участвовать хотя бы два человека. Акт общения, инициируемый одним участником, конечно, требует ответного действия: ответа на вопрос, мысль или просьбу, согласия, отказа либо угрозы. Возникающие в процессе общения межличностные отношения не могут существовать без объекта, так как субъект и объект связаны между собой и не подлежат рассмотрению по отдельности.

    В рамках общения возникают различные отношения, обладающие определённым информационным содержанием. Как, на наш взгляд, правильно утверждается в теоретической литературе: «Это различный контекст любого метода изложения содержания или мысли, также, под понятием контекста понимается метод выражения мысли через вербальные и невербальные средства» [2, с. 91].

    Если сказать по-другому, наряду с изучением языка, художественный текст охватывает даже нейтральные действия. «Выбор средств, существующих в системе языка, во многом связан с нейтральными (экстралингвистическими) свойствами общения» [1, с. 200].

    К невербальным средствам относятся следующие:

    Экстралингвистические (смех, плач, галдёж, шумы)

    Таким способом настал конец соглашению. Проведение Нишантуй было назначено на ближайшие дни, а свадьба — к возвращению Асадбека.

    После ужина и ухода хозяев, Манзура спросила у Абдулхамида:

    — А что такое Нишантуй?

    — Это… — усмехнулся Абдулхамид, — по-нашему это помолвка. Видимо еще называют благословение? Вы знаете, что натворили сейчас?

    — Что я сделала?

    — Вы нас засватали, — сказав Абдулхамид лукаво усмехнулся [4, с. 72].

    Паралингвистические (мелодия, пауза, дыхание, произношение, ритм и созвучие);

    В процессе общения паралингвистические средства считаются дополнительными средствами, участвующими в коммуникации. Паралингвистические средства являются одним видом экстралингвистических явлений, нейтральные поступки сопутствуют единицам изучения языка [3, с.120].

    Они выполняют задачу передачи информации, дополнения содержания, внесения уточнений в мешанине отношений. Человек в процессе передачи определённой информации использует невербальные средства для увеличения эмоциональности и усиления впечатления, исходя из среды и условий живой разговорной речи, используя тональности голоса, растягивание звуков, произношение с паузами и т.д.

    Например: Вначале Зайнаб не понимала смысла этого разговора. Поняв, раскрыла большие глаза:

    Она спросила, — то, что вы мне даёте — опиум?

    — А вы что думали? — сказала Мардона, усмехаясь. — После укола наслаждались же?

    Сказав так, она протянула руку к груди Зайнаб.

    Зайнаб найдя в себе какую-то силу, выбила эту руку, встала с места и прокричала: — Скотина! Распутница! Исчезни! —

    Мардона ядовито улыбнулась.

    — Не омытый, положил на шею не верующему. Не по своей воле я сюда пришла. Вы сами позвали, прогоняете, ухожу. Но потом хоть умолять будете, не вернусь. Подумайте, на улице ждёт машина. Доедем за несколько минут. Избавитесь от болей. Получите наслаждение. Если вместо наслаждения вам нравится страдать, что могу сказать, я поехала…

    Зайнаб терпела до того момента, пока Мардона дошла до ворот. Потом, больше не стерпев боли, прокричала:

    — Стойте!

    Мардона остановилась у порога ворот [4, с. 188].

    Из приведённого отрывка текста видно, что, если при выражении мысли исследовать общение без учёта паралингвистических средств, анализ не будет полноценным. В большинстве случаев мысль без невербальных средств окажется голой, и со стороны логики, и с психологической стороны не будет отвечать поставленным требованиям.

    Кинетические (знаки-намёки, выражение мысли через взгляд)

    Однажды классный руководитель поднял с места Асадбека и Кесакполвона.

    — Кто из вас украл перо Турдиалиева? — сказал, смотря на них гневными глазами.

    В эту пору Кесакполвон был мастером по взглядам — смотрел на учителя, будто говоря: «Об этом я не слышал».

    А Асадбек, считавший воровство стыдным делом, так сделать не смог. Подозрение заставило его склонить голову.

    — Я не вор, — сказал, он не смотря на учителя [4, с. 55].

    Проксимин (различные движение тела при разговоре в процессе общения).

    Вчера вечером была вечеринка псов в мусорке, — сказав так, Кози расплылся в улыбке в ожидании подарка. Кесакполвон в одно дыхание призадумался, кивнул головой: — Зря убили, нам он не мешал.

    Кози не сказал «вы сами приказывали». Холодная улыбка с его лица исчезла, пожал плечами, будто говоря «виноват» [4, с. 181].

    В некоторых случаях в процессе общения невербальные средства проявляются и смешанном образе. Молодой человек, стоявший за спиной Шарифа вышел в наружу, привёл Насибу.

    — Ой, что с вами? — спросила Насиба не успев перешагнуть порог.

    — Тихо! — прокричал Бергер. — Говорить только по-русски! Ты Намозова? Подойди поближе. Значит ты жена этой морды?

    — Да, — сказала Насиба, кивнув головой. Она не умела разговаривать по-русски. Несмотря на это попробовала спросить: — чего надо?

    — Вопросы задавать буду я, Намозова! — сказал Бергер, прикуривая сигарету и стряхнув пепел на ковёр:

    — Сколько у тебя детей?

    — Четыре… три сына, одна дочка.

    — Да… твоим детям нужен отец. Смотри на меня, Намозова, если тебе нужен муж, скажешь: где твой муж спрятал деньги?

    — Деньги? Какие деньги? — сказав так, Насиба посмотрела на мужа. Шариф пожал плечами, как будто сказал: «Я тоже удивлён».

    — Смотреть в глаза! — прокричал Бергер. — Если скажешь — муж твой. Не скажешь, я его заберу [4, с. 100].

    И говорящий, и слушающий ведут свой разговор при помощи экстралингвистических средств: различных движений, знаков и намёков. Даже читая книгу, смотря телевизор, наблюдая спортивные соревнования, люди хмурят брови, иногда смеются, иногда на их лицах появляется удивление, иногда они плачут, производя таким образом, сами того не замечая, различные движения. Все перечисленные элементы можно отнести к экстралингвистическим средствам.

    В условиях процесса глобализации требованием времени является все большее усиление коммуникаций между странами, континентами, территориями.

    Для каждого коммуниканта, в зависимости от пола, характерны различные невербальные средства.

    Мужчинам коммуникантам присущи следующие невербальные свойства:

    — Говорить, размахивая вытянутой вперёд рукой с раскрытой ладонью;

    У нас нет таких денег, — сказал истец молодой человек, только что говоривший размахивая вытянутой вперёд рукой с раскрытой ладонью [4, с. 6].

    — Здороваться, протягивая руку и крепко сжав;

    Асадбек не вставая с места, поздоровался, протянув руку [4, с. 130].

    — Чокаться, чтобы выпить, подавать знак, щёлкая по горлу;

    Не будем пить, чокаясь вместе как русские [4, с. 65].

    — Разговаривать с коммуникантом на коротком расстоянии, смотря ему в лицо и др.

    Молодой человек ожидавший увидеть беспокойство Асадбека, смотря ему прямо в глаза, не увидел тревоги [4, с. 68].

    Невербальные средства присущие женщинам коммуникантам:

    — Кокетливо прищуриваться, выражая каприз;

    Она знала, что её красота, кокетливый взгляд сразят любого мужчину. [4, с. 142]

    — Прикусить язык в выражении сожаления;

    Манзура, сказав «ой», в котором смешались удивление и страх, прикусив нижнюю губу, больше не сказала ни слова.

    — Здороваться поцелуем, сталкиваясь головами;

    Ой, Зайнабушка, душа моя, сладкая моя, — поздоровалась поцелуем — хорошо, что пришла — сказала госпожа Моника [4, с. 183].

    — Коснувшись губ мизинцем, стеснительно смотреть на землю;

    «Во сне снова видел младенца» — радовалась жена Манзура, прикусив губу и покачивая головой, не говоря истолкование [4, с. 59].

    — Неуместные действия, присущие женщинам в процессе общения и др.

    Думая, как бы отвлечь Косого, красотка, намёками и кокетливым взглядом нашла для него причину [4, с. 212].

    Отдельно следует подчеркнуть, что экстралингвистические средства считаются одним из факторов, оживляющих речь, повышающих её эффективность, но чрезмерное их использование отвлекает внимание слушателя, превращает его в зрителя.

    Если сделать вывод, понимание и осмысление слушающим слов говорящего можно произвести при существовании общей основы для обоих акторов.

    В художественном произведении знаки-намёки персонажа, его телодвижения дают определенную информацию о его характере, душевном и эмоциональном состоянии. Экстралингвистические средства обогащают представление о персонаже.

    В частности, в тексте произведения писателя Тахира Малика «Шайтанат» используемые в процессе общения знаки-намёки, телодвижения, слова, словообразования, языковые единицы в форме разговора, мастерски использованы писателем, благодаря чему мы становимся свидетелями мастерского использования экстралингвистических средств.

    Литература:

    1. Сафаров Ш. Прагмалингвистика. Ташкент-2008.

    2. Мыркин И. Я. Текст, подтекст и контекст // Вопросы языкознания. — 1976, №2 — с. 86-93

    3. Муратова Н. Место вербальных и невербальных средств в процессе общения // Вопросы узбекского языкознания и литературоведения. Самарканд, 2012.

    4. Тахир Малик, Шайтанат. I-IV — том. Ташкент-2012.

    Что это — экстралингвистические факторы?

    Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения — это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи.

    Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств.

    Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы

    Отметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. «Экстра» = «сверх»: в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке).

    Давайте вспомним это компоненты:

    • Говорящий.
    • Адресат.
    • Предмет разговора.
    • Цель коммуникации.
    • Обстановка общения.

    Что относится к социальным факторам речевого общения?

    К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

    • Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
    • Возрастную разницу.
    • Социальную структуру общества.
    • Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
    • Культурно-языковые особенности.
    • Письменные традиции.
    • Языковые культурно обусловленные контакты.

    Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]