Самоуважение — главный ключ к успеху в жизни. Развитие позитивной самооценки или здоровой самооценки чрезвычайно важно для счастья и успеха наших детей. Как родители, мы хотим, чтобы наши подростки чувствовали себя уверенно в том, кто они есть.
Реальность такова, что подростковые годы полны перемен, поэтому часто происходит так, что детская самооценка заниженна.
Важно!
Мозг подростка переживает «перестройку», в результате которой родители и подростки могут испытывать чувство разбитости, истощения и растерянности.
Неважно мальчик это или девочка, когда подростки ищут свое место в мире, многие борются в ситуациях, и бросают вызов убеждениям о себе, к которым они цеплялись годами.
Дети с низкой самооценкой чувствуют себя неуверенно. Если они думают, что другие не примут их, они могут не присоединиться. Они могут позволить другим плохо с ними обращаться. Им может быть трудно постоять за себя. Они могут легко сдаться или вообще не пытаться. Детям с низкой самооценкой трудно справиться, когда они ошибаются, проигрывают или терпят неудачу.
Девочка стоит, закрыв глаза
Ребенок с низкой самооценкой будет:
- избегать пробовать новые вещи;
- чувствовать себя нелюбимым и нежеланным;
- обвинять других в своих недостатках;
- чувствовать или притворяться эмоционально равнодушным;
- не будет воспринимать свои таланты и способности;
- легко попадать под влияние других людей.
Мальчик с нарисованными на доске руками
Почему самооценка имеет значение
Дети, которые чувствуют себя хорошо, имеют уверенность, чтобы попробовать что-то новое. Они с большей вероятностью будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что они могут сделать. Самоуважение помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям повторить попытку, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.
Мальчик поднял палец вверх
Подростки с высокой самооценкой смогут:
- действовать независимо;
- сможет взять на себя ответственность;
- терпеть разочарование;
- пытаться решать новые задачи;
- справляться с положительными и отрицательными эмоциями;
- сможет предлагать помощь другим.
Девочка грустит опустив голову вниз
Психология завышенной самооценки: признаки, последствия
Самооценка — это мера восприятия человеком собственных личностных качеств, сил и возможностей, внешних и внутренних данных. От самооценки напрямую зависит эффективность его существования в современном обществе, психология человека, его реализация в материальном плане, взаимодействие с другими людьми. Что же может случиться, если само восприятие создает картинку для подсознания намного лучше, чем она есть в реальной жизни? Психология поведает, чем это чревато.
Искаженное восприятие собственных возможностей может сделать человека грубым, высокомерным, надменным. Неспособность определить собственный потенциал приводит к краху в начинаниях, неудачам и разочарованиям. Результатом трудов человека с завышенной самооценкой часто становится отсутствие общественного признания, и как результат, депрессивное состояние.
Для того чтобы разобраться в последствиях и масштабах проблематичности завышенной самооценки человека, нужно понять причины ее появления.
Причинами таких нарушений психологии могут послужить детские страхи и психологические травмы, комплекс неполноценности, частое потакание родителей всем желаниям ребенка, излишняя опека, социальные условия, в которых отсутствует чувство здоровой конкуренции (например, если вы одна девушка в коллективе среди мужчин), широкая популярность.
Завышенная самооценка, в народе именуемая как нарциссизм, выступает чрезмерной самоуверенностью, психология человека не дает ему признавать вероятности правоты оппонента, заведомо пустым стремлением достичь недостижимой вершины, человек не признает критики, не терпит высказываний, не совпадающих с его точкой зрения. Такие люди редко принимают помощь извне, ошибки и неудачи человек старается скрыть от постороннего глаза, принимает поражения с отчаянной болезненностью.
Диагностика самооценки подростков
Подростковый возраст – это особенный период в жизни ребенка, когда самооценка человека, как известно, значительно колеблется. Считается, что около половины всех подростков будут бороться с низкой самооценкой, многие из этого происходят в раннем подростковом возрасте.
Но как узнать, есть ли у подростка проблемы с низкой самооценкой? Это не похоже на то, что они просто собираются выйти и сказать вам!
Важно!
Если вы будете знать основные принципы повышения самооценки у подростков, вы сможете вырастить уверенного и успешного в будущем человека.
Мальчик подросток показывает четыре пальца
Адекватность самооценки
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств. Половые различия. В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания. Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.
В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).
Признаки низкой самооценки подростка
Это набор признаков, которые исследователи обнаружили, что обычно происходит с подростками, у которых есть проблемы, связанные с низкой самооценкой.
Девочка подросток с опущенной вниз головой
Ходит с опущенной головой
Один из наиболее заметных признаков низкой самооценки — это когда подросток ходит повсюду с опущенной головой и подбородком, упирающимся в верхнюю часть груди. Это физическое выражение стыда и смущения. Подростки с низкой самооценкой часто чувствуют, что они хотят спрятаться и пройти через общественные ситуации незамеченными.
Не смотрит в глаза, когда разговаривает
Подростки, которые чувствуют свою неуверенность, испытывают трудности поддерживать зрительный контакт с другими при общении. Они избегают установления контакта, поскольку они предполагают что другие смотрят на них теми же глазами, что и они сами.
Мальчик подросток прикрывает рот двумя руками
Говорит о себе плохо
Язык, используемый подростками, часто передает то, во что они верят, особенно это касается того, как они говорят о себе. Подростки, которые обычно называют себя безнадежными или никчемными.
Важно!
Такие фразы, как “я бесполезен”, “я всегда ошибаюсь”, “Я никогда не смог бы этого сделать” или “мир был бы лучше без меня”, являются примерами того, кто выражает негативные убеждения о том, кто они есть.
В мальчика подростка тычут пальцами другие подростки
Часто дразнят других детей, а также участвуют в сплетнях
Подростки, которые плохо относятся к себе, часто стремятся быть негативными по отношению к другим. Обычно это защитный механизм. Часто подростки наиболее критично относятся к тем, кто проявляет похожие качества, которые им не нравятся. В других случаях просто заставить себя чувствовать или выглядеть лучше, заставляя других выглядеть хуже.
Злоупотребляет физическими контактами или избегает его
Нет ничего более личного, чем наши физическое тело. Подростки, которые чувствуют себя неуверенными, жаждут самоутверждения, могут стремиться найти его физически. Желание физического прикосновения от других подпитывается глубоким чувством стремления к принятию и соединению.
Важно!
Часто подростки, которые не любят, чтобы к ним прикасались, испытывают сильное чувство отвращения или стыда за свое тело и / или за то, что оно может представлять.
Ведёт себя вызывающе
Когда подростки чувствуют, что они не являются ценными или стоящими они могут хотеть внимания. Один из способов привлечь внимание — действовать так, чтобы люди заметили.
Мальчик подросток показывает деньги
Чрезмерное хвастовство собой, своими достижениями или внешним видом
Один из способов борьбы с глубоким чувством собственной неуверенности — попытка убедить себя и других в том, что это не так. Подростки, которые постоянно говорят о том, насколько они хороши, или как хорошо они выглядят, пытаются убедить других людей и, самое главное, себя, что они ценны.
Мальчик подросток широко открыл рот
Говорит слишком громко и агрессивно
Когда подросток чувствует себя неуверенным, он может поверить, что все остальные тоже считают его незначительным. Чтобы компенсировать эти чувства незначительности, подростки будут пытаться вербально доминировать в общении как средство поиска внимания и признания. К сожалению, это часто приводит к увеличению уровня личного неприятия со стороны других.
Девочка прикрыла лицо обеими руками
Избегает социальных ситуаций
Если подросток чувствует, что его не любят, он избегает ситуаций, которые укрепляют это убеждение. Подростковые личности, у которых мало друзей или слабая связь со сверстниками, обычно имеют довольно низкую самооценку. Отношения со сверстниками являются важным компонентом того, как подростки развивают самооценку.
Важно!
Подростки, у которых мало друзей или которые с трудом заводят друзей, будут чувствовать себя менее уверенными в том, кто они есть, что, в свою очередь, приводит к тому, что они менее уверены и готовы строить дружеские отношения.
Мальчик подросток обнимает взрослого
Постоянно извиняется
Извинения часто ассоциируются с чувством вины если подросток считает, что он все время ошибается или не соответствует ожиданиям, он будет чувствовать вину за неудачу. Чем более виноватыми они себя чувствуют, тем им хуже. Постоянное извинение происходит от чрезмерного чувства вины, которое может испытывать подросток.
Девочка легла на диван
Самооценка как фактор человеческой личности
Интерес ребенка к своему «Я» — к своим особенностям, способностям, возможностям — в каждом возрасте проявляется по-разному и обогащается новым содержанием на каждом этапе жизни. «Я сам!» — говорит трехлетний карапуз. А это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое выделение самоочевидно, иначе и быть не может, но для малыша это заметный шаг в развитии.
«Кто я?», «Какой я?», «Что я могу сделать?» — спрашивает себя подросток, а это уже другая форма и другой уровень развития самосознания.
Самосознание — это сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено на самого себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он и познает, и познается.
Важным аспектом самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
По мнению Т.В. Барлас, самооценка — это самооценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры в собственное совершенство до безрассудного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение видеть и оценивать свои возможности.
По мнению В.Н. Куницына, самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, стабильной или нестабильной. Отличительной особенностью зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознает и выделяет те области жизни, те сферы деятельности, в которых он силен, может достичь высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где его возможности посредственны.
На начальных этапах развития ребенок в первую очередь оценивает свои физические качества и возможности («я большой», «я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические навыки, поступки, нравственные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учебе, труде, общении, самовоспитании.
Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным влиянием социальных факторов — прежде всего, общения ребенка с окружающими.
По мнению А.И. Кравченко, формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, деятельность, общение постоянно привлекают его внимание к себе, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свою способность что-то сделать, подчиниться определенным требованиям и правилам, проявить определенные качества личности.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание ребенком особенностей своей деятельности, ее протекания и результатов.
Как считает И.Н. Малиновский, в каждом возрастном периоде на формирование самооценки в основном влияет та деятельность, которая в данном возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, от ее протекания в решающей степени зависит формирование самооценки ребенка, она напрямую связана с его успехами и успехами в учебе. А психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников далеко не всегда самостоятельна, в ней доминируют оценки окружающих, прежде всего учителя. У хороших учеников, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых — низкая, чаще всего заниженная. У слабых учеников постепенно начинают развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
У сильных учеников в связи с высокой самооценкой начинает формироваться иной набор личностных качеств. Для них характерна самоуверенность, часто переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первым, образцовым.
Как недооценка, так и переоценка своих сил и возможностей, по мнению А.И. Кравченко, не является безобидным явлением для школьника. Привычка к определенной позиции в классном коллективе — «слабый», «средний» или «сильный», задающая тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности, начинают формироваться и все детские отношения. «Звездами», на которых больше всего обращают внимание сверстники, в начальной школе становятся ребята, у которых в дневнике преобладают пятерки.
По мере взросления подростка меняются характер и особенности видения себя в обществе, представления об обществе, иерархия социальных отношений, меняются мотивы и степень их адекватности социальным потребностям.
А.А. Реан считает, что на первом этапе подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется ситуативно-негативное отношение ребенка к себе, которое зависит от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание неудовлетворенности собой сопровождается возрастанием потребности в самоуважении и общем положительном отношении к себе как к личности. У ребенка этого возраста формируется отношение к себе, когда самооценка теряет зависимость от ситуаций успеха и неудачи и приобретает устойчивый характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, при котором образ себя соотносится с идеальным Я.
На втором этапе этого возраста, в 14-15 лет, возникает «операциональная самооценка», которая определяет отношение подростка к себе в настоящем. Эта самооценка основана на сравнении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Как отмечает И.В. Дубровина, подростка волнует, что красивого и некрасивого во внешности других. Что касается собственного тела, то можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит от того, как он выглядит, и в значительной степени влияет на его самооценку.
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе самооценки эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни один из них не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в процессе взаимодействия с другими людьми. Эти знания неизбежно вызывают эмоции, сила и интенсивность которых зависит от того, насколько значимой для индивида является полученная информация.
Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, что определяет особенности развития каждого из них.
В.М. Мельников выделил три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:
- Высший уровень характеризуется реалистической самооценкой: преобладающая ориентация подростков и обоснование самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальная атрибуция за счет внутренних условий; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений; использование их преимущественно в проблемных формах.
- Средний уровень характеризуется непоследовательным проявлением реалистических самооценок: ориентация подростков на обоснование самооценок преимущественно на мнениях других, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценки, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений относительно узкого содержания; их реализация как в проблемной, так и в категоричной формах.
Низкий уровень характеризуется преобладающей неадекватностью самооценок: оправдание самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальная атрибуция за счет субъективно неконтролируемых условий, неглубокое содержание самооценочных суждений и их использование преимущественно в категорических формах.
Многие исследователи отмечают постепенное повышение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Это можно объяснить тем, что подростки ниже оценивают себя по тем показателям, которые кажутся им важными, и это снижение свидетельствует об их большей реалистичности, тогда как дети склонны переоценивать свои качества.
В. Кваде, В.П. Трусов представили данные о показателях различных типов самооценки подростков. Так, адекватная самооценка, по их мнению, прогнозируется достоверно сильной ориентацией подростка на будущую профессию и высокой оценкой учителем выполнения норм нравственного поведения.
Завышение самооценки обусловлено низкой оценкой подростком своего поведения сверстниками, занижение самооценки — низкой психологической устойчивостью.
Таким образом, такое важнейшее свойство личности, как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в зависимости от внутренних свойств человека и сферы его социализации.
Что может вызвать низкую самооценку?
То, как человек относится к себе, является результатом его опыта и того, как он справляется с ситуациями. Наиболее распространенные причины низкой самооценки у подростков:
- неблагополучные родители, опекуны или другие лица, которые играют влиятельную роль в их жизни;
- друзья, которые плохо влияют на подростка;
- стрессовые жизненные события, такие как развод или переезд;
- травма или оскорбление;
- плохая успеваемость в школе;
- расстройства настроения, такие как депрессия;
- тревожность;
- издевательства или одиночество.
Мальчик подросток в очках и костюме
Эмансипация самооценки
Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения. Развитие самооценки в процессе общения Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.
Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.
Как повысить самооценку подростку
Если вы задаетесь вопросом как поднять самооценку вашему ребенку, то у вас определенно получится, самое главное приобрести правильные знания в этой области. Сегодняшние подростки сталкиваются с различными сложными проблемами, включая их внешность, кого они выбирают в качестве друзей, как они ведут себя на публике, насколько хорошо они занимаются в спорте, в школе и многое другое.
Поднятие самооценки подростку является одним из важнейших этапов. Как родитель, вы хотите помочь своему ребенку быть максимально успешным, особенно когда это касается его самооценки. Возможно, самое главное, это то, что вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос в уверенного и ответственного взрослого, процветающего во всех сферах жизни. Но это не всегда легко.
Важно!
Многие подростки изо всех сил пытаются быть принятыми, как внешним миром, так и самим собой. Родители могут сыграть очень важную роль в формировании чувства самосознания своего подростка.
Мальчик подросток в очках и костюме
Введение
В настоящее время в психологической теории и практике большое значение имеет исследование самооценки человека в процессе его жизнедеятельности. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов — какие качества лучше реализуются, как меняется уровень и критерии самооценки с возрастом, какое значение придается внешности, а какое — умственным и нравственным качествам.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими образованиями, изучен достаточно слабо. Интерес к данному исследованию на материале психологии развития стремительно возрастает. Переходный возраст заметно отличается от детства и от взрослости, в этом отношении существует граница между подростковым и юношеским возрастом. Именно поэтому, изучение особенностей самооценки подростка в настоящее время является актуальным.
Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Объектом исследования является подросток.
Предмет исследования — самооценка подростка.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи работы:
- изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть основные точки зрения исследования проблемы самооценки в подростковом возрасте;
- экспериментально исследовать особенности уровня самооценки у подростков.
Теоретической базой исследования являются работы таких авторов, как Р.Дж. Бернс, Т.В. Барлас, С.Я. Головин, О.П. Елисеев, И.С. Кон, В.Н. Куницын, А.И. Кравченко, А.И. Липкин, В.М. Мельников, Р.В. Овчарова, К.Р. Сидоров и др.
Экспериментальное исследование проводилось на учащихся 8 класса средней школы №9 города Мозыря. Общая выборка составила 19 человек.
Структура работы: научная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Способы развития низкой самооценки у подростка
Успех и достижения могут помочь вашему ребенку чувствовать себя хорошо. Но ваш ребенок также может развивать чувство собственного достоинства, занимаясь тем, что ему нравится или в чем он преуспевает. Вы все еще можете похвалить его усилия и решительность — и напомнить ему, что это поможет ему добиться успеха в других областях.
Девочка показывает на знак «Stop»
Совет № 1: Установите границы, которым ребенок будет следовать
Как и детям младшего возраста, подросткам нужны границы. Так что установите твердые правила, которые соответствуют образу жизни и ценностям вашей семьи. Например, если вы являетесь одним из родителей и хотите, чтобы ваш ребенок сначала поужинал, прежде чем он отправится на вечер со своими друзьями, четко объясните ему, почему это важно. Дайте понять, что вы ожидаете, что это будет делаться регулярно по заданной программе, и разъясните последствия, которые последуют, если он не будет выполнять это.
Девочка и девушка держат большой палец вверх
Совет № 2: Будьте щедры с похвалой
Слишком часто мы сосредотачиваемся на том, что наши дети не сделали что-то правильно. Настройтесь на позитивные вещи, которые достиг ваш ребенок, и предложите похвалу в его сторону. Если ваша дочь умеет собирать вещи, которые сложны для большинства из нас, скажите ей, насколько вы восхищаетесь этой способностью и как она помогает облегчить вашу жизнь в доме.
Когда хвалите, включайте комплименты за их усилия. Если вашему сыну было трудно устроиться на работу после школы, дайте ему рекомендацию, что вы довольны тем, как сильно он старался, и что вы знаете, что в конечном итоге его усилия окупятся. Будьте искренни с вашей похвалой.
Важно!
Будьте щедрыми, но не делайте это за каждую хорошую вещь, которую они делают..
Взрослый дает ребенку деньги
Совет № 3: Поощряйте принятие решений и мнения
Спросите у своего ребенка его идеи и попробуйте включить их в некоторые повседневные семейные решения. Думаете превратить гараж в новую семейную комнату? Спросите своего сына, что он думает об этом, или у него есть какие-то другие идеи о том, как вы можете получить больше пространства в вашем доме? Подростки хотят, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, поэтому дайте ему возможность присоединиться к вам в мир взрослых, когда это возможно, и найдите время, чтобы выслушать его, когда у него есть предложения или проблемы, касающиеся семьи или вашего дома. Вы можете быть удивлены некоторыми из их великих идей!
Девочка держит в руках телефон
Совет № 4: Оставайтесь на связи со всеми формами общения
Подростки любят быть самодостаточными и хотят, чтобы мы верили, что у них все под контролем, но это не значит, что нам, родителям, не нужно держать ребенка под контролем. Поэтому, когда вы задаете вопросы, постарайтесь сформулировать их так, чтобы они требовали большего, чем ответ «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы спрашивать, как идет математика, спросите, что они в настоящее время изучают по геометрии.
Текстовые сообщения — отличный способ оставаться на связи в течение дня. Если у вашего ребенка после школы большая игра, отправьте быстрое сообщение: «Я надеюсь, что у вас и у команды сегодня отличная игра. Я с нетерпением жду возможности услышать все об этом сегодня вечером ».
Женщина подняла руки вверх
Совет № 5: Будьте благосклонны во время конфликта
Если ваш ребенок находится в центре конфликта в школе или с другом или членом команды, прислушайтесь к его стороне истории и не осуждайте ситуацию, даже если вы думаете, что он виноват.
Конфликт может показаться нам глупым и тривиальным, но для гормонального подростка он может стать основным источником раздоров в их жизни. Привыкайте поддерживать своего ребенка с помощью добра и зла, и вы будете закладывать прочную основу для открытого общения, когда возникнут большие проблемы. Что наиболее важно, постоянно напоминайте своему подростку, что вы всегда готовы выслушать и помочь всем, чем можете.
Внимание!
Знание, что у них есть родитель, на которого можно положиться, кто их любит и принимает, может со временем значительно укрепить их уверенность в себе.
Женщина показывает пальцем на подростка
Совет № 6: Конструктивно критиковать
Никому не нравится, когда им говорят, что они не сделали что-то правильно, особенно если это сделано в гневе. Выберите, как вы будете мудро критиковать своего впечатлительного подростка. Если ваша дочь не сдаст экзамен по алгебре, не говорите что-нибудь саркастическое: «Ну, если бы вы учились вместо того, чтобы гулять со своими друзьям всю ночь напролет, этого бы никогда не случилось».
Вместо этого используйте заинтересованный тон и скажите: «Похоже, у вас были проблемы с этим тестом по математике. Как насчет того, чтобы назначить время для учебы на этой неделе перед следующим тестом? »И стараться никогда не критиковать перед другими; это никогда не помогает в такой ситуации.
Маленькая девочка держит в руках скрипку
Совет № 7: Поощряйте их индивидуальные таланты
У большинства из нас есть мечты о наших детях еще до их рождения, но то, что все женщины в семье ходили в школу медсестер, не означает, что ваша дочь тоже захочет. Если ваш подросток имеет явный интерес или талант, несмотря на то, что это не что-то близкое и дорогое вашему сердцу, узнайте больше о том, почему она увлечена этим, и поощряйте ее на каждом шагу.
Важно!
Если ваш ребенок знает, что вы за ним, он склонен быть гораздо более успешным и будет чувствовать себя намного увереннее в своих решениях.
Подросток держит в руках гантели
Общая характеристика методик для изучения самооценки личности
От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самосовершенствованию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки других людей и адекватной самооценки собственных возможностей является важным звеном в воспитании подрастающего поколения.
Для определения эффективных путей формирования правильной самооценки школьников учителю необходимо знать ее уровень, степень развития и характер на момент организации педагогического воздействия. Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы.
«Чистое» определение самооценки, по мнению О.П. Елисеева, предполагает только два варианта: либо прямое перечисление обследуемым своих качеств, либо выбор из предложенного списка тех черт, которые наиболее соответствуют ему, с одновременным их ранжированием по значимости и характерности для себя.
По мнению В.Н. Кунициной, самооценка, как и человеческая личность, формируется не в «вакууме»: она зависит от оценки окружающих, от личностных установок. Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной), при этом даже при осознании своих недостатков и достоинств (адекватная самооценка) не все испытуемые согласны признать их в тестировании, что особенно характерно именно для подростков. Кроме того, самооценка очень динамична и может меняться не только в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств и т.д., но и, особенно у подростков и легко внушаемых людей, даже в зависимости от выражения своего мнения окружающими, причем за очень короткое время (при этом такая внезапно изменившаяся самооценка может в дальнейшем сохраняться довольно длительный период).
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что одной прямой методики для правильного выявления самооценки у подростков недостаточно. Поэтому в психологии применяется ряд взаимосвязанных методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Это методики, основанные на самоописании субъекта. Самоописание может быть как открытым, явным, так и скрытым.
В прямых методиках испытуемый выражает свое отношение к определенным человеческим качествам и одновременно дает оценку наличия в нем этих качеств. Для подростков качества должны быть адаптированы на основе ценностей, актуальных для них на данном этапе жизни.
Тест может быть модифицирован в менее явную форму выражения своих предпочтений — перенесен в эмоциональную сферу (для оценки бессознательного эмоционального предпочтения базовых человеческих ценностей) путем замены вербальных оценок на цветовые.
Возможен вариант теста в виде 20 антагонистических пар черт личности (обаятельный — непривлекательный, сильный — слабый, разговорчивый — молчаливый и т.д.). В этом случае сложнее провести статистический анализ, в отличие от описанных выше методик, но этот метод обеспечивает непосредственную оценку испытуемым своих качеств. При ранжировании один подросток может подразумевать, что он обладает всеми перечисленными качествами, только в разной степени, а другой — что у него нет качеств на определенном уровне (в зависимости от предложенного списка качеств), тогда как в данной методике следует прямое указание на присутствующие черты.
Вопросы могут быть представлены не только как перечень качеств, но и как утверждения с подразумеваемыми ответами «да» или «нет» (например, «Я обычно уверен в себе», «Я чувствую себя подтянутым и энергичным»). Анкеты такого типа часто встречаются в популярных психологических изданиях и не всегда валидны, но профессионально составленный тест может служить отличной упрощенной методикой.
Упражнения на повышение самооценки у подростков
Для формирования адекватной самооценки упражнение «Обо мне» предназначен для того, чтобы помочь детям определить свои собственные положительные черты и характеристики и признать свои достижения. Ребенку требуется дописать эти предложения на свое усмотрение.
- Я был очень счастлив, когда …
- Мои друзья любят во мне…
- Я горжусь…
- Моя семья была счастлива, когда я…
- В школе я хорош в…
- Что-то, что делает меня уникальным, это …
Упражнение «Самоуважение»
Это упражнение отлично подходит для любого возраста, но этот шаблон предназначен специально для маленьких детей.
Важно!
Ведение дневника самоуважения — это отличный способ для вашего ребенка начать думать о том, что он делает и переживает, и настраивать его на позитивный взгляд на жизнь.
В этом рабочем листе перечислены три запроса на завершение предложения для каждого дня недели, начиная с понедельника.
На понедельник вашему ребенку предлагается ответить или заполнить следующие предложения:
- Что я сегодня хорошо сделал …
- Сегодня мне было весело, когда…
- Я чувствовал гордость, когда…
Во вторник:
- Сегодня я достиг …
- У меня был положительный опыт с…
- Что я сделал сегодня для кого-то …
Среда:
- Я чувствовал себя хорошо, когда…
- Я гордился кем-то другим…
- Сегодня было интересно, потому что…
В четверг вашему ребенку предлагается:
- Я чувствовал гордость, когда…
- Положительная вещь, которую я увидел…
- Сегодня я достиг …
Подсказки пятницы включают в себя:
- Что я сегодня хорошо сделал …
- У меня был положительный опыт (человек, место или вещь)…
- Я гордился кем-то, когда…
В субботу:
- Сегодня мне было весело, когда…
- Что я сделал для кого-то …
- Я чувствовал себя хорошо, когда…
И, наконец, воскресные:
- Положительная вещь, которую я увидел …
- Сегодня было интересно, потому что…
- Я чувствовал гордость, когда…
Выполнение этих занятий каждый вечер в течение недели должно помочь вашему ребенку чувствовать себя более оптимистично и начать сосредотачиваться на хороших вещах, которые случаются, а не на плохих.
Важно!
Изменения, такие как переезд, в другую школу или страну, развод родителей, могут повлиять на самооценку вашего ребенка. Если ваша семья переживает подобные ситуации, постарайтесь придерживаться семейных ритуалов к вашему ребенку, а также дарите ребенку много любви. Это поможет ему чувствовать себя хорошо, даже когда все вокруг меняется.
Особенности развития самооценки в подростковом возрасте
Характер самооценки подростков определяет формирование определенных качеств личности.
Например, по мнению А.И. Кравченко, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или чрезмерной самоуверенности, некритичности. Обнаружена также определенная связь характера самооценки с учебной и социальной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких колебаний в учебе, они имеют более высокий социальный и личностный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на разнообразную деятельность, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
К.Р.Сидоров считает, что подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточное ограничение в видах деятельности и большую направленность на общение, при малом содержании.
Агрессивные подростки характеризуются крайне завышенной самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, боязнью широких социальных контактов, эгоцентризмом, неумением находить выход из сложных ситуаций.
Подростки с низкой самооценкой склонны к депрессивным тенденциям. Причем в одних исследованиях установлено, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а в других — что депрессивный аффект появляется первым, а затем присоединяется к низкой самооценке.
Известно, что, начиная примерно с 8 лет, у детей активно проявляется способность оценивать свои успехи в различных областях. Наиболее значимыми оказались пять из них: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное одобрение. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а остальные три — для оценки со стороны сверстников.
По мнению А.И. Кравченко, на самооценку подростка наиболее сильно влияют педагогическая оценка, родители подростка и социально-психологический статус в группе сверстников.
Влияние педагогической оценки:
В отечественной психологии вопрос о влиянии педагогической оценки на самооценку подростков всесторонне изучен Б. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: направляющую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует у ребенка знания о себе и переживание собственных качеств, т.е. самосознание и самооценку.
Оценочное влияние учителя сказывается и на взаимоотношениях детей в классе, их взаимной оценке, которая выражается, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика.
Основываясь на современных научных знаниях, мы можем с достаточной уверенностью сказать, что связь между успеваемостью учащихся и их представлениями о своих способностях носит взаимный характер. Академические успехи, оценки учителя влияют на самооценку, ведь успешность в овладении знаниями является основным показателем значимости личности в современной системе образования. Под влиянием постоянных оценок самовосприятие часто становится негативным, самооценка занижается и направляется только на успехи в учебной деятельности.
Но и самооценка в свою очередь влияет на уровень успешности обучения через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Дети, чья самооценка не допускает высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо, и наоборот, дети, имеющие более высокую самооценку и позитивные представления о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше.
Исследование А.И. Липкиной было направлено на выявление механизмов связи между самооценкой подростка и его учебной успешностью. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.
Топ 10 книг для самооценки подростков
Название книги | Автор книги |
Ты можешь больше, чем ты думаешь. | Томас Армстронг. |
Будь лучшей версией себя. | Дэн Вальдшмидт. |
Ловушки мышления. | Чип Хиз и Дэн Хиз. |
Переходный возраст. | Лоуренс Стейнберг. |
Почему я? | Айджа Майрок. |
Гибкое сознание. | Кэрол Дуэк. |
Отказываюсь выбирать. | Барбара Шер. |
Пиши здесь, пиши сейчас. | Николь Ларю и Наоми Дэвис Ли. |
Хирамеки. | Пенг и Ху. |
Гении и аутсайдеры. | Малькольм Гладуэлл. |
Завышенная самооценка
Недавно на бензозаправке наблюдал такую картину. Подъехала новенькая, тонированная Ауди. Из нее вылез паренек лет восемнадцати. Очень такой модный, в солнцезащитных очках. И начал с барским видом давать указания сотрудникам заправки. Что им нужно делать, где нужно протереть. После того, как его заправили. Он небрежным жестом кинул девушке, которая его обслуживала пятьдесят рублей на чай и укатил.
По парню было видно, что его просто распирает от чувства собственной значимости, которую он стремится показать всегда и везде. И со стороны создается впечатление уверенного, крутого парня. Про таких говорят, «поймал звездную болезнь» или говорят, что у человека завышенная самооценка. Он действительно производит впечатление сверхуверенного человека, который очень высокого мнения о себе.
Но это только впечатление. В реальности, я считаю, что нет людей с завышенной самооценкой. На мой взгляд, это вариант нестабильной самооценки. Просто человек, создавая свою внутреннюю классификацию людей, несколько неправильно определил свое место.
Очень часто завышенная самооценка бывает у молодых людей, которые проецируют на себя успехи родителей. То есть деньги, связи, социальный статус родителей, это мой статус. Так как человек считает успехи родителей своими успехами, то он и находит семе место в классификации, на одном уровне с родителями. Соответственно он и ведет себя так, как будто он достиг таких высот. В тоже время остальные люди видят картину более объективно. И ставят его ниже, чем он сам себя оценивает.
Поэтому возникает определенный дисбаланс, между тем как человек оценивает сам себя, и тем как его оценивают окружающие. И у окружающих возникает впечатление, что человек оценивает себя неадекватно высоко. Поэтому и появилось выражение завышенная самооценка. Хотя далеко не все люди это понимают. Обычно возле человека с завышенной самооценкой, всегда крутятся люди, которым льстит такое крутое знакомство.
Будучи на ролях фактически шестерок, они с помощью этой связи компенсируют свою неуверенность. Ну и звезде хорошо, всегда есть кто-то, кто тобой восторгается, кем можно управлять и почувствовать себя еще более значимым.
Происходят мелкоамплитудные колебания, выше уровня реальности. Пики уверенности с фантазиями могут быть, а могут и не быть. Некоторые люди с завышенной самооценкой настолько вне себя от себя, что у них даже нет фантазий. А зачем фантазии, если я уже живу как в сказке.
А вот пики неуверенности для них нехарактерны. Потому что, столкнувшись с неудачей, они начинают искать причины неудач. И обычно находят их либо в других людях, либо во внешних обстоятельствах. И такое объяснение помогает сохранять самооценку. На графике есть один зубец падения самооценки. Такое может случиться, если человек столкнулся с серьезной проблемой и потерпел неудачу, либо получил осуждение от кого-то из того небольшого количества людей, которых он ставит выше себя.
Но эта яма в самооценке, как правило, не продолжительная. Человек снова быстро уносится вверх. Так как мы определились, что завышенная самооценка это вариант самооценки нестабильной, то и поведение по отношению к другим людям будет такое же, как мы описывали выше. Только оно может быть в еще более утрированной форме. Если в жизни случается ситуация, при которой происходит изменение своего места в классификации, то в результате происходит изменение графика самооценки.
Часто самооценка становится типичной для человека с нестабильной самооценкой. То есть появляются пики неуверенности, сопровождающие склонностями к депрессии. Во время которых человек может злоупотреблять спиртным.
Правила для формирования адекватной самооценки
Существует несколько правил для формирования хорошей самооценки:
- Значимую роль на пути преображения играет осознание. Важно трезво оценить свои внешние и внутренние данные. Для этого рекомендуется чаще смотреть на себя со стороны. Нужно внимательно проанализировать свои слабые и сильные стороны.
- Следует научиться уважать мнение окружающих, ценить их достоинства. Многие из них могут быть отличными специалистами в своей области.
- Рекомендуется научиться воспринимать конструктивную критику. Обида — самая неправильная реакция в подобной ситуации.
- При выполнении заданий нужно ставить высокие цели, но ни в коем случае не расстраиваться, не паниковать, если что-то пошло не так.
- Важно помнить, что у всех есть недостатки.
- Самокритика — хорошее лекарство от неверных самооценок. Она полезна для работы над собой и достижения новых результатов.
- Рекомендуется стать реалистом. Здесь важно понимание того, что человек не может быть идеален всегда и во всем.
- В своей деятельности следует учитывать не только собственное удовлетворение от проделанной работы, но и мнение окружающих.
- Важно позволить себе допускать ошибки. Неправильные решения — не катастрофа, а лишь урок на будущее. Следует помнить также о личной ответственности за все последствия.
- Не рекомендуется сравнивать себя с окружающими, рассуждать, хороший или плохой человек работает рядом с вами.
Завышенная самооценка делает человека заносчивым, уверенным в том, что окружающие люди что-то ему должны. Индивид делает неадекватные выводы о себе, завышая собственную значимость. Любые отклонения от адекватной самооценки — проблема для человека. Всегда важно трезво оценивать себя, свой потенциал.
Автор: mypsihologiya.ru
Виды и уровни самооценки
В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.
Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:
- правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
- ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
- способен критически посмотреть на себя со стороны;
- старается предвидеть результаты своих поступков.
Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.
Неадекватная самооценка
Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.
Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.
Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:
- они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
- не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
- часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
- подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
- отвергают помощь и поддержку окружающих;
- в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
- не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
- часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
- имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.
Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.
Заниженная самооценка
Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:
нерешительность и чрезмерная осторожность; зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке; стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих; комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость; чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм; мелочность, мстительность и завистливость; страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.
Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.
Что такое завышенная самооценка
Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.
Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.
Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.
Отрицательной стороной могут выступать:
- Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
- Эгоизм.
- Переоценка собственных сил.
Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.